Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Лекция 6

Безусловно, полностью объяснить воздействие сайентологии на личность лишь их психологическими методиками и лишь гипнозом невозможно, хотя там есть и то и другое. Но та быстрота, с которой они вторгаются в сознание человека, и те тяжелые последствия, которые это вторжение вызывает, все-таки заставляют подразумевать, что поскольку Хаббард был тесно связан с оккультизмом и сатанизмом, то, очевидно, всякий, кто поступает в сайентологию, по существу отдает себя в руки этих демонических сил. Воспоминания вначале о жизни нынешней, а потом и о жизнях прошедших, безусловно, подсовываются именно ими. При этом получается полное смешение реалий, когда человек уже не понимает больше, в каком мире он живет и какие реальные состояние он пережил в собственной жизни, а какие - в прошедшей. Ко мне приходили две дамы, которые тогда только что ушли из сайентологии (точнее, их оттуда выгнали по сайентологическому образцу: когда человек совершенно сходит с ума, его попросту вышвыривают. О нем говорить запрещается, как и интересоваться его судьбой). Эти женщины были в тяжелейшем психическом состоянии и говорили, что сайентологию основали пришельцы из космических миров, чтобы завоевать Землю. Они не могли жить без этого аудитинга и испытывали настоящую наркотическую зависимость от него. Они постоянно друг друга аудитировали, уже выйдя из сайентологии, и та, которую аудитировали, тут же впадала в транс, "возвращалась" умственно в ситуацию, которая была несколько дней тому назад, и начинала якобы читать мысли человека, с которым она несколько дней назад говорила. Вторая записывала. Потом они менялись ролями. Они принесли толстые кипы тетрадей в качестве свидетельских показаний, что эти люди говорили одно, а на самом деле думали другое, и были очень обижены на нас, потому что мы пытались их убедить, что не стоит к этому серьезно относиться.

Это был очень тяжелый случай. Были и другие случаи того, что совершенно здоровые люди, никогда не бывавшие у психиатра до обращения в сайентологию, приходили в очень тяжелое состояние после всех этих процедур. Сайентология в России действует с 90-х годов. Пришла она к нам в виде организации "Нарконон". Группа людей посетила в Лондоне ее штаб-квартиру, в том числе известный космонавт Павел Попович, а также некий доктор Владимир Иванов, который был сотрудником МВД, где занимался наркоманией, но ушел оттуда, потому что, как он сказал в своем интервью, его просьбу о заграничной стажировке в МВД не удовлетворили. Зато ее удовлетворили в сайентологии и стали посылать его на множество заграничных стажировок. Иванов хвастал по телевидению, что он - первый человек, привезший учение Хаббарда в Россию. Итак, в России был основан "Нарконон", была издана "Дианетика" и прошла очень шумная презентация ее в Кремлевском Дворце съездов. Экземпляры "Дианетики" были разосланы всем депутатам тогдашнего Верховного Совета, и о ней очень хорошо отзывался Сергей Степашин, тогда еще не глава ФСБ, а председатель комиссии ВС по безопасности. Тогдашний вице-президент Александр Руцкой цитировал Хаббарда в своих интервью. Словом, сайентология у нас прижилась. В России начал работать Хаббард-колледж по административной технологии - одно из сайентологических предприятий, которое предлагает некую "чрезвычайно эффективную систему управления". Срабатывает это так. Приходит хорошо одетый джентльмен к директору завода, дела у которого не слишком хороши, и говорит, демонстрируя разноцветную полиграфическую продукцию: "Здравствуйте. Мы - из всемирно известного Хаббард-колледжа.

Нашими услугами пользуются "Боинг", "Шанель", "Вольво", "Форд" (своя рука владыка - у нас не проверяют. - А.Д.)... Внедрите нашу технологию у себя на предприятии, и оно из убыточного превратится в процветающее. Прибыль вы будете иметь огромную, и вся она будет проходить через вас, поэтому вы будете иметь неограниченный контроль над этой прибылью и неограниченную власть над рабочими". Обычно это действует. Сайентологи внедрились таким образом на многие предприятия. В Москве это началось с вентиляторного завода "Мовен", различных страховых компаний типа "Налко", но с тех пор все эти "первопроходцы"уже разорилиось. Очень интересуются сектанты военно-космической промышленностью и внедрялись туда в городах Калининграде и Юбилейный Московской области, сильные связи у них и на Урале. Мэр г. Перми Владимир Филь объявил себя последователем Хаббарда и обещал перевести весь город на хаббардистскую технологию (правда, что-то у него не заладилось). Пермь вообще стала оплотом сайентологии: там и глава местного ТV - сайентолог, и на заводе "Пермские моторы" (секретное предприятие, на котором выпускают моторы для гражданских и военных самолетов) была внедрена система Хаббарда, а также в Екатеринбурге на "Оптико-механическом заводе" (почтовый ящик). Губернатор Новгородской области (не путать с Нижним Новгородом) также прошел обучение в Хаббард-колледже.

Что же это за обучение? Когда мне в руки впервые попали сайентологические учебные пособия, я быстро прочел их, что было несложно: они похожи на комиксы, в которых основное место занимают картинки. И пока читал, я физически ощущал, что тупею, а под конец ощущал себя просто дебилом. Они действительно действуют очень отупляюще. Во-первых, взрослая книжка ничем не отличалась от детской (там были и те, и другие), разве что тем, что в детской были нарисованы дети, а во взрослой - взрослые. В этих книжках три главные идеи. Главная идея Хаббарда такова: чтобы чему-то научиться, нужно понимать все слова в тексте; если вы не понимаете хотя бы одно слово, вы текст не усваиваете. Если вы прочтете следующий текст, то усвоите его еще меньше, следующий - еще меньше... В результате вы будете неучем, и виновато в этом то самое единственное слово, которое вы не усвоили в самом начале. Для того чтобы чему-то научиться, вам придется вернуться в самое начало, выудить это непонятое слово, выучить его и заново прочесть все. Тогда вы все поймете. Есть там и несколько других идей, столь же банальных. Например: учение должно быть наглядным - нельзя говорить о мотоцикле не видя его, а если мотоцикла нет, то нужно сделать модель из демонстрационного набора (который прилагается и состоит из различных фишек, скрепок, ластиков и прочего) либо вылепить из пластилина. Собственно говоря, это и есть все главные идеи. Вроде бы ничего вредного они не содержат. Процесс обучения проходит так. Приезжает человек и, естественно, платит деньги вперед. Начинается обучение с директора предприятия, который платит немалую сумму. Поэтому даже если первое занятие кажется ему странным или глупым, он уже не уедет - деньги заплачены.

А дальше на каждый день даются тексты. Вы сидите в классной комнате за партой и читаете эти тексты. Над вами ходит так называемый суперуайзер. Когда вы усвоите текст, вас экзаменуют и дают следующий. И так далее - никакого процесса обучения, собственно, там нет: вы просто читаете текст за текстом. Содержание их самое банальное: "Для того чтобы все рабочие правильно исполняли свою работу, каждый должен чувствовать себя на своем месте", "Каждый должен понимать процесс своей работы от начала до конца" и т.п. Как происходит усвоение? Вы читаете первый текст Хаббарда, в это время к вам подходит суперуайзер тычет пальцем в какое-нибудь слово и спрашивает, понимаете ли вы это слово. "Да, понимаю". - "Дайте определение (скажем, слова "планета")". Если ваше определение хоть на слово отличается от словарного (а там лежат словари Ожегова), то вам говорят: "Этого слова вы не знаете. Учите определение". Но вот вы выучили определение. "Составьте десять фраз с правильным употреблением этого слова и десять - с неправильным. Объясните, почему здесь правильно, а здесь - неправильно. Переходим к следующему слову." И так далее, и так далее... Таким образом, человек начинает заново изучать свой собственный язык.

Но естественный процесс обучения здесь нарушается. Ведь даже если мы не знаем какого-то слова, мы восполняем его по контексту в считанные мгновения. На этом основано обучение, например, иностранным языкам. Но если начинать разбирать каждое слово в отрыве от контекста, то этот интуитивный процесс достаточно быстро разрушается. И вместо того, чтобы понять какую-то вещь мгновенно, человек бьется целый день, изображая свой процесс мышления при помощи демонстрационного набора из фишек и скрепок. В конце концов наступает состояние эйфорической легкости: как это просто и как хорошо, спасибо Хаббарду, что я эту вещь понял. Хотя на самом деле понять ее "обычным способом"не составило бы никакого труда. Более того, как известно, вся фраза может состоять из знакомых слов, но сама она тем не менее может не иметь никакого смысла. Таких фраз в наследии Хаббарда достаточно. Если же вы обратитесь к суперуайзеру и скажете, что не понимаете фразу, в ответ он спросит: "Какое слово вы не поняли в этой фразе? Ищите слово, проверяйте все слова по словарю и выучивайте их заново". Очень быстро наступает отупление. Кроме того, в тексте появляется все больше слов, которых вы в словаре уже не найдете, потому что это сайентологический новояз. Тут же стоят сайентологические словари - и приходится учить новые слова по этому словарю. В конце концов человек плавно переходит на язык сайентологических слов и понятий, то есть - цель достигнута. Мы помним: кто контролирует язык человека, тот контролирует его мысли. Помимо обучения, идет процесс постоянного давления на человека: необходимо пройти аудитинг; только "очищенный" человек может действительно контролировать ситуацию. Так что параллельно включаются и другие процедуры. Когда человек приходит на эти курсы, он встречает отношение к себе доброжелательное, но как к неразумному недоумку - ребенку, который ничего не знает и не умеет, а если что-то и знает, то неправильно.

А поскольку к нам так относятся, мы начинаем эту роль играть: если к нам относятся как к неразумному ребенку, то мы и делаемся таковым и смотрим снизу вверх на мудрого всезнающего суперуайзера. Человек в таком состоянии делается особенно податливым и внушаемым. Когда таким образом обученный директор возвращается на свое предприятие, он посылает на учебу своих заместителей, за что, естественно, тоже платит деньги из бюджета предприятия. Затем - начальников цехов, потом - мастеров. На предприятии вводится хаббардистская система: рабочие обязаны изучать труды Хаббарда, обязаны ежедневно писать доносы (так называемые "оверты", выражаясь по-сайентологически) - на себя и на всех окружающих. За недоносительство полагается такая же кара, как и за сам проступок (прямо-таки нормы сталинского законодательства). Для разбора доносов существует набранная из числа сайентологов специальная "этическая комиссия", которая все их читает и делает выводы. Потом эти выводы передаются в "этисуд" ("этический суд"), состоящий также из членов секты. На заседание суда вызывают провинившихся, и суд выносит наказание. В конце концов число бюрократов начинает превышать число людей, которые что-либо производят, поэтому предприятие полностью разоряется. Очень многие из предприятий, на которые внедрились сайентологи, уже разорились, а на других дела идут все хуже и хуже. Но деньги выкачиваются мощным потоком. Завод "Мовен", по предварительным подсчетам, потерял десятки миллионов долларов, а потом директора его, убежденного сайентолога, кто-то застрелил в его собственном кабинете. Это убийство осталось нераскрытым, но замдиректора, также внедрявший систему Хаббарда, сразу же после смерти своего начальника был уволен. До сих пор завод пытается прийти в норму после тяжелейшего урона, нанесенного хаббардовской системой. Можно сказать, что в России сейчас Хаббард-колледж - это один из основных каналов, по которым сайентологи качают деньги. Это одна из немногих сект, которая практически не делает никуда никаких капиталовложений. В отличие, скажем, от мунитов, которые массу денег вложили в России и пока не получают отдачу. Сайентологи требуют немедленной самоокупаемости: "Делайте деньги, делайте больше денег..." - этот завет Хаббарда остается в силе.

Другой канал, который сейчас с Божией помощью удалось немного перекрыть, - это их медицинские программы, "очистительный марафон", о котором мы говорили в прошлый раз. Был основан "Центр детоксикации человека", который связан с "Наркононом" и со всеми предприятиями доктора Иванова. Процент излеченных они приводят самый фантастический, но в разных местах по-разному: где 60 процентов, где 75 или даже 90. Но на самом деле "Нарконон" не отслеживает судьбу своих пациентов, кроме тех, кто остается работать в "Наркононе" и других сайентологических предприятиях. О степени же невежества Хаббарда мы говорили в прошлый раз (вспомним его высказывание об алкоголиках). В России "Центр детоксикации" наркоманами не занимается, его задача - протаскивать людей через "очистительные марафоны", спекулируя на загрязненности окружающей среды и количестве токсинов, содержащихся в организме современного человека. Началось все это с того, что более двух лет назад в Россию приехала чета англичан Дэвид и Шейла Гейман (видные сайентологи; Дэвид в свое время был даже председателем опекунского управления), и - о чудо! в десятидневный срок им удалось получить подписанную замминистра здравоохранения Агаповым методичку, разрешающую внедрение программы очищения в России. Те из вас, кто имеет отношение к медицине, знают, что получить в такой короткий срок разрешение на внедрение новой медицинской программы - это нечто фантастическое. Обычно на это требуются долгие месяцы, а то и годы. После этого сайентологи тут же направились в санаторий "Васильевское" в Подмосковье - один из санаториев Кремлевской больницы, где провели "гуманитарную акцию". В то время в санатории находилась группа детей из Чернобыльской зоны, и сайентологи предложили (предварительно обработав группу врачей) пропустить этих детей бесплатно через программу очищения, что и было проделано. Сайентологи сняли об этом рекламный ролик, который теперь используют, чтобы шире вводить эту программу. Сайентологи объявили, что результаты получились замечательные: все радионуклеиды выведены из организма больных детей, что никак не было зафиксировано. Это называется нечистым экспериментом: когда человека выводят из зараженной местности, какое-то количество нуклеидов из его организма выходит в любом случае. Но у детей возник тяжелый фурункулез, который нужно было лечить при помощи антибиотиков, и ряд других осложнений, не говоря уже о том, что ежедневное шестичасовое пребывание в сауне вообще выдержит не каждый даже здоровый человек. Кроме того, программой предусмотрен прием витаминов в дозе, во много раз превышающей дневную, и бег трусцой.

В "Наркононе" это сочетается с другими сайентологическими процедурами, включая ежедневные доносы, в том числе и на себя - о мельчайших своих ощущениях, в данном случае медицинских. Конечно, это называется не доносом, а "отчетом о самочувствии", но вас приучают таким образом к будущему существованию в сайентологии. "Оверт" - это рассказ о негативных мыслях и чувствах, своих и чужих, по отношению к тем процедурам, которые вы проходите, и к трудам Хаббарда. Естественно, из того, что вы пишете, делаются выводы, и вас либо наказывают, либо поощряют. Так же, как в процессе обучения: вы уже по опыту знаете: стоит сказать, что не понимаешь фразу, и вас заставят долбить все слова, поэтому легче выучить фразу наизусть, чем проходить все "штрафные" этапы. Сайентологи теряют контроль над собственным языком и начинают говорить на сайентологическом новоязе: наступает состояние сайентологического дебилизма, когда цель совершенно не соразмеряется с тем, что они хотят сделать: они уверены, что всесильны. Простейший пример: на парламентских слушаниях по поправкам к закону о свободе совести вышла представительница сайентологии и стала зачитывать рекламный текст о своей организации, который совершенно не вписывался в контекст того, что обсуждалось. Ей тут же стали кричать, чтобы она говорила по существу (слушания были посвящены закону о свободе совести), но она продолжала бубнить свое, что производило очень тяжелое впечатление. Когда председательствующий лишил ее слова, она сказала: "Спасибо, я поняла то, что вы сказали" - и продолжала читать. Типичный сайентологический метод: подтвердить, что усвоила, и продолжать делать свое.

Они уверены в силе своего слова - как в том случае, когда кричат на пепельницу в уверенности, что она может им повиноваться. Существует рекламный листок московского центра дианетики с псевдоевангельским названием "Хорошие новости" ( они обычно пихают его в почтовые ящики). В одном из номеров они, видимо, решили облегчить тяжелое содержание, и поместили страницу "Сайентологи шутят". Эти шутки рассчитаны на людей, которые о сайентологии ничего не слышали: "Уж сколько раз твердили миру: чем легче кейс, тем ближе к клиру". Или: "Сплю один, зато не пин"; "Кейс подобен кроссворду: энграмма по горизонтали, трап по вертикали"; "Последний совет клиру: обыкновенный носовой платок будет служить вам в течение всех 750 часов одитинга, оставаясь практически сухим, если он имеет размеры корабельного паруса". То есть люди уже совершенно не отдают себе отчета в том, какое впечатление все это произведет и как подействует. Правда, ко всем этим шуткам прикладывается, по их обыкновению, словарик. Но вернемся к истории с детьми из Чернобыля. Налицо было грубое нарушение законодательства, потому что на детях нельзя апробировать никакие новые методики, к тому же без разрешения родителей. Но и при условии, что методика апробирована, нельзя было использовать те витамины, которые давали детям, потому что они не были лицензированы в России. Витамины эти производятся на заводе, принадлежащем чете Гейманов, и одно из условий сайентологической программы - все материалы для нее люди должны покупать у производителей, а не на стороне. Понятно, что Гейманы имеют двойной доход: не только от программы, но и от продажи своей продукции. Когда кончилась программа с детьми, Гейманы вместе с обращенными ими врачами созвали пресс-конференцию, на которой Дэвид так расчувствовался, что даже прослезился. Он сказал, что у нас замечательная страна: ни в одной стране им не позволяли работать с детьми, а у нас позволили... А дальше, имея методичку и рекламный ролик, Гейманы стали внедряться во все престижные больницы, имеющие сауны, и рекламировать свои программы среди "новых русских", которые, видя столь безупречные - 6 - рекомандации, послушно выкладывали по полторы тысячи долларов только за программу очищения, не считая проживания, питания и витаминов... Только в июне нынешнего года новый министр здравоохранения Царегородцев подписал приказ, отменяющий методичку Агапова и запрещающий использование любых методик, связанных с именем Хаббарда, в государственной медицинской системе. Когда нам удалось опубликовать обо всем этом статья в газете "Тверская, 13", возмущенные сайентологи стали ломиться к главному редактору, требуя опровержения. В редакции был организован "круглый стол", на которой от "Центра интоксикации" присутствовал некто доктор Воронцов, производивший впечатление истеричного человека. Я принес туда сайентологическую книжку, где рекламировался процесс очищения и доказывалось, какой это замечательный метод. На первой странице там были изображены унылые понурые люди, стоящие в длинной очереди перед дверью с надписью "Программа очищения"; с другой стороны они были изображены выходящими оттуда - веселые, сияющие. Главное, они все время подчеркивали: это не имеет никакого отношения к сайентологии - это отдельная программа. Просто Хаббард был таким многогранным человеком, что изобрел еще и это. На последней странице брошюры были изображены сияющие "очищенные" люди, которые стоят в очереди перед другой дверью, на которой написано: "Сайентология". Было очевидно, что все эти "программы очищения" - лишь вербовочный метод, чтобы тащить людей в секту. Я показал им эту брошюру, и они очень обрадовались: "Да, это отличная брошюра, мы перевели ее на русский язык и даем всем нашим клиентам". На вопрос о рисунке на последней странице последовал ответ: "Вы думаете, что мы дураки? Мы последнюю страницу из русского издания исключили!" Надо сказать, что активную кампанию против сайентологии ведет Германия, которая в этом смысле лидирует.

Там ведущие политические партии запретили членство в сайентологии. При правительствах немецких земель созданы специальные рабочие группы по сайентологии, которые стремятся к ограничению деятельности секты. В Баварии с 1 ноября вступил в силу закон, запрещающий государственным служащим быть членами сайентологии (почтальоны, учителя и т.д. при поступлении на службу дают соответствующую подписку). Немцы понимают, что сайентология - это не религиозная, а политическая организация фашистского типа с коммерческим уклоном. Сайентологи кричат, что в Германии наступил второй фашизм: раньше гнали евреев, а теперь нас. В США был ряд судебных процессов против сайентологов, тем не менее сейчас Америка вдруг взялась за них заступаться. В Англии им разрешили рекламу по телевидению после долгих лет запрета. В Греции закончилась двухгодичная проверка церкви сайентологии прокуратурой. Материалы переданы в суд с рекомендацией закрыть это предприятие. Начались процессы в Испании; во Франции все руководство лионской сайентологии отдано под суд за доведение человека до самоубийства. То есть Европа взялась за ум. Да и нам надо было бы брать пример с немцев, тем более что это было бы взаимовыгодно, потому что немцы тоже нуждаются в поддержке, испытывая американское давление. Но мы почему-то во всем ориентируемся на Америку. "Слово жизни" Эта шведская секта представляет неохаризматическое движение, которое имеет общее название - "Теология процветания". Может быть, вам приходилось видеть по телевидению странные богослужения, когда проповедник вещает со сцены, а весь зал отвечает "аминь!", "аллилуйя!", а потом включают музыку, и все начинают танцевать, постепенно разогреваются, а проповедник начинает ходить по рядам и накладывать на голову людям: "Я тебя излечиваю", "Я из тебя изгоняю бесов", и человек тут же падает и либо начинает биться в конвульсиях, либо вопит и катается по полу, либо просто лежит, "отрубившись". Это и есть "Теология процветания", у нас известная также под другими названиями: "Евангелие процветания", "Движение веры", "Проповедь веры". К нам они пришли через шведскую организацию "Новая жизнь" и называются либо "Живая вода", либо "Новая жизнь", "Живой родник", "Церковь нового поколения", или "Живая вера", и т.д. Это движение, в отличие от всех сект, о которых мы говорили до сих пор, не являет собой некую жесткую структуру, но внутри каждой секты, основыванной каждая в своем городе, контроль не меньший, чем если бы это была централизованная структура. Местные секты поддерживают друг с другом связь, обмениваясь проповедниками, оказывая взаимную помощь. В Москве они не так видны, но весь северо-восток нашей страны ими буквально наводнен. В Сибири их просто видимо-невидимо. У них центр в Абакане, там они пекут все новых проповедников, издают свою газету "Голос веры" (у меня есть несколько номеров, и в одном из них шапка: "Бог дай нам Россию!") и вообще действуют весьма активно. Несмотря на то что они говорят о себе как о христианстве, эта секта не христианская. Основателем и лидером "Теологии процветания" является американский проповедник Кеннет Хагин. Он родился в 1917 г. С начала 70-х годов он возглавил громадное библейское училище, который называется Центром библейской подготовки "Рхема" в г. Тулса, штат Оклахома США. Учение его распространяется через журнал "Слово веры" и ряд других массовых изданий. В 1983 г. в шведском городе Упсала был создан фонд "Слово жизни", который возглавил проповедник Ульф Экман. Он является главным лидером "Теологии процветания" в Скандинавии и духовным руководителем его экспорта в Россию. В 1981-82 гг.

Экман обучался в библейском училище Хагина в США, и с тех пор между американской и скандинавской "Теологией процветания" поддерживаются чрезвычайно тесные связи. В Швеции "Слово жизни" пользуется успехом - у него более 200 филиалов в стране, а журнал "Слово жизни" выходит 35-тысячным тиражом, что для Швеции весьма солидно. В России число последователей "Слова жизни" перевалило за 100 тысяч. Согласно учению "Теологии процветания", человек является духом, который имеет душу и живет в теле. Таким образом, мы видим резкий дуализм: разделение между телом и душой с одной стороны и человеческим духом - с другой стороны. Согласно этому учению, личность явлена только в духе человека. Здесь явное противоречие с Православием, которое учит о триединстве духа, души и тела в человеке, а также о том, что тело не ниже духа, а в Воскресении все три будут вновь воссоединены, и лишь тогда будет восстановлена полнота личности человека. "Теология процветания" утверждает, что у каждого нехристианина природа сатаны, причем христианин - это только тот, кто принадлежит к "Слову жизни", так что у нас с вами природа сатаны, и лишь если мы обратимся, то только тогда обретем в духе своем Божественную природу. Следовательно, дух уже обращенного человека делается совершенно свободным от греха, но душа и плоть продолжают сохранять связь с сатанинским миром (опять резкое разделение между духом и телом).

В "Слове жизни" присутствует ярко выраженная тенденция спиритуализировать человеческую деятельность и различные земные явления, объясняя их результатами действия духовных сил. Как они считают, духовный мир управляется и функционирует согласно определенным законам, знание которых может дать в руки человеку огромную силу. Главное - познать эти законы, и тогда мы сможем ими манипулировать. Обращение и духовные дары, которые человек получает при крещении, дают ему возможность приобрести власть в духовном мире. Но на духовный мир тоже в значительной степени распространяется влияние диавола и злых духов. "Слово жизни" считает, что христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин не может не быть и должен быть богатым, здоровым, процветающим и счастливым. Если человек таковым не является, значит он не истинный христианин. Однако сектанты признают, что в духовном мире есть определенные силы, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны, поэтому первая задача для христианина - избавление от этих препонов и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т.п.

Естественно, эти препоны являются работой диавола и его демонов, которые есть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Никакие рациональные объяснения ими не принимаются. В то же время идеологи "Теологии процветания" настаивают на том, что Иисус делегировал всю Свою власть христианам. Христиане должны использовать эту власть против нищеты, страданий и неудач, а также против угрозы войны и тех политических партий, с которыми они не согласны (в Швеции таковыми являются левые партии). Все эти проблемы вызваны духовными причинами, то есть деятельностью демонов. И даже Сам Иисус Христос зависит от того, как христиане используют свою власть над демонами, которую Он им передал, потому что Сам Он больше ничем не может помочь Своим последователям. Свою власть Он передал им, и теперь у Него власти нет, она находится в руках истинных христиан. Таким образом, мы видим яркий пример духовного капитализма с крайне правыми политическими интересами. "Слово жизни" считает, что устное слово обладает громадной творческой силой, поэтому они придают огромное значение провозглашению: устное слово, которое вы провозглашаете, - это ваша власть вязать и решить в мире. Все произнесенное вами должно произойти, и вы раз и навсегда связаны с произнесенным вами словом. Поэтому, скажем, если вы идете на собрание сектантов и вам говорят, что сейчас вас будут исцелять, и накладывают руки на голову, а вы после этого скажете, что чувствуете себя плохо, то так и будет - по вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то так и будет. Всякие негативные заявления чрезвычайно опасны, потому что произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в нашу собственную жизнь. Темой конференции "Слова жизни" в 1986 г. был лозунг: "Вы - боги". Правда, Ульф Экман позднее говорил, что не следует эти слова понимать буквально, но тем не менее если внимательно прочитать его писания, то такой лозунг будет логическим выводом из учения "Теологии процветания", которое утверждает, что после обращения природа человека полностью изменяется с сатанинской на Божественную (следовательно, человек делается Богом). Другая характерная для "Теологии процветания" теория, которую они обозначают английской аббревиатурой "JDS", что в переводе прекрасно ложится в аббревиатуру "ИУД" - "Иисус Умер Духовно". Эта теория базируется на том, что примирительная работа Иисуса по-настоящему началась только тогда, когда, умерев духовно на кресте, Он приобрел природу сатаны. Три дня сатана терзал и мучил Его в аду, покуда Он не воскрес и не был рожден свыше - точно так же, как христиане, обращаясь и крестясь, рождаются свыше.

И тогда Он обрел природу Бога, три дня пробыв в природе сатаны. Эти утверждения основываются на мнении идеологов учения "ИУД", что только духовные страдания может привести к духовным результатам, но ни в коем случае не физическое. Понятно, что это небиблейское и нехристианское учение является плодом дуалистической философии, которая восходит к мировоззрению "Теологии процветания". Мировоззрение это, естественно, является отрицанием Божества Христа, не говоря уже о таких кощунственных и богохульных утверждениях ИУДовцев, что Иисус обрел сатанинскую природу. Не менее проблематична и концепция молитвы "Теологии процветания": они утверждают, что Бог не свободен и связан духовными правилами, которые мы можем познать и использовать для своей пользы. Таким образом, соответственно, суверенность Бога остается для них незнакомой концепцией, как и свобода действий Бога. "Словожизневцы" считают, что умелое использование устного слова действеннее молитвы. Слово, сказанное с верой во Творца и доверием Ему как Отцу, должно заставить Бога немедленно исполнить просимое. То есть, произнося правильное слово, мы заставляем Бога исполнить то, что мы просим. По-настоящему непоколебимые отношения с Богом-Творцом даются в качестве дара при крещении - это есть краеугольный камень, в котором всякий верующий во Христа должен найти упокоение. Другая важная для "Теологии процветания" идея - идея духовного авторитета, их ключевая концепция. Все люди являются духовными существами - следовательно, христиане могут войти в тот же мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны. Таким образом, в силах христианина разрушить власть сатаны над личностью. И не только над личностью, но и над географической местностью или даже над какой-нибудь абстрактной концепцией типа высокого налогообложения. Особый род духовной брани называется "молитвой мук рождения". Молящийся такой молитвой должен просто кричать изо всех сил, не произнося никаких слов и стараясь вопить как можно громче и дольше. Ульф Экман заявил, что такая молитва еще более важна, чем говорение языками: "Когда Святой Дух прорывается через человека, Он испытывает нечто подобное физической боли, подобно ощущением женщины в муках рождения. Когда Господь приводит нас в такое состояние, мы думаем, что мы сошли с ума. Мы катаемся по полу, мы вопим в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут. Это невероятно мощная молитва, и диавол ненавидит ее. Он кричит на нас, что мы сумасшедшие и фанатики". Согласно "Теологии процветания", люди помещены в центре вселенной. Следовательно, молитва приобретает характер манипулирования людьми духовного мира, с тем чтобы результаты из духовного мира проявлялись в мире физическом.

Это чистейший пример оккультно-магического подхода к молитве. Но, как мы знаем, само слово "оккультный" значит "потаенный", и люди, которые вовлечены в оккультизм, пытаются высвободить тайные силы с помощью неких обрядов и проникновения в тайные законы. Такой подход весьма сходен с гностическим, который воспринимает духовное как верховный основной элемент, а физическое - как низшую сферу. Это откровенное знание для "словожизневцев" - сообщение от Духа Божия, которое напрямую передается нашему духу. Такое знание дает нам откровение - например, как понимать тексты Писания. Потому что никто из тех, кто находится за рамками "Теологии процветания", не способен Писание понимать, потому что они не получили откровенного знания. Структура "Слова жизни" строго иерархична. Никакая критика внутри организации недопустима; если какой-то член организации начинает высказывать критические замечания в ее адрес, ему объясняют, что критика исходит от духа критики, который называется также "духом Иезавели" - демонического духа. Многие члены секты страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства. По данным шведской статистики, процент бывших членов секты, которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. Многие из покончивших с собой членов секты никогда ранее (т.е. до вступления в секту) к психиатру не обращались. Одна из причин серьезных психических расстройств - род исповеди, обязательной для всех членов секты. Исповедь основана на том же принципе: всякое слово обладает творческой силой. Поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда и останется грешником. Можно исповедоваться лишь в том, что он свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права высказать их. В конце концов это приводит к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже не может сам себе признаться ни в какой ошибке, потому что винить он может только себя - Бог уже дал ему все, что мог, и больше дать Ему нечего. Совершенно очевидно, что "Теология процветания" не может считаться христианским движением - это грубая магически-оккультная система с элементами психического манипулирования и контролирования сознания. Прикрываясь псведохристианской идеологией, она отрицает практически все положения исторического христианства. Само название "Теология процветания" является кощунственным, потому что основывается на том, что христианская вера гарантирует ее носителю богатство и процветание, что является полной противоположностью словам Христа: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня" (Мф. 5, 11). И дальше: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16,24).

По существу "словожизневцы" отрицают Крест Христов, без которого христианство теряет всякий смысл и делается лишь кощунственной пародией на самого себя. Именно к ним относятся слова Господа: "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф. 5,13). В заключение - цитата из одного шведского религиоведа: "В этой "Теологии процветания" внешний физический мир не является подлинной реальностью, а духовный мир наполнен злыми духами, с которыми Бог оставил Своих детей наедине. Всякий раз, когда вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой - болезнь, усталость, депрессия, авария или что-нибудь другое, - вы должны воспринимать это как нападение из духовного мира. Вы должны воедино собрать всю вашу волю, все ваши духовные силы, чтобы немедленно провести агрессивную контратаку. Но именно это вы не можете делать бесконечно, и осознание этого, рано или поздно приходящее к вам, может иметь трагические последствия".

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную