Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Лекция 4
"Свидетели Иеговы"

Секта иеговистов хронологически следующая за сектой мормонов. Официальное ее название - "Свидетели Иеговы". Они известны также как "Общество Сторожевой башни". О них известно, что они ходят по домам, раздают свои журналы. Их специфическая особенность - отказ от переливания крови. Они возводят запрет на употребление крови к книге Левит и 15-й главе Деяний апостольских, где апостольский собор рекомендует новым христианам из язычников воздерживаться, в частности, от употребления крови. Из-за запрета на переливание крови у иеговистов погибло очень много детей, чьи родители отказывались от этой медицинской процедуры, а также людей, находящихся в бессознательном состоянии, потому что родственники тоже не давали на нее согласия. Кстати, этот отказ является юридической причиной, по которой можно предпринимать меры по отношению к этой секте, потому что он наносит реальный вред здоровью и жизни людей. Иеговисты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должности, отмечание государственных праздников, отдание почестей флагу и т.п. Все иеговисты считают себя гражданами единого теократического государства - Общества Сторожевой башни со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где под Бруклинским мостом находится их центр "Бетель" - комплекс приземистых серых кубообразных зданий, очень скучных и напоминающих склады или казармы. У одного из них наверху башенка с зубчатыми краями и всюду написано: "Сторожевая башня". Это их мозговой трест, правящая корпорация, всемирное правительство.

У этой теократии, рассеянной по всему миру, около 12 миллионов подданных - таково число членов этой секты (для сравнения: в Греции живет 11 миллионов человек). Эти подданные исправно платят налоги, весьма превышающие те, которые платят граждане любого светского государства, что дает представление о доходах правящей корпорации. Главный печатный орган иеговистов - журнал "Сторожевая башня", второй орган - журнал "Пробудись" ("Пробудитесь"). Дважды в месяц "Сторожевая башня" выходит в свет тиражом 12-13 миллионов экземпляров (т.е. 25-25 млн. экземпляров в месяц). Полиграфический центр, обслуживающий Россию, находится в Германии. С профессиональной полиграфической точки зрения это издание выглядит прекрасно: броские, яркие иллюстрации, хорошая бумага; журнал внушает доверие и бросается в глаза. Члены секты обязаны этот журнал распространять. Они покупают его на свои деньги, а потом продают. Это называется их свидетельством, которое каждый член секты обязан исполнять. Минимально допустимое количество свидетельств - час в месяц, среднее минимальное - 10 часов в месяц. Но чтобы быть на хорошем счету в секте, нужно свидетельствовать гораздо больше. То, что печатается в журналах (анонимно), - это абсолютная истина, которую критически обсуждать нельзя. Обсуждать то, что там написано, можно лишь с целью более глубокого усвоения и полного одобрения. На основании журналов строится богослужение у иеговистов. Оно проходит в "залах царствования"; в Москве, например, около 60 таких залов. Иеговисты либо снимают для этих целей помещение, либо (в других странах или в сельских местностях) строят такие залы, причем стараются сделать это за один день, собирая для этого максимальное количество людей. Богослужение у них такое же, как их здания - невероятно скучное. Профессиональных служителей, священников, у них нет - каждый мужчина старше 20 лет может быть предстоятелем. Характерная иеговистская цитата: "Бог же духовенства - это древнее языческое божество, это Ваал, это сам диавол". То есть наличие духовенства для них - критерий диаволопоклонничества религии. Обычно встречи в "зале царствования" проходят по воскресеньям и состоят из двух частей. Вначале выступает либо один из мужчин - членов общины, либо заезжий проповедник. Мужчина подробно разбирает журнал, держа его в руках, а проповедник, прибытие которого заранее рекламируется ("Приедет наш брат, который расскажет много нового"), просто рассказывает по гранкам содержание журнала, который выйдет через 2 недели. Выступления составляют длинную лекцию, которую проповедью не назовешь, но все ее со вниманием выслушивают. Потом поют простенькие песенки либо под аккомпанемент клавишных, либо под магнитофон. Записи сделаны в том же самом Бруклине.

Затем следует чтение журнала, номер которого все держат перед собой, с подробным разбором статей. Чтобы каждый усвоил все, что написано, в конце журнала приводятся вопросы по содержанию. Сначала читается текст, потом люди читают вопросы, находят ответы на них в содержании статьи и отвечают. Таким образом, содержание журнала усваивается очень эффективно. Все это очень похоже на печально известные политзанятия, которые многие из нас помнят. Только там все старались сесть на задний ряд, чтобы решать кроссворды, а здесь все делается не за страх, а за совесть. Женщины в богослужении активной роли не играют - лидерство у иеговистов только мужское; вообще отношение к женщинам строгое, потому что основатель секты Рассел был о них не очень высокого мнения (из-за трудностей с собственной женой). Расселу принадлежат слова: "Женщина - это низшее создание, которое Бог сотворил для мужчины, чтобы она ему ассистировала". Эта мысль часто повторяется у иеговистов. Естественно, они считают себя единственной истинной церковью - все остальные религии стопроцентно ложные; даже само слово "религия" они не любят и определяют религию как поклонение идолам, поклонение тварям. И лишь они одни поклоняются истинному Богу. Главное в иеговистском учении - отрицание Божества Иисуса Христа, Который для них есть некое высшее творение Божие, но не более того.

Они смешивают Христа с Михаилом Архангелом, которого якобы вначале звали Логос, а потом он стал известен под именем Михаила Архангела и стал человеком. Божественность Спасителя они яростно отвергают и доказывают, как могут, по Св.Писанию, что Он никогда не был Богом и не мог им быть, т.к. искупить человека мог только человек. Иеговисты отрицают и Воскресение Иисуса Христа. Человек Иисус Христос мертв навеки, воскрес Он в духовном теле. Что же касается пустой гробницы, они объясняют это так: либо тело растворилось в газах, либо Бог сохранил его до предъявления на Страшном суде. Отрицают они и Св. Троицу. В их журналах написано, что всякое учение о Троице исходит от сатаны. Иисус Христос Богом не был, как они пишут, а Св. Дух - это не личность, а некая сила, поэтому всякий человек, исповедующий Троицу, исповедует чистый сатанизм. Они постоянно подчеркивают, что Бога зовут Иегова, это Его единственное имя, от которого почему-то отказались все церкви, которые называют Его как угодно, но не тем именем, каким Он Сам Себя назвал. Этим также доказывается их принадлежность к сатанизму, как говорят иеговисты. "Иегова" - это, как известно, искаженное древнееврейское "Яхве", что значит "Сущий", "Тот, Кто есть" - название, которое Господь использовал, когда явился Моисею в горящем кусте. Когда Моисей спросил, как ему сказать народу, Кто послал его, Господь ответил: скажи им, что Я есмь Сущий (Яхве). Иеговистское учение о последних временах говорит о том, что якобы было несколько присутствий на земле Иисуса Христа.

Первые три с половиной года - период от Его крещения до смерти; второе началось в 1914 г., когда Христос, воскресший духовно, обратил внимание на земные дела и начал отделять овец от козлищ и образовывать настоящих христиан, чтобы готовить их к Своему Второму телесному пришествию и к тому, как выжить в грядущем Армагеддоне. То есть сейчас идет предварительный период отделения овец от козлищ. Иеговисты много раз предсказывали телесное пришествие Иисуса Христа - сначала в 1914 г. (но тогда произошло лишь Его "духовное пришествие", как они потом объяснят), потом в 1918 г. (но Он тоже не пришел), затем в 1925 г., когда воскреснут Авраам, Исаак, Иаков и другие пророки и явятся на землю, что и будет преддверием Второго пришествия (но опять ничего подобного не произошло). В отличие от других сект, которые признавали, что произошла ошибка и пророчество не удалось, иеговисты всякий раз выкручивались и переиначивали свои же предсказания, поэтому в 1914 г. состоялось "пришествие Христа в Духе", в 1918 г. Христос "вошел в духовный храм и начал его очищать" - это было начало "предварительного Суда", который должен был закончиться в 1975 г., когда Христос наконец должен был явиться телесно. Но 1975 год прошел, и опять ничего не произошло. По учению иеговистов, полное спасение получат лишь 144 тысячи верных (согласно Книге Откровения Иоанна Богослова). Это было учение их основателя Чарльза Тейза Рассела, но понятно, что это число было быстро исчерпано, потому что иеговистов сейчас уже больше 12 миллионов, а это больше, чем 144 тысячи. Тут им тоже нужно было как-то выкручиваться, поэтому они сказали, что 144 тысячи верных будут вознесены на небо лишь в первом воскресении, а у других будет воскресение более низкого сорта - они будут жить в раю на земле, есть бананы и апельсины и ходить среди пальм (это их любимая картинка). А 144 тысячи первых будут смотреть на них с неба и ими управлять. В конце концов все закончится кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде Архангела Михаила сойдет на землю в Своем Втором пришествии, возглавит воинство Иеговы и все неверные будут физически истреблены. Сначала они говорили, что это будет 2 миллиарда населения земли, теперь говорят, что 5 миллиардов. В битве верные иеговисты будут на стороне Бога, они получат свое оружие в руки и будут помогать Христу - Архангелу Михаилу расправиться со всеми неверными. У меня есть знакомый датчанин, который родился в семье иеговистов. Он нашел в себе силы порвать с сектой и сейчас живет другой жизнью, но рассказывал о своих детских воспоминаниях. Он ходил в школу и с другими детьми общался мало(праздники, дни рождения у них запрещены), но знал, что вот-вот придет Христос и тогда ему дадут в руки автомат и он должен будет уложить всех своих соучеников. С этим он рос. Можно себе представить, какое влияние оказывало это на детскую психику. Иеговисты не верят в бессмертие души. Они говорят, что Бог не может подвергать людей вечному мучению, Он милосерд, а милосердный хозяин не будет терзать бешеную собаку, а просто возьмет и пристрелит ее.

Есть люди, которые воскреснут и спасутся, а остальные будут уничтожены навсегда. Спасение же зависит от участия в делах Общества Сторожевой башни, и если вы останетесь в числе ее членов, у вас есть шанс на спасение, а если уходите, то такого шанса лишаетесь. То есть если вы всю жизнь распространяли литературу по 40-50 часов в неделю, но в один день перестали это делать, то прежние заслуги вам уже не зачтутся. Вы отпали и уйдете в вечное небытие. Поэтому у некоторых людей, призванных уже после того, как было исчерпано число 144 тысячи, еще есть небольшой шанс каким-то образом в это число попасть: может быть, кто-то из 144 тысяч в последний момент отпал и есть небольшие вакансии. Поэтому каждый может надеяться, что не только будет есть бананы на земле, но и попадет на небо. Возникает проблема соперничества в иеговистских общинах: кто может попасть в это заветное число? Потому что лишь те, кто крещены повторно небесным крещением и прошли миропомазание, могут причащаться (те самые 144 тысячи). Причащение у иеговистов совершается один раз в год. Это единственный праздник, который они признают - день еврейской пасхи 14 нисана. Это воспоминание не о Воскресении, а о смерти Христа. Существует негласное позволение причащаться только дряхлым старикам, которые могут быть из тех самых 144 тысяч. Правда, некоторые из молодых иеговистов тоже заявляют о своем праве на причащение, потому что чувствуют, что принадлежат к 144 тысячам, но другие активно против этого выступают, и большинство претендентов сдаются. В 1950 г. вышел иеговистский перевод Библии на английский язык "Новое слово".

Там подтасованы все места, где говорится о Божественности Спасителя, а также два греческих слова "теос" и "кириос" ("Бог" и "Господь") всюду заменены на слово "Иегова". Пока "Нового слова" на русском языке не существует. И если кому-то из вас доведется беседовать с иеговистами, то спросите, каким переводом Библии они пользуются. Очень полезно отсылать их к греческому оригиналу и показывать, где происходит подтасовка. Несколько слов об истории движения. У иеговистов общие корни с Адвентистами 7-го дня. Основателем адвентизма считается баптистский проповедник Уильям Миллер (1872-1849). Он американец, человек малограмотный (окончил не более двух классов школы), из бедной семьи, как и Джозеф Смит, основатель секты мормонов, который так и остался до конца жизни малограмотным и даже не научился сколько-нибудь связно писать. Миллер же очень любил читать и самоучкой многого достиг. До 35 лет он был скептиком-агностиком, а потом обратился, стал баптистским проповедником и начал активно изучать Писание. Как у большинства самоучек, системы у него не было, поэтому он стал кропать доморощенные теории и увлекся Книгой пророка Даниила, на которой сломались многие. Миллер тоже стал активно вычислять дату конца света и вычислил ее. А когда ему приводили слова Спасителя о том, что никто не может знать ни дня, ни часа, он отвечал, что предсказывает не день и не час, а год. В 1818 г. он вычислил год 1843-й. На него самого это произвело потрясающее впечатление: через 25 лет мир закончится! Если в это поверить, делается страшно. Миллер начал проповедовать, а так как он был человеком харизматическим и убежденным, то у него появлялось все больше сторонников. Народ в истерике ждал Второго пришествия. И вот пришел 1843 год, и... ничего не случилось. Миллер стал снова считать в надежде найти ошибку, и она нашлась: дату Второго пришествия пришлось продлить до 21 марта 1844 г. - дня весеннего равноденствия, когда все и должно было произойти. Но и тут ничего не случилось. Миллер впал в депрессию, но соратники убедили его, что считать нужно по еврейскому календарю, по которому новый год наступает 21 октября 1844 г. Миллер понял, что именно эта дата безошибочна. Его уверенность передалась людям, все перестали сеять и пахать и собрались в белых одеждах у горы в штате Нью-Йорк в ожидании восхищения на небо. Но день прошел, и опять ничего не случилось. Этот день стал днем Великого разочарования - официальный термин, который используется в религиоведческих учебниках.

Когда такое случается, одни отходят, а другие принимаются вычислять, почему все сорвалось (трудно отказаться от того, во что так много вложено), и пытаются найти ошибку. Один верный последователь Миллера, Хайрам Эдсон, на следующий день после Великого разочарования гулял по полю со спелой пшеницей, где и получил откровение от Бога: пришествие Господне произошло, но это было небесное пришествие - Христос вошел в Святая Святых Небесного храма, куда ранее вход Ему был закрыт. Там он начал суд исследования, т.е. рассматривает жизнь каждого христианина и судит, кто достоин воскресения, а кто не достоин. Этот суд займет от 80 до 100 лет, а потом наступит Второе пришествие. Это и есть ключевая доктрина адвентистов (помимо соблюдения субботы), в которой кроются корни иеговизма. Вторая основательница адвентистов - пророчица Элен Уайт. Она была обычной девушкой, а когда ей было 15 лет, кто-то кинул ей в лицо громадный камень. Элен была изуродована и долго находилась между жизнью и смертью, но ее выходили, после чего у нее начались странные припадки, которые она называла "небесными откровениями".

Эти откровения изданы, очень почитаются , а адвентисты считают их вероучительными источниками наряду с Библией. Итак, иеговисты имеют общие корни с адвентистами. Второй корень - популистское движение в Америке конца 19 века. Тогда слово "популизм" имело несколько иное значение, чем теперь - это было название движения протеста маленького человека в капиталистическом обществе, задавленного огромными корпорациями. Популистские лидеры представляли правительство как единую коррумпированную систему, которая контролируется богатым классом, или олигархией, и собирает все плоды труда простого человека, который является лишь винтиком в этой большой машине, выбрасываемым после использования. Все большие церкви виделись тоже частями единой государственной машины, противостоящей маленькому человеку и перемалывающей его. В первую очередь это касалось католической церкви в Америке и больших протестантских деноминаций. В качестве антитезы возникали мелкие политические партии и религиозные движения, которые протестовали против давления на личность со стороны крупных образований. Здесь-то и нужно искать корни иеговистского движения, которое основал Чарльз Тейз Рассел (1852-1916). Правда, современные иеговисты не очень любят на него ссылаться и прибегают к анонимности (есть анонимная правящая корпорация), но Рассел - это тот человек, без которого иеговизма не существовало бы. Родился Рассел в Питтсбурге (штат Пенсильвания) в пресвитерианской семье. По странному совпадению, он тоже имел два класса образования, хотя потом подучился самоучкой и стал помогать отцу, который держал платяную лавку. Чарльз оказался очень способным бизнесменом, многого достиг в торговле и приобрел большое состояние. В 16 лет он попал под влияние адвентистов, которые приходили в себя после Великого разочарования. Тогда адвентисты указывали новую дату Второго пришествия - 1874 год - и уже на нее возлагали большие надежды. Но конца света опять не случилось. Рассел еще поддерживал отношения с разочарованными адвентистами, когда в 1876 г. услышал о маленьком адвентистском журнальчике "Глашатай утра". Там было написано, что осенью 1874 г. Христос пришел на землю незримо, а вот уж через три с половиной года - весной 1878 г. - верующие будут восхищены на небеса. Рассел полностью обратился, свернул торговлю и всю прибыль отдал на поддержку журнала. Издатель сделал его своим помощником, но Рассел был человеком независимым и долго оставаться в помощниках не мог. Поэтому когда обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он основал свой журнал - "Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова". Это был первый журнал иеговистов, хотя тогда они еще Свидетелями Иеговы не назывались. Рассел быстро отошел от адвентистов и стал публиковать свои собственные доктрины - в частности, стал вычислять собственную дату Второго пришествия. Он тоже обратился к Книге пророка Даниила, в которой нашел место, где говорилось о царе Навуходоносоре, с которым семь раз случался период безумия. Рассел истолковал эти семь раз как семь пророческих лет, каждый из которых длится 365 дней.

Таким образом он получил период в 2520 дней, которые перевел в годы, и получилось 2520 лет, к которым он прибавил год 607-й до Р.Х. - дату разрушения Иерусалимского храма. Таким образом он получил 1914 год. Эта дата ему очень понравилась, потому что времени с 1878 по 1914 гг. было еще достаточно и можно было обратить много людей. Тогда же он увлекся пирамидологией (это одно из доказательств его связей с оккультизмом). Он назвал пирамиду Хеопса (все оккультисты ее очень любят) Библией в камне и стал измерять ее параметры, умножать и делить их друг на друга, и в конце концов тоже получил 1914 год, что было лишним подтверждением даты Второго пришествия. Оккультисты всех времен и народов очень любили пирамиду Хеопса. И сегодня можно увидеть по телевизору какого-нибудь доморощенного мага, рассуждающего о волшебных свойствах пирамиды Хеопса и подсчитывающего ее параметры, а затем делящего и умножающего их друг на друга. Таким же образом он получает какую угодно цифру - и расстояние от Земли до Луны, и любую необходимую ему дату. В свое время мы поговорим об этом подробнее. А пока, чтобы немного вас позабавить, приведу вычисления из книги Умберто Эко "Маятник Фуко" - измерения обычного итальянского газетного киоска. Ширина его - 149 см, что является одной стомиллиардной частью расстояния от Земли до Солнца; высота задней стенки - 176 см, если разделить ее на ширину окошка (56 см), то получится число Пи - 3,14; высота передней стенки - 19 дм, что составляет число лет греческого лунного цикла; сумма высоты двух передних и двух задних углов (190 х 2 + 176 х 2) - 732, а это есть дата победы над арабами при Пуатье; ширина прилавка - 3 см 10 мм, а ширина козырька над окном - 8 см 8 мм, а если заменить первые цифры соответствующими им буквами алфавита, то получится С10Н8 - формула нафталина...

Понятно, что из параметров пирамиды Хеопса тем более можно получить все что угодно. С приближением 1914 г. Рассел стал все больше отходить от традиционного протестантизма. Именно тогда он стал отходить от веры в Св. Троицу и в Божественность Иисуса и начал публиковать том за томом свои "Исследования писаний". К моменту его смерти в 1916 г. это был 6-томный сборник с общим тиражом 13 млн экземпляров. Рассел чрезвычайно высоко ценил свои толкования и говорил, что если человек изучает Библию, то все, что ему нужно, это "Исследования писаний". Если человек 20 лет изучал Библию по его толкованиям, а потом стал читать только Библию, то через три года он окажется в кромешной тьме. Если же будет наоборот (человек читал Библию, а будет читать только толкования), то ничего страшного не произойдет и человек по-прежнему будет находиться в свете, потому что все, что нужно взять из Библии, в толкованиях есть. Первый свой кружок Рассел назвал "Исследователи Библии" - это и есть первое название иеговистов, а их первое поколение так и называлось: "исследователи Библии". Сторонники Рассела считали его благоразумным рабом (Мф. 24,45) и Лаодикийским вестником, т.е. седьмым, последним, посланником Христианской Церкви. "Благоразумным рабом" его назвала его супруга, которая очень пропагандировала своего мужа. Правда, когда у них начался бракоразводный процесс, она называла его уже "рабом неверным и неблагоразумным". Рассел прожил достаточно долго, чтобы убедиться в ложности своих предсказаний, потому что в 1914 г. Второго пришествия опять не произошло, хотя эта дата и была самой удачной из всех - началась первая мировая война. Естественно, все, что было возможно, иеговисты из этой даты выжали. В 1916 г.

Рассел умер, его похоронили под каменной плитой, на которой он называется "Лаодикийским вестником", а рядом установили большую каменную пирамиду, которая сохранилась до сих пор на кладбище близ Питтсбурга, и туристы очень любят рассматривать и фотографировать ее. Следующего главу иеговистов звали Джозеф Франклин Руттерфорд. Юрист по образованию, он не снискал особой известности, но стал последователем Рассела и помогал ему юридически в бесчисленных судебных тяжбах (это были и бракоразводные процессы, и различные нравственные обвинения, и скандальная история с волшебной пшеницей, на которой Рассел заработал большие деньги, уверяя своих последователей в том, что она принесет невиданные плоды, но которая этих ожиданий не оправдала). Руттерфорд стал вице-президентом Общества исследователей Писания. По инструкции Рассела, его преемник на посту президента должен разделять свои полномочия с советом директоров Сторожевой башни, которого сам Рассел назначил на пожизненный срок. После его смерти началась серьезная борьба между Руттерфордом и советом директоров, в результате которой Руттерфорд вышел победителем. В ходе борьбы применялось физическое насилие, когда директоров вытаскивали за шиворот из зала заседаний, но в результате Руттерфорд стал единоличным властителем организации. Правда, после всех скандалов часть сектантов откололась, и некоторые из них (например, чикагская группа Исследователей Писания "Зари") существуют и доныне. Чтобы отделить своих последователей, Руттерфорд назвал их "Свидетелями Иеговы", это имя они и сохраняют до сегодняшнего дня. В отличие от Рассела - харизматического проповедника, но довольно слабого организатора, Руттерфорд обладал железной хваткой. Все свое внимание он обратил на проповедническую работу и приобретение новых членов. В 1927 г. он ввел обязательно правило распространения литературы по домам. В конце первой мировой войны, в 1917 г., Руттерфорд подвергся тюремному заключению за то, что призывал американцев отказываться от службы в армии. Ему вместе с другими иеговистами дали срок в 30 лет за измену родине, но через год дело по апелляции было пересмотрено и их отпустили. Руттерфорд был также очень настроен против католической церкви.

В своей проповеди он использовал новейшие средства своего времени - в частности, передвижные радиостанции. Он пережил большие сложности с очередным концом света, который был назначен на 1925 г., когда должны были воскреснуть три великих пророка. Он построил для них роскошный дворец на юге Калифорнии, который назвал "Бет Сарим", где пророки должны были жить после своего пришествия. Но пророки не пришли, зато у Руттерфорда появилась замечательная летняя резиденция, где он жил каждое лето. Он был известен и своей скандальной личной жизнью и, в отличие от Рассела, который только однажды привлек к себе внимание тем, что был участником бракоразводного процесса, любил покутить и имел проблемы с алкоголем. Во всяком случае слухов о нем было очень много. Он жил на очень широкую ногу и не скрывал этого. Следующим президентом секты стал Натан Кнорр. Он был еще менее харизматическим лидером, а больше бюрократом, плодом иеговистской правящей структуры, и многое сделал для ее укрепления. Его личная власть достигла таких размеров, о которых Руттерфорд не мог и мечтать. Кнорр первым обратил внимание на подготовку каждого члена к проповеднической деятельности. Раньше иеговисты таскали с собой граммофон и когда им открывали дверь, они ставили пластинку с проповедью Руттерфорда. Теперь же Кнорр заставил их проповедовать самостоятельно. А так как Кнорр, в отличие от Руттерфорда, был человеком не письменным и сам своих трудов писать не мог, то вошла в традицию анонимная публикация иеговистских документов, которые до того подписывались.

Теперь же все публиковалось от лица правящей корпорации и никаких личных мнений в этих статьях не присутствует. Благодаря хорошо организованной проповеди секта стала быстро расти. Тогда же ее главный идеолог Фредерик Франц пересчитал и отредактировал все возможные даты конца света. Невидимое возвращение Христа он перенес с 1874 на 1914 год, а в 60-е годы на страницах "Сторожевой башни" появилась новая дата пришествия Христова - 1975 г., которому должен был предшествовать Армагеддон и третья мировая война. К началу 1975 г. численность секты составляла около 5 миллионов человек (в 1941 г. их было не более 100 тысяч). В начале Второй мировой войны, в 1943 г., когда советские войска заняли Западную Украину и Белоруссию (то, что было частью Польши), иеговисты, проживавшие на этих территориях, оказались в нашей стране. Обращенные иеговистами люди, собственно говоря, и обеспечили ту преемственность, благодаря которой иеговисты продержались весь советский период, а также оказались тем плацдармом, с которого иеговисты начали разворачиваться после начала перестройки в нашей стране. В 70-х гг. произошли реформы в штаб-квартире Сторожевой башни, которые касались власти президента. Эта власть была уменьшена, потому что правящая корпорация возмутилась тем, что все решения президент принимает единолично. До этого президент был председателем совета директоров из 7 человек. В 1971 г. была создана новая, более крупная структура правящей корпорации, в которую вошло 11 человек (включая 7 директоров). На заседаниях этой правящей корпорации и решаются все вопросы управления сектой. Кнорр скончался в 1977 г., уже после очередного "конца света", а его место занял Фредерик Франц, который и должен был расхлебывать провал этого пророчества, после которого очень многие секту покинули. Именно Францу пришлось принять драконовские меры для нового притока обращенных. Он провел основательную чистку (даже изгнал из правящей корпорации своего собственного племянника), ввел мощное единообразие и единовластие и несколько пересмотрел тактику. С этого момента начался новый рост секты. Франц ввел новую практику. Иеговисты считают, что живут в единственно верном - теократическом - правительстве. Христос явился в 1914 г. и с тех пор незримо присутствует на земле, а реальную власть Он дал правящей корпорации Сторожевой башни, которая и осуществляет правление верными, а по существу всей землей, потому что лишь верные это правление признают. Они являются вестниками и воплощением правления Христа во всем мире. Правящая корпорация и есть тот самый верный раб, которого Господь над многими поставил. Но так как у иеговистов нет своей страны, они ни в одной стране реальной власти не имеют. Если бы такая страна была, то они могли бы применять там свои законы, которые были бы очень жесткими. Слава Богу, такой страны нет. Для отступников есть лишь одна мера наказания - смерть, но казнить иеговисты никого не могут, потому что права такого у них нет. Но они могут считать каждого отпавшего мертвым, не существующим. И если они видят такого человека на улице, они должны пройти как бы сквозь него, как будто видят призрак; никакое общение с ним в принципе невозможно. Когда мой знакомый датчанин ушел от иеговистов, он стал для своих родителей мертвым. Когда о нем спрашивали, отец и мать говорили, что их сын мертв, а на улице они проходили мимо, не замечая его, как и все его прежние друзья и знакомые. Если вы хотя бы слово говорили исключенному или ушедшему из секты, то сами подпадали под тот же смертный приговор, который как бы подвешен в воздухе, но для членов секты вполне реален. Франц был главным идеологом иеговистов в течение 50 лет - до самой своей смерти в 1992 г. - все правление Кнорра и все свое правление. После его смерти был избран новый президент - 72-летний Милтон Хеншель. Пятый президент Сторожевой башни был вторым по младшинству - лишь один человек был моложе него (ему было 69 лет), двум другим было по 75, а остальным - по 80 и 90 лет. Все это - глубокие старики, они засыпают на заседаниях правящей корпорации и к моменту принятия решения их нужно будить. Хеншеля избрали потому, что он был единственным, в ком осталось хоть сколько-то энергии. Сейчас иеговисты приближаются к очень тяжелому структурному кризису, потому что у них нет выбора. В правящую корпорацию можно избрать только человека, который принадлежит к известным нам 144 тысячам - править на земле могут лишь те, кто будет править и на небе. Но эти 144 тысячи уже совсем кончаются, потому что в 1935 г. Руттерфорд объявил, что небесное призвание закончилось. После этого крещение началось уже "второсортное" - для тех, кто будет жить в земном раю и питаться бананами. А 144 тысячи будут править с неба, поэтому в правящую корпорацию и должны входить только люди из 144 тысяч, остальные же причислены к великому множеству. Но поскольку иеговисты крестят человека, который достиг сколько-нибудь сознательного возраста, те иеговисты, которые были крещены до 1935 г., должны были родиться как минимум в начале 20-х гг. (то есть сейчас им далеко за 70).

Еще десяток лет - и из них никого уже не останется. "Разумный и верный раб", входящий в 144 тысячи, физически кончается. Что будет потом, неизвестно. Всемирная организация иеговистов насчитывает 12 млн человек, из которых большинство составляют женщины, которые в правящую корпорацию войти не могут. Сами принципы учения не позволяют иеговистам передавать власть никому другому, и будет очень интересно посмотреть, как они будут менять эту дату - 1935 год. По их учению, эпоха язычников длилась с 1914 по 1925 гг., когда Христос воцарился как Царь царств. С этого момента началось его невидимое присутствие на земле, о чем свидетельствуют, как они говорят, войны невиданных масштабов, голод, землетрясения и распространение учения "Свидетелей Иеговы" по всему миру. Кроме того, в 1914 г. исполнилось пророчество Книги Откровения: Христос в виде Архангела Михаила низвергся на землю, а в 1918 г. началось небесное воскресение, когда небесные помазанники из числа 144 тысяч были вновь оживотворены Иисусом Христом в духовном мире. Помимо этого, в 1918 г. Христос пришел, чтобы смотреть духовный храм во исполнение пророчества Малахии (1 Пет.). Вслед за этим в 1919 г. Ангелы под предводительством Иисуса начали отделять пшеницу (помазанников, зачатых от Духа) от тех, которые будут жить на земле. В 1919 г. Иисус провозгласил "верного раба" (144 тысячи) счастливым и дал им то положение, которые они занимают сейчас. Есть у иеговистов и теория трубных гласов. На семи их конвенциях с 1922 по 1928 гг. принимались трубные гласы и особые резолюции, затем, в 1935 г., были собраны последние из 144 тысяч избранников и на земле началось второе собрание великого множества будущих жителей земного рая. Поэтому нужно не только заменить 1935 год на другой, но и перелопатить всю эту систему, которая на нем завязана. И система эта отнюдь не абстрактна - она буквально вдолблена в каждого иеговиста. То положение, которое складывается у них сейчас, напоминает кризис 1916 г., когда после смерти Рассела началась организационная неразбериха и Руттерфорду пришлось отредактировать ряд учений, которые появились при Расселе, объявив, что он более не является верным и благоразумным рабом, а пирамида, которую Рассел назвал "Библией в камне", на самом деле "диавольская Библия".

Тогда благодаря перестройке Руттерфорду удалось прийти к власти и создать свою организацию. Сейчас приближается второй кризис, более мощный, чем первый. Они осознают, что приближаются последние времена, количество избранников быстро сокращается и либо сейчас все нужно спасать Вторым пришествием, либо что-то должно произойти. Крестят они погружением. Крещающий становится рядом с крещающимся и поддерживает его, а он ложится на спину в воду и встает уже крещенным. Они любят крестить людей на своих конвенциях в надувных резиновых бассейнах. Причастие выглядит так: наливается виноградный сок, над ним читается какая-то молитва, а потом подходят либо старики, либо кто-то из молодежи, кто может дерзнуть и говорить, что он восполняет. Подходят и из отдельных стаканчиков отпивают. Может быть, иеговисты додумаются до того, что устроят в аду рай. Сначала устроили для 144 тысяч, а потом для остальных иеговистов. Ада нет. Есть только два класса спасенных: те, которые будут спасены, и остальные, которые будут просто уничтожены, потому что милосердный Господь не может терпеть людских мучений. Ад и означает вечное уничтожение.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную