Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Л Е К Ц И Я 2

Недавно мне в руки попался журнал, в котором приводятся такие цифры: в России от 400 до 500 тысяч всяческих магов, целителей и экстрасенсов, 100 тысяч из них - в Москве. И это не считая руководителей сект - с ними цифра будет на порядок выше. Итак, в прошлый раз был задан вопрос: что такое секта? Мы будем давать ответ на него в течение всего семестра. Но начнем с того, что тоталитаризм религиозный связан с тоталитаризмом политическим. Все знают об оккультных корнях немецкого нацизма, а последние публикации говорят о связях большевиков с Рерихами и другими оккультными учителями и группами.

Остается темной фигура Гурджиева, который, по всей видимости, был связан и с нацистами, и с коммунистами. С другой стороны, каждая секта стремится к тоталитарному контролю над миром, к мировому господству. У каждой в той или иной степени есть планы захвата власти над миром, как это ни смешно звучит, есть и некоторая схема идеального порядка, который они намерены установить в случае своего прихода к власти. На подступах к определению феномена сектантства нужно говорить о тоталитарном сознании. Само по себе оно не является непременной принадлежностью секты, потому что может существовать и в любом другом коллективе, а также быть присущим отдельному человеку. Все зависит от того, насколько оно велико. Тоталитарное сознание может существовать и в приходах: я знаю несколько таких приходов в Москве, в том числе это приходы реформистской направленности. Идея здесь в некоем гуруизме, когда священник вместо того, чтобы быть посредником между человеком и Богом, делается неким абсолютным гуру, который все фокусирует на себе. Некоторые наши отцы называют это феноменом "младостарчества". То есть говоря о тоталитарном сознании, надо помнить, что это есть некое искушение всего падшего человечества. Более того - возведение идолов, с которым христианин постоянно должен бороться. В словарях определение секты выглядит примерно так: секта - это относительно небольшая религиозная группа, противостоящая основной конфессии (или основным конфессиям) страны. Это определение для нас не очень подходяще, потому что оно чисто социальное. Если руководствоваться этим определением, то, скажем, Православие во Франции вполне под него подпадет. Попытаюсь определить четыре основных признака тоталитарных сект.

1. Наличие гуру (лидера). В секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем. Никакой связи с Богом, каким сектанты Его себе представляют, помимо лидера в секте нет и быть не может. У кришнаитов есть на этот счет очень характерное высказывание, которое принадлежит основателю кришнаизма Свами Прабхупады: "Если у вас есть проблемы с Богом, вам может помочь лишь один человек на свете - ваш гуру. Если у вас проблемы с гуру, вам уже никто не может помочь". Такую роль играет гуру в любой секте. Очень многие секты со смертью гуру распадаются, а если этого не происходит, то в них существует некий образ гуру и некая организация, которая воспринимает на себя его роль. С ростом организации у гуру появляется множество помощников, "приближенных лиц", которые играют его роль для рядовых сектантов. Они подражают гуру, а сектанты - им. Такая пирамидальная структура обеспечивает жесткость контроля и единообразие в организации.

2. Организация. Сектантская организация - это не религиозная организация в том смысле, как мы обычно привыкли ее себе представлять. Если ее с чем-то сравнивать, то больше всего она похожа на мафию или на кадровую партию ленинского типа - сжатую "в один громящий кулак", с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением, с совершенно определенной нацеленностью на захват позиций (почта, телефон, телеграф и т.д. - в данном случае в переносном смысле), на овладение всем миром. Ни одна из сект (или почти ни одна) не считает своей главной целью ту вербовку на улицах, которую мы все видим. Их главная цель - заполнение тех влиятельных позиций, которые помогут им навязать свою организацию, свое вероучение области, стране, миру. Россия сейчас представляет собой классический пример того, как работают сектанты. Есть негласный договор между ведущими сектами (муниты, сайентологи, кришнаиты) о разделении сфер влияния: муниты работают в области образования, сайентологи рвутся в военную промышленность и администрацию, Церковь Христа действует среди молодежи в технических вузах и техникумах. Каждая стремится к захвату командных постов. Если сайентологи подчиняют себе директора фабрики, то все рабочие оказываются в их распоряжении: сверху легче насаждать свою систему. Если муниты обращают учительницу, то она ведет к ним весь класс. Французская телевизионная группа, которая ездила в одну из московских школ, сняла мунитскую учительницу, с наивной гордостью сообщившую, что из 60 учеников через год работы с ними 20 стали регулярно ходить на молитвенные собрания. 3. Метод. Метод - это то, что делает лидера лидером. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру. До конца этот метод непередаваем, вне организации его воспринять нельзя. Что касается простоты и доходчивости, то здесь все понятно: мы живем в век инструкций, в которых все расписано. Например, вы покупаете пакетик, открываете его, высыпаете его содержимое в стакан, наливаете туда воды и пьете. "Райское наслаждение". Это то, что я называю "растворимой религиозностью". Любая секта предлагает такие же простые инструкции, такой же простой рецепт: делайте то-то и то-то, и вы достигаете. Чего? Вот тут-то и начинается метод любой секты, его всеобъемлемость. Возьмите любую сектантскую листовку, и вы прочтете (как это было, например, у АУМ Синрике), что членство в секте улучшает здоровье, повышает интеллект, приносит удачу, учит левитировать - летать по воздуху, входить в состояние невероятного блаженства, достигать спасения.

Другой, более характерный пример. Многие из вас слышали о секте под названием "Трансцендентальная медитация" ("ТМ"). У них в Щелково есть завод, где они выпекают идоложертвенное печенье, которое люди едят, ни о чем не подозревая. Из Омска недавно звонили: "ТМ" предложил построить там большой компьютерный центр от университета Махариши. Представители секты говорят, что не имеют отношения к религии, что трансцендентальная медитация - это научно доказанный метод. Демонстрируют множество графиков и схем (что в России имеет особенно большой успех) и учат говорить определенную мантру - слог или пару слогов - утром и вечером по 20 минут. От этого вы опять же получите все: улучшится здоровье, повысится умственный коэффициент, придет успех по службе. Если на каждом предприятии 20 процентов тружеников будут медитировать утром и вечером, то выпуск продукции повысится во много раз. Если будет медитировать 10-15 процентов городского населения, то исчезнет преступность и начнется процветание, а если медитация распространится на всю страну, то у нее будут такие вооруженные силы, что никто никогда не нападет, а уж если весь мир будет медитировать, то воцарятся вечный мир и согласие... В качестве исторического курьеза: когда на Филиппинах впервые появилась "Трансцендентальная медитация", то сначала там произошло катастрофическое извержение вулкана, а потом свергли президента Маркоса. Когда трансцендентальная медитация началась в Иране, там произошла революция, свергли шаха и началась катастрофа с "исламской республикой", немедленно "ТМ" закрывшей. Сайентологический метод очень прост поначалу. По учению Хаббарда, во время жизни на нашу душу накладываются некие отрицательные отпечатки - энграммы. Они-то и есть источник всех наших неприятностей в жизни: простудился - значит, действует какая-то энграмма, болит позвоночник - тоже энграмма, какое-нибудь бессознательное неприятное впечатление; поссорился с женой - тоже энграмма. И так далее, и так далее. Эти энграммы нужно стереть, и человек будет настоящим суперменом, к нему придет успех, здоровье, невероятные физические силы - все что хотите. Ключ от метода остается в руках секты. Вы записываетесь на первый курс, который стоит, к примеру, 70 долларов, и проходите его, но, оказывается, вы ничуть не продвинулись. Вам говорят: но это же только начало, а самое интересное - на втором курсе. Потом - третий курс, четвертый, пятый... То есть получается что-то вроде постоянно висящей перед носом у ослика морковки, за которой надо все время бежать, но ухватить которую невозможно. Становится обидно: осталось еще чуть-чуть помедитировать, или пройти еще один курс, или привести в группу еще столько-то последователей - ведь столько уже пройдено... При помощи такого метода вас крепко держат на крючке.

4. Эзотерический разрыв. При поступлении в секту, при вербовке человеку никогда не сообщается об истинном содержании секты, о том, что будет потом. Скажем, "Трансцендентальная медитация" проводит вводную лекцию бесплатно о своем "научном методе", не связанном с религией. Потом оказывается, что нужно записаться на платные курсы. Человек платит, и ему говорят, что нужно прийти туда-то и принести с собой белый платочек, какой-нибудь фрукт и цветок. Человек приходит и все это приносит. И оказывается в темной комнате, где сооружено нечто вроде алтаря, где стоит портрет Махариши Махеши йоги, основателя "Трансцендентальной медитации", горят свечи. У вас берут платочек, расстилают перед портретом, кладут на него фрукт, в руках вы держите цветочек. Учитель говорит, что сейчас начнется небольшая этническая церемония, изобретенная в Индии, и начинает читать текст на санскрите, который человек, естественно, не понимает. Этот текст - молитва, обращенная к гуру. То, что вы принесли - жертвоприношение гуру. То есть человек, не зная о том, принимает участие в идолопоклонническом жертвоприношении. В каждой религиозной традиции есть определенная молитвенная поза: католики определенным образом складывают руки, православные священники воздевают руки горе, индусы же молятся, держа в руках цветочек. Но об этом человеку никто ничего не говорит, он молится, не осознавая того, что делает. Потом учитель говорит: "Подойдите ко мне, я скажу вам вашу личную мантру, которой ни у кого, кроме вас, не будет". Вы наклоняетесь к нему, и он тихо-тихо шепчет, и чтобы услышать, вы становитесь рядом с ним на колени... Человеку сообщают мантру (слог) и говорят, что это страшная тайна и если вы это произнесете в присутствии других людей, произойдет какая-нибудь страшная катастрофа. То есть вас держат посредством страха. Но до того, как вы сюда придете, вас ни о чем не предупреждают. Это и есть пример эзотерического разрыва, т.е. полной лжи, когда говорится одно, а получается совсем другое.

Что касается мантр, то самое смешное, что они даются в зависимости от возраста вступления в секту, по определенной таблице. Очень хорошо действует, если у человека спросить, в каком возрасте он пришел в секту, и произнести его мантру. Оказывается, то, что он считает страшным секретом, является общим достоянием. У меня этот список мантр есть. Эзотерический разрыв присутствует и в мунитской вербовке. Муниты, обращаясь к людям на улицах, тоже говорят, что являются не религиозной, а молодежной, студенческой организацией. Главное для них - затащить вас на двухдневный семинар, чтобы оставить и на третий день и вообще удержать как можно дольше. Вы дружите с мунитом (когда мы будем говорить об этой секте, я расскажу, как это происходит), и этот симпатичный вам человек приглашает вас на загородный семинар в хорошем месте, в приятную компанию таких же приятных молодых людей, как и он. Они скажут вам, что являются молодыми идеалистами и просто хотят поговорить о разных вещах - о том, как лучше устроить мир, как всем помочь. Попав туда, человек вначале действительно ничего не слышит о религии как таковой - только общие фразы. Но вот, возможно, проскальзывает нечто о людях, которые проповедуют нечто достойное, о том, что эти люди часто бывают нетрадиционными, а мы враждебно относимся ко всему, что нам кажется нетрадиционным, мы привыкли к старым ценностям. Но если взглянуть свежим взглядом... А дальше могут быть различные варианты. Пока в нашей стране еще никто толком не знал про Муна, они говорили, что есть замечательный проповедник Мун, христианин, который обращается ко всем. Потом, если вам все это нравилось и вы оставались на следующий семинар, который шел уже пять дней, вам постепенно, исподволь сообщали, что, собственно, преподобный Мун - не просто проповедник. Он реформатор, он хочет изменить мир, реформировать некие устаревшие вещи в христианстве. Положим, вы принимаете и это. Тогда вас приглашают на двухнедельный семинар, где вам осторожненько, исподволь сообщают, что преподобный Мун - больше, чем реформатор: он пророк. Ни больше ни меньше как Илия или Елисей. Он родился на Востоке, как об этом и предсказывали. На месячном семинаре вы уже услышите слово "мессия". Вам скажут: "Что такое "мессия"? Ну вот Христос был Мессия - ну и что? Он общался с разным сбродом, ездил на ослике, был бедным и в конце концов позволил Себя распять. А настоящий-то мессия должен ездить на "мерседесе", летать на "боинге", встречаться с президентами!" Тут и возникает фигура Муна во всем его величии, но у человека уже настолько к этому времени промыты мозги, что он не способен критически ко всему отнестись. Это и есть эзотерический разрыв: вы поступали в одну организацию, но оказывается, что поступили совсем в другую. То же и у сайентологов. Вы проходите все эти аудитинги для вычищения ваших энграмм, вы вспоминаете все, что только можно вспомнить за всю жизнь (причем вас уверяют, что организация эта не религиозная, а психологическая). Но блаженной ясности и чистоты так и нет. Вам говорят: "Но ведь когда ваша мать была вами беременна, вон сколько было болезненных впечатлений. Давайте вспоминать!" И человек начинает "вспоминать", что с ним происходило, покуда он был в чреве матери. И тут ему говорят: "А момент зачатия? Ужасно болезненная вещь! Вспоминайте". Он "вспоминает". Потом ему говорят: "А в прошлой жизни что было? Вы же тетан (это сайентологическое слово пишется через "е") и в бесконечном количестве прошлых жизней воплощались в разные тела. Вспоминайте!" Оказывается, если у вас болит шея, то болит она потому, что в прошлой жизни вас повесили... Но вот вы вспомнили все, заплатили много сотен тысяч долларов и дошли до элитарных курсов действующих тетанов (а там восемь степеней). Когда вы дошли до третьей степени, вас сообщают, что много миллионов лет назад была прошлая цивилизация и злой князь Ксену связал всех тетанов пучками, поместил их в вулканы на землю, взорвал ядерными бомбами, навнушал им всякие вредные энграммы. И хотя сайентологи внушают, что можно исповедовать любую религию, в том числе и Православие, и быть сайентологом, но этой вредной энграммой оказывается христианство.

И все христианство - это вредная энграмма, от которой нужно очиститься. Пучки тетанов живут сейчас в каждом теле, поэтому чтобы очиститься, нужно изгонять из себя миллионы тетанов, но не всех сразу, а одного за другим... На восьмом уровне действующих тетанов вам прочтут письмо Хаббарда, где он говорит, что является Антихристом и если мы сможем достичь цели и отклировать всю планету (от английского "клир" - "чистый"), то высадка злобных инопланетян, которая в Библии называется Вторым пришествием, будет предотвращена. Тогда-то сайентологи и узнают, что лучики, исходящие от сайентологического креста, на самом деле не лучики, а перечеркнутый Крест. Но все это - потом, когда вы увязнете достаточно глубоко. Это иллюстрация того, что называется эзотерическим разрывом. Люди, которые вербуют на улицах, лгут вполне сознательно, но, как они считают, делают это во благо вам. Это то, что сам Мун назвал "небесным обманом". Если вы дадите деньги на мунитов, вас обманут: скажут, что деньги пойдут на помощь голодающим Африки, но на самом деле деньги ваши пойдут на организацию Муна. Значит, таким образом вы заработали себе шанс на спасение. Так что вам полезно, если вас обманут. А если обманом затащат в организацию - тем лучше для вас. Многие бывшие члены секты рассказывают, что возмущались, обнаружив этот обман: почему же вы скрывали, что являетесь мунитами? Им отвечали: "Но это для вашей же пользы. Вам же промыли мозги, потому что вы совершенно не были способны воспринимать информацию. Теперь-то вы понимаете, что мы сделали все для вашей пользы?" На самом деле смысл здесь только один: цель оправдывает средства. Итак, четыре признака тоталитарного сектантства. О каждом из них можно говорить очень долго. В частности, есть много признаков у организаций кадрового типа: единый язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, изменение системы ценностей, когда признаются только ценности внутригрупповые. Например, в "Гербалайфе" я слышал: "Наша организация дарит вам абсолютно бесплатный подарок". Все в восторге аплодируют, кричат "ура". А дальше - весьма характерная концовка: "Этот подарок, вот пусть встанут те из вас, которые знают Марка Кетлина (имя придумано мною - А.Д.), кто видел его в лицо (встают два человека). Пусть встанут те из вас, которые слышали его в записи (встают еще несколько человек). Наша организация дарит вам невероятный, потрясающий подарок. Вы не поверите своим ушам, когда услышите, какой подарок дарит вам наша организация. Сейчас на курсах для дистрибьютеров (распространителей) Марк Кетлин - великий, непревзойденный дистрибьютер, который распространил столько-то Продукта, в течение 20 минут по телефону будет вам давать инструкции..." Можете себе представить, люди плакали. В зале творилось что-то невероятное: рев, аплодисменты. Это и есть сдвинутая система ценностей, когда никому неизвестный Марк Кетлин сделан предметом обожания. То же относится и к первому признаку - лидерству, потому что лидерство работает на всех уровнях. Сам лидер - любой гуру новосозданной секты - прекрасно понимает, что если он хочет сохранить власть, ему нужно отдалиться от членов секты и сохранять некую дистанцию, быть таинственным. И показываться он должен как можно реже, потому что иначе все увидят, что он живет той же жизнью, что и любой обычный человек.

Пусть лучше у него будут посланники - мелкие лидеры, приближенные гуру, которых как бы можно потрогать, но они причастны к высшим ценностям и могут дотронуться до самого гуру. - 6 - Эта система очень хорошо работает сверху вниз. В "Церкви Христа" существует система наставничества - у каждого из членов секты есть свой наставник. Этот наставник для них - гораздо больше, чем для нас священник или старец. Это человек, которому вы обязаны беспрекословно повиноваться. Вы должны встречаться с ним несколько раз в неделю и даете ему полный отчет обо всем, что с вами происходит. Вы обязаны ему подражать. У каждого наставника есть свой наставник, которого он так же слушается и которому он так же обязан подражать. Такая пирамида упирается своей верхушкой в основателя секты Кипа Мак Кина, единственного наставника всех наставников. И получается, что организация состоит из тысяч маленьких кип мак кинов, потому что подражание идет снизу вверх: каждый наставник подражает своему наставнику. А в целом это эффективная гуруистская система. А сейчас мы будем говорить о том, как в секте происходит контролирование сознания, "промывание мозгов". Мы уже говорили, что самое главное для сектантов - затащить человека в секту, чтобы успешно началось контролирование сознания, потому что в незнакомом окружении человек наиболее внушаем, здесь на него легче всего подействовать. Человек, оторванный от привычной обстановки, наиболее беззащитен. Как это происходит, скажем, у мунитов? Когда вы попадаете на мунитский семинар, вас прежде всего встречают один или два ваших сверстника - сама любезность, сама любовь, сама вежливость. У мунитов это называется термином "бомбардировка любовью". Обычно сектанты ищут людей молодых и переживающих какой-то кризис в жизни. Затащить к себе человека с улицы достаточно сложно, но если он с кем-то поссорился, или у него сложности с родителями, или он учится в чужом городе, где еще не успел завести новых знакомств.

Тут-то самая пора сыграть на этом и затащить человека на мунитское собрание. У молодого человека идет ломка характера, масса юношеских комплексов, а тут встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (у мунитов это называется термином "сэндвич": новичок является как бы начинкой). Для мунитов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Опекающим мунитам поручается следить, чтобы они по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. Многие сектанты говорили мне, что прежде чем попасть в секту, они заходили в православную церковь, где их как раз очень нелюбезно встретили и дали от ворот поворот. Что говорить, есть у нас такой грех. До революции у наших мисионеров был такой термин: "миссионерская приветливость". Это совсем не "бомбардировка любовью", но если молодой человек заходит в храм, не зная куда наступить и как повернуться, а на него кто-то гаркнет, чтобы он вытащил руки из карманов, он убежит. А на улице его встретят сектанты, которые спросят, как он себя чувствует, пригласят к себе на собрание. На внешнего человека это действует, и если бы в наших храмах было больше приветливости, то многие молодые люди там оставались бы. Но "бомбардировка любовью" - это нечто другое: грубая лесть и попытка влиять на тщеславие, которое есть у каждого человека. Ему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются над каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришел. Это нравится почти всем, особенно не уверенному в себе молодому человеку или девушке. У мунитов поначалу царит атмосфера некоего капустника: вот наш новый брат, который, оказывается, умеет играть на гитаре; дайте ему гитару! Человек неумело, неуклюже играет на гитаре, и ему дарят такие комплименты, награждают такими аплодисментами, каких Паваротти и в Ла Скала не слышал. Те, которые вас "сэндвичируют", проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший: "чувственный", "эмоциональный", "научный", "мистический" и т.д. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это дает свой эффект. "Бомбардировка любовью" термин хотя и мунитский, но само явление присутствует в любой секте в той или иной степени. Но главное - очаровать человека. Обменяться впечатлениями вам не с кем, вся информация идет от опытных сектантов, опекающих вас с любовью и с улыбками. Вы чувствуете, что вами кто-то искренне заинтересован, что у вас наконец-то появились друзья, о которых вы мечтали. И вдруг через несколько дней после того, как вы уже привыкли к своим новым друзьям и уже нуждаетесь в них, вы допускаете какой-то промах: ведете себя невпопад, задаете какой-нибудь "не тот" вопрос. _4"_0Лучшие друзья_4" _0сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от вас, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей. Простой психологический механизм среди молодежи работает прекрасно, и не только среди молодежи. В самом контролировании сознания можно выделить три общих для разных сект этапа. Слово "этап" я употребляю за неимением лучшего, потому что оно подразумевает некую очередность, но члены секты все три элемента включают практически одновременно.

Первый - отказ от всего прошлого: человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту. Все, что он считал белым, на самом деле было черным; все, что он считал хорошим, на самом деле плохое. Он неотвратимо шел к погибели, и никакой надежды на спасение не было. Люди, которые его любили, на самом деле желали ему только зла. Его друзья - это на самом деле его враги, потому что уводили его от тропы спасения. Его родители - это злейшие его враги. На этом сектанты особенно любят капитализировать, т.е. давать идеологическую подоплеку тем трениям с родителями, которые у каждого молодого человека бывают. И тогда ему начинают внушать, что родители - это не настоящие родители, ведь настоящая семья - тут, в секте. Кстати, сектантская организация всегда определяется в семейных терминах, и это тоже один из ее признаков. Во всех сектах семейная терминология так или иначе присутствует, начиная от мунитов, организация которых называется "истинной семьей", а Муна и его жена - "истинными родителями" и кончая сектой, которая просто называется "Семья" (бывшие "Дети Бога"), а ее основателя Дэвида Берга сектанты просто называют папой. Иначе говоря, в сектах постоянно поддерживается псевдосемейная атмосфера: "новые братья", "новые родители". Для нас это "псевдо", а для них "псевдо" - все то, что было до этого. Истинные родители - это не те, кто тебя произвели на свет, а те, кого вы обрели в секте. Отказ от прошлого, внушение, что все прошлое - это беспросветный мрак, в корне отличается от православного подхода. Мы знаем, что вся полнота истины явлена в православии, но знаем, что православный радуется всякому проблеску истины, где бы он ни проявился. Это подход ап. Павла, который пришел в Афины и не стал говорить, что все вы тут идолопоклонники и погрязли в грехе. Он сказал: вы особенно благочестивы, потому что у вас есть алтарь неведомого Бога, Которому вы, не зная Его, поклоняетесь. Это и есть православный подход, а не полное отречение от всего, что было. Недаром в греческих храмах в притворах изображают Платона и Аристотеля как детоводителей к христианству, как тех учителей, которые, не зная полноты истины, тем не менее помогли людям прийти к христианству. Ни в какой секте этого не будет, потому что там всегда есть группа, обладающая полнотой откровения, а все остальное - это мрак, тьма. Здесь нужно полностью отречься от прошлого, отрезать его - и будь что будет.

Иоанн Мейендорф дал такое определение секты: это сравнительно небольшая группа людей, которая уверена, что лишь они спасутся, а все остальные погибнут. Это первый признак, а второй: они получают глубокое удовлетворение от осознания этого. Итак, первый этап - разрыв прежних связей. Вы сразу же попадаете в новый круг, оказываетесь среди новых людей, которые убеждены, что вы попали в нужное место. Они внушают вам новую информацию, новое учение, а вам не с кем поделиться сомнениями, не с чем сравнить предлагаемые вам ценности. Все старое резко осталось позади и ведет к погибели. Второй этап - разделение сознания и воли человека. Этот механизм в разных сектах разный, но большей частью это делается посредством мантры, т.е. некоего предложения или слова, которые вы должны постоянно ритмически повторять, не вдумываясь в ее содержание. Когда ваша голова постоянно занята этой мантрой, очень трудно сосредоточиться, трудно управлять своей волей. Наоборот, вы теряете эти навыки и становитесь послушным инструментом, роботом организации. Задуматься вам некогда, потому что вы крутите в мозгу эту мантру, потому что у вас физически нет времени - нужно постоянно работать и очень мало спать, нужно все время находиться на людях, потому что в подавляющем большинстве случаев члены секты живут в общежитиях, где у рядовых членов никогда не бывает отдельных комнат. Нет ни времени, ни места, чтобы остаться одному и задуматься. Человек испытывает мощное групповое давление. Третий этап: на фоне того, что вы отреклись от прошлого и в голове у вас постоянно крутится мантра, включается массивная индоктринация - внушение нового учения, новой веры. Вы не только работаете, мало спите и мало едите, но и посещаете молитвенные собрания и занятия, на которых вам все время внушаются новые идеи. А когда вы не посещаете собраний, можно слушать голос гуру в наушниках (на мунитских фермах голос Муна транслируется через громкоговоритель).

У хаббардистов вам дают на дом задание: прочитать столько-то трудов Хаббарда, прослушать столько-то пленок. И задания эти таковы, что нужно целый день читать и слушать, чтобы их выполнить. На следующий день вас экзаменуют: сколько вы прочли и сколько усвоили? На семинарах у мунитов есть такой порядок: все вопросы задавать в конце. Начинается лекция, она состоит из десяти пунктов. Скажем, у вас вопрос по первому пункту, но когда еще вы дождетесь десятого. Там говорят в таких прекрасных терминах: наша цель - объединение человечества, всеобщий мир и любовь. _4П_0росто не_4удобно _0придираться к мелочам: вот, мол, в первом пункте вы сказали то-то... На вас тогда посмотрят как на человека мелочного. Это то же самое групповое давление, которое действует на вас бессознательно, но очень _4эффективно._0 А если вы все-таки задаете свой вопрос, вам скажут: "Отличный вопрос! Спасибо, что вы его задали. Как раз завтра мы про это будем говорить..." Психологически вы удовлетворены, хотя вам ничего не сказали. А назавтра речь пойдет уже совсем о другом. Существует и третий прием, когда вы задаете "не тот" вопрос: вас стыдят. "Ну, брат, как же тебе не стыдно такое спрашивать? Значит, у тебя сердце еще не очистилось. Значит, ты плохо работал или мало прочел мантр". То есть вина за несоответствие учению перелагается на человека. Сайентологическая система - идеальная система (помните: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно"?), она должна работать стопроцентно, а если не срабатывает, то вина ваша. Если вы при помощи сайентологической методик_4и пытались избавиться от застенчивости и _4избавились, _0то хвала методике. Если же не из_4бавились_0, то все равно хвала методике. Вы не из_4бавились, _0и это доказательство того, что она эффективна: проблема в вас. Вина на вас - значит, ищите, в чем дело, почему на вас методика не сработала. Исполняйте наказание, живите по усиленному режиму, покуда методика не сработает. В шведской секте "Слово жизни" (они сейчас совершенно затопили весь северо-восток России) говорят, что каждое слово имеет творческую силу. Вы произнесли слово - так и сбудется, как вы сказали. Скажем, на вас возлагали руки, чтобы вы излечились, но вы не излечились. Но нужно сказать, что вы излечились, потому что если вы скажете, что не излечились - значит, _4по собственному слову _0вы и не излечитесь. Таков же и их подход к исповеди, хотя у них это не исповедь в нашем понимании, а скорее "исповедь наоборот". Если вы скажете, что грешны - значит, вы такой и есть. Поэтому нужно исповедоваться в том, что вы замечательный, что вы святой. Приниматься должно все, потому что вина перекладывается на вас, и это тоже работает чрезвычайно эффективно. Больше того. Если послушать речь какого-нибудь гуру, то возникнет странное впечатление: он мелет неизвестно что. Ни логической связи, ни последовательности. Только что сказал одно, а через три фразы - противоречие, и так идет, идет...

На самом деле в этом тоже есть глубокий смысл. Ведь если в речи есть логика, _4даже самая безумная, _0то необходимо напрягать свою мысль, чтобы следовать за этой логикой. Если же несут неизвестно что, то волю напрягать не нужно. Вас, собственно, и отучают от того, чтобы пользоваться своей волей. Сознание выхватывает какие-то куски, и вы не замечаете этих несуразностей. Значит, вы попались, вы - член секты. _4А _4д_0обавьте к этому недоедание, недосыпание. В Богородичном центре можно спать только два-три часа в сутки_4,_0 и это должен быть только _4"_0тонкий сон_4"_0, потому что когда человек засыпает, он делается открытым для энергетических вампиров. Поэтому надо каждый час просыпаться и читать определенное молитвенное правило. Диета достаточно строгая, почти постоянный пост. Любой человек, если он поспит по три часа в сутки в течение двух-трех недель, то у него начнутся видения. Внушаемость чрезвычайно повышается, с таким человеком очень удобно работать. Удерживают людей в секте и посредством фобий - навязчивых состояний. _4Врожденные фобии есть у многих: кто-то боится мышей, кто-то - высоты. Человеку внушается ирациональная фобия на выход из секты: вы ступили на правильный путь, но если вы с него сойдете, произойдет нечто страшное с вами, с вашими родными, со всем человечеством. Поэтому люди панически боятся выхода из секты. Если учесть, что прежние связи оборваны, деньги и квартира отданы секте - уходить некуда. Профессия и работа потеряны, друзей нет - куда же возвращаться? Человек делается профессиональным сектантом. И чем больше отдано секте, тем больше это держит вас в секте: чем больше ценностей, лет жизни отдано секте, тем труднее оттуда уйти.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную