Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Лекция 3
М О Р М О Н Ы

В прошлый раз меня спрашивали о том, как оберечься от зомбирования и нежелательного психологического воздействия. С самого начала должен сказать, что не верю ни в какое невольное зомбирование. Естественно, существуют всякие психологические приемы по контролированию сознания, но они могут быть эффективными, только когда человек сам их допускает. Если мы сознательно противимся, никакое воздействие на нас невозможно. Другое дело, что всегда, когда сталкиваешься с сектами, нужно быть осторожным и помнить, что они лжецы, хотя к непосредственно к нам это не относится, потому что мы православные христиане, а нецерковные люди тоже будут в безопасности, если всегда будут помнить о том, что сектанты лжецы и их метод - найти слабую сторону человека и сыграть на ней. Сегодня мы будем говорить о мормонах - самой "старой" из новых сект. Генерал Лебедь несколько месяцев назад решил выступить против сект и упомянул мормонов, не обладая никакой информацией о них. В результате на него было тут же оказано сильнейшее давление со стороны Америки, где мормоны представлены во всех органах власти и властных структурах и являются мощным лобби. В конце концов Лебедю пришлось извиняться. Все это очень грустно, потому что создало лишнюю рекламу для мормонов.

А тут было бы лучше либо вовсе не упоминать о них и делать то, что положено, либо, если упоминать, то по крайней мере владеть информацией. Такой информацией я и попытаюсь сегодня с вами поделиться. Мормонские миссионеры выглядят всегда одинаково: черные брюки, белые рубашки, черный галстук, на груди черная табличка, на которой написано: "старейшина Джо" (или "старейшина Джим"). Ходят они всегда парами, как правило, с черными рюкзаками за спиной. Это очень молодые ребята лет 19-20. Я видел даже как-то "старейшину Васю" и "старейшину Петю". Они тоже были иностранцами - один из Белоруссии, а другой со Львовщины. В России мормонов, как правило, принимают за одну из протестантских деноминаций. Сами они очень этому рады и всегда подчеркивают, что являются христианами, а если и отличаются от других, то только подчеркнутым консерватизмом, прекрасными семейными устоями, строгой нравственностью и вообще образцовой показательностью во всех отношениях. Всегда гладко выбритые, аккуратно подстриженные, в строгих черных галстуках - просто образец консервативного добропорядочного человека и гражданина. Я знаю одного священника, который принимал в Православие людей, ставших мормонами, но захотевших вернуться в Православную Церковь.

Он принимал их без Крещения, лишь Миропомазанием, как реформатов. Это была ошибка, потому что мормоны не реформаты и не протестанты, а языческая секта, и принимать их нужно через Крещение, по образцу того, как принимают язычников. Начнем с основателя секты (кстати, ее официальное название: "Церковь Иисуса Христа святых последних дней"). Его зовут Джозеф Смит. Он родился в 1805 г. в штате Нью-Йорк в США. Семья его была настолько бедна, что соседи не очень общались с ними, хотя и сами были небогатыми фермерами. Если вспомнить, что в Америке, особенно в северных штатах, царило мнение, что подлинное благочестие вознаграждается Богом и бедные люди - это неудачники, которые наказаны за свои грехи, то становится понятным такое отношение соседей к семье Смитов.

Может быть, в данном конкретном случае так и было, потому что хотя формально Смиты были протестантами, в церковь они не ходили, - 2 - считая, что ни одна из церквей не содержит истины: ее можно найти лишь в личных отношениях с потусторонним миром. По-своему они были людьми религиозными; все семейство было склонно к экзальтации и различным "видениям". Были такие "видения" у отца - то ли во сне, то ли наяву, об этом рассказывала мать Джозефа Смита. У Смитов было семь детей. Так как семья была очень бедна, в ней часто шли разговоры об индейских сокровищах, которые где-то закопаны и которые надо только найти и раскопать, и тогда все разбогатеют. В первой половине 19 века в Америке был бум кладоискательства (вспомним хотя бы историю Тома Сойера, в конце концов нашедшего клад индейца Джо), и Джозеф с детства ходил и искал всюду клады. У него даже был магический камень, который должен был показать ему, где зарыт клад. Не получив никакого образования и всю жизнь оставаясь полуграмотным, он обладал незаурядной силой убеждения, потому что ему удалось убедить окружающих, что этот магический камень может отыскивать клады. Даже какой-то фермер приехал издалека, чтобы попросить Джозефа найти минеральные ископаемые на принадлежащей ему земле. По всей видимости, Джозеф с ранних лет занимался оккультизмом, т.е. вызывал духов, в надежде что они помогут ему найти клад. Правда, у него это не очень получалось, потому что в 1826 г. он был привлечен к суду за шарлатанство, при помощи которого вымогал деньги. Если знать эти факты из биографии Джозефа Смита, станут понятны те "видения", о которых он стал говорить позже. А "видения", по его словам, произошли у него в самом раннем возрасте, хотя тут есть некая неурядица, потому что впервые Джозеф рассказал о них в 1832 г., будучи 27-летним, а первое "откровение" у него было в 1820 г., когда ему было 15 лет. Все эти годы он молчал. Он рассказывает о своих откровениях так. Когда ему было 15 лет, он ушел однажды в лес для молитвы. Во время молитвы в лесу его покрыло темное облако, в середине которого появилась колонна света, в которой он увидел двух личностей в сверкающих белых одеждах. Один из них вообще был облечен в великолепие, представить которое выше человеческого воображения; он указал на второго и сказал: "Это сын мой возлюбленный, его слушайся", из чего Джозеф заключил, что ему явились Бог Отец и Иисус Христос.

Из православной аскетики, из Нового Завета нам известно, что когда человеку является такое откровение, то прежде всего является желание упасть на лицо свое, закрыть голову руками и сказать: "Изыди от меня, потому что я человек грешный!" - страшно увидеть живого Бога. Но Джозеф нисколько не смутился и запросто вступил с божеством в разговор. Первый вопрос, который он задал: какую из существующих церквей можно считать истинной? Он получил ответ, что ни одна из существующих христианских церквей не является истинной. Это был как раз тот ответ, который он с детства слышал от своих родителей. А дальше ему было сказано: "Все христианские церкви - мерзость в моих глазах". В этом и заключалось основное содержание видения. После этого несколько лет ничего не было, а в 1826 г., когда Джозефу был 21 год, случилось второе видение - в спальне, где он перед сном молился Богу, прося Его избавить его от грехов: от похотливости, блуда и проведения времени в веселых компаниях. Интересно, что от этих "мелких" грехов он до конца жизни так и не избавился. Скончался он в 1844 г. (был убит). В ответ на его молитву опять явилось некое облако света, в середине которого зависала в воздухе, не касаясь земли, какая-то личность, назвавшая Джозефа по имени, а себя - "Ангелом Моронием".

Этот ангел рассказал Джозефу много интересного. Это откровение и можно считать настоящим рождением мормонизма, ибо первое, собственно, никуда не вело. - 3 - Ангел Мороний рассказал Джозефу о существовании некой книги, написанной на золотых листах, но погребенной в некоем тайном месте (заметим: опять клад). Эту книгу ему следует раскопать и перевести, но место ему будет явлено лишь тогда, когда он найдет нужного человека, на которой ему нужно будет жениться. По странному совпадению этим нужным человеком оказалась барышня Эмма Смит, к которой Джозеф уже сватался. Но ее отец, считавший Джозефа ненадежным парнем и даже авантюристом, дал ему от ворот поворот. Но ангел сказал, что нужна именно Эмма Смит, после чего Джозеф забрал барышню против воли отца. В январе 1827 г. они поженились и вернулись в Пенсильванию, где тогда обретался Джозеф. После этого ему вскоре опять явился Мороний и рассказал про место, на котором закопаны золотые таблицы: на горе Каморра в штате Нью-Йорк. Джозеф раскопал золотые таблицы, принес их домой. И следующие два года он переводил то, что на них было написано. Это и стало известно впоследствии как "Книга Мормона" (отсюда и название секты). Книга эта довольно толстая, в ней 700 с лишним страниц текста, написанного в псевдобиблейском стиле. Если представить себе, что это были золотые страницы, то возникает вопрос: возможно ли было физически поднять это одному человеку? Здесь явная неувязка. Как мы уже говорили, Джозеф был из бедной семьи и образования не получил. Он читал с большим трудом, а писал только самые примитивные фразы, да и то с большими ошибками. Переводить же ему, как он сам объявил, нужно было с древнеегипетского языка, на котором были написаны таблицы. Конечно, языка этого он не знал, но ему было дано откровение о том, как нужно переводить. Нужен был чтец, и вначале им была Эмма Смит. Таблиц никто не видел, было объявлено, что они лежат в сундуке под кроватью. В шляпе у Джозефа лежали два магических кристалла, Урим и Туммим, которые Джозеф якобы раскопал вместе с таблицами. Джозеф смотрел в шляпу и диктовал, а переводчица все это записывала. Интересно, что относился Джозеф ко всему этому достаточно небрежно: надиктовав уже довольно много, он дал почитать рукопись своему приятелю, но тот ее потерял. Копии не было, и весь перевод пропал, поэтому Джозефу пришлось начать все сначала, но перед этим к нему предусмотрительно явился ангел Мороний и сказал, что переведенные места переводить заново не нужно, а нужно переводить новые места. Это было весьма кстати, потому что если бы нашлась потерянная рукопись, могло бы выясниться, что переводы не совпадают, и опять получилась бы неувязка. Джозеф, глядя в шляпу, где теперь лежал один небольшой магический камень, принялся за дело. В это время он познакомился с по-настоящему грамотным человеком - Оливером Хоулдери, которого можно считать вторым основателем мормонской церкви. Итак, Оливер Хоулдери стал секретарем и писцом Джозефа Смита, а потом Смит получил откровение, что и Оливер может получить Урим и Туммим и тоже может смотреть в шляпу и переводить. Но Оливер сказал напрочь отказался, после чего пришло второе откровение, что действительно только Джозеф Смит может этим заниматься. Вся последующая история Смита характерна тем, что его очень часто и очень вовремя посещали различные откровения. Интересна еще одна деталь из жизни Смита того времени: между 1826 и 1828 годами, когда он делал новый перевод (многим позже великого откровения о том, что все христианские церкви - это мерзость пред очами Господа), Смит вступил в методистскую церковь и несколько месяцев был ее членом, покуда не был изгнан оттуда за занятия оккультизмом.

Факт формального отчисления Джозефа Смита и его жены Эммы запечатлен в архивах этой церкви в виде документа об их изгнании. - 4 - В 1829 г. Смит и Хоулдери отправились в лес. Интересно, что большинство ранних мормонских откровений происходило в лесу, а и на это раз им явилось новое видение - Креститель Иоанн в виде Ангела, который рукоположил их во священство Аароново и велел им крестить друг друга. Впоследствии между Хоулдери и Смитом начались трения, потому что Хоулдери говорил, что должен увидеть таблицы и удостовериться в их истинности. Если Джозеф ему доверяет, то почему не показывает таблицы? И тогда Джозеф привел Хоулдери в лес вместе с несколькими другими своими ранними сотрудниками, и произошло некое видение, в котором им были показаны таблицы. Свидетельство о том, что присутствующие в тот момент в лесу видели эти таблицы, содержится в начале "Книги Мормона". Но интересно отметить, что Джозеф Смит так никому этих таблиц и не показывал, а увидены они были только в некоем видении, т.е. достоверность того факта, что сами таблицы были у Джозефа, никакими свидетельствами не подтверждена. В 1828 г. произошло второе рукоположение Смита и Хоулдери в высшую степень священства - священство Мелхиседеково. На этот раз им явились апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Таким образом было восстановлено священство, утраченное в ранней Церкви. Его не было 18 веков, но теперь, как было сказано, оно уже не прервется до конца времен. Такова история ранних откровений Смита. Можно сделать разные предположения относительно этих откровений. Сам Джозеф рассказывал о них много позже, и детали этих рассказов сильно разнились друг от друга, поэтому можно предположить, что вначале он просто решил сыграть со своей семьей в некую игру, но неожиданно для него самого ему поверили. А дальше ему пришлось продолжать игру и он вошел во вкус.

Но с другой стороны, сами описания этих откровений достаточно характерны. То, что мы знаем из аскетики о явлениях темных сил, вполне на эти откровения походят. Так что, возможно, что-то у него и было, во всяком случае наличие неких бесовских откровений не исключает шарлатанства во всей этой темной истории. Однако каково было процентное соотношение бесовщины и шарлатанства, мы так никогда и не узнаем. Мормоны расскажут вам именно о таком начале их церкви. В 1830 г. перевод "Книги Мормона" был якобы закончен. Она была опубликована последователями Смита и стала продаваться по цене один доллар 20 центов, что по тем временам было очень внушительной суммой. "Книга Мормона" внешне похожа на Библию - толстая книга, обычно в синей обложке, с золотыми буквами. Напечатана она в два столбца, чтобы было больше похоже на Библию. В этом псевдобиблейском повествовании говорится о судьбе десяти потерянных колен Израилевых, которые, оказывается, не потерялось до конца, а в лице лучших своих представителей отправились на корабле в Америку. У мормонов есть виртуозная библейская ссылка: когда Иаков, отец Иосифа, умирал в Египте (конец Книги Бытия), он склонился на посох. Так вот, посох надо понимать якобы как океан, а то, что Иаков склонился на посох, означает, что таким образом потомки его пересекут океан и достигнут Америки. Новые переселенцы поселились в необитаемой тогда Америке и стали там жить. Они заново построили храм Соломона в Америке, расплодились и населили всю землю; от них же произошли и американские индейцы. Согласно "Книге Мормона", в США прибыли 600 человек, которые очень быстро стали размножаться и каким-то образом через несколько лет начали строить точную копию храма Соломонова, который и воздвигли за 19 лет. Факт интересный, если вспомнить, что, как говорится в Библии, храм строили 150 тысяч человек в течение 8 лет.

Каким образом это удалось кучке переселенцев, в которой большинство к тому же составляли, вероятно, женщины и дети, остается загадкой. Как и то, где - 5 - им удалось в незнакомой стране найти необходимые строительные материалы - мрамор, золото, кедр ливанский и т.д., которые были необходимы для "точной копии" храма царя Соломона. Далее в "Книге Мормона", опять же в псевдобиблейском духе, повествуется о дальнейшей жизни мормонов в Америке. Там есть свой Иоанн Креститель, есть свой Давид и свой Голиаф, свой пророк Даниил и апостол Павел, хотя и под другими именами. В конце концов между десятью коленами произошло разделение: одни из них были за свои грехи наказаны Богом и потемнели, а другие остались белыми. Индейцы ("проклятое племя") расплодились и уничтожили белых. "Книга Мормона" была написана человеком по имени Мормон - последним из белых израильтян, живших в Америке. Произошло это в 6 веке по Р.Х. Мормон написал свою книгу на золотых таблицах, которые закопал; они-то и были в нужное время явлены Джозефу Смиту. Согласно "Книге Мормона", Спаситель после Воскресения был также в Америке, где явился белым израильтянам, назначил среди них 12 апостолов, повторил Нагорную проповедь и сказал, что явится во второй раз. Каково реальное происхождение "Книги Мормона"? На этот счет есть несколько теорий. Одна из них говорит о малоизвестном американском писателе Соломоне Спаулдинге - авторе фантастических романов. Он написал эту рукопись, но незадолго до ее публикации скончался, а Джозеф Смит нашел эту рукопись и издал ее от своего имени. Если сказать об этом нынешним мормонам, они ответят, что рукопись не сохранилась, а потому и доказать ничего нельзя и остаются только предположения. Жизнь и деятельность потерянных племен Израиля - это была тема, которая в Америке тогда широко обсуждалась. Смит слышал об этом, и даже если потерянного романа не существовало, то из литературы, которая по этому поводу публиковалась, он мог очень многое позаимствовать, тем более что есть большое количество параллелей между "Книгой Мормона" и книгами нескольких авторов, которые были тогда опубликованы. Но главное, если судить по воспоминаниям матери Джозефа, мальчик с детства обладал очень бойким воображением и рассказывал истории о бывших обитателях этой земли, поэтому вполне возможно, что какую-то часть книги он сам мог сочинить. С опубликования "Книги Мормона" и начинается собственно история мормонской церкви.

Через несколько дней после того, как книга увидела свет, состоялось учредительное собрание мормонской церкви, которое и основало "Церковь Иисуса Христа", как она называлась вначале. В уставе ее говорилось, что ее лидер должен быть провидцем, переводчиком, пророком, апостолом Иисуса Христа и старейшиной церкви через волю Божию. Это были обязательные качества лидера церкви. Естественно, было установлено, что единственным из всех собравшихся, кто обладает всеми этими качествами, является Джозеф Смит. Тогда же началась активная миссионерская деятельность секты. Одной из характерных черт новой церкви была вера в то, что откровение не закончилось в библейские времена, что оно продолжается все время, и, исходя из характеристики лидера церкви он должен все время их получать. Если же он не получает откровений, то он не подлинный лидер. Новый Завет не завершен - идут все новые и новые Новые Заветы, естественное продолжение Нового Завета. Интересно, что из многих откровений, которые получал Д.Смит, многие оказывались ошибочными - в частности то, по которому соавтором "Книги Мормона" должен стать Оливер Хоулдери, или многие другие, когда Джозеф посылал людей в конкретное место с конкретным заданием. Люди шли, но ничего обещанного не находили. Надо было решать проблему, и решилась она достаточно просто: Джозеф объяснил, что есть откровения от Бога, от людей и от диавола.

Пророк открыт всем этим откровениям; - 6 - задача в том, что нужно отобрать из них только те, которые идут от Бога. Интересна и история с мормонским запретом на горячительные напитки, табак, чай и кофе. Ничего этого они не употребляют, не пьют даже кока-колу, потому что в ней содержится кофеин. Примечательна история о том, как произошло это откровение. Джозеф и его последователи с самого начала занимались активной миссионерской деятельностью и проповедовали, поэтому дом их всегда был полон местными фермерами, которым было интересно: о чем это толкует соседский паренек? Фермеры были народом грубым, неотесанным, они жевали табак и сплевывали на пол, курили, пили пиво, и жены первых мормонов были очень недовольны этим кавардаком. Эмма Смит как-то сказала Джозефу: почему тебе не приходит откровение о том, что все это надо запретить? Кто-то из присутствующих мужчин сказал: раз вам нужно такое откровение, то и вы не будете пить ни кофе, ни чая. И вскоре пришло откровение, запрещающее и то, и другое, и третье... Новая община росла и вступала в некоторые противоречия с окружающими из-за своего нестандартного образа жизни и из-за странной веры. Эти трения привели к тому, что мормоны вынуждены были постоянно странствовать. Джозеф объявлял, что обнаружилась Земля обетованная, где и надо построить поселение, откуда мы и начнем распространять наше царство по всей земле. Так сказал Сам Господь.

Мормоны снимались с места, переезжали, но опять начинались трения с местными жителями. Во время одного из таких скандалов толпа вымазала Джозефа смолой, обваляла в перьях и в таком виде протащила по всему городу. Скорее всего это было вызвано "мелким грехом" распутства, которому до конца своей жизни был подвергнут основатель новой церкви... Именно те годы были временем начала многоженства, и линчевание Смита было вызвано именно этим. Приблизительно тогда же Смит создал боевые отряды под названием "Дапиты". Их задачей было "уничтожить язычников, грабить их и отбирать у них собственность; таким образом мы построим Царство Божие". Это были слова откровения, полученного Смитом. Можно догадаться, что деятельность дапитов не способствовала улучшению отношений между мормонами и окружающим миром. Надо обратить внимание и на историю, которая произошла около 1833 г. в г. Киркланд (штат Огайо). Там появился торговец древностями, у которого был какой-то древнеегипетский папирус. Поскольку Джозеф слыл после своего перевода "Книги Мормона" знатоком древнеегипетского языка, торговец принес ему папирус для перевода. Джозеф ужасно обрадовался, что есть возможность доказать свои способности, и приобрел папирус за две тысячи долларов - астрономическая по тем временам сумма. Он разработал древнеегипетский алфавит и издал этот папирус как "Книгу Авраама", которая входит в число мормонских святых книг. Считалось, что этот папирус погиб в огне, поэтому сравнить "Книгу Авраама" с оригиналом невозможно. Но вдруг в 1967 г. именно этот папирус обнаружили в музее Метрополитен в Нью-Йорке, и оказалось, что это самое обычное погребальное распоряжение, не имеющее ничего общего с "Книгой Авраама". Для мормонов было большой сложностью замять всю эту историю. Совсем недавно, в конце июля, я говорил с мормонами на улице и спросил про "Книгу Авраама", и они заявили, что музей Метрополитен совершил акцию подлога и что это совершенно другой папирус, а тот погиб. Во всяком случае чувствовали они себя очень неуютно. Именно в тот год, когда Смита обваляли в перьях, он рассказал о своих ранних откровениях. Возможно, он хотел таким образом несколько повысить свой пошатнувшийся авторитет. Трения мормонов с теми, кто не был членом их церкви, продолжались, и в конце концов нескольких мормонов посадили в тюрьму.

Поэтому из Киркланда они перебрались в г. - 7 - Наву (штат Иллинойс). в 1838 г. А в 1844 г. Джозеф был убит. Именно в Наву он развил свое учение и написал две основные книги мормонов (в "Книге Мормона" вероучения мормонов не содержится) - "Доктрины и заветы" и "Драгоценная жемчужина". Прежде чем перейти к вероучению мормонов, несколько слов о многоженстве. Начало многоженства обычно относят к 1831 г., когда Джозеф обратился к одной 12-летней барышне, сказав, что ему было откровение от Бога, что она должна стать его второй женой (первой полигамной женой). На самом деле это откровение было несколько лукавым, потому что первая полигамная жена у него уже была и брак с ней был заключен, по словам самого Джозефа, в стоге сена. После этого одна за другой стали появляться все новые и новые жены. Известно, что Эмма Смит была этим недовольна и с многоженством боролась. Вообще у нее было сложное положение: с одной стороны, она должна была поддерживать пророчества своего мужа, а с другой - многоженство тоже ведь было откровением и сомневаться в нем означало сомневаться и в других пророчествах. Можно было только посочувствовать бедной женщине. Для ее вразумления Джозеф объявлял о таких откровениях: "И пусть моя раба Эмма Смит примет всех тех, которые были даны моему рабу Джозефу, которые чисты и праведны передо мной; а тех, кто нечисты, но сказали, что они чисты, тех я истреблю, говорит Господь... И я приказываю моей рабе Эмме Смит слушаться и повиноваться моему рабу Джозефу и никому другому. Но если она не послушается этого повеления, она будет уничтожена, - говорит Господь; ибо я Господь Бог твой и я уничтожу ее, если она не пребудет в законе моем". Но в конце концов именно многоженство и свело Смита в могилу: ему приходили откровения о том, что многоженство очень полезная вещь (надо же было укрепить свое положение), причем не только для него, но и для других мормонов. Поэтому они тоже брали себе множество жен, от чего их отношения с окружающим миром отнюдь не улучшались... Сколько же было жен у самого Смита? По разным подсчетам, 27, 48 и 84. Поскольку он объявлял браками самые различны связи, то вряд ли когда-нибудь можно будет назвать их точное число. Известно, что дети у него были по крайней мере от семи женщин, не считая первой жены (значит, всего от восьми).

О других детях ничего не известно, но это не значит, что их не было. Несмотря на трения и скандалы с окружающим миром, Джозеф был опьянен той властью и тем авторитетом, которыми он обладал в своей общине. В 1844 г. он даже стал кандидатом в президенты США. Он открыто говорил о мировом господстве мормонов и о том, что его нужно провозгласить королем. Кончилось все это плачевно: часть мормонов, скандализированная таким поведением своего пророка, отделилась от него и создала свое издательство и типографию, где они начали печатать антисмитовские материалы. Смит приказал отрядам дапитов разгромить эту типографию, что и было ими с удовольствием проделано. В дело вмешались официальные власти Наву и посадили Смита вместе с его братом в тюрьму как зачинщиков беспорядков. Но народ был уже разъярен всеми предшествующими скандалами с мормонами. На следующий день в тюрьму ворвалась толпа, и Джозеф Смит вместе с братом были застрелены, причем у них тоже оказалось почему-то оружие, из которого они убили кого-то из штурмовавших. Мертвый пророк оказался гораздо более полезным, чем пророк живой. Смит был провозглашен мучеником, а движение мормонов стало еще больше развиваться. Новым главой мормонов стал человек по имени Бригхам (Брайам) Янг.

Он возглавил великое мормонское переселение к Соленому озеру, где сейчас располагается американский штат Юта. Прежде чем Янг пришел к власти, ему пришлось выдержать большую борьбу, в процессе - 8 - которой вдова Смита со сторонниками отделилась и основала свою церковь, отрицавшую многоженство; она существует до сих пор ("Реформированная Церковь Иисуса Христа святых последних дней"), хотя и не так мощна и богата, как основная церковь мормонов. Мормоны шли, спасаясь от преследований, на запад без какой-то определенной цели. Это было сложное и мучительное путешествие, которое закончилось на берегу Соленого озера, где был основан город, который сейчас называется Солт-Лейк-Сити. Этот эпизод мормонской истории описан у Конан Дойля в романе "Этюд в багровых тонах". Это первое произведение из серии о Шерлоке Холмсе, где описаны переселение и те нравы, которые царили в ранних мормонских поселениях. Брайам Янг оказался талантливым организатором и руководителем, и своему существованию мормонская церковь обязана именно ему. Ранняя мормонская история сопровождалась серией скандалов, одним из которых была война война против мормонов, которую объявило правительство США. Обычно мормоны уходили от столкновений с войсками, не сопротивляясь или изредка отстреливаясь, и переселялись на новые места, а затем возвращались на старые. В 1857 г. произошло одно из главных мормонских преступлений, потрясшее Америку: около 100 поселенцев, основавших свой небольшой поселок, были вырезаны от мала до велика мормонами. Мормоны пытались свалить это на индейцев, но было доказано, что это дело рук мормонов. Брайаму Янгу удалось уйти от ответственности, но его ближайший помощник был осужден и повешен за это преступление. Но существуют прямые доказательства того, что Янг заведомо знал об этом преступлении и одобрял его. О подобных эпизодах этом и повествуется в "Этюде в багровых тонах". Брайам Янг жил до 1877 г. У него было 70 жен и 56 детей; это была весьма импозантная высокая бородатая личность, любящая представлять из себя этакого ветхозаветного патриарха. Очень многие известные американцы, такие как Ральф Уольдо Эмерсон и Марк Твен, ездили поглазеть на него, познакомиться с ним. Следующее значительно событие в жизни мормонской общины - отмена многоженства. это была сложная история: Янгу неоднократно были откровения о том, что тот, кто будет выступать против многоженства (которое, как говорилось ему, "Я, Господь, устанавливаю навеки"), тот будет истреблен с лица живых и никогда не увидит спасения. Это было явное и недвусмысленное откровение: многоженство - основной долг нашей веры, а любой выступающий против него недостоин жизни. Тут возникли проблемы с американским правительством: Юта должна была получить статус штата, а вместе с ним и возможность для мормонов избирать и быть избранными, но по закону США многоженство было запрещено. Мормонам нужно было делать выбор между откровением и нелегальным положением, в котором они могли оказаться. И вот, в 1890 году тогдашнему главе мормонов вовремя явилось откровение, что многоженство отменяется. Мормонам пришлось принять новое откровение, но несколько групп отделились от основной церкви. До сих пор существуют мормоны, которые признают многоженство и которые его практикуют. Летом я видел телепередачу о таких отделившихся мормонов: у достаточно молодого мормона было четыре жены; одна из них была мать, две другие - ее дочери, а четвертая - их двоюродная сестра. Одна из них с гордостью сказала, что лучше иметь 25 процентов от 100-процентного мужчины, чем все 100 процентов - от 25-процентного мужчины. Они называли себя жены-сестры. Основная же часть мормонов приняла откровение, и официально многоженство было отменено. Можно себе представить, что было с этими многочисленными женами, которые оказались просто-напросто на улице.

Первая жена признавалась единственной, а все остальные оказывались без - 9 - средств к существованию. Хотя многоженство официально отменено, оно по-прежнему остается краеугольным камнем мормонской веры. Хотя у каждого мормона только по одной официальной жене, но фактически они остаются многоженцами. Как - об этом чуть позже. Поговорим об организации мормонской церкви. Структура это жесткая и очень эффективная. Низшей ступенью является отделение; численность его составляет от 250 до 500 человек. Как только отделение разрастается и достигает верхней границы, оно автоматически разделяется пополам - на два отделения, каждое из которых начинает расти заново. Отделение, собранное в одной географической местности, называется "кол". Это название происходит из тех времен, когда поселенцы приходили на новые земли и втыкали кол, с тем чтобы застолбить за собой место. Глава отделения - епископ, глава кола - президент. Далее церковью управляет "совет Семидесяти" - высшая структура церкви, где есть свой президент. Над "советом Семидесяти" стоит "совет 12 апостолов" со своим президентом (он же - пророк, он же - глава церкви мормонов). Дважды в год у мормонов бывают общие собрания, на которых избираются новые должностные лица. Эти выборы очень похожи на памятные многим из нас советские выборы, когда выбирать предлагается из одного кандидата, за которого все дружно голосуют. Понятно, что все назначения при такой системе идут сверху. Каждый из мужчин-мормонов считает, что он имеет священство Аароново, но избранные имеют священство Мелхиседеково. Они-то и являются профессиональными мормонскими священниками. Женского священства у мормонов нет. Интересно, что раньше чернокожим было запрещено иметь мормонское священство (любое), но в 60-е годы началось движение за гражданские права и под очень сильным давлением уже в 70-е годы к мормонам пришло новое откровение, в результате которого чернокожим было разрешено принимать священство. Вероучение мормонов изложено в двух книгах, о которых я уже говорил: "Доктрины и заветы" (или "Вероучение и заветы") и "Драгоценная жемчужина". Мормоны верят в то, что есть бесчисленное множество богов. Боги, как и мы, обладают физическим телом, хотя и с разными энергиями. У каждого бога есть своя индивидуальная планета или галактика (в зависимости от значимости бога), которою он правит. Каждый бог, поскольку он имеет физическое тело, был от кого-то рожден. У каждого из богов есть гарем, и от физического союза со многими женами рождаются духовные сущности. Когда-то очень давно в виде духовной сущности родился бог под именем Элогим, который при неизвестным обстоятельствах получил физическое тело и поселился на планете Колоб. Отсюда он и правит нашей галактикой, т.е. является нашим богом. У Элогима есть свой гарем, от которого он рождает духовные сущности. Первых двух из них звали Люцифер и Иисус, потом было множество других духов. Но духам нужно воплотиться в физические тела, чтобы стать богами и иметь свои планеты. Когда духов наплодилось великое множество, собрался совет духов, чтобы решить, что делать с планетой по имени Земля. Мнения разделились: Люцифер хотел править Землей по каким-то своим планам, но того же хотел и Иисус. Во время голосования две трети голосов были отданы за Иисуса, а остальные - за Люцифера. Таким образом, было решено большинством голосов, что править Землей будет Иисус, но треть духов вместе с Люцифером восстала и стала воевать против других духов, которых возглавил Иисус. Сторонники Люцифера были побеждены и наказаны тем, что никогда не смогут воплотиться в тела и вечно останутся духами.

Но даже среди тех духов, которые воевали на стороне Иисуса были разные. Одни храбро воевали на передовой линии, не щадя своей - 10 - жизни, а другие держались сзади и если не дезертировали, то и не рисковали. Эти-то трусливые духи и были наказаны черной кожей и плоским носом, а также лишением возможности стать священниками. Храбрые же духи были награждены белой кожей и нормальными носами и обладали всеми правами. Мормоны отрицают девственное рождение. Они считают, что бог Элогим в физическом теле спустился на Землю и зачал там физическое тело для своего первородного сына Иисуса, т.е. дух вселился в физическое тело. Ну а после Воскресения Иисус слетал в Америку, где обещал Второе пришествие и царство Божие на земле. А дальше появилась мормонская церковь - по мнению мормонов, истинная вера была явлена миру и наконец-то люди могут получить спасение, а именно достигнуть высшей цели своего существования: стать богами, иметь свою планету, создавать новые царства и т.д. Естественно, многоженство - неотъемлемая часть такого божества. Множество духов жаждут воплощения, а каждый мужчина тем производительнее, чем больше у него жен. На этом и основана доктрина о многоженстве мормонов (которая на самом деле является плодом похотливости Д.Смита). Поэтому отменить многоженство не представлялось никакой возможности. Чуть позже я расскажу о том, как при отмене многоженства они его все-таки сохранили. Какова цель существования человека и как этой цели достигнуть? Цель - стать богом и творить новые духовные существа, вселять их в тела, получать наслаждение от своего гарема и поклонение от обитателей созданной тобой планеты. Но станем ли мы богами, зависит от нас, и дано это будет не каждому. Есть четыре места, куда человек может попасть после смерти. Если вы правильный мормон, исполнивший все предписания и прошедший тайные обряды в храме (далеко не каждый мормон проходит тайные обряды в храме), то вы попадаете в высшее царство, которое называется "телестриальное" царство". Оно делится на два под-царства: те, которые прошли тайные обряды в храме, становятся богами, а те, которые были праведными мормонами, но тайных обрядов не прошли, становятся просто служебными существами, тем не менее неплохо живущими и даже общающимися со Св. Троицей. Второе место - "террестриальное царство", т.е. земное царство, куда попадают праведные немормоны. Это нечто вроде чистилища со сносными условиями существования, куда не сходит Бог Отец, но сходят Бог Сын и Бог Дух Святой. Следующее место - ад, куда попадают грешники. Там разные мучения, но есть и небольшое утешение, потому что туда иногда нисходит Дух Святой, чтобы несколько утешить мучающихся там грешников. Четвертое место - низший круг ада, тьма кромешная, куда никто из Св. Троицы м близко не подходит. Там только ужас и мрак. Это место уготовано для мормонов, отрекшихся от своей веры. Важнейшей частью мормонского культа является храм. Но это совсем не то, что мормонские молитвенные залы, которые они арендуют, например, в школах, где они собираются по воскресеньям и распевают свои песенки. Такая школа была на территории Зачатьевского монастыря, и пришлось приложить очень много усилий, чтобы их оттуда выжить. Эти залы открыты для всех, можно туда прийти и вместе с мормонами попеть песенки, похлопать в ладоши и вообще "приятно" провести время. Там проводится мормонская версия причастия, которая, впрочем, тоже мало что значит: хлеб и виноградный сок здесь чистая формальность. В Восточной Европе у мормонов есть только один храм в Восточной Германии и один - в Швеции. По слухам, они собираются строить храм в Петербурге, но утверждать этого я не берусь.

Пока строительство не началось. В храмы вход для немормонов закрыт, и даже не каждый мормон может зайти в храм. Есть помещение для посетителей, где вас примут и - 11 - покажут картинки, но в храм вас не пустят. Сами мормоны удостаиваются этого лишь по рекомендации президента кола, и ее надо еще заслужить. При храме происходит посвящение в подлинные мормоны - то, что мормоны называют "запечатление брака". Собственно, в храме есть два помещения для мормонов - крестильное и брачное. Но крестить можно и вне храма; в храме происходит, кроме обычного, еще и другой вид крещения, о котором я расскажу чуть ниже. Все храмовые церемонии были разработаны Д.Смитом после 1842 г., потому что именно тогда он вступил в масонскую ложу. Храмовая символика и храмовые обряды повторяют масонскую символику и масонские обряды. Итак, в крестильном помещении храма происходят многочисленные крещения за мертвых, а в брачных помещениях - многочисленные бракосочетания с мертвыми. При крещении мормон получает новое имя - тайное, которое известно только ему и богу. Когда будет воскресение из мертвых, бог позовет мормона по этому тайному имени, и он услышит это имя и воскреснет. Соответственно, те, кто такого имени не знают, воскреснуть не смогут. Получают имя и жены мормонов, но это имя знают бог, жена и сам мормон, поэтому бог позовет по именам только мужчин, а те - своих жен. Жены услышат свои имена и воскреснут. Поэтому чтобы спасти как можно больше женщин, каждый мормон должен иметь множество жен, хотя бы мертвых. Известно, что мормоны крестятся за мертвых. Эту практику ввел Смит: он волновался о том, что будет с его братьями, умершими до того, как он стал мормоном, и ему явилось откровение, что он может за них креститься. Выглядит это так: к мормонам приходит человек, который говорит, что он - это не он, а его умерший брат; его крестят, и таким образом брат вступает в мормонскую церковь. Брат, который находится в царстве духов, вступает к мормонам. Можно креститься за всех родственников и вообще за кого угодно, поэтому все великие люди посмертно уже стали мормонами. Мормоны известны тем, что работают во всех странах (и у нас) в загсах и архивах, выписывают имена всех покойников, а затем их крестят. У них громадное хранилище имен, все они занесены на микропленку. На все имена наших предков, которые они выписали, авторское право принадлежит им. Все это хранится у них в штате Юта в специальном хранилище, вырубленном в скале. Итак, они крестятся за всех мертвых. Известна одна мормонка, которая крестилась 30 тысяч раз и "спасла" таких великих людей, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Клеопатра и многих других. Один мормонский старейшина сказал, что эта дама спасла больше людей, чем Иисус Христос. Помимо этого, существуют браки с мертвыми. Мормоны выписывают имена мертвых и брачуются с ними, чтобы потом, после смерти, когда они станут богами и поселятся на своей планете, все эти мертвые женщины составили их гарем. Я не уверен, что моя покойная бабушка не является женой какого-нибудь мормона - так же, как и предки каждого из вас, потому что мормоны уже несколько лет работают в России. Это будет страшное кощунство, сравнимое разве что с осквернением могил, когда имена наших предков используются для мормонских магических целей. Церковь мормонская очень богата, т.к. все ее члены обязаны платить десятину (десять процентов от всего дохода, еще до налогов). Но на этом пожертвования не кончаются, потому что мормоны говорят, что десятина - это то, что в любом случае принадлежит богу, а если ты хочешь что-то пожертвовать, то жертвуй сверх десятины. У них есть различные сборы, в которые средний мормон платит от 27 процентов своего дохода.

Миссионеры, которых мы видим на улице ("старейшина Джо" - 12 - и "старейшина Джим") - это молодые ребята, которые на три года отправляются в чужую страну за счет своей семьи, а не церкви - этот тот вклад, который мормоны платят. Интересно, что их миссионерская работы приносит плоды: по статистике в мире каждые четыре с половиной минуты появляется новый мормон. Безбрачие у мормонов запрещено, что вполне понятно, если вспомнить о той роли, которую они отдают браку. Во время тайного бракосочетания мормону выдают тайное нижнее белье, которое они обязаны носить не снимая. Это некий комбинезончик, состоящий из трусов и майки, сшитых вместе. Поначалу это были кальсоны и майка с длинными рукавами, но в современных условиях носить это неудобно. Это нижнее белье расшито циркулями, треугольниками, кругами и прочими знаками, заимствованными Джозефом Смитом от масонов. Разработан специальный способ, как заменить один комбинезончик на другой, чтобы постирать первый, но при этом, не дай бог, вдруг не оказаться хоть на минуту совсем без ничего. Вся жизнь мормонов очень строго регламентирована: в воскресенье у них богослужение, в понедельник - семейный день, когда все должны играть в волейбол (и все играют), в среду - молитвенное собрание. Главное, что нужно помнить: мормоны - это не христиане, никакого отношения к христианству они не имеют. Это оккультная неоязыческая секта с очень серьезными тоталитарными тенденциями, пребывание в которой приводит к очень печальным последствиям.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную