Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Конь Р.М. "Классификация сект"
Классификация сект
предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных
чертах характеризующих ту или иную группу. Из всех известных в
святоотеческой литературе по сектам классификаций ересей можно выделить две
наиболее типичные. В одной секты систематизированы по времени появления ереси,
в другой - по догматическим расхождениям с учением Церкви. Примером классификации,
где в качестве критерия избран только хронологический принцип, то есть ереси
представлены следующие одна за другою, может служить систематизация св.
Епифания Кипрского (315–403) в его труде под названием «Панарион» (сам он так
объяснял наименование своего сочинения: «Панарион» (аптека) или «кивотон»
(ковчег) с «цельбоносным от угрызения ядовитых животных запасом»[i]). При составлении своей
классификации св. Епифаний исходил из того, что истинная вера была известна
Адаму, который обнаруживал в себе черты христианства[ii]:
имел познание Святой Троицы и вера тогда была такой же как и во время жизни св.
Епифания. Но, по мнению Г.В. Флоровского, св. Епифаний «совершенно лишен
исторического чутья».[iii] Критерием ереси он
считал любое отклонение от веры Адама. Оно началось с извращения нравов
непосредственных потомков Адама, а затем перешло в язычество, философские
системы и ереси вплоть до IV века.[iv] Его рассуждения о типах
ересей выводятся из 1 Кол. 3,11, где апостол говорит, что «во Христе Иисусе нет
ни Еллина, ни Иудея, ни Варвара, ни Скифа», но нова тварь (2 Кор. 5, 17)[v]. На этом основании св. Епифаний делает
заключение, что до Рождества Христова существовало четыре типа ересей:
варварство: от сотворения мира до потопа, скифство: от потопа до Вавилона,
еллинство: от Вавилона и иудейство. Общее количество дохристианских ересей равнялось
20. Принцип деления
христианских ересей он основывал на своеобразном толковании Песнь Песней 8, 8-9[vi].
Отношения жениха и невесты, описанные в этой книге, символически
истолковывались церковными писателями как образ духовного союза Христа с
Церковью. Но св. Епифаний считал, что под 80 наложницами следует разуметь
еретические учения. Поскольку 20 ересей отнесены к дохристианскому периоду, то
христианских лжеучений должно быть не более 60. Распределение христианских ересей
построено без какой либо продуманной системы. Такое представление о «православии
и ереси имело влияние и на позднейших ересиологов – подражателей его.
Установился обычай при установлении еретических сект говорить сначала о так
называемых нехристианских ересях, а потом о собственно христианских».[vii] Одним из наиболее
известных ересиологических трудов, где буквально заимствована классификация св.
Епифания, является сочинение преп. Иоанн
Дамаскина «О ересях».[viii] Преп. Иоанн Дамаскин лишь пополнил свой труд
изложением ересей бывших после св. Епифания. В числе ересей сто первой значится
мусульманство.[ix]
В ересиологических сочинениях св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского
также рассматриваются философские системы и языческие верования, но не в
значении ересей, а как оказавшие влияние
на образование христианских лжеучений. Другой не менее
известной систематизацией ересей является классификация блаж. Феодорита
Кирского. Она построена на двух принципах: богословском и хронологическом, что
позволяет проследить развитие ереси во времени. Эта классификация разработана в
сочинении «Еритические басни»[x],
написанном в 453 году. Согласно первому критерию все ереси блаж. Феодорит разделил
на четыре группы. Первую составляют дуалисты и полиахисты в онтологии и докеты в
христологии. Они противопоставляли Творцу мир, «производя его или от низших и
подчиненных ему (от одного из ангелов, архонтов, эонов), или прямо враждебных,
как манихеи. Вместе с тем расторгалась и связь истории миробытия и истории
искупления, поелику тут обнаруживалось действие взаимно исключающих сил, - злой
и благой»[xi].
К этой группе причислены 26 сект, преимущественно гностических, основателями
которых были: Симон Маг, Василид, Карпократ, Тациан, Вардесан, Маркион, Манес и
др. Вторую группу составляют ереси, признававшие одно начало в онтологии,
т.е. антитринитарии, высказывавшие в христологии иудаистические воззрения
(назореи, евиониты) или патрипассианские с динамическим и модалистичесим оттенками.
По их представлениям Христос родился от Девы естественным образом подобно всем
людям, но воспринял в себя особую благодать. Сюда относятся назореи, евиониты,
элкасаиты, Павел Самосатский, Савелий, Маркел. К третьей группе принадлежат ереси, занимающие среднее положение
между первыми двумя: николаиты, монтанисты, четыренадесятники, Ноэт Смирнский,
Новат и др. Заключается обзор ересей
лжеучениями Ария, Евномия, Аэция, македониан, донатистов, аполлинаристов,
мессалиан, несториан, Евтихия и др. В соответствии с
хронологическим критерием блаж Феодорит все ереси делит на доникейские и после
никейские (Доникейские ереси разделены на три группы в зависимости от их учения
о Боге, о Личности Иисуса Христа и о сущем. Посленикейсие объединены в одну
группу, поскольку все были христологическими). Использование двух критериев
позволило показать все этапы развития лжеучения: его возникновение, развитие и
последующее влияние на другие ереси. По мнению проф. Н. Глубоковского «система
Киррского епископа есть самая лучшая, какая была возможна в его время, и едва
ли не образцовая» для конца XIX века.[xii] Если использовать
современный богословский язык, то все ереси перечисленные у Бл. Феодорита можно
распределить по следующим категориям: гностические, антитринитарные,
христологические и экклисиологические. Систематизация ересей не
была теоретически отвлеченным занятием, но имела своей задачей – «исторически
объективное изложение еретических лжеучений»[xiii]
и указывала на степень их отступления от апостольской веры. Классификация сект в
русском сектоведении
В русской богословской
литературе по сектантству существовало несколько классификаций, но все они, по
признанию проф. Т.И. Буткевича, были несовершенными. Одни делили все секты на
простонародные – хлыстов, скопцов, молокан, и подобные, и интеллигентные:
толстовцев, пашковцев и т.п. Но это явно неудачная систематизация, поскольку в
хлыстовских радениях участвовали и аристократы, и видные представители
Серебряного Века,[xiv]
а пашковщина усвоялась простыми людьми. Иные разделяли секты на
евангелические и духовные, так как считали, что одни секты заимствуют
вероучение из Евангелия, а другие из личных откровений. Но практически все
сектанты не отвергали Евангелие. Третьи предлагали
систематизировать секты по причинам, обусловивших их возникновение. Однако
появление сект вызвано разными обстоятельствами, а не какой-то одной причиной. Четвертые предлагали
расположить секты в хронологическом порядке. Недостаток такой систематизации в
том, что 1) не всегда можно точно установить время появления сект, 2) некоторые
секты появились почти одновременно, 3) такое расположение разрывает органичную
связь сект с их позднейшими разветвлениями. Последняя, пятая,
классификация делит секты на мистические, рационалистические[xv]
и мистико-рационалистические.[xvi] К первым относят
хлыстов, скопцов и т.п.; ко вторым: духоборов, молокан, баптистов и т.п. Но
поскольку у рационалистических сект имеются элементы мистики, а у мистических
соответственно – рационалистические, то граница между этими категориями весьма
условна. Тем не менее, эта классификация стала общепризнанной и такой осталась
практически до настоящего времени. Основной недостаток этих
систем в том, что они не указывают на существо религиозных воззрений сект и не
дают возможности проследить историю конкретных еретических идей, их влияние на
возникновение новых ересей. Классификация сект в
протестантской литературе
Наиболее обобщенно
деление сект на категории в протестантской и определенной части
религиоведческой литературе может быть представлено следующим образом. Псевдохристианские
секты. К ним относят группы вышедшие из христианства, а именно: иеговистов, «Христианская
наука» и т.п. Восточные секты.
Мировоззрение этих культов связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом,
синтоизмом, примитивным язычеством. К этой категории причисляют, например кришнаитов,
Трасцедентальную медитацию. Псевдонаучные секты. Эту
категорию, по мнению протестантских ученых, составляют секты, проводящие
психотерапевтические занятия для врачевания физически и психически больных
людей. Мировоззрение этих культов связано с языческими и восточными
религиозными идеями. К ним в частности относят Сайентологию, экстрасенсорику и
др. Синкретические секты.
Доктрины этих групп состоят из идей двух или более религий. Очень часто это
сочетание происходит путем переосмысления противоположных идей так, чтобы они
согласовывались друг с другом. Эти секты представлены Теософским обществом,
Антропософским обществом, бахаями, мунистами, масонством. Оккультные секты. В эту
категорию протестанты зачисляют секты, имеющие скрытые, тайные учения и
ритуалы: движение Нью Эйдж, астрологию, сатанизм, розенкрейцерство.[xvii] Эта классификации является весьма несовершенной
по причине субъективного подхода при определении характерных черт, по которым
распределяются секты. Поэтому некоторые секты можно отнести к нескольким категориям
одновременно. О сайентологах например можно сказать, что они являются
псевдонаучной и оккультной сектой. Главным недостатком этой
систематизации является отсутствие практической пользы от нее. Утверждается,
что данная классификация способствует созданию «единой целостной картины,
которая бы дала более ясное представление о том, чем одни культы отличаются от
других и чем они похожи».[xviii]
Однако данная классификация этой задачи
не решает. Выводы (по
классификации)
Наиболее практичной с
церковной точки зрения является классификация блаж. Феодорита. Она дает
возможность установить степень расхождения какого либо лжеучения с верой Церкви
и определить по какому чину следует принимать сектантов в Церковь, если они
ранее к ней принадлежали. |
|