Кирилл Александрийский Беседа, произнесенная в Ефесе. |
|
Внимающие Святому Писанию имеют сердце мудрое, пламенеющее светом добрых дел и истинной веры. Любовь к истинному познанию сопровождает такую жизнь. Ясный свидетель этого Сам Спаситель, взывающей к Небесному Отцу и Богу: Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Ин.17:3). Итак, познание Сына, соединенное с познанием Отца, при одинаковом условии есть животворное познание Бога. Если отделить одно от другого, совершенно невозможно будет познание Бога. Господь наш Иисус Христос говорит иудеям: Ни Мене весте, ни Отца моего; аще Мя бысте ведали, и Отца моего ведали бысте (Ин.8:19). Иудеи думали, что их отцы видели на горе Сына Божия по естеству, когда Он сходил на гору Синайскую в виде огня; думали - это они слышали Его голос, и по этой причине Моисея, служителя тайн, почтили особенным удивлением, а Господа нашего Иисуса Христа презрели за человеческое естество, говоря: Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы откуда есть (Ин.9:29). И что им за это сказал Христос: Аминь, аминь глаголю вам, ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте, и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, Его же той посла, Сему вы веры не емлете (Ин.5:38). Истина говорит совершенную правду. Естество Бога не было видимо на горе Синайской, а виден был только огонь. При этом издавались звуки труб, восходил дым, и образы истины прообразовали саму истину. Бог всех сходит на гору Синайскую в виде огня. Для чего в виде огня? Намереваясь дать иудеям закон, Богу удобнее было сойти в виде огня для того, чтобы вразумить этим преступников закона, что они будут иметь дело с огнем. Потому блаженный Моисей, устрашая грешников, обыкновенно восклицал: Бог наш огнь потребляяй (Втор.4:24). При этом были еще дым и мрак. Мрак давал знать, что Бога невозможно позвать, а дым означал слезы своевольных презрителей закона, так как телесный глаз источает от дыма слезы. Итак, иудеи не видели лица Отчего, а мы видели его во Христе. Он есть тончайшая и чистейшая красота родившего, Его образ и сияние. Хотя Слово, пребывая Богом, приняло плоть и кровь и назвалось Сыном человеческим, приняв тело не бездушное и не чуждое ума, как утверждает безумный еретик Аполлинарий, несмотря на это, Оно всегда было Богом. Тайну эту Он открывал некогда святым отцам, и ее можно видеть из многих изречений святых пророков. Из Книги Бытия частью мы видим, что Сын был виден в образе человеческом и что Он назван при этом Богом. Когда блаженный Иаков, оставив Месопотамию, спешил возвратиться в дом отца и, взяв обеих дочерей Лавана с детьми, прижитыми от них, привел их к потоку по имени Иавок, тогда, как повествует Писание, отпустив детей и жен, он остался один и с ним до утра боролся муж. Увидев, что нельзя его осилить, этот муж коснулся его бедра и повредил его. И рече ему муж, боровшийся с ним: Пусти мя, взыде бо заря. Он же рече: не пущу тебе, аще не благословиши мене... И благослови его тамо. И прозва Иаков имя месту тому: вид Божий, видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт.32:26,29-30). О мудрость, достойная святых! Патриарх видел перед собой борца, а между тем восклицал: Видех Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя. По откровению Святого Духа он тотчас уразумел таинство воплощения. Заметь следующее. Целую ночь боролся с Иаковом муж, когда же воссиял день, он сказал: Пусти мя, взыде бо заря. Что это означает? То, что Христос борется и сражается с теми, которые, подобно находящимся во мраке и ночи, имеют в уме и сердце мрак неведения, но когда в их умах занимается заря и свет истинного богопознания начинает сиять в них, подобно дню, тогда Христос оканчивает борьбу. Ибо Он вооружается против тех, которые имеют, подобно находящимся во тьме и мраке, темное и мрачное сердце, а не тех, которые ходят во свете и имеют духовную зарю. Итак, человек, прими духовную зарю, да воссияет тебе свет истины. Перестань бороться со Христом. Не знающий над собой победы всегда побеждает. Единородное Слово Божие хотя и сделалось человеком, но не перестало по естеству быть и Богом. Измениться Он никак не может. Итак, по Отце Он есть Слово, а по Матери - человек по плоти. Един есть Бог Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все. Тому слава во веки веков. Аминь. Восточные отцы и учители Церкви V века. - М.:
Издательство МФТИ, 2000, с. 91-93.
|
|