Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  

 

Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

по Ветхому Завету.
Часть 2 - Исторические книги

для 3-го класса 

Когда же во время второго пира у Есфири царь снова спросил её, что она желает, Есфирь отвечала: "Да будет дарована мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей", - и, указывая на Амана, объяснила его замысел. Агасверош, увидев себя обманутым, воспылал гневом и велел повесить Амана на той виселице, которая приготовлена была им для Мардохея.

Гл. 8-10. Возвышение Мардохея и торжество обреченных на истребление. Мардохей назначается на почетное место вместо Амана. Поскольку Персидские указы считались неотменяемыми, Мардохею и Есфири было предоставлено право разослать во все области письма, скрепленные перстнем царя, чтобы предотвратить избиение евреев, с разрешением им самим отомстить своим врагам (гл. 8). 13 адара, когда враги все же сделали попытку выполнить замыслы Амана, евреи успешно защитили себя, а следующий 14-й день этого же месяца, "они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия" (9, 17).

О Мардохее говорится, что он изложил историю этих событий и назначил 14-е и 15-е адара для празднования иудеям на вечные времена. Праздник был назван "Пурим" (от "пур" - "жребий") , так как в эти дни Аман готовил столь печальный жребий иудеям, доставшийся в итоге ему самому и язычникам. Евреям же выпал счастливый жребий. От Мардохея и Есфири разослано было всем иудеям послание о чудесном избавлении и об учреждении праздника Пурима (9, 20-32).

Книга Есфирь заканчивается похвалою Мардохею, употребившему своё влияние при дворе на благо соотечественникам (гл. 10).

Время описываемых событий

Царь Агасверош, избравший Есфирь своею супругою - это персидский царь Ксеркс (485-465), известный своим неудачным походом в Грецию. Название его Артаксерксом в переводе 70-ти (1, 1) объясняется неточностью греческого перевода.

Автор, время и цель написания книги

В 9, 20-32 говорится, что Мардохей вместе с Есфирью написали послание к иудеям об учреждении праздника Пурим с объяснением исторических обстоятельств, и повода к его учреждению, а это именно и составляет главное содержание книги Есфирь. Отсюда предполагают, что первоначальным писателем книги мог быть Мардохей, а современная редакция книги, возможно, составлена Ездрой. Однако отсутствие упоминания имени Божия в еврейском тексте книги может свидетельствовать о том, что последняя редакция её относится к концу времени Ветхого Завета, когда стали избегать устного и письменного употребления имени Божия - Ягве, считая его непроизносимым. Ближайшее назначение книги Есфирь - запечатлеть на века описанное в книге поучительное событие, служащее примером благодетельного действия Промысла Божия, спасающего народ Господень в тяжелых обстоятельствах его жизни, а также дать духовно-нравственное чтение в установленный праздник Пурим, который во 2 Макк. 15, 36 назван "днем Мардохея".

О неканонических местах книги Есфирь

В греческом, славянском и русском переводах в разных местах книги Есфирь имеются отсутствующие в еврейском тексте неканонические добавления, передающие подробно текст указов, молитв, речей (Есфири, Артаксеркса), содержащие и толкование сна Мардохея. В славяно-русской Библии эти неканонические вставки не обозначены счетом стихов. К вставкам относятся:

1, 1 - сон Мардохея;

3, 13 - указ Амана;

4, 17 - молитва Мардохея и Есфири;

5, 1-2 - речи Есфири и Артаксеркса;

8, 12 - указ Мардохея от имени Артаксеркса;

10, 3 - изъяснение сна Мардохея.

В последних строках книги имеется замечание о том, что некто Лизимах иерусалимлянин, сын Птоломея, истолковал послание о Пуриме, т.е. книгу Есфирь и что послание это в первый раз принесено в Александрию иудеям Египта дедом Лизимаха, священником Досифеем, в 4-й год царя Птоломея и Клеопатры (112 или 47 год до Р.Хр.). Под этими толкованиями Лизимаха вероятно и следует разуметь упомянутые неканонические дополнения книги.

У евреев книга Есфири читается в праздник Пурим, в православной Церкви при богослужении она не употребляется.

 

 

О неканонических книгах

Кроме 39 канонических книг (канонической называется такая книга, которая на основании своего божественного происхождения признана и принята как правило для познания божественной истины. Эти книги отражают волю Божию, которая есть наивысший порядок или правило - греч. канон) (в еврейской Библии многие книги соединены в одну, и поэтому их в ней 22 - по числу букв еврейского алфавита), в греческом переводе 70-ти толковников и других древних переводах, а также в русском и славянском текстах имеются одиннадцать неканонических книг и неканонические места. Это 2 кн. Ездры, Товита, Иудифи, кн. премудрости Соломона, кн. премудрости Иисуса сына Сирахова, послание Иеремии, кн. пророка Варуха; 1, 2, 3 кн. Маккавейские, 3 кн. Ездры. К неканоническим местам относится ряд эпизодов в кн. Есфирь, в кн. пророка Даниила, во 2-й кн. Паралипоменон (молитва Манассии), в кн. Иова 42, 17 и псалом 151.

У протестантов эти книги именуются "апокрифами" (гр. неизвестный, спрятанный), у католиков - "девтероканоническими" (второканоническими) книгами. Но надо знать, что в святоотеческой письменности термин "апокрифы", "апокрифические книга" прилагается к писаниям еретиков, от чтения которых предостерегались православные христиане.

Основное же различие канонических книг от неканонических в том, что первые более древние - написаны в период с ХV-V вв. до Р.Хр., в то время как последние написаны позже - с IV по I вв. до Р.Хр.

Отношение к неканоническим книгам православного богословия

85 апостольское правило книгу "Премудрости многоученого Сираха" назначает для изучения "юным", а 3 кн. Маккавейские признаны "чистыми и святыми".

Ориген: "Книги Товита, Иудифь, Премудрость Соломона и Сираха следует читать оглашенным, потому что они не могут употребить твердой пищи, заключающейся в таинственных, богодухновенных писаниях".

Святой Афанасий: "...есть кроме этих (22 канонических) и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим в церковь и желающим огласиться словом благочестия... (перечисляет их).

Поместные Соборы называют неканонические книги "добрыми и назидательными", "неизменной частью Священного Писания".

Общий вывод относительно неканонических книг:

1) они не богодухновенны, но

2) полезны и назидательны,

3) выше всех обычных произведений естественного разума,

4) должны включаться в священно-библейские списки и

5) назначаться для чтения оглашенным.

Это отнюдь не значит, что они не должны читаться верными, т.е. членами Церкви. Мы знаем, что неканонические книги отчасти употребляются даже за православным богослужением. Например: паремии - прем. Соломона (2-5 гл., 10 гл.), песнь 3-х отроков (Дан. 3, 24-90) служат основанием 7 и 8 песней канона. Службы муч. Маккавейским (1 авг.) составлены по 2 кн. Маккавейской. Покаянная молитва Манассии читается на Великом Повечерии.

 

 

ВТОРАЯ КНИГА ЕЗДРЫ

Вторая книга Ездры неканоническая, т.е. её нет в каноне книг Священного Писания Ветхого Завета. Книгу эту находим в древнейших греческих списках Библии, где она занимает различные места по отношению к 1-й книге Ездры: то впереди её, то после неё и соответственно надписывается. В латинской Библии она надписывается 3-й книгой Ездры.

Писатель и время написания книги

Писатель книги неизвестен. Хотя книга надписывается именем Ездры, это говорит скорее о том, что в ней описаны события, относящиеся ко времени священника Ездры, чем об его авторстве. Так как книга была написана на греческом языке, то полагают, что автором её был некий иудей-эллинист, который желал дополнить и украсить историю, записанную Ездрой, некоторыми интересными, хотя и подчас сомнительными известиями, сохранившимися в предании.

Книга составлена, по всей вероятности, в I в. по Р.Хр.

Отношение 2-й кн. Ездры к книгам Паралипоменон 1-й кн. Ездры и Неемии

Все содержание 2-й кн. Ездры состоит из повествования, почти целиком заимствованного из книги Паралипоменон, Неемии и особенно 1 кн. Ездры. Но эти отрывки дополнены тем материалом, который из-за своей недостоверности лишает книгу канонического достоинства.

Очерк содержания

Книга содержит 9 глав, которые можно разделить на 3 части.

1 часть - автор начинает повествование с тринадцатого года царствования благочестивого царя Иосии, говорит о его преемниках на престоле иудейском и заканчивает упоминанием о вавилонском плене (1 гл.).

2 часть - со 2 по 7 гл. История возвращения иудеев из плена и восстановление ими Храма при царях Кире и Дарии.

3 часть - с 8 по 9 .гл. В ней описываются труды священника Ездры.

Недостоверные, сомнительные места

Это прежде всего 3 и 4 главы. История трех телохранителей Дария, решающих вопрос, "что всего сильнее", носит явно аллегорический характер. Телохранители сами назначают себе чрезмерную награду, царь же в конце рассказа дарует им ещё большую.

Наблюдается сбивчивость повествования и неверность сведений при рассказе о личности Зоровавеля. Возвращение пленных с сосудами возглавляет некий Саманассар, а не Зоровавель. Он не мог быть в числе телохранителей Дария, ибо был в это время уже в Иерусалиме.

Писатель путает царей Дария и Кира. По тексту выходит, что Дарий как бы не признает своих собственных указов и пишет новые, причем совершенно такие же.

Сожжение иерусалимского Храма приписывается идумеям, а не халдеям, как это явствует из книг Царств и Паралипоменон. Встречаются хронологические неточности.

 

 

КНИГА ТОВИТА

Название и деление книги

В греческой и славяно-русской Библии эта книга называется "Товит", в Вульгате - "Книга Товии". Эти названия показывают, что главной темой повествования книги является история Товита и сына его Товии.

По содержанию книга разделяется на три части:

1-я часть - гл. 1-3, описывает благочестие и испытания Товита и его родственницы Сарры;

2-я часть - гл. 4-11, излагает историю Товии с участием в ней ангела Рафаила;

а) путешествие в Раги Мидийские (4, 1-2, 9);

б) женитьба Товии на Сарре (6, 10-9, 6); в) возвращение в Ниневию и исцеление от слепоты отца (10-11).

3-я часть - гл. 12-14, представляет собой эпилог, в котором излагается речь ангела Рафаила, благодарственная молитва Товита и кратко обозревается последующая жизнь Товита и Товии до их смерти.

Об авторе и времени происхождения книги

О времени происхождения и авторе книги Товита мнения ученых расходятся. В самой книге говорится о повелении ангела Рафаила Товиту и Товии написать "все совершившееся в книгу" (12, 20). В следующей главе говорится, что Товит "в радости написал молитву" (13, 1). На этих свидетельствах книги основано мнение о том, что Товитом и Товией, возможно, были оставлены первоначальные записи, которые потом были отредактированы неизвестным по имени позднейшим писателем с сохранением подлинных слов и выражений Товита и Товии, особенно в 1, 1-3, 7, где речь ведется в первом лице от самого Товита. Как можно видеть из книги, писатель-редактор пережил падение не только Ниневии, также и Иерусалима. Восстановление Иерусалима только ожидается (13, 15-17), (14, 15; 9-10). Следовательно, книга была составлена им во время вавилонского или персидского господства.

Оригинальный текст книги и переводы

Полный текст книги Товита дошел до нашего времени в древних переводах: греческом, древнеитальянском, сирийском, армянском, латинском и др., которые различаются друг от друга прибавлениями или сокращениями текста, а также в написании собственных имен и в числах.

Блаженный Иероним переводил эту книгу с арамейского текста, который после его времени был утерян. В 1952 г. в Кумране были найдены еврейские и арамейские фрагменты книги Товита, подтвердившие давние предположения ученых о том, что книга Товита первоначально была написана на еврейском или арамейском языке.

Историческое и нравственное значение книги

Несмотря на свою неканоничность, книга Товита имеет важное историческое и назидательное значение.

В живых и правдивых картинах в ней изображается печальное состояние израильтян в ассирийском плену: как внешнее, состоявшее в жестоком угнетении и преследовании со стороны ассирийцев, так и внутреннее, выразившееся в упадке нравственности среди израильтян и в уклонении в идолопоклонство. Это единственная книга, в которой немного освещается - покрытая мраком неизвестности - жизнь израильтян в ассирийском плену после разрушения Самарии в 722 г.

Непосредственная цель написания книги - наглядными примерами из жизни благочестивой семьи Товита и Товии побудить пленников и вообще евреев рассеяния к почитанию истинного Бога, терпению и добродетельной этой жизни.

Но эта книга может быть полезной и для читателей всех времен, так как по отзывам святых Отцов она воспитывает святые чувства и побуждает к благочестию. Отцы Церкви находили в книге Товита много поучительных примеров добродетельной жизни, непоколебимой веры в Бога, любви к ближним и заботы о них.

В святоотеческой и христианской литературе часто цитируются изречения из книги Товита: "милостыня избавляет от смерти и ею очищается всякий грех" (4, 10; 12, 9); "что ненавистно тебе самому, того не делай никому" (4, 15); "давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих, от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыню" (4, 16-17); "блага милостыня с постом и правдой" (12, 8).

В книге много говорится также о молитве как о средстве избавления от зла и бедствий и привлечения благословения Божия во всех важных делах, например, при вступлении в брак, при отправлении в путешествие и т.п. "Доброе дело - благословлять Бога и превозносить имя Его..." (12, 6).

Особую назидательность представляет речь ангела Рафаила (12 гл.), наставления Товита Товии (4 гл.), Рагуила и Едны - Сарре и Товии (10, 12). Чтение этой книги полезно для всех, особенно же христианских супругов и детей.

Что касается участия ангела Рафаила в судьбе благочестивых Товита и Товии, то Отцы Церкви находили в этом повествовании одобрение и надежду для всякого верующего человека на подобное же ангельское попечение. Поэтому в книге молебных пений имеется прошение: "Спутника ангела рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых к славе Твоей, от всякого зла во всяком благополучии соблюдающа, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче".

 

 

КНИГА ИУДИФИ

Название и деление книги

Книга получила своё название от имени главного действующего лица - Иудифи (с евр. Иегудит - хвалящая).

Книга разделяется на две части: в первой (гл.1-7) содержится описание побед Олоферна, полководца Навуходоносора, и осада им родного города Иудифи - Ветулии; во второй части (гл. 8-16) описывается подвиг Иудифи.

1-7 гл. Победы Олоферна и осада Ветулии

Навуходоносор, царствовавший над ассирийцами в Ниневии (1, 1), начинает войну против Арфаксада, царя Мидии, и призывает к участию в ней все подвластные ему народы, в том числе Палестины (1, 6-9). После победы над Арфаксадом Навуходоносор решил наказать неповиновавшихся его призыву (2, 1-3). Против народов запада был послан главный военачальник царя Олоферн, который опустошил многие земли (2, 21; 3, 8) и пришел в долину Ездрилонскую, где остановился лагерем на целый месяц, планируя наступление на горную часть страны и на Иерусалим.

Тогда иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие свой Храм (4, 3), по призыву первосвященника Иоакима, стали воздвигать укрепления на горах, устраивать преграды на равнинах, готовиться к защите горных проходов и вместе с тем умолять Иегову о помощи (4, 4-15). Узнав о приготовлениях иудеев к сопротивлению, Олоферн пришел в ярость и решил истребить их (5-6). Он подступил к Ветилуе, стоявшей на пути в Иерусалим, и овладел источником города, намереваясь заставить его жителей сдаться (7, 1-18).

Гл. 8-15. Подвиг Иудифи

По молитве иудеев (7, 19-32) Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, прекрасной и Благочестивой вдовы (8, 1-8). С одобрения старейшин города (8, 9-36) после усердной молитвы (гл. 9) Иудифь одевается в лучшие различные одежды и отправляется в лагерь ассирийцев, где она была представлена Олоферну (гл. 10). Пленив его своей красотой и мудрой речью (гл.11), Иудифь осталась в ассирийском лагере (12, 9). На четвертый день она была приглашена на пир, устроенный Олоферном (12, 10-20). По окончании пира, когда опьяневший Олоферн уснул, а все бывшие на пиру разошлись по своим палаткам, Иудифь отрубила ему голову и принесла её в Ветилую (гл. 13). Смерть Олоферна, ставшая известной утром следующего дня, навела ужас на ассирийское войско, оно обратилось в беспорядочное бегство и было также истреблено преследовавшими ветилуйцами и присоединившимися к ним остальными израильтянами (14-15). Победителям досталась богатая добыча, а Иудифь была прославлена как спасительница народа (гл. 16).

Литературные особенности книги и время происхождения

Главной проблемой книга Иудифи является вопрос её историчности. Исследователями книги по этому вопросу были высказаны различные мнения, которые можно свести к трем следующим:

1. книга представляет собой строго историческое произведение;

2. содержание книги является вымыслом, составленным с нравоучительной целью;

3. в основе книги лежит исторический материал, но в нравоучительных целях используются аллегорические и художественные приемы. Последний взгляд на книгу Иудифи признан наиболее правильным. Имена и географические названия, упоминаемые в книге: Навуходоносор (1, 1), Арфаксад (1, 5), Ниневия (1, 1), Ветилуя представляют собой анахронизмы и аллегории. Навуходоносор в действительности был царем вавилонским (605-562), но не мог быть царем в Ниневии, которая была разрушена его отцом Набопаласаром ещё в 612 г. История не знает Арфаксада, царя мидийского, а города Ветилуя и Ватомесфем неизвестны в Палестине. Содержание книги, несомненно, отражает события эпохи после пленения, так как в главах 4, 3, 5, 18 и 19 говорится об отведении иудеев в плен, разрушении Храма, возвращении из рассеяния, об освящении сосудов, жертвенника и Храма.

Историзм книги очевиден в 1-3 главах. Олоферн (точнее Ороферн) и Вагой (12, 11) - имена персидского происхождения. Из исторических источников известно, что носители этих имен принимали участие в карательном походе персидского царя Артаксеркса III (359-338 г. до Р.Хр.) против Египта и что первый из двух карательных походов в Египет Артаксеркса III действительно окончился неудачей. В Египет же можно было пройти только через Палестину. На этом основании некоторые исследователи относили содержание и происхождение книги к последним временам персидской империй Ахеменидов. Это, однако, обоснованно, хотя воспоминания о кампании Артаксеркса III в западных провинциях его империи и могли снабдить автора книги Иудифи материалом для 1-3 глаз. Прочие детали повествования трудно согласовать с этим периодом. Ни один персидский царь из династии Ахеменидов не мог послужить прототипом для Навуходоносора, о котором сказано, что он восхотел "истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору" (3, 8; ср. 6, 2). Это описание более подходит для Антиоха IV Епифана (175-164), пытавшегося уничтожить религию иудеев и все негреческие религии в своей огромной империи. Такое понимание подтверждает и еврейский мидраш (кратко, но реалистически отражающий в себе историю Иудифи), который жертву Иудифи обозначает греческим термином "гемон" и относит повествование ко времени господства Селевкидов.

Датировка временем маккавейских войн (II в. до Р.Хр.) даёт возможность объяснить как свойственную книге одухотворенную решимость противостать численно превосходящему противнику, так и описание действий национальной героини среди стана врагов. Обезглавленный Олоферн, возможно, представляет Никанора I, грозившего Храму иерусалимскому, центру религиозной жизни ветхозаветной Церкви, но побежденного Иудой Маккавеем и тоже обезглавленного (1 Мак. 7, 33-47); ассирийцы олицетворяют сирийцев - Селевкидов, а Ниневия - Антиохию, столицу Селевкидов. Ветилуя "в нагорной стране Ефремовой" большинством исследователей отождествляется с Сихемом, населенном (во II в. до Р.Хр.) самарянами, о которых почему-то в книге не упоминается. Повествование в целом достаточно ясно отражает время национального бедствия иудеев: "народ, у которого нет ни войска, ни силы для крепкого ополчения" (5, 23), когда сопротивление отдельных лиц и даже героизм одной женщины могли стать благословенным средством в борьбе за религиозную и этническую свободу.

Излагая исторический материал с использованием аллегорического метода и художественных приёмов, автор книги в то же время стремился прославить недавние победы в маккавейских войнах, сделать чтение интересным и одновременно вдохновляющим на продолжение борьбы. В книге Иудифи представлен образ благочестия эпохи Макавеев, основанного на строгом соблюдении обрядов Закона. Героиня приготовляется к своему подвигу постом и молитвой: она благоговейно соблюдает субботы, праздники и новомесячие, ест пищу только дозволенную Законом, но тщательное исполнение обрядов не затемняет в ней истинно духовного чувства, которым дышит её молитва в 9, 11-14, выражающая глубокую веру в помощь Господа, Заступника немощных, Покровителя упавших духом, Спасителя безнадежных".

В книге нет ясного упоминания о воскресении, но в благодарственной песне в заключении книги Иудифь уповает на день Судный, в который Всемогущий воздаст (грешникам) за всякое зло и неправду.

Оригинальный язык книги и переводы

Первоначально книга была написана на еврейском языке, но еврейский оригинал её утрачен, хотя сохранились позднейшие мидраши, основанные на пересказе кн. Иудифи. Никаких фрагментов этой книги не было обнаружено и среди свитков Мертвого моря. Книга Иудифи сохранилась в трех древних греческих редакциях, которые незначительно отличаются друг от друга. Существует также сирийский и латинский тексты, каждый из которых следует одной из трех греческих редакций. Текст Вульгаты отличается от всех вариантов и представляет собой значительное сокращение с многочисленными перестановками.

 

 

Эллинизация Востока

Под эллинизацией Востока принято понимать проникновение в I у в. до Р.Хр. в Египет, Палестину, Персию и Индию греческой религии и культуры. Этот процесс, затрагивавший самое сокровенное в жизни многих народов обширного региона, не мог пройти незаметно. Народы востока по-разному реагировали на проникновение в их среду чуждой им культуры и религиозного культа. Не избежали этого влияния и иудеи, хотя исторически подобная ситуация уже неоднократно имела место. Начиная со времён Авраама, богоизбранный еврейский народ часто был окружаем самыми различными языческими племенами, носителями иной религии и культуры. Поэтому для иудеев всегда существовала опасность искажения истинной богооткровенной религии. История даёт нам много подобных примеров, когда, смешиваясь с окружающими языческими народами, иудеи сами становились идолопоклонниками. Но всякий раз промыслительная десница Божия через страдания и уничижения выводила их из заблуждения и снова направляла на путь истинной веры.

Что же представляли собой языческие религии востока, которые лицом к лицу встретились в годы эллинизации с греческим культом?

Языческие культы древнего востока: Индии, Египта, персов, вавилонян основывались на так называемом натурализме. Восточные религии обоготворяли окружающую природу и отличались пышными культовыми обрядами. Так, например, религиозные воззрения египтян несомненно развились из простого обоготворения солнца и реки Нила, у вавилонян и ассирийцев Ваал и Мелитта олицетворяли силы природы (Ваал - производительное начало, а Мелитта - плодоносное начало). В Финикии (Палестина) религиозные праздники были приурочены к смене времен года (Ваал, Астарта). При этом культовая сторона служения часто сопровождалась бесстыдными оргиями. Так, Молоху, олицетворяющему палящую летнюю жару, приносили в жертву детей, служение Мелитте, Астарте часто оканчивалось открытым развратом.

Понятно, что такая религия не могла возвысить и насытить душу человека, и потому для многих мыслящих людей языческий культ был жалким суеверием, а подчас предметом насмешек и издевательств.

Но вот наступает эпоха эллинизма, когда в результате обширных завоеваний Александра Македонского Восток смог познакомиться с культурой и религиозными воззрениями Древней Греции или Эллады.

Религиозная жизнь Эллады качественно стояла на более высоком уровне.

В противоположность народам Востока, греки в своих божествах идеализировали природу и человека. Их божествами были упорядоченные силы природы и национальной жизни. В них виделось как бы некоторое торжество нравственного порядка в мире. Грекам был чужд грубый восточный натурализм с его разгулом низменных страстей. Напротив, им более близки были такие нравственные понятия как справедливость, долг, ответственность. Грек признавал не только разумные силы в природе, от которых он находился в зависимости, но также и то, что нравственные отношения человека управляются вечными законами, против которых нельзя погрешать безнаказанно. Если Ваал для восточных народов был лишь жизнедателем и палящим солнцем, то для греков Зевс являлся хранителем справедливости, всевидящим оком, возмездием, которое несомненно следовало за всяким преступлением. Если Астарта в восприятии первых была лишь чувственным началом природы, то Гера для греков считалась покровительницей семейной жизни, брака.

Хотя греческую религию можно назвать сравнительно чистой, но только лишь в сравнении с восточным культом. Очеловеченные боги греков не чужды были человеческих грехов и пророков. Это приводило к тому, что поэты часто высмеивали богов в своих произведениях и театральных постановках, что в конечном результате приводило к упадку религиозной жизни Греции.

Важным моментом в греческой религии было то, что боги изображались в человеческом облике; это заставляло грека с особым уважением относиться к своему телу. Поклоняясь и служа богам, они поклонялись и служили телесной красоте, плоти. Так постепенно формируется культ человеческого тела. Обнаженное тело воспринимается как эталон красоты. В этом смысле Олимпийские игры (с 776 г.), полностью отражали мировосприятие грека, которое формировалось при активном участии различных философских школ (софистов, Платона, Аристотеля). Наряду с философскими школами, где греки учились логически мыслить и красноречиво говорить, повсеместно были распространены и другие учебные заведения, так называемые гимнасии (греч. "гимнос" - обнаженный). В этих школах молодое поколение усердно закаляло свое тело посредством бега, метания диска и других физических упражнений. Религиозное почитание человеческого тела не смогло, однако, спасти греческую культуру от страшного упадка нравственности во всех слоях общества. Лишь соприкосновение языческого мира с богооткровенной религией способно было задержать его разрушение.

Упоминаемый в 1 кн. Маккавейской великий завоеватель Александр Македонский был сыном своего времени, воспитанным в вышеупомянутых традициях. Учителем его являлся одно время Аристотель. В течении 12 лет Александр сделался властелином Сирии, Палестины и Египта, завоевал Александрию, покорил Персию, дошел до Индии, после чего внезапно умер в Вавилоне в 323 году. В годы завоеваний греческие обычаи и религия стремительно распространялись по всему Востоку. Но если для восточных языческих народов, исповедавших до этого момента грубый натурализм, принятие греческой религии могло считаться шагом вперёд, то для богоизбранного иудейского народа, исповедавшего религию богооткровенную, греческий культ был совершенно неприемлем. Однако это мало волновало завоевателей. Повсюду активно насаждались греческие обычаи, устраивались гимназии (спортивные школы). Среди евреев появилась так называемая либеральная партия, которая поддалась языческим соблазнам и приняла языческий культ, отменила обрезание. Обрезанные же всячески скрывали свою принадлежность к Закону Моисееву. Эпоха борьбы иудеев за веру отцов и за национальную самобытность отражена в Маккавейских книгах.

Эллинизация Востока имела и положительное значение. Азия была открыта для проникновения греческой культуры, что во многом способствовало будущему распространению евангельской проповеди. Появляется особый разговорный язык, который был понятен во всех пределах греческой, а позже римской империи. Основанная в 332 г. Александрия стала научным центром всего Восточного Средиземноморья. Здесь, при Птоломее I Сотере составляется знаменитая библиотека (700000 книг). А при Птоломее II Филадельфе 72 толковниками-иудеями был сделан перевод Библии на греческий язык. Весь эллинский мир смог приобщиться к Божественному Откровению (285 г.).

 

 

КНИГИ МАККАВЕЙСКИЕ

Общие сведения

В греческой, славянской и русской Библии имеются три Маккавейские книги: Первая, Вторая и Третья. Содержание Третьей книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, ни с лицами маккавейского времени. Маккавейской она называется условно, ввиду того, что располагается в Библии после 1-й и 2-й Маккавейских книг. В Католической Церкви она считается апокрифической.

Название "Маккавейские" ведет начало от семейства Маккавеев, или Асмонеев (первоначальное название), подвиги которого описываются в Первой и отчасти во Второй книге. Отец этого семейства священник Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился своими подвигами в неравной борьбе против ига Селевкидов, за что получил прозвище "маккави" - молот, которое перешло к его братьям и вообще ко всей династии.

Позднее Маккавеями стали называть иудеев, подвизавшихся в защите веры от притеснения гонителей. Церковь, в частности, называет Маккавеями семь братьев-мучеников (2 Макк. 7), ветхозаветных святых, которых она прославляет с древних времён.

В знаменитых кодексах греческого перевода 70-ти содержится неодинаковое количество книг, называемых Маккавейскими: в Александрийском кодексе (5 в.) четыре книги, в Синайском (4 в.) только Первая и Четвертая, а в Ватиканском (4 в.) их вообще нет.

Место Маккавейских книг в Библии

В греческой Библии книги Маккавейские помещаются в разделе Исторических книг, после Товита и Иудифи, в славянской и русской Библии, также как и в Вульгате, они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг.

 

 

ПЕРВАЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ

Разделение и содержание книги

Первая книга Маккавейская повествует о борьбе палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого ига Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 41 год (175-134 г. до Р.Хр.).

Содержание книги можно разделить на четыре части: в первой (1-2 гл.) описывается языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии; во второй (3, 1-9, 22) - подвиги Иуды Маккавея; в третьей (9, 23-12 гл.) - подвиги Ионафана Маккавея; в четвертой (13-17 гл.) - правление Симона Маккавея.

1-2 гл. Языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии

После краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и разделении его монархии между полководцами писатель сразу же переходит к описанию гонения Антиоха Епифана (175-164 г. до Р.Хр.). История иудеев в годы 324-176 гг., т.е. в период подчинения египетским Птоломеям (324-198 до Р.Хр.), а также в первые десятилетия подчинения Селевкидам (198-175) опускается. Автор начинает повествование с религиозно-нравственной характеристики иудеев накануне восстания. Согласно его описанию, в иудейском обществе в период эллинизации, предшествовавший восстанию, появилось много людей, которые вместе с греческим образованием склонны были принять языческие нравы и религию. В Иерусалиме образовалось греческое училище; многие оставили обрезание. Когда же воцарился Антиох IV Епифан (175-164), он решил совсем уничтожить все негреческие религии, в том числе иудейскую в своей огромной монархии. Возвращаясь из похода на

Египет, он занял Иерусалим и разграбил сокровища храма (170 г. до Р.Хр.), а через два года в Иерусалим явился военачальник Антиоха, неожиданно взял крепость Давидову, а город предал грабежам и насилию. Иерусалим опустел, храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха Епифана о введении единой греческой религии у всех подвластных ему народов. Многие из иудеев, изменив Закону Моисееву, приняли языческие обычаи, а надзиратели стали по всем городам воздвигать алтари греческим богам. Наконец, в 15 день хаслева 168 г. был осквернен жертвенник иерусалимского храма и сам храм Иеговы обращен был в капище Зевса Олимпийского (1, 10-64).

В это время в Модине, небольшом городке к северо-западу от Иерусалима, на защиту истинной религии и соотечественников восстал священник Маттафия вместе с пятью сыновьями: Иоанном, Симоном, Иудою (прозванным "маккавей" - молот), Елеазаром и Ионафаном. Когда в Модин явились царские уполномоченные с целью принуждать народ к идолопоклонству и по их приказанию воздвигнут был жертвенник в честь Зевса, престарелый Маттафия отказался от предложения подать пример языческого жертвоприношения, громко исповедал свою верность закону Иеговы и, как повелевал Закон (Вт. 23, 6, 9), умертвил на месте иудея, дерзнувшего принести жертву Зевсу, затем убил царского посланца и разрушил жертвенник. Обратившись с воззванием к народу, Маттафия скрылся со своими сыновьями в горах и вместе с другими патриотами и хасидеями (благочестивыми) начал партизанскую войну в северных пределах Иудеи в защиту Закона, наказывая смертью отступников веры (2, 1-48). После нескольких месяцев ожесточенной борьбы Маттафия умер, завещав своим сыновьям продолжать дело защиты закона отечества: Симона он назначил советником, а Иуду - главным военачальником (2, 49-69).

3, 1-9, 22 гл. Подвиги Иуды Маккавея 166-160 гг.

Иуда, получивший прозвище "Маккавей" или "Молот", был храбрым воином и талантливым военачальником. В его планы входило не только восстановление Закона, но, по всей вероятности, также восстановление независимого государства, по крайней мере, на правах автономии. Возглавляя борьбу против ига Селевкидов, Иуда одержал ряд побед над полководцами Антиоха Епифана и Димитрия Сотера: сначала над войсками Аполлония, военачальника в Иерусалиме, затем при Вафороне над многочисленным войском Сирона. После этих неудач Антиох IV поручил подавление восстания своему наместнику Лисию, который направил в Иудею 47000-е войско под предводительством трех полководцев: Птоломея, Никанора и Горгия. Вскоре передовой отряд этого войска, возглавляемый Горгием, потерпел полное поражение в районе Еммауса. Та же участь постигла и 65-тысячную армию самого Лисия в сражении при Вефороне в следующем 164 году. После отступления Лисия в Антиохию Иуда занял Иерусалим. Храм был очищен, обновлен и освящен, и после трехлетней мерзости запустения в нем снова стали совершать богослужения (с 25 хаслева 164 года). В память обновления Храма был установлен восьмидневный праздник (гл. 4). Продолжая очищать страну, Иуда со своими братьями воевал против идумеян, аммонитян и финикиян (гл. 5).

После смерти Антиоха IV Епифана в Вавилоне в 164 г., Лисий провозгласил царём его сына Антиоха V Евпатора (164-162), а Иуда, поставивший целью окончательное изгнание неприятелей, осадил неприступную крепость Давидову, находившуюся в руках врагов. На помощь осажденным поспешили новый царь и Лисий со 120 тыс. войском и 23-мя слонами. В битве при Вефрусе погиб Елеазар Маккавей, а разбитый Иуда вынужден был отступить и укрыться за укреплениями осажденного храма. Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышавший о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и религиозную свободу (гл. 6). Эллинистически настроенный первосвященник Менелай был увезён в Антиохию и там казнен как виновник беспорядков.

В 162 году в Антиохии воцарился бежавший из Рима сын Селевка IV Димитрий I Сотер (162-150) вместо убитого Антиоха V. Некий Алким, из рода Ааронова, домогавшийся первосвященства, вошел в сговор с новым царем и получил от него первосвященнический пост, военную помощь и задание подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитряй I выслал против восставших крупные военные силы во главе с полководцем Никанором, но и тот пал при Вефороне, а войско его было истреблено. После этого Иуда, фактически возглавивший страну, пытался заключить с римлянами союз (гл. 8), но в 160 г. он пал смертью героя в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида (7, 1-9, 22).

9, 23-12, 49. Подвиги Ионафана Маккавея 160-143 гг.

После смерти Иуды борьбу против господства Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погиб старший брат Иоанн Маккавей, внезапно захваченный "сынами Иамври", а Ионафан с братом Симоном вынуждены были бороться против первосвященника Алкима, успевшего с помощью войск Вакхида занять в 160 г. Иерусалим и Храм. Но Алким вскоре умер от удара, а Вакхид потерпел поражение и вынужден был заключить мир с Ионафаном (9, 23-70).

Вспыхнувшая в Антиохии с новой силой борьба претендентов на престол дала возможность Ионафану не только утвердить свою власть внутри страны, но даже влиять на события в столице Селевкидов. Оба претендента на сирийский трон, Димитрий I и Александр Валас, считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные, предложения, но Ионафан предпочел Александра Валаса, и когда последний разбил своего соперника и стал царем (150-145), Ионафан был сделан первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи (10, 1-59). Когда же Александр Валас был разбит, и царем стал Димитрий II Никанор (145-140), Ионафан осадил крепость Давидову в Иерусалиме, которая все ещё находилась в руках сирийцев; Димитрий II не был достаточно сильным, чтобы наказать иудеев, поэтому он частично откупил осаду, присоединив к Иудее три области Самарии и уменьшив подати. Ионафан стал поддерживать Димитрия II и предоставлял ему войска в критические времена. Спасенный воинами Ионафана во время восстания в Антиохии, Димитрий II, однако, не выполнил своего обещания вывести сирийский гарнизон из иерусалимской крепости, и тогда Ионафан присоединился к его соперникам - полководцу Трифону и юному Антиоху VI Епифану (145-142), объявившему себя царем (10, 60-11, 67).

Используя волнения в империя Селевкидов, Ионафан завоевал различные города в приморской равнине и на юге Иудеи, усилил обороноспособность Иерусалима, отделив сирийский гарнизон от города вновь построенной высокой стеной. В поисках союзников Ионафан возобновил мирные отношения с Римом и Спартой. Это уверенное движение к полной независимости было приостановлено предательским захватом Ионафана союзным ему полководцем Трифоном, опекуном юного Антиоха VI, который намеревался сам узурпировать престол и опасался, что Ионафан воспрепятствует ему (гл. 12).

Гл. 13-16. Правление Симона Маккавея (143-134 г.)

Симон, последний из оставшихся в живых братьев Маккавеев, признанный вождем народа, вступил в борьбу с Трифоном, намеревавшимся захватить страну врасплох. Хитрый Трифон потребовал от Симона сто талантов серебра и двух сыновей Ионафана, обещая отпустить последнего. Симон удовлетворил это требование. Однако Трифон не исполнил своего обещания, но, не сумев завоевать Иудеи, предав смерти Ионафана и возвратился в свою страну, где объявил себя царем вместо убитого Антиоха VI. Тогда Симон, используя благоприятную для иудеев обстановку борьбы за царский престол в Антиохии, вошел в сношения с царем Димитрием II Никанором и на условиях союзничества с ним получил от него грамоту, освобождающую иудеев от дани царям Антиохии. Таким образом, Симон стал самостоятельным правителем страны в 170 год эры Селевкидов, или 143 г. до Р.Хр. Этот год сделался началом новой эры у иудеев, и в официальных документах и договорах они стали писать: "первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде и правителе Иудеев". В тот же год Симон завоевал Газу, а в следующий изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон. На великом собрании "священников и народа, и князей народа, и старейшин страны" в мае 140 года Симон был избран первосвященником, военным и гражданским правителем страны "навек, доколе восстанет Пророк верный" (14, 41-42), т.е. пришествия Мессии.

С этого времени первосвященство стало наследственным в семье Симона (гл. 13-14).

Антиох Сидет (138-129), сын Димитрия II Никанора, признал полную независимость иудеев, предоставив им право чеканить монету в своей стране. Следуя политике своих братьев-предшественников, Симон восстановил союз с Римом, хотя и оказался вовлеченным в напряжённую войну с Сирией. Антиох VII предъявил Симону претензии на города Иоппию и Газар, но посланные им войска под предводительством Кендевея были разбиты Иоанном и Иудой, сыновьями Симона. В 135 г. Симон коварно был умерщвлен своим зятем Птоломеем, пытавшимся узурпировать власть. Но место Симона как правителя и первосвященника занял его сын Иоанн Гиркан (134-104 до Р.Хр.) (гл. 15-16).

Оригинальный язык книги, время её составления и автор

По свидетельствам Оригена и блаженного Иеронима, 1-я Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она сохранилась только в греческом, латинском и сирийском переводах.

Время происхождения книги можно определить из её последних стихов (16, 23-24), содержащих замечание о правлении Иоанна Гиркана (135-105 г. до Р.Хр.), о смерти которого ничего не говорится. Книга, следовательно, написана ранее года смерти Гиркана, т.е. 105 г. до Р.Хр.

Писателем книги был палестинский иудей, о личности которого не сохранилось известий. Подражая методу написания древних священных хроник, он не просто излагал исторические события, но своей главной целью считал религиозную интерпретацию их. Бедствия своего народа он рассматривал как наказания за грехи, а успехи объяснял помощью Божией. Это был человек, ревнующий о вере в истинного Бога, в полной мере сознававший, что борьба между языческими влияниями и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем - национальную независимость. Он - летописец борьбы, спасшей от поглощения язычеством Ветхозаветный Закон, который должен был быть хранителем богооткровенной истины до пришествия Мессии.

Историческое значение и учительный авторитет

Первая Маккавейская книга представляет несомненную ценность для изучения истории того времени; рассматривая книгу с этой точки зрения, следует лишь иметь в виду упомянутый выше метод изложения автора. Исследователи особенно высоко оценивают исторический авторитет книги в той части, где излагается история собственно иудеев. Автор книги цитирует много официальных документов, более десяти, к которым, по мнению ученых, можно относиться с надлежащий доверием. В описании исторических событий и местностей вообще наблюдается точность.

Хронология ведется по греческому летоисчислению (исходная точка - октябрь 312 г. до христианской эры), но события, связанные с Храмом и иудейской историей, датируются по иудео-вавилонскому календарю (исходная точка нисан-апрель 311 г. до христианской эры) 1, 54; 4, 52, 2, 70; 9, 3, 54; 10, 21, 12, 41, 51; 14, 27; 16, 14.

В сведениях о других народах (не евреях) в книге иногда встречаются неточности, например, сообщение 1,6 - о разделении Александрам Македонским его монархии, не подтверждаемое историей: в 6, 21 говорится: "найдено в писании о спартанцах, что они братья и от рода Авраамова".

В книге почти не употребляются имена Божии, что, однако, не умаляет её несомненного религиозного характера и может быть объяснено тем, что автор в духе книжников своего времени употреблял термин "небо" в значении Господь (Иегова) (см. 4, 10-11; 3, 50, 57; 4, 40, 55; 9, 46 и др.).

По суду Отцов и Учителей Церкви, вся 1-я Маккавейская книга проникнута духом истинного благочестия, в ней очень поучительны самоотверженность Маккавеев и иудеев при исполнении ветхозаветного закона, их патриотизм и подвиги в неравной борьбе с Селевкидами в защиту веры отцов и независимости родины.

 

 

ВТОРАЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ

Вторая книга Маккавейская не является продолжением Первой, а повествованием частично параллельным 1 Макк. 1-7. Также как и Первая книга, она повествует о борьбе палестинских иудеев против язычества и притеснения Селевкидов, но при этом охватывает более краткий, 15-летний период времени (176-161 гг. до Р.Хр.) В ней рассказывается о событиях маккавейского времени правления четырех сирийских царей (Селевка IV, Антиоха IV, Епифана; Антиоха V Евпатора и Димитрия I Сотера), начиная с попытки Илиодора ограбить иерусалимский Храм (176 г.) и кончая последней победой Иуды Маккавея (над Никанором в 160 г.). При этом Вторая книга сообщает некоторые дополнительные сведения, которые отсутствуют в Первой Маккавейской книге.

Разделение и содержание книги

Содержание книги можно разделить на 3 следующие части:

1) Введение (1-2 гл.);

2) Описание внутреннего религиозно-нравственного состояния иудеев и гонения Антиоха Епифана (3-7);

3) Описание подвигов Иуды Маккавея (8-15).

1-2 гл. Во введении помещены два послания палестинских иудеев к иудеям египетским, в которых речь идёт о гонениях, перенесенных палестинскими иудеями, особенно от Антиоха Епифана, о спасении от врагов благодаря подвигам Иуды Маккавея и об установлении праздника Очищения Храма, праздновать который призываются и египетские иудеи (2, 18-19). Далее автор объясняет, как он составил книгу свою из пяти книг Иасона Кириянина (2, 20-33).

Гл. 3-7. Внутреннее религиозно-нравственное состояние иудеев и гонение

Эта часть начинается более подробным, чем в 1-й Маккавейской книге, описанием событий, предшествовавших восстанию Маккавеев. Со времен благочестивого первосвященника Онии III-го (с 177 г. Р.Хр.) начинаются внутренние беспорядки и охлаждение иудеев к отеческой варе, вследствие распространения языческого эллинского образования и деятельности недостойных первосвященников, которые фактически захватывали верховную власть, покупая её у антиохийских царей. Так, некто Симон из колена Вениаминова, будучи "попечителем храма", добивался, хотя и безуспешно, власти в городе и враждовал против первосвященника Онии III. Он возбудил Селевка IV Филопатора, предшественника Антиоха Епифана, отобрать будто бы несметные сокровища, хранимые Ониею в Иерусалимском Храме. Но посланный Селевком Филопатором Илиодор был поражен в церковном казнохранилище чудесно явившимся всадником и спасся от смерти только по молитве первосвященника Онии (гл. 3).

Кроме Симона, против первосвященника Онии III восстал брат его Иасон, который в начале царствования Антиоха IV Епифана успел добиться первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов: он стал официально вводить среди иудеев языческое образование и обычаи (ср. 1-я Макк. 1, 11-15), построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать языческое образование юноши знатных иудейских фамилий, а также устроил цирк, куда вместо храма устремлялись священники и левиты.

Между тем Менелай, брат упомянутого выше Симона, посланный первосвященником Иасоном с дарами к Антиоху Епифану, за 300 талантов серебра купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из Иерусалима, после чего вместе с братом своим Лисимахом обокрал Храм и подкупил одного человека убить обличавшего его отстраненного первосвященника Онию III-го (4 гл.).

В то время, как Антиох IV Епифан совершал второй поход на Египет, согласно описанию автора, небесные знамения предвозвещали иудеям великие бедствия. В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвёл в нем сильнее кровопролитие, но вскоре был вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался этим волнением в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. В продолжение трех дней войска его ограбили город и убивали жителей: 80 тыс. было убито и 40 тыс. взято в плен, Храм был разграблен. На другой год, по приказу Антиоха его военачальник произвел подобное же опустошение и в Иудее (гл. 5).

После этих событий посланные Епифаном лица стали насильственно вводить греческую языческую религию среди иудеев. Иерусалимский храм обращен был в капище Юпитера Олимпийского, а храм Гаризинский в капище Юпитера-странноприимца (т.к. самаряне были пришельцами в земле израильской). Запрещено было исполнять Закон: почитать субботы и иудейские праздники, обрезывать детей; вместо этого каждый иудей обязан был участвовать в языческих обрядах и жертвоприношениях, особенно в день рождения царя, праздновавшийся ежемесячно и в праздник Диониса. Не исполняющих царские повеления убивали. Так, двух женщин, за то что они обрезали своих детей, свергли со стены иерусалимской, привязав к ним их младенцев; в один субботний день было сожжено много иудеев, которые тайно, в пещере соблюдали покой субботы (6, 11; ср. 1 Макк. 2, 31-38); 90-летний старик-книжник Елеазар был замучен до смерти, ибо не хотел вкусить идоложертвенного свиного мяса; наконец, мужественно приняли мученическую смерть в присутствии самого Антиоха Епифана семь святых братьев с матерью (6, 18-7, 41).

Гл. 8-15. Подвиги Иуды Маккавея

В этой части подробно описываются военные подвиги Иуды Маккавея от начала восстания до победы его над Никанором, посланным в 161 г. царем Димитрием I Сотером поддержать отпадшего от веры отцов первосвященника Алкима.

События, описанные здесь, излагаются в общем согласно с Первой книгой Маккавейской, гл. 3-7, но с некоторыми добавлениями и перестановками. Например, об Иуде говорится, что перед последней битвой с Никанором он видел бывшего первосвященника Онию III, простирающего руки к небу и молящегося за весь народ, а потом - пророка Божия Иеремию, который вручил ему золотой меч на сокрушение супостатов (15, 11-16). В память победы над Никанором установлен был праздник в 13-й день адара, накануне праздника Пурим (15, 37).

Из перестановок, имеющихся в этой части книги, следует отметить рассказ главы 12-й о событиях из конца царствования Антиоха IV, который хронологически следовало расположить между главами 8 и 9, автор же поместил его после 11, 12-34, где приводится письмо Антиоха V к Лисию (ст. 22-26) и другие письма (ст. 27-34).

15, 38-39. Эти стихи составляют эпилог, в котором автор просит читателей быть к нему снисходительным.

Об авторе и времени составления книги

Вторая Маккавейская книга является сокращением истории, описанной в пяти книгах Иасона Кириянина (2, 20-33), с добавлением двух посланий палестинских иудеев к египетским иудеям.

Автор книги неизвестен, но, по всей вероятности им был александрийский иудей, так как стиль его книги, написанной по-гречески, характерен для эллинистических авторов; язык изобилует риторическими оборотами. Автор больше проповедник и оратор, чем историк, и в то же время он значительно превосходит писателя 1-й Маккавейской книги в знании эллинистических общественных учреждений и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев с целью побудить их к единению с палестинскими собратьями, переживавшими тяжелое время борьбы за религиозную и этническую свободу.

В 1, 10 - второе письмо палестинских иудеев к египетским собратьям датируется 188 годом эры Селевкидов, который соответствует 124 г. до Р.Хр. Книга, следовательно, написана после этой даты.

Историческое и учительное значение книги

1. Автор признает, что в написанной им книге он "мешает вино с водой" (15, 39), это выражение по мнению митрополита Филарета (Дроздова) означает произвольное обращение его с пятью книгами Иасона Кириянина, которые служили для него источником, - добавление к историческим сведениям Иасона народных сказаний и собственных прикрас с целью прославления иудеев. Но некоторые исторические, географические и хронологические неточности могли иметь место в писаниях и Иасона, например, упомянутая выше перестановка в третьей части книги, нарушающая хронологию событий.

Эти особенности книги однако не умаляют её общей исторической ценности. В своей основе 2-я Маккавейская книга содержит вполне достоверные исторические сведения; в частности, заслуживают полного доверия все повествования, согласные с 1-й Маккавейской книгой и древними небиблейскими памятниками, затем повествования о событиях, предшествовавших ограблению храма Антиоха IV, содержащиеся только во 2-й Маккавейской книге (гл. 4), а также описанное в 6, 18-7, 41 мученичество святых старца-книжника Елеазара, семи братьев и их матери, ежегодно прославляемых Церковью с древних времен 1 (14 авг.) и другие рассказы.

Хронология книги следует на эре Селевкидов (начало октября 312 г.), как в 1-й Маккавейской книге, а иудео-вавилонскому исчислению (начало нисан-апрель 311 г.), за исключением писем, которые датируются по греческой эре Селевкидов.

2. С точки зрения веро- и нравоучительной, 2-я книга Маккавейская заслуживает особого внимания. Так, в ней говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении мертвых и вере в это иудеев издревле (7, 12, 44-25; 14, 44-46), о загробном воздаянии (6, 26); в ней представлены примеры молитвенного ходатайства умерших святых за живых (15, 12-17) и живых за умерших (12, 39-45), выявляется значение мученических подвигов (6, 18-7, 41). Таким образом в книге излагается учение о загробной жизни, о воскресении мёртвых и о действительности молитвы живых за умерших и усопших праведников за живых, то есть о связи Церкви земной и небесной.

Кроме того, в книге содержится много поучительных примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющих верующих людей (1, 8-29; 2, 17; 3, 15, 22, 33-35; 8, 18, 27), и явного наказания беззаконников: Иасона, Антиоха Епифана, Менелая, Никанора (5, 7-10; 9, 5-28; 13, 6-8; 15, 32-35). Поэтому книга служит назидательным чтением для православных христиан, учит их ревностному хранению святой веры и её чистоты.

 

 

ТРЕТЬЯ КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ

Разделение и содержание книги

Содержание этой книги не имеет отношения ни к деяниям, ни к эпохе Маккавеев. Главная её тема повествования - гонение на иудеев в Египте от Птоломея IV Филопатора (221-204 г. до Р.Хр.). В семи главах книги сначала описывается повод к гонению (1, 1-2, 18), затем самое гонение и благополучным исход его (2, 19-7, 20).

1, 1-2, 18. Египетский царь Птоломей IV Филопатор, после своей победы над сирийским царём Антиохом III Великим при Рафии (в Малой Азии) в 217 году, возвращался в Египет и на пути посещал главные города, где в местных капищах приносил благодарственные жертвы богам. В Иерусалиме он упорно хотел войти во Святое Святых, несмотря на протесты первосвященников, священников и народа. Тогда первосвященник Симон II обратился с пламенной молитвой к Богу о том, чтобы Сам Господь не попустил язычнику осквернить Его святого места. И вот внезапно Птоломей затрясся и пал без чувства на землю, когда же пришел в себя, то в озлоблении на иудеев за свое бесчестие с угрозами вынужден был удалиться в Египет.

2, 19-7, 29. В Египте, особенно в Александрии, иудеи пользовались при трех первых Птоломеях большими льготами и правами. Озлобленный Птоломей IV решил лишить их не только льгот и преимуществ, но даже велел зачислить в "рабское состояние". Во дворце был вывешен письменный приказ о запрещении входа тем, кто не приносит жертвы богам; иудеям, записанным в рабское состояние, выжигали на теле знак Диониса - лист плюща. Непокорных приказано было убивать, принявшим же языческую религию возвращались все права александрийского гражданина. Некоторые из иудеев изменили своей религии, но большинство осталось верными закону Моисееву; они либо откупались деньгами от позорной записи, и их не клеймили, либо спасались при помощи друзей из александрийских эллинов, товарищей по торговле, которые укрывали их от преследования. Птоломей, узнав об этом, издал грозный указ, повелевающий областным начальникам, в оковах доставить всех иудеев в Александрию, где их ожидала казнь на ипподроме. Но это намерение Птоломея трижды оставалось без исполнения. В первый назначенный для казни день царь необычно долго спал, и казнь была отложена до следующего дня; на следующий день он помешался в рассудке и, к удивлению придворных, не только забыл своё вчерашнее распоряжение, но даже разгневался на Ермона, начальника над слонами, когда ему напомнили об этом. Потом, упившись на пиру, Птоломей опять стал гневаться на Ермона уже за то, что тот до сих пор не исполнил его приказание, и назначил следующий день для казни, угрожая после этого опустошить всю Иудею и сжечь Храм (2, 19-5, 28).

На утро Птоломей с многочисленной свитой и все языческое население Александрии явились на ипподром, где собранные на казнь иудеи в отчаянии рыдали, а иерей Елеазар возносил пламенную молитву к Богу; когда же выпущены были слоны, предварительно напоенные вином, внезапно явились два страшных Ангела, видимые всем, кроме иудеев; слоны обратились на царских воинов и стали их попирать. Птоломей, узрев в этом кару "небесного Вседержителя", приказал освободить иудеев и, устроив для них пиршество, отпустить по домам. Иудеи, прославляя "своего святого Спасителя Бога", торжественно отпраздновали чудесное избавление и определили и впредь праздновать ежегодно те три дня (5-7 дни) месяца Епифа (евр. "ав" - наш июль), в которые они ожидали смерти, но были избавлены Богом. Отпуская иудеев по домам, Птолемей разослал начальникам областей новый указ, которым повелевалось охранять почитателей Иеговы от всякого оскорбления.

Иудеи со своей стороны выпросили у Птолемея разрешение наказать отступников от веры, которые "переступивши ради чрева постановления Божественные, никогда не будут иметь добрых расположений и к правлению царя" (5, 29-7, 20).

Об авторе, времени написания и оригинальном языке книги

Стиль и содержание Третьей Маккавейской книги свидетельствует о том, что в оригинале она была написана на греческом языке и является произведением эллиниста, жившего в Египте. Время происхождения книги точно неизвестно, но несомненно, что она написана раньше разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. по Р.Хр.

Исторический и учительский авторитет книги

Исследователи единогласно признают достоверным повествование книги о сражении Птолемея IV Филопатора с Антиохом III Великим при Рафии (в Малой Азии) (1, 1-5), поскольку оно соответствует описанию его у Полибия 5, 83-86. Историчность остальной части книги либо отвергают, либо считают спорной. Митрополит Филарет (Дроздов) признавал заслуживающим доверия главное событие, описываемое в книге, - грозившее иудеям наказание от Птоломея IV Филопатора и спасение их по Промыслу Божию. Но при этом он и ряд других православных библеистов в этой неканоничной книге немало "прикрас", особенно в повествовании о чудесах.

Не являясь источником вероучения, эта неканоническая книга с древних времен считается в Православной Церкви полезной и назидательной; вместе с 1-й и 2-й Маккавейскими книгами она упоминается в 85 апостольском правиле и числе книг для чтения христиан. У западных христиан она считается апокрифической.

 

 

ТРЕТЬЯ КНИГА ЕЗДРЫ

Название книги, состав и содержание

Третья книга Ездры, отсутствующая в греческой Библии, в Вульгате называется 4-я Ездры. Её называют также Апокалипсисом Ездры. Версия этой книги, сохранившаяся в древнелатинском тексте, с которого были сделаны славянский и русский переводы, представляет собой расширение христианскими писателями оригинального еврейского апокалипсиса, содержащегося в главах 3-14. Христианскими добавлениями являются пролог (1-2 гл.) и эпилог (15-16 гл.), отсутствующие в некоторых восточных переводах.

Гл. 1-2. В прологе от имени Ездры излагаются две обличительные речи, в которых иудеи обвиняются в неблагодарности к Богу и в упорстве в грехах, за что Бог и рассеял их среди язычников, но не навечно, ибо спасение возможно и для них. Те, которые обращаются к Пастырю и Спасителю, призывающему всех в Царство Божие, получат венец от самого Сына Божия (2, 33, 48).

Гл. 3-16. Оригинальный текст книги, содержащейся в этих главах, заключает в себе описание семи видений Ездры:

В первом (3, 1-5, 19) Ездра просит у Господа объяснения бедствий Сиона, грех которого не больше греха его угнетателя Вавилона, и через Ангела получает ответ, что пути Божий непостижимы для человеческого духа, а век сей, исполненный неправдами и немощами, не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена.

Второе видение (5, 20-6, 34) начинается с подобного же вопроса, почему Бог предал другим народам Им Самим Избранный народ; ответ тот же самый: это непостижимо для человеческого понимания. В связи с этим далее речь идёт о возрасте клонящегося к своему концу творения.

В третьем видении (6, 35-10, 25) Ездра задает вопрос, почему Израиль не обладает Обетованной Землей и получает ответ, что он наследует её в грядущем веке. Далее Ездра узнаёт печальную истину, что в грядущем веке спасутся только немногие люди, так как большинство их, хотя они и создания Божии, являются грешниками. Грешники сами отвечают за себя, а Ездра должен быть доволен тем, что сам он принадлежит к блаженным.

В четвертом видении (9, 26-10, 59) в образе скорбящей жены и затем созидаемого города Ездра созерцает бедственное состояние Иерусалима и его будущее восстановление.

В пятом видении (10, 60-12, 51) он видит поднимающегося с моря двенадцатикрылого трехглавого орла, который погибает перед "выбежавшим из леса львом"; орёл - символ мирового языческого царства, упраздняемого явлением Мессии - льва (ср. 1, 49, 9-10).

В шестом видении (13, 1-58) Ездра созерцает человека, выходящего со стороны моря, Который огненным дыханием Своих уст побеждает устремившееся на Него множество и призывает к себе "другое множество мирное". Это Мессия, избавитель мира, победитель всех языческих сил.

В седьмом видении (14, 1-48) возвещается о близкой смерти Ездры и в связи с этим он получает повеление восстановить погибшее при падении святого города - Священное Писание, необходимое для наставления людей. Исполненный Божественного духа, Ездра при помощи пяти писцов восстанавливает 94 книги, из которых - 24 канонические, предназначенные для обнародования, а прочие 70 - апокалипсические, которые должны храниться в тайне и быть доступными только мудрым.

Гл. 15-16. В эпилоге Ездре возвещается о будущих страданиях грешников и содержится призыв к мужеству народа в предстоящих бедствиях.

О времени происхождения книги и авторстве

Основная часть книги (3-14 гл.), представляющая собой иудейский апокалипсис, написана раньше пролога и эпилога. В ней неоднократно упоминаются опустошение и даже сожжение Иерусалима (3, 2; 10, 48; 12, 44; 12, 48), разрушение Храма и прекращение богослужения (10, 21-22). Это описание, по единогласному мнению современных библеистов, имеет в виду разрушение святого города Титом в 70 г. по Р.Хр., но автор созерцает его как разрушение, которое произвели вавилоняне при Навуходоносоре в 587 г. до Р.Хр., поэтому Вавилон в этой книге, также как и в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 14, 8; 16, 19; 17, 5; 18, 10) обозначает Рим.

Анализ текста показывает, что "еврейский отдел" книги (3-14 гл.) отражает ветхозаветные иудейские понятия и верования. Так, идея исключительности иудейской нации находит отражение в утверждении, что весь мир создан для иудеев (6, 55-56; 7, 11). О Мессии автор пишет как о земном владыке иудеев. Ему совершенно чужд образ смиренного, страдающего Христа. Смерть Мессии отождествляется с кончиной мира (7, 29). Эти и другие характерные черты заставляют сделать вывод, что автором "еврейского отдела" 3-й книги Ездры был иудей, не принявший Христа. Цель написания книги - желание укрепить веру своих соотечественников. Заметно стремление автора отвлечь читателей от удовольствий земной жизни и сосредоточить их внимание на будущем суде и загробном воздаянии. Книга могла быть написана в конце I-го или начале II-го века нашей эры.

"Греческий отдел" книги, т.е. вступление и эпилог (1, 2, 15, 16 гл.) - творение христианского писателя, отражающее евангельские понятия и взгляды. Примеров этому много: явление Мессии - факт уже совершившийся (1, 37); блага Мессии не земные и чувственные, а вечные и духовные (2, 11; 37); о попечительности Божией, о евреях и об отвержении их говорится евангельскими выражениями (1, 30, ср. Мф. 23, 37; 1, 33 ср. Мф. 23, 38). Естественен вывод, что писателем "греческого отдела" 3-й книги Ездры был христианин из евреев, стремившийся повлиять на своих "жестоковыйных" собратьев и обратить их на путь истинный. Написан этот отдел книги в конце I-го или начале II-го века нашей эры, то есть тогда же, когда и Апокалипсис святого Иоанна Богослова.

 

 

ХРОНОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

I. Период Праотцев (Быт. 12-50)

ок. 1850 - поселение Авраама в Ханаане

ок. 1700 - 1650 - поселение Израильтян в Египте

II. Моисей и Иисус Навин (Исх.,Числ., Втор., Ис. Нав.)

ок. 1250 - исход из Египта. Моисей. Синайское законодательство

ок. 1220 - - 1200 - завоевание Палестины Иисусом Навином

III. Период Судей и Царей 1200-931 (Суд., 1 и 2 Цар., 3 Цар., 1-II Пар., 2 Пар. 1-9)

1200-1025 - Судьи

ок. 1040 - Самуил - последний из судей

ок. 1030-1010 - Саул - первый царь Израильский.

Резиденция в Гиве.

ок. 1010-970 - Давид. Взятие Иерусалима ок. 1000

970-931 - Соломон

IV. Разделение царств: Иуда и Израиль (3 Цар., 12-22; 4 Цар. 1-17; 2 Пар. 10-28; Ам., Ос., Ис., Мих.)

Израиль (931-722)

Иеровоам I

900 - подъём Ассирии

722 - падение Самарии

Ассирийский плен (Тов.)

612 - падение Ниневии, столицы Ассирии

Иуда (931-587)

Ровоам

 

 

с 612 - Вавилонское владычество

587 - падение Иудеи Вавилонский плен

539 - взятие Киром Вавилона

 

Персидское владычество

V. Восстановление в персидскую эпоху (538-333) (Езд., Неем., Агг., Зах., Мал.)

538 - Указ Кира о возвращении иудеев

537-515 - построение Второго Храма

458 - возвращение второй группы иудеев с Ездрой при Артаксерксе

445-433 - деятельность Неемии

350 - Иудея становится теократическим государством и чеканит свои монеты

VI. Эпоха эллинизма (333-63) (1 и 2 Макк., Дан. II)

Платон

356 - Филипп Македонский. Аристотель.

336-323 - Александр Великий (Македонский)

333 - покорение Сирии

332 - вторжение в Египет

331 - завоевание Персии

330-326 - основание Александрии и завоевание Индии

323 - смерть Александра в Вавилоне

Борьба преемников Александра

В Сирии и Вавилоне - Селевкиды, в Египте - Лагиды.

до 200 - Иудея подчинена Лагидам (3 Макк.)

с 200 - 142 - Иудея подчинена Селевкидам

141 - конец оккупации Иудеи Селевкидами

143-134 - Симон Маккавей.

Возобновление союза с Римом и Спартой

134-104 - Иоанн Гиркан

Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной.

VII. Эпоха Маккавеев

175 - воцарение Антиоха IV Епифана

167-164 - великое гонение.

Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167)

Сопротивление Маттафии и его сыновей.

166-160 - Иуда Маккавей

164 - очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36)

162 - Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8)

160-143 - Ионафан

152 - Ионафан становится родоначальником династии первосвященников - князей Асмонеев

144 - возобновление союзов с Римом и Спартой

143 - убийство Ионафана. Ему наследует его брат Симон (143-134)

141 - Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой.

134 - Симон и его сыновья Иуды и Маттафия вероломно убиты Птолемеем, зятем Симона, но второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц

134-104 - Иоанн Гиркан, первосвященник

104-103 - Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем

103-76 - Александр Ианний

76-67 - его жена Александра. Первосвященник старший сын - Гиркан II

67-63 - Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царём

VIII. Палестина под властью Рима

64 - Сирия становится римской провинцией.

63 - Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдаётся Юлием Цезарем идумеянину Антиптру

40 - Ирод - сын идумеяна Антиптра становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или 6 г.).

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

       

    1. АМФИТЕАТРОВ В., прот. - Очерки из библейской истории Ветхого Завета от Иисуса Навина до воцарения Давида. Юрьев, 1910.
    2.  

       

    3. АФАНАСЬЕВ Д. П. - Учебное руководство по предмету Священного писания. (Исторические книги Св. Писания Ветхого Завета). Киев, 1874.
    4.  

       

    5. БЕЛИКОВ В., прот. - Чтение по Библейской истории Ветхого Завета. (Период 3-х еврейских царей: Саула, Давида и Соломона). Казань, 1911
    6.  

       

    7. БЛАГОНРАВОВ Е. - Плен Вавилонский и его значение в истории иудеев. М., 1902.
    8.  

       

    9. БОГОРОДСКИЙ Я.А. - Еврейские цари: Саул, Давид, Соломон. Казань, 1884.
    10.  

       

    11. БОГОСЛОВСКИЙ М., прот. - Священная история Ветхого Завета. Т. 2. СПб., 1857.
    12.  

       

    13. ВИГУРУ Ф. - Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхпй Завет. Т. 2 (исторические книги). М., 1902.
    14.  

       

    15. ВЛАДИМИРСКИЙ П., прот.- Опыт краткого толкования на книги: Ис. Навина, Судей, Руфь и 4 книги Царств. СПб., 1884.

       

       

    16. ГЛАГОЛЕВ А.А., свящ. - Комментарии на кн. Руфь, 2-ю Паралипоменон 3 и 4 кн. Царств. СПб., 1905.

       

       

    17. ДЗИЧКОВСКИЙ Г., диак. - библейские события во времена Ис. Навина и пророка Самуила в свете современных научных открытий. Курс. соч. Машинопись. Загорск, 1971.

       

       

    18. ЛЕБЕДЕВ П. - Чтение еб исторических книгах. Св.Писание Ветхого Завета. Тверь, 1866.

       

       

    19. ЛОПУХИН А.П. - Толковая Библия. Т.2. СПб., 1905.

       

       

    20. МИХАИЛ, еп. (Лузин) - Библейская наука. Кн. 3-я. Исторические книги Ветхого Завета. Тула, 1899.

       

       

    21. ПОЛИКАРПОВ Д., прот. - Толкования святых отцов и учителей церкви на Мессианские места Библии. СПб., 1914.

       

       

    22. РУБИНСКИЙ В.П. - Комментарий на книги Ездры и Неемии. СПБ., 1907.

       

       

    23. ТРОИЦКИЙ И. - Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей. СПб., 1886.

       

       

    24. ХЕРАСКОВ М., прот. - Обозрение исторических книг Ветхого Завета. Владимир, 1908.

       

       

    25. ЦАРЕВСКИЙ А. - Происхождение и состав 1 и 2 кн. Паралипоменон. Киев, 1878.

       

       

    26. ЭЛЛИС ПИТЕР Ф. - 3 и 4 книги Царств. Введение и комментарии. Колледжвиль, "Литуржикал пресс" 1966. Пер. с англ, машинопись.

       

       

    27. ЮНГЕРОВ П. - Частное и историтическое введение в Священные Ветхозаветные книги. Казань, 1907.

       

       

    28. КАСТЕЛО Дж. - 1 и 2 кн. Паралипоменон. Пер. с англ. машинопись.

       

       

    29. МЭЛИ Ю. - 1 кн. Царств. Колледжвиль, 1970. Пер. с англ.

       

       

    30. ХАНТ И. - Кн. Ис. Навина - кн. Судей. Предисловие и комментарии. Пер. с англ., машинопись.

       

       

    31. ЮНГЕРОВ П. - Неканонические книги Ветхого Завета. Казань, 1907.

       

 

 
 

 
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предующая || Вернуться на главную