Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  

Киевская Духовная Семинария

КОНСПЕКТ

по Ветхому Завету - Пятикнижие.

для 2-го класса

 

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

1. Понятие о Священном Писании

Бог, создав человека, как существо разумное, свободное и бессмертное, благоволил открыть ему все, что относится к его жизни и спасению. Это откровение, данное Самим Богом, называется сверхъестественным, его сподоблялись уже первые люди, как до, так и после грехопадения. В дальнейшем оно передавалось богоизбранными мужами, жившими до пришествия Спасителя - пророками. В полной мере оно раскрыто Господом Иисусом Христом, Который чрез апостолов поведал Свое учение всему миру. В торжественных словах возвещает об этом Церковь:

"Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам во пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего" (Евр.1, 1-2).

Для сохранения Божественного Откровения в сознании человечества пророки и апостолы не только устно передавали его (Священное Предание), но и написали книги, которые называются Священным Писанием.

2. Наименование состава Священных книг

В самом Священном Писании встречаются различные наименования состава или сборника священных книг. Самое древнее название - Писание (ή γραφή - Лк. IV, 21; Ин. 20, 9; Деян. 8, 32; Гал. 3, 22) или Писания (αί γραφαί - Мф. 21, 41; Лк. 24, 32; Ин. V, 39; 2 Петр. 3, 16), Святые Писания (γραφαί άγίαι - Рим. 1, 2), Священные Писания (τα ίερά γράμματα - 2 Тим. 3, 16). Другое древнее название священных книг - "завет" или "книги завета". Такое название встречается у Сираха (24, 25) и в первой книге Маккавейской (1, 57). Апостол Павел называл состав ветхозаветных книг в отличие от новозаветных - "Ветхим заветом" (2 Кор. 3, 14). У Св. Отцов Священное Писание называется "книгами Ветхого и Нового Завета" или просто "заветом", "писанием". Название сборника Священных книг Библией (τα βιβλια) οроисхождения более позднего и восходит ко временам Оригена (III в.) и св. Иоанна Златоустаго (IV в.)

Слово "завет" означает: а) союз, договор, б) завещание, духовная запись. Этим словом означается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии. Так как об установлении и исторических судьбах ее повествуется в книгах Священного Писания, то им усвояется наименование Завета.

Наименование Завета в смысле завещания может быть приложимо к Священному Писанию, потому что главный предмет Писания - искупительная жертва Спасителя, давшая верующим вечное спасение, завещанное человечеству как наследство.

3. Главный предмет Священного Писания

Главным предметом Священного Писания является дело спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим.

В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в прообразованиях и пророчествах, в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.

4. Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета

Значение Ветхого Завета и необходимость его изучения ясно уже потому, что он, как и Новый Завет, является Божественным Откровением, переданным на человеческом языке, применительно к человеческому разумению.

Ветхий Завет предуготовляет к Новому и органически, тесно с ним связан. Христианство при своей небесной первооснове, явилось в мире не отдельно от исторической жизни. Ветхий, древний Завет Бога с человеком, проходивший чрез всю Библейскую историю, вел к Новому Завету, приуготовлял человечество к явлению Спасителя.

Святой Василий Великий говорит: "Домостроительство нашего спасения, сообразуясь с духовным зрением человека, выросшего во тьме, вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучения, потому что щадит нашу немощь.

В глубине богатства Своей премудрости и в неисследованных судах разумения предначертал Бог для нас легкое и к нам применил руководство, приучал сперва видеть тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтобы приступив вдруг к созерцанию чистого света, мы не ослепились. На таком основании даны законы "имый сень грядущих благ" (Евр. 10, 1), и предизображения у пророков - эти гадания истины, для обучения очей сердечных, чтобы удобным для нас сделался переходом от них к премудрости в тайне сокровенной".

Ветхий Завет есть как бы первая глава книги Откровения, а Новый - ее вторая глава, и как нельзя понимать книгу, начиная чтение ее со второй главы, так невозможно получать полное христианское знание без изучения Ветхого Завета.

Читая Ветхий Завет, мы убеждаемся, что есть Единый, Живой, Всемогущий, Всеблагий, Святейший Бог: мы узнаем, что человечество есть единая нравственная семья, произшедшая от одного родоначальника - Адама, и что есть единая мироправящая воля Божия, в исполнении которой заключается спасение для человека. Читая затем Новый Завет, мы видим, что эти же истины Ветхого Завета, только углубленные и освященные явлением Бога во плоти и совершенным Им делом спасения, лежат в основе и Нового Завета, который представляет продолжение, дополнение, раскрытие и завершение Ветхого Завета. Об этом учит Господь наш Иисус Христос, апостолы и отцы Церкви.

Нравственное учение Христа Спасителя предъявляет к Человеку большие требования, чем закон, данный чрез Моисея, но нет противоположности между тем и другим, сущность их одна - любовь к Богу и человеку. Различие заключается лишь в степени нравственных требований и оно объясняется тем, что Ветхий Завет имел дело с душами невозрожденными Христовою благодатию, сердцами грубыми и неразделенными словом Божиим. Если бы в самом начале истории нас встречала полная чистота, непорочность и совершенство, тогда не было бы и надобности в длинном процессе божественного воспитания, исправления, духовного исцеления человечества.

Библейские сказания повествуют как о добродетельных, так и порочных лицах. Беспристрастное указание священных писателей на темные стороны жизни библейско-исторических деятелей служит доказательством того, что библейские сказания - не произведение человеческого гения, но написаны под вдохновением Духа Божия. А поскольку это так, то изучение Ветхого Завета имеет и нравственно-воспитательное, спасительное значение. О Моисее, писателе первых пяти библейских книг, святой Иоанн Златоуст говорит, что он излагает историю мужей великих, совершавших добрые дела, чтобы повествования об их жизни служило для потомков добрым наставлением. Он же представляет не только совершивших добрые дела, но и согрешивших, чтобы мы одним подражали, а других избегали, и чрез то преуспевали в добродетели и усердии.

5. Разделение священных книг по времени написания

По времени своего написания Священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Первые написаны богодухновенными и богопросвещенными мужами до пришествия Христа Спасителя (за время с ХIII в. по I-й век до Р.Хр.), а вторые написаны богодухновенными евангелистами и апостолами после рождения Христа и совершенного Им дела искупления (в течении 1-го века после Р.Хр.).

Число ветхозаветных книг по заглавиям - 50, новозаветных - 27.

6. Разделение священных книг по содержанию

По своему содержанию книги Священного Писания Ветхого Завета разделяются на четыре отдела: законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

Законоположительными книгами Ветхого Завета называются книги, в которых заключаются основные законы нравственной и религиозной жизни ветхозаветного Израиля, как в церковно-религиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми являются пять книг Моисея:

Бытие,

Исход,

Левит,

Числа и

Второзаконие.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе историю политической и, главным образом, церковно-религиозной жизни ветхозаветного Израиля. Таких книг 19:

Иисуса Навина,

Судей,

Руфи,

четыре книги Царств,

две книги Паралипоменон,

первая книга Ездры,

Неемии,

вторая книга Ездры,

Товита,

Иудифь,

Есфирь,

три книги Маккавейские и

третья книга Ездры.

Учительные книги содержат в себе учения ветхозаветной Церкви о предметах веры и нравственности. Этих книг 7:

книга Иова,

Псалтирь,

Притчей Соломоновых,

Екклезиаст,

Песнь Песней,

Премудрости Соломона и

Премудрости Иисуса сына Сирахова.

Пророческие книги содержат предсказания о судьбах человечества, в особенности о Спасителе-Мессии, Его Церкви и тайне искупления. Этих книг 19:

книги четырех великих пророков –

Исаии,

Иеремии (с прибавлением - Плач Иеремии, послание Иеремии, книга пророка Варуха),

Иезекииля,

Даниила и

книги 12-ти малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдея, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

7. Понятие о книгах канонических и неканонических

По сравнительной важности к достоинству своего содержания священные книги разделяются на канонические и неканонические. Слово "канон" соответствует греческому χανών, θ как и семитское "канс" означает первоначально "тростниковую палку" или вообще всякую "прямую палку", а отсюда, в переносном смысле все то, что служит к выпрямлению, исправлению и т.д. В более отвлеченном смысле, слово χανών получает значение правила, нормы. С таким значением оно встречается и у св. апостола Павла: "тем, которые поступают по сему правилу (χανών), μир им и милость..." (Гал. 6, 16). Основываясь на этом, термин χανών и образованное от него прилагательное χανωνιχός, довольно рано начали прилагать к тем священным книгам, в которых видели выражение истинного правила веры. Таким образом, по отношению к священным книгам название "канонические" указывает на то, что они, как написанные по откровение от Св. Духа, содержат в себе непреложную истину и поэтому в своем содержании представляют неизменные правила веры и нравственности.

Книги эти, однако, приняты христианской Церковью как книги назидательные и полезные в стяжании благочестия.

В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям существует 39, но при каноническом счислении из уважения к традиции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соединяются с другими и каноническими книгами считаются 22.

Книги эти следующие:

1. Бытие

2. Исход.

3. Левит.

4. Числа.

5. Второзаконие.

6. Книги Иисуса Навина.

7. Книга Судей и книга Руфь.

8. Первая и Вторая книга Царств.

9. Третья и Четвертая книга Царств.

10. Первая и Вторая книга Паралипоменон.

11. Первая книга Ездры и книга Неемии.

12. Книга Есфирь.

13. Книга Иова.

14. Псалтирь.

15. Книга Притчей Соломоновых.

16. Книга Екклезиаста.

17. Книга Песнь Песней.

18. Книга пророка Исаии.

19. Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии.

20. Книга Пророка Иезекииля.

21. Книга пророка Даниила.

22. Книга 12-ти малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христианской Церковью и помещаемых в полной Православной Библии, одиннадцать:

1. Вторая книга Ездры.

2. Книга Товита.

3. Книга Иудифь.

4. Книга Премудрости Соломона.

5. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова.

6. Послание Иеремии.

7. Книга пророка Варуха.

8. Первая книга Маккавейская.

9. Вторая книга Маккавейская.

10. Третья книга Маккавейская.

11. Третья книга Ездры.

Новозаветных канонических книг - 27: Четыре Евангелия, Деяния Святых Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий апостола Павла и Апокалипсис. Неканонических книг в Новом Завете нет.

8. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов

Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны для избранного Богом народа еврейского и на еврейском языке, за исключением немногих глав, написанных на арамейском (халдейском) языке (Дан. 2, 4-7, 28; 1 Ездры 4, 8-6, 18; 7, 12-26; Иер. 10, 11).

Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской, которые и сначала были написаны на греческом языке.

Книги Нового Завета были написаны на распространенном около времени пришествия Христа греческом языке, хотя их писатели и были природные евреи. Только Евангелие от Матфея было написано первоначально на еврейском языке, но в апостольское время и оно было переведено на греческий язык (еврейский текст этого Евангелия не сохранился и о нем имеются лишь свидетельства древних отцов).

9. Краткие сведения о главнейших переводах Священного Писания: греческом (семидесяти толковников), Латинском (Вульгата), Славянском и русском

В третьем веке до Р.ХР. по повелению египетского царя Птоломея Филадельфа (285-246 гг. до Р.Хр.) священные книги Ветхого Завета были переведены с еврейского языка на греческий. Так как переводчиков было, по древним свидетельствам, 72 или круглым счетом 70, то этот перевод обозначается обыкновенно именем перевода Семидесяти. Хотя, по-видимому, вначале были переведены не все священные книги, все же, по традиции, весь греческий перевод их носит название "Семидесяти". В этом переводе помещены и неканонические книги.

В Православной Церкви перевод Семидесяти, как древнейший и тщательный, пользуется особенным уважением. Этим переводом пользовались очень часто новозаветные священные писатели, как это видно из многочисленных ссылок в новозаветных книгах на книги Ветхого Завета. Греческий перевод 70-ти не во всем точно воспроизводит теперешний еврейский текст, но нигде не отступает от смысла еврейского оригинала; по мысли некоторые отцов, перевод 70-ти способствовал яснейшему раскрытию внутреннего, таинственного содержания ветхозаветных книг.

Наряду с греческим языком около времени Рождества Христова получил распространение и язык латинский, на котором говорили римляне - основатели Римской империи. С первых веков христианства верующие, жившие в пределах Римской империи, разделялись на восточных, говоривших преимущественно на греческом языке, и западных, среди которых был в употреблении язык латинский. Для этих последних вскоре возникла потребность в переводе слова Божия на латинский язык. Из переводов Библии на латинский язык в особенности распространился и пользовался уважением так назыв. древний итальянский перевод, сделанный с перевода 70-ти. Этот перевод был заменен переводом блаженного Иеронима, сделанным с еврейского подлинника, законченным в 405 году и называемым латинским наименованием "Вульгата" (т.е. распространенный, общедоступный).

Для Православной Церкви на Руси особенно важное значение имеет славянский перевод, сделанный с перевода 70-ти первоучителями славянскими святыми братьями Кириллом и Мефодием для славянских племен, населявших Моравию, Болгарию и Паннонию в IX веке. Славянский перевод Библии с принятием христианства (в 988 г.), распространился в пределах нашего отечества и сам язык этого перевода сделался языком богослужебным, церковным, почему и называется ныне языком церковно-славянским.

Текст Кирилло-Мефодиевской Библии не сохранился до настоящего времени в полном виде и современная Библия носит следы позднейших переводов.

Если в древнее время славянский язык Библии был очень близок к обыкновенному, то с течением времени русский разговорный язык стал все более отклоняться от языка церковно-славянского, который оставался сравнительно неизменным, как заключенный в Библии и богослужебных книгах. Таким образом, хотя церковно-славянский язык по употреблению при богослужении сделался близким православным людям Руси - считать его вполне доступным, без предварительной подготовки, нельзя. Отсюда явилась потребность в русском переводе священных библейских книг. Этот перевод, печатавшийся "по благословению Святейшего Правительствующего Синода", был закончен в 1875 г. и обычно называется Синодальным. Ветхий Завет был переведен с еврейского. Новый - с греческого подлинника, неканонические книги были переведены с греческого текста, кроме 3-й книги Ездры, переведенной с латинской Вульгаты.

Необходимо заметить, что Синодальный период не имеет церковно-богослужебного употребления. Слово Божие при священнодействиях и молитвословиях читается по-прежнему на славянском языке как священно-церковном. Русский перевод предназначается лишь для частного употребления, имея вспомогательное значение (для уяснения непонятных мест).

Из древних переводов следует отметить сирийский перевод, носящий арамейское название "Пешито" ("простой"). Он сделан по еврейскому оригиналу для книг, писанных по-еврейски, и по греческому тексту для книг, писанных по-гречески или сохранившихся на этом языке.

Перевод Ветхого Завета древнее, чем перевод Нового Завета. Вероятно, он был сделан в течении 1-го века по Р. Хр. Перевод Нового Завета принадлежит ко II-му веку.

С древних времен переводы делались на многие другие языки. Для египетских христиан был сделан так назыв. коптский перевод, Абиссинская Церковь пользуется переводом эфиопским. Для вестготов был сделан так назыв. готский перевод, для армян - армянский, для арабов - арабский. В настоящее время Библия существует на нескольких сотнях языков и наречиях мира.

10. Разделение текста священных книг на главы и стихи

Деление на главы произведено в ХIII веке по Р.Хр., в издании Латинской "Вульгаты". Оно принято было не только всеми христианскими народами, но и даже самими евреями для еврейского текста Ветхого Завета. Деление библейского текста на стихи, по мнению некоторых исследователей Библии, для священных книг, написанных стихотворным размером (например, псалмов), получило начало еще в ветхозаветной церкви. Но все священные книги Ветхого Завета были разделены на стихи уже после Рождества Христова еврейскими учеными-масоретами (в VI веке). Деление на стихи новозаветного текста явилось в сравнительно позднее время в половине ХVI века. В 1551 году парижский типограф Роберт Стефан издал Новый Завет с разделениями на стихи, а в 1555 году - всю Библию.

Ему же принадлежит и нумерация библейских стихов. У христиан в III-V веках принято было деление новозаветных книг на перикопы, главы и титлы, т.е. отделы, читавшиеся за богослужением в те или другие дни года. Эти отделы были не одинаковы в различных церквах.

Принятое в настоящее время в Православной Церкви богослужебное деление новозаветного Писания за зачала приписывается к святому Иоанну Дамаскину.

11. Разные виды смысла Священного Писания

Смысл Священного Писания, то есть те мысли, которые священные писатели, вдохновляемые Духом Святым, излагали в письменах, выражается двояко, непосредственно чрез слова и посредственно - чрез лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Различаются два главнее вида смысла Священного Писания:

1. В первом случае смысл словесной или буквальный,

2. во втором - смысл предметный или таинственный, духовный.

а) смысл буквальный

Священные писатели, выражая свои мысли словами, употребляют эти последние иногда в их собственном прямом значении, иногда в несобственном, переносном значении.

Например, слово "рука" по общественному словоупотребление означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец молится Господу "посли руку Твою с высоты" (Пс. 143, 7), то слово "рука" он употребляет здесь в переносном значении, в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, перенося таким образом первоначальное значение слова на предмет духовный, высший, умопреставляемый.

Сообразно с такими употреблениями слов буквальный смысл Священного Писания подразделяется на два вида - на собственно буквальный и несобственный или буквально-переносной смысл.

Так, например, в Быт. 7, 13 слово "вода" употребляется в собственном, буквальном смысле, а в Пс. 18, 2 - в переносном, в смысле скорбей и бедствий, или у Ис. 8, 7 - в смысле враждебного войска.

Вообще же Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах высших, духовных, например, о Боге, Его свойствах, действиях и т.п.

б) смысл таинственный

Так как лица, вещи, действия, события, описываемые для передачи таинственного смысла, берутся священными писателями из разных областей, поставляются в неодинаковые отношения между собой и к выраженным понятиям, то таинственный смысл Писания подразделяется на следующие виды: прообраз, притча, аполог, видение и символ.

Прообразом называется такой вид таинственного смысла Писания, когда священные писатели сообщают понятия о каких-либо высших предметах чрез церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Так, например, ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви ветхозаветной, весьма часто под ними раскрывают чрез них отдаленные события Церкви новозаветной.

В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предъизображение того, что относится к Новому Завету, что имело исполниться на Христе Спасителе и основанной Им Церкви. Так, например, Мелхиседек царь Салимский и священник Бога Вышняго, по 14 гл. книги Бытия вышел навстречу Аврааму, вынес ему хлеб и вино и благословил патриарха, а Авраам со своей стороны поднес Мелхиседеку десятину из добычи. Все, что в настоящем случае рассказывает Писание, есть действительный церковно-исторический факт.

Но помимо этого, повествование 14 главы Бытия имеет и глубокое, таинственно-преобразовательное значение по отношению к новозаветным временам. Историческое лицо Мелхиседека, по объяснению апостола Павла (Евр. 7), прообразовало Иисуса Христа: действия благословения и поднесения десятины предуказывали на превосходство новозаветного священства пред ветхозаветным: предметы, вынесенные Мелхиседеком - хлеб и вино, по объяснению отцов Церкви, указывали на новозаветное таинство Евхаристии. Переход Израильтян чрез Чермное море (Исх. 14), помимо своего исторического значения, по указанию Апостола (1 Кор. 10, 1-2), прообразовал новозаветное крещение, а само море заключало в себе, по объяснению Церкви, образ Неискусобрачныя Невесты - Девы Марии. Ветхозаветный пасхальный агнец (Исх. 12) прообразовал Агнца Божия, вземлющего грехи мира - Христа Спасителя. По словам Апостола (Евр. 10, 1), весь Ветхий Завет был прообразом, тенью грядущих новозаветных благ.

Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события хотя неисторические, но вполне возможные, заимствованные обыкновенно из обыденной действительности - в этом случае таинственный смысл Писания называется притчным или просто притчею. Таковы, например, все притчи Спасителя.

В апологе животным и неодушевленным предметам приписываются человеческие, невозможные для них в действительности действия - для наглядного изображения какой-либо истины и для усиления назидательного впечатления. Таков аполог в Суд. 9, 8-15 - о деревьях, избиравших себе царя, или аполог у пророка Иезекииля - о двух орлах (17, 1-10), также аполог Иоаса царя Израильского (4 Цар. 14, 8-10-2; Пар. 25, 18-19) о терне и кедре.

Есть еще в Писании некоторые чрезвычайные виды Божественного Откровения. Так нередко пророки патриархи и другие избранные мужи, иногда в бодрственном состоянии, иногда же в сновидениях, удостаивались созерцать некоторые события, образы и явления с таинственным смыслом, указывающим на будущее событие. Эти таинственные образы и явления называются видениями. Таковы, например, видения Аврааму при вступлении в завет с ним Бога (Быт. 15, 1-17), видения Иаковом таинственной лестницы (Быт. 28, 10-17), видение пророком Иезекиилем (27) поля с человеческими костями и др.

Таинственный смысл Писания называется символом, когда мысли Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Божию совершились Его избранниками. Так, пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходил нагим и босым в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда Ассирийский царь отведет их в плен нагими и босыми (Ис. 20). Пророк Иеремия в присутствии старейшин разбил новый глиняный сосуд в ознаменование разрушения, предстоящего Иерусалиму (Иер. 19).

12. Способы изъяснения Священного Писания, заимствуемые

а) из самого Священного Писания

1) Во-первых, такими следует считать толкования самими свящ. писателями разных мест Писания: таких толкований на Ветхий Завет в особенности много в книгах Нового Завета. Например, на вопрос - почему ветхозаветный закон дозволял разводы по разным случаям - Спаситель отвечал фарисеям: "Моисей по жестокосердию вашему позволял вам разводиться с женами вашими, с начала же не было так" (Мф. 19, 8). Здесь - прямое толкование духа Моисеева законодательства, данного применительно к нравственному состоянию ветхозаветного человека. Объяснения же древних пророчеств и ветхозаветных преобразований в книгах Нового Завета весьма многочисленны. Для примера можно указать Мф. 1, 22-23; Ис. 7, 14; Мф. 2, 17-18; Иер. 31, 15; Ион. 19, 33-35; Исх. 12, 10; Деян. 2, 25-36; Пс. 16, 8-10.

2) Другой не менее важный способ есть снесение парал-лельных или сходственных мест Писания. Так, слово "помазание", употребленное апостолом Павлом без всякого объяснения (2 Кор. 1, 21), повторяется у апостола Иоанна в смысле излияния благодатных даров Святого Духа (1 Ик. 2, 20). Так, относительно буквального и собственного смысла слов Спасителя о вкушении плоти и крови Его (Ин. 6, 56) не оставляет никакого сомнения апостол Павел, когда говорит, что ядущие хлеб и пиющие чашу Господню недостойно виновны против тела и крови Господней (1 Кор. 11, 27).

3) Третий способ есть исследование состава или контекста речи, т.е. объяснение известных мест Писания в связи с предыдущими и последующими словами и мыслями, имеющими непосредственно отношение к объясняемому месту.

4) Четвертый способ - уяснение разных исторических обстоятельств написания той или иной книги - сведения о писателе, о цели, поводе, времени и месте написания ее. Зная цель написания послания к Римлянам апостола Павла - опровергнуть ложное мнение иудеев о их преимущественном положении в христианской Церкви, мы понимаем, почему апостол так часто и настойчиво повторяет об оправдании единственно верою в Иисуса Христа без дел закона иудейского. Имея также в виду, что апостол Иаков написал свое послание по поводу неправильно понятого учения апостола Павла об оправдании верою, можно понять, почему он с особенною силою учит в своем послании о необходимости для спасения дел благочестия, а не одной только веры.

б) Из разных вспомогательных источников

К вспомогательным источникам изъяснения Священного Писания относятся:

1) Знание тех языков, на которых написаны священные книги - преимущественно еврейского и греческого, ибо во многих случаях единственным средством к уразумению подлинного смысла того или другого места в Писании служит выяснение его смысла по словообразованию первоначального текста. Например, в Прит. 8, 22 изречение "Господь созда мя..." точнее переводится с еврейского подлинника: "Господь стяжал (приобрел) меня..." - в смысле "родил". В Быт. 3, 15 славянское выражение о семени жены, что оно будет "блюсти" главу змия, точнее и яснее переводится с еврейского так, что оно "сотрет" главу змия.

2) Счисление разных переводов Священного Писания.

3) Знание древней географии, и главным образом - географии Святой Земли, а также хронологии (дат событий), чтобы иметь отчетливое познание о последовательной преемственности исторических событий, излагаемых в Священных книгах, а также для ясного представления так мест, где эти события происходили. Сюда же относятся археологические сведения о нравах, обычаях и обрядах еврейского народа.

13. Главное руководительное начало изъяснения Священного Писания

Хотя книги Священного Писания как произведения Духа Истины содержат одну только чистую истину, но она бывает нередко прикровенна. Для того, чтобы не уподобиться невежам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апостол Петр (2 Петр. 3, 16), следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало. Этим началом служит, во-первых, само слово Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибочным.

Во-вторых, необходимо руководствоваться Священным Прением, заключенным и выраженным в древних символах веры, в правилах Вселенских и поместных соборов и в творениях святях и богомудрых отцов и учителей Церкви.

14. Настроение души, необходимое для чтения слова Божия

Приступать к чтению Священного Писания должно с благоговением и готовностью принимать заключающееся в нем учение как Божественное Откровение. Здесь не должно быть места сомнениям, стремлению отыскать в Писании недостатки и противоречия.

Должна быть искренняя вера в истинность, важность и спасительность читаемого, так как это слово Божие, переданное при посредстве святых мужей по внушению от Святого Духа.

Благоговение неразлучно с особым духовным страхом и радостью. Эти чувства и следует возгревать в себе при чтении слова Божия, помня слова Псалмопевца (Пс. 118, 161, 162). По изречению Премудрого, - "в илохудожную душу не внидет премудрость" (Прем 1, 4). Следовательно, для успешного изучения слова Божия необходимы непорочность сердца и святость жизни. Поэтому в молитве, читаемой перед началом учения, просим: "очисти ны от всякие скверны".

Помня свою слабость во всем, мы обязательно должны знать, что без помощи Божией познание слова Его невозможно.

II. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 0 ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КНИГАХ

1. Первоначальная неразделенность законоположительных книг и название их

У евреев пять книг Св.Писания - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие - составляли одну, которая называлась Законом (евр. Тора), Законом Моисеевым (Ис. Нав. 1, 7-8) или просто Моисеевым. Так называются эти книги и в Евангелии (Мф. 5, 17; Мр. 12, 26; Лк. 16, 29 и др.).

Наименовение этих книг Законом указывает на их главное содержание, а прибавление к этому наименованию имени Моисея указывает на их писателя.

И по языку, и по характеру изложения все пять книг совершенно согласны между собою, что говорит о принадлежности их одному писателю. Описание в этих книгах события из времени Моисея, достоверность которых подтверждается многочисленными свидетельствами открытых и прочитанных письменных памятников древнего Востока, изображены с такой точностью и с такими подробностями, которые свойственна только писателю-очевидцу, а таким именно и был Моисей. О Моисее, как писателе первых пяти книг Библии, говорит предание иудейской Церкви; признавали Моисея писателем Сам Иисус Христос и Апостолы.

Полагают, что название "Пятикнижие" дано книгам Моисеевым 70-ю толковниками. Можно думать, что им же принадлежат и те названия отдельных частей или книг закона Моисеева, которые приняты в греческой, а от нее и в славянско-русской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Сведения о писателе Пятикнижия

Моисей - великий пророк, законодатель и вождь народа еврейского. Он был сын благочестивых потомков Левия-Авраама и Иохаведы (Исх. 2, 1-2, Исх. 6, 7) и родился в самое тяжелое время страданий потомков Иакова в Египте, когда последовало повеление фараона бросать всякого еврейского младенца-мальчика в воду. Однако по вере своих родителей Моисей был спасен от смерти (Евр. 11, 23).

Усыновленный дочерью фараона, он "был научен всей премудрости египетской" (Деян. 7, 21-23) и 40 лет прожил при царском дворе. Но потом, навлекши на себя гнев фараона заступничеством за своих угнетенных единоплеменников, Моисей оставил Египет и укрылся в земле Мадиамской. Здесь, поселившись в доме священника Иофора и женившись на его дочери, Моисей в уединении пустыни возрастал духовно, подготовлялся Божественным Промыслом к делу освобождения Израиля от египетского порабощения (Евр. 11, 24-27). Призванный к этому великому делу при Хориве, после сорокалетнего пребывания в земле Мадиамской (Деян. 7, 30) - Моисей вместе с братом Аароном явился в Египет пред лицом фараона. Когда последний добровольно не освободил Израиля, Моисей вывел евреев из Египта после страшных казней, которыми последний был поражен. Затем, приведя евреев к горе Синай, Моисей явился ходатаем, посредником (Гал. 3, 19), чрез которого заключен был с Израилем синайский завет и даны были Богом различные законы; здесь же, под руководством Моисея, по указанию Господа, был построен переносной храм евреев - скиния. После почти годичного пребывания у подножия Синая. Моисей повел народ Израиля к пределам земли обетованной, на границах которой последовало возмущение народа, вызвавшее наказание его 40-летним странствованием по пустыне. В течении этого 40-летнего странствования Моисей явился вождем, чрез которого Бог чудесно спасал Свой избранный народ, посылал ему Свои благодеяния и возвещал Свои грозные суды и приговоры. Наконец, в последний год странствования под водительством Моисея было совершено завоевание восточно-заиорданской области Палестины. Свою жизнь великий вождь Израиля, которую закончил около последнего стана на восточной стороне Иордана, на горе Нево, и с которой он мог созерцать эападно-эаиорданскую землю.

III. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА БЫТИЁ

1. Время и место написания книги Бытия

Книга Бытия, содержащая в себе повествование о происхождении мира и человека, и историю Церкви первобытной и патриархальной до смерти патриарха Иосифа в Египте, была написана после призвания Моисея при Хориве.

2. Название и главный предмет книги

Книга Бытия в еврейской Библии, как все книги Пятикнижия, озаглавливается первым словом, с которого она начинается: "Бершит" (ת׳שארב). В греческом переводе 70-ти толковников книга называется "Генезис" (γενεσις - "Происхождение"). Название это заимствовано из самой книги (2, 4; 5, 1) и указывает на ее содержание, заключающее в себе повествование о происхождении мира (2, 4), человека (5, 1) и главных родов патриархального человечества.

Главный предмет книги - история происхождения мира и человека, история ветхозаветной Церкви в патриархальный период. Начинаясь повествованием о творении мира, книга Бытия заканчивается рассказом о смерти патриарха Иосифа в Египте, т.е. охватывает период в 3799 лет.

3. Разделение книги по содержанию

По содержанию книги Бытия можно разделить на три части. Первые три главы, заключающие в себе повествование о творении мира и человека, пребывании в раю и грехопадении прародителей, являются введением в историю ветхозаветной Церкви и составляют первую часть книги.

Вторая часть (гл. 4-11) повествует о промыслительных действиях Бога по отношению к падшему человеку и заключает в себе историю первобытной Церкви праотцев.

Третья часть книги (гл. 12-50) рассказывает об установлении Богом Завета с патриархами и промыслительных действиях Бога в сохранении истинной веры и благочестия в эпоху патриархальной Церкви.

4. Богослужебное употребление книги Бытия

Из книги Бытия берется 36 паремий. Они, большей частью, рядовые, т.е. такие, которые берутся подряд и читаются непрерывно во все дни четыредесятницы, исключая субботы и воскресенья. Таким образом, в шесть недель Великого порта прочитывается почти вся книга Бытия. Этим чтением Церковь хочет возбудить в молящихся дух покаяния, соответствующий времени Великого поста через воспоминание о невинном, блаженном состоянии прародителей в раю и о грехопадении, через воспоминание Божьего милосердия к падшим, примеры страшного и грозного суда Божия. В Великую или Страстную седмицу берется чтение о жертвоприношении Исаака (Быт. 22); в праздники Богородичные - о лестнице, виденной Иаковом (Быт. 28, 10-17) и пр.

5. Сотворение мира и человека (Быт. 1)

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1-2), б) творение видимого мира (3-25) и в) сотворение человека (26-31).

1 ст.: Словом "в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, "времене превышем всякого, яко временем Творец" (Тропарь по 3-Й песни канона утр. воскр. 2 гл.).

Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом "сотвори", в еврейском языке существуют три глагола: "бара" (ארב), "аса" (שעױ) и "айцар". Глаголам "аса" и "айцар" обыкновенно придается значение первому "устраивать, созидать" а второму - "образовать", причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же "бара", по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь "из ничего". Это глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог. В настоящем случае в еврейском тексте слово "Бог" выражено словом "Елогим" (םיהלא) - "Боги": существительным множественного числа от "Елоаг".

По мнению некоторых толковников, множественное число "Елогим" указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове "Елогим" указание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол "бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа.

Предметом начального творения является "небо и земля" (ץראר םױםש – шамайм вэ арэц). Под "небом" в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6-8), а небесные светила - в четверый день творения (14-19). Некоторые толковники под "небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2) новосотворенную землю "невидимой и неустроенной", ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли "при общем ликований утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает "Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех" (Тропарь по 8 песне канона в понед. утр. 3 гл).

Под "землею" нельзя разуметь землю в собственном смысле, ибо планета наша явилась во второй день творения (6-8), а суша отделена от воды в третий день (9-10). Под землею, по мнению толковников, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

2 ст.: Обращаясь к первоначальному состоянию новосозданной материи, бытописатель называет ее, во-первых, "землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначальной материи, во-вторых, "бездною", указывая этим на ее беспредельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, "водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность первобытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле. Далее это вещество называется "невидимым", в смысле отсутствия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с которыми она наблюдалась теперь; "неустроенным", - в смысле отсутствия тех законов, которыми обусловлено существование мира впоследствии. Над этою, пока безвидною, неустроенною бездною первозданного вещества, со всех сторон проникая и охватывая ее, была тьма совершения, полное отсутствие света.

Но в то же время первозданному веществу нельзя приписывать нестроение, борьбу и расстройство. Неустроенным первое состояние вещества называется только сравнительно с теми совершенствами и гармонией, которыми запечатлены были дни творения впоследствии. Уже с самого начала Дух Божий оживотворял безжизненную материю: "Дух Божий ношашеся верху воды". Под Духом Божиим должно разуметь, согласно Св. Отцам Церкви, третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия ("ношашеся") в еврейском тексте выражается словом "мерахефет" (תפחרם), которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веществу можно представлять как зиждительную силу, которая оживляла первозданное вещество, способствуя деятельности и развитию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Таким образом, по сказанию бытописателя, Бог является Творцом Мира в собственном смысле, когда Он произвел "из Ничего" самое вещество мира. Это первое творение, когда "Все вообще создал Живущий во века" (Сир. 18, 1) затем уже из первозданного, но еще "неустроенного" вещества происходит второе творение, совершившееся в течении шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам Писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир "из необразного вещества" (11, 18).

3-5 ст. "Выражением - рече" бытописатель указывает Слово Божие, которое вызвало к бытию свет. Под словом "рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С другой стороны, в выражении "рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго лица Святой Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: "вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы:

"Словом Господним небеса утвердишься и духом уст Его вся сила их" (Ис. 32, 6).

Предметом творения первого дня является свет, который по своей сущности не зависит от солнца и потому мог явиться ранее небесных светил.

В первые три дня творения периодическая смена (слав. "разлучи между светом и между тьмою") дня и ночи могла обуславливаться не восходом и заходом солнца, а пульсацией света. Последовательною сменою света и тьмы, вечера и утра определился первый день творения.

6-8 ст.: Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа" (עיהר), что значит "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома" (στερέωμα - "ςвердь"). Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде: Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо "землею", "бездною" и "водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и явилось "твердью". Таким образом, во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "яже бе под твердию" и видимое небо "твердь".

9-11 ст.: Дело творения третьего дня распадается на два момента: во-первых, по слову Творца, является "вода" и "суша", а во-вторых - земля производит различные виды растений.

Таким образом, в третий день творения земли, составленная из первоначального неустроенного вещества, получает более определенный вид, т.е. образуются океаны, моря, озера, реки И является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит растения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "бытие травное" (зелень, трава), растения, "сеющие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений).

Ввиду того обстоятельства, что вторым днем деятельности Творца по отношению к целой Вселенной не заканчивается, что в четвертый день творения Господь представляется действующим во всей вселенной, можно думать, что и в третий день деятельность Творца не ограничивалась одною Землею.

14-19 ст.: В четвертый день творения, по слову Божию, являются "светила небесные". В повествовании об этом писатель употребляет глагол не "бара", а "аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. В четвертый день творения свет, созданный в первый день, был сосредоточен в этих массах небесных тел.

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днем и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями", т.е. указателями тех или других естественных явлений и перемен в природе (Мф. 16, 2-3), свидетельствовать о присносущной силе и божестве Творца (Рим. 1, 19-20) и знамениями необычных событий в роде человеческом (Иоль. 2, 30-31; Деян. 2, 19-20; Мф. 2, 9, 24, 29-30, 27, 46, Лк. 21, 11, 25). В третьих, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними священные и гражданские времена.

20-23 ст.: В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творческое слово Господа обращено к водам - это должно понимать в том смысле, что воды становятся обиталищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога.

Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся.

Еврейское слово "шерец" (ץרש) имеет значение "многородящие" -наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различие виды и породы птиц.

Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.

24-25 ст.: При творении в шестой день животных четвероногих. Господь обращается с творческим словом к земле: "да изведет земля душу живу". Это значит, что телесный состав тварей приспосабливается к земле, как к месту их обитания.

26-28.: О высоких преимуществах природы человека свидетельствует то, что во-первых, создание человека совершается после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей. Совет Божий пред сотворением человека по толкованию святых отцов и учителей Церкви свидетельствует об особенное участи всех лиц Святой Троицы в создании человека. Словами "рече Бог" указывается единство Божества, а прибавлением "сотворим" - число лиц. Что касается образа и подобия Божия, то между ними следует полагать различие. Образ Божия, по учению отцов Церкви, состоит в свойствах и силах человеческой души - ее духовности и бессмертии, разуме и свободной воле, в подобие - в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу (Лев. 19, 2; Мф. 5, 48).

Как образ и подобие своего Творца, как последнее и высшее создание на земле, человек является и владыкой природы, господином земли и всего животного мира. О самом акте творения сказано: "И сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению (1) и животной жизни вообще (21). Благословением Бог давал, вместе с владычеством над землею, и способность рождения подобных себе.

29-30: Господь назначает в пищу человека "всякую траву семенную, сеящую семя", т.е. хлебные злаки, и всякое древо "еже имать в себе плод семене семенного", т.е. плоды различных деревьев; животным же назначает в пищу "всякую траву зеленую", т.е. траву в собственном смысле. Таким образом, человеку и животным была назначена только растительная пища. Для человека разрешение употреблять в пищу животных последовало только после потопа (Быт. 9, 3).

31 ст. Дела творения каждого дня получают одобрение Творца "и виде Бог, яко добро". Все же творение, законченное шестым днем получает высшее одобрение "се добро зело". Этот одобряющий суд Божий говорит о высочайшей мудрости и любви Творца ко всему сотворенному. Им же Господь навечно устанавливает законы природы, обеспечивает дальнейшее существование тварей.

6. Блаженное состояние человека в раю (Быт. 2)

1-3 ст.: Словами первого стиха "и сотворишася небо и земля и все украшение их" обозначается "все, что на земле и что на небе" (святой Иоанн Златоуст), ибо еврейское слово "цеваам", переведенное как "украшение", точнее передается словом "воинство", каковым именем в Священном Писании иногда называются небесные воинства, т.е. ангелы.

Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать буквально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днем, то не кончились деда промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании новых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премудром устроении его дальнейшего существования.

Седьмой день - день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его. Благословением Господь усвояет этому дню особенное значение, делает его достойным сохранения на будущее время, как памятник творения мира. Освящением же седьмого дня Творец сделал этот день священным для человека, который должен в этот день особенно прославлять премудрого, всеблагого и всемогущего Творца.

4-6: Повествование об обитании первого человека в раю бытописателем предваряется кратким замечанием о происхождении мира. Бытописатель останавливается на происхождении растительного царства, которое появилось на земле без оросительной силы дождя и без содействия рук человеческих (5), при чем необходимая для жизни растений влага обеспечивалась обильными испарениями, поднимавшимися с земли (слав. "источник" -евр. "пар" - 6 ст.).

Затем повествование первой главы о сотворении человека (7-8). Бытописатель дополняет указанием, что Господь особенным действием всемогущества и премудрости образовал из персти тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, т.е. вложил в образовавшееся из земного праха тело, душу с ее многоразличными способностями.

8-13, 14: Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным действием всемогущества Божия. Вопрос о местонахождении рая представляет предмет самых разноречивых догадок и предложений. Однако, определенные указания Библии на две известные реки Востока дают основание предполагать, что под Едемом нужно разуметь местность, расположенную между реками Тигром и Ефратом. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были насаждены Богом два особенные дерева - древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа были предназначены для поддержания в человеке бессмертия по самому телу. Древо же познания добра и зла было избрано Богом как орудие и средство испытания и воспитания человека в послушании Богу.

15-17 ст.: Человек, поселенный в раю, должен был "делати его и хранити", т.е. возделывать землю, иметь уход за растениями. Этот труд должен был, прежде всего, развивать и совершенствовать физические силы человека, но, с другой стороны, телесный труд имел для человека и высшее духовное значение, ибо, поставляя его в особенную близость к предметам природы, давал ему возможность изучать ее законы. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать совершенства Творца, Его премудрость и благость и тем научиться благоговеть пред Ним и любить Его.

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалялся от зла и стремился к добру, сообразовал свою волю с волей Божией. Для человека исполнение заповеди становилось причиной и источником его блаженства, но нарушение ее влекло наказание "в онь же день снести от него, смертию умрете", т.е. человек сделается смертным по телу.

18-20 ст.: Наречение имен животных, которых Господь привел к Адаму, было знаком владычества человека над животным царством. С другой стороны, изучая рода и свойства животных и нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показал совершенство своего ума, развивая свои умственные способности, полагал начало языку, речи, как средству сообщать свои мысли другим.

24 ст.: Словами 24 стиха устанавливается брачный союз между мужем и женою. Христос Спаситель указывает в обличении фарисеев, что слова эти, сказанные Самим Богом, устанавливают нерасторжимость брачного союза: "еже убо Бог сочета, человек да не разлучает" (Мф. 19, 3-6).

Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется теснейшим отношением человека к Богу. Этот союз или завет Бога с человеком и является первобытною религией. В силу этого завета Бог непосредственными откровениями руководит человеком, делает его господином земли и животного мира, поселяет в прекрасном раю и чрез плоды древа жизни дарует ему вечную, бессмертную жизнь. Со стороны человека требовалось только совершенное послушание своему Творцу, и в частости, исполнение данной ему заповеди. Исполнение этого условия давало человеку возможность совершенства и блаженства.

7. Грехопадение прародителей (Быт. 3)

В содержание этой главы входит повествование об искусительных речах змия к жене (1-5), нарушении прародителями данной им заповеди (6-7), призвании их Богом к покаянию и их нераскаянности (8-13), повествование о суде Божием над змием и первообетование о Спасителе мира (14-15), о наказании жены (16) и мужа (17-18), наречении Адамом имени жены (20), даровании Богом людям одежды (21) и изгнании прародителей из рая (22-24).

При искушении жены через змия, хитрейшего из всех животных (Мф. 10, 16), действовал диавол и змий был только орудием искушения: из того обстоятельства, что искусительные речи змия клонились к тому, чтобы соблазнить человека, преступить заповедь Божию, поступить против воли Божией и тем увлечь человека к греху и погибели следует, что под змием скрывалось существо злое и богопротивное. Сам Спаситель называет диавола "человекоубийцею искони" и "отцом лжи".

6 ст.: Главным побуждением жены ко греху была гордость, желание сделаться равною Богу и затем чувственные плотские влечения: предполагаемый хороший вкус плодов и прекрасный вид древа познания добра и зла. Таким образом, в жене открывались греховные состояния, те похоти, которые по Апостолу (1 Ин. 2, 16) возбуждаются в человеке предметами мира "похоти плоти" ("яко добро древо в снедь"), "похоть очес" ("яко угодно очима видети") и "гордость житейская" ("красно есть еже разумети"). Увлекаемая этими похотями жена, сама вкусив от запрещенного древа, прельстила и мужа нарушить заповедь Божию. Адам последовал примеру жены, конечно, по тем же убеждениям, которые влекли ко греху Еву.

7-13 ст.: Следствия нарушения заповеди не замедлили обнаружиться. Повествование бытописателя показывает, что нарушение заповеди отозвалось на всех душевных силах человека, что грех коренным образом извратил, потемнил образ Божий, заложенный в человеке.

14-15 ст.: Слова наказания, обращенные к змию, следует рассматривать с двух сторон, с одной стороны - они имеют отношение к змию, а с другой, главным образом, они относятся к диаволу. Господь обрекает змия на постоянное унижение и лишает его некоторых естественных совершенств. По отношению к даиволу проклятие пред всеми скотами и зверями указывало на вечное и непрестанное отчуждение его от Бога, обречение же диавола в виде змия не пресмыкание указывало на его будущее полное унижение.

Как начало этого будущего унижения диавола Самим Богом полагается вражда между змием и женою, между семенем змия и семенем жены. Под змием и его семенем должно разуметь всех врагов добра и правды, т.е. диавола и ангелов его, а также людей злых и нечестивых. Под семенем жены следует разуметь все же прежде всего Христа Спасителя. Результатом борьбы, положенной Богом между семенем змия и жены, будет совершена победа над диаволом: "той твою будет блюсти главу, и ты блюсти будеши его пяту".

В греко-славянском тексте смысл еврейского подлинника в настоящем случае передается не совсем точно. Вместо "блюсти (наблюдать) будет", здесь следует, согласно с еврейским текстом, читать "размножит", "сотрет" главу змия, глаголу же "блюсти" толковники дают значение нападения, уязвления и всему этому выражению дают следующий смысл: оно (т.е. семя жены) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту, т.е. диавол будет причинять семени жены незначительный вред, а семя жены окончательно сокрушать власть диавола. Исполнение этого обетования можно видеть в искупительной смерти Христа Спасителя, Который пришел на землю, чтобы "разрушить дела диавола" (1 Ин. 3, 8) и "связать змия древнего, иже есть диавол и сатана" (Ап. 20, 8).

Таким образом, Господь, предавши проклятие виновника падения прародителей, вместе с тем дал им спасительное обетование о будущем Избавителе Который победит диавола. И Адам выразил свою веру в обетованного Искупителя в наименовании жены своей "Евою", т.е. "жизнь" (20), а Ева в наименовании трех сыновей своих - Каина (приобретение), Авеля (плач или суета) и Сифа (основание).

Церковь христианская в словах суда Божия над змием видит первое обетование о Спасителе и потому называет это обетование "первоевангелием".

16.: В наказание жене полагаются болезни чадорождения и подчинение мужу.

17-19 ст.: Наказание мужу, прежде всего, выразилось в проклятии земли, т.е. земля, ранее в изобилии дававшая человеку свои плоды, теперь лишается своих сил. Тяжелый изнурительный - в поте лица - труд человека по отношению к земле не всегда будет достаточно вознаграждаться, вместо ожидаемых плодов земля будет приносить "тернии и волчцы". Вместе с землею, должно думать, и царство животных лишилось своих совершенств. Во-вторых, Господь осуждает человека на смерть и эта смерть становится уделом всего человечества.

22-24 ст.: Пред изгнанием прародителей из рая, как при сотворении человека (1, 26) и жены (2, 18), происходит собеседование между Лицами Святой Троицы, чем указывается на важность имеющего совершиться события. В словах Господа, сказанных при этом "се Адам бысть, яко один от Нас, еже разумети доброе и лукавое" выражается укоризна человеку и сожаление о его неразумии, побудившем возмечтать о равенстве с Богом.

8. Братоубийство Каина и последующие потомки Адама (Быт. 4)

В первых 15 стихах заключается повествование о братоубийстве Каина. Затем, с 16 по 24 стих, излагается история потомства Каина. В заключение главы (25-26) говорится, что у Адама вместо Авеля родился Сиф, а у Сифа Енос, с Еноса установилось общественное богослужение ("сей упова призывати имя Господа Бога").

9. Усиление пороков на земле. Избрание Ноя (Быт. 6)

1-3.: Развращение человечества, вызвавшее наказание первого мира потопом, выразилось в том, что люди сделались "плотью" ("зане суть плоть"), причем это состояние человечества бытописателем поставляется в связь с браками "сынов Божиих с дщерями человеческими". В Библии сынами Божиими нередко называются люди благочестивые и избранные Богом (Ин. 1, 12; 1 Ин. 3, 1), называется сыном Божиим и народ еврейский (Исх. 4, 22; Втор. 14, 1). Здесь под этим названием следует понимать благочестивых потомков Сифа. В противоположность им развращенные дочери Каина именуются дщерями человеческими.

Истины веры и нравственности под влиянием последних стали забываться.

Когда разврат подавил в людях все высшие духовные стремления, тогда Господь определил "будет же дние их лет сто двадесят". Выражение это нельзя понимать как ограничение возраста этой величины, т.к. даже после потопа люди жили до 500 лет (ср. XI гл.). По мнению толковников, 120-летний период назначается здесь для покаяния развратившегося человечества.

6-7.: Человечество так глубоко погрязло во грехе, что оно не захотело покаяться и обратиться к Богу, всеобщее развращение человечества не оставляло уже места божественному милосердию. Чтобы изобразить это греховное состояние, в котором находилось человечество, бытописатель употребляет человекообразное выражение "раскаялся (слав. "помысли") Господь и воскорбел в сердце своем (слав. "размыслил"/? Как всеведущий и всемогущий Господь не может, конечно, в чем-нибудь раскаялся. Раскаяние здесь приписывается Богу для обозначения конечного развращения человечества, не оставлявшего уже места Божию милосердию. Наказание, определенное человеку, простирается и на царство животных, в силу тех тесных таинственных уз, которые по воле Творца, существуют между человеком и тварью бессловесной (Рим. 8.19-22).

8-13 ст.: Благочестие Ноя, о котором свидетельствует бытописатель, тем более удивительно, что он был благочестив "в роде своем", т.е. среди всеобщего развращения своих современников.

Этому праведнику Господь и открывает Свое определение об истреблении первого мира.

14-16.: Ной, по указанию Господа, доложен был построить ковчег из трех ярусов со многими отделениями, которые предназначались для Ноя и его семейства (18), животных (19-20), и для запасов пищи (21).

17-21 ст.: Определяя наказание развратившемуся человечеству через потоп, Господь открывает Ною, что Он поставит с Ним Завет Свой. Завет между Богом и человеком есть религиозный союз, условиями которого являются благодатные обетования со стороны Бога и вера со стороны человека. В силу этого завета в настоящем случае праведник (Евр. 11, 7) Ной со своим семейством и представителями животного мира спасается от гибели. Но это спасение было прообразом того благодатного спасения, которое в будущем могло получить все человечество через искупительную смерть Иисуса Христа; завет с Ноем был, таким образом, предъизображением того Завета, который выразился в явлении Искупителя. Отсюда ковчег является символом Церкви Христовой, в которой верующие находят себе спасение, а воды потопа прообразовали очистительную воду. крещения /I Петр. 3, 21/.

10. Всемирный потоп (Быт. 7)

По окончании постройки ковчега Господь повелел Ною войти в ковчег и взять с собой чистых животных по семи, а нечистых по два (1-4). Когда Ной исполнил повеление Божие (ст. 5-10) в шестисотый год, во второй месяц, в 27 день жизни патриарха раскрылись "источницы бездны" и полился дождь (11). Через 40 дней Ноев ковчег со всеми бывшими в нем поднялся и плавал на поверхности вод, которые покрывали самые высокие горы на 15 локтей (12-20). Все земные обитатели погибли в волнах потопа (21-23), воды которого поднимались все выше и выше в продолжение 150-ти дней (24).

11. Окончание потопа (Быт. 8)

Ной выпускает птиц - ворона и голубя, чтобы узнать состояние земли. В шестьсот первом году, в первый день первого месяца жизни Ноя, земля осушилась (13), а в 27-й день второго месяца, по повелению Господа, Ной вышел из ковчега (14-18). В благодарность за спасение Ной устроил жертвенник Господу и принес на нем жертву (20). Милостиво приняв жертву, Господь высказал Свое определение, что Он не будет более поражать землю за грехи человека, что в будущем строй и порядок мира не будет нарушаться явлениями, подобными потопу (21-22).

12. Возобновление Богом благословений и обетований после потопа. Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей (Быт. 9)

Милостиво приняв жертву, принесенную Ноем после потопа, Господа изрекает ему и сыновьям его благословение на размножение и владычество над тварями (1-2), дает законы о пище (3), крови (4) и убийстве (5-6) и поставляет особый закон с миром (7-17).

До потопа человеку было дано употреблять только растительную пищу (Быт. 1, 29), теперь же в снедь ему назначается и "всякое движущееся", т.е. животные, несомненно чистые, которые впоследствии были точно указаны законом Моисея (Лев. 11).

В связи с этим законом Господь поставляет запрещение употреблять в пищу кровь животных.

Причины этого запрещения естественные и нравственно-религиозные. Когда Господь называет кровь душею животного, то этим указывает, что кровь есть главное жизненное начало животного, главный жизненный двигатель его. Отсюда естественно причиной запрещения употреблять в пищу кровь животного является намерение Законодателя внушить человеку отвращение от ненужного кровопролития, предотвратить человека от излишней жестокости, внушить ему уважение к жизни вообще. С другой стороны, этот закон, поставленный в связь с законом против убийства человека, внушая уважение к душевной (психической) жизни, отвращение к убийству, показывал, насколько противна Богу кровожадность: это нравственная причина запрещения употреблять в пищу кровь животных.

8-17 ст.: Эавет, заключенный Богом с Ноем, объемлет не только все человечество, но даже животных, которые участвуют в этом завете, конечно, не сознательно, а в силу тех тесных, таинственных уз, которые установлены Творцом между человеком и неразумной природой (Рим. 8, 19-22). Видимым знамением завета полагается "дуга во облацех", т.е. радуга, сопутствующая обычно дождю; обещание Господа милостиво относится к греховному миру, указывая на то полное примирение неба и земли, которые должно было совершаться через искупительную смерть Христа Спасителя.

24-27.: Поступок Хама показывал его злое и испорченное сердце потому, что относился к отцу, к которому от природы каждому заложены любовь и уважение.

Ной не проклинает Хама, чтя данное ему благословение Божие (1) и провидя, что полным наследников нечестия Хама будет сын его Ханаан. Проклиная Ханаана, Ной обрекает его на рабство своим братьям. В словах, обращенных к Симу: "благословен Господь Бог Симов" - патриарх благословляет Того Бога, Которому будет служить Сим и его потомство, указывая этим, что в потомстве Сима будет сохраняться истинное богопознание и Богопочитание, что Бог вступает с потомством Сима в ближайший союз общения, будет открывать Себя ему, устроит в среде его Свое царство.

Действительно, пророческое благословение Ноя исполнилось На потомстве Симовом. Прямым наследником этого благословения были происходившие от Сима в последовательной родовой линии послепотопные патриархи. Затем, в лице потомка Симова Авраама как родоначальника народа Еврейского утверждается теснейший союз Бога с человеком. Далее, с течением времени этому избранному народу был дан закон писанный, среди него сооружена скиния и потом воздвигнут храм истинному Богу. Пророчество включало в себя таинство домостроительства спасения, потому что Христос вочеловечился, воспринял плоть от семени Давида и Авраама, которое вели свой род от Сима (Лк. 3, 23-33, ср. Мф. 1, 1-16).

Предречение о рабском подчинении потомков Ханаана Симу началось исполняться при Иисусе Навине завоеванием земли потомков Ханаана и закончилось при Соломоне, когда все хананейские племена, жившие в Палестине, были окончательно подчинены потомкам Сима - евреем (2 Петр. 8, 7-9).

В словах, обращенных к Иафету "да распространит Бог Иафета", указывается на необыкновенное распространение потомков Иафета. Действительно, потомство Иафета, заняв часть Азии, поселились преимущественно в Европе, а потом распространилось почти по всему миру. Дальнейшие слова пророчества Ноя об Иафете "и да вселится в селениях Симовых" можно рассматривать с двух сторон: политическом и религиозно-нравственном отношении. Политическое "вселение" Иафета в шатрах Симовых совершалось при завоевании его потомками областей, принадлежавших Симу, особенно, когда на историческую сцену выступили греки и римляне неоднократно захватывавшие земли, принадлежавшие семитам. Что касается нравственно-религиозного вселения потомков Иафета в селениях Симовых, то "вселение" это должно понимать в смысле участия потомков Иафета в наследии всех тех обетований, какие были даны потомкам Сима и должны были окончательно исполняться со времени пришествия Христа Спасителя.

13. Родословие сынов Ноевых (Быт. 10)

Заключает в себе родословие послепотопного человечества, разделившегося на три главные ветви или группы, из которых каждая находится в связи с одним из сыновей Ноя как ее родоначальником. Затем каждому отдельному народу в трех главных группах приписывается особый племенной родоначальник-внук, правнук или правнук Ноя, причем имя радоначальника обыкновенно становится именем происходящего от него народа.

14. Смешение языков и рассеяние народов Родословие послепотопных патриархов

В этой главе бытописатель описывает переселение с востока человечества, говорившего сначала одним языком, и поселение его в Сенааре (1-2), построение здесь города и необыкновенно высокой башни, разрушение Богом нечестивого предприятия смешением языков строителей (5-7), следствием чего было рассеяние человечества по всей земле (8). Имя Вавилон (слав. "смешение") было дано городу и башне в воспоминание совершившегося события.

В то время как нечестие после потопа вновь начало распространяться среди человечества, истинная вера и благочестие сохранялись среди послепотопных патриархов, родословие которых бытописатель доводит до Авраама.

15. Призвание Авраама. Пребывание Авраама в Египте (Быт. 12)

В этой главе повествуется о повелении Божием, данном Аврааму (1 ст.) и обетованиях, изреченных при этом (2-3), путешествии патриарха, сначала до Харрана, а потом до земли Ханаанской (4-5), происхождении этой земли до Сихема, где Аврааму изречено было Богом навое обетование (6-7).

Господь явился ему и сказал: "семени твоему дам землю сию", Аврааму была в данном случае указана земля Обетованная. Спустя почти 500 лет евреи, плотские потомки Авраама, вступили в землю обетования под предводительством Иисуса Навина и поселились в ней, истребив или подчинив своей власти обитающие здесь языческие племена. Но с поселением евреев в земле Обетованной или Палестине, обетование, данное Аврааму, исполнилось только в своем ближайшем буквальном смысле (Евр. 4, 8-10), да и то не было вечным потому, что евреи владели землею обетованной только во времена ветхозаветные, а потом, когда Израиль стал отходить от Господа, его земля, священный город и храм подверглись опустошению и разорению. Сам Авраам, по словам Апостола, верою поселившийся в земле обетования, ждал "основания имущего города: ему же художник и создатель Бог (Евр. 11, 9-10). Как носитель истинной религии, хранитель мессианских чаяний, благ духовных, патриарх пламенно желал пришествия спасительного семени жены, истинного упокоения своих потомков в царстве Мессии (Евр. 4, 3-11). Но сам Авраам не дождался наступления этого царства, он радовался, только издалека созерцая его (Евр. 11, 13-16). Таким образом, в духовно-таинственном смысле обетование предуказывало основание Церкви Христовой, членами которой имели сделаться верующие -истинные чада Авраама по духу.

Далее в 12-й главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта.

16. Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13)

После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2-4). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5-7). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8-9). Затем от поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10-13).

Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего "яко песок земной" (16), В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и др.

Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел (Гал. 3, 7; ср. Рим. 9, 6, 7), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом, верующие чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем как Царство славы, которому не будет конца.

17. Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1-12). Освобождение Авраамом своего племянника (13-16). Встреча и благословение Авраама Мелхиседеком (17-24), (Быт. 14)

За двенадцать лет перед этим пять городов, находившихся в долине Сиддим, были подчинены четырем месопотамским союзным царям, во главе которых стоял Кедорлаомер, царь Еламский, и принуждены были платить дань своим победителям. Но когда на тринадцатый год цари Пятиградия отложились (1-4), Кедорлаомер с союзными царями сделал новое нашествие. Покорив народы, земли которых лежали у него на пути (5-7), он нанес возмутившимся царям в долине Сиддим (8-9) поражение и с добычей и пленными, среди которых находился Лот, отправился обратно (10-12).

Получив известие о постигшем племянника несчастии, Авраам со своими рабами, в количестве 318 человек, и с союзниками Хананеями погнался за победителями. Нагнав их около Дана, он неожиданным ночным нападением обратил врагов в бегство и преследовал их до Ховы (слав. Новала), причем отнял захваченную ими добычу и племянника Лота (13-16).

Навстречу возвращавшиеся победителю вышли цари Содомский и Мелхиседек царь Салимский, священник Бога Вышнего. Мелхиседек вынес Аврааму хлеб и вино, благословил патриарха. Авраам же со своей стороны дал ему десятую часть добычи. Всю остальную добычу патриарх возвратил Царю Содомскому, выделив только часть своим союзникам (17-24).

По указанию Писания, Мелхиседек был царем Салима, каковое наименование в древности носил город Иерусалим. Из слов Апостола (Евр. 7, 6) видно, что он не принадлежал к роду Авраама, и по всей вероятности, происходил из Хананеев, населявших землю обетованную. Но при этом он не был идолопоклонником, а почитал Бога Вышняго, Творца неба и земли, священником которого он назван. Этим именем он отличается от всех, кто окружал его и даже от Авраама. Очевидно, Сам Бог призвал его к священству и облек этим правом.

Кроме своего ближайшего исторического значения лицо Мелхиседека, по изъяснению Священного Писания, имело глубокое таинственно-пробразовательное значение. Еще псалмопевец Давид выразился о Мессии: "Ты иерей во век по чину Мелхиседекову" (Пс. 109, 4) и этим указал, что священство Мессии будет не по писанному Моисееву закону, не по чину Ааронову, а священство вечное, стоявшее вне этого писанного закона, священство по чину Мелхиседекову. В чем состояло его священство, кого прообразовал в своем лице Мелхиседек - это выясняет святой апостол Павел в послании к Евреем в 7 гл. По апостольскому изъяснению, самое имя Мелхиседека (царь правда), его достоинство как царя Салима и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословение, данное им Аврааму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, все это имело глубокое прообразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю и ведому священству Его.

При общем прообразовательном значении личности Мелхиседека, толковники в хлебе и вине, с которой он встретил Авраама, видят прообразовательное указание на таинство Евхаристии.

18. Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с ним (Быт. 15)

Бытописатель повествует о четвертом явлении Бога Аврааму в ночном видении и ободрении патриарха общением божественной помощи, защиты и великой награды (1). На ответные слова Аврааму (2-3) Господь дает обетование о рождении у него сына (4) и происхождении от него многочисленного потомства (5). Патриарх поверил обетованию и эта вера вменилась ему в праведность (6 ст.). Господь подтвердил обетование о наследовании земли Ханаанской (7 ст.), и удостоверил патриарха в непреложности обетования заключением с ним завета через особый таинственный обряд (8-I2, 17-21 ст.). Бог открыл при этом будущую судьбу потомства Авраама (13-16 ст.).

1 ст.: Авраам, возвратившийся после победы к месту своего обитания к дуброве Мамре (13, 18; 14, 13), мог опасаться мщения со стороны этих побежденных царей. Кроме того, почетное положение, занятое им, могло вызывать зависть в окружающих хананеях. Наконец, почтенный возраст патриарха, достигнув которого он все еще не видел исполнения слов обетования, что от него произойдет многочисленное потомство (12, 2; 13, 16) -все это могло беспокоить Авраама, вера которого нуждалась в подкреплении. Настоящее четвертое богоявление, отличавшееся особенною продолжительностью, торжественностью и наглядностью, подкрепляло веру патриарха, удостоверяло его в непреложности божественных обетовании.

7-8 ст.: На слова обетования Господа, что Авраам имеет наследовать обетованную землю, патриарх говорит: "Владыка Господи! почему мне знать, что я буду владеть ею?" В вопросе Авраама нельзя видеть сомнения и колебания его веры: его слова выражают только желание знать, когда исполнится обетование о наследии земли Ханаанской.

Такой смысл вопроса выясняется из дальнейших слов Господа, Который говорит, что потомство патриарха наследует землю обетования через 400 лет (ст. 13 и 16).

6-17: Животные, которые по указанию Господа берутся патриархами, впоследствии указаны были законом Моисеевым как чистые животные жертвенные (Лев. 1, 2; 10, 14). Этим указывалось на жертвенный характер завета, заключенного с Авраамом.

Обряд рассечения животных был заимствован из древнего обычая, соблюдавшегося при заключении союзов и договоров, обычая, по которому лица договаривающиеся проходили между рассеченными частями животного (Иер. 34, 18-19). Это прохождение знаменовало, что лица договаривающиеся в силу заключаемого союза должны отселе составлять одно неразрывное целое, каковым некогда было рассеченное животное. Кроме того, рассечением животных указывалось на то, какая судьба должна постигать нарушители заключенного союза. Голуби и горлицы как символы чистосердечия и верности при этом не рассекались. Хищные птицы, от которых Авраам охранял жиовтных завета, служили указанием на те опасности, которые грозили потомству патриарха со стороны окружающих языческих народов. Откровением о судьбе потомства Авраама Господь указывает на рабство египетское, которое в недалеком будущем предстояло евреям, плотским потомкам патриарха. Продолжительность этог рабства с присоединением к нему времени странствования патриархов, в настоящем случае определяется периодом - "лет четыреста".

Божественный суд над поработителями потомков патриарха и возвращение их в землю обетования "со имением многим" (14) совершилось, когда после страшных казнеЙ египетских (Исх. 7-12) евреи оставили страну порабощения, выйдя отсюда с великими богатствами (Исх. 12, 35-36). Причина, почему потомкам Авраама земля обетованная дается через долгий четырехсотлетний период времени, указываеся в словах "ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась", только тогда, когда нечестие Хананеев переполнит меру долготерпения и милосердия Божия, Господь покарает нечестивца и землю их передает во владение потомков Авраама.

Внешние образы - дым, как бы из печи и пламя огня, под видом которых Господь прошел, с заходом солнца, между рассеченными животными, представляли собой обе стороны, вступающие в завет. Дымящаяся печь знаменовала собой потомков Авраама, для которых в будущем предстояло египетское порабощение, иногда изображаемое в Священном Писании под образом пещи железной (Втор. 4, 20; Иер. 11, 4), светильник огненный указывал на Бога, благодать Которого имела просвещать тьму бедствий и страданий потомков Авраама в Египте.

19. Пятое явление Бога Аврааму и установление завета обрезания (Быт. 17)

При пятом явлении Своем Бог подтвердил Свое обетование о многочисленности потомства Авраама и в знамение этого переменил его имя и имя Сары. Господь установил обрезание как видимый знак завета (9-14). Он дает откровение о рождении Исаака и происхождении от Измаила многочисленного потомства (18-20). Авраам совершает над собою и домочадцами обряд обрезания (21-27).

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную || Следующая