|
О святителе Игнатии
Богоносце и его посланиях.
Казанский Государственный Университет
Автор и его послания
В царствование Траяна (98-117) Антиохийский епископ Игнатий был за веру
во Христа приговорен к смертной казни. Его послали под стражей из Сирии
в Рим, где он был отдан на растерзание диким зверям, во время народных
зрелищ. Находясь в пути, он написал семь посланий - единственное
дошедшее до нас свидетельство его апостольской деятельности. Пять из них
были направлены христианским общинам Ефеса, Магнезии, Траллии,
Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать
исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его
благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу
Смирнскому, а седьмое - к христианской общине Рима.
О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Полагают, что он
был сирийцем - на том основании, что греческий язык его посланий
несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым
послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции.
Евсевий Кесарийский сообщает (Ц.И. 111.22), что Игнатий был вторым
епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же
утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые
авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно
епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий - для
христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия "образцом
добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа".
Мученические Акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия - позднего
происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 г. (Martirium
Colbertinum) и Дрeсселем в 1857 г. (Martirium Vaticanum). К них
сообщается дата смерти Игнатия - 20 декабря (год не указан). Этот день и
посвящен его памяти в Восточной Церкви, тогда как Западная Церковь с
1969 г. совершает память его мученической кончины 17 октября, по
указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.
Богословское учение св. Игнатия
Учение о божественной икономии (домостроительстве спасения) занимает
центральное место в богословской концепции св. Игнатия: Бог восхотел
избавить человечество от власти "князя мира сего". Он подготовил
спасение человечества в Израиле через ветхозаветных пророков; их чаяния
нашли исполнение во Христе, едином Учителе нашем; сами пророки, будучи
учениками Его по духу, ожидали Его как Учителя своего (Магн. 9.1-2).
Христологическое учение Игнатия отличается четкостью формулировок. Он не
сомневается в том, что Христос одновременно Бог и человек, рожденный "от
Марии и Бога", страдавший, но не подвластный больше страданию (Еф. 7.2);
вневременный и невидимый, ради нас ставший видимым и все претерпевший (
Пол. 3.2). Игнатий опровергает ересь докетов, отрицавших человеческую
природу Христа и утверждавших, что Его страдания и воскресение только
кажущиеся (Смирн. 7). Руководствуясь учением апостола Павла, Игнатий
синтезирует его с богословскими воззрениями апостола Иоанна.
Св. Игнатий называет Церковь местом жертвоприношения. Понятие Евхаристии
как жертвы, приносимой Церковью, уже встречается в Дидахе, вероятно,
знакомой Игнатию. Евхаристию он называет врачеством бессмертия, не
только предохраняющим от смерти, но и дарующим вечную жизнь в Иисусе
Христе (Еф. 20.2). Она есть Тело пострадавшего за наши грехи Спасителя
Иисуса Христа, Которого Отец в своей любви воскресил из мертвых (Смирн.
7.1).
Игнатий первый употребил выражение "кафолическая" (католическая) Церковь
для обозначения совокупности верующих: "Где является епископ, там да
будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь (Смирн. 8.2)
("вселенская" переводится на славянские языки с греческого как
"кафолическая", а на западные - "католическая", подобно тому как с
греческого переводится на славянские языки - Фома, а на западные -
Тhоmas, отсюда - томизм).
Игнатий с исключительной настойчивостью утверждает положение о
монархическом епископате: "Я убеждаю вас, старайтесь делать все в
единомыслии Божием, так как епископ председательствует на месте Бога,
пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне,
вверено служение Иисуса Христа" (Магн. 6.1).
Сравнение обращений, содержащихся в различных посланиях, приводит к
заключению, что Игнатий с особым почитанием относится к Римской Церкви.
Выражение привлекло внимание ученых. А.Гарнак видел в этом выражении
просто благодарное признание великой щедрости римских христиан. Однако
это выражение встречается в обращении два раза, и во втором случае
содержится несомненное указание на церковный авторитет. Игнатий
употребляет его еще один раз - в послании к магнезийцам - и там оно
безусловно относится к церковной власти. Что же касается слова (***), по
мнению современных исследователей, оно означает здесь "полноту
сверхприродной любви, которую Иисус Христос зажег в нас Своей любовью" (J.Thiele)
или "центральную реальность любви, созидающей Церковь" (Urs Von
Balthasar). Знаменателен также факт, что хотя Игнатий увещает во всех
посланиях хранить единство и согласие, он не упоминает об этом в
послании к римлянам, не считая возможным "давать приказания" членам
римской общины, ибо ее авторитет зиждется на авторитете первовeрховных
апостолов (Рим. 4.3).
Духовная жизнь христианина понимается Игнатием, как подражание Христу:
"Будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему" (Фил. 7.2).
Плотское не может жить духовной жизнью, а духовное не может жить
плотской жизнью... Но даже то, что Вы делаете во плоти, - духовно, ибо
Вы делаете все в единении со Христом (Еф. 8.2).
Это подражание заключается не только в соблюдении заповедей и
претворении в жизнь учения Христова; более всего оно проявляется в
уподоблении смерти и воскресению Христа: "Позвольте мне быть
подражателем моего страждующего Бога" (Рим. 6.3). "Я пшеница Божия:
пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым"
( там же, 4.4). Отсюда его пламенное желание умереть мучеником (Еф. 3.1;
Рим. 5. 3-6; Смирн. 4.2).
Идея имманентности Бога человеческой душе - излюбленная тема Игнатия:
"Будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтобы мы были Его
храмами, а Он был в нас Богом нашим" (Еф. 15.3).
Игнатий настолько проникнут сознанием присутствия Бога в нас, что он
создает неологизмы, чтобы эта истина стала очевидной.
Он называет христиан Богоносцами, Христоносцами, и его послания
начинaются словами: "Игнатий, также названный Богоносец". Не только
Христос живет в нас. Мы тоже пребываем во Христе - поэтому все
христиане, пребывая в Боге, связаны между собой. Магнезийцам он пишет,
что молится о Церквах, "чтобы в них было единение по плоти и духу в
Иисусе Христе, вечной жизни нашей - единение веры и любви, драгоценнее
которой нет ничего - особенно же со Иисусом и Отцом" (Магн. 1.2).
С другой стороны, Игнатий неоднократно подчеркивает, что христиане
пребывают в единении со Христом, только если находятся в единении со
своим епископом - в вере и повиновении и, более всего, участвуя в
литургическом поклонении, воздаваемом Богу. Он не признает независимой
от общины духовной жизни христианина. Для него подлинно только то
единение со Христом, которое осуществляется прежде всего в литургическом
поклонении. В нем участвуют не отдельные лица, независимо друг от друга,
а участвует община верующих, составляющих в любви и единомыслии
литургическое тело.
|
|