Семинарская и святоотеческая библиотеки |
13. Пусть бы повесили на дереве - уже мертвых, для устрашения других врагов. Их повесили на той высокой виселице, которую приготовил Аман, и они висели друг под другом, как это изображено в Свитке (стихи 7-9). 10, 15, 16. А на грабеж не простерли руки своей - поскольку враги евреев были агрессорами, то почему было не взять себе военную добычу? И почему эта фраза повторена трижды? Потому что убитые были амалекитянами. (Другие народы сначала также собирались уничтожить евреев, но потом испугались и решили не нападать.) Про войну же с Амалеком сказано: "И ничего не берите себе", ибо все, что есть у Амалека, заклято, и нельзя этим пользоваться. 19. Живущие в городах неукрепленных - только в крепости Шушане истребление врагов продолжалось два дня, а во всех остальных городах - "городах неукрепленных" - один день. 20. И описал Мордехай эти события - Мордехай написал Свиток Эстер (кроме трех последних стихов, которые дописали члены Сангедрина). 22. Как такие дни, в которые добились иудеи покоя от врагов своих - при всей нашей ненависти к Амалеку, мы все же празднуем не смерть амалекитян, а спасение евреев. Чтобы сделали их днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу и подаяния бедным - перечислены заповеди Пурима (подробнее см. ниже в разделе "Празднование Пурима"). 26. Потому и назвали эти дни "Пурим", по имени "Пур" - если бы не жребий, отсрочивший исполнение приказа, то Мордехай не успел бы изменить развитие событий. Выше (гл. 3, стих 7) сказано: пур, то есть жребий (гораль). Слово гораль употребляется в Книге Ваикра (Левит) 16:8, где ясно, что это жребий не случайный, что он определяется Богом. Что касается Амана, то все, и он в том числе, думали, что он бросает пур, случайный жребий. Но Свиток свидетельствует, что это был гораль, то есть жребий неслучайный, являющийся лишь внешним выражением воли Бога. Таким образом, само название праздника "Пурим" выражает его сущность: то, что кажется нам случайностью (пур), на самом деле является Божественным Провидением (гораль). 27. Установили иудеи, и приняли на себя - стих этот имеет дополнительный смысл: "и еще раз установили евреи то, что уже раньше приняли на себя" - т.е. обязанность исполнения законов Торы, которая евреям Вавилонского плена досталась как бы "по наследству", без их свободного выбора - эта обязанность была ими добровольно принята вновь. Если до Вавилонского плена Тору соблюдала лишь некоторая часть народа, то после него - весь народ. И то, что по причине чуда Пурима мы удостоились как бы вторичного принятия Торы, есть проявление общего правила: "когда мы стираем память об Амалеке, то мы удостаиваемся Торы". После войны Моисея и Иеhошуа бен Нуна с Амалеком (см. статью "Празднование Пурима") евреи получили Тору на Синае, а после войны Мордехая они заново приняли ее на себя. 28. Должны быть памятны - в эти дни читается Свиток Эстер. 29. Эстер царица, дочь Авихаила - теперь, после смерти Амана, Эстер могла открыто назвать свое происхождение. Второе письмо - в котором Эстер и Мордехай разъясняли, что Пурим - не просто праздник физического спасения, но праздник Божественного управления миром. Свиток Эстер охватывает историю девятилетнего периода, с третьего по двенадцатый год царствования Ахашвероша. Обыденное сознание никогда не смогло бы связать отказ евреев подчиниться призыву Мордехая не ходить на пир Ахашвероша и ряд дальнейших драматических событий: замужество Эстер, заговор против царя, ненависть Амана, бессонницу царя и, наконец, войну в месяц Адар, - растянувшихся на 9 лет. Заурядные люди полагали, что причиной указа об уничтожении евреев был упрямый отказ Мордехая поклониться Аману, поэтому они считали Мордехая ответственным за смертельную угрозу, нависшую над народом. 30. Со словами мира и истины - Эстер и Мордехай настаивали на истине, т.е. на своем, правильном, понимании событий Пурима. Но в то же время они стремились к миру, а не к расколу с теми евреями, которые придерживались другого взгляда на эту историю. 31. Как установил для них Мордехай, иудей, и Эстер-царица, и как они сами установили - т.е. точка зрения Мордехая и Эстер не отменяла, а дополняла точку зрения, первоначально принятую народом. Мордехаю было дано более глубокое понимание событий, чем то, которое предлагал заурядный здравый смысл. Он знал, что царский указ был наказанием за слабость евреев, веселившихся на запретном пиру. Он знал, что его отказ поклониться Аману был первым шагом на пути мужества и раскаяния, которые только и могли спасти народ. Когда он и Эстер писали Свиток, он начал его с пира Ахашвероша, потому что участие в нем было причиной тяжелого указа Неба, указа, который был отменен спустя 9 лет. Свиток, кроме всего прочего, учит нас, что наши духовные руководители зачастую различают смысл событий намного лучше, чем мы, и следует внимательно прислушиваться к их мнению. В связи с постом и молитвами их - непосредственно перед войной с Амалеком евреи устроили дополнительный пост. Именно в память этого поста установлен пост Эстер (13 адара). (См. об этом в разделе "Празднование Пурима".) 32. То есть благодаря стараниям Эстер и Мордехая запись Свитка Эстер и его понимание были признаны всеми евреями. Глава 10 1. Этот стих показывает, что после бурных событий Пурима жизнь царства под управлением Мордехая вошла в норму. (Последние три стиха Свитка дописаны членами Сангедрина, а не Мордехаем.) 2-3. Нет, таким образом, ничего плохого в том, что евреи, в частности, Мордехай, активно участвуют в жизни страны - но только в том случае, если они твердо придерживаются Торы и не преклоняются перед царством. Весь Свиток демонстрирует нам, как тонко и точно должна быть выбрана в этом вопросе правильная линия. ---------------------------------------------------------------------------- 1) Все еврейские буквы имеют также значение цифр. Для каждого еврейского слова можно подсчитать его "численное значение" - сложить численные значения всех букв этого слова. Еврейская традиция считает, что слова, имеющие одинаковое численное значение, как-то связаны друг с другом. ---------------------------------------------------------------------------- Пурим К оглавлению книги "Пурим" ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Все, вероятно, слышали историю про Мордехая и Эстер, спасших евреев Персидской империи от уничтожения злодеем Аманом. Эта история изложена в Свитке Эстер, входящем в ТаНаХ (Еврейскую Библию). Согласно еврейской Традиции, Свиток Эстер был записан пророком Мордехаем после того, как совершились события, о которых в нем говорится. Мордехай был одним из членов Кнессет hаГдола - "Великого Собрания" Д еврейского Верховного религиозного суда в Вавилонском плену. "Великое Собрание" сыграло гигантскую роль в жизни евреев - оно дало изгнанному народу силы для возвращения из плена, распространило Тору во всем народе, сделав ее "наследием всей общины Израилевой". В частности, Великое Собрание заложило основы Талмуда. Множество идей и образов, являющихся неотъемлемой частью еврейской культурной и религиозной Традиции и питавших наш народ в течение последних двух с лишним тысячелетий, берут свое начало в Свитке Эстер. В Талмуде о нем написано очень много; целый трактат Талмуда - "Мегила" ("Свиток") - посвящен в большой степени этой книге. Текст Свитка, а также устные комментарии к нему, вошедшие затем в талмудическую литературу, передавались от учителя к ученику. Таким образом, на протяжении всех этих поколений Свиток Эстер был неотделим от разъяснений к нему, изложенных в Талмуде. Классическая трактовка Свитка Эстер в существенных моментах отличается от прочтения Свитка средним "современным интеллигентным читателем", для которого характерна, к сожалению, интерпретация Свитка в контексте чуждой Свитку культуры. В этой книге мы стремились показать, как выглядит Свиток Эстер с точки зрения еврейской Традиции. 1. МЕСТО ПУРИМА В ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ (по предисловию р.Н.Шермана к изданию "Мегилат Эстер" Арт Скролл) Где в Торе содержится указание на Эстер? - - "И Я совершенно скрою (hестер астир) лицо Мое в тот день за все зло, которое сделал он [Израиль], обратившись к богам иным (Второзаконие З1:18)". Талмуд, Трактат Хулин, 1З9б. 1.1. Исторический фон 1.2. "Сокрытие Лица Всевышнего" и причины этого 1.З. Семьдесят лет разрушения 1.4. Хронологическая таблица 1.5. Исчезновение завесы и "открытие Лица Всевышнего" 1.6. Война Израиля с Амалеком ---------------------------------------------------------------------------- 1.1. Исторический фон Талмуд (см. эпиграф) говорит нам, что времена Мордехая и Эстер - это времена "сокрытия Лица Всевышнего". "Сокрытие Лица" - это такое состояние мира, когда люди не ощущают Божественного Управление миром, они в растерянности, не знают, как поступить. Им кажется, что Бог "скрылся", оставил мир на произвол "случайных сил". Но как же могла быть эпоха Мордехая и Эстер временем "сокрытия лица"? Ведь в то время еще были пророки, а сама сущность пророчества заключается в том, что пророк непосредственно общается со Всевышним и открывает людям Его величие. Иное дело наше смутное время. Сегодня многие спрашивают: "Как мы узнаем, когда придет Машиах (Мессия), кто возвестит нам об этом? Если бы только у нас был пророк - тогда мы бы узнали...". Но во времена вавилонского изгнания, даже в последние его годы, то есть в те дни, когда происходит действие Свитка Эстер, еще жили пророки: Даниэль и Мордехай, Барух бен Нерия и Эзра, Хаггай (Аггей) и Захария, Малахи и еще многие другие. Через пятьдесят два года после разрушения Храма исполнилось пророчество: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении Дома Бога в Иерусалиме. Пророк Исайя предсказал это за двести лет до этих событий. "Так сказал Бог помазаннику Киру... ради Иакова, раба Моего и Израиля, избранника Моего... он построит город Мой и изгнанников Моих отпустит" (Исайя 45). Указ Кира был издан за два года до того, как Ахашверош (Артаксеркс) стал царем и за четыре года до событий, описанных в Свитке Эстер. Хотя праведный персидский царь разрешил евреям вернуться на родину, но только сорок две тысячи из них откликнулись на его призыв, миллионы же остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Бог скрывает Свое Лицо от людей: смятение, сомнения и страх овладевают ими. Чего Бог хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его волю? Как мы узнаем о ней? Таков был исторический фон, на котором разыгралась драма Пурима. Еврейский народ был разбросан и растерян. В Вавилоне возродилось изучение Торы; однако даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными своему союзу с Богом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле; ведь женщина, которую выгнал из дома супруг, не должна более хранить верность брачному союзу, а отпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. Этот страшный вопрос можно понять как еще одно печальное указание на то, что Лицо Бога было скрыто за множеством завес. Кир перевел свою столицу в город Шушан (Сузы) в земле Элам. Туда же переехали Мордехай и Даниэль, но они не смогли организовать обучение Закону Моисея на том уровне, на котором оно велось в уже давно сложившихся и процветающих академиях Вавилона. К Эламу, резиденции царской власти, были обращены надежды еврейского народа; но там отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла Лицо Бога. Работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало все больше препятствий. Правление Кира длилось недолго. Всего через два года после того, как он отдал приказ о восстановлении Храма, царем обширной персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не так. Его жена, царица Вашти, внучка Навуходоносора, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих наблюдателей. Итак, казалось ясным, что пророчеству Исайи не суждено сбыться. Казалось, Лицо Бога, то есть Его воля, окончательно скрылось от евреев. Быть может, и в самом деле евреи были так же одиноки и покинуты, как жена, отосланная своим мужем? Были еще пророчества, более близкие по времени к эпохе Вавилонского пленения, чем пророчество Исайи. Они стали для евреев в лучшем случае источником разногласий, в худшем - отчаяния. "Ибо так сказал Бог: когда пройдут семьдесят лет вашего пребывания в Вавилоне, тогда Я вспомню вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас в место сие" (Иеремия 29:10). "Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о котором было сказано слово Бога к Иеремии, пророку, и вот: семьдесят лет продлится разрушение Иерусалима" (Даниэль 9:2). 1.2. "Сокрытие Лица Всевышнего" и причины этого Означал ли указ Кира исполнение пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Был ли милостивый жест Кира проявлением воли Бога, пожелавшего дать евреям возможность проявить свою любовь к Иерусалиму? И не потому ли, что любовь эта оказалась недостаточной, им было отказано даже в этом хрупком ростке избавления? Что происходит, когда Лицо Бога скрывается от нас? Люди перестают видеть, как Его Рука творит историю. До этого момента кажется несомненным, что удачи и поражения еврейского народа зависят от его союза с Богом и верности Его учению. В словах Торы и пророков евреи умели видеть предостережения и обещания, и если хранили верность Завету, то получали вознаграждение в этой жизни. Если же они были глухи к Его слову, возмездие не заставляло себя ждать. Так было, когда Воля Бога была им открыта и ясна. Когда же Его Лицо скрылось, евреям стало казаться, что они зависят от капризов правителей, изменчивости природы и превратностей истории. Улыбка Кира значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша - чем предостережения Моисея. Талмуд говорит нам: "Где в Торе содержится указание на Эстер? Там, где говорится о сокрытии Лица Бога. Само имя "Эстер" указывает на это сокрытие" (см. эпиграф к этому разделу). На первый взгляд казалось, что Бог отдалил себя от людей. Но на самом деле еврейский народ сам создал разрыв между собой и Богом. На это сокрытие и на причины его возникновения указывает Тора: евреи начали забывать о своей полной зависимости от Бога, притупилось их восприятие первой заповеди: "Я - Господь, Бог твой". Евреи, таким образом, сами были повинны в том, что Лицо Бога стало невидимо, сами создали преграду, скрывшую от них Его Волю. Но именно этому смятенному и испуганному поколению предстояло сорвать завесу, скрывавшую от него Бога, или, вернее, признать, что природа, история, весь мир - лишь созданная Им иллюзорная декорация, скрывающая Его только от тех, кто слеп. Величие Мордехая и Эстер состояло в том, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его Волю другим, и, на долгие века рассеяли тьму, скрывавшую Его Лицо. 1.З. Семьдесят лет разрушения Еврейская Традиция предлагает совсем иной подход к истории, нежели тот, который укоренился в европейской культуре и к которому мы привыкли. Существует Храм или разрушен - для многих это второстепенный вопрос, поскольку он относится, по их мнению, к сфере культуры, а не политики; главным вопросом в таком случае является существование еврейского государства. Но этот вопрос сам по себе не имеет мирового значения; тот Иерусалим, который Кир даровал своим еврейским подданым, то есть город и его непосредственные окрестности, может представляться всего лишь точкой на карте мира, не более значимой, чем любой другой город, дарованный своим подданым добросердечным правителем. Многие привыкли к такому пониманию истории и абсолютно убеждены в том, что если Священная Земля и имела какое-то значение, то лишь как страна, расположенная на пересечении дорог, соединяющих три континента. Но наша Традиция совершенно иначе понимает историю этого периода. Пророчество Иеремии, подобно мечу, висело над головами монархов. Для них Храм был не просто зданием, он воплощал собой жизненную философию, резко отличающуюся от той, которую исповедовали они сами. Бог Израиля был силой, которая несла гибель царям, от Фараона до Санхерива. Если Его народу суждено было спасение, то, значит, Он должен был низложить царей и правителей всех стран, порабощавших евреев. Так Он делал всегда, когда угрожали Его народу. Вот почему, когда Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожать безнаказанно, царь, хотя и ненавидел евреев, колебался. "Я боюсь, что их Бог сделает мне то же, что сделал Он моим предшественникам", - возражал он. Аман отвечал ему: "Евреи спят. Они не соблюдают больше Закон, как делали когда-то, и не заслуживают Божественного заступничества" (см. ниже комментарий к Свитку Эстер, стих З:8). Аман и Ахашверош были более проницательны, чем сами евреи. Они тоже видели завесу, скрывающую Лицо Бога от евреев, но понимали, что эта завеса соткалась в результате ошибочных поступков самих людей. Пророчество Иеремии устрашало не одно поколение монархов и их советников. Всевышний провозгласил, что Вавилон будет господствовать лишь семьдесят лет, и семьдесят лет Иерусалим будет лежать в развалинах. Если пророчеству суждено было сбыться, то, значит, монархам предстояло лишиться полноты власти, а империям суждено распасться. В ожидании исполнения пророчества цари избегали проявлять неуважение к невидимому и непонятному Богу евреев, боясь вызвать Его гнев. Они жили в страхе, но и в надежде на то, что разрушение Храма означает конец Его власти, а также, что в результате спячки, охватившей еврейский народ, связь между ним и Богом распалась 1). Известно было, что если через семьдесят лет пророчество Иеремии не исполнится, Иерусалим навсегда останется "вспаханным полем и приютом для лисиц". Валтасару, внуку Навуходоносора и наследнику его престола, это пророчество было хорошо известно. Вавилонская Империя была основана Навуходоносором в ЗЗ18 году от Сотворения Мира (442 г. до н.э. по общепринятому летоисчислению). Он царствовал сорок пять лет. Его сменил его сын Эвил Меродах, который царствовал двадцать три года. Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И вот эти семьдесят лет, как ему казалось, истекли. Валтасар ликовал и искал способ показать свое презрение к Богу, которого уже не боялся. Он устроил пир, который вошел в легенду как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед: он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве. А почему бы и нет? Иеремия ошибся. Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен. Но ошибся Валтасар. К утру он был уже мертв. Несколько ниже мы обсудим способ, которым были вычислены эти семьдесят лет. Сейчас, однако, мы хотим отметить, что ни один вавилонский царь, даже после разрушения Иерусалима, не осмеливался осквернять священные сосуды. Они хорошо знали, что хотя в политическом отношении Иудея была лишь небольшой провинцией, в духовной сфере она представляла собой значительную силу. Пророчество было для них реальностью, и они понимали, что каждого, кто осмелится осквернить священные сосуды, ждет жестокое наказание. Валтасар погиб в ту же самую ночь и, как разъясняет Талмуд, он был наказан за свою наглость. Он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом. Дарий предложил трон Киру, но последний отказался, так как в пророчестве Даниэля было сказано, что Вавилонское царство перейдет сначала к Мидии, а потом к Персии. Таким образом, с помощью пророчества был решен государственный вопрос: кто займет трон империи. Дарий процарствовал год, а Кир - менее трех лет. В ЗЗ92 году (З68 г. до н.э.) Ахашверош взошел на трон Персидской империи в Сузах. Он тоже посматривал на календарь. Ахашверош не хотел ошибиться. Согласно его расчетам, семьдесят лет истекали на третий год его царствования. Он отпраздновал это событие стовосьмидесятидневным пиром, с описания которого начинается Свиток Эстер. И он тоже, чтобы ознаменовать свое освобождение от страха перед пророчеством Иеремии, сделал то, что ранее бы не дерзнул: осквернил священные сосуды Храма. Его расчет был также ошибочен, но он избежал мгновенного возмездия, так как, согласно Воле Бога, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков, то есть Дария II, сына Эстер, при котором был восстановлен Храм. Девять лет спустя Эстер пришла просить за свой народ, и царственно щедрый Ахашверош, как известно, сказал ей, что она может просить все, что угодно, хоть половину царства: все будет исполнено. Талмуд говорит, что он сказал ей, что она может просить обо всем, кроме того, что может повлиять на судьбу царства. И что же это было? Восстановление Храма. Не будем забывать о том, что в то время Ахашверош не знал, что его жена еврейка, а она никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно лежавший в развалинах, представляет для нее какой-либо интерес. Тем не менее, проявляя щедрость, которую вряд ли кто-нибудь другой проявил бы с целью утешить свою жену, он счел необходимым предупредить ее, что из всех возможных просьб есть лишь одна, которую он не может исполнить, потому что ее исполнение несет непоправимый ущерб его царству: Храм не должен быть восстановлен. Хотя лишь сорок две тысячи евреев вернулись на родину, Святой Город и Святая Земля не давали покоя правителям. Как уже упоминалось выше, Иеремия утверждал, что должно пройти семьдесят лет господства Вавилона, прежде чем Бог вспомнит о евреях; Даниэль же говорит, что должно пройти семьдесят лет со дня разрушения Иерусалима. Как мы уже видели, все цари этого периода со страхом ожидали окончания этого семидесятилетнего срока, и каждый из них в свою очередь пытался определить этот момент. В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода и показано, какие из них были связаны с действительным окончанием семидесятилетнего срока, а какие - с кажущимся. 1.4. Хронологическая таблиица Необходимо отметить, что существует значительное расхождение между Традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия. Мы придерживаемся здесь Традиционной хронологии. Годы от Сотворения Мира События ЗЗ18 Навуходоносор вступает на трон Вавилонской империи. ЗЗ19 Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иеhоякима. ЗЗ27 Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию вместе с выдающимися людьми Иудеи. ЗЗЗ8 Навуходоносор разрушает Храм и изгоняет евреев. ЗЗ89 Валтасар, ведший отсчет семидесяти лет от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Он считал, что пророчество о "семидесяти годах господства Вавилона" относится к правлению его династии. ЗЗ90 Кир приказывает восстановить Храм. Прошло семьдесят лет с начала первого изгнания - завоевания Иудеи. Бог вспомнил об Иерусалиме, как Он обещал Иеремии, но время спасения его еще не настало. ЗЗ92 Ахашверош становится царем и приказывает прекратить восстановление Храма. ЗЗ94 Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные семьдесят лет уже прошли (он вел счет от изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за полный год). З405 События Пурима. З406 Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, сын Эстер. З408 Дарий приказывает возобновит восстановление Храма. Прошло семьдесят лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниэля. На первый взгляд, столь сильные расхождения в истолковании царями таинственного семидесятилетнего срока могут вызвать удивление. Разве пророк не объяснил точное значение своих слов? Разве Мудрецы не поняли их значения? Пророк понимает лишь столько, сколько Бог хочет, чтобы он понял, и объясняет лишь то, что Бог хочет, чтобы он объяснил. Вера в то, что теперешнее изгнание евреев тоже когда-нибудь закончится - это один из "тринадцати принципов Маймонида", составляющих основу иудаизма. Когда настанет время, евреи поймут истинное значение многих пророчеств, в которых говорится об изгнании и о путях избавления, но до тех пор их слова остаются темными и непонятными. Не в том состояла воля Бога, чтобы вручить нам раскрытую книгу и указать в точности, как будут происходить события, ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значение Божественного слова, передаваемого его устами. Классический пример - пророк Иона. Пророчествуя: "Ниневия будет перевернута", он был уверен, что предрекает разрушение великого города - Ниневия будет перевернута, подобно Содому и Гоморре. Когда же люди города раскаялись и были прощены, стало ясным, что Ниневия была действительно "перевернута", но в моральном и религиозном смысле. Слова пророчества: "Ниневия будет перевернута" - содержали два возможных значения: если жители ее раскаются, она будет перевернута духовно, и жизнь людей будет спасена; если же они не раскаются, она будет перевернута, разрушена физически. Одним из ключевых пророчеств еврейской истории было обещание, которое Всевышний дал Аврааму: "... пришельцами будут потомки твои в земле чужой и поработят их, и будут угнетать четыреста лет" (Бытие 15:1З). Когда начнутся эти четыреста лет? Отсчитывать ли их с рождения Ицхака, потомка Авраама, или со смерти Авраама, или с момента заключения этого союза, или со времени изгнания? Будет ли этих лет ровно четыреста? Будут ли изгнанные жить все время в одной стране? Все это разъяснилось лишь спустя много лет. Когда Бог хочет, чтобы Его слова были поняты сразу, Он делает их ясными. Что же касается бесчисленных пророчеств о пришествии Мессии, Конечном Избавлении и Конце Света, ясность нам пока не дана. Поэтому даже великого рабби Акиву удалось убедить в том, что Бар Кохба был Мессией и что ему суждено было исполнение конечного плана Творения и осуществление всех пророчеств и обетов. Ошибка рабби Акивы никоим образом не умаляет его величия и не вызывает сомнения в истинности пророчеств, которые должны осуществиться. Каждый ребенок, изучающий Тору, знает, что четырехсотлетний период изгнания, о котором говорилось выше, начинается с рождения Ицхака, но это знание стало несомненным и всеобщим лишь после Исхода евреев из Египта. Таким образом, лишь будущие события осветят, подобно молнии, смысл многих мест Торы, кажущихся нам сейчас темными и неясными. 1.5. Исчезновение завесы и "открытие Лица Бога" История еврейского народа, вплоть до вавилонского изгнания, полна чудес. В каждом поколении евреи были свидетелями чудес, или хотя бы слышали о них достоверные рассказы. Посещение Храма заключало в себе возможность увидеть бывшие в нем чудеса - увидеть творящую руку Бога. Однако иудаизм не основан на чудесах: вера должна иметь более глубокие корни. Чудеса иногда можно объяснить естественными причинами или неправильно истолковать их сущность. Более того, если человек во всем полагается на чудо и придает ему большое значение, вера его может ослабнуть. Ведь он забывает о том, что Бог постоянно руководит тем, что мы, за неимением лучшего определения, называем природой. Когда мы, читая Шмоне Эсре ("Восемнадцать Благословений" Д основная еврейская молитва, читаемая трижды в день), благодарим Бога за то, что Он каждый день совершает нам Свои скрытые чудеса, мы не просто произносим красивые слова. Жизнь существует лишь потому, что Бог творит ее постоянно; мир исчез бы молниеносно, если бы Всевышний хоть на миг перестал питать его. Мы часто подчеркиваем, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Божественного вмешательства. До определенной степени это скрывает от нас сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, забывают о том, что Он направляет нас всегда и всюду. В языке иврит слово "вселенная" - олам - происходит от корня, означающего "скрытый", ибо в этом мире Бог скрыт от нас. Человек должен сам найти истину во мраке. Тот, кто хочет быть неверующим, всегда найдет себе "естественное объяснение" событий. Потоп произошел в 1656 г. от Сотворения Мира; и строители Вавилонской Башни изобрели теорию, согласно которой через каждые тысяча шестьсот пятьдесят шесть лет основы мира сотрясаются, что вызывает потоп, а до наступления этого срока люди могут считать себя в безопасности и делать все, что им заблагорассудится. Подобным же образом Фараон нашел объяснение Казням Египетским, а Валтасар обосновал свое неверие с помощью расчетов. Так происходит во все времена. Всевышний не внедряет веру насильно в наши сердца. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди - и все же быть убежденным в том, что успех его деловой или научной карьеры основывается исключительно на тяжелом труде, образовании, сумме капиталовложений, искусном планировании и т.п., ставя под сомнение зависимость своей судьбы от Бога. Всевышний помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Он ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам для этого достаточно свидетельств. Остальное зависит от нас. Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи были должны понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его Воли. Свиток Эстер - это единственная из двадцати четырех книг ТаНаХа, в которой не упоминается имя Бога. Талмуд разъясняет нам, что слово "царь" в Свитке является указанием также и на Бога, Царя вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания. Это совсем не случайно. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Бог был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Богу. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно- следственных связей. Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе, а, во-вторых, убедить царя спасти ее народ. Другая цепочка: Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер, а она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда "сон бежал от царя". Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь. Когда развитие событий достигло апогея, части Божественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Бог продолжает присутствовать во всем; что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах: "Я Д первый и Я Д последний, и кроме Меня нет Бога (то есть нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)" (Исайя, 44:6). 1.6. Война Израиля с Амалеком (по материалам "Сефер hа-Тодаа" и "Мегилат Эстер" Арт Скролл") История Пурима представляет собой один из эпизодов войны Израиля с Амалеком - войны, которая началась с возникновением обоих народов и закончится лишь в Конце Дней. Первое их столкновение описано в книге Исход (17:8-16): "И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим. И сказал Моисей Иеhошуа: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалеком; завтра я буду стоять на вершине холма с посохом Божьим в руке моей. И сделал Иеhошуа, как сказал ему Моисей о сражении с Амалеком; а Моисей, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моисей руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моисея отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иеhошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моисею: запиши это на память в книгу и внуши Иеhошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моисей жертвенник, и нарек имя ему "Господь - Нисси" (Господь - чудо/знамя мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род". И в Субботу перед Пуримом, кроме обычного недельного раздела 2) Торы, читают еще и отрывок "Помни, что сделал тебе Амалек". Этот отрывок так важен, что сама Суббота перед Пуримом называется Шабат Захор - "Суббота "Помни!". Вот этот отрывок (Второзаконие 25:17-19): Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из под небес; не забудь. Такова заповедь Торы, обращенная к каждому еврею: хранить в своем сердце ненависть к Амалеку и его потомству, вспоминать об их злодеяниях и рассказывать детям своим и всему своему поколению о том, что сделал он при выходе нашем из Египта; до того, как истребится память о нем из мира и сотрется имя его, и не останется из его потомков никого уцелевшего: ни мужчины, ни женщины, и ни одной вещи, называющейся его именем. Чтобы выполнить эту заповедь, то есть, чтобы вспомнить вслух о злодеяниях Амалека, установили Мудрецы ежегодное публичное чтение отрывка "Помни" по свитку Торы, и это чтение происходит в Субботу перед Пуримом, поскольку Аман есть потомок Амалека. Если человек болен и не может прийти в синагогу, то ради выполнения этой заповеди Торы разрешено даже специально принести к нему домой из синагоги Свиток Торы, что не разрешается делать ради обычного субботнего чтения. Тора учит нас милосердию и состраданию. Одна из ключевых ее заповедей Д "Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18). Тем не менее, заповедь об Амалеке предписывает нам прямую ненависть. Никаких других врагов (например, египтян) Тора не призывает ненавидеть. Что же касается Амалека, то Писание сообщает нам, что царю Шаулю было заповедано убить всех амалекитян и уничтожить все их имущество. Почему об Амалеке установлен столь суровый закон? Мы можем сказать, что только Всевышний знает истинную сущность любого человека и его будущее, и только Он вправе отнять у человека жизнь, которую дал ему, поскольку Ему принадлежат жизнь и смерть, - и только Он имеет право издать закон, кажущийся нам жестоким. В этом смысле мы лишь орудие в его руке З). В наше время закон о необходимости убить амалекитянина неприменим: сейчас нет людей, о которых было бы точно известно, что они происходят от Амалека, однако амалекитяне, рассеянные в других народах, живут и сегодня. Как и прежде, жива идеология Амалека, и потому закон о ненависти к нему остается в силе. Чтобы понять смысл этого закона и его глубокую связь с Пуримом, сначала рассмотрим, что представляет собой Амалек и каковы его взаимоотношения с Израилем. Первый Амалек, родоначальник амалекитян, был сыном Элифаза - первенца Эсава и его рабыни Тимны. При этом сама Тимна родилась от связи Элифаза с матерью Тимны, которая была в то время женой царя Сеира. То есть Амалек происходит от союза, который представлял собой одновременно прелюбодеяние и кровосмешение (см. главу З6 книги Бытие, комментарий Раши). "Сказал Эсав Амалеку: "Сколько раз я пытался убить Яакова, но не был дан он в мою руку. Теперь ты направь мысль свою, чтобы осуществить мою месть!". Ответил Амалек: "Как смогу я одолеть его?". Сказал Эсав: "Расскажу я тебе о законах их, и когда увидишь, что пренебрегают они ими, тогда нападай" (Мидраш). Сильна ненависть Амалека к Израилю, ее нельзя даже уподобить обычной враждебности к евреям злодеев всего мира. Ибо ненависть амалекитян постоянна, она не утихает ни на миг, ее нельзя смягчить ни подкупом, ни компромиссом. Когда другие народы поднимаются против евреев, то, ощутив на себе карающую руку Бога, они на время оставляют евреев в покое. Но Амалек, даже когда он видит чудеса, призванные воздать злом за врагам евреев за причиненное им зло, и даже когда он знает, что от войны будет ущерб ему самому, он все равно идет воевать. Потому что сам Амалек, весь его народ и все его потомство добиваются не блага для себя, но лишь уничтожения евреев; у них нет никаких иных ценностей, кроме ненависти к Израилю, и в жизни их нет никакого иного содержания, кроме войны с евреями. Сказано в пророчестве Билама (Валаама): "Первый из народов Амалек, но конец его - гибель" (Числа 24:20). Амалек стремился к господству над миром, Израиль же - препятствие для него на этом пути. Амалек ведет свое происхождение от Авраама 4) и хочет по-своему унаследовать его центральную роль среди народов. Но для этого ему необходимо избавиться от истинных потомков Авраама, его наследников не только по крови, но и по духу - от Израиля. Цель Амалека - уничтожить свет, который несет Израиль, и распространить в мире тьму. Когда Израиль вышел из Египта, то все окрестные народы трепетали, видя крушение сильнейшей в том мире Египетской империи. Никто не осмеливался напасть на евреев. Но Израиль шел получать Тору, и Амалек не мог этому не воспрепятствовать. Ради войны с евреями он дошел даже до Рефидим, очень и очень далеко от места, своего обычного проживания. Израиль - источник святости в мире; Амалек - источник нечистоты. Все остальные народы находятся между этими двумя полюсами. Судьба мира - то есть обращение народов мира к Всевышнему, их духовное исправление и установление Царства Бога на земле - зависит от того, какой из двух полюсов окажется сильнее. Все народы мира имеют в своих душах склонность к добру, и они могут рано или поздно достичь святости. Амалек же в принципе не может этого сделать, в его душе вообще нет основы добра, она вся есть зло и нечистота. Уничтожение Амалека - это залог (и в каком-то смысле даже синоним) обращения народов мира к святости. Поэтому Тора говорит: "Война у Господа с Амалеком из рода в род". И в этом смысле следует понимать заповедь, данную Израилю: "Сотри память об Амалеке из-под небес, не забудь!". И вот еще в каком аспекте Амалек есть полная противоположность Израиля: сказано об Израиле: "Вот народ, который живет отдельно и между народами не числится" (Числа 2З:9). Амалек же растворился среди народов мира, чтобы разжигать их ненависть к Израилю, стремясь тем самым хоть таким образом стать "первым из народов". Очень важно отметить, что описание состояния евреев перед первой войной с Амалеком (Исход 17:7) заканчивается словами сомнения "есть ли Господь среди нас, или нет?". Сомнение евреев в Божественном присутствии предшествовало и всем остальным войнам с Амалеком. В этом сомнении и черпает Амалек свои силы в борьбе с евреями. У нечистоты нет собственного источника существования, она питается из "отбросов сил святости". Силы евреев исходят непосредственно из источника святости в мире. Когда они отступают от путей, которые Бог заповедал евреям в Своей Торе, то эти силы превращаются в "отбросы", питающие нечистоту. Только тогда нечистота может побеждать! На это указывает сам выбор Амалеком места для войны: "И пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме". "Рефидим" - Рифьйон ядаим - "ослабление рук" евреев в следовании Богу. То есть Амалек последовал совету Эсава, сказавшему: "Нападай, когда увидишь, что они не выполняют свои законы". Сказано в Талмуде (Трактат Рош hа-Шана, 29а): "Разве руки Моисея выигрывали или проигрывали войну? Но это говорит тебе, что когда Израиль обращает свои взоры к Небу и подчиняет сердце Богу, то он побеждает Амалека, а если нет, то падает перед ним". При первом появлении Амана в Свитке Эстер (З:1) сказано: "После этих событий возвысил царь Ахашверош Амана, сына Амдаты, Агагитянина...". Аман, поставивший своей целью уничтожение евреев, был потомком Агага, царя амалекитян времен войны царя Шауля с Амалеком. Первая Книга Шмуэля (гл. 15) рассказывает нам о том, как пророк Шмуэль (Самуил) послал царя Шаула (Саула) воевать с амалекитянами и о том, какие события при этом произошли: "И сказал Шмуэль Шаулу: меня послал Господь помазать тебя на царство над народом Его, над Израилем, а теперь прислушайся к голосу речей Господних. Так сказал Господь Цеваот: помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при выходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека; и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла. И созвал Шаул народ, и насчитал их в Телаиме двести тысяч пеших и десять тысяч мужей из (колена) Иеhуды. И дошел Шаул до города Амалекова, и воевал в долине. И сказал Шаул кенийцам: уйдите, выйдите прочь из среды амалекитян, чтобы мне не погубить вас вместе с ними; ты же сделал добро всем сынам Израиля при выходе их из Египта. И ушел кениец из среды Амалека. И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агага, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча. Но Шаул и народ пощадили Агага и лучших овец, и крупный скот, и скот второго приплода, и тучных овнов, и все хорошее, и не захотели истребить их, а все малоценное и худое истребили. И было слово Господа к Шмуэлю такое: Сожалею Я, что поставил Шаула царем, ибо он отвратился от Меня и слов Моих не исполнил. И прискорбно было Шмуэлю, и взывал он к Господу всю ночь. И встал Шмуэль рано утром для встречи с Шаулом; и было сказано Шмуэлю так: Шаул пришел в Кармель, и вот, он готовит себе место (для раздела добычи), а (потом) он обернулся и ушел, и спустился в Гилгал. И пришел Шмуэль к Шаулу, и сказал ему Шаул: благословен будь ты у Господа; исполнил я слово Господа. И сказал Шмуэль: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание крупного скота, которое я слышу? И сказал Шаул: от амалекитян пригнали их, так как пощадил народ лучшее из мелкого и крупного скота, чтобы жертвовать Господу, Богу твоему; а остальное мы истребили. И сказал Шмуэль Шаулу: подожди, и расскажу я тебе, что говорил мне Господь этой ночью. И сказал ему тот: говори. И сказал Шмуэль: хотя ты и не велик в собственных глазах, но ты глава колен Израилевых, и Господь помазал тебя на царство в Израиле; И послал тебя Господь в путь, и сказал: "Иди и разгроми этих грешников Амалека, и воюй с ними до полного их уничтожения". Почему же ты не послушался гласа Господня, а устремился к добыче и зо совершил пред очами Господа? И сказал Шаул Шмуэлю: ведь слушался я гласа Господа и пошел в путь, в который послал меня Господь, и привел Агага, царя Амалека, а амалекитян я разгромил. Но взял народ лучшее из добычи, из мелкого и крупного скота, из заклятого, чтобы принести в жертву Господу, Богу твоему, в Гилгале. И сказал Шмуэль: неужели всесожжения и жертвы (столь же) желанны Господу, как и послушание гласу Господа? Ведь послушание лучше жертвы; повиновение лучше тука овнов. Ибо грех неповиновения это как знахарство, и противление это как идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. И сказал Шаул Шмуэлю: согрешил я, что преступил повеление Господа и слова твои, так как боялся я народа и послушался голоса его. Теперь же прости грех мой и возвратись со мною, и поклонюсь я Господу. И сказал Шмуэль Шаулу: не возвращусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа и Господь отверг тебя, чтобы не быть тебе царем над Израилем. И повернулся Шмуэль, чтобы уйти. Но ухватился тот за полу меила его, и он порвался. Тогда сказал ему Шмуэль: сегодня отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, который лучше тебя. А Сильный Израиля не солжет и не раскается, ибо не человек Он, чтобы раскаяться. И сказал тот: я согрешил, но теперь почти меня, прошу, пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и возвратись со мною; и поклонюсь я Господу, Богу твоему. И возвратился Шмуэль за Шаулом, и поклонился Шаул Господу. И сказал Шмуэль: приведите ко мне Агага, царя Амалека. И подошел к нему Агаг в оковах; и сказал Агаг: пришла (ко мне) горечь смерти. И Шмуэль сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя среди жен лишится сына. И рассек Шмуэль Агага пред Господом в Гилгале. И пошел Шмуэль в Раму, а Шаул отправился в дом свой, в Гиву Шаулову. И не видел больше Шмуэль Шаула до самого дня смерти своей, ибо горевал Шмуэль о Шауле; но Господь сожалел, что поставил Шаула царем над Израилем". Как только Шауль был помазан на царство, ему было приказано Богом начать войну с Амалеком. Будущему царю Давиду исполнилось к этому времени двадцать восемь лет, он не был уже подростком-пастухом, как неверно утверждают некоторые историки. И все же Шаулю было оказано предпочтение как лучшему из сыновей Израиля. В качестве испытания ему было велено закончить дело, начатое Моисеем и Иеhошуа за четыреста тридцать восемь лет до него: истребить Амалека окончательно, истребить даже скот его. Шауль сказал себе: "Если смерть даже одного единственного человека - несчастье, то истребление целой нации - это трагедия! Если люди грешны, то чем же грешен скот их?". Вопросы эти логичны. Мы могли бы задать их и сегодня. Праведный Шауль попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Божественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. Он напал на Амалека и одержал победу, но не выполнил заповеди, данной ему Богом, не уничтожил всех амалекитян, их скот и имущество. Шауль и его люди пощадили одного человека. Это был царь Агаг, повелитель народа, несущего зло. Шауль решил, что лучше поработить Агага; он также сохранил имущество амалекитян, не понимая того, что война с Амалеком - это не только милхемет мицва Д война во исполнение заповеди, но и милхемет хорма Д война на полное уничтожение. Шауль считал, что имущество Амалека можно использовать на добро. Но суть Амалека как раз и заключается в том, что в нем вообще отсутствует искра святости, поэтому ничто, связанное с ним, не может послужить добру. Единственное, что можно с ним сделать - это полностью его уничтожить. Пророк Шмуэль на следующий день собственноручно убил Агага, но за эту ночь Агаг успел зачать сына, и царский род в Амалеке не пресекся. Через много лет потомок Агага Д Аман, родившийся благодаря ложному милосердию Шауля, вступил на арену еврейской истории. Так человеческое милосердие, противопоставленное Божественному, навлекло на евреев угрозу того уничтожения, которое должно было постигнуть Амалека. Причудливо выглядит ткань еврейской истории. Часто лишь по прошествии сотен лет мы различаем связь причин и следствий, окружающих каждое событие. Мы обнаруживаем закономерности и постепенно учимся понимать те уроки, которые терпеливо преподает нам Создатель. Мордехай и Эстер, отдаленные потомки царя Шауля, столкнулись с задачей, которая стояла в свое время перед ним и не была решена. Среди предков Мордехая и Эстер был человек, жизнь которого была спасена истинным милосердием, проявленным царем Давидом. Когда мятежный сын Давида Авессалом восстал против него и изгнал Давида из Иерусалима, то Шими бен Гера - пророк из рода царя Шауля, не примирившийся с царствованием Давида, Д встретил в пути бежавшего царя камнями и сквернословием. Он заслуживал смертного приговора как мятежник. Свита Давида просила разрешения казнить Шими. Давид не позволил этого сделать. Даже в тот мучительный и горький для него час милосердие не оставило его: "Оставьте его, пусть проклинает, наверно повелел ему Господь... И шел Давид и люди его дорогою, а Шими... злословил, и бросал камни в него, и осыпал его пылью" (Вторая Книга Шмуэля, гл. 16). Есть два рода милосердия - истинное, дающее жизнь Мордехаю, и ложное, дающее жизнь Аману. ---------------------------------------------------------------------------- 1) Такое пристальное внимание к немногочисленному и слабому еврейскому народу в гигантской Персидской Империи, может показаться странным. Но такова уникальная роль евреев в мировой истории: они всегда играли в ней роль, отнюдь не пропорциональную своей численности и положению. И в последующие эпохи народ Израиля неоднократно становился источником конфликта сверхдержав. 2) Для годового цикла чтения Торы весь текст разделен на 54 недельных раздела, каждый из которых читается в соответствующую Субботу года. З) Другой вопрос: зачем Б-гу нужно выбирать такое орудие, почему бы Ему самому не уничтожить Амалека? Но этот вопрос, очевидно, выходит за рамки человеческой компетенции, он сродни вопросу: почему Б-г не уничтожает Сам то зло, которое есть в мире, почему Он оставляет это уничтожение зла на нашу ответственность? 4) Авраам - Ицхак - Эсав - Элифаз - Амалек. ---------------------------------------------------------------------------- Пурим ---------------------------------------------------------------------------- К оглавлению книги "Пурим" 3. КАК ПРАЗДНОВАТЬ ПУРИМ (по книге р.Элияhу ки-Това "Сефер hа-Тодаа" - "Книга знания о календаре") 3.1. Месяц Адар 3.2. Шабат Захор 3.3. Пост Эстер 3.4. Дни Пурима 3.5. Празднование Пурима 3.6. Чтение Свитка Эстер 3.7. Пир и веселье 3.8. Важность пира Пурима 3.9. Пуримшпиль 3.10. Пожертвования бедным 3.11. Посылание угощений 3.12. Единство и любовь в Израиле - защита против Амалека 3.13. Скромность и признательность 3.14. Заключение. Уроки Пурима 3.15. Приложение 3.1. Месяц Адар Месяц Адар, когда празднуется Пурим - последний, двенадцатый по счету месяц, начинающийся с весеннего месяца нисана. Такой счет принят в ТаНаХе (и в Свитке Эстер). Если же считать с начала года, с осеннего месяца Тишри, то Адар - шестой месяц. Еврейские месяцы соответствуют лунному календарю, то есть всегда начинаются в новолуние. Для согласования лунных месяцев с солнечным годом в високосные годы, которыми являются 3, 6, 8, 11, 17 и 19 годы 19-летнего цикла, прибавляется целый новый месяц, а именно месяц Адар, так как Адар - последний по счету месяцев, а также потому, что основная точка года, для которой должен быть максимально близок лунный и солнечный счет - это Песах, середина Нисана, следующего за Адаром месяца. При этом оба Адара рассматриваются как один сдвоенный месяц, то есть второй Адар имеет тот же номер по счету месяцев - 12, тот же знак Зодиака - Рыбы. Сам этот зодиакальный знак указывает на множественность Адара, ибо это единственный знак Зодиака, название которого стоит во множественном числе. В високосный год Пурим празднуется именно во второй Адар, то есть всегда за месяц до праздника Песах, чтобы избавление от Амана примыкало к избавлению из Египта. "С приходом Адара увеличивают радость" - сказали Мудрецы (Гемара, трактат Таанит, 29): "Когда приходит месяц Ав, уменьшают радость. Когда приходит адар, увеличивают радость. Если у еврея есть спор с неевреем, то надо стараться, чтобы выпало выяснение спора не на ав, знак которого тяжел, но на адар, знак которого хорош, ибо небеса добавляют радости в месяц, предназначенный для радости" (Гемара, трактат Таанит, 29). Чем же хороши Рыбы, знак Адара? Рыбы скрыты в воде от дурного глаза, и он не властен над ними; Рыбы не подлежат проклятию, и даже при катастрофе Потопа, когда погибло все живое вне ковчега, рыбы выжили: и так было устроено потому, что при сотворении мира рыбам было дано особое, специальное благословение (см.: книга Бытие, 1:22). И Израиль также уподоблен рыбам, ибо как рыба не может жить без воды, так бытие Израиля связано с Торой, которая всегда уподобляется воде, утоляющей жажду души, стремящейся к истине. И месяц Адар, благоприятный для рыб, которые в этом месяце размножаются в реках и озерах, также хорош для Израиля; поэтому с приходом Адара евреи увеличивают свою радость, и весь Адар предназначен для радости. И знай, что, когда спрашивал злодей Аман у звездочетов, в какой месяц ему будет легче уничтожить Израиль, скрылось от него, что месяц Адар - самый лучший для евреев из всех месяцев, и пал жребий на Адар, чтобы еще больше была радость, когда обратится траур в праздник. 3.2. "Шабат Захор" В субботу перед Пуримом в синагоге вынимают два Свитка Торы. Из первого семь чтецов, как обычно, читают недельный раздел. Из второго же читают отрывок "Помни о том, что сделал тебе Амалек" (Второзаконие, 25:17-19) и называют эту субботу "Шабат Захор" - "Суббота "Помни", по имени этого отрывка. После этого читают отрывок из Пророков, в котором говорится о войне Шаула против Амалека (Книга Шмуэль 1, 15). Текст этих обоих отрывков и комментарии к ним см. выше в разделе 1.6. "Война Израиля с Амалеком". 3.3. Пост Эстер 13 адара, канун Пурима - пост Эстер. Этот пост - в память о том посте, который объявили Мордехай и Эстер, когда царь Ахашверош издал свой указ. Как и все посты, пост Эстер предназначен для того, чтобы мы анализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках. Ведь Свиток Эстер рассказывает нам не только о радости евреев по поводу их неожиданного спасения, но и об их страхе и скорби в минуту великой опасности. Поскольку невозможно в один день соединить два противоположных настроения, наши Мудрецы как бы разделили Пурим на две части - четырнадцатое адара, день веселья и пира, и тринадцатое, день поста и молитв. Наш учитель Моше, перед тем, как идти на войну с Амалеком, тоже устраивал пост. Пост Эстер напоминает нам, что не в физическом превосходстве и не в умении воевать - хотя они тоже нужны - основа нашей победы и нашего трехтысячелетнего противостояния окружающему миру. Главное - это обращение к Небу и следование Его заповедям. "И когда Моше поднимал руки к небу, одолевал Израиль, когда же опускал, одолевал Амалек" (Исход 17:11). 3.4. Дни Пурима Дни 14 и 15 адара - два дня Пурима. Свиток Эстер говорит (9:18-19): "Евреи в Шушане пятнадцатый день сделали днем праздника. Евреи же сельские установили праздником 14 адара". В наше время "Шушанский Пурим", т.е. 15 адара, празднуется, кроме Шушана, в наиболее древних городах Земли Израиля (в т.ч. Иерусалиме), в остальных же местах празднуется сельский Пурим, т.е. 14-е адара. 3.5. Празднование Пурима Четыре основные заповеди Пурима: 1. Чтение Свитка Эстер. 2. Пир и веселье. 3. Посылание плодов ("мишлоах манот", "шалахмунес"). 4. Пожертвования бедным. Мудрецы также установили, что в Пурим следует читать отрывок из книги Исход, начинающийся словами "И пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме" (Исход 17:8-16; текст этот см. выше в разделе 1.6. "Война Израиля с Амалеком"), а также, что во всех молитвах этого дня следует читать вставку, содержащую слова благодарности за чудеса: "Аль hа-нисим". Вот текст этой вставки: Благодарим Тебя за чудеса, за избавление, за доблести, за победы, за войны, которые Ты вел за отцов наших в те дни в это время (года). В дни Мордехая и Эстер, в столице Шушан, когда восстал на них нечестивый Аман, замыслив истребить, умертвить и погубить всех Иудеев, от юноши до старца, детей и женщин, в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, он же месяц Адар, и все их имущество разграбить; но Ты в великом милосердии своем уничтожил замысел его и обратил возмездие на его же голову, и повесили его и сыновей его на дереве. Не стоит заниматься в Пурим будничной работой, хотя это и разрешено. Сказали об этом Мудрецы: "От будничной работы, сделанной в Пурим, не увидит человек благословения". 3.6. Чтение Свитка Эстер Каждый обязан дважды прослушать в Пурим чтение Свитка Эстер: вечером1) и на следующий день утром. Заповедь эта лежит и на мужчинах, и на женщинах. И лучше слушать чтение Свитка в синагоге при большом стечении народа, поскольку это также является "прославлением чуда". Перед чтением Свитка произносят три благословения. Вот они: 1. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам чтение Свитка. 2. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время. 3. Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Который дал нам жить и существовать, и дойти до сего времени. Первое благословение показывает, что чтение Свитка является обязанностью, а не просто обычаем. Второе указывает, что важнейший аспект Пурима - прославление чуда. Третье благословение, которое называется "Шеhехэйяну", читается во все те моменты годового цикла, когда наступает время, предназначенное для выполнения специальных заповедей, которых нет в другое время года (то есть, например, в праздники)2). Вечернее чтение этого благословения указывает на то, что наступило время чтения Свитка, утреннее же - также на то, что наступило время посылания плодов, пожертвования бедным и праздничного пира. Свиток перед чтением разворачивают и складывают "гармошкой", так как в стихе 9:20 Свиток назван "Письмо о Пуриме", письма же складывались именно так. В четырех важных местах Свитка, в которых говорится о спасении евреев, кантор прерывает чтение, и вся община вслух читает эти стихи (по маленьким свиткам и книжкам, по которым они следили за чтением кантора). Кантор же ждет, пока уляжется шум, и лишь после этого продолжает чтение - так как при чтении нужно, чтобы присутствующие внимательно слушали и не пропускали ни одного слова. Вот эти четыре места: 1. "Один иудей был в Шушане, городе престольном; имя его Мордехай" (2:5) (поскольку Мордехай был инициатором спасения евреев); 2. "И Мордехай вышел от царя в царском одеянии" (8:15); 3. "И у иудеев был тогда свет и радость, и веселье, и торжество" (8:16). (Эти три стиха должен прочесть вслух каждый, ибо в них говорится о спасении и освобождении.) 4. "Потому что Мордехай иудей был вторым после царя Ахашвероша, и велик среди иудеев, и любим у множества братьев своих, как искавший добра народу своему и говоривший во благо всего рода своего" (10:3). При чтении Свитка особенно выделяют стих "в ту ночь бежал сон от царя" (6:1), ибо этот момент - основа чуда, и начиная с него было явлено спасение. Также выделяют при чтении имена десяти сыновей Амана (9:7-10), читают их на одном дыхании, чтобы показать, что все они составляли единую силу и все вместе были повергнуты и убиты. При словах "и послал Мордехай письмо ко всем иудеям" (9:29) слегка приподнимают Свиток и показывают общине, ибо Свиток Эстер и есть то самое письмо. Также принято стучать, топать ногами и другими способами шуметь при произнесении имени Амана, ибо сказано: "Сотри память об Амалеке". К Пуриму делают даже специальные игрушки - трещотки, которыми дети трещат при произнесении имени Амана. После чтения Свитка читают нараспев стихотворный отрывок "Шушанат Яаков" - "Лилия Яакова". Вот этот отрывок: "Лилия Яакова торжествовала и веселилась, когда они все увидели голубую ткань Мордехая. Ты был их спасением всегда и надеждою из рода в род, дабы возвещать, что все надеющиеся на Тебя не постыдятся, и вовеки не посрамятся все уповающие на Тебя. Проклят Аман, желавший погубить меня; благословен Мордехай-Иудей, проклята Зереш - жена моего устрашителя, благословенна Эстер, заступившаяся за меня. Харбона тоже будет помянут добром". 3.7. Пир и веселье Основной пир Пурима - днем, уже после утреннего чтения Свитка Эстер, и на нем должно быть много еды, вина и радости. Праздничную еду накануне вечером, после вечернего чтения Свитка, тоже устраивают торжественно и надевают праздничные одежды, и зажигают свечи; но дневной пир Пурима - "сеудат мицва" ("пир, относящийся к выполнению заповеди"), и его начинают вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для посылания плодов и пожертвования бедным, то есть для выполнения третьей и четвертой заповедей Пурима. Известно, что чудеса Пурима связаны с вином: на пиру у Ахашвероша была низложена царица Вашти, и на ее месте оказалась Эстер; падение Амана произошло во время пира, который устроила Эстер; а известно также, что путем раскаяния и возвращения к Богу евреи исправили то преступление, которое они совершили своим участием в пире Ахашвероша; поэтому наши Мудрецы, да будет благословенна их память, постановили: "На пиру Пурима следует выпить так, чтобы уже не различать между фразами "проклят Аман" и "благословен Мордехай". Казалось бы, слова "проклят Аман" и "благословен Мордехай" отражают два аспекта еврейской радости: уничтожение зла и установление власти добра. Однако Пурим - это день, когда мы стремимся за внешними событиями увидеть Божественное Провидение, суть вещей, и поэтому мы должны выпить вина не очень мало и не слишком много, чтобы осознавать окружающий мир, но потерять способность разделять эти два аспекта - и почувствовать, что уничтожение Амана - это и есть благословение Мордехая. Причина этому та, что мы относимся к Амалеку иначе, чем к другим нашим врагам. Когда нападают на нас и мы вынуждены защищаться, то мы убиваем нападающих, но в этом нет радости, ибо сказано в ТаНаХе: "Не смерти грешника желает Бог, но его исправления". Но Амалек не может исправиться, в нем нет вообще основы добра, как об этом уже говорилось выше, а смерть его - лишь уничтожение зла, поэтому, уничтожая Амалека, в отличие от других грешников, мы не уничтожаем заложенных в нем потенций добра. Вот почему Тора, данная нам Богом, Который знает основы душ и добро и зло в них, - Его Тора предписывает нам радость при смерти Амалека, в отличие от смерти всех остальных заповедей. Хотя следует сделать свой пир в Пурим как можно более щедрым и веселым, но еще важнее использовать имеющиеся возможности для лучшего выполнения заповеди "посылания плодов" и особенно "пожертвований бедным", ибо нет для еврея более великой и достойной радости, чем радовать сердца бедных, сирот, вдов и пришельцев. Самое популярное кушание Пурима - "ухо Амана" (на идиш "гоменташ") - треугольная булочка, начиненная маком с медом. О происхождении этого названия имеются разные мнения. Одни считают, что Аман носил головной убор в виде треуха. Другие выводят это название из Мидраша, в котором рассказывается, что Аман после своего поражения ходил "согбенным, опечаленным, с закрытой от стыда головой и надрезанными ушами". 3.8. Важность пира Пурима Пир Пурима - не просто развлекательная пирушка. Наши Мудрецы, да будет благословенна их память, сказали: "С каким другим праздником Пурим связан более всего? Он связан с Йом-Кипуром. Об этом говорят даже названия праздников: "Йом-Кипурим", "Ки-пурим" - подобный Пуриму". Как же так, ведь Йом-Кипур - строгий пост, полное отречение от потребностей тела, а Пурим - веселый пир и всевозможные удовольствия. Но родство Йом-Кипура с Пуримом не внешнее, а внутреннее. Святость, которой обладает Израиль, Кнессет Исраэль, объединение всех евреев прошлых веков, настоящего и будущего, как глобальная и осевая сила всего мирового процесса, - эта святость распространяется не только на душу и духовную жизнь евреев, но и на их физическое существование, на материальные объекты, связанные с ними, и на тело каждого отдельного человека. Поэтому следует жить так, чтобы не только духовные, но и все физические действия человека были освящены, то есть чтобы целью всей жизни было приобщение к Всевышнему, как говорит об этом ТаНаХ: "Познай Бога на всех путях твоих". В Йом-Кипур еврей, подавляя телесные потребности, стремится к раскаянию, и вследствие этого Всевышний прощает ему его преступления. В Пурим же мы празднуем, пируем и веселимся, но это не бессмысленная попойка, а знак прославления Божественных чудес, пир приобщения к Его святости, приобщения к Его путям, пир, возвышающий и исправляющий душу. Вот почему пир Пурима, так же как пост Йом-Кипура, есть действие тела, помогающие святости духа. 3.9. Пуримшпиль В Пурим устраивают традиционное представление, которое называется Пуримшпиль. Взрослые вместе с детьми переодеваются в различные костюмы, надевают маски, иногда устраивается большое карнавальное шествие. Почему карнавал устраивали именно в Пурим? Вообще говоря, Тора однозначно запрещает выдавать себя за представителей противоположного пола, и, соответственно, переодеваться в их одежду. Кроме того, запрещается надевать одежду, характерную для идолопоклонников, и сознательно подражать их манерам. Однако на карнавале Пурима евреи изображают идолопоклонника Ахашвероша и злодея Амана; кроме того, было принято, чтобы в Пуримшпиле все роли играют мужчины, в том числе и роль Эстер. Чем же Пурим отличается от всех других дней в году? Пурим связан с Сокрытием Божественного Лица, с проникновением в истину, скрытую за внешними оболочками. А истина - в том, что за, казалось бы, беспорядочным течением событий скрыто Божественное Провидение. Переодеваясь в одежды идолопоклонников и играя на сцене злодеев, мы показываем нашу уверенность в том, что даже когда Израиль из-за тяжести грехов наших падает так низко, что отходит от Всевышнего и тем уподобляется народам мира, все равно глубинная связь евреев с Создателем не исчезнет, но лишь "находится в изгнании", и под внешней оболочкой в нас окажется Божественное зерно, зерно верности Его путям. Наша задача - дать этому зерну прорасти. Обычай переодевания имеет глубокий символический смысл: хотя лицо Всевышнего скрыто, и Он не показывает явно Свое управление миром, но это лишь внешняя оболочка; Всевышний неизменен и остается Тем же Самым, каким Он явился нам при выходе нашем из Египта. До времен Эстер чудеса были явными, начиная с этого времени они стали скрытыми, но суть их не изменилась. 3.10. Пожертвования бедным Свиток Эстер говорит: "Чтобы сделали евреи эти дни днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу, и подаяния бедным" (9:22). В Пурим каждый обязан дать не менее двух подарков нуждающимся. Подарки могут быть любыми: деньги, вещи, еда. Эта заповедь является дополнительной по отношению к общей заповеди пожертвований, о которой говорит нам Тора. Подарки должны быть сделаны днем в Пурим, лучше всего - после утреннего чтения Свитка Эстер, с тем чтобы бедный, если захочет, мог облегчить себе устройство праздничного пира. Почему в Пурим установлена отдельная заповедь дополнительных пожертвований? См. об этом далее, в пункте "Единство и любовь в Израиле - защита против Амалека". 3.11. Посылание угощений ("мишлоах манот", "шелахмунес") Для выполнения заповеди "посылать угощения друг другу" каждый обязан послать в подарок не менее чем двум своим друзьям не менее чем по два блюда. В данном случае под "угощением" понимаются какие-нибудь продукты, которые можно съесть или выпить сразу, без дальнейшего приготовления. Принято "посылать угощения", в отличие от других заповедей, через посланника, а не самому, так в самом названии заповеди сказано "посылание", то есть через кого-нибудь. Так же, как и подарки бедным, угощения посылают днем, а не накануне вечером. 3.12. Единство и любовь в Израиле - защита против Амалека Почему в Пурим принято, помимо обычных пожертвований, посылать плоды друзьям и подарки бедным? Потому что, когда евреи под руководством Мордехая и Эстер победили Амалека, то между ними усилилась дружба и любовь к ближним, увеличилось единство в Израиле. А когда в Израиле углубляется единство, то увеличивается святость и жизненные силы, идущие к каждому отдельному еврею, и тогда даже не очень хорошие евреи оказываются способными сделать добро. Каждый еврей представляет собой отдельную личность и обладает собственным характером, и тем не менее, существует некая основополагающая общность, объединяющая нас в единый организм. Пурим является одним из важных свидетельств этого единства. Аман хотел "убить, уничтожить... всех евреев, молодых и старых, детей и женщин, в один день". У него не было личного отношения к отдельно взятым евреям, он ненавидел всех их вместе. И так же, как указ об уничтожении касался всех до одного, так и события, приведшие к его отмене, вызваны к жизни установившимся единством народа. Аман говорит Ахашверошу: "Есть один народ, рассеянный и разбросанный среди народов...". Эта фраза описывает положение евреев. Они были разбросаны не только географически - духовно они тоже были разделены и расколоты. Пока евреи объединены, их не может уничтожить никакой враг. Наши Мудрецы так толкуют слова пророка Хошеа (Осия) "Привязался к идолам Эфраим, оставь его" (4:17): пока Израиль един, даже если евреи поклоняются идолам, они могут воевать и побеждать. (Мидраш понимает слова "привязался к идолам" как "связан, объединен идолами", а "оставь его" - как "не наказывай его".) Подобным образом восстановление еврейского единства привело к отмене решения об уничтожении евреев во времена Ахашвероша. Прежде, чем идти к Ахашверошу, Эстер сказала Мордехаю: "Пойди, собери всех евреев". Она понимала, что может достичь успеха, только если будет исправлен тот изъян в жизни еврейского народа, который привел к постановлению о его уничтожении. |
|