Семинарская и святоотеческая библиотеки |
ГЛАВА II
НАЧАЛО ХРИСТИАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ НА РУСИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало христианской проповеди на Руси относится к середине IX века по Р. Хр. В 867 г. греческий епископ, знавший славянский язык, и, вероятно, посланный из Болгарии; уже с успехом проповедовал христианство в Киеве, о его проповеди так свидетельствовал патриарх Фотий (820-891 гг.): "Руссы переменили свою нечистую языческую веру на чистое христианство и, приняв епископа, ведут себя кар послушные дети". Указанное событие произошло при князьях Аскольде и Дире. 3 княжение Олега (882-912 гг.) существовала на Руси уже особая епархия, подчиненная Константинопольскому патриарху. При князе Игоре (912-942 гг. ) была построена в Киеве церковь в честь св. пророка Илии. Христианская вера особенно распространилась после смерти Игоря, при его жене мудрой княгине Ольге (879-969 гг.), утвержденной в вере и крещенной в Константинополе патриархом Полиевктом. При ней христианская вера распространялась проповедью епископов и священников, знавших славянский язык и прибывших преимущественно из Болгарии. Но все эти попытки распространить на Руси христианскую веру носили, так сказать, предварительный, частный характер. Они подготовляли, "разрыхляли почву" для предстоящего массового "посева". Официальное обращение (крещение) Руси в православную веру произошло при князе Владимире в 988 г. Он долго испытывал разные вероисповедания, пока, наконец, не остановился на православии. По его повелению священники (прибывшие из Константинополя в Киев) ходили по улицам Киева и по домам, наставляя жителей в вере, и многих, таким образом, приготовили к крещению. Первый митрополит на Руси Михаил (+992/г. ) с шестью епископами насадили христианство в Новгородской области, а потом с четырьмя епископами - в Ростовской. По повелению князя Владимира, сыновья его вместе с духовенством отправились в разные места (уделы) страны проповедовать христианскую веру. Благодаря таким мерам, за 27 лет княжения св. Владимира почти вся Русская Земля была обращена в христианство, как об этом свидетельствуют русские летописи, Население Руси принимало христианскую веру через устную миссионерскую проповедь своих первопросветителей. Чтобы закрепить их богоугодное дело необходимо было интенсивное развитие письменности, необходимо было создание определенной системы образования, нужны были грамотные люди и те школы, которые могли бы готовить этих грамотных людей из среды новообращенного населения. Древнейшая русская летопись "Повесть временных лет" сообщает под 1037 г., что князь Ярослав Мудрый "книгам прилежа и почитае е часто в нощи и в дне". По его приказанию, в 30-е годы XI в, в Киеве работают "писцы многи", которые не только переписывают книги, но и переводят. их с греческого языка на "словенъское письмо". Он же строил церкви по городам и селам и пастырям велел учить народ. Естественно, что среди переписываемых и переводимых текстов преобладали книги Св. Писания и богослужебные книги, однако практически одновременно с ними начинают переводиться и творения святых отцов, в том числе и гомилетические творения, из которых особенно широкое распространение получили сборники "Слов" св. Иоанна Златоуста: "Златоструй", составленный под руководством болгарского царя Симеона; - "Златоуст" - подборка проповедей на недельные евангельские зачала; "Слова" св. Иоанна входят в состав "Торжественников", а в более позднее время сборников "Маргарит"; отдельные извлечения из его "Слов" содержал сборник уже упоминавшегося царя Симеона, который в XI вене был переписан на Руси и получил название Изборника Святослава 1073 г. Из творений св. Василия Великого на Руси был известен "Шестоднев" (цикл проповедей с сотворении мира) в переводе Иоанна Экзарха Болгарского. Довольно рано распространился не Руси сборник "Паренесис" ("Увещевание" - свод наставлений для оглашенных и новокрещенных), куда, среди прочего, входили "Слова" св. Ефрема Сирина "о злых женах", "о страшном суде и "антихристовом пришествии" и др. Также быль переведены творения св. Григория Богослова, св. Афанасия Александрийского, "Лестница" преп. Иоанна Синайского? "Слово о правой вере" (т. е. "Точное изложение православной веры") преп. Иоанна Дамаскина. Творения святых отцов сыграли важную роль в формировании этических принципов новообращенного населения Руси и в освоении его сознанием основ христианской догматики. В то же время эти творения и сочинения византийских богословов способствовали совершенствованию ораторского искусства русских церковных писателей и, в частности, проповедников. Со своей стороны, пастыри Х-ХП вв. живо сознавали необходимость просвещения и проповеди. По указанию летописца, первый Киевский митрополит Михаил был "учителен зело и премудр"; митрополит Иоанн П (+1089 г.) был "муж искусен в книгах и весьма ученый философ, сладкоречив и часто поучал народ"; св. Леонтий Ростовский (XI в, ) ,учил в Церкви отступать от лести идольской и веровать во св. Троицу", Подобное же говорится в летописи и о св. Исайи Ростовском. В первое время по принятии христианства преобладало на Руси греческое (отчасти и болгарское) духовенство. От него должны были получить обучение и священнослужители из русских, особенно для сельских местностей, отдаленных от городов и монастырей, которые стали возникать на Руси еще на заре христианства. Естественно, что русская церковная проповедь должна была находиться в прямой зависимости от проповеди болгар и греков, а также от греко-византийской и болгарской письменности. Это влияние ослабело лишь в ХШ веке, когда на Русь обрушилось величайшее бедствие - монгольское иго, задержавшее развитие просвещения и проповеди на ряд столетий. Однако уже в этот ранний период русская проповедь дала такие значительные по содержанию и вполне самобытные по национальному колориту произведения как "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона, как дидактические "слова" преп. Феодосия Печерского и Новгородского епископа Луки Жидяты; в ХП веке древнерусская литература обогащается такими шедеврами торжественного красноречия? как проповеди св.Кирилле Туровского. |
|