Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Информационный листок православного медико-просветительского центра "Жизнь"



Выпуск N 18











ВРАЧЕВАНИЕ

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

(взгляд православного врача)







Глубокий кризис, охвативший политическую, экономическую, культурную, нравственную жизнь России, не мог не коснуться и медицины как сложной системы, для функционирования которой необходим, с одной стороны, достаточно высокий уровень экономики и организационных структур, с другой, - нравственное здоровье общества. Выход из этого кризиса возможен через преодоление безбожия, глубоко укоренившегося в сознании современного русского человека.



Вполне осознавая промыслительный характер такого преодоления, попытаемся сформулировать те наши практические задачи, решение которых способствовало бы изменению в лучшую сторону тяжелейшего положения в медицине современной России (оставляем в данном случае в стороне все чисто профессиональные вопросы).



Состояние медицины как социального института



С положением дел в современном здравоохранении все достаточно хорошо знакомы, и нет нужды его детально характеризовать. Бешеная дороговизна лекарств, все шире распространяющийся платный характер медицинской помощи, вводимый де-факто и де-юре, развал организационных структур здравоохранения, недоступность для подавляющей части населения санаторно-курортного лечения, а также полноценного отдыха в отпускное время (в пионерлагерях, домах отдыха, пансионатах) наряду с хроническим белковым и витаминным голоданием за короткое время привели к росту заболеваемости инфекционными болезнями, утяжелению течения и появлению запущенных форм многих заболеваний, росту смертности и снижению рождаемости (при огромном числе абортов), что в целом дает картину начавшегося геноцида народа России.



Попытка введения системы страховой медицины в конкретных условиях обнищания населения и экономической несостоятельности предприятий заведомо обречена на провал. Ориентация на систему здравоохранения США, пропитанную духом коммерции, пересматриваемую в настоящее время самой американской администрацией, выглядит как странная и чуждая условиям России затея.



Задачей ближайшего будущего является восстановление принципа бесплатного здравоохранения, явившегося действительно крупным достижением советской власти, как это ни резало слух некоторым излишне ригористичным сторонникам "реформ". Дело, в конце концов, не в словах. В основе социальной структуры России должны лежать принципы христианской нравственности; прелести безбожного коллективизма (социализм) и безбожного индивидуализма (капитализм) уже испробованы Россией и в равной степени отвратительны; суть этой отвратительности заключена именно в безбожии. Любая новая социальная структура, ее принципы и все основные формы должны строиться на православной морали. Бесплатная медицинская помощь, основанная на христианских принципах, несомненно является Божеским делом (вспомним, что многие чудеса Иисуса Христа были явлены исцелением болящих).



Конечно, потребуется дополнительное государственное финансирование, но ведь речь идет о здоровье и выживании нации! При этом, естественно, не исключается возможность оплаты особо комфортных условий лечения, дорогостоящих (но не жизненно необходимых) лекарств и т.д., как не исключается и принцип страховой медицины - для состоятельного слоя общества.



Особо следует сказать о системах врачевания, распространенных сейчас в России.

Первая из них, которая может быть условно обозначена как научная, лежит в основе системы государственного здравоохранения. В целом ее принципы и методы не противоречат христианской морали, хотя отдельные исключения вызывают неприятие с нравственно-религиозной точки зрения (например, фетальная терапия, метод голотропного дыхания и др.).



Две другие системы - так называемой народной медицины и восточной медицины - содержат много ценных сведений о лечении травами, практикуют рациональное питание, иглоукалывание, массажи и пр. Однако заговоры, ворожба, обращение к магии, равно как и усвоение философских взглядов восточных религий, заставляют четко отграничивать элементы полезных и нужных терапевтических приемов от чуждых христианскому сознанию суеверий и колдовства, а также религиозных представлений Востока.



Наконец, четвертая система, представленная так называемыми экстрасенсами, биоцелителями и т.п., для нас абсолютно неприемлема. Не касаясь здесь шарлатанов и душевно неуравновешенных "врачевателей", которых много среди экстрасенсов, отметим, что в тех немногих случаях, когда последние как будто действительно могут воздействовать на больного, характер такого воздействия далеко не ясен, не поддается определениям и нередко сопровождается нежелательными последствиями. Это хорошо известно врачам, сталкивавшимся, например, с резким ухудшением состояния у многих больных в дни сеансов Кашпировского.

Из сказанного очевидно, что задачей государства должно быть известное ограничение сферы деятельности народных и восточных целителей и запрещение деятельности экстрасенсов.





Нравственное состояние больного



С грустью приходится констатировать, что у подавляющей части русских людей сегодня утеряно христианское представление о болезни. Отсутствуют или являются туманными представления о болезни как свидетельстве духовной поврежденности, как о наказании за грехи, часто более облегченном, нежели в загробном мире; как о средстве обращения к Богу, к познанию собственной души.



Соответственно отсутствуют и представления о первостепенности духовного оздоровления, позволяющего успешно побеждать болезнь. Даже у крещеных людей очень часто нет понимания благодатной силы причащения Святых Тайн; отсутствует или искажено понятие о соборовании; нет представления о целительной силе святой воды, артоса, антидора (таких слов больные часто и не слышали), о значении церковного молебна о здравии, о пользе молитвенного обращения к святым, имеющим особую благодать помощи при конкретных болезнях.



Насущной задачей становится поэтому духовное просвещение больных людей, их родственников, всего общества.



Другой крайностью является, при восприятии болезни как Божьего попущения, отказ от какого бы то ни было лечения, неправильно рассматриваемого как проявление "самости" и сопротивление Божьей Воле. Это свойственно обычно неофитам и (реже) клирикам (обычно монашествующим).



В этих случаях мы должны вспоминать, что многим святым подвижникам давалась сила исцеления болящих и, следовательно, Божье соизволение на исцеление от рук человеческих (канонизация святых совершается после их преставления); при этом святые целители изображаются на иконах с атрибутами врачевства - сосудами со снадобьями, мазями, лекарственными травами (св. мчч. Косьма и Дамиан, целитель вмч. Пантелеймон, безмездный врач прп. Агапит и многие другие). Следовательно, Церковь не отрицает пользы лекарств и других способов лечения. Вспомним и о том, что излечение не совершается мгновенно, и больному еще предстоит претерпеть некое время болезнь во искупление грехов. Напоминаем, что тело - храм души, и если избыточная забота о нем предосудительна, то так же предосудительно и полное пренебрежение к нему, грозящее этому храму разрушением и гибелью. Обращаемся, наконец, к примеру авторитетных для болящего лиц (чаще священнослужителей), не пренебрегающих медицинской помощью. Исчерпав эти аргументы, направляем больных за благословением к духовному отцу.



Совершенно очевидно, что и здесь необходима просветительская работа. Огромную пользу принесла бы хорошая брошюра "О христианском отношении к болезни" (о христианском отношении к смерти в последнее время опубликован ряд книг), написанная кем-либо из духовных лиц, получивших медицинское образование, или православных врачей.





Нравственное состояние врача



Наконец, предметом особого разговора является нравственное состояние современного русского врача. Обратимся вначале к вчерашнему (а точнее, к позавчерашнему) дню нашей медицины. Можно было бы привести множество примеров образцового служения русских врачей обществу, но в данном случае наиболее уместно будет сослаться на работу крупного русского философа ХХ века И.А. Ильина "Путь к очевидности", где в главе "О призвании врача" цитируется письмо семейного доктора Ильиных (имя которого по его просьбе автор не открывает). В ответ на просьбу Ильина охарактеризовать тот "метод", которым пользовался его врач (лечивший, как говорит Ильин, "иначе, чем иностранные доктора, лучше, зорче, глубже, ласковее... и всегда с большим успехом"), тот пишет следующие замечательные строки:



"То, что Вы так любезно обозначили, как мою "личную врачебную особенность", по моему мнению, входит в самую сущность практической медицины. Во всяком случае, этот способ лечения соответствует прочной и сознательной медицинской традиции.



Согласно этой традиции, деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными - это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение, и в диагнозе мы призваны не к отвлеченной "конструкции" болезни, а к созерцанию ее своеобразия. Врачебная присяга, которую приносили все русские врачи и которой мы все обязаны русскому Православию, произносилась у нас с полной и благоговейною серьезностью (даже и неверующими людьми): врач обязывался к самоотверженному служению, он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым; он обязывался безотказно являться на зов, по совести помогать каждому страждущему, а XIII том Свода Законов (ст.89, 132, 149 и др.) вводил его гонорар в скромную меру и ставил его под контроль.



Но этим еще не сказано самое важное, главное - то, что молчаливо предполагалось как несомненное. Именно - любовь. Служение врача есть служение любви и сострадание: он призван любовно обходиться с больными. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет "души" и "сердца". Тогда все вырождается, и врачебная практика становится отвлеченным "подведением" больного под абстрактные понятия болезни (morbus) и лекарства (medicamentum). Но на самом деле пациент совсем не есть отвлеченное понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по своему телесно-душевному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким должен врач увидеть его, постигнуть и лечить. Именно к этому зовет нас наша врачебная совесть. Именно таким мы должны полюбить его как страдающего и зовущего брата".



В этих замечательных словах отражена вся суть христианского подхода к лечению больного. Здесь воплощается евангельский принцип любви к ближнему.



Конечно, врачам не только русской, но и всей мировой медицины в ее лучших представителях свойственны эти прекрасные черты. Вспомним хотя бы героев книги Г. Глязера "Драматическая медицина". А с другой стороны, в русской медицине был не только доктор Дымов из "Попрыгуньи" Чехова, но и Ионыч.



И все же наиболее типичным для русской медицины был замечательный подвижник - земский врач. Однако и придворным врачам России были свойственны та же жертвенность и любовь к ближнему - помянем Евгения Сергеевича Боткина, принявшего мученический венец в подвале Ипатьевского дома вместе с царской семьей.

Начавшая совершаться в XIX веке деформация нравственных основ общества, без сомнения, захватила и медицину. Упомянув о литературных героях, не забудем и Базарова с его классическим лопухом. Этот лопух пророс в ХХ век и пышно расцвел в советское время, осенив многие поколения врачей вчерашнего дня. Тем не менее лучшие черты врача прошлого стойко укоренились в русском советском докторе. Тезис "любить больного" внушался студентам-медикам с первого курса. Да и сам государственно-партийный официоз не смог предложить своим гражданам ничего лучше "Морального кодекса" - изуродованной Нагорной проповеди. Так утверждалось в сознании советского врача "анонимное христианство".



В настоящее время даже этому пытаются положить конец. В сознание молодежи внедряется культ индивидуализма, идея о личном обогащении как наивысшей ценности. Студента и молодого врача, не владеющих и зачатками христианских истин, приучают к мысли о необходимости коммерциализации медицины. Астрономические для "простого" человека суммы, которые приходится платить за медицинскую помощь, призывают воспринимать как неизбежные реалии сегодняшнего дня, необходимую плату за "демократизацию" общества и даже как признак приобщения к истинной цивилизации (как будто Россия, давшая миру Чайковского и Королева, Чехова и Павлова, не была и не является цивилизованной страной). Впрочем, следуя номинациям Шпенглера (см. его знаменитую книгу "Закат Европы"), можно было бы согласиться со статусом России как вечной носительницы культуры, предоставив другим странам следовать "путем цивилизации" к собственному закату. К сожалению, у довольно большой части медиков все это не вызывает возражений, напротив, принимается с энтузиазмом как должное. При этом призыв "Любить больного" слышен все реже. Да и как любить больного, залезая в его почти пустой кошелек?



Конечно, вопрос об оплате труда врача вообще сложен и щепетилен, и возник он не сегодня (см., например, "Записки врача" В. Вересаева). Недаром бессребреничество, безмездность возводились в достоинство - значит, были и иные примеры. Все же для христианина руководством должно быть евангельское: "Туне (т.е. даром) приясте, туне дадите" (Мф. 10, 8). Сегодня, в очень трудное для Родины время, врач не должен требовать у больного, да и у общества высокой платы за свой труд.



Задачей ближайшего времени является воспитание врача - носителя христианской морали. По-видимому, необходимо ввести преподавание (факультативно) христианского вероучения в медицинских вузах. И, конечно, при каждой крупной больнице должен существовать свой больничный храм, приходская жизнь которого должна быть тесно связана с нуждами не только больных, но и всего коллектива медиков - от врачей до санитарок.



Подводя итог, можно сказать, что первоочередной задачей в области совершенствования врачевания в России является христианизация подхода к лечению, что естественным образом совпадает с такой же жизненно необходимой христианизацией общества в целом.



Как это сделать? Как преодолеть разложение внутри общества? Сегодня храмы открыты, Евангелие можно приобрести в любом книжном магазине, а "взрывного" обновления общества не происходит. Распространение православия идет, но медленно, а время не терпит, обещанное в начале "перестройки" ускорение на деле обернулось ускорением распада великой страны. Сегодня остается надеяться на чудо, которое одно может спасти Россию.



Но мы окажемся плохими христианами и плохими русскими, если не будем делать свое дело энергично, не унывая, с молитвой, и верить в это чудо.





А.В.НЕДОСТУП,

доктор медицинских наук.

Печатается по благословению духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (журнал "Врач", N 7, 1996 г.)











ВЕРУЮЩИЙ НАРОД И

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ:

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ РЕШЕНИЯ







В настоящее время отечественное здравоохранение стало тем государственным институтом, который весьма часто взаимодействует с Православной Церковью. Для священников больница сделалась местом постоянного посещения, медработники уже привыкают к их визитам, появились многочисленные православные братства и сестричества, ставящие своей целью служение больным.



Но неясность и неопределенность в отношениях Церкви со здравоохранением остается. Происходит это вследствие того, что организационная и правовая сторона отношений религиозных организаций с государственным здравоохранением пока не урегулирована. Поэтому хотелось бы обозначить несколько проблем, с которыми сталкивается священник, часто посещающий больницы.



1. Согласно российскому законодательству, всякому гражданину дано право на посещение его священнослужителем в больнице, но иногда священник не допускается до больного. Отказ мотивируется нарушением режима отделения. Не учитывается, что священник не имеет возможности прийти к больному в часы, официально отведенные для посетителей (вторая половина дня). Это объясняется недостатком времени у священнослужителя, а также тем, что обычно Таинство Причащения совершается до принятия пищи, а больному человеку трудно долго терпеть голод. Бывают случаи, когда священнослужителю отказывают в посещении больного по соображениям соблюдения асептики. Например, в роддомах, а ведь именно роддома больше всего нуждаются в посещении священника: ведь там, кроме здоровых, рождаются и больные, недоношенные дети, некоторые из них умирают в первые дни жизни и, к сожалению, обычно некрещеными. Насколько это серьезно, говорит то, что согласно древним церковным канонам, мать, которая допустила по своему нерадению смерть некрещеного ребенка, отлучается от Церкви на три года. Для христианина смерть некрещеного ребенка трагедия двойная, и поэтому вопрос о крещении больных детей в роддомах должен быть решен. Больница в состоянии предоставить для этого все необходимое: бахилы, халат.



2. Иногда, приходя в отделение, священник сталкивается с тем, что не находит места, где бы больной мог исповедоваться и причаститься. Исповедь и причастие зачастую приходится проводить в палате в окружении лежачих больных, иногда в коридоре или где придется.



3. Бывает так, что пришедшего к одному больному священника просят исповедовать и причастить несколько человек.



Однажды при посещении загородной больницы (я приехал к больной) ко мне обратились человек двадцать, и одна женщина попросила окрестить ее, но , естественно, не зная об этом заранее, я не взял с собой крестильный ящичек.



Многие из тех больных, точнее почти все, были достаточно глубоко и серьезно верующими людьми, но не имели возможности исповедоваться и причаститься, хотя в этом пригороде Москвы есть несколько действующих церквей. Один раз ко мне обратилась с просьбой о постоянном духовном окормлении больных заведующая отделением психиатрической больницы, но я вынужден был отказать, так как больница находилась очень далеко от нашего храма. К тому же мы окормляем пять ближайших больниц. Другими словами, вблизи действующих храмов есть больницы, где люди очень нуждаются в посещении священника. Рядом храм, а больные в близлежащей больнице умирают некрещеными, неисповеданными, без предсмертного напутствия Святыми Христовыми Тайнами.



Конечно, восстановление храмов и приходская жизнь дела очень важные, но ПРИЧАСТИТЬ ИЛИ ОКРЕСТИТЬ БОЛЬНОГО В ЛЕЧЕБНИЦЕ дело первоочередное, для этого можно отложить хлопоты, связанные со строительством. Иногда больные даже не знают, что священника можно пригласить в больницу. Возможно, выходом из положения было бы закрепление каждой больницы за определенным приходом.



4. Во многих больницах стали открываться храмы, община возводит новое или реставрирует старое помещение. В связи с этим возникают вопросы имущественного характера. Например, наша община взяла в свое распоряжение очень старое, ветхое, почти непригодное здание и отреставрировала, вложив немалые средства. При этом сохраняется некоторая неопределенность: если мы арендаторы, то нас могут попросить освободить помещение, и вложенные в реставрацию и строительство средства будут потеряны. Кому принадлежит здание больничного храма? Больнице? Общине? Существуют ли какие-то гарантии? Вопрос осложняется тем, что иногда больничный храм строится не самостоятельной общиной, а общиной близлежащей церкви. Для этого должны быть какие-то гарантии со стороны больницы. По-видимому, вопрос должен решаться в зависимости от того, принадлежал ли храм больнице до революции, или общиной построен новый, или же администрация предоставила под церковь свое помещение.



5. Бывают случаи, когда больница, тяжелое положение больных, используются не для духовного окормления, а для прозелитической деятельности. В этом случае религиозные проповедники действуют навязчиво, приходят без приглашения со стороны больного, что совершенно недопустимо и должно быть запрещено. Иногда религиозные деятели скрывают название своей конфессии, отвечая уклончиво: "Христиане", - хотя известно, что существуют сотни конфессий под таким названием. Религиозный проповедник, приходящий в больницу, не должен быть анонимным, и может быть допущен к больному только по приглашению больного или его родственников при наличии документов, подтверждающих принадлежность к зарегистрированной религиозной общине.



6. В некоторых больницах существуют группы православных верующих, обычно это сестричества, помогающие работе лечебного учреждения. Несмотря на очевидную необходимость таких групп для больницы, они сталкиваются с тем, что администрация не оказывает содействия их работе. Чаще всего проблемы бывают с помещением.



7. Осложнением во взаимоотношениях Минздрава и православных верующих является вопрос об абортах. Дело совсем не в том, запрещать сейчас аборты или не запрещать, а в том, что государственное здравоохранение проводит политику поощрения абортов. Любая многодетная женщина (иногда не только многодетная, но и беременная вторым ребенком) может рассказать о том, что часто при обращении в женскую консультацию она подвергалась психологическому давлению с целью заставить ее сделать аборт. Иногда речь врача имеет вызывающе-скандальный и травмирующий психику беременной женщины характер. Бывает, что женщину принуждают к прерыванию беременности и без причины, просто так, например, из-за того, что она студентка или "очень молода", или из-за того, что не так давно были роды. Врач предлагает сделать аборт сразу же, как только узнает о беременности, даже не вдаваясь в подробности, видя женщину первый раз. В результате многие женщины боятся идти к врачу, задерживают первое обращение к гинекологу до позднего срока беременности.



Психологическое давление на беременную женщину с целью заставить ее сделать аборт - недостойно и противоречит принципам медицинской этики и деонтологии. Это нарушает неприкосновенность жизни, является вмешательством в частную жизнь человека.



Рожать детей - дело опасное всегда, и никто не застрахован от осложнений. Кроме того, любая женщина имеет право рисковать своей жизнью ради своего ребенка, ведь никто на станет осуждать мужчину, который рискует собственной жизнью ради спасения жены и ребенка, или отговаривать того, кто идет в армию, на войну, заведомо зная, что может погибнуть. Напротив, такое поведение заслуживает только похвалы.



Отказ женщины от аборта или использования противозачаточных средств по религиозным соображениям не относится к компетенции врача и является вопросом веры, вопросом свободы совести. Поэтому совершенно недопустимо проявлять неуважение к чувствам верующих и оказывать давление, унижающее достоинство человека.



Проблема крайне обостряется укоренившимся среди врачей сознанием, что аборт - это что-то вроде удаления зуба, дело в нравственном отношении совершенно нейтральное. Например, весьма часты случаи, когда врачи назначают женщине лекарства, противопоказанные при беременности. Через некоторое время ей говорят, что если она не сделает аборт, то родит больного ребенка. И предлагают прерывание беременности по медицинским показаниям. То есть врач, назначая лекарство с тератогенным эффектом, не учитывает, что пациентка может оказаться верующей, он не задумывается о последствиях, хотя знает, что истинно верующий человек никогда не пойдет на убийство своего нерожденного ребенка, даже если ребенок болен. Этим нарушается право человека на информацию. При назначении лекарства врач обязан предупредить больную о возможном тератогенном действии, даже если больная не беременна (она может не знать о беременности). Со своей стороны больная имеет право отказаться от лечения или потребовать замены лекарства.



К нарушению права больного на информацию относится и тот случай, когда врач назначает гормональную контрацепцию и внутриматочные спирали, умалчивая об абортивном механизме их действия.



8. Весьма важной проблемой является и то, что верующие гинекологи почти лишены возможности заниматься профессиональной деятельностью. Право врача отказаться от производства аборта не закреплено законом. Православный гинеколог сегодня - это большая редкость, так как верующие врачи этой специальности не могут найти себе работу, не связанную с абортами, и уходят, превращая постепенно гинекологию в "атеистическую" специальность. А ведь проблема может быть решена. Аборты делают в больницах, роддомах, консультациях, поликлиниках и в частных организациях. Никакого ущерба здравоохранение не ощутит, если половина или хотя бы четверть роддомов и гинекологических отделений прекратят производство абортов.



Должно быть также гарантировано право не участвовать в аборте для студентов медицинских институтов.



Схожая ситуация в фармации. Церковные каноны запрещают православному христианину продавать абортивные вещества. К их числу относятся внутриматочные спирали и гормональные контрацептивы (ГК). (На сегодня уже достаточно известно, что ГК, даже не обладающие абортивным действием, могут в определенных случаях привести к аборту, т.е. к гибели оплодотворенной яйцеклетки.) В то же время спирали и ГК включены в обязательный ассортиментный минимум для аптек. Следовательно, православный христианин-провизор вынужден либо уходить с работы, либо поступать против своей совести. Нет никакой необходимости включать эти товары в обязательный ассортиментный минимум.



9. Серьезной проблемой для верующих является политика контроля над рождаемостью, проводимая нашим правительством, проповедником которой служит Министерство здравоохранения. Прошло уже несколько лет, как была принята президентская программа "Планирование семьи", которую лучше было бы назвать программой по контролю над рождаемостью. В результате этой политики на мероприятия по сокращению рождаемости (аборты, поощрение и реклама контрацепции, стерилизация) выделяются астрономические суммы, оплачиваемые налогоплательщиками. Сюда же относится бесплатная раздача противозачаточных средств несовершеннолетним без согласия родителей. Это задевает интересы верующих двояким образом: во-первых, государство вмешивается в частную жизнь семьи, выполняя несвойственные ему функции, во-вторых, нарушаются наши права как налогоплательщиков. Благодаря такой политике мы, граждане своего государства и налогоплательщики, вынуждены оплачивать из своего кармана бесплатную раздачу противозачаточных средств детям, стерилизацию, аборты и прочие мероприятия по контролю над рождаемостью. Мы будем считать, что наши права нарушаются до тех пор, пока хоть один рубль из госбюджета расходуется на мероприятия по контролю над рождаемостью. Государство в этих вопросах должно как минимум соблюдать нейтралитет. В противном случае возникает вопрос: а можем ли мы, как христиане, платить налоги, если их часть расходуется на детоубийство, стерилизацию, развращение детей?



10. Согласно православному мировоззрению, питание грудным молоком имеет большое значение в воспитании детей, но, к сожалению, в роддомах матери зачастую лишены права сразу приложить ребенка к груди и оставить при себе. Желание приложить ребенка к груди сразу, а не так, как обычно принято в роддомах, иногда заставляет православных матерей рожать дома, без квалифицированного родовспоможения. Эту проблему можно решить, узаконив и обеспечив право роженицы (по ее требованию) не расставаться с ребенком с момента родов до выписки.



11. Есть еще одна важная проблема. Конечно, всякий человек имеет право выбирать метод лечения, который считает нужным, и имеет право лечиться у кого угодно и как угодно (хоть у якутского шамана). Но когда человек обращается в государственное лечебное учреждение, он доверяет свое здоровье официальной медицине. Если же врач хочет заниматься шаманством, экстрасенсорикой и т.п., то должен это делать вне стен государственного лечебного учреждения, поскольку здесь он является представителем государственной медицины, получает зарплату из государственного бюджета, состоящего из страховых взносов населения, в том числе и православного.



Сегодня очевидно, что интересы отечественного здравоохранения и веру-ющего православного народа будут постоянно и все теснее соприкасаться, и в будущем возрастет взаимодействие между Церковью и здравоохранением. Для отечественного здравоохранения это значит много: церковная общественность обладает огромным потенциалом для развития благотворительности. Для того, чтобы эти отношения развивались с максимальной пользой для общества, необходимо их упорядочить, обеспечить защиту прав верующих со стороны государственной медицины и решить некоторые организационные вопросы.



Целесообразно было бы разработать специальную инструкцию Минздрава по отношению к религиозным организациям и посещению больных священно- и церковнослужителями в лечебных учреждениях, учитывая обоюдные интересы и во избежание нарушения закона о свободе совести. Необходимо законодательно утвердить права человека, связанные с медициной и медицинским обслуживанием.





ВЫВОДЫ



Религиозные организации и священнослужители постоянно сотрудничают с медициной, что в целом является весьма положительным фактом и во многом может помочь развитию отечественного здравоохранения. В то же время отношения между верующими и официальным здравоохранением характеризуются правовой неопределенностью и некоторыми трудностями. Вопросы, подлежащие урегулированию, можно разделить на три группы:



1. Посещение государственных лечебных учреждений священнослужителями. Права и обязанности сторон.



2. Деятельность религиозных организаций на территории лечебных учреждений. Имущественный и организационный вопросы.



3. Права граждан (в т.ч. верующих) в вопросах, связанных с медициной.



Некоторые из этих задач могут быть решены законодательно обеспечением определенных прав и свобод граждан; другие - путем инструкций и указов как со стороны Священноначалия, так и со стороны Министерства здравоохранения.



- Любой человек, находящийся в лечебном учреждении, должен иметь право на посещение его священнослужителем для совершения таинств и обрядов. Посещение лечебных учреждений религиозными деятелями без приглашения со стороны больных или их близких должно быть запрещено. Больницы необходимо распределить между православными приходами для духовного окормления всех нуждающихся больных, чтобы исключить отказы в посещении больного со стороны священников. Руководство больницы обязано предоставлять для религиозных нужд болящих минимально удобные условия.



- В интересах обеих сторон нужно, чтобы учреждения здравоохранения оказывали содействие религиозным организациям, ведущим благотворительную деятельность на их территории.



- Имущественные отношения между больницами и религиозными организациями должны быть урегулированы.



- Врачи, провизоры и студенты медицинских вузов должны иметь законное право отказаться от производства абортов и, следовательно, абортивные средства должны быть изъяты из обязательного ассортимента аптек. Совершенно недопустима бесплатная раздача противозачаточных средств детям без согласия родителей.



- Целенаправленное психологическое давление на женщину, принуждение к аборту недопустимо и грубо оскорбляет религиозные чувства верующих.



- Каждый человек имеет право на информацию, связанную со здоровьем. Это право должно распространяться на случаи, связанные с абортами: преступно утаивать информацию об угрозе для здоровья плода при назначении тератогенных лекарств и информацию об абортивном действии некоторых контрацептивов.



- Православные, как любые граждане нашей страны, являются налогоплательщиками, и наши права ущемляются тем, что миллиарды рублей из государственного бюджета выделяются на мероприятия по контролю над рождаемостью.



- Любая женщина должна иметь гарантированное законом право на то, чтобы быть с ребенком с момента родов до выписки из роддома.





Священник Максим ОБУХОВ











ЧТО ВПИТАЛ С МОЛОКОМ МАТЕРИ

(советы врача)







В последние десятилетия широкое распространение получило искусственное вскармливание детей. В большой степени способствует этому огромный выбор различных питательных смесей, которые пропагандируются как якобы полностью заменяющие материнское молоко.



Конечно, молочные смеси необходимы в определенных ситуациях, например, из-за смерти матери, когда ребенок лишается материнского молока. Но любая несомненно вынужденная и неполноценная мода на искусственное вскармливание ни чем иным не объяснима, как эгоистическим настроением некоторых матерей и их неразумием. Достаточно ознакомиться с высказываниями по этому поводу Святых Отцов, чтобы понять глубокий духовный смысл кормления младенца матерью. Божий угодник Нил Мироточивый оставил нам в назидание размышления на эту тему. Он говорит о необходимости телесной чистоты матери, о воздержании от интимных отношений с мужем на время кормления своего чада, во имя его здоровья. От молока, оскверненного невоздержанием, можно ждать впоследствии всяческих бед: проказы, худосочности и прочих телесных недостатков. Святой Нил пишет: "Невозможно, чтобы не был он (ребенок) чем-либо заклеймен; жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством или иным чем-либо подобным". Вскормленный в нечистоте родителей не имеет в себе страха Божия и причиняет родителям только печали. Сурово предупреждает о последствиях за нерадение о своих детях другой святой - Иоанн Златоуст: "Такие родители за подобный грех подвергаются крайнему наказанию".



Наши предки хорошо знали эти прописные истины. Благодаря им в нашем языке и поныне сохранилось расхожее выражение "впитать с молоком матери". Что именно впитывает дитя - плохое или хорошее - зависит от материнской добросовестности. Труды у матери большие, но зато и почет велик и у Бога, и у людей.



Мудро поучает русская пословица: "Мать - кормилица, а кормилица - не мать".



Современная медицина подчеркивает, что питание ребенка первого года жизни - одно из основных условий, определяющих его физическое и психологическое развитие не только после рождения, но и на всю последующую жизнь. Вряд ли когда-нибудь будет изготовлен продукт, полностью заменяющий женское молоко. А имеющиеся смеси удовлетворяют потребность ребенка в питательных веществах лишь отчасти в той форме, которая легко усваивается еще недостаточно зрелым желудочно-кишечным трактом ребенка, и дают ему возможность постепенно физиологически созреть, но не более того. Ребенок, вскормленный грудью матери, имеет преимущества перед искусственником, например, он менее подвержен в дальнейшем острым и хроническим заболеваниям.



С женским молоком ребенок получает необходимые ему гормоны. В младенчестве эндокринные железы функционируют недостаточно, и молоком матери этот дефицит восполняется. Люди, вскормленные молоком матери, в зрелые годы более устойчивы к стрессовым ситуациям, у них надежно работают половые железы, надпочечники, инсулярный аппарат и другие органы. Среди тех, кто вскормлен материнским молоком, меньше людей с задержкой полового развития, страдающих половым инфантилизмом, импотенцией, больных сахарным диабетом и пр.



Грудное молоко обеспечивает возможность правильного физического развития, уменьшает вероятность возникновения у человека ожирения или истощения.



Большое значение имеет грудное молоко в предупреждении инфекционных заболеваний. В последние месяцы беременности в плод от матери через плаценту поступают необходимые противоинфекционные тела (антитела), но уровень их быстро снижается после рождения. С первых часов жизни с молоком матери младенец получает все необходимые противоинфекционные вещества. Известно, что лейкоциты женского молока продуцируют интерферон. В грудном молоке находятся также стафилококковый, дифтерийный и столбнячный антитоксины. Молоко блокирует действие кишечных возбудителей болезни. Здоровая грудная железа не пропускает болезнетворные микробы. Достаточно сказать, что у женщин с активной формой туберкулеза туберкулезная палочка хотя и обнаруживается в молоке, но в ослабленной форме, безопасной для ребенка и даже пригодной в целях иммунизации.



Издавна известно, что грудное молоко предупреждает у младенца поносы, его закапывают в нос при появлении насморка, оно способствует заживлению поверхностных ран. Наиболее велика концентрация защитных тел в молозиве, особенно первых суток. У новорожденных, которые получают молоко матери с первых часов после рождения, как правило, не развивается сепсис.



Прикладывание ребенка к груди матери сразу после рождения стимулирует, с одной стороны, продукцию молозива, а с другой, - окситоцина, необходимого для сокращения матки и предупреждения кровотечения. К сожалению, об этом забывают, и акушеры пользуются окситоцином химического производства.



В период кормления грудью иммунная система ребенка постепенно созревает и в дальнейшем становится хорошей защитой организма от инфекций. Хочется обратить внимание и на то, что основные ингредиенты грудного молока абсолютно не аллергентны. Аллергия на фоне грудного вскармливания возникает на примеси (медикаменты, пищевые аллергены, химикаты и пр.).



Благоприятно отражается на развитии ребенка сам акт кормления грудью. Во время сосания груди - этой довольно тяжелой для ребенка физической нагрузки - развивается довольно слабая у ребенка нижняя челюсть, правильно формируется прикус и будущий речевой аппарат. Кормление грудью создает условия для более тесного общения матери и ребенка, благоприятного влияния их друг на друга и большего взаимопонимания. У матери закрепляются материнские чувства, а у младенца закладываются на будущее основы родительского поведения. Установлено, что животные, лишенные в раннем возрасте естественного кормления, оказываются более агрессивными к своему потомству.



Следует обратить внимание также на удивительную "гибкость" состава молока, меняющегося в зависимости от потребностей младенца. Так, в молоке преждевременно родивших матерей в первые 1-2 месяца повышено содержание белка и минеральных веществ, что необходимо для ускоренного роста недоношенного ребенка. В жире преобладают полиненасыщенные жирные кислоты и понижен уровень молочного сахара, что соответствует дефициту желчных кислот и ферментов у недоношенного и, следовательно, облегчает усвоение этой естественной пищи.



Установлен и такой факт, что женщина, прокормившая грудью хотя бы одного ребенка, реже заболевает раком грудной железы. Прерывание грудного вскармливания для организма матери можно сравнить с прерыванием беременности - это грубое вмешательство в отлаженный, сбалансированный гормональный статус.



Несмотря на то, что женское молоко идеальный продукт питания младенца, состав его у матерей вариабелен, зависит от их режима дня, питания, состояния здоровья. Поэтому у некоторых детей после месяца жизни может возникнуть дефицит витаминов и некоторых минеральных веществ. Для предупреждения возможного недостатка в рационе перечисленных ингредиентов, с 1-2 месяцев детям назначают фруктовые и овощные соки. Начинают с нескольких капель, а затем объем сока ежедневно увеличивают вдвое.



Каждый сок вводится постепенно и используется в зависимости от переносимости. Чаще назначаются зеленые сорта яблок, морковь, капуста, лимоны. Если не удается подобрать продукт, на который не было бы аллергической реакции, можно использовать вместо питья овощной навар. Последний готовится из разных овощей, как суп, после варки овощи отбрасываются. Сок лучше вводить непосредственно до и после кормления. Если это нарушает прием и усвоение грудного молока, то можно предлагать сок, как и питье, между кормлениями. При склонности детей к запорам в этом же возрасте используется скобленое яблоко или мякоть слив, чернослива.



К 5 месяцам масса тела ребенка обычно увеличивается вдвое, и женское молоко в объеме одного литра не удовлетворяет организм ребенка основными питательными веществами. Поэтому возникает необходимость введения более плотной, концентрированной пищи - прикорма.



Основными видами прикорма принято считать овощное пюре, манную кашу, мясное блюдо (бульон или вареное мясо, дважды провернутое через мясорубку). Первым прикормом назначают манную кашу или овощное пюре. Выбор первого блюда определяется особенностями развития ребенка и видом вскармливания. Предпочтение отдают овощному пюре, назначая его детям с экссудативно-катаральным диатезом, рахитом, анемией, при вскармливании молочными смесями.



Каждый вид прикорма вводится постепенно в течение 1-2 недель, вытесняя полностью одно кормление грудью. Блюдо прикорма дается перед грудью. Через месяц после введения первого прикорма вводится второй, допустима манная каша, а еще через месяц - третий (мясной). Манная каша вначале готовится 5%-й на половине коровьего молока, а через 2 недели - 10%-й на цельном коровьем молоке. Принцип постепенного введения сохраняется для всех видов прикорма. В это же время соки заменяются пюрированными фруктами, используется яичный желток по 1/4 - 1/2 через день, творог по 30-50 г. Манная каша чередуется с гречневой, овсяной, рисовой. В пюре и кашу добавляется сливочное и растительное масла до 3-5 г или свежие сливки. С 8-го месяца жизни мясо можно заменять рыбой и печенью, тогда же в рацион включают печенье, сухари. Ребенка приучают пить из чашки, есть ложкой; во время кормления он должен сидеть. Для улучшения усвоения и вкусовых качеств блюда комбинируют (бульон с овощным пюре, каши с фруктовыми соками).



Ребенку 10-ти месяцев дают мясо в виде фрикаделек, суп овощной на мясном бульоне, хлеб и яблоко кусочками, чтобы привыкал жевать плотную пищу. Оставшиеся 2 кормления грудью к концу года заменяют цельным кефиром или молоком с 5% сахара. При отсутствии свежих местных продуктов в качестве прикорма можно использовать блюда заводского производства.



Таким образом, к концу первого года жизни ребенок переводится на питание с общего стола, но механически и химически щадящее. Во избежание поносов прекращать кормления грудью не рекомендуется в летнее время и при заболевании ребенка.



Однако в процессе кормления грудью нередко возникают ситуации, когда объем молока уменьшается. При этом ребенок испытывает беспокойство после кормления, не выдерживает промежутки между кормлениями, плохо спит ночью. Если период недостаточного образования молока (лактации) затягивается (гипогалактия), начинает нарушаться физическое и психомоторное развитие ребенка, появляется предрасположенность к заболеваниям. При появлении гипогалактии не следует спешить с докормом, так как уменьшение объема молока может быть кратковременным (1-2 дня). Необходимо, по возможности, устранить явные причины гипогалактии, а при беспокойстве поить ребенка 5%-м раствором глюкозы или подслащенной водой.



Количество высасываемого молока уточняют взвешиванием до и после кормления. Однако нельзя оценивать состояние лактации по отдельным "контрольным кормлениям", поскольку в течение суток ребенок сосет неравномерно. Лишь определение суточного объема молока позволяет ориентировочно судить о его достаточности. При этом следует иметь в виду индивидуальную потребность ребенка и вариабельность качественного состава молока матерей. О том, что молока ребенку достаточно, свидетельствует прежде всего спокойное поведение и достаточная прибавка массы тела.



Желание женщины кормить грудью оказывается самым мощным стимулятором лактации. Поэтому беременная женщина должна готовиться к естественному вскармливанию. О ценности грудного молока и его значения для ребенка должны знать будущие отцы и другие члены семьи.



В целях стимуляции лактации необходимо использовать следующее:



1) наладить режим дня и питания кормящей матери;

2) перевести ребенка на более частое кормление;

3) ночной перерыв сократить до 4-5 часов;

4) использовать в каждом кормлении обе грудные железы при условии полного опорожнения каждой из них;

5) назначить матери никотиновую кислоту по 40-50 МГ 2-3 раза в день, витамин Е по 10-15 мг 2 раза в день, УФО, УВЧ, травы, лактогенные гормоны - все это по усмотрению врача.



К гипогалактии предрасполагают медикаментозная терапия матери, подавляющая лактацию, позднее прикладывание ребенка к груди, вялое сосание, длительные перерывы между кормлениями, без учета индивидуальных потребностей ребенка. Несмотря на то, что подавляющее большинство женщин, даже с инфантильной конституцией и эндокринными нарушениями, в состоянии удовлетворить своего ребенка молоком, к сожалению, далеко не все дети находятся на естественном вскармливании, или оно заканчивается преждевременно в связи с гипогалактией.



Если дефицит молока превышает 50%, назначается докорм донорским молоком или молочными смесями. Вид вскармливания, при котором вместо материнского молока используются его заменители, называется искусственным. Кормление донорским пастеризованным молоком также относится к искусственному вскармливанию, хотя и считается лучшим его вариантом. Это объясняется тем, что при пастеризации изменяется белок молока, разрушаются антитела, витамины, ферменты и пр.



Донорское молоко от здоровой женщины (матери здорового ребенка) используют в свежем виде, если оно сцеживается чистыми руками в стерильную посуду, сразу же закрывается крышкой и доставляется нуждающемуся ребенку. Правильно сцеженное молоко при хранении в холодильнике может использоваться в течение дня без предварительного кипячения. Недопустимо сцеживание нескольких порций в одну посуду - в этом случае молоко следует пастеризовать, т.е. бутылочку с молоком поместить в кастрюлю с водой и кипятить в течение 10 минут. Таким образом, матери надо помнить - здоровье ребенка и ее собственное здоровье в определенной степени в руках кормящей женщины.



Слишком много вредных воздействий извне испытывает ребенок, и не следует из-за своего эгоизма подвергать его еще одному - искусственному вскармливанию. Нельзя забывать - природа мудро устроена, с ней надо считаться и ей следовать.



Р.А.СТЕПАНОВА,

врач, кандидат мед. наук.











Молитва

Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии пред иконою Ея, именуемой Млекопитательница







Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих.



Зрим Тя на святей иконе на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего Господа Иисуса Христа.



Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матери скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Тем же тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави.



Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою.



О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас, в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарныя хваления сердец наших.



Вознеси мольбы наша ко Престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, Милосердую Заступницу и Верную Надежду рода нашего во веки веков.



Аминь.











При недостатке материнского молока

Преподобному Ипатию Печерскому Целебнику

Тропарь, глас I







Безначальнаго онаго и тихаго места идеже несть печали, ни воздыхания, достигнути, преподобне, желая, не дал еси себе зде покоя нимало, но присно день и нощь в делех всяких и жестоком житии трудолюбно подвизаяся, пребываеши, тем желаемаго получил уже, Ипате, молися о душах наших.











СВЯЗЬ МЕЖДУ АБОРТОМ И

РАКОМ ГРУДИ







Неоднократно устанавливалась взаимосвязь выкидышей и абортов со значительным увеличением риска рака груди. Женщины, решающиеся на аборт, должны знать, чем они рискуют прежде такого выбора.



Рак груди быстро распространяется во многих странах мира. Заболеваемость раком груди среди определенных групп в США (негритянок и бедных женщин) пугает своими темпами. Частично это повышение может быть объяснено известными факторами риска, но 60% от увеличения заболеваемости остались тайной для ученых. Популярная пресса была заполнена статьями типа "Загадочная чума: Что в американском образе жизни вызывает рак груди", ("Тайм", 14 января, 1991г.); "В преследовании ужасного убийцы", (Ньюсуик", 10 декабря, 1990 г.).



Какова причина внезапного распространения заболевания раком? Проводимые медицинские исследования вновь и вновь показывают, что этой причиной может быть аборт. Аборт первой беременности прерывает рост и изменение, которые готовят грудь к производству молока, оставляя ее при усиленном риске рака. Этот риск, помноженный на миллионы искусственно вызванных абортов во всем мире, может объяснить таинственный скачок роста заболеваемости раком груди.



Первая полная беременность женщины вызывает гормональные изменения, которые, в свою очередь, непрерывно изменяют структуру ее груди. Завершенный процесс уменьшает риск заболевания раком груди, вырабатывая защиту. Преждевременное завершение первой беременности оставляет миллионы клеток груди приостановленными в переходном состоянии. Исследования, проведенные на культурах ткани животных и человека, показывают, что клетки в этом состоянии имеют исключительно высокий риск превращения в раковые.



До того, как женщина первый раз забеременеет, ее груди состоят, главным образом, из соединительной ткани, пронизанной разветвленной сетью протоков и небольшого количества вырабатывающих клеток. Когда происходит зачатие первого ребенка, эстроген и другие гормоны наводняют организм матери. Беременные женщины испытывают это как "утреннюю болезнь". Под влиянием этих гормонов грудные клетки подвергаются массированному росту. Проистекающая из этого чувствительность груди - один из самых ранних сигналов о начале беременности. Сеть молочных протоков начинает "почковаться" (to bud) и "ветвиться", развивая большее количество протоков и новые структуры, называемые "концевыми почками" (end buds). Эти концевые почки начинают формировать "альвеолярные почки" ("alveolar buds"), которые позже разовьются в настоящие молочные железы, называемые "acini". В этот период быстрого роста и созревания клетки груди наиболее чувствительны к воздействию некоторых вызывающих рак факторов, или канцерогенов.



К концу первого периода (trimester) гормональный баланс изменяется. Уровень эстрогена снижается, а уровень других различных гормонов начинает повышаться. Стадия роста приближается к концу, начинается новая стадия - дифференцирования и созревания, которая продолжается вплоть до рождения ребенка.



Это процесс, в результате которого клетки станут специализированными. Все живые существа зарождаются в виде единственной клетки, которая затем начинает делиться и воспроизводить себе подобные. Человек только-только начал понимать механизмы этого процесса: в начале одинаковые клетки развиваются по-разному. В конечном итоге в разных органах и тканях организма они приобретают высокую специализацию.



В груди женщины этот процесс дифференцирования клеток направляется гормонами, вырабатываемыми на более поздних стадиях беременности. Если клетки станут специализированными, вероятность их перерождения в раковые очень мала.



Когда ребенок рожден, грудь полностью готова производить молоко для его питания. Она никогда не вернется к первоначальному состоянию и не будет уязвимой для рака. Далее, чем раньше происходит первая беременность, тем ниже риск заболевания раком груди. Многие исследования обнаружили, что рождение ребенка, особенно в раннем возрасте, понижает риск заболевания. Женщины, рожающие в возрасте до 18 лет, имеют в три раза меньший риск по сравнению с теми, которые имеют первого ребенка после 35 лет.



К сожалению, ранние аборты (как самопроизвольные, так и вызванные искусственным путем) прерывают процесс созревания груди в наиболее неблагоприятное время. Когда клетки воспроизводятся быстрее всего, риск злокачественных изменений в воспроизводстве наиболее велик. Рак образуется из тех клеток, чье воспроизводство было катастрофически остановлено.



Лабораторные исследования грудных клеток показывают, что грудная ткань человека во многом сходна с аналогичной тканью крыс. Опыты, проведенные на крысах, подтвердили, что ранний аборт ведет к раку груди. Например, у крыс грудная ткань наиболее восприимчива к раку, когда она быстро развивается при ранней беременности. Введение крысам канцерогенных веществ на этой стадии приводит к самому большому числу раковых опухолей. Большая часть абортов имеет место в период ранней беременности, именно тогда, когда грудная ткань наиболее уязвима для рака. Прерывание беременности на этой стадии так и оставляет грудные клетки в высоко восприимчивом состоянии.



Ключевые лица абортной индустрии знали эту связь по крайней мере с 1982 года. Малькольм Пайк явно идентифицировал аборт как фактор риска заболевания раком груди в 1981 году. Ряд исследований развил его работу. Подобный же вывод можно было сделать из наблюдений за пациентами в течение последних двенадцати лет.



Сторонники абортов оправдываются теорией "предубеждения памяти", чтобы не сообщать женщинам об этом риске. Якобы женщины с раком груди более склонны помнить предшествующие аборты, чем группа сравнения. Вследствие этого больные раком женщины сообщают правду, в то время как здоровые неосознанно лгут. Таким образом, исследования, обнаруживающие увеличение числа заболеваний раком, находят риск там, где его нет.



Риск, однако, не является иллюзией, потому что "предубеждение памяти" не может объяснить всех полученных результатов, и, в частности, не в состоянии объяснить следующее:



1) По крайней мере одно исследование берет в качестве контроля пациентов с раковыми образованиями не на органах репродукции, так что им, учитывая серьезность их состояния, едва ли можно приписать неосознанную ложь. Многие исследования используют контрольную группу женщин, находящихся в больнице. Любое пребывание в больнице указывает на серьезные нарушения здоровья, так что даже женщины, не больные раком, имеют веское основание сообщить полную правду.



2) Там, где это можно проверить по официальным записям об абортах, оказывается, что, хотя женщины и лгут относительно бывших у них абортов, больные и не больные раком женщины склонны делать это в равной мере.



3) Долгосрочное исследование проводится с группой матерей с момента родов и наблюдает происходящее с ними в течение многих лет. Это исследование, таким образом, полностью свободно от "предубеждения памяти", но также показывает увеличение риска через какое-то время.



4) Поскольку "предубеждение памяти" обусловлено нежеланием женщин признать, что они имели аборты, это не должно затрагивать исследования, привлекающие самопроизвольные выкидыши. Однако, исследования выкидышей обычно показывают увеличенный риск рака.



5) Абортная индустрия не имеет права утверждать, что "аборт частное, персональное решение, принимаемое женщиной", - и в то же время, что большое количество здоровых женщин "забывают" о своих абортах.



6) В двух больших исследованиях, которые были основаны исключительно на официальных записях об абортах (и поэтому свободны от "предубеждения памяти"), аборт первой беременности был связан с увеличением риска рака на 90%.



С каждым новым исследованием доводов, приводимых абортной индустрией, все менее убедительно звучит теория о "предубеждении памяти". Почему же и теперь не сообщается женщинам о результатах исследований?





Скотт Соммервиль











Письмо в редакцию



А с душой как быть?







Проблема абортов, этого узаконенного убийства еще неродившихся младенцев, приобретает в нашей стране все более ужасающие размеры. Если еще в 1995-м году врачи-гинекологи строго ограничивали направления на аборты сроком беременности, то в 1996-м году вступил в силу приказ Минздрава, по которому разрешены аборты по 11-ти пунктам социальных показаний. Одним из авторов приказа является главный гинеколог Алтайского края Перфильева Г.Н.



Какие можно сделать выводы? Они напрашиваются сами собой. Теперь можно делать аборты, вообще не считаясь ни с какими сроками. Любая женщина может в своей жизни найти хотя бы один из пунктов данного приказа и на основании этого сделать аборт на самых поздних сроках беременности, убить совершенно безнаказанно собственного ребенка. Мы уже не раз публиковали информацию о безжалостном умерщвлении младенцев во чреве матери, о том, что для младенца смерть мучительна, что младенец испытывает испуг, панику, боль в смертных своих муках, как и всякий человек. Повторяем это еще раз.



Как же выглядит приказ о расширении прав женщины на аборт с этой точки зрения?



Теперь не нужно задумываться даже о своевременном визите в больницу. Младенца убивают когда угодно (!!!). Это освобождение от всякой ответственности перед обществом, совестью, это возвращение к временам дикого варварства, облеченного в красивую современную оболочку.



Как отнеслись к этому Приказу сами врачи-гинекологи?



"Раньше Приказ по социальным показаниям состоял из пяти пунктов, а теперь - из одиннадцати. Вот и пошли женщины теперь клином на поздних сроках. Ни один врач-гинеколог не делает аборт без чувства сожаления, или не сознавая, что это зло. Но мы подневольны. Зато у нас есть радость - принять роды. Мы так и говорим - сегодня сделал аборт, а завтра зато родил, и этим как бы компенсируем ту депрессию, которую испытываем, делая аборт" (из беседы с врачом-гинекологом Новоалтайской гор. больницы, фамилию просили не указывать).



В беседе с главным врачом-гинекологом края Перфильевой Г.Н. был задан вопрос: "Может ли рядовой врач-гинеколог отказаться делать аборты?" "Нет, - был ответ, - не может. Это их обязанность, их работа. И если им это не нравится, то пусть ищут другую работу".



Да, но как же тогда клятва Гиппократа о ненанесении зла пациенту, которую врачи, делающие аборт, нарушают дважды - по отношению к женщине и к ребенку? И почему гинекологу нужно искать другую работу? Разве не хватит у него работы по родовспоможению и лечению женщин?



Из беседы с 17-летней Н., которая пришла со своей мамой в женскую консультацию на аборт с поздним сроком беременности по социальным показаниям.



Вопрос: "Что вас сюда привело?"



Отвечает мама: "Мы по социальным показаниям. У нас не все ладно в семье. Дочь с отцом ребенка не живет. Он вообще наркоман. А ей еще нужно закончить 10 и 11 классы. Ну куда его? И так трудно. Да еще родится больным или умственно отсталым. Мы всей семьей думали, решали... Вот решили сделать аборт. Собственно говоря, это будет не аборт, а искусственные роды", - как бы извиняясь, произнесла мама и опустила голову.



Вопрос: "Знаете ли вы, что аборт - это убийство, что ребенок уже есть, он живет?"

Мама: "Ну, все равно лучше сейчас... Что ж, лучше, если мы его оставим в роддоме?"



"Это несомненно лучше уже потому, что ребенок не лишен жизни. Спросите у самого обездоленного ребенка, согласен ли он на то, чтобы его убили? Неужели найдутся желающие? Жизнь - это самое дорогое. Любое лишение в жизни ничтожно по сравнению с лишением самой жизни. А знаете ли, как произведут лишение жизни вашему малышу?"



Зачитываю о методах умерщвления младенцев по материалам Центра.



Мама: "Да, я знаю, я - медик."



"И знаете, что ребенок может родиться еще живым?"



Мама: "Ну что ж теперь..."



"И вы знаете, что с ними делают в таких случаях?"



Мама: "Да, да", - низко опустив голову.



"А о последствиях, которые грозят Вашей дочери в будущем?"



"Знаю, но мы уже решили..."



Вопрос Н.: "Как ты сама относишься к тому, что твой ребенок будет убит? Ведь кому, как не тебе, больше всего известно, что он живой. Ты постоянно ощущаешь его нежные движения. Нужно себе абсолютно четко представлять, что ты будешь всю жизнь нести на себе это клеймо убийцы".



Н. задумчивая и удрученная. Губы ее вздрагивают, руки не находят себе покоя, перебирая концы пояска, лежащие на большом животе.



Н.: "Я думаю, что после этого, - медленно проговаривает она, - у меня все еще больше пойдет наперекосяк, хоть и ребенка не будет".



Вопрос: "Так зачем же его убивать?"



Мама: "Мы так решили, и этого уже не изменить".



Вот такой разговор состоялся у меня с 17-летней Н. и ее мамой в женской консультации г. Новоалтайска. Разговаривать должна была врач-гинеколог - прежде, нежели выписать направление в абортарий, но в этом случае поговорить разрешили мне. Когда мы потом обсуждали этот разговор и проблему абортов на поздних сроках, врачи жаловались: "Чего здесь только не наслушаешься. Жизнь тяжелая. Но сюда приходят не бедно одетые и не голодные. А дети? Да что вы, кто же будет нынче себя обременять детьми! А скажи попробуй, мол, ты остерегись, воздержись от связей... Не поймут! А, казалось бы, если до материнства еще не доросла, не созрела в каких-то жизненных планах, то как дать понять, что не созрела и до половых связей?"



Что тут еще скажешь?



Еще горше становится от того, что очень многие, прочитав, согласятся с мамой Н.



Мы не привыкли себя обременять, а еще больше мы не привыкли приносить себя в жертву или расплачиваться за содеянные грехи. В результате страдают безвинные и самые беззащитные - еще неродившиеся дети.



Поэтому появились вышеупомянутый Приказ о расширении прав на аборт по социальным показаниям и Постановление Правительства N 567 от 8 мая 1996г., подписанное В. Черномырдиным.





Г.М. Мейкшан

Тальменский район, с. Озерки, ул. Молодежная, 3-1.











ПОЧЕМУ СКРЫВАЕТСЯ ПРАВДА О ГОРМОНАЛЬНОЙ КОНТРАЦЕПЦИИ?







Сейчас усиленно рекламируются различные гормональные контрацептивы - средства, предохраняющие от беременности. Говорят, что они безвредны, физиологичны, даже необходимы женщине.



Оказывается, гормональные контрацептивы омолаживают организм, улучшают его функции. Чтобы понять так ли это, надо выяснить что такое гормоны. Это вещества, выполняющие регулирующую роль в организме. Управление процессами находится в высших гормональных центрах - гипофизе и гипоталамусе, которые имеют связь с периферическими органами: щитовидной железой, надпочечниками, яичниками. Каждый из этих органов выделяет свои гормоны и имеет связь с центром.



На особом месте стоят половые железы (яичники). Половые гормоны опреде-ляют развитие половых органов, вторичных половых признаков, под их влиянием мужчины и женщины приобретают свой облик.



Женский организм создан для рождения детей. Матка, "ждущая" каждый менструальный цикл оплодотворенную яйцеклетку, и другие половые органы имеют между собой и со всем организмом четкое гормональное взаимодействие. Это очень чувствительный организм. Сбой в его работе грозит серьезными неприятностями для всего организма.



Медицина с большой осторожностью относится к гормональным лекарствам. Небольшие дозы этих веществ могут полностью изменить функции организма. Эти лекарства используются при угрожающих жизни состояниях.



Использование гормональных препаратов для предупреждения беременности не является лечебной или диагностической необходимостью. В здоровом организме все процессы отрегулированы: вырабатывается необходимое количество гормонов. Гормональные контрацептивы - чужеродные вещества, вмешиваются в отлаженный механизм. Происходит повреждение, начиная с половых желез (яичников) и заканчивая регулирующим центром (гипоталамусом). Вместо естественных связей создаются грубые искусственные взаимодействия. Гормональные контрацептивы подавляют выход яйцеклетки, угнетают регулирующие центры. Но в организме все процессы имеют продолжение и завершение.



Что будет, если подавить выход воздуха из легких, движение крови в сосудах? А гормональные контрацептивы применяются часто не один месяц, а годы. Все это время организм не выполняет нормально свои функции. Со временем количество половых гормонов начинает уменьшаться. Яичники уменьшаются в размерах, их сосуды суживаются, питание нарушается, они не могут работать как прежде. То же происходит во всех отделах половой системы. Постепенно весь организм приходит в одряхление, быстро стареет. После прекращения приема гормональных контрацептивов по гормональной системе организма тоже наносится сильный удар. Теперь организм пытается вернуться к первоначальному состоянию, которое обрести уже не может. Обычно после таких потрясений он окончательно "разлаживается".



После создания очередного поколения гормональных контрацептивов сообщается, что они "более очищены", "действуют мягче", "не вредят организму". Конечно, это ложь, обычный рекламный трюк. Производители гормональной контрацепции поддерживают концентрацию гормонов, при которой невозможен выход яйцеклетки, т.е. они не могут снизить содержание гормона до такой степени, когда не будет отрицательного воздействия.



В течение менструального цикла в матке под влиянием гормонов меняется строение внутреннего слоя, образуется так называемый "функциональный слой", отторгающийся, если к нему не прикрепляется оплодотворенная яйцеклетка. Под влиянием гормональных контрацептивов этот слой восстанавливается и отторгается неравномерно. Из-за этого часто происходят маточные кровотечения.



Из-за длительного и грубого воздействия гормональных контрацептивов в слизистом слое матки происходят такие изменения клеток, которые приводят к предраковым заболеваниям. Нарушается ткань шейки матки, что может привести к возникновению рака. Отрицательное воздействие оказывается и на молочные железы. Это очень чувствительные органы, реагирующие на любое отклонение в половой системе. Под действием гормональных контрацептивов меняется структура тканей - желез. Результат - диффузные, узловые мастопатии, аденомы, раковые опухоли. В матке угнетаются гормональные рецепторы, поэтому подача импульсов извращается. В результате действия гормональных контрацептивов и неправильных внутренних сигналов яичники вырабатывают измененные группы половых гормонов в больших количествах.



Замечено, что если процесс выработки изменений гормонов начался, его невозможно остановить. В большей или меньшей степени он будет продолжаться до полного прекращения менструальной функции. В результате сбоя может усилиться выработка мужских половых гормонов (в норме их очень мало), тогда женский организм приобретает типичные мужские черты. Сейчас популярны так называемые гормональные депо. Производится однократное введение препарата, срок действия которого рассчитан на несколько месяцев. На фоне действия препарата при кровотечениях, нарушениях менструального цикла и других изменениях в половой сфере полное лечение невозможно. Требуемая помощь запаздывает - происходят необратимые изменения.



В наше время практически нет здоровых женщин. Перед назначением гормональных контрацептивов врачи, как бы проявляя заботу о женщине, обследуют ее. Известно, насколько чувствителен менструальный цикл к изменению условий. Нельзя достоверно узнать, что происходит в организме при применении чужеродных гормонов. Для этого необходим постоянный контроль, т.е. на каждую женщину постоянно должна работать огромная лаборатория. Если в полном объеме нельзя учесть действие таких сильных веществ, как гормоны, как можно утверждать, что они безвредны и даже полезны организму?



Каждый разумный человек понимает: если говорится заведомая ложь, значит тщательно скрывается правда. А правда состоит в том, что гормональные контрацептивы оказывают разрушающее действие на весь организм. Если это таблетки, то они воздействуют на слизистую желудка и двенадцатиперстной кишки, в результате - гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Изменяется флора желудочно-кишечного тракта, что приводит к колитам, дисбактериозам. Для печени, поджелудочной железы чужеродные гормоны являются токсическими веществами, они разрушают эти органы. В итоге - холециститы, панкреатиты, гепатиты, циррозы, аденомы печени. Печень не справляется со своими функциями, а вырабатываемые ею вещества необходимы для кроветворения. Состав крови изменяется, повышается свертываемость крови, что приводит к тромбоэмболии (закупорки тромбами различных сосудов). Поэтому на фоне приема гормональных контрацептивов резко возросло число инфарктов миокарда, тромбоэмболий легочной артерии, инсультов у женщин молодого возраста. Отмечается резкое увеличение геморроидальных изменений вен различной локализации (нижних конечностей, прямой кишки, пищевода и т.д.).



В связи с изменениями в эритроцитах (красных клетках крови), увеличилось число анемий. Гормональные контрацептивы оказывают отрицательное воздействие на тонус сосудов, что приводит к гипертонической болезни, т.е. повышению артериального давления вплоть до гипертонических кризисов.



Страдает мочевыделительная система - различные заболевания почек, мочевого пузыря.



Под действием гормональных контрацептивов разрушается вся эндокринная (гормональная) система. Дает сбои щитовидная железа. Сбиваются с ритма надпочечники - нет защиты от неблагоприятных факторов (стрессов), разрушается иммунологическая система. О разрушении и неправильной функции поджелудочной железы говорит то, что резко изменяется содержание сахара в крови. Нарушается обмен веществ (ожирение). Если нарушается работа органов, выделяющих гормоны, то происходят нарушения и в нервной системе, это проявляется в нарушении сна, поведения: женщина становится раздражительной, агрессивной, часто испытывает депрессивное состояние, появляются головные боли, головокружение.



Вот далеко не полная картина изменений, происходящих в организме женщины при применении гормональных контрацептивов.



С начала применения гормональных контрацептивов прошло чуть более 30 лет, время сделать выводы об отдаленных последствиях препаратов. В наше время почти каждая девушка страдает нарушениями менструального цикла. Каждая вторая женщина имеет серьезные нарушения половой сферы. Почти 90% женщин страдают заболеваниями молочных желез, резко возросла онкологическая патология. Гормональные контрацептивы применяют в мире от 150 до 200 млн. женщин. Где же омоложение и оздоровление?



Теперь, когда ВОЗ, созданная для охраны здоровья, шлет в нашу отсталую страну гормональные контрацептивы, когда НИИ по охране здоровья матери и ребенка Минздрава России пропагандирует прием препаратов по любому поводу; когда врач, обязанный пожертвовать всей жизнью ради больного, назначает лекарство, заведомо приносящее вред и угрожающее здоровью, надо решить каждой женщине. Решить: нужно ли не задумываясь принимать гормональные контрацептивы или сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей.





Рудыкин

г.Воронеж
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную