Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


Информационный листок православного медико-просветительского центра "Жизнь"



Выпуск N 13









Да проглаголетъ икона зверина (Откровение св. Иоанна Богослова, 13, 15)







Последствия воздействия телевидения на вас и ваших детей





1. Снижение интеллекта и интереса к жизни.



2. Повышение внушаемости: вам будет казаться, что вы самостоятельно приходите к определенным выводам, но тем не менее это было запрограммировано. Через воздействие на сознание достигается управляемость вашим поведением извне, причем вы об этом не подозреваете. Подсознательное навязывание определенных мнений и образа мышления.



3. Снижение способности к самостоятельному мышлению и самостоятельному анализу происходящих событий.



4. Ухудшение культуры речи и выработка шаблонного мышление.



5. Ухудшение взаимоотношений между членами семьи: потеря контроля над воспитанием детей; проявление жестокости, склонности к насилию; проявление половой распущенности.



6. Ухудшение зрения, отрицательное влияние на нервную систему.



7. Снижение работоспособности.



8. Расслабление и парализация воли.



9. Оккультное воздействие.









ТЕХНОГЕННЫЙ ОККУЛЬТИЗМ





Телевидение (ТВ), видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. В настоящее время они во многом определяют поведение, личностное и общественное мышление. Это воздействие настолько велико, что средства массовой информации всерьез называют четвертой властью.



Да, эти средства забирают власть над душами людей и определяют для них, во что и как верить, как жить.



Еще Наполеон в свое время говорил, что 5 газет могут сделать гораздо больше, чем хорошо вооруженная и обученная 100-тысячная армия.





Телевидение и дети





В печати много сообщалось об огромном разрушающем воздействии ТВ на детей и подростков. Детские психиатры и психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от ТВ и компьютеров. Но какой же вред приносит детям наш обычный домашний спутник, нет, не спутник, а теперь уже незаменимый член нашей семьи - телевизор? Вред от него мы видим троякий: облучение, приводящее к развитию нервно-соматических нарушений; астеноневротические и соматические нарушения, связанные с длительным сидением около телевизора, общей обездвиженностью; информационное воздействие, проявляющееся, главным образом, в психоэмоциональной сфере.



Дети проводят много часов подряд у телевизора или компьютера. Их внимание целиком направлено на экран. Эти дети, как правило, мало читают или почти ничего не читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к резкой астенизации (истощению) нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны (как результат переживания событий, которых они насмотрелись в телепередачах). Утром они с трудом встают, чувствуют себя неотдохнувшими.



В школе эти дети бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач.



Развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми в классе, обидчивыми. Школьная успеваемость у них снижается.



Как результат длительного сидения и малоподвижного образа жизни может расстраиваться работа кишечника, ухудшается его перистальтика и развиваются запоры. Могут развиваться застойные явления в органах малого таза, что способствует развитию или усилению онанизма, что, в свою очередь, еще более астенизирует нервную систему. У детей появляются астеноневротические состояния, частые головные боли.



В результате интеллектуальное развитие таких детей замедляется, а черты характера ухудшаются. Соматические нарушения и малоподвижный образ жизни приводят к частой заболеваемости.



Страшным является и то, что результатом длительного сидения у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами.



Здесь важно отметить, что дети настолько вживаются в мир, показываемый по ТВ, что его они впитывают в свою душу и стремятся жить по его заповедям. ТВ вольно или невольно кодирует поведение ребенка и подростка, заставляя жить по законам этого мира. Кодирование при этом не обязательно может быть прямым, а опосредованным: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Безусловно, это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия, жестокости.



Особенно опасны для психического и интеллектуального развития детей электронные игры и специальные электронно-игровые приставки для телевизоров. Электронные игры настолько увлекают детей, что они забывают обо всем на свете. Часами без отрыва могут сидеть у экрана ТВ или с электронной игрушкой.



Дети сидят у экранов и воюют с пошлыми персонажами, которых надо убивать или от которых надо спасаться. В. Тростников ("Православная Москва", июнь 1995 г.) сравнивает воздействие "электронных монстров" на мозг детей с воздействием наркотиков. Он считает, что эти "умные" (электронные) игры нисколько не развивают интеллект, а, наоборот, закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, т.к. эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут не может быть. Об этом свидетельствуют так называемые "отрицательные теоремы математической логики", из которых следует, что роль рационального познания в общем постижении была очень мала". Эти игры не развивают творческую интуицию.



 "Ни один истинно умный человек, - пишет В. Тростников, - не пользуется в жизненных дилеммах какими-то алгоритмами - это делают скорее шизофреники (так называемый резонерский бред). Если бы качества, развиваемые азартными играми, на самом деле были полезными, то военачальниками ставили бы лучших шахматистов - ведь игра в шахматы изначально была задумана как имитация военных действий. Однако сам акт имитации уже несет в себе редукцию такой степени, что подражание получается в корне отличным от оригинала. Нет сомнений в том, что Суворов проиграл бы в шахматы не только Каспарову, но любому второразряднику".



Необходимо также отметить, что электронные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям. Дети, "заболевшие" электронными играми, становятся непослушными, недисциплинированными. Они привыкают делать не то, что нужно, а то, что приятно.



Таким образом, влияние ТВ и электронных игр на развитие и здоровье детей не является безвредным, но оказывает отрицательное воздействие на физическое, психическое и на духовное состояние.





Воздействие телевидения на взрослых





Сами того не подозревая, телезрители подвергаются гипнотическому воздействию и теряют способность самостоятельно мыслить, принимают за свое то, что навязывается им с экранов ТВ, погружаются в мир иллюзий, теряют ощущение реальности.



По ТВ предлагают одну и ту же бездуховную пищу всем людям, и они из-за этого теряют индивидуальность, становятся духовно похожими друг на друга.



ТВ является мощным рассадником практического, жизненного безбожия, уводит человека от Бога в мир страстей, жестокости, обмана, оккультизма. Именно через ТВ оказывается огромное оккультное воздействие на человека: вспомним телесеансы А. Кашпировского, А. Чумака, встречи с Джуной, колдуном Ю. Лонга, экстрасенсами... Чего стоит одна только передача "3-й глаз"! А ведь зрителями этой оккультной духовной заразы являются миллионы и миллионы людей! Я не оговорился, написав слово "зараза". Как мы заражаемся вирусами и микробами и заболеваем различными инфекционными болезнями, так и через ТВ заражаются наши души различными духовными пороками, уводящими нас от Бога прямо к дьяволу.



Люди впитывают образ жизни, мыслей, поведения, диктуемый с экрана ТВ, и этот образ кодирует их. Им хочется жить так же, как живут экранные герои, но т.к. наши желания почти всегда не совпадают с нашими возможностями, развиваются нервные срывы. И это приводит к развитию у людей неврозов, декомпенсации скрытых дефектов психики и психических заболеваний. В том, что в последние годы значительно увеличилось число нервно-психических заболеваний, повинны не только социально-экономические неурядицы, но и бесконечные зарубежные телесериалы. То, что мы ежедневно видим по ТВ, не совпадает с нашими возможностями, а желание жить по "их образу" (западному) настолько соблазнительно, что это, хотим мы этого или нет, приводит нас к внутреннему разочарованию. Последнее проявляется в нашей неудовлетворенности, приводит к психоэмоциональной несдержанности и частым срывам в поведении. Это отнюдь не редко является и причиной семейных неурядиц, ибо мы желаем подражать "экрану", а наши близкие часто не могут удовлетворить наши желания.



С другой стороны, современные телепередачи развивают у людей сильнейшие страсти (сексуальную распущенность, пьянство, курение, ненависть, злобу, лживость, жестокость и мн. другое. Человек становится рабом телевизора, а этот "рабовладелец" управляет душами людей.



Вспомним о том воздействии, какое оказывали на людей телесериалы "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут", "Моя вторая мама" и др. Везде: и на кухне, и на работе, и в транспорте, и в общественных местах - люди только и обсуждали прошедшие и будущие серии, жили чужими судьбами. Мне как врачу известны случаи инфарктов миокарда, инсультов от этих переживаний. Люди гибнут за... что?



"Телевизионный бес" внушает, внушает и внушает... А люди внимают, внимают и внимают ему... Ну разве это не управление сознанием людей? И потому сегодня с полным основанием можно утверждать, что телевидение стало мощнейшим оружием в руках дьявола.





Из книги иеромонаха Анатолия (Беpестова) "Число зверя. На пороге третьего тысячелетия".

Московское подворье Свято-Тpоицкой Сеpгиевой Лавpы. "Новая книга", 1996









ШНЯГА или Искушение рекламой





Нет, наверное, сегодня человека, хотя бы отчасти не охваченного рекламой. Всяк знает, что это такое, потому что видит каждый день. Отличительное ее свойство - назойливость, навязчивость. Реклама - от латинского reclamare - "кричать". Десятки всевозможных товаров, без которых легко обойтись, кричат нам с телеэкрана: купи нас, а потом жуй, глотай, намыливай и т.д. Нам объясняют: еда - это наслаждение вкусом, и жевательная резинка - это тоже наслаждение... Наслаждайтесь! Нам демонстрируют женщину и мыло и сообщают: "Камей" - неотразимое искусство обольщения... Обольщайтесь! Нам показывают особо прочные женские колготки и тут же выдают сенсацию: "Нашу любовь не разорвать никогда".



Телевидение рекламирует любовь - крепкую, как колготки. Я не думаю, что здесь одна только издевка. Это новый взгляд на любовь. Новоевропейский взгляд, которому по крайней мере полтысячелетия. Со времен Бокаччо и Рабле, со времен Ренессанса (так величают эпоху возрождения язычества в Европе) и так называемого Просвещения на Западе утвердились кишечно-желудочно-сексуальные ценности. Если Библия говорит: крепка, как смерть, любовь, то новый взгляд кощунственно мелочен и насмешлив: любовь крепка, как колготки.



Это "шняжный" взгляд на высокие духовные ценности. Честно говоря, со словом "шняга" я познакомился совсем недавно, прочитав некую рекламную газету. Ее назойливо заталкивают в наши почтовые ящики, хоть мы и не просим об этом. Каждый такой номер начинается с передовой статьи, где главный редактор преподает читателям "шняжное" мировоззрение.



Что это такое? Вот несколько цитат: "Обрусевшее "шняга" выдумали торгаши... Шняга - это всякий мелкий товар (дешевые игрушки, одежда и проч., и проч.). Товар, идущий в массе... И в то же время это не "ерунда", а вещи, нужные и приятные людям, приносящие солидный доход... Синонимов в русском языке практически нет. Наши спесивые (?!) предки все стремились к "высотам" и презирали мелочи. Если служить, то Богу, царю и Отечеству... Если думать, так над вселенскими вопросами. Если любить, то один раз, а соединяться - так до гробовой доски. Радоваться - только Воскресению...



Как видим, "шняга" выступает в качестве альтернативы Богу, царю, Отечеству, вселенским вопросам, единственной любви, радости Воскресения. Как утверждает автор этих самых передовых в мире статей, "вся наша жизнь полна шняги и определяется ею... От сильных и высоких чувств - одна боль... Мы боимся слова "ничтожный". А зря. Эпоха титанов, крестных походов и гибельных страстей ушла навсегда. Поиск вечных истин и вечной любви прекращен. Дух нашего века - это простые радости и динамическая компоновка связей; вместо романов и поэм - колонка в ежедневной газете... Прелестные безделушки определяют стиль, определяют все".



Итак, вместо вечных истин и вечной любви рекламная газета предлагает нам "шнягу" и "динамическую компоновку связей". К сожалению, мир с радостью принимает это предложение. Еще в начале века св. Иоанн Кронштадтский горестно писал: "От подошвы ноги до темени головы нет в обществе здорового места: вся голова в язвах, все сердце исчахло; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Если Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре... Чрево - стало идолом; постов совсем не держат, считая их тягостными; пирования и пьянство сделались явлениями постоянными; деньги - стали положительно современным кумиром, и для легкого приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом - удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учения направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах!" (Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского "О Страшном поистине Суде Божием грядущем и приближающемся". М., 1993. с.18, с.74-75).



Выходит, и реклама вообще, и рекламные газеты, и рекламное телевидение идут в ногу с эпохой. Если чрево стало идолом, деньги - кумиром, а вместо идеалов - "шняга", то и торговая реклама служит всем перечисленным господам: духовному ширпотребу, чреву и сребреникам. Естественно, я не имею в виду простую информацию о продаже болтов, гвоздей и масляной краски. Без такой информации не может работать современный производственный механизм. Конечно, этот механизм служит все тому же чреву, однако незатейливая реклама, занятая исключительно сообщением информации о товарах, не посягает на наши души.



Значит, журналист, работающий в этой "кричащей" сфере, вовсе не обречен быть представителем второй древнейшей профессии? Наверное, не обречен. Не все же мы отдаем душу маммоне. Ведь жанр сам по себе не определяет, на чьей стороне сердце автора. И роман можно написать грязный, и оперу, и даже передовую статью. Все зависит от наших духовных предпочтений.



Вот, например, в Екатеринбурге есть парфюмерная лавка, в одном из окон которой - симпатичное женское лицо, а в соседнем, простите великодушно, - голая женская задница. Достаточно одного взгляда, чтобы узнать очень многое о душевном устройстве автора этой рекламной композиции и о том, чем закончилась война между бесом и ангелом в его сердце.



Во-первых, он, конечно же, сторонник полного уравнения в правах человеческого лица и его смрадного антипода. То есть он активно и решительно борется с остатками стыдливости в нашем обществе, пропагандируя бесстыдство. До сих пор женщина публично обнажала эту часть своего туловища лишь в единственной ситуации - когда хотела кого-то очень сильно оскорбить. Этот "жест" был одним из самых непристойных. Тем самым, во-вторых, автор парфюмерной рекламы бросает вызов остаткам общественной, публичной благопристойности. Ежедневно мимо проходят тысячи людей, в том числе облеченных всевозможными государственными полномочиями, и ни один не пользуется ими, дабы призвать срамников к ответу. Да чего там - барельефному революционному матросу на другой стороне улицы несколько лет назад нарисовали срамоту - и ничего. Ни коммунистическая старушка, ни функционер РКРП, ни я сам, грешный, не пришли сюда с краской и не замазали непристойность. Что-то с нами происходит очень серьезное.



Неужели вхождение в так называемую западную цивилизацию неизбежно сопряжено с деградацией нравов? Наверное, такова плата за вход. Ведь за дверью нас ждет то же самое. Как свидетельствует американский иеромонах о. Серафим (Роуз), "в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы. Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь" (Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир (Опыты православной педагогики. М., 1993. с.204). Так что же нам делать, что делать православному человеку, когда реклама разврата, реклама насилия, реклама наживы бесстыдно лезет в глаза и в душу? Что? Ответ очень простой, известный каждому христианину: противостоять искушению, противостоять соблазнам. В конце концов можно выбросить телевизор. "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную..." (От Марка. 9:47). Реклама кричит: потребляй! Или на языке полнокровного лозунга: "Всемерно удовлетворяй постоянно растущие физические потребности своего организма!" Это ли заповедал нам Христос? Нет, но совсем другое: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеваться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? ...Итак, не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?", или: "что пить?", или: "во что одеваться?" ПОТОМУ ЧТО ВСЕГО ЭТОГО ИЩУТ ЯЗЫЧНИКИ, и потому что Отец ваш Небесный ЗНАЕТ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ НУЖДУ ВО ВСЕМ ЭТОМ. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам" (От Матфея. 6:25, 31-33).



Но современный человек в массе своей начинает с другого конца: он занят прежде всего тем, что есть и во что одеться, где отдохнуть, что посмотреть (в кино, в театре, на стадионе, на природе, за океаном и т.д.), что послушать, что понюхать, что выпить, что выкурить и проч. То есть это прежде всего чувственный человек, язычник, целиком отдавшийся удовлетворению своих чувственных, телесных потребностей, раздувший до невообразимых размеров эти потребности, забывший о Царстве Божием и правде Его. Забывший о едином на потребу, то есть о спасении души. Весь отдавшийся делу погибели.



Отличие современного человека от средневекового, глубоко и искренне искавшего единения с Богом, хорошо показал выдающийся русский ученый и православный монах Алексей Лосев: "Феодализм есть всегда традиционализм и отсутствие идеи прогресса (писано это в 30-е годы, и потому Лосев, недавно пришедший из концлагеря, говорил о "феодализме" и "феодальном человеке", а не о средневековом христианстве и христианине). Это очень стабильная и созерцательная система. Здесь сознание человека устремлено в личностные глубины бытия, своего и чужого; отсутствие развитой хозяйственной деятельности, неразвитость рассудка и примитивность техники и всей культурной жизни этому только способствовали. Феодальный человек не потому не имел развитой техники, что он был глуп и беспомощен, но потому, что она трансцедентально связана с культурой изолированно-рассудочных функций субъекта, а феодальный субъект - целостная личность. И не потому здесь мало прогрессировала наука и люди были неграмотны, не знали настоящей медицины и санитарии и при каждой эпидемии мерли как мухи, что они были хуже современного культурного европейца, глупее его и ниже его. Но это было потому, что отвлеченная наука не нужна целостной личности (а мы сегодня - не целостные, но узко специализированные, частичные существа. - Б.П.), что грамотность в азбуке - дело слишком маленькое для глубин духовной жизни личности, что умирать в болезнях, нищете и грязи не только НЕ МЕШАЕТ СПАСЕНИЮ ДУШИ, НО СКОРЕЕ СПОСОБСТВУЕТ ЕМУ, так как этим развивается сознание его ничтожества и, следовательно, смирение перед абсолютной личностью (т.е. перед Богом. - Б.П.). Поэтому-то с феодальной точки зрения и является бессмыслицей всякое "освобождение" человека, и оно, строго говоря, отрицает весь экономический, художественный и научно-технический прогресс. Нельзя освободить совесть. Разве совесть может не быть свободной? Совесть только в одном случае может быть несвободной - это когда она затемнена... Максимальная свобода, какая возможна, уже человеку дана. Все прочие "свободы" есть только новое обезличение и закабаление, ЕСТЬ ТОЛЬКО ПОКЛОНЕНИЕ САТАНЕ" (История эстетических учений. А.Ф. Лосев. Форма - Стиль - Выражение. М., 1995. с.369-370).



Если вернуться к очень узкому предмету нашего разговора, т.е. к коммерческой рекламе идеологизированного типа, то теперь нам понятно, что она - всего лишь верхушка огромного айсберга, называемого современной безрелигиозной и даже антирелигиозной культурой и жизнью (в конце концов сводящейся к поклонению маммоне, утробе, сатане). Но для безрелигиозного человека нет ни Бога, ни сатаны, а объективной реальностью, данной нам в ощущениях, является одна лишь материя (или "шняга", с которой мы начали разговор). Однако личность, как бы ни старалась, никогда не сумеет свести себя окончательно к безличной, неодушевленной, неодухотворенной материи. Душа протестует, душа выпирает из материи - вопреки желаниям безрелигиозного человека. Иногда она даже болит, болит нестерпимо, и тогда человек все-таки вынужден выбирать: целиком и на веки вечные отдаться этой адской боли или найти радость, мир и покой - в Боге.





 Борис ПИНАЕВ



P. S. А редактора упомянутой рекламной екатеринбургской газеты, конечно, жаль. Это, без сомнения, талантливый человек, только талант свой он зарыл в землю, в прах земной. Мне кажется, что хотя бы на исходе своих земных дней он все-таки поднимет лицо к Небу. Потому что меж его летучих строк часто сквозит тоска, свирепая человеческая тоска. Душа помимо осознанного человеческого желания ищет чего-то более высокого, чем крупный денежный счет в банке и сопряженные с ним земные наслаждения.



"Православная газета" (Екатеринбург)



Редакция подчеркивает, что не во всем разделяет точку зрения автора материала.







ТЕЛЕВИЗОР - ЭЛЕКТРОННЫЙ УБИЙЦА СЕМЬИ





Как врач не могу не поделиться с вами тревожными мыслями по поводу физиологических аспектов телевизионного воздействия на организм человека. Вместо занятия спортом, прогулок на воздухе человек целые часы просиживает в полутемном помещении и проживает чужую жизнь вместе с примитивными героями телесериалов. Кровь, убийства и изнасилования, назойливая реклама, низменные страсти, бесконечные драки и автомобильные гонки, низкопробная музыка, неустанная пропаганда обогащения любой ценой каждодневно проникают в наш дом. Через наши незащищенные органы чувств, подсознание и мозг мы постоянно подвергаемся дополнительным стрессовым телепереживаниям. Постепенно наступает, вследствие нервно-психического перенапряжения, слабость нервной системы.



Вначале эта слабость может быть излечимой. Чем больше времени мы проводим у телевизора, тем больше опасность утраты здоровья. В науке известен синдром Бирда, отражающий состояние нервной системы. Он включает в себя следующие симптомы: нарушение кровообращения (повышение или понижение артериального давления), выраженные дермографические изменения (быстрое покраснение или побледнение кожи, повышенная потливость), нарушение пищеварения (отсутствие аппетита, отрыжка, запоры или понос), нарушение половых функций (импотенция у мужчин), разнообразные чувственные нарушения (онемение конечностей, ползание мурашек по телу), местное дрожание век, языка и рук, разнообразные боли в конечностях, туловище и затылке, нарушения в психике, повышенная возбудимость и раздражительность, затрудненное засыпание, прерывистый сон, сонливость по утрам). Резко увеличивается угроза инфаркта миокарда, особенно у 40 - 45-летних мужчин. От себя добавлю, что для детей это осложняется снохождением и ночным недержанием мочи, развитием судорожного синдрома. Если взрослые люди могут просто выключить телевизор, то дети лишены этого права. Зато нас такой образ жизни вполне устраивает. Не надо выслушивать повседневные жалобы и тревоги домочадцев. Проще простого сделать вид, что слушаешь, а самому спокойно продолжать следить за событиями на телеэкране. Глядя на экран, человек невольно чувствует себя увереннее (точнее, самоувереннее) и гораздо значительнее в жизни. Мнительный человек, наоборот, может развить в себе комплекс неполноценности и усугубить разочарование в жизни. Чаще, однако, возникает эгоизм и переоценка своей социальной значимости. И эти чувства растут, как на дрожжах. Кто из нас из суровой и неприглядной действительности не уносился порой в мечтах в дальние страны, на лучезарные берега зарубежных морей вместе с красивым спутником! Возникает иллюзия близости таких притягательных удовольствий жизни. Кажется, что стоит только разбогатеть - и сказка станет былью. Каждый начинает считать, что он достоин привилегий богатых людей. Но кто или что мешает нам добиться успеха или честным путем заработать необходимые для приличной жизни средства? Прежде всего это наша лень, безалаберность и бесталанность.



Но приходит ли это на наш ум? Увы, чаще всего нет. Больше мы пеняем на своих неудачных жен или мужей. Вот если бы нам повезло, и мы удачно женились или вышли замуж, то все могло бы быть иначе, как на экране. Нередко от душевной скуки и зависти "доброжелатели" всячески раздувают тлеющий костер взаимной отчужденности и непонимания между супругами. Так и хочется крикнуть: "Люди! Опомнитесь! перестаньте думать день и ночь о деньгах, акциях, дачах, машинах, богатых любовниках и бесконечных удовольствиях! Это пагубно прежде всего для вашего здоровья!" Внезапная болезнь или смерть может свалиться на вашу горемычную голову и лишить даже того, что имеете.



Радуйтесь тому, что у вас есть, и не огорчайтесь от того, что чего-то нет. Если ваша жена не так красива, как хотелось, не забывайте, что и вы не победитель конкурса "супермужчины"... Хоть она и не красавица и не так умна и кротка, но зато вам верна. И детей от вас родила и их любит, да за всеми ухаживает и все в доме старается уладить и украсить. Не забывайте, что она живой человек и в любую минуту может кем-нибудь увлечься, как и вы. Кто испытал горькую долю развода, тот подтвердит, что чаще всего люди при повторных браках чувствуют, что поменяли шило на мыло. Если вы любите вместе с женой смотреть эротические фильмы и невольно сравниваете свою избранницу с кинозвездой, то не думайте, что женщина не изучает и вас. Все это в конечном итоге медленно убивает вашу любовь и уважение друг к другу. Семейное чувство покидает ваш семейный очаг, быть может, навсегда. Тупой, самодовольный, неласковый и неприветливый взгляд ваших близких - это первые симптомы умирания вашей семьи. Верные признаки телевизионной болезни - это (помимо вышеперечисленных симптомов синдрома Бирда) низкая успеваемость, физическая дряхлость, дурашливость и неуправляемость ваших детей, оскудение ума, лень, отсутствие разумной инициативы, плохая осанка, обрюзглость, наглость и самоуверенность, прогрессирующая близорукость - верные признаки не дурной наследственности, а телемании. Ваша жизнь не станет богаче и продолжительнее при постоянно работающем телевизоре. Сколько обид, душевных мук, горя и бед приносит нам телевизор. Пощадите своих детей. Не растите из них воров, убийц, дегенератов, тунеядцев, насильников и сексуальных извращенцев. Настанут времена, когда горькая правда этих предостережений дойдет до вашего ума и сердца. Сегодня еще не поздно сказать: "Все!" и выключить телевизор.





Московская область



Еженедельная экологическая газета "Спасение" NN 3-4 (67-68), март 1996











О ТЕЛЕВИЗОРЕ







...Если мы беспристрастно посмотрим на современную религиозную жизнь, то увидим, как надвигается пустыня, как исчезают последние оазисы духовности, как мир превращается в огромную безжизненную Сахару.



Кто виноват в этом? В чем причина?



Виновник - как бы невидимка, он многолик и неуловим. Причин множество, но остановимся сегодня лишь на одной их них - вошедшей в наш быт, в наш дом, в нашу плоть и кровь.



Это - телевизор.



В древности центром семьи был очаг. Цицерон призывал римлян защищать самое святое - очаги, алтари и могилы предков. Затем центром семьи стал стол, за которым собирались родные после трудного дня. Там они не только трапезовали, но читали Священное Писание. Теперь их место, по своему значению, занял телевизор. Но он не соединяет, а напрочь разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Контакты между людьми отсутствуют. Характерно, что чаще всего телевизор занимает в комнате то место, где должен был бы располагаться святой угол с иконами - самое "удобное".



Древние греки говорили о духе дома - Даимоне или Гении, внушающем человеку мысли, крестьяне - о домовом, мучившем жителей дома ночными кошмарами. Домашний дух нашего времени вполне материализован и овеществлен - это спутник нашей жизни и сожитель - телевизор, который то тайно влагает в нас свои мысли, то мучит явно кошмарами.



Отцы Церкви отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанную со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древнегреческая трагедия, по нашим понятиям, - нравственная. Святые Отцы не разделяли театральных постановок на полезные и вредные, нравственные и безнравственные, положительные и отрицательные. Они осуждали сам метод - имитацию истины, игру в действительность.



Телевизор, вторгшись в нашу жизнь, по сути, лишил нас домов, превратил их в театральные залы, в которых люди часами просиживали у сцены. Представления идут без антрактов, без выбора пьес, информация льется с экрана беспрерывным неконтролируемым потоком. Мы, сами того не замечая, сделались рабами телевизора. На его поломку мы часто реагируем скорее, чем на болезнь близкого человека. В Библии сказано: "Не многих пускай в дом твой!" Телевизор сорвал двери с нашего дома - к нам приходят и от нас уходят толпы людей, пришельцы с различных планет, призраки, созданные фантастами. Приходят без стука и без спроса, не интересуясь, кто здесь гость и кто хозяин, приходят ковбои и гангстеры, приходят люди, с которыми мы бы не хотели иметь ничего общего. Дом стал проходным двором, перекрестком многих дорог.



Телевизор создал новый вид человека - человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека в состоянии душевного распада, который не может установить границы и фильтр для внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде - некритически, недифференцированно, на уровне низшей, механической памяти. Смысловая память притуплена, творческие силы ослаблены, человек стал иждивенцем и рабом вещи, механизм из раба превратился в хозяина.



Телевизор обусловил духовный регресс, распад и дегенерацию человеческой души. Человек мыслит посредством слова, поэтому он именуется в патристике существом словесным. Телевизор же учит мыслить представлениями, логическое мышление подавляется потоком образов и представлений. Он взлелеял в человеке изнеженность и сибаритство, наполнил ум немыслимыми грезами и мечтами, парализовал волю, душу сделал изнеженной, чрезмерно чувственной, истеричной.



Аскетическая борьба со страстью - очищение души от фантазии и представлений, различных образов. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор переполняет человека такими картинами, это некий аккумулятор страстей, он до предела концентрирует их.



Телевизор расслабляет человеческий интеллект. Ум должен упражняться, искать, преодолевать препятствия, подобно тому, как атлет тренировать свои мышцы. Телевизор дает обильную, рафинированную, легко усваиваемую пищу, от которой ум становится вялым, немощным, неспособным к самостоятельному мышлению. Так тело при обильном питании и отсутствии нагрузки заплывает жиром, дряхлеет и стареет.



Уже древние философы сказали: "Человек есть то, что он ест", - имея в виду, разумеется, не вещественную, а духовную пищу - то, что он читает, с кем обращается, к чему стремится.



Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому они и становятся похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия, постепенно утрачивают интерес друг к другу.



Каждый человек, по учению Святых Отцов, - это маленький мир. Каждый человек - неповторимая индивидуальность. Телевизор обезличивает людей.



Он гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстями, одновременно зрительных и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается в медиум телевизора, воспринимающий его внушения. За несколько часов он получает столько впечатлений, сколько прежде - за месяц. Нервная система изнашивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, "уходит" в болезнь: возможности человеческой психики не безграничны.



У экрана люди учатся жестокости. Это касается не только "красочных" картин убийств и насилия, окруженных зачастую некоей "героической" атмосферой. Речь о более страшном: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, настолько эмоционально опустошают его, что в своей повседневной жизни он становится ко всему безучастным, холодным и отчужденным.



Любое зрелище требует сопереживания, мы включаемся в поле страстей, это поле индуктирует и заряжает наши страсти. А в каждом познании есть элемент симпатии, общности. И вид греха, сделавшись привычным, перестает быть отвратительным.



Особенно страшно, гибельно действуют картины секса на детей, которые, с молчаливого согласия их родителей, сидят вместе с ними (иначе родителям пришлось бы или выключить телевизор, или удалить детей из дома на многие часы, поэтому родители предпочитают делать вид, что они "не замечают" своих сыновей и дочерей, смотрящих телевизор из-за их спины). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства и потому после сеансов духовного растления у телевизора веру они воспримут только как запретительную систему - с прямым или молчаливым протестом против нее.



Телевизор разобщает друг с другом людей, живущих в одном доме, в одной семье, заменив их живое общение призраками, тенями экрана. Потеряв чувство живого человека, люди вместе с ним теряют любовь и сострадание, человек перестает рассматриваться как личность, он превращается в инструмент.



Телевизор незаконно посягнул на духовную жизнь человека. В этой сфере есть строгая иерархия. Душевное не может понять духовное, фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у Отцов прелестью. Визуально представить духовный мир невозможно. Это значит профанировать духовный мир, вольно или невольно лгать на него. Это значит находиться в замкнутом кругу страстных призраков и гордых теней, вызванных к жизни нашим воображением.



Телевизор развивает антихристианство. Религия - это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концентрацию внимания, сосредотачивает его на немногих, но важных онтологических объектах. Телевизор дает диаметрально противоположное: непрерывную смену впечатлений, при которой утрачивается контроль над сенсорной деятельностью. Религиозное чувство - мистическое чувство, тонкое и нежное, как лепестки цветка. Оно расцветает в безмолвии, а не в шуме улицы.



Сегодня часто говорят, что телевизор может стать источником религиозного просветительства. Но как, если он убивает само сердце религии - молитву, мистическую беседу с Богом!? Загруженная, "забитая" потоком ярких образов душа не способна сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых ей страстных представлений.



Молитва - центр духовной жизни. А человек выбрасывает свою душу из этого неподвижного центра на вращающийся круг сменяющихся представлений. Вне молитвы и созерцания невозможно внутреннее ощущение Бога, свидетельство души о присутствии Божием. Если даже телевизор превратится в канал религиозных передач, то все равно он лишит религию главного - глубины и мистики, остановившись на катехизаторстве и оглашении, на уровне слов, а не силы. Без религиозной интуиции, созревающей в безмолвии, такое оглашение или не будет принято, или будет, но - в плане духовно-культурных ценностей. Нужна нравственная подготовка, религиозный поиск, борьба со страстями и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы испытать его возраждающую силу. Иначе Господь будет стучать в закрытую дверь вашего сердца.



Нам могут возразить: иные программы чисты и нравственны - на самом деле это не так. Если бы в передачах занимались только морализацией, то телевизоры бы вообще не покупали. Посмотрите на людей, устремивших свои взоры на экран - что вызывает у наибольший интерес? Морализация или гангстеры или приемы дзюдо?



Если семена цветов и сорняков смешать вместе и бросить в землю, то можно быть уверенным, что сорняк заглушит цветочные ростки. У телевизора вырастает человек с подавленной духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную или историческую традицию, что в сущности является религией без Бога. Поэтому телевизор и калечит детские души, превращает их прямо из младенцев в стариков, детей, лишенных детства и чистоты!



Во время "мягких" гонений советских десятилетий Церковь была похожа на девушку-пленницу, которую одевали в рубище, заставляли молчать и выполнять унизительную работу. Телепередачи могут превратить ее в ту же девушку, которую возят по городу, как на конкурс красоты, заставляя отвечать на вопросы и даже... раздеваться перед толпой.



Религия - это тайна, телевизор рекламирует тайну. Литургия не может быть воспринята, как визуальное представление, это мистическое повторение Голгофской жертвы, к созерцанию и участию в которой в древние времена допускались только после подготовки, только члены Церкви, не находящиеся под эпитимией. Литургия - это схождение Духа Святого и преображение человеческой души. Неужели телевизор может зафиксировать схождение благодати?!



Телевизор внес в дома кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов перевоплощаться - умение забывать себя, отождествлять себя с тем, кого "играют" - нужно отсутствие всякого религиозного чувства или какая-то искаженная демоническая религиозность, чтобы отождествлять себя со Христом!



Сатана сказал: "Я Бог". Адам сказал: "Я хочу быть без Бога, как Бог". Артист сказал: "Я хочу показать через себя миру Христа Спасителя", - значит, этот артист уверен, что он может думать, как Христос, любить людей, как Христос, действовать, как Христос. Это более опасное богохульство, чем примитивная и пошлая антирелигиозная пропаганда.



Святыня не может обращаться в театральное зрелище. Сегодня артист играет гангстера, завтра - Апостола, послезавтра, может быть, Рейгана или товарища Камо! Но наша психика, восприняв в подсознании опошленный театром, лживый образ, по законам ассоциации и аналогии в мышлении - наложит его как клеймо, на святыню. Образ Господа будет соединен для нас с образом артиста! Театр лжет и учит лгать. Есть пословица: что не может сделать дьявол, сделает женщина. Можно сказать иначе: на что не способна антирелигиозная пропаганда, то могут сделать видеофильмы на религиозные темы - загрязнить образ Христа Спасителя! Ничего не буду говорить о балетах о Христе - они слишком напоминают собрание секты "прыгунов" - разновидность современного интеллигентного хлыстовства...



Телевизор враг, с которым нельзя договориться - его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью до пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая последние источники и родники живой жизни, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.



Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ездить на конференции, приходить в школы и институты для занятий, все это можно будет сделать, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек окажется в миру одинок - как в пустыне: мертвой и холодной ко всему, и чуждой для всех. АМИНЬ!





Архимандрит Рафаил "О телевизоре"

Московское подворье Свято- Троицкой Сергиевой лавры, Москва, 1997









О ВРЕДЕ ТЕЛЕВИЗОРА





Пред иконою лампада

Не горит в углу святом.

Поселился слуга ада -

Атеист на месте том.



Неожиданно ворвался,

Подобрал такой момент,

Телевизором назвался,

Предоставил документ.



От утра до полуночи

За волной бежит волна,

Ум и сердце, слух и очи

Помрачает сатана.



Устремили все на свете

Свои взоры на экран,

Смотрят взрослые и дети

Передачи со всех стран.



Временами от испуга

Дети жутко вопиют,

Возмущается супруга:

"Что за чушь передают?"



Ежедневная программа

Передышки не дает,

Учтено "до миллиграмма":

Бес и пляшет и поет.



От молитвы отвлекает

Этот злостный лиходей,

На преступность он толкает

Одураченных людей.



Молодежь вся развратилась,

По программе сатаны

В дармоедов превратилась,

В паразитов для страны.



Неспокойно в каждом доме,

Брат для брата стал врагом,

Беззаконье, как в Содоме,

Cовершается кругом.



Никакого "гуманизма"

Телевизор не дает,

Лишь в угоду атеизму

Он и пляшет, и поет.



Всяки новшества и моды

Вредоносны для детей.

Люди стали, как уроды,

Под влиянием страстей.



Появились наркоманы,

Удалившись от Христа,

Опустели их карманы,

И душа у них пуста.



Для святой беседы с Богом

Был священный уголок.

Телевизор своим рогом

Все иконы уволок.



Уж не теплится лампада,

Как в былые времена,

Этот идол - слуга ада -

Злые сеет семена.









ГРЕХ РАЗЛИЛСЯ ПОВСЮДУ, КАК МОРЕ





Грех разлился повсюду, как море,

Преступленья, соблазны кругом,

Бесконечные беды и горе

Причиняются дерзким врагом.



Безотрадные выпали годы,

Покаянья глубокого нет,

Оскудели любовью народы,

Увядает смирения цвет.



Попираются Божьи законы,

Подменяются ложью сплошной.

Где стояли святые иконы,

Телевизор прижился цветной.



Преподносят дурные программы

С позволенья безбожных властей.

Увлекаются папы и мамы,

Приобщая греху и детей.



Чародейство кругом процветает,

Экстрасенсы калечат народ,

И сектантов с избытком хватает -

Умножается пагубный род.



Маловерных они соблазняют

Клеветой на церковный закон,

В свои секты беспечных склоняют,

Где не чтут ни мощей, ни икон.



Люди в церковь ходить перестали,

Позабыв ее мирный порог,

От греховных привычек устали,

Среди ложных блуждая дорог.



Но пора к милосердному Богу

Обратиться с горячей слезой,

Чтоб, прошедши земную дорогу,

Не остаться бесплодной лозой,



Чтоб за все свои злые деянья

Перед Праведным Страшным Судом

Зрелый плод принести покаянья

И вселиться в Божественный Дом.





Игумен Виссарион (Остапенко)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра



1987г.
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную