Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ


Иерусалимская Православная Церковь является Матерью всех христианских Церквей. В

Иерусалиме произошли великие события, ставшие центром человеческой истории:

страдания, распятие, смерть и воскресение Богочеловека Иисуса Христа, Сына

Божия, Спасителя мира. Поэтому мысль христианина устремляется и всегда будет

устремляться к Святой Земле, к Святому Граду.

Первым епископом Иерусалимской Церкви стал святой апостол Иаков, брат Господень;

в Иерусалиме принял насильственную смерть за Христа и первый христианский

мученик - святой архидиакон Стефан. В Святом Граде произошли и такие великие

исторические события, как обретение Честного и Животворящего Креста Господня

святой императрицей Еленой, устроение ею и святым Константином множества храмов

на местах евангельских событий: на Голгофе, на Гробе Господнем, над Вифлеемской

пещерой, на горе Елеонской и др.

Великие палестинские подвижники окормлялись святой Иерусалимской Церковью:

преподобные Иларион и Евфимий Великие, Харитон Исповедник, Савва Освященный и

многие другие. Во время тринитарных споров на защиту Православия выступил

святитель Кирилл Иерусалимский, главным обличителем ереси монофепитов явился

Иерусалимский патриарх святой Софроний, а в эпоху иконоборчества победоносный

голос в защиту иконопочитания поднял из Лавры Саввы Освященного преподобный

Иоанн Дамаскин.

Но главнейшая заслуга Иерусалимской Церкви перед Вселенским Православием

заключается в том, что она сохранила святыни Палестины для паломничества к ним

всего христианского мира. Трудами и заботами Блаженнейших Предстоятелей

Иерусалимской Церкви, ее ревностного епископата, клира и верных чад в периоды

притеснений, войн и невзгод остались целыми Живоносный Гроб Господень, Святая

Голгофа и многое другое, что неизменно вызывает глубокое благоговение у каждого

христианина. Русская лампада у Святого Гроба Господня зажглась на заре русской

церковной истории - в начале XII века. В 1847 году в Иерусалиме была учреждена

Русская Духовная миссия, которая и по сей день в нынешних непростых политических

условиях вносит огромный вклад в дело укрепления братских отношений между

Русской и Иерусалимской Православными Церквами.



КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Иерусалимская Православная Церковь, древнейшая из Поместных Церквей, была

основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью

всех христианских Церквей.

После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир

проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви.

Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который

и считается ее первым епископом.

С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев,

даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика -

архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви

была не столь приметной.

Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством

обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на

Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного

процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу

Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной

чертой жизни ИПЦ являлся бурный расцвет монашества.

С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется

коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю ИПЦ

несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за

которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII-XVв.в.) -

наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие

христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что

имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками

(1517) в истории ИПЦ начинается более спокойный период.

С 1517 года и до наших дней история ИПЦ по своей сущности сосредотачивается на

паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным

хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке,

когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с

монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на

Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая

Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и

не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен

окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).

С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра.

Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри,

отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального

функционирования Патриархата.

Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших

периода, из которых первый - древняя история (33-638), второй - история Средних

веков (638-1517), третий - новая история (1517-1856) и четвертый - новейшая

история (1856- до наших дней).

Источников и исторических свидетельств, по которым можно исследовать историю ИПЦ

немного, однако не было периода, чтобы они отсутствовали совершенно.



ПРОСТРАННАЯ ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ. ПЕРИОД ПЕРВЫЙ (33-638)

1.1 Истоки Церкви

Начало Иерусалимской Церкви является началом Единой Святой Соборной и

Апостольской Церкви Господа нашего Иисуса Христа. И это не только потому, что в

Иерусалиме свершилось таинство спасения рода человеческого. После вознесения

Спасителя в Иерусалиме осталась тесно сплоченная, пребывающая единодушно "в

молитве и молении" (Деян. 1,14) первая христианская община, которая, по

свидетельству апостола Луки, насчитывала тогда около ста двадцати человек (Деян.

1,16).

Следуя повелению Иисуса Христа "не отлучайтесь из Иерусалима", ученики ожидали

сошествия Святого Духа в скромной иерусалимской горнице, уже освященной

посредством свершения в ней Тайной Вечери, явлений воскресшего Христа, а также

непрерывной молитвой апостолов и единодушным собранием всей общины, собиравшимся

для избрания двенадцатого апостола -- Матфия -- на место отпавшего Иуды. В день

Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа и горячей проповеди апостола Петра,

первое Евангельское семя нашло в собравшемся народе плодоносную почву. К "малой

пастве" присоединяются около трех тысяч человек из числа набожных иудеев,

прозелитов и язычников, которые охотно приняли слово ап. Петра, крестились и

постоянно "пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в

молитвах" (Деян. 2,41-42).

Это было необычайное время для иерусалимской общины. Пребывая под

непосредственным руководством святых апостолов и согреваемая духом братской

любви во Христе, община процветала и возрастала с каждым днем. В ней каждый был

равноправным членом единой семьи. Вот как свидетельствует о тех днях святой

евангелист Лука: "Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений

совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели

все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря

по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по

домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в

любви у всего народа. Господь же ежедневно прелагал спасаемых к Церкви" (Деян.

2,43-47).

1.2 Гонение со стороны иудеев

Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным же образом

предводители священства, верили, что после Его смерти ученики рассеются, а

"новая ересь" исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было настроение

неправедного священства спустя пятьдесят дней после воскресения Христа, но

скорее всего власть имущие града Иерусалима находились в неведении относительно

деятельности апостолов. Они, очевидно, даже не подозревали, что ученики

распятого Иисуса пребывают в единодушном собрании. Неизвестными, возможно,

остались и происшедшие на глазах у не одной тысячи человек события

Пятидесятницы. Лишь совершение апостолом Петром чуда при дверях храма пробуждает

дремавшую до сих пор злобу иудеев.

Петр и Иоанн шли в храм, в девятый час молитвы. У дверей храма им повстречался

хромой от рождения человек, жалостно протягивавший к ним руку. Всмотревшись в

хромого, Петр сказал: "серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе" --

и, взяв его за правую руку, повелел во имя Иисуса Христа Назорея встать и

ходить. И здесь, прилюдно, на глазах у иудейских священников произошло

невиданное со времен распятия Христа чудо: хромой, "вскочив, встал, и начал

ходить и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога" (Деян. 3, 1-10).

Исполнившись ужаса и изумления, пораженный чудесным исцелением всем хорошо

известного сорокалетнего хромого, народ собрался вокруг апостолов, предоставляя

Петру возможность произнести вторую, еще более горячую проповедь. Заявив, что

чудо совершилось силой имени Сына Божия Иисуса Христа, апостол напоминает людям

горькую правду, что они распяли Начальника жизни и призывает народ к покаянию,

подтверждая свои слова пророческими предсказаниями. Множество людей в тот день

обратилось в христианство, увеличив, согласно евангелисту Луке, иерусалимскую

общину на пять тысяч человек.

Это событие и стало поводом для начала открытого гонения на христиан со стороны

иудеев. Еще апостолы не успели закончить своей речи, как "к ним приступили

священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат

народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых" (Деян. 4,1-2). Апостолов

бросили в темницу, а на следующий день был созван синедрион, недавно осудивший

на крестную смерть Христа. Не имея возможности наказать апостолов, по причине

народа, старейшины с угрозами прогоняют апостолов, вообще запретив им говорить

об имени Иисуса Христа.

Однако, невзирая на запрет, апостолы продолжали благовествовать об имени

распятого и воскресшего Иисуса, совершая при этом множество чудес. Слово Божие

очень быстро распространялось среди людей, и число учеников в Иерусалиме весьма

умножалось, и даже из священников многие покорились христианской вере (Деян.

6,7).

Тогда первосвященник, а с ним и все принадлежавшие саддукейской ереси

старейшины, переходят к более жестким мерам. Первой жертвой их ненасытной злобы

становится архидиакон Стефан - человек мудрый, исполненный веры и силы,

совершавший в народе великие чудеса и знамения. Стефан, как и Сам Иисус Христос,

по ложному свидетельству (Деян. 6,15) был обвинен в богохульстве, за которое по

иудейскому закону полагалась смерть.

После смерти архидиакона Стефана на Церковь в Иерусалиме обрушивается великое

гонение. Евангелист Лука свидетельствует, что все, кроме апостолов, рассеялись

по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8,1). К гонению в Иерусалиме был

причастен и принадлежавший к фарисейской секте яростный ненавистник христиан

тарсянин Савл, будущий страдалец за Христа и известный всем апостол Павел,

который "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в

темницу" (Деян. 8,3).

Между тем, рассеявшиеся ходили по городам и благовествовали слово Божие.

Евангелие проповедуется в многих селениях Самарийских, в Газе, Азоте, Кесарии,

Дамаске и, несмотря на свирепствовавшие в Иерусалиме гонение, христианская

община возрастала, соединяя в себе доселе ненавидевших друг друга иудеев и

самарян. Таким образом, гонение способствовало выходу христианской общины за

рамки одного города и более широкому распространению новой религии.

1.3 Ирод Агриппа

Как мы видели, прежде всего на христиан обрушились саддукеи, к которым, однако,

в скоре присоединились и фарисеи -- после публичного выступления архидиакона

Стефана (Деян. 7,2-53), который еще раз показал величину различия между

иудаизмом и христианством, законом и благодатью. Однако, до сих пор политическая

власть Иерусалима, представителями которой с 37 по 41 гг. были римские

проконсулы Самарии и Иудеи Маркелл и Маруллий, как и правители Сирии Вителлий и

Петроний, в гонениях против христиан никакого участия не принимали. Случилось

это лишь с прибытием в Иерусалим нового правителя - царя Ирода Агриппы, внука

Ирода Великого.

Со смертью Калигулы (37-41) императором провозглашается Клавдий (41-54), который

по неизвестным причинам своим восхождением на римский престол в большой мере

считал себя обязанным Ироду Агриппе. В благодарение за это Клавдий не только

подтвердил полученный к тому временем Иродом от Калигулы титул царя Иудейского,

но соединил под его скипетром власть над Самарией и Галилеей.

Таким образом, в 42 году иудеи с огромным восторгом встречали нового царя,

радуясь восстановлению древнего величия единой Иудеи. У иудеев действительно

было много причин любить своего нового царя. В его лице они видели освободителя

страны и грядущую славу. Подобно своему деду, Ирод Агриппа принялся украшать

город, возводя дворцы, арки, амфитеатры и даже присоединил новый район под

названием "Vezetha". Заметно разросшийся город был окружен новыми стенами. Ирод

постоянно посещал храм, совершая помпезные жертвоприношения и почти всегда

проживал в Иерусалиме. Однако, самое примечательное, что будучи иудеем только по

своей бабушке Мариамни, Ирод Агриппа никогда не упускал возможности показать

себя истинным иудеем, укрепляя эту идею посредством ревностной защиты Моисеева

Закона и иудейской религии.

В 44 году, желая угодить своему народу, Ирод начинает преследовать христиан. О

масштабах гонения Ирода Агриппы, как и о его протяженности, к сожалению, нет

свидетельств ни у иудейского историка Иосифа, ни у Евсевия Кесарийского. По его

приказу арестовывают и казнят апостола Иакова Зеведеева, брата апостола Иоанна.

Исходя из слов евангелиста Луки, что Ирод, "видя же, что это приятно Иудеям,

вслед за тем взял и Петра" (Деян. 12,3), можно заключить, что в эпицентре

преследования в тот период оказались апостолы, предводители иерусалимской

общины, что также не исключает возможности более широкого гонения. Поскольку

арест апостола произошел в дни празднования Пасхи, казнь Петра была отложена, и

его бросили в темницу, сковав двумя цепями и приказав стеречь его "четырем

четверицам". Однако, несмотря на все предпринятые меры, в ночь перед казнью

Ангел Господень освобождает Петра, который, попросив уведомить об этом Иакова и

остальных братьев, покинул Иерусалим.

1.4 Иаков брат Господень. Апостольский Собор 49 года

Просьба апостола Петра уведомить Иакова о своем освобождении и удалении из

Иерусалима фактически свидетельствует о превосходстве авторитета святого Иакова

среди бывших в Иерусалиме апостолов, а следовательно, о занимании им уже к 44

году места епископа Иерусалимской Церкви.

В своем единственном послании святой Иаков именует себя "рабом Бога и Господа

нашего Иисуса Христа". Апостол Павел называет его "братом Господа". В

святоотеческой литературе Иакову приписываются такие имена, как "брат Иисусов"

или "племянник Господний". Начиная же с четвертого века, в церковной литературе

святой Иаков именуется исключительно "братом Господним".

Ошибочно мнение тех, кто утверждает, что святой Иаков был апостолом из

двенадцати. В Священном Писании братья Христа по плоти (Иаков, Иосий, Симон и

Иуда - дети Иосифа от предыдущего брака) четко обособляются от апостолов и

остальных учеников Христа (Ин. 1,12). Не двусмысленно в Писании говорится и о

том, что братья Христа не уверовали в Него при жизни (Ин. 7,5), но лишь после

Его воскресения, где они вновь отмежевываются от двенадцати апостолов (Деян.

1,13-14; 1Кор. 9,5). Согласно древнему церковному преданию, святой Иаков был

апостолом из семидесяти и первым епископом Иерусалимской Церкви (Евсевий, Церк.

История 1,12; 11,1 и проч.)

Рассеянные гонением по всей Палестине апостолы неустанно исполняли принятую ими

от Христа заповедь: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и

Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам..." (Мф. 28,19-20),

благовествуя людям распятого Христа и основывая новые общины, новые Церкви.

С возрастанием Церкви возрастала и необходимость окончательного решения вопроса

о необходимости обрезания прозелитов и об отношении христиан к ветхозаветному

закону. Ради этого в 49 году в Иерусалиме собирается первый в истории

христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из

апостолов и пресвитеров (Деян. 15, 6-29), а его председателем, согласно древнему

церковному преданию, был святой Иаков брат Господень. На соборе выступили

апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес,

совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно

заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести

соблюдения ветхозаветного закона. Заканчивается собрание выступлением святого

Иакова, который и принимает окончательное решение: "Посему я полагаю не

затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они

воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы

не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян. 15,19-20).

Святой Иаков брат Господень является автором соборного послания (58г.),

обращенного к христианам из иудеев всей Палестины и Сирии. В своем послании

иерусалимский епископ излагает христианское учение с позиций практики и этики.

Он говорит о постигающих христиан искушениях (1,2-18), о вере и делании

(1,19-2,26), об учении (3,1-18), об истинных отношениях между Богом и миром

(4,1-17) и, наконец, о бедных и богатых (5,1-20).

Евсевий Кесарийский свидетельствует, что "посредством Иакова многие приняли веру

и среди начальников. И было возмущение среди иудеев, книжников и фарисеев,

утверждавших, что весь народ находится в опасности ожидая Иисуса Христа". Это и

была причина мученической кончины Иерусалимского Первоиерарха.

Видя все возрастающий успех христианской проповеди, иудеи вновь решили поразить

пастыря, дабы стадо рассеялось, так и не осознавая, что истинный Пастырь

христиан находится на небесах и недосягаем для их кровавых рук. Воспользовавшись

отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, иудеи в 62 году схватили

святого Иакова брата Господня и, обвинив его в богохульстве, приговорили к

смерти через побиение камнями.

1.5 Разрушение Иерусалима

Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата

Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много

раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинствами.

Вспыхнувший в ночь с 16 на 17 мая 66 года народный бунт вынудил проконсула Фрола

в спешке покинуть Иерусалим, что послужило мотивом к широкому восстанию по всему

городу. Восстание безрезультатно попытались успокоить мирным путем прибывшие

тогда в Иерусалим Агриппа II и его сестра Вероника. Напротив, народ предал огню

царские палаты и безжалостно расправился с охранявшими город римскими воинами.

Выхлестнувшее за пределы Иерусалима восстание переросло в настоящую иудейскую

революцию, и теперь уже разрушались различные стратегические объекты Палестины.

Революция захлестнула всю страну. Во многих городах последовали неописуемой

жестокости столкновения между иудеями и язычниками.

Разумеется, что мирно существовавшая до этих пор христианская община Иерусалима

помимо своей воли была вовлечена во всеобщий раздор. Как и следовало было

ожидать, римляне приняли решение подавить вспыхнувшее в Иудее восстание с

помощью огня и меча. Христиане, воспринимаемые римлянами как некое ответвление

иудаизма, уничтожались наравне с взбунтовавшимися иудеями.

24 октября 66 года эпарх Сирии Кестий Галл, завоевав расположенные по соседству

города и селения, прибыл в близ лежащий от Иерусалима Гаваон. Несмотря на

причиненные от столкновений с бунтовщиками потери, 30 октября Кестий осадил

Иерусалим, предав огню недавно отстроенный Иродом Агриппой I новый район города

под названием Vezetha. Однако, по неизвестной причине он вынужден был оставить

осажденный город и отступить. Преследуемый воспрянувшими духом мятежниками,

Кестий Галл в одном из столкновений потерпел полное поражение и едва спасся,

скрывшись в Антипатриде с тысячей пятьсот солдат.

Находившийся в то время в Греции римский император Нерон, узнав об постигшем

римскую армию в Палестине несчастии, поручил известному уже тогда полководцу

Веспасиану подавить иудейское восстание. Ему действительно удалось в очень

короткое время подчинить Галилею и многие селения Иудеи, однако на Иерусалим

полководец выступать не спешил, предвидя внутренний переворот в самой Римской

Империи. Избранный в 69 году Римским Императором Веспасиан поручил подавить очаг

иудейской революции Иерусалим своему старшему сыну Титу.

Разумеется, что под давлением подобных условий Иерусалимская Церковь переживала

ужасные дни. В этот период, согласно свидетельству Егезипа (IV,22), епископом

иерусалимской общины был избран святой Симеон. Видя непрекращающееся

кровопролитие и ожесточение возбужденных иудеев, а также возвращающиеся к стенам

Иерусалима римские легионы, иерусалимская община покидает город и перемещается в

Пеллу (Евсевий, Церк. История III, 5).

Это был город, построенный в эллинистическую эпоху, размещавшийся на левом

берегу реки Иордан. По большей части его населяли миролюбивые греки. Он был

одним из немногих городов, которые оставались верными римским властям на

протяжении всего иудейского восстания. Как позже подтвердилось, такое решение

оказалось весьма мудрым. Осадивший в начале 70 года столицу Иудеи Тит очень

быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основания стены города и Храм,

а весь Иерусалим сжег дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин,

ни детей. Тысячи иудеев были уведены в плен, тогда как Божий Град был превращен

в груды дымящихся развалин.

Этим событием был запечатан Ветхий Завет. Разрушение Храма, осязаемого символа

Моисеева закона - единственной основы иудейской религии - в свою очередь как бы

уничтожило и саму цель ее существования. Место иудаизма в истории должна была

занять единственно истинная религия - основанная на жертве Богочеловека Христа.

1.6 Иерусалимская Церковь в Пелле

С этого момента первенство более не принадлежало Иерусалиму. Разрушение Святого

Града в совокупности с плодотворной проповедью апостолов давали повод для

появления и развития в Палестине новых христианских центров.

На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное

гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан.

После правления Веспасиана и Тита римским императором стал младший брат Тита -

Тит Флавий Домициан. Истощив казну издержками на различные постройки, зрелища и

повышение жалованья воинам, не обладающий изобретательностью Веспасиана и

здравомыслием Тита Домициан не смог найти иного выхода, как начать отнимать с

помощью каких угодно обвинений имущества живых и мертвых. Правление Домициана

вылилось в самый разнузданный террор. Одними из первых жертв этого террора стали

населявшие Римскую Империю иудеи, а следовательно, и ничем не отличавшиеся от

них в глазах римлян христиане.

Однако наиболее печальным было то, что большинство из принявших христианство

иудеев пребывало жестоковыйным даже после Апостольского собора 49 года,

оставаясь верным своим идеям, то есть необходимости исполнения Моисеева закона.

Поскольку усилиями и старанием святого Симеона ряды Иерусалимской Церкви в Пелле

все больше приумножались населявшими город язычниками, то очень скоро, по

причине настойчивости и упрямства иудействующих, в христианской общине произошел

неизбежный конфликт.

Предводителем иудействующей части христиан был Февуд, человек с амбициями,

притязавший на епископский престол. Отделившись от иерусалимской общины, Февуд

образовал ряд "иудейских" ересей. И вот, даже не иудеи, а именно эти еретики при

каждой возможности доносили римлянам на христиан. Святой Евсевий Кесарийский

свидетельствует, что именно по их доносу в 107 году Иудейским прокуратором

Аттиком (Tiberius Claudius Atticus) в возрасте 120 лет был арестован святой

епископ Иерусалимский Симеон, который после долгих истязаний был распят

(Евсевий, Церк. история III,32). Мученической кровью святого Симеона была

запечатана история Иерусалимской Церкви в период апостольского века, и

предначертан мученический характер ее дальнейшего развития.

По причине гонений восходившие после него на иерусалимский престол епископы не

управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр иерусалимской общины

пребывал в Пелле, ее епископы не перестали именоваться иерусалимскими. Согласно

свидетельству Евсевия Кесарийского, после святого Симеона Иерусалимским

епископом стал Иуст I (или Иуда), пробывший на престоле до 111 года. От 111 и до

134 гг. епископами Святого Града Иерусалима были Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн

I, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрем (или Ефрис), Иосиф I и Иуда.

О том, что христианская община в Пелле не была бездейственной, свидетельствует

дошедшая до нас апология христианства, изложенная Аристом Пеллейским в его труде

"Спор или диалог Паписка и Ясона". В нем один из спорящих является

александрийским иудеем, а другой - крещенным евреем. В процессе диалога

христианин, основывая свою апологию на высказываниях Пророков, убеждает Паписка

креститься.

1.7 Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов

Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший

восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле

посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град

Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в "Colonia Aelia

Capitolina".

Едва император, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло новое

восстание иудеев под предводительством Бар-Кохабы (или Бар-Козибы), почитаемого

среди восставших как пришедший Мессия.

Отношение иудеев к христианам в этот период очень сильно изменилось. Считая

христиан отступниками и предателями, иудеи начали их преследовать, заставляя их

под страхом смерти отрекаться от Христа и присоединяться к "истинному Мессии" --

Бар-Кохабе.

Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в

нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохабы их дух

сломался, и восстание было полностью подавлено. В наказание иудеи были изгнаны

из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне

вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. Рим еще раз переживал

триумф, устроенный на телах пятидесяти тысяч евреев и на развалинах Иудеи,

которой уже больше никогда не будет суждено увидеть прежнего расцвета.

К северу от старого города был заложен новый римский город Aelia Capitolina, в

который иудеям вход был воспрещен под страхом смерти. Новая колония, испещренная

театрами и языческими храмами, во всем походила на остальные римские города.

Как следствие разрушения Иерусалима, религиозного центра евреев, и наступившего

в Иудеи мира, начинается подъем и расцвет других палестинских городов. Особенно

быстро возрастали города, населенные греками и лежавшие рядом с торговыми

путями. В этом проявлялась благосклонность императора Адриана к грекам,

известного своей любовью к античной культуре и ко всему, что имело хоть какую-то

связь с Грецией.

Среди таких городов были греческий город Иоппи (в нем проповедовал сам апостол

Петр), древний, основанный филистимлянами город Аскалон. Крупными языческими

центрами были Газа, Скифополь, Диосполь, Пелла, Филадельфия, Востры и проч.

С этого времени наступает расцвет Кесарии, крупного административного и

торгового центра Палестины. В Кесарии довольно рано появилась христианская

община, которая с церковной точки зрения раньше была незначительной. После

падения Иерусалима Кесария приобрела большее значение, чем некогда сам

Иерусалим.

1.8 Возвращение Церкви из Пеллы

Результатом расцвета языческих городов было быстрое увеличение числа христиан

"из язычников" в Иерусалимской Церкви.

Так, в Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства и ее

окончательное разрешение от ветхозаветных уз. Древний историк Сульпиций Севир

пишет: "до этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали

Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но божественному

домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства" (Historia

sacra II,31). Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси

иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников.

Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви

пелльскими и другими греками. Евсевий пишет: "...и вот в этой, состоящей из

язычников, Церкви, вкупе с другими епископами из обрезанных служение воспринял

Марк" (Евсевий, Церк. история IV,6; V,12). Это произошло в 134 году, когда

христианам не иудейского происхождения, но родом из Иерусалима, был разрешен

вход и поселение в городе.

С этого времени в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха,

наполненная испытаниями и страданиями. Святой Град представлял из себя теперь

небольшое и незначительное селение, политически и юридически подчиненное Кесарии

-- месту пребывания правителя Палестины.

Однако христианские святыни очень быстро подверглись поруганию со стороны

язычников. Благосклонность императора Адриана к обосновавшимся в Элии христианам

совпала с его принятием в Афинах "Апологии" выступивших в защиту христианства

Кодрата и Аристида. Однако, возвратившись в Рим, Адриан снова начал преследовать

не только иудеев, но и христиан. Он приказал, чтобы посредством язычества и

идолов в Иерусалиме и Вифлиеме, насколько это возможно, было уничтожено и стерто

все связанное с воспоминаниями об иудаизме и христианстве. На месте храма

Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу

и Святой Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса.

Под таким гнетом после Марка I епископами Иерусалимской Церкви были Кассиан,

Пуплий, Максимиан, Юлиан, Гай I, Симмах, Капитон, Максим I, Антонин или Антоний,

Уалис и Долихиан, после которых, в 185 году, епископом Иерусалимской Церкви стал

Нарцисс I.

С восхождением на епископский престол Нарцисса в Иерусалимской Церкви наступает

новый период развития: она начинает общаться и участвовать в жизни всего

христианского мира. При Нарциссе I в Иерусалиме был созван первый Поместный

собор (190 г.), на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. Однако живший

святой жизнью и чудотворивший еще при жизни святой Нарцисс был оклеветан

завистниками, после чего, покинув Иерусалим, удалился в пустыню.

Преемником удалившегося от дел Нарцисса собравшиеся в 211 году епископы соседних

епархий избрали Элиоса (или Зевса). В этом же году на Иерусалимский престол

взошел Германион, которого вскоре сменил Гордей. В 213 году, после смерти Гордея

и очередного отказа святого Нарцисса возвратиться из пустыни на Иерусалимский

престол, епископом Святого Града Иерусалима избирается Александр.

1.9 Святой Александр. Последнее гонение

С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра (213-251),

соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской Церкви

начинается период духовного образования и общего подъема.

Личными стараниями святого Александра в Элие (Иерусалиме) была основана

библиотека, в которой, по свидетельству Евсевия Кесарийского, хранилось большое

количество трудов и различных посланий "сиявших тогда на церковном небосводе

мыслителей и мужей церковных" (Евсевий, Церк. история VI,20). Однако

иерусалимская библиотека просуществовала недолго и, к сожалению, была сожжена

при Диоклетиане.

Помимо этого, епископ Александр был основателем иерусалимской богословской

школы, основной задачей которой, разумеется, была катехизация. Школа была

создана по образу существовавшей уже около двух веков Александрийской

(основателем которой, согласно преданию, был евангелист Марк), где вместе со

знаменитым Оригеном у святого Климента Александрийского обучался и сам

Александр. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал и прибывший в 215

году в Палестину Ориген.

Однако церковный мир был недолгим, ибо в 250 году в попытке поднять престиж

императорской власти и укрепить единство государства римский император Деций

(249-251) объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора

(божества, которое покровительствует императору). На непокорившихся христиан во

всех концах империи началось новое гонение, при котором в 251 году, после

горячей речи в защиту христианства, в иерусалимской тюрьме скончался

священномученик епископ Александр.

Гонения продлились и в период правления императора Валериана, когда

восприемником святого Александра на Иерусалимском престоле был епископ Мазаван

(251-260). Евсевий Кесарийский свидетельствует, что "в те дни в Кесарии

пострадали три христианина: Приск, Малхос и Александр, а также некая женщина,

принадлежавшая к Маркионовой ереси" (Евсевий, Церк. история VII,12).

Сила Децио-Валерианового гонения состояла в том, что оно было неожиданным для

Церкви. Привыкшие к мирной жизни и расслабленные затянувшимся покоем христиане

оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине, в это гонение было очень

много "падших" (lapsi), которые из страха перед смертью, утратой имения или

выгодного положения отказывались от Христа. По причине большого количества

отпавших от христианства, впервые возник вопрос о возможности и мерах их

принятия в лоно Христовой Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252

году в Антиохии Поместном соборе, на котором, среди многих других,

присутствовали и палестинские епископы.

Стоит отметить, что в послание 256 года Дионисия Александрийского (246-265)

римскому папе Стефану (253-257) первым поминается Феоктист Кесарийский, а за ним

Мазаван Элийский (Евсевий, Церк. история VII,45). Однако спустя десять лет на

Антиохийских соборах 264 и 268 г.г. (созванных для рассмотрения тринитарной

ереси епископа Антиохийского Павла Самосатского) в деяниях соборов первой

следует подпись епископа Тарского Элена, второй Иерусалимского Именэя (260-298)

и третьей Кесарийского Феоктиста.

В 296 году Палестину посетил римский император Диоклетиан (284-305),

сопровождаемый будущим первым христианским императором Константином. В 298 году

в мире почившего Именэя на Иерусалимском престоле сменил епископ Замвд

(298-300), а спустя два года - Ермон (300-314), при котором на всю христианскую

Церковь обрушилось Диоклитианово гонение.

В первый год (303) этого гонения в Палестине пострадало очень много христиан,

особенно епископов и клириков. Самыми известными среди них являются

Скифопольский Прокопий, замученный в июне 303 года при правителе Кесарийском

Флавиане, а также диаконы Алфей и Закхей (17 ноября 303 года). В 304 году

гонение усилилось. В Газе заживо на медленном огне был сожжен христианин

Тимофей, а Агапий и Фекла были брошены на съедение зверям.

После отречения императора Диоклетиана в 305 году Августом становится его зять

Галерий (305-311), который отдает Палестину, Сирию и Египет в правление своему

племяннику Максимину (305-313), вошедшему в историю под именем Максимина Дазы.

В начале своего правления Даза внешне снисходительно относился к христианам.

Многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников. Христианам даже

было разрешено собираться. Главными качествами еще недавно бывшего пастухом Дазы

были жестокость и суеверие. Он был окружен магами и философами, которые

постепенно внушили ему антипатию к христианам, в следствие чего последовало

новое, сопровождаемое бесчеловечной жестокостью гонение.

В этот период многие христиане были осуждены на смерть или ссылку. Так 2 апреля

306 года в Кесарии принял мученический венец Апфион. 10 ноября 306 года,

прибывший на празднование своего дня рождения Максимин устроил гладиаторские

бои, после которых на арену вывели христианина Агапия и напустили на него

медведя. Однако медведь не тронул мученика, и тогда Агапия, привязав к ногам

камень, бросили в море. 2 апреля 307 года, в день празднования Пасхи, в Кесарии

пострадала восемнадцатилетняя дева Феодосия, которая, после долгих мучений,

также была брошена в море. Пресытившийся смертью мученицы Феодосии правитель

Кесарии Урбан повелел ссылать остальных христиан на рудники в Палестинский город

Фано. 5 ноября этого же года, после долгих истязаний, в числе других христиан

туда был сослан и Силван, епископ Газский. В этот же день за свободную исповедь

Христа был осужден на сожжение известный по всей Палестине Домнин, а старец

Авксентий брошен к зверям.

В начале 308 года в Аскалоне были обезглавлены Провол и Илия, а христианин по

имени Афис сожжен заживо.

В Газе во время чтения Священного Писания было арестовано целое собрание

христиан. Многих из них после телесных истязаний отправили на рудники; двух

женщин сожгли, а христианину по имени Павел отрубили голову.

Старавшийся угодить Максимину новый правитель Кесарии Фирмилиан запретил

погребать тела мертвых христиан, и много дней плотоядные животные растаскивали

останки мучеников по улицам города и за окраины Кесарии. 13 ноября 308 года

среди многих других пострадали Антоний, Герман и Зевинас из Элевферуполя. После

долгого бичевания была сожжена Еннафа из Скифуполя.

Особенным был день 16 февраля 308 года, когда в Кесарии Палестинской было

казнено сразу двенадцать человек. Вместе с христианским проповедником Памфилом

были казнены пятеро сосланных из Египта христиан: Илия, Иеремия, Исаия, Самуил и

Даниил. Мученический венец в этот день также приняли иерусалимский диакон

Валент, зилот из Ямнии Павел, Порфирий, старый воин Селевкий, едва прибывший в

Кесарию Юлиан, а также состоявший в свите Фирмилиана Феодул. По приказу

Фирмилиана их тела пролежали на улицах города четыре дня, однако ни дикий зверь,

ни птица, ни собака не прикоснулись к мощам святых мучеников, которые спустя

четыре дня были погребены благочестивыми христианами.

В гонении на христиан в309 году в Палестине был замучен и некий маркионский

епископ Асклипий.

5 марта 310 года на съедение львам был брошен не отрекшийся от Христа Адриан, а

7 марта Еввул. Смертью Еввула была запечатана кровавая история гонения на

христиан Палестины первого периода.

Гонение на Христову Церковь продолжалось еще несколько лет, пока христианство

окончательно не восторжествовало с восхождением на престол Империи первого

христианского императора - Константина Великого. Этот триумф пережил и последний

этого затянувшегося периода гонений Иерусалимский епископ Ермон, непрестанно

руководивший жившей в муках Церковью.



КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КАТАЛОГА ИМЕН ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ИЕРУСАЛИМСКОЙ

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ



О епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства

свидетельствует Евсевий Кесарийский в своей книге "Церковная История" (III, 19).

Между тем, каталог, приведенный Евсевием, настолько многочислен, что у

исследователей возник вопрос, содержатся ли в нем имена только предстоятелей

Иерусалимской Церкви, или, быть может, также имена иных епископов, занимавших те

или иные кафедры Иерусалимской Церкви, или даже простых пресвитеров. Между тем,

наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на

протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях,

обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Тогда

епископа, который находился в ссылке, замещал другой, а порой и третий иерарх.

Таким образом, кафедру занимало сразу несколько человек.

Необходимо добавить, что сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена

принадлежат именно епископам - предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам

это подчеркивает.

Полный каталог Иерусалимских иерархов был составлен в начале XX века профессором

Афинского университета архимандритом Хризостомом Пападопулосом, впоследствии

архиепископом Афинским (1923-1938).



СПИСОК ИЕРУСАЛИМСКИХ ПЕРВОИЕРАРХОВ

1. Иаков брат Господень 62

2. Симеон сын Клеопы 106-107

3. Иуст 111-

4. Закхей -

5. Товия -

6. Вениамин I -

7. Иоаким I -

8. Матфей I -

9. Вениамин II, называемый Филиппом -

10. Сенека -

11. Иуст II -

12. Левий -

13. Ефрем I -

14. Иосиф I -

15. Иуда -

16. Марк 134-

17. Кассиан -

18. Пувлий -

19. Максим I -

20. Юлий -

21. Гай или Гайан I -

22. Симмах -

23. Гай II -

24. Юлиан или Уалис -

25. Капион -

26. Максим II -

27. Антоний -

28. Уалис -

29. Долихиан -185

30. Нарцисс I 185-213

31. Элиос или Зевс 211

32. Германион 211

33. Гордей 211

34. Александр 213-251

35. Мазаван 251-260

36. Именей 260-298

37. Замвда 298-300

38. Ермон 300-314

39. Макарий I 314-333

40. Максим 333-348

41. Кирилл I 350-386

42. Иоанн II 386-417

43. Правлий I 417-422

44. Ювеналий 422-458

45. Анастасий I 458-478

46. Мартирий 478-486

47. Саллюстий 486-494

48. Илья I 494-516

49. Иоанн III 516-524

50. Петр I 524-552

51. Макарий II 552

52. Евстохий 552-564

53. ................. 564-575

54. Иоанн IV 575-594

55. Амос 594-601

56. Исаакий 601-609

57. Захария 609-632

58. Модест 632-634

59. Софроний I 634-638

60. Анастасий II -706

61. Иоанн V 706-735

62. Феодор I 735-770

63. Илья II 770-797

64. Георгий II 797-807

65. Фома I 807-820

66. Василий 820-838

67. Иоанн VI 838-842

68. Сергий I 842-844

69. Соломон 855-860

70. Феодосий 862-878

71. Илья III 878-907

72. Сергий II 908-911

73. Леонтий 912-929

74. Афанасий I 929-937

75. Христодул I 937-

76. Агафон 950-964

77. Иоанн VII 964-966

78. Христодул II 966-969

79. Фома II 969-977

80. Иосиф 980-983

81. Орест 984-1005

82. Феофил 1012-1020

83. Никифор I -

84. Иоанникий 1020-1084

85. Софроний II -

86. Евфимий I -1084

87. Симеон II 1084-1106

88. Савва -

89. Иоанн VIII 1106-1156

90. Николай -

91. Иоанн IX 1156-1166

92. Никифор II 1166-1170

93. Леонтий II 1170-1190

94. Досифей I -1191

95. Марк II 1191-

96. Евфимий II до 1223

97. Афанасий II 1224-1236

98. Софроний III 1236-

99. Григорий I -1298

100. Фаддей 1298

101. Афанасий III 1313-1334

102. Григорий II 1332-

103. Лазарь 1334-1368

104. Арсений 1344

105. Дорофей 1376-1417

106. Феофил II 1417-1424

107. Феофан I 1424-1431

108. Иоаким 1431-1450

109. Феофан II 1450-1452

110. Афанасий IV 1452-1460

111. Иаков II около 1460

112. Авраам 1468

113. Григорий II 1468-1493

114. Марк III 1503

115. Дорофей II 1506-1537

116. Герман I 1537-1579

117. Софроний IV 1579-1608

118. Феофан III 1608-1644

119. Паисий 1645-1660

120. Нектарий 1660-1669

121. Досифей II 1669-1707

122. Хрисанф 1707-1731

123. Мелетий 1731-1737

124. Парфений 1737-1766

125. Ефрем II 1766-1771

126. Софроний V 1771-1775

127. Аврамий 1775-1787

128. Прокопий I 1787-1788

129. Анфим 1788-1808

130. Поликарп 1808-1827

131. Афанасий IV 1827-1845

132. Кирилл II 1845-1872

133. Прокопий II 1872-1875

134. Иерофей 1875-1882

135. Никодим 1883-1890

136. Герасим 1891-1896

137. Дамиан 1897-1931

кафедра вдовствовала 1931-1935

138. Тимофей 1935-1957

139. Бенедикт 1958-1980

140. Диодор 1981-19.12.2000

кафедра вдовствовала 2000-2001

141. Ириней 13.08.2001-



ОРГАНЫ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА

Высший орган церковного управления Иерусалимского Патриархата - Поместный Собор

и Священный Синод, состоящий ныне из 17 членов, среди которых - два

архимандрита.

Кроме Синода существуют Комитеты:

" Высший комитет по вопросам Святых Мест

" Высший Экономический комитет

" Финансовый комитет

" Ревизионный комитет

" Земельный комитет

" Образовательный комитет западного берега

" Образовательный комитет восточного берега

" Комитет кладбищ

Адрес и телефон Иерусалимского Патриархата:

Greek-Orthodox Patriarchate of Jerusalem

POB 19632, 91190 Jerusalem, Israel

tel +972.2.28.58.83, fax +972.2.28.20.48



ЦЕРКОВНЫЙ СУД В ИЕРУСАЛИМСКОМ ПАТРИАРХАТЕ

Церковный апелляционный суд в Иерусалиме

Председатель: Митрополит Птолемаидский Палладий

Члены: Митрополит Фаворский Даниил

Митрополит Филадельфийский Венедикт

Архиепископ Тивериадский Алексий

Секретарь: ...................

Переводчик: Ставрос Пападопулос

Церковный суд первой инстанции в Иерусалиме

Председатель: Митрополит Петрский Корнилий

Члены: Митрополит Елеферупольский Христодул

Архиепископ Константинский Аристарх

Архимандрит Келадий

Секретарь грекоязычный: Архимандрит Феодорит

Секретарь арабоязычный: Ставрос Пападопулос

Церковный суд Назаретской митрополии

Председатель: Митрополит Назаретский Кириак.

Члены: Дмитрий Зирини

Псара Варуар

Роман Радуан

Секретарь: Джамал Хури.

Церковный суд Птолемаидской митрополии

Председатель: Архимандрит Филофей

Члены: Архимандрит Анания

Никола Хури

Юзеф Хури

Асаф Хури

Церковный суд в Аммане

Председатель: ...........................

Заместитель председателя: Архимандрит Иннокентий

Члены: свящ. Тзубраил Таамне

Адиб Амари

Михаил Меденат

Абдала Хамарне

Секретарь: Басем Караци

Церковный суд Иопийской епархии

Председатель: Архиеп. Иопский Дамаскин

Члены: Архим. Филумен

Архим. Дамиан

Архим. Епифаний

Секретарь: Филипп Дахабра

Церковный суд Газской епархии

Председатель: ..........................

Заместитель председателя: Архим. Галактион

Члены: Суад Сагиг

Альфред Фарах

Антон Схебер

Раджа Тарази

Секретарь: Тайсир Сагиг



СПРАВКА О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ



Новый Предстоятель Иерусалимской Церкви избирается в течение двух месяцев со дня

смерти или ухода на покой предыдущего Предстоятеля.

В этот период в двенадцати епархиях Иерусалимского Патриархата, расположенных в

Иордании, Израиле и Палестинской Автономии, проводятся епархиальные собрания с

участием духовенства и мирян. Собрания избирают полномочных представителей от

епархий для участия в первом Соборе Иерусалимской Православной Церкви.

Собор созывается в Святом Граде Иерусалиме.

В Соборе участвуют:

- Члены Священного Синода Иерусалимского Патриархата в количестве семнадцати

человек (пятнадцать архиереев и два архимандрита).

- Все архиереи Иерусалимской Православной Церкви (всего архиереев девятнадцать

человек, из них пятнадцать членов Синода).

- Избранные полномочные представители от епархий.

Собор избирает кандидатов на Иерусалимский Патриарший престол, количество

которых не ограничено.

Местоблюститель Патриаршего Престола направляет список этих кандидатов

Правительствам государств (Иордания, Израиль, Палестинская Автономия), на

которые простирается каноническая территория Иерусалимской Церкви. Правительства

высказывают замечания по кандидатам и предлагают свои рекомендации.

Затем в Иерусалиме вновь собирается Собор в следующем составе:

- Члены Священного Синода Иерусалимского Патриархата.

- Архимандриты - члены Святогробского братства, постоянно проживающие в

Иерусалиме (около 20 человек).

- Избранные полномочные представители от епархий

На этом Соборе, с учетом всех рекомендаций, избираются три кандидата в

Патриархи.

Сразу после Собора все его участники направляются в храм Воскресения Христова,

где начинается заключительная процедура избрания. Только семнадцать членов

Священного Синода Иерусалимского Патриархата собираются в алтаре храма

Воскресения Христова и тайным голосованием из трех кандидатов избирают Патриарха

Иерусалимского.



БЛАЖЕННЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СВЯТОГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА И ВСЕЯ ПАЛЕСТИНЫ ИРИНЕЙ

Его Блаженство, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины

Ириней (в миру Эммануил Скопелитис) родился на греческом острове Самос 17 апреля

1939 года.

Приехал в Иерусалим в 1953 году. В 1958 году принял монашеский постриг с именем

Ириней, в честь священномученика Иринея, епископа Лионского (память 5 сентября

по новому стилю) и год спустя - в 1959 году был рукоположен в сан диакона.

В 1963 году закончил Иерусалимскую Патриаршую школу. В 1965 году - рукоположен в

иеромонаха, в 1966 - возведен в сан архимандрита. Четыре года архимандрит Ириней

пробыл в Афинах, где в 1970 году окончил богословский факультет Университета.

В разное время занимал должности: Великого Архидиакона Трона, ризничего,

благочинного Патриархии, главного редактора журнала "Новый Сион", председателя

Высшего церковного суда. С 1979 года до избрания Патриархом был Патриаршим

экзархом в Афинах и ответственным за ежегодное распространение в Греции

Благодатного огня в Великую субботу. В марте 1981 - рукоположен в архиепископа

Иерапольского, а в 1994 - возведен в митрополиты. На протяжении этого периода

владыка Ириней был тесным сотрудником Патриархов Венедикта и Диодора. В составе

делегаций сопровождал Патриарха Венедикта во время его визитов в Америку, Англию

и Сербию. Был членом официальных делегаций Иерусалимского Патриархата,

посещавших Россию и Румынию (Московский Патриархат посещал в 1974 году).

Избран Патриархом Иерусалимским и всея Палестины на Соборе Иерусалимской

Православной Церкви 13 августа 2001 года.

Говорит на арабском, английском, русском языках и на иврите. Новый Патриарх

Иерусалимский Ириней глубоко понимает трудности Патриархата и нужды православной

общины в Святой Земле. Он поддерживает добрые отношения с Предстоятелями

Поместных Православных Церквей. Патриарх надеется восстановить славу Церкви

Сионской, веротерпимость, взаимопонимание и уважение среди представителей

различных религиозных и национальных общин, живущих в Святой Земле, установить

стабильность и мир в регионе.



ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ИЕРУСАЛИМСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ



В сентябре 2001 года в составе Священного Синода произошли изменения, не все из

которых в настоящее время известны "Православию.Ru"

Члены Священного Синода

1. Блаженнейший Патриарх Ириней,

2. Митрополит Петрский Корнилий,

3. Митрополит Кесарийский Василий,

4. Митрополит Диокесарийский Иаков,

5. Митрополит Птолемаидский Палладий,

6. Митрополит Назаретский Кириак,

7. Митрополит Фаворский Даниил,

8. Митрополит Аскалонский Аркадий,

9. Митрополит Вострский Тимофей,

10. Митрополит Елевферупольский Христодул,

11. Митрополит Филадельфийский Венедикт,

12. Архиепископ Тивериадский Алексий,

13. Архиепископ Авилонский Дорофей,

14. Архиепископ Иопийский Дамаскин,

15. Архиепископ Константинский Аристарх,

16. Архимандрит Келадий,

17. Архимандрит Феофил

Иерархи, не члены священного Синода

1. Митрополит Неапольский Амвросий,

2. Митрополит Капитольядский Исихий,

3. Архиепископ Герасский Феофан

4. Архиепископ Кириакупольский Сильвестр.



УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА



Финансовая инспекция Патриарших школ в Иерусалиме

Председатель: Митрополит Птолемаидский Палладий

Члены: Митрополит Елевферуполский Христодул

Архиепископ Тивериадский Алексий

1. Гимназия и лицей общины Святого Гроба Господня в Иерусалиме

Директор школы: Архимандрит Макарий

Директор общежития: Архимандрит Аристовул

Преподаватели: Архимандрит Иоаким

Архимандрит Аристовул

Монах Фотий

Еммануил Корнилакис

Филипп Дахабра

Розалия Карраско

Анфи Стилианаки

Константина Нани

Количество учеников: 25

Адрес: Greek Orthodox College

P.O. Box 14095

Jerusalem - Israel

Tel. 6719773

2. Образцовая Патриаршая школа "Святого Димитрия" в Иерусалиме

(начальная школа, гимназия и лицей)

Tel & Fax 6273069

Представитель Патриархии: Архимандрит Феодосий Tel. 6274632

Директор: Ибрагим Дайебес

Преподаватели: 20

При школе функционирует детский сад с 2 воспитателями.

Комитет школы "Святого Димитрия"

Председатель: Митрополит Вострский Тимофей

Заместитель председателя: Архимандрит Феодосий

Члены: Архимандрит Мелетий

Ибригим Дайебес

Басим Тафес

Амал Бахнам

3. Образцовая Патриаршая школа "Патриарх Диодор I" в Аммане

(начальная школа, гимназия и лицей)

Директор: Ибрагим Дабур

Преподаватели: 40

При школе функционирует детский сад с 3 воспитателями.

4. Патриаршая школа в Акабе

(детский сад, начальная школа, гимназия)

Преподаватели: 12

5. Патриаршая школа в Бецахуре

(начальная школа, гимназия и лицей)

Директор: Мари Кумсиге

Преподаватели: 30

При школе функционирует детский сад с 7 воспитателями.

6. Патриаршая школа "Святого Георгия" в Рамалле

Директор: Антуанет Ахуал

Преподаватели: 19

7. Патриаршая школа в Газе

Директор: Муна Тарази

Преподаватели: 16

8. Патриаршая школа "Архангела Михаила" в Иоппе

Директор: Мари Купи

Преподаватели: 10

Помимо Патриарших гимназий и лицеев в Иерусалимской Церкви существуют школы

совместного обучения в Назарете, Ремлисе, Петзалле, Тайбе, Салти, Фхесе, Алале,

Анзаре, Азлуне, Хирбет Елуаханде, Фаре, Ирпете, Хусуне, Сарихе, Зарке, Рабе,

Караке, Мадиве.



Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную