Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Особые чувства питают русские к Грузинской Православной Церкви. Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах. Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе; другая древняя святыня - могила Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея. Но распространение христианской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, благодаря подвигу которой имя Христа засияло в Грузии на шесть с половиной веков ранее, чем на Руси. Под влиянием святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем. За прошедшие века Грузинская Православная Церковь обогатила сокровищницу христианства многими памятниками церковного зодчества, и не только в своих пределах: всему христианскому миру известен Иверский монастырь на Святой Горе Афон. Братские и дружественные связи между Грузинской и Русской Православными Церквами упрочились и укрепились за долгие годы, в течение которых Грузия была в составе России. ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ По преданию, Грузия (Иверия) - апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня - в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову. Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября). Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее - в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX - начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат. С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II. ПРЕДСТОЯТЕЛИ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Мцхетские Архиепископы: Иоанн I 335 - 363 Иаков 363 - 375 Иов 375 - 390 Илия I 390 - 400 Симеон I 400 - 410 Моисей 410 - 425 Иона 425 - 429 Иеремия 429 - 433 Григорий I 433 - 434 Василий I 434 - 436 Глонахор 436 - 448 Иоиль I 448 - 452 Михаил I 452 - 467 Католикосы-Архиепископы Иверии: Петр I 467 - 474 Самуил I 474 - 502 Гавриил I 502 - 510 Тавпечаг I 510 - 516 Чирмаг-Чигирман 516 - 523 Савва I 523 - 532 Евлавий 532 - 544 Самуил II 544 - 553 Макарий 553 - 569 Симеон II 569 - 575 Самуил III 575 - 582 Самуил IV 582 - 591 Варфоломей 591 - 595 Кирион I 595 - 610 Иоанн II 610 - 619 Вавила 619 - 629 Фавор 629 - 634 Самуил V 634 - 640 Евнон 640 - 649 Тавпечаг II 649 - 664 Евлалий 664 - 668 Иоиль II 668 - 670 Самуил VI 670 - 677 Георгий I 677 - 678 Кирион II 678 - 683 Изид-Бозид 683 - 685 Феодор (Феодосий) I 685 - 689 Петр (Симеон) II 689 - 720 Фалалей 720 - 731 Мамаи 731 - 744 Иоанн III 744 - 760 Григорий II 760 - 767 Сармеан 767 - 774 Михаил II 774 - 780 Самуил VII 780 - 790 Кирилл 791 - 802 Григорий III 802 - 814 Самуил VIII 814 - 826 Георгий II 826 - 838 Гавриил II 838 - 850 Иларион I 850 - 860 Арсений I 860 - 887 Евсухий 887 - 900 Климент 900 - 914 Василий II 914 - 930 Михаил III 930 - 944 Давид I 944 - 955 Арсений II 955 - 980 Окропири (Иоанн) I 980 - 1001 Симеон III 1001 - 1012 Католикосы-Патриархи всея Грузии: Мелхиседек I 1012 - 1030, 1039 - 1045 Окропири (Иоанн) II 1031 - 1039, 1045-1049 Евфимий I 1049 - 1055 Георгий III Таоэли 1055 - 1065 Гавриил III Сапарели 1065 - 1080 Димитрий 1080 - 1090 Василий III Каричисдзе 1090 - 1100 Иоанн IV Сапарели 1100 - 1142 Симеон IV Гулаберидзе 1142 - 1146 Савва II 1146 - 1150 Николай I Гулаберидзе 1150-1174 Михаил IV 1178 - 1186 Феодор II 1186 - 1206 Василий IV 1206 - 1208 Иоанн V 1208 - 1210 Епифаний 1210 - 1220 Евфимий II 1220 -1222 Арсений III 1222 - 1225 Георгий IV 1225 - 1230 Арсений IV Булмаисисдзе 1230 - 1240 Николай II 1240 - 1280 Авраам I 1280 - 1310 Евфимий III 1310 - 1325 Михаил V 1325 - 1330 Василий V 1330 - 1350 Дорфей I 1350 - 1356 Шио I 1356 - 1364 Николай III 1364 - 1380 Георгий V 1380 - 1399 Элиоз Гобирахисдзе 1399 - 1411 Михаил VI 1441 - 1426 Давид II 1426 - 1430 Феодор III 1430 - 1435 Давид III Гобеладзе 1435-1439, 1443 - 1450 Шио II 1440 - 1443 Марк 1460 - 1466 Давид IV 1466 - 1479 Евагрий 1480 - 1492, 1500 - 1503 Авраам II 1492 - 1497 Ефрем I 1497 - 1500 Дорофей II 1503-1510, 1511-1516 Дионисий 1510 - 1511 Василий VI 1517 - 1528 Малахия 1528 - 1538 Мелхиседек II Багратиони 1538 - 1541 Герман 1541 - 1547 Симеон V 1547 - 1550 Заведей I 1550 - 1557 Доментий I 1557 - 1562 Николай IV Бараташвили 1562 - 1584 Николай V 1584-1591 Дорофей III 1592 - 1599 Доментий II 1599 - 1603 Заведей II 1603 - 1610 Иоанн VI Авалишвили 1610 - 1613 Христофор I 1613 - 1622 Захария Джорджадзе 1623 - 1630 Евдем I Диасамидзе 1630 - 1638 Христофор II Урдубегисдзе Амилахвари 1638 - 1660 Доментий III Кайхосро Мухранбатонисдзе 1660 - 1675 Николай VI Магаладзе 1675-1676 Николай VII Амилахвари 1676-1687, 1691-1695 Иоанн VII Диасамидзе 1687-1691, 1696-1700 Евдем II Диасамидзе 1700 - 1703 Доментий IV 1704 - 1725, 1739 - 1741 Виссарион Орбелиани 1725 - 1737 Кирилл 1737 - 1739 Николай VIII Херхеулидзе 1742-1744 Антоний I 1744 - 1755, 1764 - 1788 Иосиф Джандиери 1755 - 1764 Антоний II 1788 - 1811 В начале XIX-го века Грузия была присоединена к Российской империи. Автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Управление Грузинской церковью осуществляли экзархи, назначаемые Российским Священным Синодом. Экзархи: Митрополит Варлаам (Эристави) 1811 - 1817 Митрополит Феофилакт (Русанов) 1817 - 1821 Митрополит Иона (Василевский) 1821 - 1834 Архиепископ Моисей (Богданов-Платонов) 1832- 1834 Архиепископ Игнатий (Бажанов) 1834 - 1844 Архиепископ Исидор (Никольский) 1844 - 1858 Архиепископ Евсевий (Ильинский) 1858 - 1877 Архиепископ Иоанникий (Руднев) 1877 - 1882 Архиепископ Павел (Лебедев) 1882 - 1887 Архиепископ Палладий (Раев) 1887 - 1892 Архиепископ Владимир (Богоявленский) 1892 - 1898 Архиепископ Флавиан (Городецкий) 1898 - 1901 Архиепископ Алексий I (Опоцкий) 1901 - 1905 Архиепископ Николай (Налимов) 1905 - 1906 Архиепископ Никон (Софийский) 1906 - 1908 Архиепископ Иннокентий (Беляев) 1909 - 1913 Архиепископ Алексий II (Молчанов) 1913 - 1914 Архиепископ Питирим (Окнов) 1914 - 1915 Архиепископ Платон (Рождественский) 1915 - 1917 Католикосы-Патриархи всея Грузии после восстановления автокефалии: Кирион III (Садзаглишвили) 1917 - 1918 Леонид (Окропиридзе) 1918 - 1921 Амвросий (Хелая) 1921 - 1927 Христофор III (Цицкишвили) 1927 - 1932 Каллистрат (Цинцадзе) 1932 - 1952 Мелхиседек III (Пхаладзе) 1952 - 1960 Ефрем II (Сидамонидзе) 1960 - 1972 Давид V (Девдариани) 1972 - 1977 Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) с 25.12.1977 ОТДЕЛЫ ГРУЗИНСКОЙ ПАТРИАРХИИ 1. Хорепископ Католикос-Патриарха - архиепископ Иов (Акиашвили) 2. Секретарь Католикос-Патриарха - протоиерей Леван (Пирцхалаишвили) 3. Секретарь-референт Католикос-Патриарха - Шорена Тетруашвили 4. Начальник канцелярии Патриархии - Иоанн Гогуа 5. Отдел иностранных дел - председатель: архиепископ Авраам (Гармелиа) 6. Служба информации - председатель: епископ Димитрий (Шиолашвили) 7. Финансово-экономический совет - председатель: игумен Зенон (Иараджули) 8. Отдел миссии и евангелизации - председатель: архиепископ Даниил (Датуашвили) 9. Отдел взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами - председатель: епископ Григорий (Бербичашвили) 10. Отдел взаимодействия с заключенными - председатель: епископ Антоний (Булухиа) 11. Архитектурный центр - председатель: архиепископ Давид (Махарадзе) 12. Отдел поиска и охраны святынь - председатель: епископ Елисей (Джохадзе) 13. Отдел изучения неправославных религиозных направлений - председатель: архимандрит Николай (Глонти) 14. Учебный комитет - председатель: протопресвитер Георгий Гамрекели 15. Издательский отдел - председатель: Гванца Коплатадзе 16. Радио Грузинской Патриархии "Иверия"- директор:Георгий Андриадзе 17. Паломническая служба - председатель: Георгий Андриадзе 18. Молодежный центр "Дзлеваи" ("Преодоление") - президент: иерей Михаил (Шаишмелашвили) 19. Архив Патриархии - директор: Мзиа Кацадзе ЕПАРХИИ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ Мцхетская и Тбилисская епархия. Кафедра: в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси). Правящий архиерей: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Алавердская епархия. Кафедра: Алаверди Правящий архиерей: Давид, архиепископ Амба-Алавердский Ахалцихская епархия. Кафедра: в Ахалцихе и Сапара. Правящий архиерей: Феодор, епископ Ахалцихский Батумская и Схалтская епархия. Кафедра: в Батуми и Схалта Правящий архиерей: Димитрий, епископ Батумский и Схалтский Бодбийская епархия. Кафедра: Бодби Правящий архиерей: Николай, епископ Бодбийский Болнисская и Дманисская епархия. Кафедра: в Болниси и Дманиси. Правящий архиерей: Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский Боржомская и Ахалкалакская епархия. Кафедра: Боржоми Правящий архиерей: Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский Ванская и Багдатская епархия. Кафедра: в Багдати. Правящий архиерей: Антоний, епископ Ванский и Багдатский Зугдидская и Цаишская епархия. Кафедра: в Зугдиди и Цаиши Правящий архиерей: Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский Манглисская и Цалкская епархия. Кафедра: Манглиси и Цалка. Правящий архиерей: Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский Маргветская епархия. Кафедра: в Зестафони Вдовствующая эпархия Во временном управлении архиепископа Цхумского и Абхазского Даниила Некресская епархия. Кафедра:в Некреси и Кварели Правящий архиерей: Сергий, архиепископ Некресский; Никорцминдская епархия. Кафедра: в Никорцминда Правящий архиерей: Елисей, епископ Никорцминдский Никозская и Цхинвальская епархия. Кафедра: в Никози и Цхинвали. Правящий архиерей: Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский Руставская епархия. Кафедра: в Рустави Правящий архиерей: Афанасий, митрополит Руставский Сагареджойская и Гурджаанская епархия. Кафедра: в Сагареджо и Гурджаани Андрей, епископ Сагареджойский и Гурджаанский Самтависсая и Горийская епархия. Кафедра:в Самтависи и Гори. Правящий архиерей: Вахтанг, архиепископ Самтависский и Горийский Урбнисская и Руисская епархия. Кафедра: в Урбниси, Руиси и Хашури Правящий архиерей: Иов, архиепископ Урбнисский и Руисский Потийская епархия. Кафедра: в Поти Правящий архиерей: Григорий, епископ Потийский Кутаисская и Гаэнатская епархия. Кафедра:в Кутаиси и Гелати. Правящий архиерей: Каллистрат, митрополит Кутаисский и Гаэнатский Шемокмедская епархия. Кафедра: в Шемокмеди и Озургети Правящий архиерей: Иосиф, епископ Шемокмедский Цагерская и Сванетская епархия. Кафедра: в Цагери и Местиа Правящий архиерей: Давид, епископ Цагерский и Сванетский Цхумская и Абхазская епархия. Кафедра: в Сухуми и Новом Афоне Правящий архиерей: Даниил, архиепископ Цхумский и Абхазский Цилканская епархия. Кафедра: в Цилкани Правящий архиерей: Зосима, архиепископ Цилканский Чиатурская епархия. Кафедра: в Чиатура Правящий архиерей: Авраам, архиепископ Чиатурский Чкондидская епархия. Кафедра: в Мартвили Правящий архиерей: Георгий, архиепископ Чкондидский Хонская епархия. Кафедра: в Хони Правящий архиерей: Савва, епископ Хонский СВЯТЕЙШИЙ И БЛАЖЕННЕЙШИЙ КАТОЛИКОС-ПАТРИАРХ ВСЕЯ ГРУЗИИ, АРХИЕПИСКОП МЦХЕТСКИЙ И ТБИЛИССКИЙ ИЛИЯ II Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II (в миру - Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 г. во Владикавказе (в 1933 году город имел название Орджоникидзе). Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили - из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе - из села Сиони. В 1927 г. они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 г. Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу г. Орджоникидзе и поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1956 г., а затем продолжил обучение в Московской Духовной академии. 16 апреля 1957 г. студент 2-го курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению католикоса-патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь св. пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение. Это произошло в Тбилиси в храме св. Александра Невского, а два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. Через два года, 10 мая 1959 г., патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил иеродиакона Илию в иеромонахи. В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую Духовную академию, и за сочинение на тему "История афонского Иверского монастыря" ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора г. Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем - архимандрита. 26 августа 1963 г. хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской Духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 г. возведен в сан митрополита. 23 декабря 1977 г. был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Чин интронизации Илии II состоялся 25 декабря того же года (Илия I был предстоятелем Грузинской Церкви 1600 лет назад, в 390-400 гг.). В 1978-1983 гг. Католикос-Патриарх Илия II был президентом Всемирного совета Церквей. В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации. За время патриаршего служения Святейшего и Блаженнейшего Илии II число епархий Грузинской Церкви возросло с 15 до 27, число монастырей - до 53. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения. В Тбилиси началось строительство самого большого храма Грузии - кафедрального собора во имя св. Троицы. СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Председатель Св. Синода: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, Католикос-Патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Члены Св. Синода: Афанасий, митрополит Руставский; Каллистрат, митрополит Кутаисский и Гаэнатский; Фаддей, архиепископ Болнисский и Дманисский; Анания, архиепископ Манглисский и Цалкский; Вахтанг, архиепископ Самтависский и Горийский; Зосима, архиепископ Цилканский; Георгий, архиепископ Чкондидский; Иов, архиепископ Урбнисский и Руисский; Даниил, архиепископ Сухумский и Абхазский; Давид, архиепископ Амба-Алавердский; Авраам, архиепископ Чиатурский; Сергий, архиепископ Некресский; Иосиф, епископ Шемокмедский; Исайя, епископ Никозский и Цхинвальский; Серафим, епископ Боржомский и Ахалкалакский; Елисей, епископ Никорцминдский; Григорий, епископ Потийский; Николай, епископ Бодбийский; Феодор, епископ Ахалцихский; Савва, епископ Хонский; Димитрий, епископ Батумский и Схалтский; Антоний, епископ Ванский и Багдатский; Герасим, епископ Зугдидский и Цаишский; Давид, епископ Цагерский и Сванетский; Андрей, епископ Сагареджойский и Гурджаанский. ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Тбилисская Духовная академия и семинария Ректор: архиепископ Авраам (Гармелиа) Гелатская Духовная академия Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) СРЕДНИЕ БОГОСЛОВСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Кутаисская духовная семинария во имя св. еп. Гавриила Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Кутаисское духовное училище во имя св. еп. Гавриила Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Ахалцихская духовная семинария во имя св. Григория Хандзойского Ректор: епископ Николай (Пачуашвили) Батумская духовная семинария во имя св. Иоанна Богослова Ректор: протоиерей Лазарь Самадбегишвили Хулойское духовное училище и гимназия Ректор: иерей Мириан Самхарадзе Зугдидская духовная гимназия во имя св. Георгия Ректор: Манана Начкебиа Ланчхутская духовная гимназия во имя св. Иоанна Крестителя Ректор: епископ Иосиф (Киквадзе) Озургетская духовная гимназия во имя св. Нины Ректор: епископ Иосиф (Киквадзе) Тбилисский центр приходских школ Руководитель: Лия Салахиа Батумская гимназия во имя св. ап. Андрея Первозванного Ректор: Севериан Квачадзе Потийская гимназия во имя св. Григория Богослова Ректор: диакон Авраам Соломнишвили Сенакская духовная школа Директор: монахиня Анна (Муселиани) Хобская духовная школа Директор: Георгий Кухианидзе ИЗМЕНЕНИЯ В ГРУЗИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ЦЕРКВИ Согласно закону, подписанному президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе 30 марта 2001 г. на основании решения парламента, глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: 1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека. КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ ГРУЗИЯ И АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ ГРУЗИИ (ПРОЕКТ) Настоящее Соглашение заключают между собой Государство, представленное Президентом Грузии, и Церковь, представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии. Православная апостольская Церковь существует в Грузии две тысячи лет, с V века имеет статус автокефальной и является частью всемирного православия. Большинство населения Грузии - православные христиане. Конституция Грузии признает особенную роль Православной Церкви в истории страны. В Грузии признана полная свобода религии и вероисповедания. В развитых странах мира исторические церкви получили особый юридический статус. Согласно Конституции Церковь независима от Государства. 1. Государство и Церковь подтверждают готовность к сотрудничеству на основе соблюдения принципа независимости друг от друга. 2. Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии. Функции публичного права Патриархия выполняет только в случаях предусмотренных этим Соглашением и законодательством Грузии. 3. Государство и Церковь имеют право заключать соглашения в отдельных сферах совместных интересов. 4. Духовные лица не подлежат призыву в армию. 5. Государство гарантирует соблюдение церковных таинств. Представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны. 6. Государство признает брак, зарегистрированный церковью. 7. Государство обеспечивает создание института военных священников в армии. 8. Государство обеспечивает создания института капелланов в тюрьмах. 9. Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает Государство по представлению Церкви. 10. Государство и Церковь обоюдно признают соответствующие теологические и духовные сертификаты (дипломы). 11. Государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения. 12. Церковь утверждает проекты православных храмов и других церковных сооружений и выдаёт разрешение на их строительство с согласованием в специальных государственных службах. 13. Церковь имеет право осуществлять хозяйственную деятельность по установленному законом порядку. 14. Источниками финансирования церкви являются добровольные пожертвования, доходы полученные от хозяйственной деятельности, инвестиций, грантов, иной помощи. 15. Имущество церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество. 16. Собственность церкви и другие имущественные права защищены законом. Государство не имеет право отчуждать от Церкви её имущество. Церковь распоряжается своим имуществом на основе норм церковного права в соответствие с собственным уставом и соблюдением действующего законодательства Грузии. Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду. Собственностью церкви может быть имущество, не запрещенное законодательством Грузии. 17. Государство признаёт церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри (действующие и недействующие), земельные участки, на которых они расположены, а также руины (развалины). 18. Государство признаёт собственностью церкви церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах. Церковные ценности как часть общенациональных сокровищ являются совместной собственностью Государства и Церкви (кроме святых мощей и святых реликвий). Вывоз церковных ценностей в религиозных и культурных целях возможно только на основании соглашения с государством. 19. Государство и Церковь совместно заботятся о защите и охране церковных сооружений и ценностей, имеющих историческое, археологическое, архитектурное и культурное значение. 20. Государство берёт на себя обязательство вести переговоры с соответствующими государствами по поводу находящихся на их территориях грузинских православных храмов, монастырей и их развалин, а также хранящихся там церковных предметов. 21. Государство обязуется частично возместить церкви ущерб, нанесённый ей в XIX-XX вв., особенно в 1921-1990-х годах. С целью изучения этого вопроса, установления форм компенсации и других деталей, в течение одного месяца со дня подписания соглашения будет создана специальная комиссия. 22. Двунадесятые праздники (12 великих праздников) объявляются праздничными и выходными днями. Воскресение, как правило, не может объявляться рабочим днём. 23. Внесение изменений и дополнений в это соглашение возможно только на основании соглашения сторон и после утверждения этих изменений Парламентом и Священным синодом. 24. Соглашение подписывают Президент Грузии и Католикос-Патриарх. Соглашение ратифицируется Парламентом и Священным синодом. Государство обеспечивает публикацию соглашения в течение недели после подписания. Соглашение входит в силу со дня публикации. Президент Грузии Католикос-Патриарх Грузинской Православной автокефальной Церкви |
|