Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения



ГОМИЛЕТИКА

Обзорная лекция

для студентов 3 курса



Сергиев Посад

2006

Введение



Возвещение божественных истин или проповедание слова Божия вхо-дит в круг

нравственных обязанностей каждого христианина. Эту обязан-ность, представляющую

особый вид христианского богопочитания, возложил на всех своих последователей

Господь Иисус Христос, заповедуя им быть светочами мира (Мф. 5,14).

Предоставленное всем христианам право пропо-ведания слова Божия (исключение

составляет проповедь богослужебно-храмовая) для епископов и пресвитеров, как

пастырей словесного стада Хри-стова является первой и главной обязанностью.

Господь Иисус Христос, по-сылая по воскресении Своем учеников Своих на служение

и заповедуя им проповедовать "Евангелие всей твари" (Мк. 16,15), всю тяжесть

благовестия возложил прежде всего на своих избранных учеников, которых Он назвал

апостолами (Лк. 6,13). И апостолы, действительно, всё достоинство своего

служения полагали в евангельской проповеди; на дело благовестия они смот-рели

как на главную и существенную обязанность свою (1 Кор. 1,17; 9,16), и не только

сами неуклонно исполняли данную Господом заповедь, но и пре-емникам служения

своего завещали ревностное её исполнение (2 Тим. 4,3). Ближайшие преемники

апостолов в деле пастырского служения - мужи апо-стольские, а за ними

архипастыри и пресвитеры - всю жизнь и деятельность свою посвящали главным

образом научению вверенной им паствы истинам веры и правилам христианской

нравственности. "Епископ или пресвитер, - гласит 58 правило святых апостолов, -

нерадящий о притче и о людях и не учащий их благочестию да будет отлучен; аще же

останется в сем нерадении и лености, да будет извержен". Обязанность епископов и

пресвитеров быть благовестниками слова Божия констатировал и Шестой Вселенский

Собор: "Предстоятели церквей, - читаем в 19 правиле собора, - должны по вся дни,

наипаче же во дни воскресныя, поучати весь клир и народ словесам благо-честия".

Готовящийся стать пастырем должен научиться проповедовать. Хотя первым и главным

условием и средством к успешному прохождению пасты-рем Церкви проповеднического

служения святые апостолы и великие пропо-ведники признают благодатную помощь и

руководство Святого Духа, однако те же апостолы и проповедники, в виду важности

и трудности проповедниче-ской деятельности, требуют и со стороны самого пастыря

особого приготов-ления к этому служению. "Старайся представить себя Богу

достойным, дела-телем неукоризненным, верно проповедающим слово истины" (2 Тим.

2,15). Если святой апостол требовал от своего ученика особого приготовления с

его собственной стороны ещё в то время, когда ниспосылаемы были многим ве-рующим

чрезвычайные дары Святого Духа (1 Кор. 12, 8-10), то тем более это приготовление

требуется от ищущего священства в настоящее время, когда не обретается в

верующих чрезвычайных дарований.

Отсюда ясно вытекает необходимость изучения такой науки, как гоми-летика.



Определение гомилетики как науки



Источники. История науки



Гомилетика (от греч. "беседую", "даю наставление") есть наука о про-поведи, или

о проповедничестве.

Главный предмет науки - проповедь.

Задача науки: во-первых, преподать систематические знания о прави-лах построения

проповеди, во-вторых, образовать душу будущего проповед-ника, который в жизни

следовал слову Божию, которое он проповедует.

Методы науки:

теоретический (изучение правил по составлению проповедей и усло-вий, при которых

проповедь имеет воздействие);

практический (изучение образцов проповеди, самостоятельное со-ставление

проповедей, произнесение и разбор).

Источниками науки является Священное Писание (по содержанию) и образцы

святоотеческой проповеди выдающихся проповедников (по форме).



История гомилетики



Несмотря на то, что христианская проповедь появилась с первым же возникновением

христианского общества и приобрела в основанной Спаси-телем Церкви важное

значение, правила и наставления, касающиеся пастыр-ского проповедания слова

Божия, явились, однако, довольно поздно. Объяс-няется это тем, что в

первенствующей Церкви были особого рода проповед-ники - "дидаскалы" и "профеты".

Они действовали под непосредственным воздействием и озарением от Святого Духа и

потому в каких-либо человече-ских указаниях и наставлениях не имели особой

нужды.

Оскудение таких служителей в Церкви привело к появлению ряд свя-тоотеческих

трудов, в которых были намечены некоторые гомилетические правила. Это сочинение

святителя Иоанна Златоуста "О священстве", бла-женного Августина "Христианская

наука", святителя Григория Двоеслова "Правило пастырское". Рассуждения этих

святых отцов не могут быть назва-ны в строгом смысле слова гомилетическими

системами. Гомилетика как наука обязана своим происхождением более позднему

времени.

Первый опыт систематического изложения гомилетических правил у нас в России

появляется в XVII веке. В это время выходят в свет труды архи-мандрита Иоанникия

(Голятовского) "Наука или способ составления речей" и архиепископа Феофана

Прокоповича "Духовный регламент".

Самым значительным фундаментальным трудом по гомилетике, вы-шедшем в 2-х томах в

1846 году, является труд профессора Киевской Духов-ной Академии Я.К.

Амфитеатрова "Чтение о церковной словесности, или го-милетика". В духе и

направлении, данном науке о проповедничестве Я.К.Амфитеатровым, написаны были

труды, которые можно рекомендовать для углубленного изучения предмета.

1. Прот. Назарий Фаворов. Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика

(1858 г.).

2. Прот. Михаил Поторжинский. Краткая гомилетика (1862 г.).

3. Чепик М. Опыт полного курса гомилетики (1893 г.).

4. Свящ. Александр Юрьевский. Гомилетика или наука о пастырском проповедании

слова Божия (1903 г.).

5. Прот. Александр Ветелев. Курс лекций по гомилетике (1949 г.).

6. Прот. Александр Ветелев. Конспект по истории русской церковной проповеди;

Сборник церковных проповедей (тт. 1-5).

7. Игумен Марк (Лозинский). Конспект по гомилетике для 1-го курса МДА.

8. Игумен Марк (Лозинский). Пособие для практических занятий сту-дентов МДА;

Отечник проповедника. (1970 г.).

9. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика (1999 г.).



Общая методология пастырской проповеди



В гомилетической науке принято четырехчастное деление проповеди: вступление,

изложение, раскрытие смысла и заключение.

Вступление указывает на тему проповеди и служит средством психо-логического

настроя слушателей.

Изложение имеет целью обоснование главной мысли или темы пропо-веди.

На основании имеющегося материала раскрывается смысл того или иного предмета,

делаются нравственные выводы.

Заключение вместе со вступлением является обрамлением проповеди и служит

завершением выступления проповедника.

Четырехчастное деление проповеди является обобщением древней практики церковного

красноречия. Этим достигается последовательность и ясность изложения темы, от

которых в немалой степени зависит действен-ность пастырского слова.

Исторически сложились несколько форм церковной проповеди: беседа (гомилия),

поучение, слово, речь.

Материалом для бесед могут служить тексты Священного Писания, чинопоследования

церковных богослужений, таинства и обряды, церковные песнопения, а также части

катехизического курса. Наиболее характерным признаком бесед является

многотемность. Составными частями является ос-новная часть и нравственное

приложение.

Третий век христианства ознаменовался новым подходом к вопросам церковного

проповедничества. Этому способствовали как внешние, так и внутренние условия

существования Церкви: появляются удобные для бого-служения и проповедничества

храмы, при храмах создаются библиотеки, ка-техизаторские училища и школы. В

недрах самой Церкви появляется воз-можность подготовки к пастырскому

учительству. Всё это способствовало новому подходу к проповеднической

деятельности. Возникает новый вид проповеди - поучение. В отличие от беседы, где

изъясняется стих за стихом, поучение строится на каком-либо одном стихе или

отрывке библейского тек-ста, или же посвящается какой-нибудь произвольно

избранной проповедни-ком теме.

Самой совершенной формой церковной проповеди является слово. Этот вид проповеди

отличает правильная логическая структура, изящный, художественный стиль и

строгая тематизация. Один какой-либо предмет (те-ма) раскрывается с достаточной

полнотой и строгой последовательностью на основании Священного Писания и учения

Церкви. Для слова, как и для по-учения, характерны все 4 части.

Слова чаще всего произносятся в высокоторжественные дни церковно-го года, а

также по случаю особых событий в жизни Церкви.

С древних времен известны проповеди, называемые речами. Эти про-поведи имеют

особое назначение и содержание. Исходным моментом при построении речей являются

какие-либо обстоятельства или случаи из облас-ти церковной или общественной

жизни. Классически составленные речи имеют: обращение, вступление, указание

предмета речи, изложение, благо-пожелание, заключение.

Речи бывают приветственными, благодарственными, поздравительны-ми.



Изложение проповеди



Действенность церковно-богослужебной проповеди стоит в зависимо-сти как от

внутренних качеств проповеди, т.е. от силы и степени выражаю-щихся в ней личного

убеждения, внутреннего одушевления и духовного на-строя проповедника, так и от

внешних её качеств, от её приспособленности к настроению, пониманию и

умственному развитию слушателей.

Ясность, доступность, наглядность, литературно-правильная речь - вот те

качества, от которых в немалой степени зависит успех проповеди.

По содержанию проповеди могут быть догматическими, нравоучи-тельными,

церковно-историческими и богослужебно-литургическими.

Темы проповедей могут определятся временами церковными. Особое значение в выборе

темы проповеди имеют дни воскресные, великие праздни-ки и многодневные посты.

Хорошее произнесение проповеди зависит от предварительной подго-товки. Эта

подготовка должна состоять в громком, внятном и выразительном чтении и

произнесении собственной проповеди, которое должно сопровож-даться

соответствующей смыслу читаемого текста интонацией голоса. Читая проповедь

необходимо вникать в смысл каждого слова и выражения. Необ-ходимо избегать

торопливости и монотонности.

На первом этапе проповеднического служения пастырю, который ещё не умеет владеть

собой и не имеет навыка публичного выступления, лучше всего читать проповедь по

заранее приготовленному тексту. Это поможет преодолеть психологические

затруднения, неизбежные в начале проповедни-ческой деятельности. Получив

некоторый навык, необходимо произносить проповеди наизусть. Следующим этапом

овладения искусством произнесе-ния проповеди должна быть такая подготовка, когда

из написанного текста хорошо усваивается только план и основные мысли.

Достаточно опытный проповедник может произносить импровизиро-ванную проповедь,

подробный план которой, был проработан и записан на-кануне. И лишь в

исключительных случаях опытные проповедники могут произносить проповеди -

экспромтом.

Дело евангельского благовестия требует от пастыря особой внутренней

настроенности. Она должна создаваться и поддерживаться молитвой, оказы-вающей

благотворное воздействие не только на самого проповедника, но и на всех

присутствующих в храме. В слове проповедника слушатель должен най-ти то, чего

жаждет его сердце, о чём тоскует душа, чего требует его совесть. Соответствие

проповеди этим духовным запросам определяет степень её воз-действия на

слушателей. В словах проповедника должно содержаться всегда самое необходимое -

то, чем питается человек внутренне, духовно. Затронув внутренний мир человека,

слово пастыря должно помочь слушателям разо-браться в насущных вопросах жизни

души. Стоит подчеркнуть, что сущест-венное влияние на действенность проповеди

оказывает также и личность проповедника. Чем благочестивее проповедник, тем

сильней его слово и бла-готворнее влияние на паству. Для действенности

пастырского слова необхо-димыми условиями являются: молитвенность пастыря, живая

вера в Бога, по-стоянное изучение слова Божия, борьба с грехом, забота о своём

спасении и о спасении паствы, бескорыстие. В Церкви, с её многовековым опытом

спасе-ния людей содержится вся полнота благодати и истины. Поэтому все вопро-сы

спасения человека должны раскрываться в проповеди только на основа-нии учения

Православной Церкви.

Возлагая всю надежду на Бога (1 Кор. 3,7; Ис. 55,10-11), проповедник должен с

большим старанием и полной отдачей своих сил совершать дело пастырского

благовестия.



Игумен Тихон (Зайцев)

преподаватель Московской

Духовной Семинарии

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную