Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Митрополит Филарет Московский - Катехизис







перстнаго (и как мы носим образ земного.- Ред.) (то есть Адама), да облечемся и

во образ Небеснаго (то есть Господа нашего Иисуса Христа) (1 Кор. 15, 49).

379. Не все будут в равной мере блаженны. Будут разные степени блаженства, в

зависимости от того, как кто^ здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Ина

слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды

разнствует во славе. Такомсде и воскресение мертвых (1 Кор. 15, 41-42).

380. Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать,

вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами. Иже не об-ретеся в книзе

животней (в книге жизни.- Ред.)

100

написан, ввержен будет в озеро огненное (Апок. 20, 15). И се (это.- Ред.) есть

вторая смерть {Апок. 20, 14). Идите от Мене проклятии во огнь вечный,

уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25, 41). И идут сии в муку вечную,

праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 46). Добре ти есть со единем оком внити

(лучше тебе с одним глазом войти.- Ред.) в Царствие Божие, немее две оце имущу

(нежели с двумя глазами.- Ред.) ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их

не умирает, и огнь не угасает (Мк. 9, 47-48).

381. Так строго поступят с грешниками не потому, что Бог хотел бы их погибели,

но они сами погибают, зоне (за то, что.- Ред.) любве истины не прията, во еже

спастися им (для своего спасения.- Ред.) (2 Сол. 2,10).

382. Размышления о смерти, о Воскресении, о последнем Суде, о вечном блаженстве

и о вечнрм "мучении помогают нам воздерживаться от грехов и освобождаться от

пристрастия к земным вещам; утешают при лишении земных благ; побуждают соблюдать

в чистоте душу и тело, жить для Бога и для вечности и таким образом достигать

вечного спасения.

Православного катихизиеа часть вторая

О надежде

Понятие христианской надежды, ее основание и средства

383. Надежда христианская есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он

непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство.

384. Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть

упование наше, или основание надежды нашей (1 Тим. 1,1). Совершение уповайте на

приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым (в явлении Иисуса Христа.-

Ред.) (1 Пет. 1, 13).

385. Средствами приобретения спасительной надежды являются: молитва, истинное

учение о блаженстве и действительное следование этому учению.

О молитве

386. Есть свидетельство слова Божия о том, что молитва является средством для

приобретения спасительной надежды. Сам Господь Иисус Христос с молитвой

соединяет надежду получить желаемое: Еже аще что (если чего.- Ред.) просите от

Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14,13).

387. Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом

человека к Богу.

388. Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее. Во-первых,

прославлять Его за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарить Его за

Его благодеяния, в-третьих, просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три

главных рода молит-вословий: Славословие, Благодарение, Прошение.

389. Можно молиться без слов-умом и сердцем. Пример тому - пророк Моисей,

молившийся так перед переходом через Чермное (Красное.- Ред.) море (см. Исх. 14,

13).

390. Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовною, или умною и

сердечною-одним словом, внутреннею молитвой, тогда как, наоборот, молитва,

словами произносимая и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется

устною, или наружною.

391. Может быть и наружная молитва без внутренней, когда кто-либо произносит

слова молитвы без внимания и усердия.

392. Но одной наруменой молитвы для получения благодати не только не достаточно,

наоборот, одна наружная молитва, без внутренней, прогневляет Бога. Сам Бог

проявляет негодование на такую молитву: Приближаются Мне людие сии усты своими,

и уст-нами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе (тщетно.- Ред.) же

чтут Мя (Мф. 15, 8-9).

393. Но недостаточно и одной внутренней молитвы без наружной. Говорить об этом

похоже на то, как если бы кто спросил: не довольно ли человеку одной души без

тела? Бесполезно спрашивать об этом, поскольку Бог благоволил составить человека

из души и тела; так же бесполезно спрашивать и о том,1 не достаточно ли одной

внутренней молитвы без наружной. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в

телесех наших и в душах наших, ямсе суть Божия, так как естественно, чтобы от

избытка сердца уста говорили. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей

степени; но и Он духовную молитву Свою являл и словами, и благоговейными

движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда

преклонением колен и лица на землю (см. 1 Кор. о, 20; Мф. 12, 34; Ин. 17, 1; Лк.

22, 41; Мф. 26, 39).

О Молитве Господней

394. Есть такая молитва, которая может быть общей христианской молитвой и

образцом для всех молитв. Это - Молитва Господня.

395. Молитва Господня-такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил

апостолов и которую они передали всем верующим.

396. Она читается так:

Отче наш, Иже ecu на Небесёх! 1. Да святится имя Твое; 2. Да прийдет Царствие

Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на Небесй и на земли. 4. Хлеб наш насущный

даждь нам днесь; 5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником

нашим. 6. И не введи нас во искушение. 7. Но иэбави нас от лукавого. Яко Твое

есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь (Мф. 6, 9-13).

397. Чтобы удобнее рассматривать Молитву Господню, ее можно разделить на

призывание, семь прошений и славословие.

101

О призмвании

398. Мы осмеливаемся называть Бога Отцем по вере во Иисуса Христа и по благодати

возрождения. Елицы (тем, которые.- Ред.) прията Его, даде им область (власть.-

Ред.) чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти

плотская (не от хотения плоти.- Ред.), ни от похоти мужеския, но от Бога

родишася (Ин. 1, 12-13).

399. Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один.

400. Это потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и

просить у Него благ не только для себя, но и для всех.

401. В призывании следует говорить Иже ecu на Небесех для того, чтобы, начиная

Молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному,

Вечному и Божественному.

О первом прошении

402. Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его (Лк. 1,

49).

403. Оно может еще святиться в людях, то есть вечная святость Его в них может

являться.

404. Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и в

сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость, и такой жизнью

прославляем Бога; во-вторых, когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют

Бога. Тако да просветится (так да светит.- Ред.) свет ваш пред человека, яко да

видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Имев на Небесех (Мф. 5, 16).

О втором прошении

405. Во втором прошении Молитвы Господней говорится о Царствии Божием, то есть о

Царстве благодатном, которое, по апостолу, есть правда и мир и радость о Дусе

Святе (Рим. 14, 17).

406. Это Царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и

совсем не пришло, поскольку еще царствует грех в мертвеннем теле их, во еже

послушати его (чтобы повиноваться ему.- Ред.) в похотех его (Рим. 6, 12).

407. Оно приходит сокровенно и внутренно. Не приидет Царствие Божие с

соблюдением (приметным образом.- Ред.). Се бо Царствие Бомсие внутрь вас есть

(Лк. 17, 20-21).

408. Христианин может просить под именем Царства Божия Царства славы, то есть

совершенного блаженства верующих. Желание имый (имею.- Ред.) раз-решитися, и со

Христом быти (Флп. 1, 23).

О третьем прошении

409. Прошение: Да будет воля Твоя! - означает, что через это прошение следует

просить Бога, дабы всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не

так, как мы желаем, но как угодно Богу.

410. Этого нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог

непогрешительно и более, чем мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов

его даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство. Могущему же

паче вся творити по преизбыточествию, ихнее (сделать несравненно больше всего,

чего мы.- Ред.) просим, или

разумеем, по силе действуемой в нас, Тому слава в Церкви (Еф. 3,20-21).

411. Мы просим исполнения воли Божией на земли именно так, яко на Небеси, потому

что на Небеси святые ангелы и люди блаженные, все без исключения, всегда и во

всем исполняют волю Божию.

" ^

О четвертом прошении

412. Хлеб насущный-это хлеб, необходимо нужный для того, чтобы существовать, или

жить.

413. Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями. Согласно

наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного

хлеба, то есть необходимого пропитания, и также необходимого для жизни одеяния и

жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для

удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога;

если не будет дано - не заботиться об этом.

414. Повелевается просить насущного хлеба только днесь, то есть на нынешний

день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом

на Бога. Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне.- Ред.),

утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (довольно для каждого дня

своей заботы.- Ред.) (Мф. 6, 34). Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих

всех (что вы имеете нужду во всем этом.- Ред.) (Мф. 6, 32).

415. Под именем насущного хлеба можно просить чего-либо и для души. Поскольку

человек состоит из телесного и духовного существа, а существо души значительно

важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого

внутренний человек умирает от голода (см. святого Кирилла Иерусалимского.

Поучение тайповодственное, 4, 15. Православное исповедание, ч. 2, вопрос 19).

416. Насущный хлеб для души - это слово Божие, и Тело, и Кровь Христова. Не о

хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе (всяким словом.- Ред.),

исходящем из уст Божиих (Мф. 4, 4). Плоть Моя истинно есть брашно (пища.- Ред.),

и Кровь Моя истинно есть пиво (питие.- Ред.) (Ин. 6, 55).

О пятом прошении

417. В Молитве Господней под наименованием долгов наших следует понимать грехи

наши. Грехи называются долгами, потому что мы всё получили от Бога и должны всё

отдать Богу, то есть всё подчинить Его воле и закону; если же не исполняем

этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.

418. Должники наши - это люди, которые не отдали нам того, что должны были

отдать по Закону Божию, как например, проявили не любовь, а вражду.

419. При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших-через

ходатайство Господа Иисуса Христа. Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и

человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех (предавший Себя

для искупления всех.- Ред.) (1 Тим. 2, 5-6).

420. Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то

не получим и мы прощения. Аще бо отпущаете (если вы будете

102

прощать.- Ред.) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще

ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваги отпустит вам согрешений

ваших (Мф. 6, 14-15).

421. Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это

оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божие.

422. Слова Молитвы Господней: И мы оставляем должником нашим - требуют

непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир

и любовь. Аще убо (если.- Ред.) принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши

(вспомнишь.- Ред.), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против

тебя.- Ред.): остави ту дар твой пред алтарем, и шед, прежде смирися

(примирись.- Ред.) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой (Мф. 5,

23-24).

423. Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он

окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться

с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога. Аще возможно, еже от вас (с вашей

стороны.- Ред.), со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18).

О шестом прошении

424. В Молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое

стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или

впасть в тяжкий грех.

425. Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира или от других людей и от

диавола.

426. Словами Молитвы Не введи нас во искушение мы просим, во-первых, о том,

чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно

нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению

совершенно и не допустил нас до падения.

О седьмом прошении

427. Словами Молитвы Избави нас от лукавого - мы просим избавления от всякого

зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха весь во

зле лежит (1 Ин. 5, 19); особенно же от зла греха и от лукавых внушений и

наветов духа злобы диавола.

О славословии

428. К Молитве Господней присоединено славословие, во-первых, для того чтобы мы,

прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое

почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе

всё более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что

это в Его власти и относится к Его славе.

429. Слово аминь означает истинно, или да будет.

430. Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то,

что Молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков

(Иак. 1, 6).

Учение о блаженстве

431. Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к Молитве следует

присоединить собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам

Господь: Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яз*се глаголю? (Лк. 6,

46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но

тво-ряй волю Отца Моего, Имсе есть на Небесех (Мф. 7, 21).

432. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа,

сокращенно предложенное в Его изречениях о блаженстве.

433. Таких изречений девять: 1. Бламсени нищий духом, яко тех есть Царствие

Небесное. 2. Блажени плачущий, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии

наследят землю. 4. Блажени алчущий и жаждущий правды, яко тии насытятся. 5.

Блаж;ени мило-стивии, яко тии помилованы будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко

тии Бога узрят. 7. Бламсени миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся. 8.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9. Блажени есте,

егда поносят вам и имсденут, и рекут всяк зол глагол, па вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех (Мф. 5, 3-12).

434. Обо всех этих изречениях, для правильного их понимании, следует заметить,

что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно

говорит Евангелие: Отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным

сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно

примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве

рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение,

или обещание награды.

О первой заповеди Блаженства

435. Первая заповедь Господня для достижения блаженства - желающие блаженства

должны быть нищими духом.

436. Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не

имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем

сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы -

ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святого

Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие

от Матфея, беседа 15).

437. Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что

видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ

духовных. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу мсе свою отщетит

(а душе своей повредит.- Ред.)? Или что даст человек измену (какой выкуп.- Ред.)

за душу свою? (Мф. 16, 26).

438. Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если

христианин избирает ее добровольно, Для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус

Христос богатому: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и дождь

нищим: и имети има-ши сокровище на Небеси, и гряди в след Мене (Мф. 19, 21).

439. Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.

440. Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и

предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей - совер-шительно,

посредством участия в блаженстве вечном.

103

О второй заповеди Блаженства

441. Вторая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть

плачущими.

442. В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и

сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно

служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. Печаль бо, ямсе по

Базе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит

неизменное покаяние ко спасению.- Ред.): а сего мира печаль смерть соделовает (2

Кор. 7, 10).

443. Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

444. Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире

(в умиротворенной.- Ред.) совести.

445. Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах

не доходила до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

446. Третья заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть

кроткими.

447. Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы

никого не раздражать и ничем не раздражаться.

448. Особые действия кротости христианской: не роптать не только на Бога, но и

на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться

гневу, не превозноситься.

449. Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

450. Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых

оно вообще есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно

кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников,

наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.

Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к

каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца,

на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство

(см. Пс. 26, 13).

О четвертой заповеди Блаженства

451. Четвертая заповедь Господня для блаженства- желающие блаженства должны быть

алчущими и жаждущими правды.

452. Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую

христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно

подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: Приведется

правда вечная, то есть совершится оправдание человека, виновного перед Богом,-

оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан. 9, 24).

Об этой правде говорит апостол Павел: Правда Божия верою Иисус лристовою во всех

и на всех верующих: несть бо разнствия (различия.- Ред.), ecu бо согрешиша и

лишени суть славы Божия: оправда-еми туне (даром.- Ред.) благодатию Его,

избавлением (искуплением.- Ред.), еже о Христе Иисусе, Его-ж;е предполомси Бог

очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления

в Крови Его.- Ред.), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение.- Ред.)

прелюде бывших грехов (Рим. 3,22 - 25).

453. Алчущие и жамсдущие правды - это те, кто, любят делать добро, но не считают

себя праведниками, не полагаются на свои добрые дела, но признают ^себя грешными

и виновными перед Богом и кто желанием и молитвой веры, как духовной пищи и

пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

454. Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

455. Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное

приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление

тела пищей; насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение

помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта

сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души,

сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в жизни вечной, по

изречению Псалмопевца: Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется

слава Твоя.- Ред.) (Пс. 16, 15).

О пятой заповеди Блаженства

456. Пятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть

милостивы.

457. Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и

духовных. Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст, различен милования образ и

широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

458. Дела милости телесные таковы. 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить.

3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде. 4.

Посетить находящегося в темнице (в заключении.- Ред.). 5. Посетить больного,

послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к

смерти. 6. Странника принять в дом и предоставить отдых. 7. Погребать умерших в

убожестве (в бедности, в нищете.- Ред.).

459. Духовные дела милости суть следующие.

1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его.-

Ред.) (Иак. 5, 20).

2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный

совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем

Богу. 5. Утешить печального.

6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.

7. От всего сердца прощать обиды.

460. Не противоречит заповеди о милости то, если по правосудию наказывают

виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы

исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.

461. Господь обещает милостивым то, что они по-миловани будут.

462. Здесь подразумевается помилование от вечного за грехи осуждения на Суде

Божием.

О шестой заповеди Блаженства

463. Шестая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть

чисты сердцем.

104

464. Чистота сердца-это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или

искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых

расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в

добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней

человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой,

изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое

пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о

Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.

465. Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

466. Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце

человеческое оку и приписывает совершенным христианам просвещенна очеса сердца

(Еф. 1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно

созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства,

то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства

вечного.

О седьмой заповеди Блаженства

467. Седьмая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть

миротворцы.

468. Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и

не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами

прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу

и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собой примирять

постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их

примирении.

469. Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.

470. Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды.

Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Бо-жию, пришедшему на

землю примирить согрешивщега человека с правосудием Божиим, то им обещается

благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень

блаженства.

О восьмой заповеди Блаженства

471. Восьмая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть

готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.

472. Этой заповедью требуются следующие качества. Правдолюбие, постоянство и

твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается

бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.

473. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего

лишаются они через гонение, подобно тому как оно обещано нищим духом в

восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди Блаженства

474. Девятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть

готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя

Христово и за истинную православную веру.

475. Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.

476. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть

преимущественную и высокую степень блаженства.

Православного катихизнса часть третья

О любви

О союзе между верой и любовью

477. Действием и плодом истинной веры в христианине должны быть любовь и

сообразные с ней добрые дела. О Христе бо Иисусе,-говорит апостол Павел,- иц

обрезание что может (не имеет силы.- Ред.), ни необрезание, но вера любовию

поспешествуема (действующая любовью.- Ред.) (Гал. 5, 6).

478. Для христианина одной веры, без любви и добрых дел, не достаточно. Ибо вера

без любви и добрых дел является недействующей и мертвой, а потому не может

привести к Вечной Жизни. Не любяй бо брата, пребывает в смерти (1 Ин. 3, 14).

Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может

(может ли.- Ред.) вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и

вера без дел мертва есть (Иак. 2, 14, 26).

479. Невозможно спастись любовью и добрыми делами без веры, ибо не может быть,

чтобы человек, не

имеющий веры в Бога, истинно любил Его. При этом человек, поврежденный грехом,

не может творить истинно добрых дел, если не получит через веру в Иисуса Христа

духовной силы или благодати Божией. Без веры невозможно угодити Богу: веровати

же подобает приходящему к Богу, яко есть (ибо надо, чтобы приходящий к Богу

веровал, что Он есть.- Ред.), и взыскающим Его Мздовоздатель бывает (и ищущим

Его воздает.- Ред.) (Евр. 11, 6). Елицы бо от дел закона суть (все,

утверждающиеся на делах закона.- Ред.), под клятвою суть, писано бо есть:

проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных (кто не исполняет постоянно

всего, что написано.- Ред.) в Книзе законней, яко творити я (Гал. 3, 10). Мы бо

духом от веры упования правды ждем (мы духом ожидаем и надеемся праведности от

веры.- Ред.) (Гал. 5, 5). Благода-тию бо есте спасени чрез веру, и сие не от

вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 8 - 9). 480. Та любовь,

которая не сопровождается добрыми делами, не истинна. Ибо истинная любовь

естественно проявляет себя через добрые дела. Господь

105

Иисус Христос говорит: Имели заповеди Моя, и соблюдали их, той есть любяй Мя;

аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 21, 23). Апостол Иоанн пишет: Сил

бо есть любы Божия (это есть любовь к Богу.- Ред.), да заповеди Его соблюдаем (1

Ин. 5, 3). Не любим словом, ниже (и даже не.- Ред.) языком, но делом и истиною

(1 Ин. 3, 18).

О Законе Божием и заповедях

481. Средства для распознавания добрых дел от худых (злых, дурных)-Закон Бомсий

внутренний, или свидетельство совести, и Закон Божий внешний, , или заповеди

Божий.

482. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: Иже являют (они

показывают, что.--Ред.) дело законное написано в сердцах своих,

спос-лушествующей им совести, и между собою помыслом осумсдающим или отвещающим

(о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие

одна другую.-Ред.) (Рим. 2, 15).

483. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому,

что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь,

заглушали в себе голос духовного закона - почему и нужно было напомнить его им

внешне, посредством заповедей. Чтоубо закон? Преступлений ради приложи-ся (он

дан по причине преступлений.- Ред.) (Гал. 3,19).

484. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от

Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на

пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил присутствие Свое

в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея.

485. Главные и всеобщие заповеди этого Закона - следующие десять, которые были

написаны на двух скрижалях, или досках каменных:

1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инйи, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небесй горе, и елика на

земли низу, и елика в водах под землёю: да не поклонйшися им, ни послужиши им.

3. Не вбзмеши ймене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святйти его: шесть дней делай, и сотворйши (в них)

вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на

земли.

6. Не убйй.

1. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены йскренняго твоего, не пожелай дому блйжняго твоего, ни села

его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его,

ни всего, елика суть блйжняго твоего (Исх. 20, 1 -17).

486. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним,

потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам апостола Павла,

написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

487. Господь Иисус Христос учил поступать по десяти заповедям. Он повелевал для

приобретения

Жизни Вечной сохранять заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно,

чем до Него их понимали (см. Мф. гл. 19, ст. 17 и гл. 5).

О разделении заповедей на две скрижали

>.

488. Десять заповедей были разделены на две скрижали. Это значит, что в них

заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому

предписываются два рода обязанностей.

489. Об этом говорил Господь Иисус Христос. На вопрос: Кая (какая.- Ред.)

заповедь бблыии есть в законе?- Он отвечал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем

сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и

большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши йскренняго (ближнего.- Ред.)

твоего, яко сам себе. В сию обою запове-дию (на этих двух заповедях.- Ред.) весь

Закон и про-роцы висят1 (утверждаются.- Ред.) (Мф. 22, 36-40).

490. Все люди являются нашими ближними. Потому что все - создания Единого Бога и

произошли от одного человека. Но родственные по вере сугубо (вдвойне, особенно)

близки нам, как чада Единого Отца Небесного, по вере в Господа Иисуса Христа.

491. Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе,

никтомсе когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5, 29).

492. В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок.

Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних

следует для Бога, а любить Бога нужно для Него Самого, и более всего. Любовь к

себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним

нужно приносить в жертву любви к Богу. Больши сея любое никтоже имать, да кто

душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Иже любит отца или матерь паче

(более, нежели.- Ред.) Мене,- говорит Иисус Христос,- несть Мене достоин; и

иэ"се любит сына или дщерь (дочь.- Ред.) паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10,

37).

493. Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее,

разделены на десять, чтобы яснее представить обязанности наши к Богу и ближнему.

494. Обязанности по отношению к Богу предписываются в первых четырех заповедях.

495. Это следующие обязанности. В первой заповеди предписывается познавать и

чтить Истинного Бога. Во второй - избегать ложнаго богопочтения. В третьей - не

нарушать богопочтения даже словом. В четвертой - соблюдать порядок во времени и

в делах богопочтения.

496. Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях.

497. Это следующие обязанности. В пятой заповеди предписывается любить и

почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди

- не вредить жизни ближних. В седьмой - не вредить чистоте нравов их. В

восьмой-не вредить собственности их. В девятой - не вредить им словом. В десятой

- даже не желать вредить им.

498. Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о

должностях к ближним, потому что ближнего любить следует так же, как самого

себя.

106

О первой заповеди

499. Словами Аз есмь Господь Бог твой - Бог как бы указывает на Самого Себя

человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа Бога.

500. Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: 1. Нужно

учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний. 2. Нужно прилежно слушать

поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома.

3. Нужно читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Священное

Писание, во-вторых, писания святых отцев.

501. Словами Да не будут тебе бози инии разве Мене - предписывается обращаться и

прилепляться (стремиться к соединению.- Ред.) к Единому Истинному Богу, или, что

то же, благоговейно почитать Его.

502. Следующие обязанности относятся к внутреннему богопочтению: 1. Веровать в

Бога. 2. Ходить пред Богом, то есть памятовать о Боге и во всем поступать

осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши

помышления. 3. Бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев

Отца Небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять

Его. 4. Надеяться на Бога. 5. Любить Бога. 6. Повиноваться Богу, то есть

непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он не

то делает с нами, чего бы мы желали. 7. Поклоняться Богу как Существу

Высочайшему. 8. Прославлять Бога как Всесовершенного, 9. Благодарить Бога как

Творца, Промыслителя и Спасителя. 10. Призывать Бога как Всеблагого и

Всемогущего Помощника во всяком добром начинании.

503. Следующие обязанности относятся к наружному богопочитанию: 1. Исповедовать

Бога, то есть признавать, что Он наш Бог, и не отрицаться (отказываться.- Ред.)

от Него, хотя бы за признание Его надлежало пострадать и умереть. 2. Участвовать

в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном Православной

Церковью.

504. Чтобы лучше понимать и точнее соблюдать первую заповедь, нужно еще знать

грехи против нее: 1. Безбожие, когда люди, которых псалмопевец по справедливости

называет безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце

своем: несть Бог (нет Бога.- Ред.) (Пс. 13, 1). 2. Многобожие, когда вместо

Единого Истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда,

признавая, что Бог есть, не верят Его Провидению и Откровению. 4. Ересь, когда,

люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5.

Раскол, то есть своевольное уклонение от единства богопочтения и от Православной

Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление, когда отрекаются от истинной

веры из страха человеческого или для мирских выгод. 7. Отчаяние, когда совсем не

надеются получить от Бога благодать и спасение.

8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью

злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать.

9. Суеверие, когда верят какой-нибудь обычной вещи, как если бы она имела

Божественную силу, и на нее, вместо Бога, надеются или ее боятся; так, например,

верят старой книге и думают, что по ней только можно

спастись, а не по новой, хотя новая содержит то же

у\ттй^т^штаужш№.Ж Леность по отношению

к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь твари

паче (более, чем.- Ред.) Бога. 12. Человекоугодие, когда угождают людям так, что

ради этого не стараются угодить Богу. 13. Человеконадё'я-ние, когда кто-либо

надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь

Божию.

505. Человекоугодие и человеконадеяние противны первой заповеди, потому что

человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога,

некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога Истинного.

506. В Священном Писании так говорится о челове-коугодии: Аще бо бых еще

человеком угождал (если бы я и поныне угождал людям.-Ред.), Христов раб не бых

убо был (не был.- Ред.) (Гал. 1, 10).

507. Священное Писание говорит о человеконадея-нии: Сия глаголет Господь:

проклят человек, имев надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем

(и плоть делает своей опорой.-Ред.), и от Господа отступит сердце его (Иер. 17,

5).

508. Чтобы л) чше преуспеть в исполнении своих обязанностей к Богу, человек

должен поступить с самим собою таким образом: он должен отречься от самого себя.

Имев хощет по Мне ити (кто хочет идти за Мной.- Ред.),- говорит Господь Иисус

Христос,- да отвержется себе (Мк. 8, 34),

509. Отвергнуться себя означает, по объяснению святого Василия Великого,

следующее: Сам себе отрицается той, имев (тот, кто.- Ред.) совлечеся ветхого

человека с деяньми его, тлеющагов похотех прелестных (истлевающего в

обольстительных похотях.-Ред.). Отрицается и всех пристрастий мирских, ямсе

препят-ствовати могут намерению благочестия. Совершенное отвержение в том

состоит, еже и к самой жизни безпристрастну быти, и осуждение (размышление о .-

Ред.) смерти имети, во еже бь( (чтобы и.- Ред.) на себе не надеятися

(Пространные нравственные ответы, 8).

510. Человек, когда отвергается себя и лишается многих естественных

удовольствий, может иметь утешение благодатное, Божественное, которого и самые

страдания нарушить не могут. Зане, якоже избыточествуют (по мере того, как

умножаются.-Ред.) страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и

утешение наше (2 Кор. 1, 5).

511. Первой заповеди, которая предписывает благоговейно почитать Единого Бога,

совершенно соответствует и правильное почитание Ангелов и святых человеков,

потому что в них мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и

через них просим помощи у Бога.

О второй заповеди

512. Во второй заповеди говорится о кумире. В самой заповеди объяснено, что

кумир, или идол, есть изображение какой-нибудь твари, небесной или земной, или в

водах живущей, которой вместо Бога поклоняются и служат.

513. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как

изображениям ложных богов.

107

514. Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается.

Это ясно видно из того, что тот же пророк Моисей, через которого Богом дана

заповедь, запрещающая кумиров, в то же время получил от Бога повеление поставить

в скинии, или подвижном (передвижном.- Ред.) храме еврейском, золотые священные

изображения херувимов, и притом, в той, внутренней части храма, к которой народ

обращался для поклонения Богу.

515. Этот пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что

он объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон.

516. Слово икона (с греческого) значит образ, или изображение. В Православной

Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога, явившегося во

плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

517. Употребление святых икон не было бы согласно со второй заповедью только в

том случае, если бы кто-то стал боготворить их. Но этой заповеди нисколько не

противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для

благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, ибо в таком случае иконы

суть книги, в которых написаны вместо букв лики и предметы (см. святой Григорий

Великий. Письма, кн. 9, письмо 9, к Серену епископу).

518. Во время поклонения иконам следует быть в следующем расположении духа:

взирающий на них должен умом взирать к Богу и святым, которые на них изображены.

519. Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

520. Кроме грубого идолопоклонства, есть еще более тонкие грехи против второй

заповеди, к которым принадлежат: 1) любостяжание; 2) чревоугодие, или лакомство,

обьядение и пьянство; 3) гордость, к которой относится также тщеславие.

521. Любостяжание относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что

лихоимание (любостяжание.-Ред.) есть идолослумсение (Кол. 3, 5). Потому что

любостяжательный человек более служит богатству, нежели Богу.

522. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым научает нелюбостяжанию и

щедрости.

523. Чревоугодие относится к идолопоклонству, потому что чревоугодники выше

всего ставят чувственное удовольствие, и потому, говорит апостол, что у них бог

чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол (Флп. 3,19).

524. Вторая заповедь запрещает чревоугодие и тем самым научает воздержанию и

посту.

525. Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству, потому что гордый выше

всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него суть

идол; а тщеславный желает, чтобы и другие этого идола почитали. Такое

расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом проявилось в

Вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и

велел поклоняться ему (см. Дан., гл. 3).

526. Есть еще порок, близкий к идолопоклонству,- это лицемерие, когда кто-либо

внешние дела благочестия, как, например, пост и строгое соблюдение обрядов,

использует для приобретения уважения на-

рода, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (см. Мф. 6, 5 - 7).

527. Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым

научает смирению и деланию добра втайне.

О третьей заповеди

528. Имя Божие приемлется всуе, или напрасно произносится, когда произносится в

разговорах бесполезных и суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо

или с нарушением благоговения.

529. Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: 1) богохуление, или дерзкие

слова против Бога;

2) ропот на Бога, или жалобы на Его провидение;

3) кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; 4)

невнимательность в молитве; 5) ломсная клятва, когда утверждают клятвой то, чего

нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы;

7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба, или легкомысленное употребление

клятвы в обыкновенных разговорах.

530. В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель

говорит: Аз же глаголю вам, не клятися всяко (не клянись вовсе.- Ред.). Буди мсе

слово ваше, ей, ей, ни, ни: лишше же сею, от неприязни есть ("да, да", "нет,

нет"; а что сверх этого, то - от лукавого.- Ред.) (Мф. 5, 34, 37).

531. Этим не запрещается всякая клятва в делах общественных. Апостол Павел

говорит: Человецы большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во

извещение клятва есть: в неммсе лйшше хотя Бог показати наследником обетования,

непреложное совета Своего ходатайствова клятвою (Евр. 6, 16 -17).

Из этого следует заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил

клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по

требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с

твердым намерением отнюдь не изменять ей.

О четвертой заповеди

532. Седьмой, а не другой день повелевается посвящать Богу потому, что Бог в

шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения (то есть не стал

более творить.- Ред.).

533. Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный (настоящий.-

Ред.) праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение

первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

534. В христианской Церкви четвертая заповедь исполняется следующим образом.

Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи

дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

535. День воскресный празднуется с самого времени Воскресения Христова.

536. В Священном Писании говорится о праздновании воскресного дня. В книге

Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, то есть христиан, во едину

от суббот, то есть в первый день недели, или в воскресный, для преломления

хлеба, то есть для совершения Таинства Причащения (Деян. 20, 7).

108

У апостола и евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный,

или воскресный (Апок. 1, 10).

537. Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви

подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, как,

например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует

соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой

Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное

исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).

538. Важнейшие праздники-это праздники, установленные в память о важнейших

событиях, относящихся к спасительному для нас Воплощению Сына Божия и к явлениям

Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей

тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку- событий, следующие праздники:

1. День Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

2. День Ее Введения во храм для посвящения Ее Богу (21 ноября/4 декабря).

3. День Благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении

Сына Божия от Нее (25 марта/7 апреля).

4. День Рождества Христова (25 декабря/7 января).

5. День Крещения Господня и вместе - Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).

6. День Сретения Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).

7. День Преображения Господия (6/19 августа).

8. День Входа Господня в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание

вечного праздника, вечного блаженства.

10. День Вознесения Господня на Пебо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа и вместе-во славу

Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).

12. День Воздвижения Креста Господня, обретенного (найденного.- Ред.) царицей

Еленой (14/27 сентября).

13. День Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

539. Важнейший пост-Великий пост, или Святая Четыре десятница.

540. Он называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней, кроме

недели Страдания. Христова (то есть Страстной седмицы.- Ред.).

541. Великий пост продолжается сорок дней, ибо Сам Господь Иисус Христос

постился сорок дней (см. Мф. 4, 2).

542. Поститься положено в среду и пятницу. В среду- в воспоминание предания

Господа нашего Иисуса Христа на Страдание, а в пятницу-в память самого Страдания

и смерти Его.

543. Посты: Рождественский, Успенский и святых апостолов - учреждены по

следующей причине. Первые два - для того, чтобы предварительным подвигом

воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и

Успения Пресвятой

Богородицы; а последний - также и для подражания апостолам, которые постились,

готовя себя для дела проповеди Евангельской (Деян. 13, 3).

544. Праздничные дни должно проводить по заповеди, следующим образом. Во-первых,

не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых,

нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во

славу Божию.

545. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно

совершать святые и богоугодные дела.

546. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного

богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и

чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего

имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение

неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела любви

христианской.

547. По такие дела можно делать и в рабочие дни - и хорошо, кто может это

делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны

освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и

вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по

окончании всякого дела.

548. Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения.- Ред.)

и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питии,- такие люди весьма

оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные

работы не сообразуются с днями святыми, то тем более- дела бесполезные, плотские

и порочные.

549. Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без

сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими

их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.

О пятой заповеди

550. Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям,

учит почитанию их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3)

питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти, также как и

при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не

противоречащие Закону Божию и гражданскому (см. 2 Мак. 12, 43-44; Иер. 35,

18-19; святого Иоанна Дамаскина. Слово об усопших).

551. Следует так рассуждать о тяжести греха непочтения к родителям. Насколько

легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью,

настолько тяжел грех непочитания их. Поэтому в законе Моисеевом за злословие по

отношению к отцу или матери полагалась смертная,казнь (см. Исх. 21, 16).

552. К заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и

долголетней жизни. Это сделано для того, чтобы очевидной наградой еще более

побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок,

во-первых, семейной, а, во-вторых, и общественной жизни.

553. Это обещание исполняется следующим образом. Примеры древних патриархов или

праотцов по-

109

называют, что Бог дает особую силу благословению родителей (см. Быт., гл. 27).

Благословение отчее утверждает домы чад (Сир. 3, 9). Бог, по премудрому и

праведному Своему Провидению, особенно хранит жизнь и устраивает благополучие

тех, кто почитает родителей на земле; и, как совершенную награду за совершенную

добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.

554. В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего

упоминается о родителях, потому что родители, естественно, к нам ближе всех.

555. В пятой заповеди под наименованием родителей следует понимать всех, кто в

разном отношении бывает для нас вместо родителей.

556. Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество,

потому что государство есть великое семейство, в котором мы все-дети нашего

Отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами

рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4)

благодетели; 5) начальствующие в разных отношениях.

557. Священное Писание так говорит о почтении к государственной власти. Всякая

душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога (нет

власти не от Бога.- Ред.); сущия же власти от Бога учиненысуть (установлены.-

Ред.). Темже (поэтому.- Ред.) протиеляяся власти, Божию повелению противля-ется

(Рим. 13, 1 - 2). Темже потреба (и потому надо.- Ред.) повиноватися не токмо за

гнев (не только из страха.- Ред.), но и за совесть (Рим. 13, 5). Бойся Бога,

сыне, и царя и ни единому же их противися (Притч. 24, 21). Воздадите убо

кесарева кесареви и Божия Богови (Мф. 22, 21). Бога бойтеся, царя чтите (1 Пет.

2, 17).

558. Паша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него

жизнь свою (см. Ин. 15, 13).

559. Священное Писание о. почтении к пастырям и учителям духовным говорит так:

Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят (они неусыпно пекутся.-

Ред.) о душах ваших, яка слово воздати хотяще (как обязанные дать отчет.- Ред.):

да с радостию сие творят, а не воадыхающе: несть Во полезно вам сие (Евр. 13,

17).

560. В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту, так

же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: Старца не укоряй,

но умоляй, якоже (как.- Ред.) отца: юноши, якоже братию, старицы, якоже матери

(1 Тим. 5, 1 - 2). Пред лице .ч седаго востани (вставай.- Ред.), и почти лице

старчо, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32).

561. Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на

примере Самого Господа Иисуса Христа, Который бе повинуяся Иосифу, несмотря на

то, что Иосиф не был Его родителем, а только воспитателем (см. Лк. 2, 51).

562. Есть еще начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно

им. Это те, кто вместо родителей печется о нашем воспитании, то есть

начальствующие в училищах и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и

неустройства в обществе, то есть начальники гражданские; те, кто защищает нас от

обид силой законов, то есть судьи; те, кому государственная власть вверяет

сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, то есть начальники

военные.

563. В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода

говорится: Воздадите всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань

(кому подать, подать; кому оброк, оброк.- Ред.); а емуже страх, страх; и емуже

честь, честь (Рим. 13, 7).

564. Священное Писание так говорит о подчиненности служителей и рабов *

господам: Раби, послушайте господий своих (повинуйтесь господам своим.- Ред.) по

плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа (как

Христу.- Ред.); не пред пчима точию работающе, яко человекоугод-ницы, но якоже

раби Христовы, творяще (исполняя.- Ред.) волю Божию от души (Еф. 6, 5 - 6). Раби

(слуги.- Ред.), повинуйтеся во всяком строев владыкам, не токмо благим (добрым.-

Ред.) и кротким, но и строптивым (суровым.- Ред.) (1 Пет. 2, 18).

565. Священное Писание предписывает обязанности и к детям, соответственно

обязанностям в отношении родителей. Отцы, не раздражайте чад своих, но

воспитывайте их в наказании (наставлении.- Ред.) и учении Господни. (Еф. 6, 4).

566. Священное Писание о должности (о долге, обязанности.- Ред.) пастырей (по

отношению.- Ред.) к духовной пастве говорит так: Пасите еже в вас стадо Божие,

посещающе не нуждею, но волею и по Базе (надзирая за ним не принужденно, но

охотно и богоугодно.- Ред.): низке неправедными прибытки (не для гнусной

корысти.- Ред.), по усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (и

не господствуя над наследием Божиим, по подавая пример стаду.- Ред.) (I Пет. 5,

2 - 3).

567. Священное Писание о долмснасти начальствующих и владеющих говорит так:

Господие, правду и уравнение рабом подавайте (оказывайте рабам должное и

справедливое.- Ред.), ведяще, яко и вы имате Господа на Небесех (Кол. 4, 1).

568. Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо

противоречащего вере или Закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали

апостолы начальникам иудейским: Аще праведно есть (если справедливо.- Ред.) пред

Богом вас послушати паче, нежели (более, чем.- Ред.) Бога, судите. И следует

претерпеть за веру и Закон Божий всё, что бы ни последовало (см. Деян. 4, 19).

569. Качество или добродетель, которой требует пятая заповедь, называется

послушанием.

Раб-обитатель, житель, слуга, невольник, служитель, человек, безусловно покорный

чьей-либо воле или находящийся в чьей-либо полной зависимости, лишенный

социальных прав. Объем понятия "раб" не исчерпывается данными значениями. Они

приводятся в словарях церковнославянского и древнерусского языка и словарных

материалах священника Григория Дьяченко, Владимира Ивановича Даля, Измаила

Ивановича Срезневского, в Богословской и других энциклопедиях.-Ред.

110

О шестой заповеди

570. Шестой заповедью запрещается убийство, или отнятие (лишение.- Ред.) жизни у

ближнего каким-бы то ни было образом.

571. Не всякое отнятие жизни есть законопреступ-пое убийство. Не является

беззаконным убийством, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда

преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на

войне за Отечество.

572. О невольном убийстве, когда убивают нечаянно и без намерения, следует

думать так. Невольный убийца не может считаться невиновным, если не использовал

надлежащих предосторожностей, могущих уберечь от нечаянности (чтобы избежать

даже нечаянного убийства.- Ред.), во всяком случае он имеет нужду в очищении

совести, по установлению Церкви.

573. Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было

орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие и подобные

случаи: 1) когда судья осуждает подсудимого, невиновность которого ему известна;

2) когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу и тем самым дает ему

возможность для совершения новых убийств; 3) когда кто-либо мог бы избавить

ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает

бедного умереть от голода; 4) когда кто-либо превышающими силы тяготами

(работой.- Ред.) и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их

смерть; 5) когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает

собственную жизнь *.

574. Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противоречит

природе убить другого, подобного нам человека, то еще более противоречит природе

убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу,

Который дал ее.

575. О поединках для решения частных распрей (споров, ссор.- Ред.) следует

рассуждать таким образом. Поскольку разрешать частные споры есть дело

правительства (то есть правительственного учреждения- правосудия.- Ред.), но

вместо этого участник поединка своевольно решается на такое дело, в котором

предстоит явная смерть и ему, и сопернику, то в поединке заключаются три ужасных

преступления: мятеж против правительства (правосудия), убийство и самоубийство

**.

576. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства

есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в

беззакония и тем самым подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит:

Иже аще (а кто.- Ред.) соблазнит единаго малых сих, верующих в Мя, уне есть ему,

да обесится жернов осельский на выи его (тому лучше было бы, если бы повесили

ему мельнич-

ный жернов на шею.- Ред.) и потонет в пучине морстей (Мф. 18, 6).

577. Еще есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся

все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие

и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы

она и не обнаруживалась. Всяк, ненавидяй брата своего, человекоубийца есть (1

Ин. 3, 15).

578. Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается,

насколько возможно, беречь жизнь и благосостояние ближнего.

579. В этой связи мы должны делать следующее: 1) помогать бедным; 2) служить

больным; 3) утешать печальных; 4) облегчать положение несчастных; 5) со всеми

обходиться кротко, с любовью и назидательно; 6) примириться с гневающимися; 7)

прощать обиды и делать добрые дела врагам.

О седьмой заповеди

580. Седьмой заповедью запрещается любодеяние.

581. Следующие виды грехов запрещаются под наименованием любодеяния. Апостол

Павел советует и не говорить христианам об этих мерзостях (см. Еф. 5, 3). Только

по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно наименовать некоторые

из них: 1) блуд, или беспорядочная плотская любовь между людьми, не находящимися

в супружестве; 2) прелюбодей-ство, когда находящиеся в супружестве беззаконно

обращают супружескую любовь к посторонним; 3) кровосмешение, когда союзом,

подобным супружескому соединяются близкие родственники.

582. Спаситель так учит судить о любодействе: Всяк иже воззрит на жену, ко емсе

вожделети ея (всякий, кто смотрит на женщину с вожделением.- Ред.), уже

любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5,28).

583. Чтобы не впасть в это тонкое, внутреннее пре-любодейство, следует избегать

всего, что может возбудить в сердце нечистые чувствования, как-то:

сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных

зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь, пьянства. Следует

стараться, по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет. Аще око твое

десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе (если правый глаз твой соблазняет

тебя, вырви его и брось от себя.- Ред.): уне бо ти есть (ибо лучше для тебя.-

Ред.), да погибнет един от уд (членов.- Ред.) твоих, а не все тело твое ввержено

будет в геенну огненную (Мф. 5, 29).

584. Вырвать соблазняющий глаз-это значит, что надо вырвать его не рукой, а

волей. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у

себя соблазняющий глаз.

585. Когда запрещается грех любодейства, то через это предписываются следующие

добродетели: супру-

В катихизисе митрополита Филарета не сказано о наркомании. Святая Церковь

осуждает наркоманию как порок, искажающий образ Божий в человеке, сокращающий

жизнь и приводящий человека к гибели.- Ред. В катихизисе митрополита Филарета не

говорится о таком виде убийства, как аборт, или искусственное прерывание

беременности. Во времена митрополита Филарета аборты не были столь

катастрофически распространены, что, к величайшему прискорбию, имеет место в

наши дни. Святая Церковь осуждает аборты как намеренное уничтожение новой жизни,

то есть как убийство.-Ред.

111

жеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить, совершенная чистота и

целомудрие.

586. Священное Писание так говорит о должностях (обязанностях.-Ред.) мужа и

жены: Мужие, любите своя жены, якомсе и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде

за ню (за нее.- Ред.) (Еф. 5, 25). Жены, своим мумсем повинуйтеся, якоже

Господу: зане муж (потому что.- Ред.) глава есть мсены, якоз^се и Христос глава

Церкве, и Той есть Спаситель тела (Еф. 5, 22 - 23).

587. Для того, чтобы избегать блуда и жить целомудренно, Священное Писание

повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и

храмы Святого Духа, что, напротив того, блудник грешит противу собственнаго

тела, то есть растлевает оное, заражает болезнями и повреждает даже душевные

способности, как-то: воображение и память (см. 1 Кор. 6, 15, 18-19).

О восьмой заповеди

588. Восьмой заповедью вообще запрещается кража, или присвоение каким-либо

образом того, что принадлежит другим.

589. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие суть: 1)

грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; 2) воровство, или

похищение чужой вещи тайно; 3) обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью,

когда, например, отдают ложную (фальшивую.- Ред.) монету вместо истинной, плохой

товар вместо хррошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного,

скрывают свое состояние, чтобы не платить долгов, не исполняют обещанного по

условиям или по завещаниям; когда скрывают виновного в краже и через это лишают

удовлетворения обиженного; 4) святотатство, или присвоение того, что посвящено

Богу и что принадлежит Церкви; 5) духовное святотатство, когда одни передают, а

другие восхищают (то есть принимают нечестно.- Ред.) священные должности не по

достоинству, но из-за корысти; 6) мздоимство (взяточничество.- Ред.), когда

берут мзду (вознаграждение.- Ред.) с подчиненных или подсудимых и по

соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют

невиновных; 7) тунеядство, когда получают жалованье за должность или плату за

дело, но должности и дела не исполняют, и, таким образом, крадут и жалованье,

или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для

кого следовало работать; также, когда имеющие силы приобретать пропитание

трудом, вместо этого живут милостыней; 8) лихоимство (вымогательство, или также

взяточничество.- Ред.), когда под видом некоторого права, но на самом деле с

нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую

собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних; например, когда

заимодавцы (то есть те, кто дают взаймы.- Ред.) обременяют должников ростом

(займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или

работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.

590. Когда запрещаются эти грехи, то через это предписываются следующие

добродетели: 1) бескоры-

стие; 2) верность; 3) правосудие; 4) милосердие к бедным.

591. Немилосердный к бедным также грешит против восьмой заповеди, если у него

есть, чем помогать им. Ибо всё, что мы имеем, принадлежит собственно Богу, и

избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не

уделяем им от нашего избытка, то через это похищаем или скрываем собственность

их и дар Божий.

592. Есть еще высшая добродетель, противоположная грехам против восьмой

заповеди. Такая добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для

всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное

нестяжание, или отречение (отказ.- Ред.) от всякой собственности. Аще хощеши

совершен быти, иди, продамсдь имение твое и даждь нищим, и имети имаши (и будешь

иметь.- Ред.) сокровище на Небеси (Мф. 19, 21).

О девятой заповеди

593. Девятой заповедью запрещается лозюное свидетельство на ближнего, а также и

всякая ложь.

594. Запрещается под наименованием ложного свидетельства: 1) ломсное

свидетельство судебное, когда на кого-либо в суде доносят или жалуются, или о

ком-либо свидетельствуют ложно; 2) ложное свидетельство, кроме суда, когда на

кого-либо клевещут заочно, или кого-то в лицо порицают несправедливо.

595. Непозволительно укорять других, когда в них есть пороки. Евангелие не

позволяет судить и о действительных пороках или недостатках ближних, если мы

особой обязанностью не призваны к тому, чтобы обличить их, исправляя таковых

примером кротости: Не судите, да не судими будете (Мф. 7, 1).

596. Непозволительна и такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему.

Потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и недостойна

человека, и особенно христианина, как созданного для истины и любви. Темже

отложше лжу (отвергнув ложь.- Ред.), глаголите истину кийукдо ко искреннему

(каждый ближнему.- Ред.) своему: зане есмы (потому что мы.- Ред.) друг другу

удове (члены.-Рей.) (Еф. 4, 25).

597. Чтобы избегать грехов против девятой заповеди следует обуздывать язык.

Хотяй бо живот любити и видети дни благи (кто любит жизнь и хочет видеть добрые

дни.- Ред.), да удержит язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти

(от лукавых речей.- Ред.) (1 Пет. 3, 10). Аще кто мнится верен быти в вас (если

кто из вас думает, что он благочестив.- Ред.) и не обуздывает языка своего, но

льстит (но обольщает.- Ред.) сердце свое, сего суетна есть вера (у того пустое

благочестие.- Ред.) (Иак. 1, 26).

О десятой заповеди

598. Десятой заповедью запрещаются-желания, противоречащие любви к ближнему, и,

что неразрывно связано с желаниями, помышления, противоречащие этой любви.

599. Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышлении.

Во-первых, потому

112

что, когда в душе есть недобрые желания и помышления, то душа уже становится

нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: Мерзость Господеви

(перед Богом.- Ред.) по мыс.г неправедный (Притч. 15, 26). И поэтому нужно

очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит апостол: Очистил себе от

всякия скверны плоти и духа, творяще (совершая.- Ред.) святыню в страсе Божий (2

Кор. 7, 1). Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно

подавлять греховные желания и помышления, от которых, как из семян, рождаются

дела греховные, как сказано: От сердца бо исходят помышления злая, убийства,

прелюбодеяния, любодеяния, татьбы (кражи.- Ред.), лжесвидетельства, хулы (Мф.

15, 19). Кийждо (каждый.- Ред.] искушается, от своея похоти влеком и прельщаем

(увлекаясь и обольщаясь собственной похотью.- Ред.). Таже похоть заченши

(зачав.- Ред.) раждает грех: грех же содеян (сделанный.- Ред.) ражда-

ет смерть (Иак. 1, 14-15).

600. Когда запрещается желать чего бы то ни было, что есть у ближнего, то через

это запрещается страсть - зависть.

601. Словами: Не пожелай жены искренняго твоего - запрещаются мысли и желания

сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние. * |

602. Словами: Не позюелай дому блимсняго твоего, ни села его, ни раба его, ни

рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть

ближняго твоего - запрещаются мысли и желания корыстолюбивые и властолюбивые.

603. Соответственно этим запрещениям десятая заповедь налагает на нас следующие

обязанности: 1) хранить чистоту сердца; 2) быть довольным своим жребием.

604. Для очищения сердца особенно необходимс| частое и усердное призывание имени

Господа нашего Иисуса Христа. ;

Заключение

Как использовать учение о вере и благочестии

605. Чтобы правильно пользоваться учением о вере и благочестии, надо исполнять

на самом деле то, что мы познали, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение.

Аще сия весте, блажени есте, аще творите я (если это знаете, блаженны вы, когда

исполняете.- Ред.) (Ин. 13, 17). Той мсе раб, ведевый (знавший.- Ред.) волю

господина своего и не уготовав, ни сотворив (и не был готов, и не сделал.- Ред.)

по воле его, биен будет много (Лк. 12, 47).

606. Когда видим в себе грех, то следует не только немедленно принести покаяние

и твердо решиться избегать греха впредь, но и стараться по возможности загладить

сделанный им соблазн или вред противопо-

ложными ему добрыми делами. Так поступил ЗакхеЙ мытарь, когда сказал Господу:

Се, пол имения моего\ Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех (если кого) чем

обидел.- Ред.), возвращу четверицею (вчетве-j ро.- Ред.) (Лк. 19, 8). | 607.

Следующая предосторожность необходима в том случае, когда нам кажется, что мы

исполнили какую-либо заповедь. Нужно настраивать свое сердце (здесь: свои

чувства и мысли.- Ред.) согласно словам Господа нашего Иисуса Христа: Егда

сотворите (ког-i да исполните.- Ред.) вся повеленная вам, глаголите! яко раби

неключими есмы: яко еже должни бехом^ сотворити, сотворихом (мы рабы ничего не

стоящие^ потому что сделали то, что должны были сделать.-| Ред.) (Лк. 17, 10).

Названия книг Священного Писания Ветхого Завета (знаком * отмечены книги

неканонические).

Пятикнижие Моисея: Быт.-Бытие, Исх.-Исход, Лев.-Левит, Чис.-Числа,

Втор.-Второзаконие.

Нав.-книга Иисуса Навина, Суд.-книга Судей израилевых, Руфь-книга Руфи, 1

Цар.-Первая книга Царств, 2 Цар.-Вторая книга Царств, 3 Цар.-Третья книга

Царств, 4 Цар.-Четвертая книга Царств, 1 Пар.- Первая книга Паралипоменон, 2

Пар.- Вторая книга Паралипоменон, 1 Езд.-Первая книга Ездры, Неем.-книга Неемии,

2 Езд.*-Вторая книга Ездры, Тов.*-книга Товита, Иудифь*- книга Иудифи,

Есф.-книга Есфири, Иов-книга Иова, Пс.- Псалтирь, Притч.-Притчи Соломона, Еккл.-

книга Екклезиаста, или Проповедника, Песн.-Песнь песней Соломона, Прем.*-книга

Премудрости Соломона, Сир.*-книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Ис.-книга

пророка Исайи, Иер.-книга пророка Иеремии, Плач -Плач Иеремии, Поел.

Иер.*-Послание Иеремии, Вар.*-книга пророка Варуха, Иез.- книга пророка

Иезекииля, Дан.- книга пророка Даниила, Ос.- книга пророка Осии, Иоил.- книга

пророка Иоиля, Ам.- книга пророка Амоса, Авд.-книга пророка Авдия, Иона - книга

пророка Ионы, Мих.- книга пророка Михея, Наум - книга пророка Наума, Авв.-книга

пророка Аввакума, Соф.- книга пророка Софонии, Агг.- книга пророка Аггея,

Зах.-книга пророка Захарии, Мал.-книга пророка Малахии, 1 Мак.*-Первая книга

Маккавейская, 2 Мак.*-Вторая книга Мак-кавейская, 3 Мак.*-Третья книга

Маккавейская, 3 Езд.*-Третья книга Ездры.

Сокращения названий книг Священного Писания Нового Завета см. с. 3.

Апок.-Апокалипсис (с греч. яз.-Откровение).

Сдано в набор 15.09.89. Подписано к печати 21.08.90. Заказ 653. Ордена Трудового

Красного Знамени Тверской полиграфический комбинат Государственного комитета

СССР по печати. 170024, г. Тверь, пр. Ленина, 5.
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную