Семинарская и святоотеческая библиотеки |
К глубокой древности восходит и связь между Русской и Элладской Православными Церквами. Согласно преданию, тот же апостол Андрей Первозванный, который на берегах Днепра благословил будущий великий город, проповедовал и в пределах нынешней Эллады, и святые мощи этого великого проповедника Евангелия - его честная глава - почивают в Андреевском соборе греческого города Патры. Общность святых роднит наши Церкви, и подтверждением этого духовного родства является глубокое почитание святителя Николая Чудотворца, грека по национальности, русскими верующими, а святого Иоанна Русского, мощи которого почивают в Иоанновском храме г. Неопрокопиона, - греками. Афины для православного человека не только один из величайших центров мировой цивилизации, связанный с именами великих философов, поэтов и художников, но и город, в котором апостол Павел произнес свою знаменитую проповедь. Земля Эллады священна для нас еще и потому, что эллинизм, воцерковленный в горнице святоотеческой мысли, стал нашим общим достоянием и заветом, воспринимается всей Полнотой Православия как цельная система богословской мысли, как богословское исповедание Православия. А о высоком значении просветительской деятельности греков для судеб Церкви Русской напоминают нам имена таких подвижников, как богослов и ученый-энциклопедист преподобный Максим Грек, как основатели в Москве Славяно-греко-латинской академии братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В более поздние времена уже Русская Церковь содействовала развитию богословских наук в Греции, а Россия внесла решающий вклад в освобождение страны от турецкого владычества, следствием чего стало обретение автокефалии Элладской Церковью. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви в IX веке, что вполне соответствовало их давним духовным связям. Территория современной Греции была завоевана Османской империей в XIV- XV вв., и ее греческое население в полной мере познало на себе тяжесть турецкого гнета. В XVIII веке началось постепенное усиление свободолюбивых устремлений единоверных русскому народу греков. Исключительное значение в этом процессе имела просветительская деятельность Элладской Церкви. Во 2-й половине XVIII века греческое население было уже готово к вооруженной борьбе с поработителями, оно видело в России свою единственную защитницу и освободительницу. Начатая Турцией в 1768 году война против России была воспринята греками как насущная возможность завоевания своей независимости. Греческие моряки выступили в поддержку военных действий России. Кючук-Кайнар-джийский (1774) и Ясский (1792) мирные договоры признали право России покровительствовать православным христианам на Востоке. Крупнейшая греческая тайная освободительная организация "Фелики этерия" обосновалась в Одессе. В 20-х гг. XIX столетия происходили вооруженные восстания греков, жестоко подавлявшиеся турками. Победа антиосманской коалиции, созданной по инициативе России, в Наваринском морском бою в 1827 г. и победа России в войне с Турцией в 1829 г. заставили последнюю подписать в Адрианополе мирный договор и признать независимость Греции. По словам современного профессора церковной истории Салоникийского университета Е. Теодору, "Элладская Церковь не только спасла греческую нацию, но и подготовила ее освобождение от турецкого ига, участвуя и словом, и делом в борьбе за национальную независимость". С обретением Грецией политической независимости начался процесс оформления автокефального бытия национальной Церкви. Окончательна автокефалия Элладской Церкви была провозглашена Собором Константинопольской Церкви с участием Иерусалимского патриарха Кирилла в 1850 году Константинопольский патриарх Анфим своим посланием известил об этом деянии предстоятелей всех автокефальных Церквей. Русская Православная Церковь оказывала различную братскую помощь Церкви Эллады на всем протяжении освободительного движения греческого народа за свободу и независимость. Особое значение в этом сотрудничестве имели усилия Русской Церкви по развитию религиозного и богословского образования в Элладе. Плодотворные канонические отношения между Русской и Элладской Церквами после 1850 года, продолжались до 1917 года, и возродились после окончания Второй мировой войны. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ Возникновение Элладской Православной Церкви связано с событиями Греческой освободительной революции 1821-го года и образованием на освобожденной от турецкого господства территории независимого греческого государства. К 1832-му году, когда была формально признана независимость Греции, ее территория составляла лишь небольшую часть современного государства. Она включала Пелопоннес, откуда собственно и началось освободительное движение, а также южную часть Балканского полуострова, вплоть до Арты и Волоса в качестве северных рубежей государства. В состав Греции тогда еще не входило большинство островов, принадлежащих ей сейчас, включая Крит, Ионические острова, Додеканесский архипелаг. На освобожденной территории проживало лишь около трети греческого населения Османской империи того времени. События революции 1821-го года практически никак не повлияли на статус Церкви на освобожденных территориях. Так, она оставалась в полном каноническом общении с Константинопольским Патриархатом как его неотделимая часть. Тем не менее, из-за продолжавшегося военного противостояния между Грецией и турецкой Портой, сообщение между Церковью на освобожденных территориях и органами церковного управления в Константинополе было затруднено. Это вскоре привело к возникновению проблемы восполнения вдовствующих архиерейских кафедр и осуществления церковного суда в последней инстанции. Как со стороны греческого правительства, так и со стороны церковных иерархов, чьи епархии вошли в новообразованное государство, предлагались различные решения данной проблемы. Все они сводились к тому, что та часть Церкви Константинопольского Патриархата, которая располагалась на освобожденной территории, должна получить независимость в управлении, которое на первых порах осуществлялось бы особым "Церковным комитетом", куда входили бы наиболее авторитетные архиереи. (В частности, такое предложение было направлено греческими архиереями третьему народному собранию Греции, заседавшему в марте 1827-го года.) При этом совершенно не ставился вопрос о предоставлении Греческой Церкви автокефалии, но наоборот, подчеркивалась необходимость сохранения ее связи с Константинопольским патриархом. Эти же принципы легли в основу церковной политики прибывшего в Грецию в январе 1828-го года ее нового правителя графа Иоанна Каподистрии (1776-1831). По оценке многих историков, Каподистрия, будучи верным чадом Православной Церкви, в своей церковной политике строго руководствовался канонической традицией Церкви, относился к особенностям администрирования Церкви с должным уважением и избегал в чем-либо ущемлять их. Кроме того, он, как бывший высокопоставленный чиновник русского МИДа, последовательно проводил в Греции пророссийскую политику, которая в отношении церковных вопросов состояла в сохранении целостности Константинопольского Патриархата и была направлена против автокефальных тенденций, которые стали возникать в церковных и политических кругах, находившихся под влиянием английской дипломатии. Тем не менее, после убийства Иоанна Каподистрии (он был убит при входе в храм св. Спиридона в Навплие 27 сентября 1831-го года) как политика Греции вообще, так и ее церковная политика в частности резко изменили свой курс и подпали под влияние английской внешней политики. Согласно лондонскому протоколу 1832 г., Греция была преобразована в королевство, и первым ее королем стал сын баварского монарха Людовика I Отон (родился в 1815 г., умер в 1867 г.; королем был с 1833-го по 1862-й годы). В 1833-м году он прибыл в Грецию. Однако ему тогда было всего семнадцать лет, и до его совершеннолетия были назначены три регента государства: Армансберг, Маурер и Эйден. Профессор права Мюнхенского университета Георг Людвиг фон Маурер (1790-1872) в числе прочего получил в свое ведение церковные вопросы. Он, а также сторонник английской партии и в прошлом яростный противник Каподистрии, архимандрит Феоклит (Фармакидис) (1784-1860), решили по-иному, чем Иоанн Каподистрия, распорядиться судьбой Греческой Церкви. В марте 1833-го года была образована комиссия из семи членов, которая была призвана дать оценку церковной ситуации в Греции. Все члены комиссии подбирались тенденциозно и были сторонниками развития Греции по западной модели, навязывавшейся стране западноевропейскими государствами. Главным действующим лицом комиссии был упомянутый выше Феоклит (Фармакидис). Эта комиссия созывалась с тем, чтобы дать обоснование дальнейшим действиям правительства Греции, которые имели целью объявление автокефалии Элладской Церкви. Поэтому она предоставила тенденциозные выводы о состоянии Церкви в греческом государстве, предлагая в качестве единственного выхода из сложившейся ситуации объявление независимости Церкви от Константинопольского Патриархата. 15 июля 1833 года в Навплие, в котором в то время находилась столица Греции, был созван Архиерейский Собор, на членов которого со стороны правительства было оказано давление, направленное на принятие Собором решения об автокефалии. В результате этого, 23 июля собором было принято "Провозглашение (??????????) о независимости Греческой Церкви". Вслед за этим правительством было издано два декрета, которые дополнили "Провозглашение": "О способе работы Синода" (15 августа 1833 года) и "О временном разделении епархий Королевства" (20 ноября 1833 года). Все эти документы, и в первую очередь "Провозглашение", конечно, не имели канонической силы и устанавливали антиканоничное самопровозглашение автокефалии или, как ее еще иногда называют в Греции, "какокефалии", то есть "злокефалии" Элладской Церкви. Современная историческая наука все больше утверждается во мнении, что незаконная автокефалия Элладской Церкви была инспирирована западноевропейскими государствами. В пользу этого существует ряд исторических свидетельств. Так, например, греческий министр иностранных дел той эпохи Анастасий Лондос (1791-1856) писал в письме от 6 февраля 1850 года греческому послу в Константинополе Петру Делияннису: "Правительства Англии и Франции немало заинтересованы в решении этого вопроса (автокефалии Элладской Церкви - С.Г.) и желают из политических соображений видеть Греческую Церковь совершенно независимой от Константинопольского Патриархата". Несмотря на антиканоничность объявления этой автокефалии, Константинопольский Патриархат не предпринял практически никаких мер против самопровозгласившейся Элладской Церкви, как это случилось позже, например, с Болгарской Церковью. Константинополь просто молча игнорировал Элладскую Церковь. Причин столь мягкого отношения Константинополя к незаконному объявлению автокефалии Элладской Церкви можно назвать несколько. Одной из них были действия, предпринятые Россией по недопущению церковного кризиса на Балканах. Россия знала о планах греческого правительства относительно автокефалии Элладской Церкви, однако не вмешалась сразу. Лишь в 1833-м году она направила в Грецию своего посланника, Гавриила Катаказиса, родом грека, который должен был ослабить напряженность в церковных отношениях между Константинополем и Грецией и предотвратить объявление Греческой Церковью независимости. Состояние церковных дел в Греции, а также свои действия он описал в докладе на имя министра иностранных дел России графа Нессельроде (1780-1862). Итак, когда Катаказис приехал в Грецию, автокефалия готовилась полным ходом, и русский посланник уже не мог предотвратить этого процесса. Он мог только ослабить его. Он предпринял ряд конфиденциальных встреч с архиереями, которые должны были принимать участие в готовившемся Соборе, разъясняя им пагубные последствия, которые ожидают Элладскую Церковь в результате разрыва с Константинополем и нарушения канонов Церкви. Тем не менее, несмотря на все его усилия, автокефалия все же была объявлена. Чтобы не допустить дальнейшей эскалации кризиса, Катаказис провел ряд встреч с Константинопольским патриархом Константином I (1830-1834), во время которых убеждал его не прибегать к крайним мерам церковного прещения в отношении Элладской Церкви, потому что это было бы только на руку западным вдохновителям автокефалии, ибо привело бы к разделению православного населения Балкан и ослабило бы в целом позицию Православия в регионе. По всей видимости, доводы российского посланника были приняты, и противодействие Константинополя оказалось минимальным. Таким образом, политика России в то время была направлена на поддержку позиции Константинопольского Патриархата против инспирированных Западом автокефалистских тенденций в Греции. Поэтому и Константинопольский Патриархат был заинтересован в распространении влияния России в регионе, за что, например, патриарха Константина обвиняли в откровенном русофильстве. Безусловно, вмешательство России не было единственной причиной столь мягкой реакции Константинопольского патриарха на самопровозглашение Церковью в Греции своей автокефалии. Здесь сыграли свою роль также некоторые другие факторы. С момента провозглашения автокефалии Элладская Церковь неоднократно пыталась нормализовать свои отношения с Константинополем и добиться от него признания своего статуса. Однако такая возможность представилась лишь в декабре 1849-го года. На похоронах греческого посла в Константинополе Якова Нерулиса должен был присутствовать и Константинопольский патриарх Анфим IV (1840-1841, 1848-1852). Греческое правительство, совместно с Церковью, решило воспользоваться этой возможностью, чтобы наладить контакт с патриархом. Было решено наградить Анфима государственной наградой Греции, орденом Спасителя. Вручить орден было поручено профессору Богословского факультета Афинского университета архимандриту Мисаилу (Апостолидису). Вместе с орденом Мисаилу (Апостолидису) было поручено также передать патриарху письмо, подготовленное и подписанное Эвбейским митрополитом Неофитом, который в то время исполнял функции главы Греческого Синода. На похоронах греческого посла архимандрит Мисаил передал патриарху орден и письмо. Первое патриарх принял, а второе вернул, даже не распечатав, так как посчитал, что принятие официального письма от главы Греческого Синода могло быть расценено как де-факто признание этого Синода и всей Элладской Церкви. Несмотря на такую реакцию патриарха, контакт с ним был установлен, и уже 30 мая 1850 года греческое правительство направило ему официальное письмо, в котором просило признать независимость Элладской Церкви и ее Синода. Меньше чем через месяц, 16 июня, в Константинополе был созван Собор, на котором кроме самого патриарха Анфима присутствовало пять бывших Константинопольских патриархов, Иерусалимский патриарх Кирилл и 12 архиереев членов патриаршего Синода. На последнем своем заседании, 29-го июня, собор издал Томос, который провозглашал автокефалию епархий Константинопольского трона, находящихся в Греции. Вместе с провозглашением автокефалии Элладской Церкви Томос содержал семь условий, на которых предоставлялась автокефалия. Согласно этим условиям, Элладская Церковь должна управляться "Священным Синодом Церкви Греции", действующим на постоянной основе и возглавляемым Афинским митрополитом. Подчеркивалось, что Синод должен управлять Церковью "согласно божественным и священным канонам, свободно и совершенно без всякого мирского вмешательства". Епархиальные архиереи должны поминать Синод, а глава Синода - "всякое православное епископство". В диптихах Священный Синод должен поминать "Вселенского патриарха и трех остальных патриархов по чину, а также всякое православное епископство". Миро Элладская Церковь должна получать из Константинополя, равно как соотноситься с Константинополем в решении общих церковных вопросов. При этом Томос не уточнял, каких именно. Таким образом, было возобновлено каноническое общение Элладской Церкви с Константинопольским Патриархатом и всеми Поместными Православными Церквями. С изданием этого Томоса начинает свою легитимную историю Элладская Православная Церковь. ПРЕДСЕДАТЕЛИ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Митрополиты Афинские Неофит V 1833-1861 Михаил IV 1861-1862 Феофил 1862-1873 Прокопий I 1874-1889 Герман II 1889-1896 Прокопий II 1896-1901 Феоклит I 1902-1917 Мелетий III 1918-1920 Феоклит I 1920-1922 (повторно) Архиепископы Афинские (с 31 декабря 1923 г.) Хризостом I (Пападопулос) 1923-1938 Хрисанф (Филиппидис) 1938-1941 Дамаскин (Папандреу) 1941-1949 Спиридон (Влахос) 1949-1956 Дорофей III (Коттарас) 1956-1957 Феоклит II (Панагиотопулос) 1957-1962 Иаков III (Ваванатос) 13.1.1962 -25.1.1962 Хризостом II (Хатзиставру) 1962-1967 Иероним (Коцонис) 1967-1973 Серафим (Тикас) 1973-1998 Христодул (Параскеваидис) 1998 АФИНСКИЕ АРХИЕПИСКОПЫ После Первой мировой войны в Греции началось движение, направленное на освобождение Православной Церкви от государственной опеки, под которой она находилась почти сто лет. В декабре 1923 года проходит Собор Греческой Православной Церкви, издавший основной закон Автокефальной Церкви Эллады, согласно которому изменялось все ее устройство. Церковь с этих пор возглавляет Архиерейский Собор под председательством Афинского Архиепископа. Со времени издания Основного закона Элладскую Православную Церковь возглавлял ряд выдающихся Афинских Архиепископов, о которых мы вкратце и расскажем ниже. Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом I (Пападопулос) (1923-1938) Он занимает видное место в греческом богословии. Получил высшее богословское образование на Афин-ском Богословском факультете, а также в Киевской и Петроградской Духовных Академиях. Прежде восшествия на Афинскую кафедру был профессором церковной истории на Богословском факультете Афинского университета. Написал ряд ценных церковно-историче-ских трудов: "История Иерусалимской Церкви" (1910), "История Греческой Церкви" (Афины, 1920), "История Александрийской Церкви" (Александрия, 1935). Писал также о Церквах: Антиохийской. Русской, Сербской и Румынской. При нем в декабре 1923 года был издан Основной закон Автокефальной Элладской Церкви. Архиепископ Афинский Блаженнейший Феоклит II (Панагиотопулос) (1957-1962) Родился в 1890 году. Высшее образование получил в Афинском университете, по окончании которого принял священный сан. В 1931 году рукоположен во епископа. С 1944 года - митрополит Патрский, а в 1957-1962 годах -архиепископ Афинский. За время возглавления им Элладской Церкви между Русской и Элладской Православными Церквами не раз проявлялись чувства взаимной братской любви и благорасположения, о чем еще будет сказано ниже. Архиепископ Афинский Блаженнейший Хризостом II (Хатзиставру) (1962-1967) Родился в 1878 году в Малой Азии. После успешного окончания курса гимназии на острове Самое и Богословской школы на острове Халки в 1902 году был принят на юридический факультет Лозаннского университета. Пребывание в Швейцарии дало ему возможность установить добрые связи с верующими разных исповеданий. По возвращении на родину был рукоположен в сан архидиакона, а в 1910 году - в сан епископа, викария митрополита Смирнского. В 1913 году Вселенский Патриарх назначил его на кафедру митрополита Филадельфийского, а затем переместил на митрополию Эфесскую. Во время управления Филадельфийской митрополией Хризостом за национально-освободительную деятельность был приговорен к смерти султанским наместником Рахмен-беем. Спасли его тогда от казни энергичные вмешательства и ходатайства влиятельных лиц. Происшедшие в 1922 году трагические события на смирнском побережье привели к мученической кончине его учителя и покровителя митрополита Смирнского. Самому митрополиту Хризостому и на сей раз удалось избежать участи своего аввы. Он переехал в Грецию, где сначала был определен на Верийскую кафедру с поручением быть попечителем о беженцах из Малой Азии, а затем в том же году был переведен в новообразованную митрополию Филиппийскую и оставался в этом звании до своего избрания на первосвятительский Афинский престол. В 1961 году митрополит Хризостом председательствовал на Всеправославном Родосском Совещании. Тогда же у него установились теплые отношения с делегатами от Русской Православной Церкви. В мае 1967 года после Апрельского переворота архиепископ Хризостом под давлением нового военного правительства был смещен с Афинского престола. В июне 1968 года скончался. Архиепископ Афинский Блаженнейший Иероним (Коцонис) (1967 -1973) Родился на острове Тинос в 1905 году в семье моряка. Воспитывался своей благочестивой матерью, которая, оставшись вдовой (ее муж умер за шесть месяцев до рождения ребенка), всецело посвятила себя сыну. После отличного окончания Ризарьевской школы он в 1924 году поступил на Богословский факультет Афинского университета, по окончании его получил диплом с отличием. Затем учился в Мюнхене, Берлине, Бонне, Оксфорде, где встретился с римокатолическим, реформатским, старокатолическим и англиканским исповеданиями и ознакомился с методикой европейского научного богословия. На родине его научное образование завершилось получением степени доктора богословия в 1940 году на Богословском факультете Афинского университета. В том же году был рукоположен архиепископом Афинским Хрисанфом во священника (в диакона рукоположен в 1939 году), назначен секретарем Священного Синода и издателем официального органа Греческой Церкви "Екклисия". От этих должностей он был отстранен оккупационным правительством в ноябре 1941 года. Еще до начала греко-итальянской войны он разработал проект создания организации церковного содействия борющемуся народу, что и предложил на усмотрение архиепископа Хрисанфа. Последний поручил ему создать организацию Заботы о войне, которая потом превратилась в Национальную Организацию Христианской солидарности. В годы оккупации он содействовал открытию столовых, оказывал духовную и материальную помощь больным, бедным, сиротам. После освобождения Греции от оккупантов Иероним оказал услуги своему отечеству и Церкви, организовав "Дема епатрисму" ("Союз возвращения на родину"). Возглавлял также движение по восстановлению разрушенных храмов. В 1947 году Иероним, будучи протоиереем, был приглашен к королевскому двору и с тех пор его связала дружба с королем Павлом. В дальнейшем он воспитывал короля Константина. В 1950-1956 годах Иероним был Генеральным секретарем Комиссии Освобождения Кипра, возглавляемой Афинским архиепископом Спиридоном. В 1959 году назначен штатным профессо-ром Канонического права и Пастырского богословия в Салоникском университете, сохранив вместе с тем должность дворцового протоиерея. С 1952 года являлся членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и других его комитетов, активным экуменическим деятелем, что особенно отличало его от предшественника - архиепископа Хризостома. 11 мая 1967 года архимандрит Иероним был избран Предстоятелем Церкви. 12 мая состоялась его хиротония во епископа, а 17 мая - интронизация. Архиепископ Иероним Коцонис стал третьим после Прокопия Икономидаса (1896-1901) и Хризостома Пападопулоса (1923-1938) из числа профессоров Университета, восшедших на архиепископский престол. Как отзывалась о нем греческая печать сразу после избрания его на кафедру Предстоятеля, Иероним "отличается широтой и организованностью духа, строгой привязанностью к традициям Православной Церкви. Характерными являются его совер-шенная бедность и постоянное пребывание в келий при монастыре Петраки, братом которого он является". Им опубликовано около 90 богословских работ в виде монографий или статей, помещенных в журналах "Феология", "Екклисия" и в "Религиозно-этической энциклопедии". Интронизация архиепископа Иеронима состоялась в афинском соборе в присутствии членов правительства, Священного Синода и представителей других Православных Церквей, в частности посланца Константинопольского Патриархата митрополита Халкидонского Мелитона. Всеправославные начинания архиепископ связал с учреждением Богословского факультета "Во имя Святого Креста" в Иерусалиме, а также с тесными и регулярными контактами между греческими, славянскими и западными Поместными Церквами, с основательной подготовкой Всеправославного Собора. архиепископ подчеркнул, что взаимоотношения с другими Православными Церквами должны становиться все более тесными под водительством Вселенского Патриарха Афинагора: "Православная Церковь должна явиться миру единой и объединенной". Переходя к кругу экуменических вопросов, архиепископ Иероним показал себя принципиальным поборником христианского воссоединения. Он сказал, что хотя различие в догматах будет существовать еще долгое время, взаимоотношения с инославными церквами должны осуществляться под знаком "духа христианской любви и взаимного уважения", причем должно как с одной, так и с другой стороны избегать какого бы то ни было прозелитизма. В заключение архиепископ Иероним заявил, что все доходы своей епархии он будет отдавать на учреждение больниц для духовенства и в помощь пострадавшим от стихийных бедствий. С 8 по 11 июня 1967 года архиепископ Иероним находился с официальным визитом в Константинополе. Во время этой встречи шел разговор о будущем Православия и сношениях с католиками. Вообще в греческой печати много писалось о плодотворном результате визита. В особенности подчеркивалось единство направлений Константинопольской и Греческой Церквей в их деятельности относительно взаимоотношений с Православными и инославными Церквами. Оба Предстоятеля совещались по интересующим обе Церкви вопросам, имеющим место во всеправославном и всехристианском мире в рамках всегда развивающихся событий между Матерью-Церковью и прочими братскими Православными Церквами, с одной стороны, и с другими христианскими исповеданиями, с другой, придя к полному соглашению в вопросе дальнейшего общего курса двух Церквей, за который они несут ответственность перед историей и своей паствой". Возвратившись из Стамбула, архиепископ заявил: "Православная Церковь, находящаяся между римо-католиками и протестантами, способна играть в этих вопросах (объединения Церквей) важную роль... Путь к единству Церквей очень долог и вопрос этот - очень деликатный. Вот почему, - прибавил он, - надо проявлять терпение и осторожность. Однако же, если все Православные Церкви, во главе с Патриархом Вселенским, будут идти вперед в единении, руководствуясь любовью и нашей традиционной верой, а также надеждой встретиться всем собравшимся вокруг Основателя Церкви, мы сможем продвигаться по этому пути твердым шагом. В отношении богослужебной практики следует отметить, что архиепископ Иероним вскоре после своего восшествия на Афинский престол отменил обязательную денежную пошлину за совершение таинств крещения, брака, обряда похорон и др. Впредь верующим предоставилась возможность самим определять сумму личных пожертвований за совершение того или иного таинства. В декабре 1973 года архиепископ Иероним ушел в отставку. Архиепископ Афинский Блаженнейший Серафим (Тикас) (1974 - 1998) Архиепископ Серафим (в миру Виссарион Тикас) родился в 1913 году в деревне Артесианон. Духовное образование получил на Богословском факультете Афинского университета. В 1938 году был рукоположен во диакона, в 1942 году - во иерея, в 1949 году хиротонисан во епископа Артского, а через девять лет (1958) возведен в сан митрополита Иоаннинского (северо-запад Греции). В годы Второй мировой войны во время оккупации немцами Греции он участвовал в национальном сопротивлении, сотрудничая с генералами Гизикисом и Иоаннидисом, отстранившими 25 ноября 1973 года президента Греции Пападопулоса. Тогда же он учреждал общественные столовые для детей бедных родителей. В 1961 году в качестве делегата Элладской Православной Церкви принимал участие в деяниях Первого Всеправославного Совещания на острове Родос, а также посетил Сербский Патриархат. По случаю интронизации архиепископ Серафим произнес речь, в которой выразил молитвенное пожелание здоровья своему предшественнику на Афинском престоле и заметил, что вклад архиепископа Иеронима беспристрастно оценит будущая история. Касаясь программы своей предстоящей церковной деятельности, архиепископ Серафим заявил, что он прежде всего намерен заняться водворением мира внутри Элладской Церкви. Новоизбранный архиепископ сказал, что он также предлагает пересмотреть разработанный архиепископом Иеронимом Устав, заполнить вакантные кафедры, учредить новые епископские викариатства в афинском районе, провести реорганизацию некоторых церковных органов (церковного имущества, социального обеспечения и др.), а в области экуменической - укрепить положение Элладской Церкви во Всемирном Совете Церквей и занять руководящие посты в церковных диалогах в тесном сотрудничестве со Вселенским Патриархатом. СВЯЩЕННЫЙ СИНОД ИЕРАРХИИ Священный Синод Иерархии является высшим органом управления Элладской Православной Церкви. В него входят все епархиальные иерархи Цекрви и не входят титулярные епископы, то есть такие, которые не имеют паствы. В его компетенцию входит: 1. забота о сохранении чистоты догматического учения Православной Церкви, соблюдение канонического порядка и священных преданий, созидающих единство церковного тела в общении веры и союзе любви 2. подтверждение наличия общения между Элладской Православной Церковью и Вселенским Патриархатом, а также другими Помесными Православными Церквами 3. определение критериев отношений с остальным христианским миром 4. высший контроль и проверка за деяниями Постоянного Священного Синода, за действиями архиереев и всех органов церковного управления 5. издание правил и законоположений для внутренней организации и управления Элладской Церковью 6. избрание архиепископа Афинского и архиереев Элладской Православной Церкви 7. наложение отлучения от Церкви и предание анафеме при наличии 2/3 голосов членов Синода Иерархии 8. применение церковной икономии в решении серьезных вопросов общего характера, при наличии простого большинства голосов 9. рассмотрение прошений о пересмотре окончательных судебных приговоров Синодального суда второй ступени касательно клириков ПОСТОЯННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД (ПСС) ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Постоянный Священный Синод как постоянный орган управления Элладской Православной Церкви: 1. заботится о точном исполнении решений Священного Синода Иерархии 2. решает все текущие вопросы либо самостоятельно либо посредством обращение к Священному Синоду Иерархии 3. сотрудничает с Греческим государством по всем вопросам церковно-государственных отношений, особенно же касательно вопросов общественного и церковного образования, законодательного урегулирования церковных вопросов и т.д. 4. наблюдает за каноничностью созыва и правильной деятельностью Церковных судов 5. заботится о соблюдении канонов клириками и монашествующими Элладской Православной Церкви 6. издает энциклики, а также заботится о создании благоприятных условий для духовного преуспевания членов Церкви (проповедническая, издательская деятельность, катехизаторские школы и т.д.) 7. издает официальный бюллетень Элладской Православной Церкви под названием "Церковь" 8. исполняет все предусмотренные Священными Канонами и Церковным Уставом функции до следующего собрания Священного Синода Иерархии, самостоятельно или посредством обращения к Священному Синоду Иерархов. Членство в ППС не является пожизненным. Члены ППС переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Православной Церкви с определенной периодичностью бывают его членами. Всего членов ППС 12, с тринадцатым Архиепископом Афинским как председателем. Шесть членов избирается из так называемых "старых территорий", и шесть - из "новых". СТРУКТУРА ЦЕРКОВНОГО СУДА ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Прежде всего необходимо отметить, что Элладская Православная Церковь имеет особые отношения с Греческим государством. В силу этого Церковный суд Элладской Церкви имеет ряд особенностей. Так, судебная деятельность Церкви находится под контролем государства. Однако, и государство берет на себя выполнение некоторых постановлений Церковного суда, которые, в частности, налагают на клириков штрафы или лишают их заработной платы. К примеру, все клирики Элладской Православной Церкви получают заработную плату от государства через банковскую систему. Если Церковный суд избрал мерой наказания того или иного клирика лишение зарплаты, то государство обязано прекратить перечислять на счет священника деньги. Перечисление зарплаты взобновляется вновь по решению суда. Элладская Православная Церковь является автокефальной и самоуправляется всеми действующими епархиальными архиереями. Наивысшей церковной и одновременно судебной инстанцией Элладской Православной Церкви является Священный Синод Иерархии (ССИ), который состоит из всех правящих архиереев и возглавляется архиепископом Афинским и всея Эллады. Постоянным управляющим органом Элладской Православной Церкви является Постоянный Священный Синод (ПСС), состоящий из тринадцати членов: архиепископа Афинского как председателя и двенадцати архиереев, из которых шесть являются епископами "старых территорий", входивших в Греческое государство до присоединения к нему в начале XX века северных областей, а другие шесть представляют "новые территории" - упомянутые северные области. Постоянный Священный Синод также осуществляет судебные функции. Кроме упомянутых органов, в Элладской Церкви существуют специально судебные инстанции: 1. Епархиальные суды 2. Синодальный суд первой ступени 3. Синодальный суд второй ступени 4. Суд для архиереев первой ступени 5. Суд для архиереев второй ступени 6. Суд для архиереев - членов Священного Синода ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СУД Епархиальные суды действуют как в Афинской архиепископии, так и во всех митрополиях Элладской Православной Церкви. В состав этого суда входят: правящий архиерей и два действующих священника данной епархии, кандидатуры которых предлагаются правящим архиереем и утверждаются Постоянным Священным Синодом. Должность секретаря этого суда исполняет секретарь епархии или назначаемый епископом клирик. Председателем епархиального суда является правящий архиерей, который имеет исключительное право при голосовании, тогда как другие два члена (священники) выступают в роли консультантов с правом выражения особого мнения, фиксируемого в судебном протоколе. В компетенцию епархиального суда входит: I. разбор всех канонических преступлений, совершенных священниками, диаконами и монахами епископии, независимо от места их совершения II. разбор канонических преступлений всех клириков и монахов Православной Церкви, если они были совершены на территории епархии - если ПСС не примет иного решения, в случае коллизии епархиальных компетенций. Епархиальный суд имеет право налагать ограниченные, как по величине так и по содержанию, наказания на белое духовенство (порицание, выговор, запрет на служение до одного года с лишением заработной платы или без лишения, извержение из сана, денежное взыскание и т. д.) и на черное духовенство (порицание, выговор, запрет на служение до одного года, извержение из сана или с занимаемого клириком должностного поста, заключение в монастыре и т. д.). В случае, если каноническое преступление клирика или монаха предполагает собой более тяжелое церковное наказание, тогда епархиальный суд провозглашает себя некомпетентным и в течение пятнадцати дней передает дело со всей судебной документацией в Синодальный суд первой ступени. В случае, если клирик, в отношении которого Епархиальным судом принято то или иное судебное решение, несогласен с этим решением, он может подать апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию - Синодальный суд первой ступени. СИНОДАЛЬНЫЙ СУД ПЕРВОЙ СТУПЕНИ Синодальный суд первой ступени созывается в пределах Афинской кафедры старшим по хиротонии архиереем из членов ПСС, который и является его председателем. Он состоит также из других четырех членов ПСС, избираемых посредством жеребьевки. Обязанности секретаря исполняются одним из секретарей ПСС. В компетенцию Синодального суда первой ступени прежде всего входит разбор дел, присылаемых из Епархиальных судов, а также апелляций, подаваемых против принятых Епархиальным судом решений. Синодальный суд первой ступени имеет право налагать все наказания, предусмотренные для Епархиальных судов, с увеличением их в пятикратном размере, равно как и все наказания, предусмотренные Священными Канонами Православной Церкви, за исключением отлучения от Церкви, которое осуществляется исключительно высшим органом управления Элладской Церкви - ее Священным Синодом Иерархии, и к тому же при большинстве в 2/3 голосов всех членов Синода. Против решения этого суда также может быть подана апелляция. СИНОДАЛЬНЫЙ СУД ВТОРОЙ СТУПЕНИ Синодальный суд второй ступени созывается в пределах Афинской кафедры Афинским архиепископом, который является его председателем. Помимо него в состав суда входят шесть архиереев членов ПСС, отбираемых по старшинству архиерейской хиротонии, которые при этом не принимают участие в Синодальном суде первой ступени. Обязанности секретаря исполняет первый секретарь ПСС. В компетенцию Синодального суда второй ступени входит разбор апелляций на все судебные решения, принятые Синодальным судом первой ступени. Синодальный суд второй ступени имеет силу продлить, сократить или даже упразднить решение Синодального суда первой ступени, однако не может вынести более строгого приговора для клирика или монаха. Таким образом, Синодальный суд второй ступени имеет право наложить любое из предусматриваемых Священными Канонами церковных наказаний, за исключением отлучения от Церкви СУД ДЛЯ АРХИЕРЕЕВ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТУПЕНИ Суд для архиереев первой ступени созывается в пределах Афинской кафедры заместителем председателя ПСС, который является его председателем. Также в состав суда входят все одиннадцать членов ПСС, за исключением архиепископа Афинского. В случае исключения одного или нескольких членов Суда для архиереев первой ступени из членов ПСС или возникшего препятствия для участия в суде, на освободившееся место избирается старший по кафедре архиерей из не участвующих в ПСС. Избирается архиерей либо из "старых", либо из "новых территорий" -- в зависимости от того, откуда был выбывший архиерей. Обязанности секретаря исполняет один из секретарей ПСС. В компетенцию Суда для архиереев первой ступени входит разбор канонических нарушений всех архиереев Элладской Православной Церкви. Он имеет право наложения всех предусматриваемых Священными Канонами наказаний (выведение за штат, смещение с архиерейской кафедры, пожизненный или временный запрет на служение и т.д.) - за исключением отлучения от Церкви. Против решений данного суда могут подаваться апелляции. Суд для архиереев второй ступени созывается в пределах Афинской кафедры архиепископом Афинским и всея Эллады, который и является его почетным председателем. Также в состав суда входят четырнадцать штатных архиереев, не входящих в состав ПСС и избираемых по принципу "старшинства": семь человек из епархий "старых территорий" и семь -- из епархий "новых территорий". Обязанности секретаря исполняет первый секретарь ПСС. В компетенцию Суда для архиереев второй ступени входит разбор апелляций на все судебные решения, принятые Судом для архиереев первой ступени. Он имеет силу продлить, сократить или даже упразднить решение Суда для архиереев первой ступени, однако не может вынести более строгого наказания для обвиняемого архиерея. СУД ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПОСТОЯННОГО СВЯЩЕННОГО СИНОДА Суд для членов Постоянного Священного Синода собирается в пределах Афинской кафедры и состоит из 1/3 штатных архиереев, которые избираются посредством жеребьевки. Их не должно быть менее 16 человек. В их число не могут входить архиереи, бывшие членами ПСС в период совершения разбираемого судом канонического нарушения. Обязанности секретаря исполняет либо первый секретарь, либо один из секретарей ПСС. В компетенцию Суда для членов ПСС входит рассмотр всех без исключения канонических нарушений, совершенных обвиняемым архиереем в период исполнения обязанностей члена ПСС. Суд имеет право налагать все церковные наказания, предусмотренные для Суда для архиереев первой ступени. Решения Синодального суда второй ступени, Суда для архиереев второй ступени, а также Суда для членов ПСС являются окончательным и апелляциям не подлежат. ДОСТОЙНО ПРИМЕЧАНИЯ Решения Синодального Суда второй ступени, Суда для архиереев второй ступени, а также Суда для архиереев членов Священного Синода являются окончательными и безапелляционными. Однако, несмотря на это, церковным уставом Греческой Церкви (№590/1977) за Священным Синодом Иерархов (ССИ) закрепляется право принимать и рассматривать "прошения о пересмотре окончательных приговоров", вынесенных Синодальным Судом второй ступени касательно священников, диаконов и монашествующих. Также церковным уставом за Священным Синодом Иерархов закрепляется исключительное право "наложения великого отлучения от Церкви согласно предписаниям священных канонов", с большинством голосов, превышающим 2/3 членов Священного Синода Иерархов. Также имеет право "принимать решения относительно применения церковной икономии, терпимости и снисходительности Церкви" с таким же преобладанием большинства голосом. Достойно особого замечания то, что церковным уставом Греческой Церкви с одной стороны подтверждает условное право архиереев занимающих кафедры Новых Земель подавать "Воззвание" Вселенскому Патриарху (то есть апеллировать), как это предусматривается шестым параграфом патриархального послания и Синодальных деяний 1928 г., с другой же - это право распространяется и на остальных архиереев Греческой автокефальной Церкви относительно окончательных приговоров, касательно наказания архиерея выведением его за штат, смещением с архиерейского трона и низвержением из сана. СПИСОК ЕПАРХИЙ И АРХИЕРЕЕВ Афинская архиепископия Кафедра: г. Афины Правящий архиерей: архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул Хиротония: 14.07. 1974 Митрополии: Этолийская и Акарнанийская митрополия Кафедра: г. Месолонгион Правящий архиерей: митрополит Феоклит (Аврантинис) Хиротония - 21/11/1965 Александрупольская митрополия Кафедра: г. Александруполис Правящий архиерей: митрополит Анфим (Руссас) Хиротония - 14/7/1974 Арголидская митрополия Кафедра: Навплион Правящий архиерей: митрополит Иаков (Пахис) Хиротония : 23/11/1985 Артская митрополия Кафедра: г. Арта Правящий архиерей: митрополит Игнатий (Алексиу) Хиротония 21/11/1988 Аттикийская митрополия Кафедра: р-н Кифисья (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон (Безенитис) Хиротония: 4/9/1977 Верийская, Наусская и Камбанийская митрополия Кафедра: г. Верия Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон (Калпакидис) Хиротония - 29/5/1994 Гортинская и Мегалопольская митрополия Кафедра: г. Димитсана Зимняя кафедра митрополита: г. Мегалополис Правящий архиерей: митрополит Феофил (Канавос) Хиротония:17/5/1970 Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская митрополия Кафедра: г. Гуменисса, м-рь Пресвятой Богородицы Правящий архиерей: митрополит Димитрий (Бекьярис) Хиротония: 15/10/1989 Гревенанская митрополия Кафедра: г. Гревена Правящий архиерей: митрополит Сергий (Сигалас) Хиротония: 15/8/1976 Гифионкая и Итилонская митрополия Кафедра: г. Гифион Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Коракитис) Хиротония: 6/10/1996 Димитриадская и Алмиросская митрополия Кафедра - г. Волос Правящий архиерей: митрополит Игнатий (Георгакопулос) Хиротония: 10/10/1998 Дидимотихонская и Орестиадская митрополия Кафедра: г. Дидимотихон Правящий архиерей: митрополит Никифор (Архангелидис) Хиротония: 19/11/1988 Драмская митрополия Кафедра: г. Драма Правящий архиерей: митрополит Дионисий (Киратсос) Хиротония: 21/11/1965 Дриинупольская, Погонианийская и Конитсийская митрополия Кафедра: г. Дельвинакион Правящий архиерей: митрополит Андрей (Трембелас) Хиротония: 28-1-1995 Эдесская, Пелльская и Алмопийская митрополия Кафедра: г. Эдесса Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Какулидис) Хиротония 7/10/1984 Элассонская митрополия Кафедра г. Элассон Правящий архиерей: митрополит Василий (Колокас) Хиротония 21/7/1995 Элевферупольская митрополия Кафедра: г. Элевферуполис Правящий архиерей: Митрополит Евдоким (Коккинакис) Хиротония : 6/10/1984 Закинфская митрополия Кафедра: г. Закинф Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Синетос) Хиротония: 16/8/1976 Зихнская и Неврокопийская митрополия Кафедра: г. Нэа Зихни Правящий архиерей: митрополит Спиридон (Киветос) Хиротония: 27/5/1974 Илийская митрополия Кафедра: г. Пиргос Правящий архиерей: Митрополит Герман (Параскевопулос) Хиротония: 3/10/1981 Фессалиотисская и Фанариоферсальская митрополия Кафедра: г. Кардица Правящий архиерей: митрополит Феоклит (Кумарианос) Хиротония: 16/10/1999 Фессалоникийская митрополия Кафедра: г. Салоники Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон 2-й (Хрисофакис) Хиротония: 21/11/1965 Фивская и Левадийская митрополия Кафедра: г. Левадия Правящий архиерей: митрополит Иероним (Лиапис) Хиротония: 4/10/1981 Тирская, Аморгосская и Островов митрополия Кафедра: г. Тира Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон (Ризос) Хиротония : 7/5/1984 Иерисосская, Святой Горы и Ардамерионская митрополия Кафедра: г. Арнея Правящий архиерей: митрополит Никодим (Анагносту) Хиротония: 29/3/1981 Иоаннинская митрополия Кафедра: г. Иоаннина Правящий архиерей: митрополит Феоклит (Сетакис) Хиротония: 26/10/1975 Кесарианийская, Виронская и Имиттосская митрополия Кафедра: р-н Кесариани (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Даниил (Пурцуклис) Хиротония: 22/1/2000 Калавритская и Эгиалийская митрополия Кафедра: г. Эгион (Ахайский) Правящий архиерей: митрополит Амвросий (Ленис) Хиротония: 17/8/1976 Карпенисионская митрополия Кафедра: г. Карпенисион Правящий архиерей: митрополит Николай (Дросос) Хиротония: 28/1/1979 Каристийская и Скиросская митрополия Кафедра: г. Кими Правящий архиерей: митрополит Серафим (Роррис) Хиротония: 24/11/1968 Кассандрийская митрополия Кафедра: г. Полигирос Правящий архиерей: митрополит Синесий (Висвинис) Хиротония: 25/5/1960 Касторийская митрополия Кафедра: г. Касторья Правящий архиерей: митрополит Серафим (Папакостас) Хиротония: 5/10/1996 Митрополия Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов Кафедра: г. Керкира Правящий архиерей: митрополит Тимофей (Тривизас) Хиротония: 4/5/1984 Кефаллинийская митрополия Кафедра: г. Аргостолион Правящий архиерей: митрополит Спиридон (Калафатакис) Хиротония: 15/8/1976 Китросская, Катерининская и Платамонская митрополия Кафедра: г. Катерини Правящий архиерей: митрополит Агафоник (Фатурос) Хиротония: 24/11/1985 Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская митрополия Кафедра: г. Коринф Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон (Караниколас) Хиротония: 28/9/1958 Кифирская митрополия Кафедра: г. Хора (Кифирская) Правящий архиерей: митрополит Кирилл (Христакис) Хиротония : 18/10/1998 Ланкадасская митрополия Кафедра: г. Ланкадас Правящий архиерей: митрополит Спиридон (Транделлис) Хиротония: 26/6/1967 Ларисская и Тирнавосская митрополия Кафедра: г. Лариса Правящий архиерей: митрополит Игнатий (Лаппас) Хиротония: 28/5/1994 Левкасская и Ифакийская митрополия Кафедра : г. Левкас Правящий архиерей: митрополит Никифор (Дедусис) Хиротония: 7/7/1968 Лимносская и Святого Евстратия митрополия Кафедра: г. Мирина (Лимносская) Правящий архиерей: митрополит Иерофей Хиротония: 22/11/1988 Мантинийская и Кинурийская митрополия Кафедра: г. Триполис Правящий архиерей: митрополит Александр (Пападопулос) Хиротония: 5/5/1984 Маронийская и Комотинийская митрополия Кафедра: г. Комотини Правящий архиерей: митрополит Дамаскин (Румелиотис) Хиротония: 30/5/1974 Мегарская и Саламинская митрополия Кафедра: г. Мегара Правящий архиерей: митрополит Варфоломей (Кацурис) Хиротония: 27/5/1974 Месогейская и Лавреотикийская митрополия Кафедра: г. Спата Правящий архиерей: митрополит Агафоник (Филиппотис) Хиротония: 26/5/1974 Мессинийская митрополия Кафедра: г. Каламата Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Фемелис) Хиротония: 21/11/1957 Мифимнийская митрополия Кафедра: г. Каллони (о. Лесбос) Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Каламатианос) Хиротония: 6/5/1984 Монемвасийская и Спартская митрополия Кафедра: г. Спарта Правящий архиерей: митрополит Евстафий (Спильётис) Хиротония: 31/8/1980 Митилинская, Эресосская и Пломарионская митрополия Кафедра: г. Митилини Правящий архиерей: митрополит Иаков Хиротония: 20/11/1988 Навпактская и Святого Власия митрополия Кафедра: г. Навпакт Правящий архиерей: митрополит Иерофей (Влахос) Хиротония: 20/7/1995 Неапольская и Ставрупольская митрополия Кафедра: р-н Неаполис (г. Салоники) Правящий архиерей: митрополит Дионисий (Ладопулос) Хиротония: 26/5/1974 Ново-Ионийская и Филадельфийская митрополия Кафедра: р-н Новая Иония (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Константин (Фарандатос) Хиротония: 29/5/1994 Ново-Кринийская и Каламарийская митрополия Кафедра: р-н Каламарья (г. Салоники) Правящий архиерей: митрополит Прокопий (Георгандопулос) Хиротония: 26/5/1974 Ново-Смирнская митрополия Кафедра: р-н Новая Смирна (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Агафангел (Тамбуратзакис) Хиротония - 15/7/1974 Никейская митрополия Кафедра: р-н Никея (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Алексий (Врионис) Хиротония: 29/1/1995 Никопольская и Превезийская митрополия Кафедра: г. Превеза Правящий архиерей: митрополит Мелетий (Каламарас) Хиротония: 1/3/1980 Адрес: t.k. 48100, Preveza Тел: (0682) 26734, 26684, 28378, 28715, Факс: 27953 Ксанфийская и Перифеорионская митрополия Кафедра: г. Ксанти Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон (Калафатис) Хиротония: 29/1/1995 Адрес: t.k. 67100, Xanthi Тел: (0541) 22505, 70488, Факс: 25581 Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия Кафедра: г. Парамифья Правящий архиерей: митрополит Тит (Папанакос) Хиротония: 17/7/1974 Адрес: t.k. 46200, Paramithia Тел: (0666) 22092, 22377 Паронаксийская митрополия Кафедра: г. Наксос Правящий архиерей: митрополитАмвросий 2-й (Стаменас) Хиротония: 15/7/1974 Патрская митрополия Кафедра: г. Патры Правящий архиерей:митрополит Никодим (Валлиндрас) Хиротония: 22/11/1965 Пирейская митрополия Кафедра: р-н Пиреи (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Каллиник (Карусос) Хиротония: 25/10/1975 Перистерионская митрополия Кафедра: р-н Перистерион (г. Афины) Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Зафирис) Хиротония: 22/2/1976 Полианийская и Килкисская митрополия Кафедра: г. Килкис Правящий архиерей: митрополит Апостол (Папаконстантину) Хиротония: 27/6/1967 Самосская и Икарийская митрополия Кафедра: г. Самос Правящий архиерей:митрополит Евсевий (Пистолис) Хиротония: 22/7/1995 Сервийская и Козанийская митрополия Кафедра : г. Козани Правящий архиерей: митрополит Амвросий (Якалис) Хиротония: 11/10/1998 Серрская и Нигритская митрополия Кафедра: г. Серры Правящий архиерей: митрополит Максим (Ксидас) Хиротония : 3/5/1984 Сидирокастронская митрополия Кафедра : г. Сидирокастрон Правящий архиерей: митрополит Иоанн (Папалис) Хиротония: 7/6/1967 Сисанионская и Сиатистская митрополия Кафедра: г. Сиатиста Правящий архиерей: митрополит Антоний (Комбос) Хиротония: 25/5/1974 Стагесская и Метеорская митрополия Кафедра: г. Каламбака Правящий архиерей: митрополит Серафим (Стефану) Хиротония: 31/5/1970 Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская митрополия Кафедра: г. Ермуполис (о. Сирос) Правящий архиерей: митрополит Дорофей (Стекас) Хиротония: 21/11/1965 Триккийская и Стагийская митрополия Кафедра: г. Трикала Правящий архиерей: митрополит Алексий (Михалопулос) Хиротония: 22/8/1976 Трифилийская и Олимпийская митрополия Кафедра: г. Кипарисья Правящий архиерей: митрополит Стефан (Матакульяс) Хиротония: 20/5/1960 Идрасская, Спетская и Эгинская митрополия Кафедра: г. Идра Правящий архиерей: митрополит Иерофей (Цандилис) Хиротония: 26/6/1967 Фтиотисская митрополия Кафедра: г. Ламия Правящий архиерей: митрополит Николай (Протопапас) Хиротония: 6/10/1996 Филиппийская, Неапольская и Тасосская митрополия Кафедра: г. Кавала Правящий архиерей: митрополит Прокопий (Цакумакас) Хиротония: 25/5/1974 Флоринская, Преспинская и Эордейская митрополия Кафедра: г. Флорина Правящий архиерей: митрополит Феоклит (Пассалис) Хиротония: 23/1/2000 Фокисская митрополия Кафедра: г. Амфисса Правящий архиерей: митрополит Афинагор (Закопулос) Хиротония: 28/9/1986 Халкисская митрополия Кафедра: г. Халкис Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Вергис) Хиротония: 14/7/1974 Хиосская, Псарийская и Инусская митрополия Кафедра: г. Хиос Правящий архиерей: митрополит Дионисий (Баирактарис) Хиротония: 11/11/1979 Викарные митрополиты и епископы Афинской Архиепископии 1. Митрополит Эврипосский Василий (титулярный) Хиротония: 18/12/1968 2. Митрополит Ахелонский Евфимий (титулярный) Хиротония : 22/12/1968 3. Епископ Диавлийский Дамаскин Хиротония : 27/1/1995 4. Епископ Кернитский Леонтий Хиротония: 27/1/1995 5. Епископ Неохорионский Павел Хиротония: 28/1/1995 6. Епископ Марафонский Мелитон Хиротония: 29/1/1995 7. Епископ Термопильский Иоанн Хиротония: 14/10/2000 8. Епископ Ахайский Афанасий Хиротония: 15/10/2000 Тел: (01) 3352340 Титулярные митрополиты и епископ 1. Митрополит Сиавропигионский Александр Хиротония: 26/7/1996 2. Митрополит Авлонский Христодул Хиротония: 28/7/1996 3. Епископ Христупольский Пётр Хиротония: 27/1/1995 Архиереи на покое 1. Стефан, прежде митрополит Триккийский и Стагийский Хиротония: 16/3/1958 2. Прокопий, прежде митрополит Кефаллинийский Хиротония: 21/11/1965 3. Августин, прежде митрополит Флоринский, Преспинский и Эордейский Хиротония: 25/6/1967 4. Иаков, прежде митрополит Кифирский Хиротония: 2/3/1980 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Элладская Церковь - это единственная Поместная Православная Церковь, во главе которой находится Синод, а не предстоятель. Афинский архиепископ является не предстоятелем Церкви, а лишь председателем Синода. Эта ситуация схожа с той, в которой находилась Русская Православная Церковь с 1721 по 1918 годы, в так называемый "синодальный период". Таким образом, мы можем говорить, что Элладская Церковь до сих пор живет в "синодальном периоде". Такое положение вещей в Элладской Церкви обусловлено тем, что само ее возникновение, в результате отделения от Константинопольской Церкви, было инспирировано западными государствами, заинтересованными в ослаблении роли России в регионе. Непосредственно в создании независимой от Константинополя Элладской Церкви участвовало греческое правительство того времени, ключевые посты в котором занимали баварцы, приехавшие в страну вместе с юным королем-немцем Отоном, после преобразования Греции в монархию согласно Лондонским протоколам 1832 года. В частности, вопросами Церкви в этом правительстве ведал Георг Людвиг фон Маурер, по вероисповеданию протестант. В Германии он был профессором права в Мюнхенском университете. Поэтому было совершенно естественно, что к Православной Церкви Греции он пытался применить принципы, определявшие отношения государства и Церкви в протестантских странах. Так, "Провозглашение" (??????????) об образовании Элладской Церкви (1833 г.) иногда дословно повторяет закон Баварской rонсистории от 1818 г. о разграничении полномочий Церкви и государства. Кроме того, готовая модель таких отношений уже существовала в России, где с 1721 года во главе Церкви стоял Священный Синод. Какими же были принципы, заложенные в основу устройства Греческой Церкви "отцами" Элладской автокефалии? Согласно "Провозглашению", которое стало также первым уставом Элладской Церкви, во главе Церкви находится король (ст. 1). Управление же Церковью передается постоянному Синоду из пяти членов, назначаемых правительством (ст. 2-3). Примечательно, что Синод именовался "Священным Синодом Греческого Королевства". Только в 1850-м году, когда Константинопольской Патриархией был издан Томос о даровании Элладской Церкви автокефалии, Синод был переименован в "Священный Синод Греческой Церкви". В сопредседатели Синода вводился "королевский представитель" (????????? ?????????), назначавшийся королем, без визы которого ни одно решение Синода не имело силы (ст. 9). Эта должность была аналогична должности обер-прокурора Священного Синода в Русской Церкви. Синодальная система, заложенная в основу функционирования Элладской Церкви с самого момента ее образования, существует до сих пор. Тем не менее, в Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей навязанная, антиканонична и чужда самой природе Церкви. После провозглашения автокефалии Элладской Церкви, со стороны церковной иерархии неоднократно предпринимались попытки исправить существующее положение, однако они, как правило, имели лишь относительный успех. Такие попытки предпринимались, например, в 1868 году, затем в 1914, 1922 годах. Определенных успехов удалось достичь с восшествием в 1923 году на Афинскую кафедру профессора богословского факультета Афинского университета архимандрита Хризостома (Пападопулоса). Став Афинским епископом и главой Греческого Синода, он начал активно работать над тем, чтобы изменить существующий статус Элладской Церкви, привести его в соответствие с канонической традицией Православия. Этому способствовало то, что в том же году власть в Греции в результате военного переворота перешла к генералу Н. Пластирасу. 31 декабря 1923 года правительство издало "Уставной закон Автокефальной Церкви Греции", который по сути стал ее новым Уставом. Этим уставом хотя и не отменялась синодальная система как таковая, тем не менее были значительно ограничены права представителя государства в Синоде. Изменился и сам Синод. Отныне он состоял не из узкой группы из пяти архиереев, назначаемых государством, а включал в себя всю церковную иерархию. Синод объявлялся "Церковным Началом в государстве", то есть, по сути, ставился во главе Элладской Церкви. Между тем, с приходом к власти диктатора Ф. Панкалоса эти положительные процессы были остановлены. Диктатор, несмотря на протесты со стороны иерархии, аннулировал те позитивные изменения в статусе Церкви, которые были достигнуты после 1923 года. 26 сентября 1925 года он издал закон, который учреждал Постоянный Синод из семи членов, во главе с архиепископом, который наделялся полномочиями, ранее принадлежавшими всей иерархии. Тем не менее, активное противодействие иерархии имело свои положительные последствия, и в 1931, а затем 1932 годах были изданы законы, которые возвращали многие положения закона 1923 года и, в частности, передавали часть полномочий постоянного Синода полноте церковной иерархии. В последующие годы пертурбации, имевшие место в политической жизни Греции, накладывали свой отпечаток на каноническое положение Элладской Церкви. Так, канонический статус Элладской Церкви претерпевал некоторые изменения в период диктатуры Метаксаса, в период гитлеровской оккупации, в период диктатуры 1967-1974 гг. В 1977 году был принят последний Устав Элладской Церкви, который следует считать наиболее соответствующим канонической традиции Православной Церкви. Тем не менее, согласно и этому Уставу Элладская Церковь осталась синодальной, хотя при этом она получила такую независимость от государственного вмешательства, которую не имела никогда за всю свою историю. Довести до логического конца процесс освобождения Элладской Церкви от наследия "баварского" правления и остатков синодальной системы взял на себя новоизбранный Афинский Архиепископ Христодул. Взойдя на кафедру, в числе первых вопросов он поставил вопрос о том, чтобы во главе Церкви находился не Синод, а предстоятель. По-другому этот вопрос стал известен как вопрос "о первом", то есть, кого поминать за литургией на "В первых помяни, Господи". Пока в Греческой Церкви "в первых" поминается Священный Синод. Подобные попытки архиепископа вызвали резкое противодействие как государства, так и Константинопольского Патриарха. Государство увидело в этом стремление укрепить в обществе роль как Архиепископа, так и Церкви в целом. Константинопольский же Патриарх усмотрел в этом серьезное ущемление своих прав на Греческую Церковь, так как при Архиепископе, который является лишь главой Синода, именно Патриарха греки считают духовным главой Элладской Церкви. В рамках намерений Архиепископа иногда говорят о его далеко идущих планах добиться для Элладской Церкви статуса Патриархата. Нужно сказать, что такие планы вынашивались еще творцами греческой автокефалии, при самом ее зарождении. Тем не менее, сам Архиепископ вопрос о статусе Патриархата для Элладской Церкви пока не озвучивал, и трудно говорить, существует ли он даже в его дальних планах. БЛАЖЕННЕЙШИЙ АРХИЕПИСКОП АФИНСКИЙ И ВСЕЯ ЭЛЛАДЫ ХРИСТОДУЛ Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис) родился в 1939 году в г. Ксанфи (Греция). В 1962 году закончил юридический факультет Афинского университета, а в 1967 - богословский факультет в том же учебном заведении. Во время учебы на юридическом факультете был рукоположен в диакона (1961 год), а в 1965 - во пресвитера. В течении девяти лет нес послушание проповедника и духовника в храме Успения Божией Матери в Старом Фалироне (Афины), а затем - в течение семи лет - секретаря Священного Синода Элладской Церкви. 14 июля 1974 года он был хиротонисан во епископа с титулом митрополит Димитриадский. 28 апреля 1998 года Синодом Элладской Православной Церкви был избран Архиепископом Афинским и всея Эллады. Архиепископ Христодул имеет ученую степень доктора богословия, получил диплом выпускника Афинского университета на кафедре французской и английской филологии. Свободно владеет французским и английским, а также итальянским и немецким языками. Является автором большого количества книг научно-богословского и нравоучительного характера. Статьи Архиепископа Христодула постоянно публикуются в Церковном бюллетене и в светской прессе. ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СИНОД ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул ЧЛЕНЫ СИНОДА: Спиридон, митрополит Зихнский и Неврокопийский, Дамаскин, митрополит Маронийский и Комотинийский, Анфим, митрополит Александрупольский, Тит, митрополит Парамифийский, Филиатесский и Гиромерийский, Феоклит, митрополит Иоаннинский, Сергий, митрополит Гревенанский, Иероним, митрополит Фивский и Левадийский, Тимофей, митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов, Александр, митрополит Мантинийский и Кинурийский, Пантелеимон, митрополит Тирский, Аморгосский и Островов, Иаков, митрополит Арголидский, Афинагор, митрополит Фокисский. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ СИНОДА: архимандрит Феолог (Апостолидис) ОФИС: I. Gennadiou 14, 115 21, Athens Телефон: 7248.680-9 & 7248.701-5 Примечание. Состав Синода Элладской Церкви меняется каждый год. Нынешний состав избран в августе 2001 года. ТЕКСТ СОБОРНОГО ДЕЯНИЯ - "ТОМОС СИНОДИКОС" Этот Собор был созван для решения церковных дел Эллады в 1850 году Константинопольским патриархом Анфимом IV. Данное Соборное деяние стало канонической основой для самостоятельного бытия Элладской Церкви. Текст деяния публикуется в сокращении. "...Церковь Христова, т.е. досточтимые Вселенские Соборы, временно, смотря по нуждам государственного порядка, разделяли или совокупляли церковные епархии, подчиняли их другим, или признавали самостоятельными; единение в вере и в церковном каноническом чиноположении оставалось неприкосновенно. Так и ныне, - когда некоторые из бывших под церковной властью Патриаршего Апостольского Вселенского престола Константинопольского святейшие митрополии, архиепископии и епископии, составляющие ныне богоспасаемое и богохранимое Королевство Греческое, по обстоятельствам временно отделились (хотя и сохраняя благодатью Божией единство веры) от церковного и канонического единения с Православной своей Матерью, Константинопольской Великой Церковью, от коей зависели, и со всеми прочими Православными Церквами, - мы, - благодатью Всесвятого Духа сошедшись в полном собрании для восстановления канонического единения Эллинской Церкви с прочими Православными Церквами, усмотрев из грамоты благочестивых министров богоспасаемой державы Греческой прошение всего тамошнего благочестивого клира и желание всего православного греческого народа, возлюбленных во Святом Духе чад наших, признав также, что сия новоучрежденная держава имеет нужду в единстве церковного управления делами веры, и ревнуя о ненарушимости святой нашей веры и неприкосновенности правил божественных отец, да всегда пребываем все как в единстве веры, так и в единстве управления нераздель-ными ветвями Божественной лозы, - мы постановили силой Всесвятого и Всесовершающего Духа сим соборным деянием, чтобы Православной Церкви в Королевстве Греческом, имеющей Началовождем и Главою, как и вся Кафолическая Православная Церковь, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, быть впредь законно самостоятельной; и высшим церковным правительством ее признавать постоянный Синод, состоящий из архиереев, преемственно призываемых по старшинству рукоположения, под председательством преосвященнейшего митрополита Афинского и управляющий делами церков-ными по божественным и священным правилам свободно и беспрепятственно от всякого мирского вмешательства. Так установляемый сим соборным деянием Священный Синод в Греции признаем и провозглашаем нашим по духу собратом, возвещая всем повсюду благочестивым и православным чадам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, да признают его таковым и поминают под именем Священного Синода Церкви Эллинской. Предоставляем же ему и все преимущества и все начальственные права, приличествующие высшему церковному правительству, дабы он впредь поминаем был при священнослужении эллинскими архиереями в их епархиях, а председатель оного поминал бы все епископство православных, и дабы всему Синоду принадлежали все канонические действия касательно рукоположения архиереев. Но для сохранения законного единства его с Константинопольской Великой Церковью и с прочими Православными Христовыми Церквами, по божественным и священным правилам и преданным от отцов обычаям Кафолической Православной Церкви, он должен поминать в священных диптихах имена Вселенского Патриарха и прочих трех Патриархов по чину, равно как и все епископство православных; также получать, сколько нужно, и святое Миро от святой Христовой Великой Церкви. Председатель Священного Синода, по соборным и преданным от отцов повелениям, при вступлении в сие звание, обязуется посылать обыкновенные соборные грамоты к Вселенскому и прочим Патриархам, равно как и они, при своем вступлении, будут делать то же. Кроме сего, в случае церковных дел, требующих совместного рассмотрения и взаимного содействия к лучшему устроению и утверждению Православной Церкви, надлежит, чтобы эллинский Священный Синод относился к Вселенскому Патриарху и находящемуся при нем Священному Синоду. А Вселенский Патриарх, вместе со своим Священным и Святым Синодом, охотно будет оказывать свое содействие, сообщая о нужном Священному Синоду Церкви Эллинской. Но дела, относящиеся к внутреннему церковному управлению, как то: избранию и рукоположению архиереев, числу их, наименованию престолов их, рукоположению священников и священнодиаконов, сочетаниям и расторжениям браков, управлению обителей, благочинию и надзору над священным клиром, проповедованию слова Божия, воспрещению противных вере книг, - все это и подобное должен решать Священный Синод синодальным определением, отнюдь не преступая священных правил святых и священных Соборов, преданных отцами обычаев и постановлений Православной Восточной Церкви. На сих основаниях, сия издревле благоутробная матерь, как лоза, цветущая во дворех дома Господня, Константинопольская Великая Христова Церковь, соборне во Святом Духе признает и провозглашает Эллинскую Церковь самостоятельной, и Синод ее -собратом по Духу своим и всякой другой Поместной Православной Церкви..." |
|