Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Иером. Игнатий (Душеин) АБИССАЛЬНЫЕ (глубоководные) ГЛУБИНЫ О
произведениях архим. Софрония (Сахарова) Бывало, света, как такового, я не видел, и,
однако, мой взор проникал в абиссальные глубины. Душа в болезненном отчаянии
взывала к Богу. Арх. Софроний (Сахаров) [1] В умном делании, в самом покаянии, должно
избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого
делания свидетельствуется миром, приносимым душе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) [2]
Резкий контраст со Святоотеческой традицией духовной жизни, раскрытой в творениях Святителя Игнатия, можно увидеть и в духовном опыте и учении покойного архимандрита Софрония (Сахарова). Возможно на этот опыт повлияло его увлечение “мистической философией нехристианского Востока” [3], длившееся около восьми лет [4]. “Мой путь, мои опыты по характеру своему, вероятно, не совсем обычны” [5] – пишет архимандрит Софроний в предисловии к своей книге “Видеть Бога как Он есть”. С этим нельзя не согласиться. Насчет “особых путей” полезно вспомнить слова Святителя Игнатия: “… я воспитан учением Святых иноков и от всякого пути особенного устраняюсь. Путем особенным, по особенному избранию и призванию Божию может идти угодник Божий, что случается очень редко. Наиболее путем особенным идут или находящиеся в самообольщении, или направившиеся к самообольщению. Нам должно держаться вдали и в осторожности от всех, идущих путем особенным, загадочным” [6]. Удивительно и само названии книги арх. Софрония: “Видеть Бога как Он есть” – Тайнозритель Св. Апостол Иоанн Богослов говорит: “Бога не видел никто никогда” (Иоанн [1, 18]). Увидеть Бога “как Он есть”, то есть познать Его сущность невозможно – это догмат Православной Церкви. Первое, что бросается в глаза при чтении книг арх. Софрония – эмоциональная насыщенность, напряженность, порывистость: “Сильное желание порвать со всем прежним принимало форму ненависти к себе в моем прошлом” [7]. “В начале этого страшного, но все же благословенного периода преобладала безнадежная скорбь в молитве, сопровождавшейся нередко ощущением огня. Природу сего Огня я не узнавал; да и не искал я ему объяснения…” [8]. (А было бы полезно поискать этого объяснения: “Не ошибитесь! человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. – Пишет святитель Игнатий – Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения и наполнили лжеучениями землю. За этими мрачными облаками скрывается от мира Солнце правды” [9].) “Описываемое мною время отчаянного покаяния…” [10]; “Мой грех против Его любви предносился мне в своей кошмарной сущности…” [11]; “Молитва принимала форму томительного отчаяния…” [12] “В моих безумных молитвах я бывал несдержанным, даже дерзким…” [13]. Совсем иному учит святитель Игнатий: “В умном делании, в самом покаянии, должно избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе” [14]; “… не должно унывать; видя возникающее в себе разнообразное зло, должно постоянно противиться ему и исторгать его из себя. Труд и подвиг пожизненные” [15]. Чтение книг арх. Софрония заставляет вспомнить многие определения, данные Святителем Игнатием всем писаниям такого духа: “Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию” [16]. “Где разгорячение, – там нет истины, оттуда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут дымится и строит воздушные замки лжеименный разум. Кротость и смирение, которых действие сопровождается каким-то тонким хладом, но потом является в бесчисленных благих плодах, – свидетели неподдельного, истинного, божественного добра” [17]. Может быть именно по причине “особенного пути” некоторые высказывания арх. Софрония о себе представляются не вполне соответствующими духу и языку святых Отцов, например: “Лишь отчасти испытал я восторг (опять восторг! – составитель) духовной свободы”; “Это было начальным опытом царственной свободы моей души” [18]. Конечно, многие мысли в писаниях арх. Софрония взяты из Святоотеческих творений, но, как в свое время сказал Святитель Игнатий об известном духовном произведении Н.В.Гоголя: “… книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных” [19]. В этом кратком предисловии нет претензии на глубокий анализ писаний арх. Софрония и тем более его духовного опыта. Более того, составители не берутся утверждать о прелестности или ложности этого опыта, но, предлагая вниманию читателей учение о молитве Святых Отцов, изложенное Святителем Игнатием, составители сочли необходимым предостеречь стремящихся изучить путь молитвенный “от всякого пути особенного”, от полного доверия книгам, которые “влекут читателей своих к высотам недоступным для новоначального”. Старец из “Беседы с учеником” Святителя Игнатия признавал новоначальным и ученика и себя, тем более для нас такая самооценка существенно необходима. “В начале моей жизни на Афоне, – пишет архимандрит Софроний, – помню, я просил одного пустынника говорить мне о молитве. Усмотрев в моей просьбе желание услышать о великой молитве, он ответил: “Будем говорить о том, что в пределах нашей меры; беседа о том, что выше нас, может вмениться в празднословие” [20]. Истинно так! Примечания: [1] “Видеть
Бога как Он есть” Стр. 139. Stavregic
monastery of [2] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 551 (705, 238) [3] “Видеть Бога как Он есть”. Стр. 11. [4] Там же. стр. 30 [5] Там же. стр. 5 [6] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 553 (707, 240) [7] “Видеть Бога как Он есть”. стр.26 [8] Там же. стр.31 [9] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 217 (311, 42) [10] “Видеть Бога как Он есть”. стр. 31 [11] Там же. стр. 34 [12] Там же. стр. 48 [13] Там же. стр. 81 [14] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 551 (705, 238) [15] Там же. Письмо 351 (459, 255) [16] Там же. Письмо 219 (313, 44) [17] Там же. Письмо 217 (311, 42). [18] “Видеть Бога как Он есть”. стр. 116 [19] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 303 (403, 52) [20] “Видеть Бога как Он есть”. стр. 61 Библиотека форума "Православная беседа": http://beseda.mscom.ru/library/ |
|