I-III ВѢКЪПосланія и письма Діонисій Василиду, возлюбленному моему сыну и брату, сослужителю и вѣрному рабу Божію [2] о Господѣ радоваться. Въ посланіи ко мнѣ, вѣрнѣйшій и разумнѣйшій сынъ мой, ты спрашиваешь, въ какой часъ слѣдуетъ оставлять постъ при наступленіи пасхальнаго разрѣшенія отъ поста [3]. Нѣкотрые изъ братьевъ утверждаютъ, какъ ты говоришь, что слѣдуетъ дѣлать это во время пѣнія пѣтуха, а другіе, что слѣдуетъ съ вечера. Находящіеся въ Римѣ братья, какъ говорятъ, ожидаютъ (пѣнія) пѣтуха, а о находящихся здѣсь ты сказалъ, что они ранѣе прекращаютъ постъ. А ты желаешь установить точное время и вполнѣ опредѣленный часъ; но это и не легко и не безопасно. Что послѣ времени воскресенія Господа нашего слѣдуетъ начинать празднованіе и радованіе, смиряя до того времени души свои постомъ, съ этимъ легко согласятся всѣ. Но въ посланіи своемъ ко мнѣ ты весьма здраво и съ надлежащимъ пониманіемъ божественныхъ евангелій показалъ, что въ нихъ не оказывается ничего опредѣленнаго о часѣ воскресенія. Ибо евангелисты различно описали приходившихъ ко гробу въ различныя времена и всѣ [4] сказали, что они нашли Господа уже воскресшимъ, и поздно въ субботу, какъ сказалъ Матѳей (28, 1) [5], и заутра, еще сущей тмѣ, какъ пишетъ Іоаннъ (20, 1), и зѣло рано, какъ говоритъ Лука (24, 1) [6], и зѣло заутра возсіявшу солнцу, какъ пишетъ Маркъ (16, 2). Но когда Онъ воскресъ, ясно никто не показалъ. Всѣ совершенно согласны съ тѣмъ, что поздно въ субботу, свитающи во едину отъ субботъ [7], пришедшіе ко гробу уже не нашли Его лежащимъ во гробѣ. И не будемъ предполагать, что евангелисты разногласятъ или противорѣчатъ другъ другу. Хотя, по-видимому, можетъ возникнуть небольшое разногласіе по вопросу о томъ, не различно ли говорятъ евангелисты о часѣ (воскресенія), всѣ согласуясь въ томъ, что въ эту ночь возсіялъ свѣтъ міра Господь нашъ [8], но мы постараемся благоговѣйно и съ вѣрою примирить сказанное ими. Слова Матѳея читаются такъ: поздно въ субботу свитающи во едину отъ субботъ, пріиде Марія Магдалина и другая Марія видѣти гробъ. И се трусъ бысть велій: ангелъ бо Господень, сшедъ съ небесе, приступль отвали камень (отъ двери гроба) и сѣдяше на немъ. Бѣ же зракъ его, яко молнія, и одѣяніе его бѣло, яко снѣгъ. Отъ страха же его сотрясошася стрегущіи и быша яко мертви. Отвѣщавъ же ангелъ рече женамъ: не бойтеся вы, вѣмъ бо, яко Іисуса распятаго ищете. Нѣсть здѣ, воста бо, яко же рече (Матѳ. 28, 1-6) [9]. Иные подумаютъ, что выраженіе поздно по общему употребленію этого слова обозначаетъ вечеръ субботы; но выслушивающіе (слова евангелиста) съ большею разсудительностью скажутъ, что (здѣсь разумѣется) не это, а глубокая ночь, такъ какъ слово поздно заключаетъ въ себѣ указаніе на медленность и продолжительное время. И такъ какъ онъ говоритъ здѣсь о ночи, а не о вечерѣ, то и прибавилъ слова: свитающи во едину отъ субботъ. И онѣ пришли еще не съ ароматами, какъ говорятъ прочіе, но видѣти гробъ, и нашли, что произошло землетрясеніе, и что ангелъ сидитъ на камнѣ, и услышали отъ ангела: нѣсть здѣ, воста. Подобнымъ же образомъ (повѣствуетъ) Іоаннъ: во едину отъ субботъ, говоритъ онъ, Марія Мадалина пріиде заутра еще сущей тмѣ на гробъ и видѣ камень взятъ отъ гроба (Іоан. 20, 1). Согласно съ этимъ, она пришла ко гробу еще сущей тмѣ, но уже къ утру [10]. Лука же говоритъ: въ субботу убо умолчаша по заповѣди; во едину же отъ субботъ, зѣло рано пріидоша на гробъ, носящя, яже уготоваша ароматы; обрѣтоша же камень отваленъ отъ гроба (Лук. 23, 56; 24, 1-2). Глубокое утро, можетъ быть, обозначаетъ начинающійся свѣтъ утренней зари единой отъ субботъ; итакъ, когда суббота вполнѣ уже прошла со всею слѣдующею за ней ночью и начинался другой день, пришли носящія съ собою ароматы и миро. Отсюда [11] ясно, что Онъ воскресъ задолго предъ симъ. Согласно съ этимъ и Маркъ говоритъ: купиша ароматы да пришедшя помажутъ Іисуса. И зѣло заутра во едину отъ субботъ пріидоша на гробъ, возсіявшу солнцу (Марк. 16, 1-2). И онъ сказалъ: зѣло заутра, а слова эти значатъ то же, что и выраженіе: зѣло рано, и прибавилъ: возсіявшу солнцу. Выходъ и путешествіе ихъ, очевидно, начались еще зѣло рано и зѣло заутра. Но въ путешествіи и въ пребываніи у гроба онѣ провели время до восхода солнца, и тогда то сказалъ имъ юноша въ бѣломъ одѣяніи: воста, нѣсть здѣ (Марк. 16, 6). Если это такъ, то людямъ, требующимъ точнаго рѣшенія, въ который часъ или въ которую половину часа или четверть часа слѣдуетъ начинать радованіе о воскресеніи изъ мертвыхъ Господа нашего, мы отвѣчаеімъ [12]: тѣхъ, которые слишкомъ спѣшатъ и оставляютъ (постъ) хотя незадолго до полуночи, мы не одобряемъ, какъ невнимательныхъ невоздержныхъ людей, оставляющихъ поприще нѣсколько преждевременно, ибо, какъ говоритъ мудрецъ: не мало (составляется) въ жизни изъ малаго [13]. А тѣхъ, которые хотятъ быть послѣдними (въ прекращеніи поста), выдерживаютъ болѣе всѣхъ и терпятъ до четвертой стражи, въ которую Спаситель нашъ, ходя по морю, явился плавающимъ (Матѳ. 14, 25), мы одобряемъ, какъ мужественныхъ и трудолюбивыхъ. Что же касается тѣхъ, которые оставляютъ постъ въ срединѣ между ними сообразно со своимъ расположеніемъ или силами, то мы не желаемъ чрезмѣрно отягощать ихъ. Ибо не всѣ рáвно и однообразно проводятъ и шесть дней поста; но одни пребываютъ безъ пищи въ строгомъ постѣ [14] всѣ шесть дней, другіе же два, иные три, иные четыре, иные ни одного. Потрудившимся въ полномъ воздержаніи, потомъ утомившимся и едва не лишившимся всѣхъ силъ извинительно вкусить скорѣе. Если же нѣкоторые, не только не налагавшіе на себя строгаго поста, но и вовсе не постившіеся или даже роскошествовавшіе въ первые четыре дня, потомъ, дойдя до послѣднихъ двухъ дней и наложивъ на себя строгій постъ только на эти два дня, пятницу и субботу, полагаготъ, что они сдѣлаютъ нѣчто великое и славное, когда пробудутъ (въ постѣ) до зари, то я не думаю, что они совершили подвигъ, равный подвигу тѣхъ, которые подвизались въ постѣ болѣе значительное число дней. Такой совѣтъ объ этомъ предметѣ написалъ я по своему разумѣнію. О женахъ, находящихся въ очищеніи, можно ли имъ въ такомъ состояніи входить во храмъ Божій, считаю излишнимъ и спрашивать. Ибо не думаю, чтобы онѣ, будучи вѣрными и благочестивыми, осмѣлилисъ въ такомъ состояніи или приближаться къ святой трапезѣ или вкушать тѣла и крови Христа. Жена, имѣвшая двѣнадцатилѣтнее кровотеченіе, ради исцѣленія прикоснулась не къ Нему Самому, но только къ краю одежды Его (Матѳ. 9, 20; Лук. 8, 43-44). Молиться, въ какомъ бы кто ни былъ состояніи и положеніи, помнить о Господѣ и просить о полученіи помощи, не предосудительно. А входить во святая и во Святая святыхъ [15] не совсѣмъ чистому душею и тѣломъ да будетъ воспрещено. Вступившіе же въ бракъ [16] сами должны быть достаточными для себя судьями. Ибо они слышали Павла, который пишетъ, что слѣдуетъ воздерживаться другъ отъ друга по согласію на время для упражненія въ молитвѣ и потомъ опять быть вмѣстѣ (1 Кор. 7, 5) [17]. Тѣ, съ которыми случилось непроизвольное ночное истеченіе, пусть также слѣдуютъ собственной совѣсти и пусть испытываютъ сами себя, находятся ли они отъ этого въ сомнѣніи или нѣтъ, какъ и о пищѣ говоритъ апостолъ: сомняяйся аще ястъ осуждается (Рим. 14, 23). И въ этомъ случаѣ всякій приступающій къ Богу пусть имѣетъ благую совѣсть и благодерзновеніе по собственному разсужденію [18]. Эти вопросы, возлюбленный, ты предложилъ намъ, почитая насъ — и, конечно, не какъ незнающій, — изъ желанія, чтобы мы были согласны и единодушны съ тобою, каковы мы и на самомъ дѣлѣ. Я же сообщилъ свое мнѣніе не какъ учитель, но со всею простотою, какъ и подобало намъ бесѣдовать другъ съ другомъ. Разсмотрѣвъ это мнѣніе, и ты, мудрѣйшій сынъ мой, напиши, не покажется ли тебѣ что-нибудь лучше и правильнѣе, или ты, можетъ быть, признаешь слова мои согласными съ истиной. Желаю тебѣ, возлюбленный сынъ мой, здравствовать, совершая въ мирѣ служеніе Господу.
Примѣчанія:
Печатается по изданію: Творенiя св. Дiонисiя Великаго, епископа Александрiйскаго, въ русскомъ переводѣ. – Изданiе Казанской Духовной Академiи. / Пер., прим. и введ. свящ. А. Дружинина, подъ редакцiей э. о. проф. Л. Писарева. – Казань: Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1900. – С. 39-46.
|