Семинарская и святоотеческая библиотеки |
В жизни человека время играет решающую, определяющую роль «Блажен муж, который Меня ждет, и человек Мои пути хранит, бодрствуя при Моих дверях, подслушивая при косяках их ежедневно день Моего возвращения» (1). Святой апостол Павел подчеркивает: «Когда исполнилась полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, рожденного от Жены». И с Рождества Христова летоисчисление человеческой истории ведется именно от этого момента, и не от какого-либо другого. Были, правда, попытки заменить его: ввести эры Юлиана, Селевкидов, Османов, но не получилось. И нынче почти весь мир считает свою историю от Рождества Христова. Поэтому Рождество Христов не только судьбоносное событие в истории человеческого рода, но еще и является началом нового периода временного бытия всего человечества. И в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы находим указание на то, что именно этим судьбам человечества время сыграет решающую роль, ибо там говорится о времени, временах. Итак, что же такое время. Блаженный Августин, много размышлявший над этим вопросом говорит прямо: Я хорошо знаю, что такое время, но когда меня просят объяснить что есть время, я прихожу в совершенный тупик, ибо в самом деле: если что-то произошло, оно уже в прошлом. Если что-то будет происходить, оно приходит из будущего. А что же такое настоящее, действительность, если прошлого уже нет, а будущего еще нет. И как понимать настоящее, если будущее проходит через настоящее, чтобы стать прошлым, и, таким образом, настоящее и действительное не может служить основанием времени. Сложное и малопонятное определение, но это еще раз для всех нас подчеркивает сущность и значение времени. И надо прямо сказать, что время днесь довлеет. Жизнь, а не смерть, действие, а не бездействие. Движение, а не покой. Время, двигаясь из будущего, уходит через настоящее безвозвратно. Вернуть прошлое, сделать его настоящим человеку не дано. Не можешь ты сам отправиться, или других отправить в прошлое, не можешь узнать и будущее. Но можешь жить только настоящим временем, которое движется, по повелению Божию, столько, сколько определено Богом, хотящим зависеть от образа жизни человека. Вот почему современная наука говорит о прямом воздействии общественно-экономического состояния общества на движение времени. В современном обществе время ускоряется, как бы ускользает от человека. И в самом деле: в молодости мы сокрушались оттого, что время тянется медленно, в среднем возрасте уже не успевали поспевать за временем, а в старости сокрушаемся тому, как мимолетно, как быстро летит время. Согласно выражению, существующему почти у всех народов земли: быстрее мысли. Человек способен, игнорируя этот закон, своею памятью вернуться в прошлое. Но только памятью. Недаром в мгновение ока перед смертью перед человеком проносится вся его жизнь. В течение жизни мы живем воспоминаниями о молодости и юности, о совершенных добрых или злых делах. Но закон существования времени неумолим. Он был и есть и будет один. Говоря словами Священного Писания, время от Бога уходит, и к Богу приходит. Господь, сотворивший небо и землю, сотворивший космос, творит и время. И в эти временные рамки поселяет человека, чтобы дать ему возможность плодотворно и творчески пользуясь настоящим, достойным образом подготовиться к вечности, которая ждет всех. А если мы будем говорить о времени земном, о наших часах, по которым мы живем, то всякая наша попытка их остановить ни к чему не приведет. Время будет двигаться, но наши земные часы: солнечные, или песочные, механические, или кварцевые, или какие- либо иные идут или должны идти в точном соответствии часами небесными. А этот небесный часовой механизм создан и запущен Богом. Невообразимое количество небесных тел вращается во вселенной, и весь этот колоссальный хоровод славит своего Создателя и Творца. Недаром Церковь поет: «Небеса поведают славу Божию, творению же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2). Движется по повелению Творца, «ибо Той повеле, и бысть так, Той рече и создашеся» (). И пока будет действовать творческое Божие определение и повеление «да будет», время будет двигаться. И если мы будем говорить о времени применительно к нам, людям верующим, к жизни Церкви, то мы неизбежно должны сказать о временах церковных. Они всем нам хорошо известны. Это богослужения, это круг богослужебный: суточный, седмичный (недельный), месячный, годовой. Наша духовная жизнь подчинена кругу времени. Вот почему, мы неизбежно должны говорить о церковном времени, и должны быть убежденными в том, что время нам дается Богом для деятельного участия в личном спасении, для наследования жизни вечной. Такое время на языке церковном называется временем благоприятным. То есть, это такое время, когда мы, в результате совокупного напряжения духа, души и тела, и молимся Богу и в жизни являем себя христианами, и добродетельными, и всегда ревностными защитниками своей веры. К сожалению, таковых сейчас мало. Больше, и это очень тяжко для всего человечества, приверженцев праздного времени. То есть человеку кажется, что если он немного расслабится, отдохнет, посетит ресторан, поедет на Канары, предастся разврату, и так далее, то ничего не произойдет. Он глубоко ошибается. Время идет и движется, и, когда творческий момент жизни упущен, для такого человека или для такого нерадивого сообщества людей превращается во время всех. Господь начинает посещать скорбями, испытаниями, бедами, нашествиями иноплеменников, землетрясениями, оползнями, наводнениями, ураганами и т. д. и т. п. Время — это не есть набор определенного количества земных благ, это есть движение к Богу, к созиданию Царства Божия внутри самого себя. И поэтому для такого именно времяпрепровождения существует уникальная, выработанная в Церкви формула жизни и пастырей, и мирян. Если ты живешь, то, живя, собирайся сегодня умереть, и в то же время, живи так, как будто ты бессмертен. Если ты трудишься, то, трудясь, всегда помни, что история бесконечна, и в то же время представляй, что твоя история может сегодня закончится. В соответствии с этим законом жизни, когда человек постоянно помнит и о смерти, и о вечности, и о своей ответственности перед Богом, у него не останется возможности проводить время праздно. Тогда будет для него лето Господне благоприятно. И в этом Новом, 1998 году благости Божией, возьмем для себя за правило: во-первых, каждый день читать Священное Писание и отмечать это в календаре — сегодня читал, и когда год закончится, посчитать: сколько же раз я в течение года обращался к глаголам жизни вечной; творить добрые дела, и снова для себя отмечать, а потом проверить: сколько же я сотворил добрых дел в течение года; посещать храм, и снова делать заметки, и также потом устроить экзамен для себя. Это будет и помогать, и обязывать, и будет вдохновлять нас на долгую жизнь, и на борьбу с бесконечными похотьми, сластьми и страстьми. Но самим нам это невозможно. Если Господь творит время, если небесный часовой механизм по Божиему повелению движется, с поразительной точностью колоссальное число лет, то и этот земной год нашей жизни мы, конечно же, можем прожить благоуспешно только при помощи Божией. Понимая так, будем взывать нашему Создателю Всемогущему Богу: услыши ны Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в море и далече, и сподоби нас в наступающий год, и прочее время жития нашего в мире и покаянии скончати. |
|