|
Иоанн Дамаскин
Беседа сарацина с христианином
На вопрос сарацина: "Кого ты считаешь виновником
добра и зла?", — христианин отвечает: "Мы говорим, что только Бог и
никто другой есть виновник всяческих благ, но не зла". На это сарацин
говорит: "Кого ты называешь виновником зла?"
X. Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас,
людей.
С. Из-за чего?
X. Из-за свободной воли.
С. Так что, ты свободен, и что хочешь, можешь делать
и делаешь?
X. Я сотворен Богом свободным лишь для двух вещей.
С. Для каких?
X. Для злодеяния и для благодеяния, что есть добро и
зло. Поэтому, делая зло, я несу наказание от закона Божия, а творя
благо, не страшусь закона, но и почтен и помилован Богом. Подобно и
диавола Бог сотворил свободным еще прежде людей, и он согрешил, и Бог
изверг его из его чина. Но ты, быть может, возразишь мне: "То, что ты
называешь добром и злом, — что это? Вот, солнце, и луна, и звезды хороши
- сотвори что-нибудь из этого". Но не из-за этого ли я еще прежде говорю
тебе: я творю добро и зло сообразно человеку: добро, как, например,
прославление Бога, молитва, милостыня и подобное им, а зло - блуд,
воровство и подобное; если же, как ты говоришь, добро и зло от Бога, то
Бог у тебя окажется неправедным, что не так. Ведь раз Бог повелел, как
ты говоришь, блуднику блудить, вору красть, мужеубийце убивать; то они
достойны чести — ибо сотворили волю Божию. Окажутся и законодатели твои
лжецами, и книги подложными, потому что предписывают сечь блудника и
вора, сотворивших волю Божию, и казнить мужеубийцу, которого следовало
бы чтить, потому что он сотворил волю Божию.
Сарацин же говорит: "Кто вылепляет младенцев в
женских утробах?" - Ибо сарацины ставят перед нами эту задачу как
труднейшую, желая доказать, что Бог виновник зла.
Ведь если я в ответ говорю, что Бог вылепляет
младенцев в утробах женщин, то сарацин скажет: "Вот, Бог пособник
блуднику и прелюбодею". На это христианин отвечает: "Мы никоим образом
не находим, чтобы Писание говорило, что Бог вылепляет или создает
что-либо после первой недели миротворения. Если жеты в этом
сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или произведение,
сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом не сможешь
показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу. Ведь
Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и рождаться,
сказав: плодитесь и размно жайтесъ, и наполняйте землю (Быт.
1:28). И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в
собственной его жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как
говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос
родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред
родил Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или
кого другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан
Богом, а потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так
благодатью Божией стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех
пор повелением Божием рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да
произрастит земля зелень травы (Быт. 1:11), и повелением Его
произросло всякое древо, и всякий род травы и растений, имея в себе
семенную силу. Семя же всякого растения и травы одушевлено, и снова
попадая на землю, само собой или высеваемое другим, оно всходит, не
создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию. Вот и я, как
прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых вещах, куда бы ни
сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в чужой, семя
всходит и становится послушным первому повелению Божию, а не так, что Он
каждый день создает и делает, потому что в первую седмицу сотворил Бог
небо и землю, и весь мир в шесть дней, и в седьмой день почил от всех
дел Своих (Быт. 2:1 ел.), как и Писание мне свидетельствует".
Сарацин же: а как же Бог говорит Иеремии: прежде
нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и из утробы освятил
тебя(Иер. 1:5)?
Христианин: Бог образовал одушевленную и семенную
силу всякого мужа от Адама и далее. Ибо Адам, имея во чреве Сифа, родил
его, как я уже говорил, а Сиф Еноса, и всякий человек, прежде имея сына
во чреве своем, [рождает его], и сын родил и рождает до сего времени. А
"из утробы освятил тебя" понимай как [утробу], истинно рождающую чад
Божиих, по свидетельству святого Евангелия: а тем, которые приняли
Его верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от
крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились
(Ин. 1:12-13) через крещение.
(2) Противник же: а до Христа было крещение? Ведь
Иере-мия рождается прежде Христа.
X.: Было, по свидетельству святого апостола,
говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (1 Кор. 10:1). И
Господь говорит в Евангелиях: если кто не родится от воды и Пуха, не
может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и Исаак,
и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное,
прежде крестились, потому что согласно свидетельству Христа, если бы не
крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой, говоря:
Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть от крещения.
Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые крещением спасены и
спасаются по благодати Божией.
(3) С.: Того, кто творит волю Самого Бога, ты
называешь добрым или злым?
Разгадав же хитрость его, христианин говорит: "Знаю,
что ты хочешь сказать".
С.: Так расскажи мне.
X.: Ты хочешь спросить, волею Христос пострадал, или
неволею? Чтобы, если я отвечу: "волею пострадал", сказать мне: "иди
теперь, поклонись иудеям, потому что они исполнили волю Бога твоего".
С.: Именно это я и хотел тебе сказать - если у тебя
есть доводы, ответь мне.
X.: То, что ты называешь волей, я именую терпением и
великодушием.
С.: Как ты это можешь доказать?
X.: Делом, потому что если мы с тобой сидим или
стоим, может ли кто-нибудь из нас вне власти и владычества Божия встать
и двинуться?
С.: Нет.
X.: Когда Бог говорит: "не укради, не блуди, не
убий", хочет ли Он, чтобы мы крали, блудили, убивали?
С.: Нет, ведь если бы хотел, Он не сказал бы: "не
укради, не блуди, не убий".
X.: Слава Богу, что ты признал то, что я хочу
сказать. Вот ты согласился со мной, что никто из нас без Бога не может
встать или двинуться, и что Бог не хочет, чтобы мы крали или блудили.
Если сейчас я встану, пойду и украду, или буду блудить, скажешь ли ты,
что это воля Божия или попущение, терпение и великодушие?
(4) Сообразив и удивившись, сарацин сказал:
"Действительно, это так".
X.: Пойми и то, что, хотя Бог и может поразить, Он
воздержался на время, то есть выказал великодушие о грехе. Но, если я не
покаюсь, Он, когда захочет, воздаст мне, как поступил Он и с иудеями.
Ибо по прошествии немногих лет Он воздвиг против них Тита и Веспасиана и
эллинов, и ниспроверг надменность их.
(5) Если спросит тебя сарацин и скажет: "Кем ты
считаешь Христа?", отвечай ему: "Словом Божиим, и думаю, что ни в чем
здесь не погрешаю, потому что Он и Словом именуется в Писании, и
Премудростью, и Мышцею, и Силой Божией, и много такого другого - ибо Он
многоименен. Спроси его и ты в свою очередь:
"Как называется Христос в твоем писании?". И может
быть, он захочет спросить у тебя что-нибудь еще, желая ускользнуть от
тебя, - не отвечай ему, пока он не разрешит твоего вопроса. И ему
обязательно придется ответить тебе: "В моем писании Христос называется
Духом и Словом Божиим". И тогда ты снова спроси его:
"Дух и Слово Божие писание твое считает
несотворенными или тварными?" И если скажет, что несотворенными, скажи
ему: "Вот ты соглашаешься со мной — ведь не сотворенное кем-либо, но
творящее и есть Бог". Если же он вообще отважится сказать, что они
сотворены, скажи ему: "Но кто создал Дух и Слово Божие?" И если он в
затруднении ответит, что Бог создал их, скажи ему: "Ты только что
говорил, что они несотворенны, а теперь утверждаешь, что их создал Бог.
Вот, если бы я тебе так говорил, ты сказал бы мне, что "ты сам опроверг
свидетельство свое, и я больше не верю тебе, что бы ты ни сказал".
Однако я спрошу у тебя еще вот что:
"Прежде чем Бог сотворил Дух и Слово, Он не имел ни
Духа, ни Слова?" И он побежит от тебя, не имея, что отвечать тебе, —
ведь такие люди для сарацинов еретики, весьма мерзкие и отвратительные,
- и если ты захочешь разгласить о нем остальным сарацинам, он будет тебя
очень бояться.
(6) А если спросит тебя сарацин, говоря: "Словеса
Божий тварны или несотворенны?" Ведь они выставляют нам этот вопрос как
труднейший, желая доказать, что Слово Божие тварно, что не так. Ведь
если ты скажешь: "Они тварны", он ответит, что "вот, ты называешь
тварным Слово Божие". Если же скажешь: "Они несотворенны", он ответит,
что "вот, все существующие словеса Божий несотворенны, но не суть боги.
Вот ты и признал, что Христос, будучи Словом Божиим, не есть Бог".
Поэтому в ответ не говори ему, ни что они тварны, ни что несотворенны,
но отвечай ему так: "Я исповедую несотворенным только одно воипостасное
Слово Божие, как и ты это признал, а все мое Писание называю не
словесами, но глаголами Божиими". И если скажет сарацин: "А как же Давид
говорит, что слова Господни — слова чистые (Пс. 11:7), но не
"глаголы Господни - глаголы чистые?", скажи ему, что пророк говорил в
переносном, а не в собственном смысле.
И если скажет тебе: "Что есть переносный и
собственный смысл?", отвечай ему, что собственный смысл есть твердое
указание вещи, а переносный — нетвердое. И если скажет тебе сарацин:
"Допустимо ли, чтобы пророк давал нетвердое
указание?", скажи ему, что в обычае у пророков олицетворять
неодушевленные вещи, и они наделяют их глазами и устами, как, например,
море увидело и побежало (Пс. 113:3). Ведь ясно, что море не имеет
глаз - ибо оно не одушевленное. И вновь тот же пророк обращается к нему
как к одушевленному: Что с тобою, море, что ты побежало? (Пс.
113:5) и так далее. "И меч мой насытится плотью", - говорит Писание,
ведь "насыщение" говорит об устах едящего и поглощающего, а меч
рассекает, но не поглощает. Так в переносном смысле он и назвал словами
глаголы, которые собственно не суть слова, но глаголы.
(7) И если скажет тебе сарацин: "Как сошел Бог во
чрево женщины?", говори ему: "Воспользуемся твоим писанием и Писанием
моим; твое писание говорит, что Бог прежде очистил Деву Марию более
всякой плоти женской, и сошел Дух Божий и Слово в Нее, а мое Евангелие
гласит: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя
(Лк. 1:35). Вот один глас обоих речений, и один смысл. Знай же и то, что
о нисхождении и восхождении Божием Писание говорит в переносном, а не в
собственном смысле, применительно к нашим свойствам, - ведь нисхождение
и восхождение у философов в собственном смысле сказываются о телах, а
Бог все содержит и никаким пространством не содержится. Ибо сказано у
одного из пророков: Кто измерил воды морские дланью своею и пядью
небеса, и всю землю горстью? (Ис. 40:12). И вообще, все воды под
рукою Божией, и все небо пядь, и вся земля горсть. Как может Он Сам
снизойти и взойти в Своей собственной руке, содержащей все?"
(8) Если спросит тебя сарацин, говоря: "А если
Христос был Бог, как Он пил, и ел, и спал и так далее?", скажи ему, что
предвечное Слово Божие, создавший все, как свидетельствует мое Писание и
твое писание, Сам создал из плоти Святой Девы Марии совершенного
человека, одушевленного и одаренного умом, и тот пил, и ел, и спал, а
Слово Божие не ел, не пил и не спал, и не был распят, и не умер, но
святая Плоть, которую Он принял от Святой Девы, она была распята. Знай
же, что Христос считается двойственным по природе, но единым по
ипостаси. Ибо одно предвечное Слово Божие и после принятия плоти
ипостасно, то есть личностно, но не по природе — ибо не прибавилось к
Троице четвертое лицо после неизреченного соединения с плотью.
(9) Если спросит тебя сарацин: "Та, которую вы зовете
Богородицей, умерла или жива?", говори ему: "Не умерла", полагаясь на
доказательство из Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и к Ней естественная смерть человеческая, но
не заключив и не покорив, как нас, - нет, - но как если сказать: первый
человек уснул и лишился ребра".
(10) Если сарацин скажет тебе: "Вот я получил удар в
некоем месте моей плоти, и плоть от удара произвела синяк, и в синяке
завелся червь. Так кто создал его?" — скажи ему, как,мы уже говорили,
что после первой седмицы миротворения мы не находим, чтобы Бог создал
или создавал что бы то ни было, но повелением Божиим, которое Он дал в
первую седмицу, происходит происходящее. Ибо после грехопадения осуждена
земля произращать тернии и волчцы. И поныне, не засеваемая, она
произращает тернии и волчцы. И плоть наша, тогда же осужденная, до сего
дня производит вшей и червей.
(11) Дальше спрашивает сарацин христианина: "Кто у
тебя больше, освящающий или освящаемый?" Христианин же, разгадав
каверзный его вопрос, говорит: "Я знаю, что ты хочешь сказать". И
сарацин: "А если знаешь, расскажи мне". Христианин говорит, что "если я
скажу, что освящающий больше освящаемого, ты мне ответишь: иди,
поклоняйся Иоанну Крестителю как крестившему и освятившему твоего
Христа". Сарацин же говорит: "Именно это я и хотел тебе сказать".
Христианин спрашивает сарацина иносказательно: "Если ты пойдешь со своим
рабом в баню и он будет мыть тебя и чистить, кого ты назовешь большим,
того жалкого и купленного раба, или себя, кого он моет как своего
господина?". "Ты имеешь в виду, что я, купивший его, больше, чем он,
купленный мною", — сказал христианину сарацин. Христианин же ответил:
"Благодарение Богу. Так же понимай, что и Иоанн как
раб и слуга прислуживал Христу в Иордане, крестившись в котором,
Спаситель мой сокрушил главы гнездившихся там злых бесов".
Сарацин же, весьма удивившись, и недоумевая, и не
имея что ответить христианину, удалился, больше уже не вызывая его на
спор.
|
|