Читатель, знакомый с преданием Православной
Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых
его внимание Опытах изложено учение святых Отцов о
науке из наук
[1], о монашестве, - учение, примененное к
требованиям современности. Главная черта, которою
отличается деятельность древнего монашества от
деятельности новейшего, заключается в том, что
монашествующие первых веков христианства были
руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне -
замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими
позднейшими Отцами - монашествующие должны наиболее
руководиться Священным Писанием и писаниями
Отеческими, по причине крайнего оскудения живых
сосудов Божественной благодати. Объяснение этого
направления и необходимости в нем составляет
основную мысль Опытов на всем их пространстве.
Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в
разные времена, по разным причинам, преимущественно
по поводу возникавших аскетических вопросов в
обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в
духовном сношении со мною. Оканчивая земное
странствование, я счел долгом моим пересмотреть,
исправить, пополнить, собрать во едино, и издать
печатно все статьи, написанные мною в сане
архимандрита
[2]. Счел я долгом моим сделать это по двум
причинам: во-первых по той, что многие статьи
распространились в рукописях с большими или меньшими
погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя
обязанным представить христианскому обществу отчет
по согляданию мною земли обетованной, точащей
духовные дары и блага,- по согляданию монашеской
жизни, какою она является в святом предании
Православной Восточной Церкви и какою промысл Божий
привел созерцать ее в некоторых живых представителях
ее.
Затем остается мне просить у читателей
снисхождения к моему скудоумию и молитв о убогой
душе моей.
Епископ Игнатий.
1865 год.
[1] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о
Скитских отцах и о рассуждении. Добротолюбие, ч. 4.
[2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни
уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все,
написанное им в течении жизни, тщательно пересмотрел
и исправил, чтоб доставить сочинениям своим
наибольшую отчетливость. Так поступил муж,
исполненный Божественной благодати: тем более
оказался обязательным этот образ действования для
составителя Аскетических Опытов. Четьи Минеи, 4
декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.