Слово Божие есть завещание: принявшим Слово Божие оно доставляет
спасение и блаженство
[1].
Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной
веры
[2].
Возделывай эти добродетели, сохраняя внимательность к себе и
молчание, чтобы достичь любви, которая - верх и совокупность
христианского совершенства.
Чистота сердца нарушается принятием греховных помыслов, в особенности
блудных; непорочность совести - произвольными грехами; вера ослабляется
упованием на свой разум, неискренностию и самолюбием.
Кто захочет рассуждать об истине без просвещения свыше, тот только
вдастся в пустые беседы и прения, уклонится от пути, ведущего в любовь
[3].
От безвременного, превышающего знание, тщеславного рассуждения об
истине родились ереси, заблуждения и богохульство.
Постоянство в православном исповедании догматов веры питается и
хранится делами веры и непорочностью совести.
Не руководствующиеся верой в своих поступках и нарушающие
непорочность совести произвольным уклонением в грехи, не возмогут
сохранить своего знания догматов в должной чистоте и правильности: это
знание, как знание о Боге, требует необходимой чистоты ума, которая
свойственна одним только благонравным и целомудренным
[4].
Один Бог и Один Посредник между Богом и человеками - Богочеловек,
Иисус Христос
[5]. Никто не может приступить и приблизиться к Богу без этого
Посредника. Отвергающий Посредника, отвергает и Бога. Отметаяйся
Сына, ни Отца имать. Иже не верует в Сына, не узрит живота, но
гнев Божий пребывает на нем
[6].
Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается
познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум
откровением ему Истины, которая - Христос.
Достигшие мужеского возраста о Христе, получают непрестанную молитву,
которую совершают в тайне душевной клети на всяком месте н во всякое
время. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и
зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и
исполнением воли Божией. Этим водворяется в сердце живая вера,
евангельская простота, мир Божий, чуждый всякого возмущения.
Таковой разумный младенец непрестанно видит свою немощь, непрестанно
верует, непрестанно алчет и жаждет божественной правды, и потому -
непрестанно молится
[7].
Добродетели, особенно нужные безмолвнику, суть: кроткая покорность
Богу, расположение к молчанию, удаление от бесед, даже полезных, но
отдаляющих от беседы с Богом и нарушающих безмолвие сердечное. Особенно
в начале своего подвига безмолвник способен к увлечению впечатлениями
внешними. Тщательное пребывание в келье, удаление от свиданий с
знакомыми и от всех видов развлечения противодействуют этой немощи
[8].
Новопостриженному иноку не должно поручать должностей, значащих в
монастыре, потому что он удобно может возгордиться и подвергнуться
другим козням диавола
[9].
Таинственное знание и ощущение веры соблюдается чистотой совести.
Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины. Потому Бог
именуется здесь живым, что действует. Действует Он во всех верующих
таинствами, а в избранных, сверх таинств, многоразличными явными
благодатными дарованиями. Этим доказывается твердость и непоколебимость
в истине Восточной Церкви. Напротив того, Церкви инославные, хотя и
украшают себя именем Церквей Христовых, хотя признают Бога, но не
действующего, как бы мертвого (для мертвых и живой - мертв!), чем
обнаруживают, что они поколебались, не устояли в истине.
Великое таинство благочестия
[10]! Бог явился во плоти; доказал, что Он Бог Духом, то есть,
учением Своим, которое - Дух и живот; делами своими, совершенными о
персте Божии; дарованием Духа Святого человекам. Облекшись плотию, Он
соделался видимым не только для человеков, но и для Ангелов, для которых
по Божеству Он - невидим
[11]. Язычники, погибавшие от неведения Бога, услышали проповедь
спасения. Приемлет учение о Боге не мудрость земная, не возвышенный
разум, не обширная ученость, не богатое, высокое и славное мира, но
смиренный залог сердца, верой. Уверовавшие в Бога вступают в усвоение
Ему и, вознесшись благодатью превыше всего временного, получают
таинственное, опытное знание, что Он вознесся на небо и возносит туда с
Собою истинно-верующих в Него.
Не утвердившие и не возрастившие веру от слуха делами веры, удобно
обольщаются учением лжи, лицемерно принимающей вид истины
[12].
Телесные подвиги вмале полезны
[13], то есть, они могут только укротить страсти, а не искоренить
их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и сердца
при православной вере, на все полезно, при нем
только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь
отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души с
телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в
душе, которое ощущается по мере очищения от страстей. Слово это, как
сказанное от духовного опыта, верно; оно достойно быть принятым
[14] как начало, от которого христианин может востечь к неизреченным
благам, полагая восхождения в сердце своем.
Вера и внимание приводит к познанию креста Христова, от чего
великодушное терпение скорбей, рождаемое и питаемое упованием на Бога
живого, то есть действующего благодатным утешением в сердце терпящего о
Христе
[15].
Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа
и Его смотрения, тогда христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни
явного беззаконника
[16]; но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью. Он созерцает
чистотой ума своего, что со времени пришествия Христова, достоинство,
цену, похвалу и спасение человека составляет Христос, а не естественные
добродетели человеческие. Он непрестанно желает быть распятыми, потому
что слух его отверзся, и он слышит глас Христа Бога своего, ему
говорящий: Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть
Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене
ради, обрящет ю
[17]. Чашу скорбей он считает чашей спасения, свидетельством
избрания, даром Божиим. Он не может иметь ненависти и врагов, потому что
наносящие ему скорби в глазах его - не что иное, как орудия промысла
Божия
[18]; он извиняет их, приводя в причину оправдания неведение их; он
благословляет их, как орудия благодетельствующего ему Бога. "Могу ли, -
говорит он себе, - могу ли осудить тех, которые теперь, передо мной,
впадают в явные беззакония, когда Христос уже искупил все грехи их,
прошедшие, настоящие и будущие, когда они во Христе уже имеют оправдание
и спасение, которых иначе лишиться не могут, как отвергнув Христа до
конца?"
[19].
Не должно подавать ближним никакого соблазна своим поведением
[20]. Почему сохраняй по душе и по телу благоговение. Будь скромен и
прост в словах и телодвижениях; в домашней твоей жизни будь воздержен,
целомудр, не дерзок; по душе будь кроток, ко всем любовен, правдив,
мудр, никак не допускай себе лукавства и лицемерия; вместо них имей
веру, которая научит тебя, что мир и судьбы каждого человека управляются
промыслом Божиим, а не ухищрениями разума человеческого, и что по этой
причине должно наблюдать кроткую христианскую правоту в делах, словах и
помышлениях.
“Доколе не приду к тебе, - говорит благодать Божия подвижнику Божию,
- и, вселившись в тебя, не заменю собой всякое наставление извне,
занимайся внимательно чтением, молитвой, наставляйся учением
преуспевших. Не позволяй себе нерадения и с постоянством пребывай во
внимании. Тогда постепенное преуспеяние твое будет очевидно; ты стяжаешь
спасение и будешь полезен для ближних словом назидательным и
спасительным
[21]”.
Кто истинно ощутил бедность естества Адамова, кто познал, что оно
находится в горестном падении и погибели: тот, конечно, вместе с этим
понял и убедился, что человеку для спасения необходимо приобщиться
Христу. Такое познание есть признак истинной вдовицы. Ей дозволяется
вступить в безмолвие, чтобы пребывать в молитвах и молениях день и ночь,
чтобы ощутительно вообразился в ней Христос
[22].
Как кормчий смотрит на звезды и по ним направляет ход корабля, так и
безмолвник должен непрестанно взирать на Бога, Его видеть очами веры и
надежды, чтобы сохраниться в постоянстве и терпении. На море безмолвия
предшествуют необыкновенной тишине необыкновенные бури.
Безмолвник, увлекающийся чревоугодием, предающийся излишнему сну и
изнеженности, или вообще сластолюбию и самолюбию, доказывает этим, что
он мертв душой, хотя и жив по телу
[23]. Христос, истинная Жизнь, обитает в одних только распятых.
Возраст вдовицы, способный к безмолвию, определяется шестьюдесятью
годами
[24], чем означается в духовном отношении средняя мера преуспеяния,
изображаемого в Евангелии числами: тридцать, шестьдесят и сто. В этой
средней мере находятся те, которые, хотя и душевны, но прияли
молитвенную силу к победе во время браней, которым открылось таинство
креста, которые ощущают во время скорбей, наносимых извне, благодатное
действие в душах своих, служащее вместе и светом и утешением для сердца.
Безмолвник, прежде вступления в безмолвие, должен иметь свидетельство
от добрых дел. Рассматривай себя, ты, желающий вступить в пристанище,
или, правильнее сказать, в море безмолвия! Последовал ли ты всякому делу
благому не по естеству ветхого Адама, но сообразно свойствам Нового?
[25]. Иначе: приял ли ты на себя иго смирения и кротости, вкусил ли
ты, что это иго благо и бремя легко? Иначе: изучил ли заповеди
Евангельские? Ум твой и сердце сделались ли их скрижалями, а поведение
твое их выражением и последствием? Не ищешь ли ты правды вне креста?
Если ищешь, то ты не способен, не готов к безмолвию, в которое вступать,
не осудив себя и пребывая в осуждении ближних, бедственно.
Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по
плоти, хотя бы они стремись от мира, и потому заслуживали имя вдовиц, не
должно допускать до безмолвия
[26]. Они, по недостатку духовного разума, не могут быть постоянны в
мысли, что для спасения единственно необходим один Христос; они не
стерпят своей мертвости, захотят оживить свое “я” в добрых делах,
принадлежащих душевному человеку, чем свергнут с себя иго Христово и
вступят в естество ветхого Адама. Лучше им упражняться в деятельных
добродетелях; лучше им, уклоняясь от всего нижеестественного, пребывать
в естестве своем, чем стремиться преждевременно и неправильно к
сверхъестественному.
Не воспрещается и им стремление к обновлению себя в Господе; но
завещается стремление правильное: пусть они стараются исправить свои
нравы по нраву Христову, изображенному в Евангелии. При исцелении нравов
постепенно исцеляется и ум. Он, получив исцеление, то есть, сделавшись
чистым, ясно усматривает Истину, признает ее и исповедует. После этого,
если истине угодно, единственно по ее благоволению и избранию, ученик
возводится на гору и соделывается зрителем преображения. Если же не так:
то оставайся под горой, займись изгнанием беса из отрока. Бес изгоняется
верой, молитвой и постом. Под именем поста должно разуметь не одно
воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных
начинаний. Вникавший в свое состояние и в состояние всего рода
человеческого, зараженного грехом, подчинившегося духам тьмы, может
понять таинственный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о
времени, с которого началась болезнь сына: рече: издетска
[27].
Покушение на преждевременное безмолвие влечет за собой неминуемые
пагубные последствия. Дерзновенный, самонадеянный, омраченный и
связанный неведением подвижник не найдет пищи для души своей в
безмолвии, а от этого непременно впадет в уныние, которое в безмолвниках
действует с особенной силой и вредом, предавая их увлеченно
разнообразными лукавыми помыслами и мечтаниями. Пища для безмолвников
есть благодатное просветительное утешение откровением таинства креста
Христова. Оно - дар свыше, а не познание, свойственное собственно
естеству человеческому. Душевным духовное заменить невозможно. Если же
кто будет усиливаться заменить, тот усвоит себе ложь вместо истины, в
лицемерном образе истины. Плод лжи - расстройство, так как и плод
уныния. Но расстройство от лжи различествует от расстройства, рождаемого
унынием. Первое обнаруживается в самообольщении, в высоком о себе
мнении, в хвастовстве мнимыми добродетелями своими и дарованиями, в
презрении и осуждении ближних, оканчивается гордостью, прелестью,
исступлением ума, иногда впадением в плотские страсти, а иногда
самоубийством, всего чаще беснованием и умоповреждением, которые
обыкновенно называются сумасшествием. Второе обнаруживается в
праздности, лености, в оставлении своей кельи, в расположении к
развлечению беседами, частыми выходами, странствованиями, обращением к
земной мудрости и учености. С оживлением душевного разума по свойству
ветхого Адама, отвергается вера, скрывается промысел Божий от очей ума;
человек, как бы вечный на земле, устремляется всецело к одному земному и
постепенно ниспадает в состояние нижеественное, страстное, плотское,
которое есть, по отношению к истинной жизни - Христу, смерть души
[28].
Кто впал в расстройство того и другого рода, в особенности же
первого, тот по большей части делается вовсе не способным к жизни
подвижнической. Впрочем, смирение исцеляет и такие недуги, которые сами
по себе не исцелимы, сказал Иоанн Лествичник
[29].
Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых должен крайне
храниться от пристрастий
[30]. Когда сердце заражено пристрастием, оно не может исполнить
чистой и святой воли Христовой с подобающей святостью и чистотой.
Исполняя волю свою вместо воли Христовой и упорствуя показывать, что
творим волю Христову, впадаем в лицемерие. Нередко выказывая, а может
быть и думая, что творим волю Христову, по самой вещи исполняем волю
диавола.
Те, которые стараются познать Христово учение не для него самого, но
с целью посторонней, земной, с целью приобретения корысти или чести,
никогда не возмогут получить истинного духовного разума, потому что он
есть дар Божий, даруемый смиренным по мере веры их, очищения от страстей
и самоотвержения
[31].
Если увидишь, что именующие себя учителями и мнящиеся знать Христа,
предаются спорам, зависти, злоречию, подозрительности, ненависти и
прочим страстям, то знай, что они имеют одно мертвое знание от слуха, а
ум и сердце их во мраке и недуге, как не исцеленные и не очищенные
деланием заповедей евангельских
[32]. Против их гремит изречение Господа: Не вем вас!
[33] Это говорит о Себе Истина - Христос тем, которые думают выдать
Его не от дел веры, а от одного лишь слуха. Кто познал, что род
человеческий находится в падении, что земля есть место нашего изгнания,
наша темница, где пробыв краткое время, мы выходим для получения или
вечного блаженства, или вечной казни, тот, конечно, познал и то, что
единое сокровище человека на земле - Христос, Спаситель погибших.
Следовательно, единственное и неоцененное приобретение человека на земле
- познание Христа и усвоение Христу. Желающий стяжать это сокровище
будет ли желать приобретений и наслаждений временных? Напротив - он
будет убегать их, опасаясь, чтобы они не развлекли его. Он будет доволен
не только необходимым, но и скудостью. А довольный - богаче богатых!
[34]
Братия, мы вступили нагими в мир сей; выходя из него, оставим в нем и
тела наши. Зачем же искать приобретений тленных? зачем искать того, что
должно покинуть непременно? Не будем терять драгоценного времени для
тления, чтобы не утратить единственного нашего сокровища - Христа. К
Нему устремим и ум и сердце; имея пищу и одежду, будем этим довольны; не
допустим к себе излишеств и прихотей, чтоб они, мало-помалу привлекая к
себе нашу любовь, не лишили нас Христа
[35].
Желающие обогатиться впадают в напасти и сети, которые приготовляет
им самое их стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления есть
множество попечений и забот, отводящих ум и сердце от Бога. Душа, мало,
холодно, небрежно занимающаяся Богом, получает грубость и впадает в
нечувствие; страх Божий в ней изглаждается; отступает от нее
воспоминание о смерти, ум помрачается и перестает видеть промысел Божий,
от чего теряется вера; надежда, вместо того, чтобы утверждаться в Боге,
обращается к идолу, приводя к подножию его и любовь. Тогда человек
умирает для добродетелей, предается лжи, лукавству, жестокости, словом
сказать, всем порокам, и впадает в совершенную погибель, сделавшись
сосудом диавола. Корень всех злых есть сребролюбие, как
содержащее в себе причину и повод ко всем грехам
[36].
И те, которых не вполне погубило сребролюбие, потому что они не
вполне предались ему, а только искали умеренного обогащения, потерпели
многие бедствия. Они опутали себя тяжкими заботами, впали в
разнообразные скорби, принуждены были нередко нарушать непорочность
совести, потерпели большой урон в духовном преуспеянии и видели в себе
значительное уклонение от веры и духовного разума. Для христианина
нищета евангельская вожделеннее всех сокровищ мира, как руководствующая
к вере и ее плодам. Подвижник Христов чем свободнее от мира, тем
безопаснее, а сколько связался с миром, столько уже победился.
Лжеименный разум
[37] есть образ мыслей и суждений, усвоившихся уму по падении
человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения, как
следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины - Христа; как высоко
ценящий все земное, между тем, как земля есть место изгнания падших, он
противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на все земное
оком странника. Предмет лжеименного разума - одновременное и тленное.
Когда предметом его делается вечное и духовное, то суждения его вполне
неосновательны и ошибочны. Он лишен просвещения свыше, объясняющего
предметы духовные; для собственных его сил, без откровения, эти предметы
не доступны; посторонний в нем свет есть свет темных духов лжи. Все
сведения доставляются ему чувствами телесными, которые повреждены
падением. Когда не видимое чувственными очами сделается для него
доступным каким-либо средством, например магнетизмом, то этим он
умножает только свои заблуждения, укрепляет свое омрачение и
самообольщение, как пребывающий в области лжи, как стяжающий одни
превратные познания. Последователи его находятся в непрестанном
несогласии между собой, противоречат один другому и сами себе. Он не
требует от человека благонравия, напротив - предоставляет свободу
грешить. Он считает себя правителем мира, почему отвергает промысел
Божий, если не всегда словами, то всегда самим делом. Он содержит в себе
начало безбожия, которое составляет всю сущность каждого заблуждения,
раскрываясь в нем более или менее. Наконец, он есть отрицательное
богатство падших духов и тех человеков, которые находятся в общении с
падшими духами.
Оставим мудрость мира сего, оставим упование на нее и приступим с
верой и смирением к Божией мудрости и силе, к святой Истине - Христу,
который пришел в мир, да спасется Им мир
[38]. Он Свет, которого тьма не объемлет и не приемлет
[39]. Тот только способен Его принять, кто возлюбил правду. Всяк
делаяй злая ненавидит Света. Не веруяй в Онь уже осужден есть. Сей есть
суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша чвловецы паче тму неже Свет:
беша бо их дела зла
[40]. Аминь.
[1] I, 5
[2] I, 5.
[3] I, 6, 7.
[4] I, 19.
[5] II, 5.
[6] 1Иоанн. II, 23; Иоанн. III, 36.
[7] 1Тим. II, 8.
[8] II, 11, 12.
[9] Тим. III, 6, 7.
[10] III, 16.
[11] Прп. Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9.
[12] Тим. IV, 1.
[13] IV, 8.
[14] IV, 9.
[15] IV, 10.
[16] Прп. Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6.
[17] Матф. X, 38, 39.
[18] Прп. Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4.
[19] Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике
Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона, обагрил себя
кровью многих святых мучеников, потом уверовал во Христа и веру
запечатлел торжественным исповедованием ее и своей кровью. Четьи-Минеи.
Страдание св. мученика Филимона в 14 день декабря, также св. мучеников
Тимофея и Мавры 3 мая.
[20] IV, 12.
[21] IV, 14, 15, 16.
[22] VI, 5.
[23] IV, 6.
[24] V, 9.
[25] V, 10
[26] V, 11.
[27] Марк. IX, 21.
[28] V. 12, 13.
[29] Слово 26.
[30] V, 21.
[31] VI, 4, 5.
[32] VI, 4.
[33] Матф. XXV,12, VII, 23.
[34] VI, 6.
[35] VI, 7, 8.
[36] VI, 9, 10.
[37] VI, 20.
[38] Иоанн. III, 17.
[39] Иоанн. I, 5.
[40] Иоанн. III, 20, 19. Тимоф. VI, 11, 16.