Хочешь ли увидеть Господа Иисуса Христа? —
Прииди и виждь
[1],
говорит Его Апостол.
Господь Иисус Христос дал обетование пребывать с учениками
Своими до скончания века
[2]. Он — с ними: в святом Евангелии и таинствах Церковных
[3]. Его нет для тех, которые не веруют в Евангелие:
они не видят Его, будучи ослеплены неверием.
Хочешь ли услышать Христа? — Он говорит тебе Евангелием. Не
пренебреги Его спасительным голосом: уклонись от греховной
жизни, и слушай со вниманием учение Христово, которое — живот
вечный.
Хочешь ли, чтоб тебе явился Христос? Он научает тебя, как это
получить. Имеяй заповеди Моя: и соблюдаяй их, той есть любяй
Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его, и
явлюся ему Сам
[4].
Ты усыновлен Богу таинством святого крещения, ты вступил в
теснейшее единение с Богом таинством святого причащения:
поддерживай усыновление, поддерживай единение. Чистоту и
обновление, доставленные святым крещением, восстановляй
покаянием, а единение с Богом питай жительством по Евангелию и
по возможности частым причащением святым Христовым тайнам.
Будите во Мне и Аз в вас
[5], сказал Господь. Аще заповеди Моя соблюдете,
пребудите в любви Моей
[6]. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и
Аз в нем
[7].
Хранись от мечтательности, которая может тебе представить,
что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь,
объемлешь. Это — пустая игра напыщенного, гордого самомнения!
Это — пагубное самообольщение!
[8]. Исполняй заповеди Господа — и чудным образом увидишь
Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа
святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан;
тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния,
должного христианам.
Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям, и
вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа: то присный
ученик Его, возлежавший на персях Его во время тайной вечери,
обличает тебя в самообольщении. Он говорит: Глаголяй, яко
познах Его, и заповеди Его, не соблюдает, ложь есть, и в сем
истины несть. А иже аще соблюдает слово Его поистине, в сем любы
Божия совершенна есть
[9].
Если ты исполняешь греховную волю твою, и тем нарушаешь
евангельские заповеди: то Господь Иисус Христос причисляет тебя
к числу нелюбящих Его. Не любяй Мя, говорит Он, словес
Моих не соблюдает
[10].
Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих,
в ветхом, смрадном рубище, на брак к Сыну Божию, на соединение с
Ним, хотя ты и призван на этот брак, на который призван каждый
христианин. Есть такие слуги у этого Домовладыки, которые свяжут
тебе руки и ноги, и ввергнут во тьму кромешную, чуждую Бога
[11].
Слуги, власти которых предается дерзостный, неочищенный
покаянием, напыщенный самомнением и высокоумием искатель любви и
прочих возвышенных духовных состояний,—демоны, ангелы
отверженные. Тьма кромешная — слепота духа человеческого,
состояние страстное, плотское. Грех и падшие духи властвуют в
человеке, находящемся в этом состоянии. Он лишен нравственной
свободы: руки и ноги его связаны. Связанием рук и ног означается
утрата способности к богоугодному жительству и к духовному
преуспеянию. В этом состоянии находятся все самообольщенные. Из
этого бедственного состояния выходит человек с сознанием своего
заблуждения, отвержением его, вступлением в спасительное поприще
покаяния.
Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери
заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к
ним печать адской бездны. Замки и затворы — гордость
самообольщенных, глубоко таящаяся в сердце, тщеславие их,
составляющее начальную причину деятельности их, лицемерство и
лукавство, которыми прикрываются гордость и тщеславие, которыми
облекаются они в личину благонамеренности, смирения, святости.
Печать несокрушимая — признание действий самообольщения
действиями благодатными.
Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и
обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от
Истины — Христа? Сочувствующий лжи, услаждающийся ложью,
усвоивший себе ложь, соединившийся с ложью в духе, может ли
сочувствовать истине? Нет! он возненавидит ее, соделается
исступленным врагом ее и гонителем.
Каково будет ваше состояние; несчастные мечтатели, мнившие о
себе, что вы провели земную жизнь, в объятиях Божиих, когда
поразит вас изречение Спасителя: Николи же знах вас. Отыдите
от Мене делающии беззаконие
[12].
Истинный друг мой о Господе! Иди к Господу Иисусу Христу,
приближайся к Нему путем евангельских заповедей; ими познавай
Его; исполнением их оказывай и доказывай любовь твою к Господу
Иисусу. Он Сам явит тебе Себя, явит в день и час, известные
Единому Ему. Вместе с этим явлением прольет в сердце твое
несказанную любовь к Себе. Божественная любовь — не что-нибудь,
собственно принадлежащее падшему человеку: она — дар Святого
Духа
[13], посылаемый одним Богом в сосуды, очищенные покаянием,
в сосуды смирения и целомудрия.
Вверь себя Господу, а не себе: это гораздо надежнее. Он —
Создатель твой. Когда ты подвергся горестному падению, он для
тебя принял человечество, Себя отдал за тебя на казнь, за тебя
пролил кровь Свою, Свое Божество доставил тебе: чего же еще Он
не сделает для тебя? Приготовься для даров Его очищением себя:
это твое дело. Аминь.
[1] Иоанн. I, 46.
[2] Матф. XXVIII, 20.
[3] Священномученик Петр Дамаскин говорит: "Христос сокровен
в Евангелии. Хотящий найти Его, должен продать все имение свое,
и купить Евангелие, чтоб не только найти Христа чтением, но чтоб
принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий
Христа, говорит святой Максим, должен его искать не вне, но
внутри себя, то есть, телом и душею быть, как Христос,
безгрешным по возможности человеческой". Святого Петра Дамаскина,
книга первая, статья: О четвертом видении. Доброт, ч. 3.
[4] Иоанн. XIV, 21.
[5] Иоанн. XV, 4.
[6] Иоанн. XV, 10.
[7] Иоанн. VI, 56.
[8] Этот род самообольщения святые аскетическое писатели
называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет
мнение так: "Мнение есть упитательство души тщеславием и
суетное дмение ума", Иоанн. Карп. гл. 49. Доброт. Ч. 4. Об этом
роде самообольщения святой Апостол Павел говорит: Никто же
вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою
Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своем
(Колосс. II, 18). Сказал святой Григорий Синайский: "Говорящие
от своих помыслов, прежде чистоты прельстились духом мнения.
К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе
мудра быти, упование же имать безумный паче ею (Прит. XXVI,
12). Святого Григория гл. СХХVIII. Доброт. Ч. 1.
[9] Иоанн. II, 4, 5.
[10] Иоанн. XIV, 24.
[11] Матф. XXII, 11-13.
[12] Матф. VII, 23.
[13] Рим. V, 5.