Глава добродетелей — молитва; их основание — пост.
Пост есть постоянная умеренность в пище с
благоразумною разборчивостью в ней.
Гордый человек! ты мечтаешь так много и так высоко о
уме твоем, а он —в совершенной и непрерывной зависимости
от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева,
в сущности есть закон для ума.
Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в
права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде
всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет
постоянно бодр и светел; только тогда он может
властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при
постоянной трезвенности он может изучать заповеди
евангельские и последовать им. Основание добродетелей —
пост.
Вновь созданному человеку, введенному в рай, дана
единственная заповедь, заповедь о посте. Конечно дана
одна заповедь потому, что она была достаточна для
сохранения первозданного человека в его непорочности.
Заповедь не говорила о количестве пищи, а воспрещала
только качество. Да умолкнут же те, которые признают
пост только в количестве пищи, а не в качестве. Углубясь
в опытное изучение поста, они увидят значение качества
пищи.
Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку
в раю, что, вместе с заповедью, произнесена угроза
казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в
поражении человеков вечною смертью.
И ныне греховная смерть продолжает поражать
нарушителей святой заповеди поста. Несоблюдающий
умеренности и должной разборчивости в пище, не может
сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать
гнева, предается лености, унынию и печали, делается
рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в
человека его плотское состояние, являющееся наиболее от
роскошной и сытой трапезы.
Заповедь поста возобновлена или подтверждена
Евангелием. Внемлите же себе, да не когда отягчают
сердца ваша объядением и пьянством
[1], завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают
дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят
человека по душе и телу в плотское состояние.
Напротив того пост вводит христианина в состояние
духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен,
скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям,
легок по телу, способен к духовным подвигам и
умозрениям, способен к приятию Божественной благодати.
Плотской человек всецело погружен в греховные
наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и
по уму, он не способен не только к духовному наслаждению
и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он
неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к
земли, утонул в вещественности, заживо — мертв душою.
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете!
[2]. Таково изречение Слова Божия нарушителям
заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в
вечности, когда научились здесь единственно пресыщению
вещественными брашнами и вещественными наслаждениями,
которых нет на небе? Чем. будете вы питаться в вечности,
когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно
вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы
не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали
отвращение?
Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное
насыщение этим хлебом — вот пресыщение и наслаждение
спасительное, к которому приглашаются все христиане.
Ненасытно насыщайся Словом Божиим; ненасытно
насыщайся исполнением заповедей Христовых; ненасытно
насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих
тебе, и упивайся чашею державною
[3].
С чего начать нам, говорит святой Макарий Великий
[4], никогда незанимавшимся исследованием
сердец наших? Стоя вне, будем стучаться молитвою и
постом, как и Господь повелел: Толцыте, и отверзется
вам
[5].
Этот подвиг, который предлагает нам один из
величайших наставников монашества, был подвигом святых
апостолов. Из среды его они сподоблялись слышать вещании
Духа. Служащим им Господеви, говорит писатель их
деяний, и постящимся, рече Дух Святой: отделите Ми
Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда
постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня,
отпустиша их
[6]. Из среды подвига, в котором совокуплены были
пост и молитва, услышалось повеление Духа о призвании
язычников в христианство.
Чудное совокупление поста с молитвою!
Молитва—бессильна, если не основана на посте, и пост —
бесплоден, если на нем не создана молитва
[7].
Пост отрешает человека от плотских страстей, а
молитва борется с душевными страстями, и, победив их,
проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный
словесный храм она вводит Бога.
Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет
зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если
будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо
правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и
расхищаться различными суетными и порочными помышлениями
и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными.
Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее
подобно земле, никогда не может принести плода правды
[8].
Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием
и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо
покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено
постом, а душа не возделается молитвою, чтением,
смиренномудрием: тогда пост делается родителем
многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия,
тщеславия, презорства
[9].
Что такое — страсть объядения и пьянства? Потерявшее
правильность, естественное желание пищи и пития,
требующее гораздо большего количества и разнообразного
качества их, нежели сколько нужно для поддержании жизни
и сил телесных, на которые излишнее питание действует
противоположно своему естественному назначению,
действует вредно, ослабляя и уничтожая их.
Желание пищи выправляется простою трапезою и
воздержанием от пресыщения и наслаждения пищею. Сперва
должно оставить пресыщение и наслаждение: этим и
изощряется желание пищи, и получает правильность. Когда
же желание сделается правильным: тогда оно
удовлетворяется простою пищею.
Напротив того желание пищи, удовлетворяемое
пресыщением и наслаждением, притупляется. Для возбуждены
его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и
напиткам. Желание сперва представляется удовлетворенным;
потом делается прихотливее, и, наконец, обращается в
болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и
пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.
Намереваясь посвятить себя на служение Богу, положим
в основание подвига нашего пост. Существенное качество
всякого основаны должна быть непоколебимая твердость:
иначе невозможно устоять на нем зданию, как бы здание
само по себе не было прочно. И мы никак, никогда, ни под
каким предлогом, не дозволим себе нарушить поста
пресыщением, особенно же упивством.
Наилучшим постом признают святые Отцы употребление
пищи однажды в день не досыта. Такой пост не расслабляет
тела продолжительным неядением и не отягощает его
излишеством пищи, притом сохраняет его способным к
душеспасительной деятельности. Такой пост не
представляет никакой яркой особенности, и потому
постящийся не имеет причины к превозношению, к которому
так склонен человек по поводу самой добродетели,
особенно когда она резко выставляется.
Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что
не может довольствоваться употреблением пищи однажды в
день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не
человек для поста.
Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом,
строго воспрещается пресыщение: оно делает человека
неспособным к духовным подвигам, и отворяет дверь другим
плотским страстям.
Неумеренный пост, т.е. продолжительное излишнее
воздержание в пище, не одобряется святыми Отцами: от
безмерного воздержания и происходящего от него
изнеможения человек делается неспособным к духовным
подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в
страсть превозношения и гордости.
Весьма важно качество пищи. Запрещенный райский плод,
хотя был прекрасным на вид и вкусным, но он пагубно
действовал на душу: сообщал ей познание добра и зла, и
тем уничтожал непорочность, в которой были созданы наши
праотцы.
И ныне пища продолжает сильно действовать на душу,
что особенно заметно при употреблении вина. Такое
действие пищи основано на разнообразном действием ее на
плоть и кровь, и на том, что пары ее и газы от желудка
подымаются в мозг и имеют влияние на ум.
По этой причине все охмеляющие напитки, особливо
хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум
трезвости, и тем победы в мысленной брани. Побежденный
ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся
ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими
и долговременными трудами теряется в несколько часов, в
несколько минут.
Монах отнюдь не должен употреблять вина, сказал
преподобный Пимен Великий
[10]. Этому правилу должен последовать и всякий
благочестивый христианин, желающий сохранить свое
девство и целомудрие. Святые Отцы следовали этому
правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с
величайшею умеренностью.
Горячительная пища должна быть изгнана с трапезы
воздержника, как возбуждающая телесные страсти. Таковы
перец, имбирь и другие пряности.
Самая естественная пища — та, которая назначена
человеку Создателем немедленно по создании — пища из
царства растительного: Сказал Бог праотцам нашим: Се,
дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть
верху земли всея: и всякое древо, еже имать в
себе плод семене семенного, вам будет в снедь
[11]. Уже после потопа разрешено употребление
мяс
[12].
Растительная пища есть наилучшая для подвижника. Она
наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть; пары и
газы, отделяющиеся от нее и восходящие в мозг, наименее
действуют на него; наконец она — самая здоровая, как
наименее производящая слизей в желудке. По этим
причинам, при употреблении ее, с особенною удобностью
сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его
власть над всем человеком; при употреблении ее слабее
действуют страсти, и человек более способен заниматься
подвигами благочестия.
Рыбные яства, особливо приготовленные из крупных
морских рыб, уже совсем другого свойства: они
ощутительные действуют на мозг, тучнят тело, горячат
кровь, наполняют желудок вредными слизями, особливо при
частом и постоянном употреблении.
Эти действия несравненно сильные от употребления
мясной пищи: она крайне утучняет плоть, доставляя ей
особенную дебелость, горячит кровь; пары и газы ее очень
отягощают мозг. По этой причине она вовсе не
употребляется монахами; она — принадлежность людей,
живущих посреди мира, всегда занятых усиленными
телесными трудами. Но и для них постоянное употребление
ее вредно.
Как! воскликнут здесь мнимые умницы: мясная пища
разрешена человеку Богом, и вы ли воспрещаете
употребление ее? — На это мы отвечаем словами Апостола:
Вел ми лет суть (т.е. все мне позволено), но
не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают
[13]. Мы уклоняемся от употребления мяс не потому,
чтоб считали их нечистыми, но потому, что они производят
особенную дебелость во всем нашем составе, препятствуют
духовному преуспеянию.
Святая Церковь мудрыми учреждениями и постановлениями
своими, разрешив христианам, живущим посреди мира,
употребление мяс, не допустила постоянного употребления
их, но разделила времена мясоядения временами
воздержания от мяс, временами, в которые вытрезвляется
христианин от своего мясоядения. Такой плод постов может
узнать на себе опытом всякий соблюдающий их.
Для иночествующих запрещено употреблены мяс,
дозволено употребление молочной пищи и яиц во времена
мясоядений. В известные времена и дни им разрешается
употребление рыбы. Но наибольшее время они могут
употреблять только одну растительную пищу.
Растительная пища почта исключительно употребляется
самыми ревностными подвижниками благочестия, особливо
ощутившими в себе хождение Духа Божия
[14], по вышесказанному удобству этой пищи и ее
дешевизне. Для пития они употребляют одну воду, избегая
не только разгорячающих и охмеляющих напитков, но и
питательных, каковы все хлебные напитки
[15].
Правила поста установлены Церковью с целью
вспоможения чадам ее, как руководство для всего
христианского общества. При этом предписано каждому
рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного
духовного отца, и не возлагать на себя поста,
превышающего силы: потому что, повторяем, пост для
человека, а не человек для поста; пищею, данною для
поддержания тела, не должно разрушать его.
"Если удержишь чрево, сказал святой Василий Великий,
то взойдешь в рай; если же не удержишь, то будешь
жертвою смерти"
[16]. Под именем рая здесь должно разуметь
благодатное молитвенное состояние, а под именем смерти
состояние страстное. Благодатное состояние человека, во
время пребывания его на земле, служит залогом вечного
блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть
греха и в состояние душевной мертвости служит залогом
ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения. Аминь.
[1] Лук. XXI, 34.
[2] Лук. VI, 25.
[3] Псал. XXII, 5.
[4] Слово 1, гл. 4.
[5] Матф. VII, 7.
[6] Деян. XIII, 2, 3.
[7] Преподобный Марк Подвижник.. Слово 8, о пощении
и смирении.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Алфавитный Патерик.
[11] Быт. I, 29.
[12] Быт. IX, 3.
[13] 1 Кор. X, 23.
[14] 2 Кор. VI, 17.
[15] Лествица. Слово 14, гл. XII.
[16] Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл
чревообъядения.