Ученик. Можно ли всем братиям в монастыре заниматься
молитвою Иисусовою?
Старец. Не только можно, но и должно. При пострижении в
монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые
при этом мечом духовным, завещавается ему непрестанное,
деннонощное моление молитвою Иисусовою
[2]. Следовательно упражнение в молитве Иисусовой есть обет
монаха. Исполнение обета есть обязанность, от которой нет
возможности отречься.
Мне сказывали старые монахи, что еще в начале нынешнего
столетия в Саровской пустыни, вероятно и в других
благоустроенных Российских монастырях, всякому поступавшему в
монастырь немедленно преподавалась молитва Иисусова. Блаженный
старец Серафим, подвизавшийся в этой пустыни и достигший
великого преуспеяния в молитве, постоянно советовал всем инокам
проводить внимательную жизнь и заниматься Иисусовою молитвою
[3]. Посетил его некоторый юноша, окончивший курс учения в
духовной семинарии, и открыл старцу о намерении своем вступить в
монашество. Старец преподал юноше душеспасительнейшие
наставления. В числе их было завещание обучаться молитве
Иисусовой. Говоря о ней, старец присовокупил: “Одна внешняя
молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи,
которые не соединяют внешней молитвы со внутреннею, не суть
монахи”
[4]. Определение очень верное! Монах — значит уединенный:
кто не уединился в самом себе, тот еще не уединен, тот еще не
монах, хотя бы и жил в уединеннейшем монастыре. Ум подвижника,
не уединившегося и не заключившегося в себе, находится по
необходимости среди молвы и мятежа, производимых бесчисленными
помыслами, имеющими к нему всегда свободный доступ, и сам
болезненно, без всякой нужды и пользы, зловредно для себя
скитается по вселенной. Уединение человека в самом себе не может
совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы,
преимущественно же при посредстве внимательной молитвы Иисусовой.
Ученик. Суждение старца Серафима представляется мне
слишком строгим.
Старец. Оно представляется таким только при поверхностном
взгляде на него; оно представляется таким недостаточному
пониманию великих духовных сокровищ, сокровенных в христианстве.
Блаженный Серафим произнес не свое собственное мнение, он
произнес мнение, принадлежащее вообще святым отцам,
принадлежащее православной Церкви. Говорит святой Исихий
Иерусалимский: “Отрекшийся от всего житейского, от жены, имения
и тому подобного, соделал монахом лишь внешнего человека, а не и
внутреннего, который — ум. Тот — истинный монах, кто отрекся от
пристрастных помыслов: удобно может он соделать монахом и
внешнего человека, когда захочет. Не мал подвиг соделать монахом
внутреннего человека. Имеется ли в современном поколении монах,
совершенно избавившийся от пристрастных помыслов и сподобившийся
чистой, невещественной, непрестанной молитвы, что служит
признаком внутреннего монаха?”
[5] Преподобный Агафон, инок Египетского Скита, будучи
спрошен, что важнее, телесный ли подвиг или подвиг внутренний,
отвечал: “Человек подобен древу; телесный подвиг подобен листу
древа, а внутренний — плоду. Но как в Писании сказано, что
всяко древо, не творящее плода до6ра, посекается и во огнь
вметается
[6], то из этого явствует, что все тщание наше должно быть о
плоде, то есть о хранении ума. Нужно и то, чтоб древо было
покрыто и украшено листьями, чем изображается телесный подвиг”
[7]. “О чудо! — восклицает блаженный Никифор Афонский,
приведши слова преподобного Агафона в своем сочинении о духовном
подвиге, — какое изречение произнес этот Святой против всех, не
хранящих ума, а уповающих на одно телесное делание! Всяко
древо, не творящее плода добра, то есть блюдения ума,
а имеющее один только лист, то есть телесный подвиг,
посекается и во огнь вметается. Страшно, Отец, твое
изречение!”
[8].
Хранение ума, блюдение ума, трезвение, внимание, умное
делание, умная молитва, это — различные наименования одного и
того же душевного подвига, в различных видоизменениях его.
Душевный подвиг переходит, в свое время, в духовный. Духовный
подвиг есть тот же душевный, но уже осененный Божественною
благодатью. Этот душевный или духовный подвиг Отцы определяют
так: “Внимание есть сердечное, непрестанное безмолвие, всегда и
непрерывно призывающее Христа Иисуса, Сына Божия и Бога, дышащее
Им, с Ним мужественно ополчающееся против врагов, исповедающееся
Ему, Единому, имеющему власть прощать грехи”
[9]. Проще сказать — внутренним деланием, умным, душевным
деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума,
вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное
упражнение в молитве Иисусовой. Блаженный Никифор Афонский
уподобил эти наименования отрезанной части хлеба, которая,
сообразно виду ее, может быть названа и куском, и ломтем, и
укрухом
[10]. Божественное Писание Ветхого Завета законополагает:
всяцем хранением блюди твое сердце; от сих бо исходища живота
[11]. Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем
беззакония
[12]. Бодрствование над сердцем и очищение его повелевается
особенно Новым Заветом. К этому направлены все заповедания
Господа. Очисти прежде, говорит Господь, внутреннее
сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто
[13]. Сосудами из хрупкого стекла и малоценной глины Господь
назвал здесь человеков. Исходящее от человека, то сквернит
человека: извнутрь бо от сердца человеческа помышления злая
исходят, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы,
лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво,
хула, гордыня, безумство. Вся сия злая извнутрь исходят и
сквернят человека
[14]. Святой Варсонофий Великий говорит: “если внутреннее
делание с Богом, то есть осененное Божественною благодатию, не
поможет человеку, то тщетно подвизается он наружным, то есть
телесным, подвигом”
[15]. Святой Исаак Сирский: “не имеющий душевного делания,
лишен духовных дарований”
[16]. В другом слове этот великий наставник христианского
подвижничества уподобляет телесные подвиги, без подвига очищения
ума, ложеснам бесплодным и сосцам иссохшим: “Они, — сказал
Святой, — не могут приблизиться к разуму Божию”
[17]. Святой Исихий Иерусалимский: “не имеющий молитвы,
чистой от помыслов, не имеет оружия для брани: говорю о молитве,
приснодействующей во внутренности души, о молитве, в которой
призыванием Христа поражается и опаляется супостат ратующий
тайно”
[18]. “Невозможно очистить сердце и отогнать от него
враждебных духов без частого призывания Иисуса Христа”
[19]. “Как невозможно проводить земную жизнь без пищи и
пития, так невозможно без хранения ума и чистоты сердца, в чем
заключается трезвение и что называется трезвением, достигнуть
душе во что-либо духовное, или освободиться от мысленного греха,
хотя бы кто страхом вечных мук и понуждал себя не согрешать”
[20]. “Если точно хочешь постыдить стужающие тебе помыслы,
безмолвствовать в душевном мире, свободно трезвиться
(бодрствовать) сердцем: то Иисусова молитва да соединится с
дыханием твоим, — и увидишь это совершающимся по прошествии
немногих дней”
[21]. “Невозможно плавание кораблю без воды: и блюдение ума
не возможет состояться без трезвения, соединенного со смирением
и с непрерывающейся молитвою Иисусовою”
[22]. “Если имеешь желание о Господе не только
представляться монахом и благим, и кротким, и постоянно
соединенным с Богом, если имеешь желание быть истинно таким
монахом, всеусильно проходи добродетель внимания, которая
состоит в хранении и блюдении ума, в совершении сердечного
безмолвия, в блаженном состоянии души, чуждом мечтательности,
что обретается не во многих”
[23]. “Истинно и существенно монах — тот, кто исправляет
трезвение; и тот истинно исправляет трезвение, кто в сердце —
монах (уединенный)”
[24]. Такому учению святых Отцов служит основанием, как
зданию — краеугольный камень, учение Самого Господа. Истиннии
поклонницы, — возвестил Господь, — поклонятся Отцу Духом
и истиною, ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух есть
Бог, и иже кланяется Ему, Духом и Истиною достоит кланятися
[25].
Помню: современные молодости моей некоторые благочестивые
миряне, даже из дворян, проводившие очень простую жизнь,
занимались Иисусовою молитвою. Этот драгоценный обычай, ныне,
при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился.
Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго
нравственной жизни, жизни странника, требует оставления
пристрастий, а нам сделались нужными рассеянность, обширное
знакомство, удовлетворение нашим многочисленным прихотям,
благодетели и благодетельницы, Иисус уклонися, народу сущу на
месте
[26].
Ученик. Последствием сказанного не будет ли заключение,
что без упражнения молитвою Иисусовою не получается спасение?
Старец. Отцы не говорят этого. Напротив того, преподобный
Нил Сорский, ссылаясь на священномученика Петра Дамаскина,
утверждает, что многие, не достигши бесстрастия, сподобились
получить отпущение грехов и спасение
[27]. Святой Исихий, сказав, что без трезвения нет
возможности избежать греха в мыслях, назвал блаженными и
тех, которые воздерживаются от греха на деле. Он
наименовал их насилующими царство небесное
[28]. Достижение же бесстрастия, освящения или, что то же,
христианского совершенства, без стяжания умной молитвы
невозможно, в этом согласны все Отцы. Цель монашеского
жительства состоит не только в достижении спасения, но, по
преимуществу, в достижении христианского совершенства. Цель эта
предначертана Господом: аще хощеши совершен быти, сказал
Господь, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди в
след Мене, взем крест
[29]. Отцы, сравнивая подвиг молитвы именем Господа Иисуса с
прочими иноческими подвигами, говорят следующее: “Хотя и имеются
другие пути и роды жительства или, если хочешь так назвать,
благие делания, руководствующие ко спасению и доставляющие его
тем, которые занимаются ими; хотя имеются подвиги и упражнения,
вводящие в состояние раба и наемника (как и Спасителем сказано:
у Отца Моего обители многи суть
[30] , но путь умной молитвы есть путь царский, избранный.
Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов,
насколько душа превосходнее тела, он возводит из земли и пепла в
усыновление Богу
[31].
Ученик. Направление современного монашества, при котором
упражнение молитвою Иисусовою встречается очень редко, может ли
послужить для меня извинением и оправданием, если я не буду
заниматься ею?
Старец. Долг остается долгом и обязанность —
обязанностью, хотя бы число неисполняющих еще более умножилось.
Обет произносится всеми. Ни множество нарушителей обета, ни
обычай нарушения не дают законности нарушению. Мало то стадо,
которому Отец Небесный благоволил даровать царство
[32]. Всегда тесный путь имеет мало путешественников, а
широкий — много
[33] В последние времена тесный путь оставится почти всеми,
почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий
потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается
излишним, ненужным для спасения. Желающий спастись непременно
должен держаться тесного пути, положительно завещанного
Спасителем.
Ученик. Почему называешь ты тесным путем упражнение
молитвою Иисусовою?
Старец. Как же не тесный путь? Тесный путь, в точном
смысле слова! Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою
должен оградить себя и извне, и внутри поведением самым
благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово
ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным
неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою.
Нередко из ничтожной, по-видимому, неосторожности, из
небрежности и самонадеянности непримеченных, возникает важное
последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь
подвижника, — и аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася
бы во ад душа моя. Подвижеся нога моя: милость Твоя, Господи,
помогаше ми
[34].
Основанием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение
благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя
изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно
довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными
с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное
подкрепление, не производя непристойных движений, которые
являются от излишества, не производя изнеможения, которое
является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные
принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в
подражание Апостолам Его, в последование духу их, в общение с
духом их. Святые Апостолы и истинные ученики их не приносили
никаких жертв тщеславию и суетности, по обычаям мира, не входили
ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное
действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа
Христова; прозябает и произрастает оно исключительно на одной
этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго
хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу
супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы
молчанием; празднословие, многословие, особливо насмешки,
пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы. От принятия
братий в свою келию, от хождения в их келии должно отказаться:
должно пребывать терпеливо в своей келии, как в гробе, с
мертвецом своим — со своею душею, истерзанной, убитой грехом —
молить Господа Иисуса о помиловании. Из могилы — келии — молитва
восходит на небо; в той могиле, в которую скрывается тело по
смерти, и в могиле адской, в которую низвергается душа грешника,
уже нет места для молитвы. В монастыре должно пребывать
странником, не входя в дела монастыря по самочинию, не заводя ни
с кем близкого знакомства, ограждаясь при трудах монастырских
молчанием, посещая неупустительно храм Божий, посещая в случаях
нужды келию духовного отца, обдумывая всякий выход из своей
келии, выходя из нее только по указанию существенной надобности.
От любопытства и любознательности суетных должно отказаться
решительно, обратив все любопытство и все изыскания на
исследование и изучение пути молитвенного. Нуждается этот путь в
тщательнейшем исследовании и изучении: он — не только путь
тесный, но и путь вводяй в живот
[35]; он — наука из наук, и художество из художеств. Так
именуют его Отцы
[36].
Путь истинной молитвы соделывается несравненно теснее, когда
подвижник вступит на него деятельностью внутреннего человека.
Когда же он вступит в эти теснины, и ощутит правильность,
спасительность, необходимость такого положения; когда труд во
внутренней клети соделается вожделенным для него, тогда
соделается вожделенною и теснота по наружному жительству, как
служащая обителью и хранилищем внутренней деятельности.
“Вступивший умом в подвиг молитвы, должен отречься, и постоянно
отрекаться, как от всех помыслов и ощущений падшего естества,
так и от всех помыслов и ощущений, приносимых падшими духами,
сколько бы ни были благовидными те и другие помыслы и ощущения;
он должен идти постоянно тесным путем внимательнейшей молитвы,
не уклоняясь ни налево, ни направо. Уклонением налево называю
оставление молитвы умом для беседы с помыслами суетными и
греховными; уклонением направо называю оставление молитвы умом
для беседы с помыслами, по-видимому, благими. Четырех родов
помыслы и ощущения действуют на молящегося: одни прозябают из
благодати Божией, насажденной в каждого православного
христианина святым крещением, другие предлагаются Ангелом
хранителем, иные возникают из падшего естества; наконец, иные
наносятся падшими духами. Первых двух видов помыслы, правильнее,
воспоминания и ощущения содействуют молитве, оживляют ее,
усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач
сердца, слезы, обнажают пред взорами молящегося обширность
греховности его и глубину падения человеческого, возвещают о
неминуемой никем смерти, о безызвестности часа ее, о
нелицеприятном и страшном суде Божием, о вечной муке, по лютости
своей превышающей постижение человеческое. В помыслах и
ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских
зло часто прикрывается добром, действуя впрочем иногда и
открытым злом. Последних двух родов помыслы и ощущения действуют
совокупно, по причине связи и общения падших духов с падшим
человеческим естеством, и первым плодом действия их являются
высокоумие, в молитве — рассеянность. Демоны, принося мнимо
духовные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы,
производят тщеславную радость, услаждение, самодовольство, как
бы от открытия таинственнейшего христианского учения. Вслед за
демонскими богословием и философией вторгаются в душу помыслы и
мечтания суетные и страстные, расхищают, уничтожают молитву,
разрушают благое устроение души. По плодам различаются помыслы и
ощущения истинно благие от помыслов и ощущений мнимо благих.
О, как справедливо называют Отцы упражнение молитвою
Иисусовою и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от
мира!
[37]. Эти достоинства принадлежат всякой внимательной и
благоговейной молитве, по преимуществу же молитве Иисусовой,
чуждой того разнообразия в форме и того многомыслия, которые
составляют принадлежность псалмопения и прочих молитвословий
[38].
Ученик. Из каких слов состоит молитва Иисусова?
Старец. Она состоит из следующих слов: Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Некоторые Отцы
[39] разделяют молитву, для новоначальных, на две половины,
и повелевают от утра, примерно, до обеда говорить: Господи,
Иисусе Христе, помилуй мя, а после обеда: Сыне Божий, помилуй
мя. Это — древнее предание. Но лучше приучиться, если то можно,
к произношению цельной молитвы. Разделение допущено по
снисхождению к немощи немощных и новоначальных.
Ученик. Помянуто ли о Иисусовой молитве в Священном
Писании?
Старец. О ней говорится в святом Евангелии. Не подумай,
что она — установление человеческое: она — установление
Божественное. Установил и заповедал священнейшую молитву
Иисусову Сам Господь наш, Иисус Христос. После Тайной Вечери, на
которой сотворено величайшее из таинств христианских — святая
Евхаристия, Господь, в прощальной беседе с учениками Своими,
пред исшествием на страшные страдания и крестную смерть для
искупления ими человечества погибшего, преподал возвышеннейшее
учение, и важнейшие, окончательные заповеди. Между этими
заповедями Он даровал дозволение и заповедание молиться именем
Его
[40]. Аминь, аминь глаголю вам, — сказал Он
Апостолам, — яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое,
даст вам
[41]. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю;
да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз
сотворю
[42]. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и
приимете, да радость ваша исполнена будет
[43]. Величие имени Господа Иисуса Христа предвозвещено
Пророками. Указывая на имеющее совершиться искупление человеков
Богочеловеком, Исаия вопиет: Се Бог Мой, Спас мой! Почерпите
воду с веселием от источник спасения! И речеши в день он:
хвалите Господа, воспойте имя Его: поминайте, яко вознесеся имя
Его; хвалите имя Господне, яко высокая сотвори
[44]. Путь Господень — суд: уповахом во имя Твое, и
память, ея же желает душа наша
[45]. Согласно с Исаией предрекает Давид: Возрадуемся о
спасении Твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Имя
Господа Бога нашего призовем
[46]. Блажени людие, ведущие воскликновение —
усвоившие себе умную молитву — Господи, во свете лица Твоего
пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею
вознесутся
[47].
Ученик. В чем заключается сила молитвы Иисусовой?
Старец. В Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога
нашего, Иисуса Христа. Апостолы, как видим из книги Деяний их и
из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса
Христа: исцеляли недуги, неисцелимые средствами человеческими,
воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых
ими человеков. Однажды, вскоре после вознесения Господня на
небо, когда все двенадцать Апостолов пребывали еще во
Иерусалиме, два из них, Петр и Иоанн, пошли для молитвы в храм
Иерусалимский. К вратам храма, называемым красными, ежедневно
выносили хромого от рождения, и полагали на помост: хромой не
мог ни ходить, ни стоять. Поверженный у врат, страдалец просил у
входивших в храм милостыню, которою, как видно, питался. Когда
Апостолы приблизились к красным вратам, — хромой устремил к ним
взоры, ожидая получить подаяние. Тогда святой Петр сказал ему:
сребра и злата несть у мене; но еже имам, сие ти даю: во имя
Иисуса Христа, Назорея, возстани и ходи
[48]. Увечный исцелел мгновенно, взошел в храм с Апостолами,
и громко прославлял Бога. Народ, пораженный удивлением, сбежался
к Апостолам. Мужие Исраильтяне! — сказал святой Петр
собравшемуся народу, — что чудитеся о сем? или на ны что
взираете? яко своею ли силою или 6лагочестием сотворихом его
ходити? Бог Авраамов, и Исааков, и Иаковль, Бог отец наших,
прослави отрока Своего, Иисуса... и о вере имени Его сего, его
же видите и знаете, утверди имя Его
[49]. Весть о чуде вскоре пронеслась до враждебного Господу
Иисусу Синедриона
[50]. Встревожился Синедрион вестию, схватил Апостолов,
отдал под стражу, а на следующий день позвал их к суду пред
полное собрание свое. Призван был и исцеленный хромец. Когда
Апостолы встали посреди сонмища богоубийц, недавно заклеймивших
себя казнию Богочеловека, во имя и именем Которого теперь
совершено поразительнейшее чудо пред множеством
очевидцев-свидетелей, — дан был Апостолам запрос: Коею силою,
или коим именем сотвористе вы сие? Петр, исполнившись
Святого Духа, отвечал словами Святаго Духа, которые заключались
следующими: Разумно буди всем вам и всем людем Исраилевым,
яко во имя Иисуса Христа, Назорея, Его же вы распясте,
Его же Бог воскреси от мертвых, о Сем сей стоит пред вами
здрав... Несть бо иного имене под небесем, данного в человецех,
о нем же подобает спастися нам
[51]. Запечатлелись молчанием уста врагов Божиих пред
непреоборимою силою глаголов небесной истины; не нашлось
многочисленное сонмище мудрых и сильных, что сказать и чем
возразить на свидетельство Святого Духа, возвещенное двумя
некнижными рыбарями, запечатленное небесною печатию — Божиим
чудом. Синедрион прибегает к своей власти, к насилию. Несмотря
на явное чудо, несмотря на свидетельство, данное истине Самим
Богом, Синедрион запрещает настрого Апостолам учить о имени
Иисуса, даже произносить это имя. Но Апостолы отвечали
дерзновенно: аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче
Бога, судите: не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не
глаголати
[52]. Синедрион опять не находит возражения, опять прибегает
исключительно к своей власти, повторяет строгое воспрещение. Он
отпустил Апостолов, ничего не сделав им, хотя и желал излить на
них исступленную злобу: чудом всенародным связывались и
настроение его и действие. Петр и Иоанн, возвратившись к своим,
передали им угрозы и воспрещение верховного судилища. Тогда
двенадцать Апостолов и все члены новорожденной Иерусалимской
Церкви пролили единодушно пламенную молитву к Богу: молитву
противопоставили они силе и ненависти миродержителей — человеков
и демонов. Молитва эта заключалась следующим прошением:
Господи! призри на прещения их, и даждь рабом Твоим со всяким
дерзновением глаголати слово Твое, внегда руку Твою простерти Ти
во исцеления, и знамением и чудесем бывати именем святым отрока
Твоего Иисуса
[53].
Ученик. Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовою
молитвою всегда, или почти всегда последует прелесть, и очень
запрещают заниматься этой молитвою.
Старец. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении
заключается страшное богохульство, заключается достойная
сожаления прелесть. Господь наш, Иисус Христос, есть
единственный источник нашего спасения, единственное средство
нашего спасения; человеческое имя Его заимствовало от Божества
Его неограниченную, всесвятую силу спасать нас, как же эта сила,
действующая во спасение, эта единственная сила, дарующая
спасение, может извратиться и действовать в погибель? Это —
чуждо смысла! это — нелепость горестная, богохульная,
душепагубная! Усвоившие себе такой образ мыслей точно находятся
в бесовской прелести, обмануты лжеименным разумом, изшедшим из
сатаны. Сатана восстал коварно против всесвятого и великолепного
имени Господа нашего Иисуса Христа, употребляет в свое орудие
слепоту и неведение человеческие, оклеветал имя, еже паче
всякого имени. О имени Иисусове всяко колено поклонится
небесных и земных и преисподних
[54]. Запрещающим молиться молитвою Иисусовою можно отвечать
словами апостолов Петра и Иоанна на подобное запрещение,
сделанное Иудейским Синедрионом: праведно ли есть пред Богом,
вас послушати паче, неже Бога, судите. Господь Иисус
заповедал молиться всесвятым именем Своим, Он дал нам бесценный
дар; какое значение может иметь учение человеческое,
противоречащее учению Бога, воспрещение человеческое,
усиливающееся устранить и разрушить повеление Божие, отъять дар
бесценный? Опасно, очень опасно проповедовать учение, противное
тому учению, которое проповедано Евангелием. Такое начинание
есть произвольное отлучение себя от благодати Божией, по
свидетельству Апостола
[55].
Ученик. Но старцы, которых мнение приведено мною,
пользуются особенною известностью, признаются многими за
опытнейших наставников в духовной жизни.
Старец. Апостол заповедал, правильнее, — заповедал устами
Апостола Святой Дух, — отвергать всякое учение, несогласное с
учением, которое благовествовали Апостолы; отвергать и
тогда, когда бы Ангел с небесе благовестил это
несогласное учение
[56]. Так выразилось Священное Писание не потому, чтоб
кто-либо из святых Ангелов покусился противоречить учению
Христову, но потому, что учение Христово, учение Божие,
проповеданное Апостолами, вполне достоверно, вполне свято, не
подлежит никаким изменениям, как бы ни представлялись эти
изменения основательными недостаточному, превратному знанию и
плотскому мудрованию. Учение Христово, будучи превыше суда и
человеков и Ангелов, принимается одною смиренною верою, и само
служит тем камнем, которым испытуются все прочие учения.
Мнение общества человеков о наставнике монашества не имеет
никакого значения, если учение этого наставника противоречит
Священному Писанию и писанию святых Отцов, если оно содержит в
себе богохульство. Монашество — наука из наук: надо знать ее,
чтоб верно оценивать преподающего ее. Сказал преподобный Макарий
Великий: “Многие представляющееся по наружности праведными,
слывут истинными христианами; но одним художникам, и из них,
основательно знающим художество, свойственно узнавать, точно ли
эти праведники имеют знание и образ Царя, или же, может быть
вычеканено и напечатлено на них поддельно знамение
неблагонамеренными людьми? одобрят ли или отвергнут их искусные
художники? Если же не найдется искусных художников, то некому и
исследовать злохитрых делателей, потому что и они облечены в
наружность монашествующих и христиан”
[57]. Блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя слова
Архангела Гавриила о Иоанне Предтече Господнем, что он будет
велий пред Господом
[58], говорит: “Ангел обещает, что Иоанн будет велик, но
пред Господом, потому что многие называются великими пред
человеками, не пред Богом, а они — лицемеры”. Если порочная
жизнь и злонамеренность, прикрытые лицемерством, не узнаются
миром, принимаются им за добродетель, тем непостижимее для него
знание недостаточное, знание поверхностное, знание превратное.
Мир высоко ценит телесные подвиги и лишения, не разбирая того,
правильно ли, полезно ли употребляются они, или погрешительно и
в тяжкий душевный вред; мир особенно уважает то, что действует
удачно на телесные чувства, что соответствует понятиям мира о
добродетели и о монашестве; мир любит то, что льстит и угождает
ему; мир любит свое, — сказал Спаситель
[59]. Скорее ненависть мира, злоречие мира, гонение им могут
быть признаками истинного раба Божия, и это засвидетельствовано
Спасителем
[60]. Святые Отцы завещавают избирать наставника
непрелестного, непрелестность которого должна познаваться по
согласию учения и жительства его с Священным Писанием и с
учением Духоносных Отцов
[61]. Они предостерегают от учителей неискусных, чтоб не
заразиться их лжеучением
[62]. Они повелевают сличать учение учителей с учением
Священного Писания и святых Отцов, согласное принимать,
несогласное отвергать
[63]. Они утверждают, что не имеющие очищенного душевного
ока и не могущие познавать древа по плоду, признают учительными
и духовными тщеславных, пустых и лицемеров, а на истинных святых
не обращают никакого внимания, находя их не знающими ничего,
когда они молчат, — гордыми и жестокими, когда говорят
[64]. Рассмотри все Священное Писание: увидишь, что в нем
повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена
сила его, спасительная для человеков. Рассмотри писания Отцов:
увидишь, что все они, без исключения, советуют и заповедуют
упражнение молитвою Иисусовою, называют ее оружием, которого нет
крепче ни на небе, ни на земле
[65], называют ее Богоданным, неотъемлемым наследием, одним
из окончательных и высших завещаний Богочеловека, утешением
любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным
[66]. Наконец обратись к законоположению православной
Восточной Церкви: увидишь, что она для всех неграмотных чад
своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и
молитвословие на келейном правиле молитвою Иисусовою
[67]. Что же значит пред единогласным свидетельством
Священного Писания и всех святых Отцов, пред законоположением
Вселенской Церкви о молитве Иисусовой противоречащее учение
некоторых слепцов, прославленных и прославляемых подобными им
слепцами.
Молдавский старец, схимонах Василий, живший в конце
прошедшего столетия, изложил учение о молитве Иисусовой с
особенною удовлетворительностью в замечаниях к сочинениям
преподобных Григория Синаита, Исихия Иерусалимского и Филофея
Синайского. Схимонах назвал замечания свои предисловиями или
предпутиями. Название очень верное! Чтение замечаний
подготовляет к чтению упомянутых Отцов, которых сочинения
относятся наиболее к монахам уже значительно преуспевшим.
Замечания изданы Оптиной пустынью вместе с писаниями Паисия
Нямецкого, которого Василий был наставником, сподвижником и
другом
[68]. В предисловии на книгу преподобного Григория Синаита
старец Василий говорит: “Некоторые, не знакомые опытно с умным
деланием и мнящие о себе, что имеют дар рассуждения, оправдывают
себя, или, лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному
деланию тремя предлогами или изветами: во-первых, отсылая это
делание к святым и бесстрастным мужам, думая, что оно
принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, представляя
совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и
пути; в-третьих — последующую этому деланию прелесть. Из этих
предлогов, или изветов, первый — непотребен и несправедлив,
потому что первая степень преуспеяния новоначальных монахов
состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца,
то есть, умною молитвою, подобающею деятельным. Второй —
безрассуден и неоснователен, потому что за недостатком
наставника и учителя Писание — нам учитель. Третий заключает в
себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести,
этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того,
чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нее, они
превращают это писание, и представляют его в основание к
уклонению от умного делания. Если же ты страшишься этого делания
и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца, то и я,
на этом основании, страшусь, а не на основании пустых басен, по
которым волка бояться, так в лес не ходить. И Бога должно
бояться, но не убегать и не удаляться от Него по причине этого
страха”. Далее схимонах объясняет различие между молитвою,
совершаемою умом при сочувствии сердца и приличествующей всем
благочестивым инокам и христианам, от молитвы благодатной,
совершаемой умом в сердце или из сердца и составляющей достояние
иноков преуспевших. Получившим и усвоившим себе несчастное
предубеждение против молитвы Иисусовой, нисколько незнакомым с
нею из правильного и долговременного упражнения ею, было бы
гораздо благоразумнее, гораздо безопаснее воздерживаться от
суждения о ней, сознавать свое решительное неведение этого
священнейшего подвига, нежели принимать на себя обязанность
проповеди против упражнения молитвою Иисусовою, провозглашать,
что эта всесвятая молитва служит причиною бесовской прелести и
душепогибели. В предостережение им нахожу необходимым сказать,
что хуление молитвы именем Иисуса, приписание зловредного
действия этому имени равновесны той хуле, которую произносили
фарисеи на чудеса, совершаемые Господом
[69]. Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо
удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем
возгласы и действия. Будем помнить, что на суде Божием мы должны
дать отчет за каждое праздное слово
[70]; тем страшнее отчет за слово и слова хульные на
основной догмат Христианской веры. Учение о Божеской силе имени
Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и
принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов.
Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой
имеет весь характер умствования еретического.
Ученик. Однако святые Отцы очень остерегают занимающегося
молитвою Иисусовою от прелести.
Старец. Да, предостерегают. Они предостерегают от
прелести и находящегося в послушании, и безмолвника, и постника
— словом сказать, всякого, упражняющегося какою бы то ни было
добродетелью. Источник прелести, как и всякого зла — диавол, а
не какая-нибудь добродетель. “Со всею осмотрительностью должно
наблюдать, — говорит святой Макарий Великий, — устрояемые врагом
(диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия.
Как Святой Дух чрез Павла всем служит для всех
[71], так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех,
чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он
молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с
постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести
в умоисступление; с сведущими Священное Писание и он
устремляется в исследование Писания, ища, по-видимому, знания, в
сущности же стараясь привести их к превратному разумению
Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он
имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в
ангела светла
[72], чтоб прельстив привидением как бы света, привлечь к
себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды,
чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе
подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в
погибель”
[73]. Мне случалось видеть старцев, занимавшихся
исключительно усиленным телесным подвигом, и пришедших от него в
величайшее самомнение, величайшее самообольщение. Душевные
страсти их — гнев, гордость, лукавство, непокорство — получили
необыкновенное развитие. Самость и самочиние преобладали в них
окончательно. Они с решительностью и ожесточением отвергали все
душеспасительнейшие советы и предостережения духовников,
настоятелей, даже святителей: они, попирая правила не только
смирения, но и скромности, самого приличия, не останавливались
выражать пренебрежение к этим лицам самым наглым образом.
Некоторый Египетский инок в начале IV века сделался жертвою
ужаснейшей бесовской прелести. Первоначально он впал в
высокоумие, потом, по причине высокоумия, поступил под особенное
влияние лукавого духа. Диавол, основываясь на произвольном
высокоумии инока, озаботился развить в нем этот недуг, чтоб при
посредстве созревшего и окрепшего высокоумия окончательно
подчинить себе инока, вовлечь его в душепогибель.
Вспомоществуемый демоном, инок достиг столь бедственного
преуспеяния, что становился босыми ногами на раскаленные угли,
и, стоя на них, прочитывал всю молитву Господню Отче наш.
Разумеется, люди, не имевшие духовного рассуждения, видели в
этом действии чудо Божие, необыкновенную святость инока, силу
молитвы Господней, и прославляли инока похвалами, развивая в нем
гордость и способствуя ему губить себя. Ни чуда Божия, ни
святости инока тут не было; сила молитвы Господней тут не
действовала, тут действовал сатана, основываясь на
самообольщении человека, на ложно направленном произволении его,
тут действовала бесовская прелесть. Спросишь: какое же значение
имела в бесовском действии молитва Господня? Ведь прельщенный
читал ее и приписывал действию ее совершавшееся чудо. Очевидно,
молитва Господня не принимала тут никакого участия: прельщенный,
по собственному произволению, по собственному самообольщению и
по обольщению демонскому, употребил против себя духовный меч,
данный человекам во спасение. Заблуждение и самообольщение
еретиков всегда прикрывались злоупотреблением Слова Божия,
прикрывались с утонченным лукавством, и в повествуемом событии
заблуждение человеческое и бесовская прелесть, с тою же целью,
прикрывались коварно молитвою Господнею. Несчастный инок
полагал, что он стоит на раскаленных углях босыми ногами по
действию молитвы Господней, за чистоту и высоту своей
подвижнической жизни, а он стоял на них по действию бесовскому.
Точно таким образом самообольщение и бесовская прелесть
прикрываются иногда как бы действием молитвы Иисусовой, а
неведение приписывает действию этой святейшей молитвы то, что
должно приписывать совокупному действию сатаны и человека;
человека, предавшегося руководству сатаны. Упомянутый Египетский
инок перешел от мнимой святости к необузданному сладострастию,
потом к совершенному умоисступлению, и, кинувшись в разожженную
печь общественной бани, сгорел. Вероятно, или объяло его
отчаяние, или представилось ему в печи какое-либо обманчивое
привидение
[74].
Ученик. Что в человеке, какое условие в нем самом, делает
его способным к прелести?
Старец. Преподобный Григорий Синаит говорит: “вообще,
одна причина прелести, — гордость”
[75]. В гордости человеческой, которая есть самообольщение,
диавол находит для себя удобное пристанище, и присоединяет свое
обольщение к самообольщению человеческому. Всякий человек более
или менее склонен к прелести: потому что самая чистая природа
человеческая имеет в се6е нечто горделивое
[76].
Основательны предостережения отцов! Должно быть очень
осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и
прелести. В наше время, при совершенном оскудении
Боговдохновенных наставников, нужна особенная осторожность,
особенная бдительность над собою. Они нужны при всех иноческих
подвигах, наиболее нужны при молитвенном подвиге, который из
всех подвигов — возвышеннейший, душеспасительнейший, наиболее
наветуемый врагами
[77]. Со страхом жительствуйте
[78], завещавает Апостол. В упражнении молитвою Иисусовою
есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный.
Необходимо начинать упражнение с начала, а не с средины и не с
конца, Святейший Каллист, патриарх Константинопольский,
живописуя духовные плоды этой молитвы, говорит: “никто, из не
наученных тайнам или из требующих млека, услышав высокое учение
о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к
нему. Возбранена такая несвоевременная попытка. Покусившихся на
нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое
время, усиливающихся взойти в пристанище бесстрастия в
несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как
находящимися в умопомешательстве. Невозможно читать книг тому,
кто не выучился грамоте”
[79].
Ученик. Что значит начинать упражнение молитвою Иисусовою
с средины и конца, и что значит начинать это упражнение с
начала?
Старец. Начинают с средины те новоначальные, которые,
прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в
молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть, монахам,
уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно
принимают это наставление в руководство своей деятельности.
Начинают с средины те, которые, без всякого предварительного
приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и
оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут
немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие
благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть,
совершать молитву со вниманием и благоговением, с
целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три
качества постоянно соприсутствовали молитве. Так и святой Иоанн
Лествичник, этот великий делатель сердечной благодатной молитвы,
предписывает находящимся в послушании молитву внимательную, а
созревшим для безмолвия молитву сердечную. Для первых он
признает невозможною молитву, чуждую рассеянности, а от вторых
требует такой молитвы
[80]. В обществе человеческом должно молиться одним умом, а
наедине — и умом и устами, несколько вслух себе одному
[81]. Особенное попечение, попечение самое тщательное должно
быть принято о благоустроении нравственности сообразно учению
Евангелия. Опыт не замедлит открыть уму молящегося теснейшую
связь между заповедями Евангелия и молитвою Иисусовою. Эти
заповеди служат для этой молитвы тем, чем служит елей для
горящего светильника; без елея светильник не может быть возжжен;
при оскудении елея не может гореть: он гаснет, разливая вокруг
себя дым зловонный. Образуется нравственность по учению
Евангелия очень удобно при прохождении монастырских послушаний,
когда послушания проходятся в том разуме, в каком заповедано
проходить их святыми Отцами. Истинное послушание служит
основанием, законною дверью для истинного безмолвия
[82]. Истинное безмолвие состоит в усвоившейся сердцу
Иисусовой молитве, — и некоторые из святых Отцов совершили
великий подвиг сердечного безмолвия и затвора, окруженные молвою
человеческою
[83]. Единственно на нравственности, приведенной в
благоустройство Евангельскими заповедями, единственно на этом
твердом камне Евангельском, может быть воздвигнут
величественный, священный, невещественный храм Богоугодной
молитвы. Тщетен труд зиждущего на песце: на нравственности
легкой, колеблющейся
[84]. Нравственность, приведенную в стройный, благолепный
порядок, скрепленную навыком в исполнении евангельских
заповедей, можно уподобить несокрушимому серебряному или
золотому сосуду, который, один только, способен достойно принять
и благонадежно сохранить в себе бесценное, духовное миро:
молитву.
Святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о случающейся
безуспешности молитвенного подвига и о плевелах прелести,
возникающих из него, приписывает причину и безуспешности, и
прелести несохранению правильности и постепенности в подвиге.
“Хотящие взойти, — говорит Богослов, — на высоты молитвенного
преуспеяния, да не начинают идти сверху вниз, но да восходят
снизу вверх, сперва на первую ступень лествицы, потом на вторую,
далее на третью, наконец на четвертую. Таким образом всякий
может восстать от земли, и взойти на небо. Во-первых, он
должен подвизаться, чтоб укротить и умалить страсти.
Во-вторых, он должен упражняться в псалмопении, то есть в
молитве устной; когда умалятся страсти, тогда молитва,
естественно доставляя веселие и сладость языку, вменяется
благоугодною Богу. В-третьих, он должен заниматься умною
молитвою”. Здесь разумеется молитва, совершаемая умом в сердце;
молитву внимательную новоначальных, при сочувствии сердца, Отцы
редко удостаивают наименования умной молитвы, причисляя ее более
к устной. “В-четвертых, он должен восходить к видению.
Первое составляет принадлежность новоначальных; второе —
возрастающих в преуспеяние; третье — достигших крайнего
преуспеяния; четвертое — совершенных”. Далее Богослов говорит,
что и подвизающиеся о умалении страстей должны приобучаться к
хранению сердца и к внимательной молитве Иисусовой,
соответствующей их устроению
[85]. В общежитиях Пахомия Великого, произведших
возвышеннейших делателей умной молитвы, каждого вновь
вступившего в монастырь, во-первых, занимали телесными трудами
под руководством старца в течение трех лет. Телесными трудами,
частыми наставлениями старца, ежедневною исповедью внешней и
внутренней деятельности, отсечением воли обуздывались страсти
могущественно и быстро, доставлялась уму и сердцу значительная
чистота. При упражнении в трудах преподавалось новоначальному
соответствующее устроению его делание молитвы. По истечении трех
лет требовалось от новоначальных изучение наизусть всего
Евангелия и псалтыри, а от способных и всего Священного Писания,
что необыкновенно развивает устную внимательную молитву. Уже
после этого начиналось тайноучение умной молитве; объяснялось
оно обильно и Новым, и Ветхим Заветами
[86]. Таким образом монахи вводились в правильное понимание
умной молитвы и в правильное упражнение ею. От прочности
основания и от правильности в упражнении — дивным было
преуспеяние
[87]. Ученик. Имеется ли какое верное средство к
предохранению себя от прелести вообще, при всех подвигах
монашеских, и, в частности, при упражнении молитвою Иисусовою?
Старец. Как гордость есть вообще причина прелести, так
смирение — добродетель, прямо противоположная гордости — служит
верным предостережением и предохранением от прелести. Святой
Иоанн Лествичник назвал смирение погублением страстей
[88]. Очевидно, что в том, в ком не действуют страсти, в ком
обузданы страсти, не может действовать и прелесть, потому что
прелесть есть страстное или пристрастное уклонение души ко лжи
на основании гордости.
При упражнении же молитвою Иисусовою, и вообще молитвою,
вполне и со всею верностью предохраняет вид смирения, называемый
плачем. Плач есть сердечное чувство покаяния,
спасительной печали о греховности и разнообразной,
многочисленной немощи человека. Плач есть дух сокрушен,
сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит
[89], то есть не предаст во власть и поругание демонам, как
предается им сердце гордое, исполненное самомнения,
самонадеянности, тщеславия. Плач есть та единственная жертва,
которую Бог принимает от падшего человеческого духа, до
обновления человеческого духа Святым Божиим Духом. Да будет наша
молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с
плачем, и прелесть никогда не воздействует в нас. Святой
Григорий Синаит, в последней статье своего сочинения
[90], в которой изложены им для подвижников молитвы
предостережения от душепагубной прелести, говорит: “Не малый
труд — достигнуть точно истины, и соделаться чистым от всего,
сопротивного благодати, потому что обычно диаволу показывать,
особливо пред новоначальными свою прелесть в образе истины,
давая лукавому вид духовного. По этой причине подвизающийся в
безмолвии достичь чистой молитвы, должен шествовать мысленным
путем молитвы со многим трепетом и плачем, с испрошением
наставления у искусных, всегда плакать о своих грехах, печалясь
и боясь, как бы не подвергнуться муке, или не отпасть от Бога,
не отлучиться от Него в этом или будущем веке. Если диавол
увидит, что подвижник живет плачевно, то не пребывает при нем,
не терпя смирения, происходящего от плача... Великое оружие —
иметь при молитве и плач. Непрелестная молитва состоит в теплоте
с молитвою Иисусовою, которая (молитва Иисусова) и влагает огнь
в землю сердца нашего, в теплоте, попаляющей страсти, как
терние, производящей в душе веселие и тихость. Теплота эта не
приходит с правой или с левой стороны, и не сверху, но прозябает
в самом сердце, как источник воды от Животворящего Духа
[91]. Возлюби ее единую найти и стяжать в сердце, соблюдая
твой ум присно-немечтательным, чуждым разумений и помышлений, и
не бойся. Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся
[92], Он — с нами. Он — Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит
нас, — и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если
некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай,
что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия”. Ныне, по
причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник
молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным
Писанием и писаниями Отцов
[93]. Это — гораздо труднее. Новая причина для сугубого
плача!
[1] Старцем называется в монастырях инок, руководствующий и
наставляющий других иноков.
[2] Предисловие схимонаха Василия Поляномерульского на главы
блаженного Филофея Синайского. Житие и писания Молдавского
старца, Паисия Величковского, издание Оптиной пустыни. Москва.
1847г.
[3] Наставление 32-е. Издание 1844-го года, Москва. Старец
Серафим родился в 1759 году, вступил в братство Саровской
пустыни в 1778 году, скончался в 1833 году 2 января.
[4] Сведение это получено от самого советовавшегося лица,
ныне архимандрита Никона, настоятеля первоклассного
Георгиевского Балаклавского монастыря (1866 год).
[5] Слово о трезвении, гл. LXXX и LXXXI. Добротолюбие, ч. 2.
[6] Луки, III, 9.
[7] Патерик Скитский.
[8] Никифора Монашествующего Слово о трезвении. Добротолюбие,
ч. 2.
[9] Св. Исихий Иерусалимский. Слово о трезвении, гл. V.
Добротолюбие, ч. 2.
[10] Слово о трезвении. Добротолюбие, ч 2.
[11] Притч. IV, 23.
[12] Второзак. XV, 9; По объяснению св. Исихия. Слово о
трезвении, гл. II.
[13] Матф. XXIII, 26.
[14] Марк. VII, 20, 21, 22, 23.
[15] Ответ ССХ.
[16] Слово LVI.
[17] Слово 58.
[18] Святого Исихия Слово о Трезвении, главы XXI, XXVIII,
CIX, CLXXXII, CLXVIII.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] Святого Исихия Слово о Трезвении, главы XXI, XXVIII,
CIX, CLXXXII, CLXVIII.
[22] Там же.
[23] Святого Исихия Слово о Трезвении, главы СХV, CLIX.
[24] Там же.
[25] Иоанн. IV, 23, 24.
[26] Иоанн. V, 13.
[27] Устав скитский. Слово I.
[28] Святого Исихия Слово о Трезвении, гл. СХ, слич. с гл.
СIХ.
[29] Матф. XIX, 21. Марк. X, 21.
[30] Иоан. XIV, 2.
[31] Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98.
Добротолюбие, ч. 2.
[32] Лук. XII, 32.
[33] Матф. VII, 13, 14.
[34] Пс. XCIII, 17, 18.
[35] Матф. VII, 14.
[36] Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2-е. О
рассуждении. Блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие, ч. 2, и
многие другие Отцы.
[37] Преп. Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142.
Добротолюбие, ч. 4.
[38] Лествица. Слово 28, гл. 10.
[39] Преподобный авва Дорофей. Житие преподобного Досифея.
Преподобный Григорий Синаит. Добротолюбие, ч. 1.
[40] О безмолвии о молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов,
гл. 10. Добротолюбие, ч.2.
[41] Иоан. XVI, 23.
[42] Иоан. XIV, 13, 14.
[43] Иоан. XVI, 24.
[44] Исаии XII, 2, 3, 4.
[45] Исаии XXVI, 8.
[46] Псал. XIX, 6, 8.
[47] Псал. LХХХIII, 16, 17.
[48] Деян. III, 6.
[49] Деян. III, 12—16.
[50] Синедрионом называлось верховное духовное судилище
Иудеев.
[51] Деян. IV, 10, 12.
[52] Деян. IV, 19, 20.
[53] Деян. IV, 29, 30.
[54] Филипп. II, 9, 10.
[55] Галат. I, 8.
[56] Галат. I, 8, 9. Аще мы, или Ангел с небесе благовестит
вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже
предрекох, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже
приясте, анафема да будет.
[57] Беседа XXXVIII, гл. I.
[58] Лук. I, 15.
[59] Иоан. XV, 18-25.
[60] Иоан. XV, 18-25.
[61] Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве,
гл. 14. Добротолюбие, ч. 1.
[62] Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 32,
Добротолюбие, ч. 1.
[63] Преподобного Симеона, Нового Богослова, гл. 33.
[64] Преп. Симеона, Нового Богослова, гл. 70, 71, 72.
Добротолюбие, ч. 1.
[65] Лествица. Слово 21, гл. 7. Слово 15, гл. 55. — Слово о
трезвении святого Исихия, гл. 28, 39, 62 и проч. — Преподобный
Нил Сорский. Слово 5. О блудном помысле.
[66] Преподобные Каллист и Игнатий, гл. X. Добротолюбие, ч.
2.
[67] Псалтирь с последованием.
[68] Оптина пустынь оказала величайшую услугу отечественному
монашеству переводом с греческого на русский, частью же изданием
на славянском языке, многих Отеческих сочинений о духовном
монашеском подвиге. Да упомянется здесь, среди благословения,
имя почившего блаженного старца упомянутой пустыни иеросхимонаха
Макария, стоявшего во главе этого дела.
[69] Матф. ХII, 31, 34, 36.
[70] Там же.
[71] 1 Кор. IX, 22.
[72] 2 Кор. XI, 14.
[73] Слово VII, глава 9.
[74] Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в
15-й день.
[75] Глава 131. Добротолюбие, ч. 1.
[76] Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4.
[77] Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2.
[78] Петр. I, 17.
[79] Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2.
[80] Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60,
61, 62.
[81] Святейшего Каллиста “0 молитве вкратце”. Добротолюбие,
ч. 4.
[82] Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 15.
Добротолюбие, ч. 2.
[83] Таковы были: Алексий Человек Божий (марта 17), святой
Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие.
Лествица. Слово 4, гл. 36.
[84] Матф. VII, 26.
[85] Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о
третьем образе, в конце статьи. — Лествица. Слово 27, гл. 33.
[86] Это явствует из писаний преподобного Кассиана
Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и
других святых иноков, получивших иноческое образование в
Египетских монастырях.
[87] Заимствовано из поведаний преподобного Кассиана
Римлянина. 15.
[88] Лествица, заглавие 25-го Слова.
[89] Псал. L, 19
[90] Добротолюбие, ч. 1.
[91] Духовная теплота — достояние весьма преуспевших иноков,
подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга
святого Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных.
Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться
со вниманием и умилением. О теплоте смотри в “Слове о Иисусовой
Молитве”. Аскетические Опыты, том 2.
[92] Матф. XIV, 27.
[93] Преподобный Нил Сорский, предисловие к преданию.