Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают
любить Его самообольщенные мечтатели.
Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих
нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови
твоей. Жертва благоприятная Богу — смирение сердца, сокрушение
духа. С гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с
самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя б эта жертва
была всесожжением.
Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь,
возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение
успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает
мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о
Христе Иисусе.
Послушание пред Господом паче жертвы благи, и
покорение паче тука овня, говорил Пророк царю израильскому,
дерзнувшему принести Богу неправильную жертву
[1]: желая принести Богу жертву любви, не принеси ее
своевольно, по влечению необдуманному; принеси со смирением, в
то время и на том месте, когда и где заповедал Господь.
Духовное место, на котором одном заповедано приносить
духовные жертвы. — смирение
[2].
Господь отметил верными и точными признаками любящего и
нелюбящего. Он сказал: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет.
Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает
[3].
Ты хочешь научиться любви Божией? удаляйся от всякого дела,
слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою
твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи
и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится
впасть по немощи, врачуй немедленным покаянием.
Но лучше старайся не допускать к себе и этих согрешений
строгою бдительностью над собою.
Ты хочешь научиться любви Божией? тщательно изучай в
Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самым
делом, старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в
качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю
любимого.
Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия: сего ради ко
всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды
возненавидех
[4], говорит Пророк. Такое поведение необходимо для
соблюдения верности к Богу. Верность — непременное условие
любви. Без этого условия любовь расторгается.
Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских
добродетелей — в чем заключается все евангельское нравоучение —
достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в
любви к Богу: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви
Моей
[5], сказал Спаситель.
Совершенство, любви заключается в соединении с Богом;
преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением,
наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви
должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко
поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением
естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим
против Закона Божия, против закона святой любви.
Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда
изгладится в тебе памятозлобие: тогда ты близок к любви. Когда
сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему
человечеству: тогда ты при самых дверях любви.
Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к
Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятая
этого дара чистотою сердца, ума и тела. По степени приготовления
бывает и степень дара: потому что Бог и в милости своей —
правосуден.
Любовь к Богу вполне духовна: рожденное от Духа, дух есть
[6].
Рожденное от плоти плоть есть
[7]: плотская любовь, как рождаемая плотью и кровью, имеет
свойства вещественные, тленные. Она непостоянна, переменчива:
огнь ее вполне в зависимости от вещества.
Слыша от Писания, что Бог наш огнь
[8], что любовь есть огнь, и ощущая в себе огнь любви
естественной, не подумай, чтоб этот огнь был один и тот же. Нет!
эти огни враждебны между собою и погашаются один другим
[9]. Служим благоугодно Богу с благоговением и страхом;
ибо Бог наш огнь поядаяй есть
[10].
Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь
человека, приводит в движение его нервы, возбуждает
мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и
душу и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному
молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью
духовною.
Многие подвижники, приняв естественную любовь за
Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и
мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в
состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении
многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные
жертвы самообольщения.
Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того
времени как она впала в папизм, в котором богохульно
приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку
поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти
подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в
котором исступленное самообольщение представлялось им
божественною любовью, в котором расстроенное воображение
рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и
гордости.
Сын Восточной Церкви! уклонись от чтения таких книг, уклонись
от последования наставлениям самообольщенных. Руководствуясь
Евангелием и святыми Отцами истинной Церкви, восходи со
смирением к духовной высоте любви Божественной чрез
посредство делания заповедей Христовых.
Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святого Духа,
а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к
принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце,
и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем
преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их
подает милосердый Бог в свое время, постоянным, терпеливым
смиренным исполнителям евангельских заповедей. Аминь.
[1] 1 Царств. XV, 22.
[2] Алфавитный Патерик. Изречение преподобного Пимена
Великого.
[3] Иоанн. XIV, 23, 24.
[4] Пс. CXVIII, 127, 128.
[5] Иоанн. XV, 10.
[6] Иоанн. III, 6.
[7] Иоанн. III, 6.
[8] Евр. XII, 29.
[9] Лествица, Слово 3 и Слово 15.
[10] Евр. XII, 28, 29.