Душа всех упражнений о Господе —
внимание. Без
внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий
спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять
внимание к
себе не только в уединении, но и при самой
рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается
обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца
все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять
внимание к
себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех
сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень
содействует вниманию к себе, а разгорячение крови,
как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного
телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от
других причин, рождает множество помыслов и мечтаний, иначе,
рассеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе
во-первых умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище
[1].
Проснувшись — в образ ожидающего всех человеков пробуждения
из мертвых, — направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу
начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких
суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив все
нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное
молитвенное правило, заботясь не столько о количестве
молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно
было совершено со вниманием, и, по причине внимания,
чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и
утешением. После молитвенного правила, опять всеми силами
заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно
же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и
заповедания Христа, чтоб по ним можно было направлять свою
деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения
определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно
обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно
упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою
и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и
ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи
ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых
упражнений, наводит на него уныние
[2]. Для новоначального святые Отцы предлагают частые
молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным
возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии
непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о
Господе возраста, относятся слова святого Апостола Павла:
Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще
преподобныя руки без гнева и размышления
[3], то есть бесстрастно и без всякого развлечения или
парения. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу.
Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды,
Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела
дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во
всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия,
открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях.
Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на
чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или
некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи
душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира.
Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о
них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо
потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно
предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное
неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения
человеческого.
Если случится сказать или сделать что-нибудь противное
заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и
посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с
которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути
Божия! — Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям
противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди,
говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый
сей, и согрешу пред Богом
[4]. Внимающий себе должен отказаться от всякой
мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и
благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне
истины, в стране призраков несуществующих и немогущих
осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия
мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума
и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство.
Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня
есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня.
Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое
рассматривание незатруднительно, потому что по причине
внимания к себе уничтожается забывчивость, столько
свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все
согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в
них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом
исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи
Богомыслием день, начатый Богомыслием.
Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека?
Что это за таинственное состояние — сон, при котором душа и тело
живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы
мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его
покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в
образ своего вечного покоя; а тело!... если оно восстает от сна,
то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон:
“Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в
добродетели”
[5]. Аминь.
Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную
жизнь для некоторого благочестивого мирского лица.
[1] Добротол., ч. II, главы преподобного Филофея Синайского.
[2] Исаак Сирский. Слово 71.
[3] 1 Тимоф., II , 8.
[4] Быт. XXX, 9.
[5] Патерик Скитский.