Григорьев Сергей Алексеевич Приём в комсомол.1949 год. Музей украинского изобразительного искусства. Украина. Киев.
Сергей Алексеевич Григорьев являлся одним из видных советских жанристов. Он стоял в одном ряду с такими выдающимися мастерами советского бытового жанра как Б.В.Иогансон, А.А.Пластов, Ф.П.Решетников, Т.Н.Яблонская.
Художник получил широкую известность на рубеже 40 - 50 -х годов. Отличительной манерой произведений Григорьева является изобразительная точность отражения событий и сцен повседневной жизни. Его полотна сдержаны в плане колористических решений.
Картина Прием в комсомол демонстрирует умения С. А. Григорьева обобщать жизненные наблюдения, выделять существенные стороны событий. Необходимо отметить выразительный характер произведения. Каждый персонаж имеет свое лицо, свой психологический портрет. Кумачовая скатерть, бюст "вождя народов" (который исчезнет в более позднем редакции полотна после смерти Сталина) в интерьере картины создают торжественность обстановки. Григорьев стремится подчеркнуть пафос происходящего события.
Зритель не видит лица юной героини картины. Тем самым художник показывает некий обобщенный образ передовой советской молодежи: "Велика честь быть членом Ленинского комсомола, велика честь идти в первых рядах борцов за коммунизм. Но это и великая ответственность" (Памятка члену ВЛКСМ).
Картина Прием в комсомол стала образцовым произведением социалистического реализма. Полотно получило широкую известность благодаря репродукциям в школьных учебниках и на почтовых марках.
В 1950 году Сергей Алексеевич Григорьев был удостоен звания лауреата Сталинской премии второй степени за картины Приём в комсомол и Вратарь.
|