Роберт Оппенгеймер и атомная бомба -М. Рузе Москва 1965 стр.150
Роберт Оппенгеймер и атомная бомба -М. Рузе Москва 1965 стр.150

ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге французского прогрессивного публициста М. Рузе «Роберт Оппенгеймер и атомная бомба» описываются события, связанные с развитием работ в области ядерной физики, завершившихся созданием в Соединенных Штатах ядерного оружия.
Связав эти события с Робертом Оппенгеймером — руководителем работ по созданию атомной бомбы, М. Рузе объективно излагает основные направления политики руководящих кругов США в области использования атомной энергии.
«Империализм использует технический прогресс преимущественно в военных целях. Он обращает достижения человеческого разума против самого человечества». Это положение Программы Коммунистической партии Советского Союза особенно ярко иллюстрируется политикой правящих кругов США в области использования атомной энергии.
Как известно, работы по исследованию атомного ядра уже перед началом второй мировой войны вплотную подвели ученых к разрешению проблемы расщепления ядра урана. Но завершились эти исследования уже во время мировой войны.
Тревога за судьбы народов мира и опасность того, что гитлеровская Германия овладеет атомной энергией, заставили многих прогрессивных ученых-физиков, изучавших атомное ядро, обратиться к президенту США с предложением незамедлительно приступить к созданию ядерного оружия. Они хотели сделать это оружие раньше, чем оно появится в фашистской Германии. Они хотели использовать атомную энергию для того, чтобы отстоять человечество от нависшей над ним опасности.
В США было принято решение начать работы по созданию атомной бомбы. Атомное оружие стали разрабатывать, но не
для тех целей, о которых думали ученые. Генерал Л. Гровс — представитель Пентагона, поставленный правительством во главе организации по изготовлению атомной бомбы,— заявил: «Я уже тогда (в 1942 г.) не питал никаких иллюзий относительно того, что Россия является врагом и что проект строится на этой базе».
Война с Германией закончилась до завершения работ над атомной бомбой. Гитлеровские полчища были разгромлены Советской Армией, и атомного оружия для этого не потребовалось.
Почему же все-таки нужно было завершить работы над бомбой, испытать ее не только в Аламогордо, но и сбросить на мирные японские города? Эти вопросы возникали и среди ученых, создававших атомную бомбу.
М. Рузе правильно раскрывает причины завершения в США работ по созданию атомной бомбы и планы, которые строило американское правительство. «Гражданские и военные власти США были убеждены в материальном превосходстве своей страны .и верили в миф об органической нежизнеспособности коммунистического общества. Они считали, что СССР овладеет атомной энергией не раньше чем через десятки лет, а Америка, тем временем, вероятно, уничтожит коммунизм»,— пишет М. Рузе.
«Главное идейно-политическое оружие империализма — антикоммунизм»,— говорится в Программе КПСС. Американский империализм, выполняя роль мирового жандарма, широко использует это оружие, выступая против демократических революционных преобразований.
Антикоммунизм как идейно-политическое оружие широко стал применяться в США после завершения войны с Германией для преследования не только либеральных организаций, но и прогрессивных людей Америки.
.«Гнет полицейской слежки стал еще тяжелее, чем во время войны против Германии и Японии. В марте 1947 года президент Трумэн подписал декрет о «лояльности», согласно кото- ' рому проверялась политическая и моральная благонадежность каждого государственного служащего»,— пишет М. Рузе.
Это оружие было использовано и против Роберта Оппен-геймера — создателя атомной бомбы.
Р. Оппенгеймер был нужен империалистическим кругам США как человек с широким научным кругозором, большими способностями организатора и обширными связями в мире
ученых. Особенно он был необходим в начальной стадии работ, для того чтобы объединить ученых, прибывших в США из стран Европы, организовать ученых разных специальностей с различными политическими и религиозными убеждениями и сосредоточить их усилия на решении атомной проблемы. В то время генерал Гровс знал о левых настроениях Р. Оппенгеймера, но Оппенгеймер был нужен. Поэтому ни настроения Оппенгеймера, ни связи его с некоторыми коммунистами, ни даже женитьба на: коммунистке не помешали поставить его во главе всех работ по созданию атомной бомбы. Он был необходим.
Но когда Оппенгеймер создал атомное оружие, ему припомнили его прошлые либеральные взгляды, и он был отстранен от всякого участия в работах над ядерным оружием.
Над Оппенгеймером был устроен суд, взволновавший всю мировую общественность. Этот суд — яркое свидетельство того, что «Монополистический капитал все явственнее обнажает свою реакционную, антидемократическую сущность. Он не мирится даже с прежними буржуазно-демократическими свободами, хотя лицемерно и провозглашает их.» (Программа КПСС.)
В книге «Роберт Оппенгеймер и атомная бомба» М. Рузе освещает события того же периода, что и Р. Юнг в книге «Ярче тысячи солнц» *. Оба автора пользовались по существу одними и теми же источниками. Это поставило второго автора— М. Рузе — в более трудное положение: он вынужден был повторить многое из того, что изложено Юнгом. Вместе с тем М. Рузе приводит дополнительные иллюстрации для освещения этого важнейшего периода, открывшего новую главу в жизни человечества.
В своей книге М. Рузе приводит не только собственные суждения о личности Оппенгеймера. Для того чтобы читатели получили более полное представление о научных, философских и политических взглядах Оппенгеймера, он включил в свою книгу его выступления и лекции, прочитанные им и опубликованные в Англии, Франции и США. Со многими концепциями Оппенгеймера, изложенными в этих выступлениях, согласиться нельзя, но их можно объяснить, учитывая те условия, в которых находился Оппенгеймер. Попав под влияние генерала Гровса и в тенета органов безопасности, Оппен-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ... .............
1. Ранние годы .............. ...... 7
II. Квантовая революция . .......... ..... 17
III. Деление урана ....... . ........... 38
IV. Город атомной бомбы ................ *>1
V. «Охота за ведьмами» ..... . .......... 69
VI. Ученый и общество ................. 85
VII. Ученый и государство ................ 1°°
Отрывки из произведений Роберта Оппенгеймера
Древо познания ................... 11?
Смятение духа ...... ......... ...... 1**>
Наука и «общедоступный язык» ............. 129
Перечитывая Оппенгеймера , ............... 134