Тропой науки-П.Т.Приходько Москва 1969 стр.115
Тропой науки-П.Т.Приходько Москва 1969 стр.115


ОСНОВУ НАСТОЯЩЕЙ КНИГИ СОСТАВИЛИ РАНЕЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ АВТОРА ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ТРУДА — «КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ НАД КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИЕЙ» (1948), «ТРОПОЙ НАУКИ» (1965), «О НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АСПИРАНТОВ» (1968) И ДРУГИЕ, ПЕРЕРАБОТАННЫЕ С УЧЕТОМ НОВЫХ НАУЧНЫХ ДАННЫХ. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ТРЕБУЮТ ТОГО, ЧТОБЫ ИМИ НАСТОЙЧИВО ОВЛАДЕВАЛИ И ПОСТОЯННО ИЗУЧАЛИ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЭТО ОТНОСИТСЯ К НАЧИНАЮЩИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ: АСПИРАНТАМ, МЛАДШИМ НАУЧНЫМ СОТРУДНИКАМ И К СПЕЦИАЛИСТАМ-ПРАКТИКАМ: ИНЖЕНЕРАМ, ВРАЧАМ, АГРОНОМАМ, ПЕДАГОГАМ, А ТАКЖЕ К СТУДЕНТАМ, В ОБЩЕМ КО ВСЕМ ТЕМ, КТО САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕДЕТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ.
ВВЕДЕНИЕ
Наука в наши дни стала великой действенной силой, могучим двигателем прогресса общества, строящего коммунизм. Являясь одной из форм общественного сознания, наука постоянно совершенствуется в практической деятельности людей. Этому же способствует ее органическая, взаимооплодотворяющая связь с техникой'.
Огромный, бесценный вклад внесли отечественные ученые в сокровищницу мировой науки. Нашей Родине принадлежит приоритет запуска первого искусственного спутника Земли; первого реального осуществления дерзкой мечты — космического лолета человека и выхода космонавтов из корабля в космическое пространство; фотографирования обратной стороны Луны; исследования планеты Венеры и многих других выдающихся научных достижений.
Немеркнущей славой овеяны имена великих тружеников мысли отечественных ученых — М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, А. С. Попова, И. М. Сеченова и замечательных наших современников, корифеев науки совет* ского периода, — К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, И. В. Мичурина, В. И. Вернадского, А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатова, С. П. Королева и многих других.
«Дело чести советских ученых — закрепить за советской. наукой завоеванные передовые позиции в важнейших отраслях знания и занять ведущее положение в мировой науке по всем основным направлениям» 2.
Наука представляет собой исторически сложившуюся многоплановую систему человеческих знаний, которую условно разделяют на при взаимосвязанные области — науку о природе (естествознание), науку об обществе (обществоведение) и науку о мышлении.
Понятие «техника» определяется как совокупность средств труда и средств человеческой деятельности в системе общественного производства и вещественной' жизни (А. А. Зворыкин. Научно-техническая революция и 66 свальные последствия. М., «Знание», 1967, стр. 4).
, ,;У съезд Коммунистической партии Советского Союза 17—31 ок-РТП зд- г' Стенографический отчет. Т. 3. М., Госполитнздат, , 1962,
АЕТСЯ В ЭТОЙ КНИГЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ 9
Глава П. ВЫБОР ТЕМЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
Глава III. ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДО-. ВАНИЯ 20
1. Подготовительная работа и ее последовательность ......22
2. Планирование исследовательской работы 251
3. Механизация вспомогательных операций 30
Глава IV. РАЗВИТИЕ ИДЕИ И ЗАМЫСЛА АВТОРА 33
1. Основные черты научного предвидения 34
2. Особенности поисковых исследований 38
3. Роль моделирования в научном исследова
нии ...... 42
4. Логика научного исследования . . 45
Глава V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 50
1. Порядок накопления научных фактов, их анализ и обобщение . . ... 50
2. Экспериментальное исследование . . 53
3. Методическое исследование .... 57
4. Описательное исследование . . 59
5. Экспериментально-аналитическое исследование ....... 63
6. Историко-биографическое исследование . 65
7. Исследование смешанного типа . . .67
Глава VI. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ НАУЧНОГО
ТРУДА 69
1. Научные произведения и их характерные особенности ...... 69
2. Кандидатская диссертация и ее оформление ....... 74
3. О стиле научной речи..... 81
4. Подготовка рукописи к машинописной печати ....... 90
Глава VII. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА. КАНДИДАТ-; СКОИ ДИССЕРТАЦИИ * ' 93
Глава VIII. ГИГИЕНА ТРУДА И ОТДЫХА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ 98
1. Рациональный режим труда ... 98
2. Совершенствование памяти и внимания . 100
3. Организация рабочего места . . . 107
4. Режим отдыха и питания . . . .110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....... 113
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ......115