Логика для юристов - Гетманова, Александра Денисовна.М. :.Омега-Л, 2008. - 415 с. : ил.
Логика для юристов - Гетманова, Александра Денисовна.М. :.Омега-Л, 2008. - 415 с. : ил.


Гетманова, Александра Денисовна.
Логика для юристов ; учеб. пособие для студентов вузов, об; ющихся по специальности 032700 - юриспруденция (ГСЭ. Р. нац.-регион, (вуз.) компонент) / А. Д. Гетманова. - 5-е изд., М. :.Омега-Л, 2008. - 415 с. : ил. - (Высшее юридическое об ние). - ISBN 978-5-365-00929-5.
Агентство CIP РГБ
^i
Учебное пособие ориентировано на преподавание логики в педагогнчесй ких учебных заведениях на юридических факультетах и отделениях по тингу, в юридических вузах, юридических колледжах и общеобразовачх. школах по учебному предмету «Право». С целью развития логического ,.,„„*., ления и применения теории логики на практике все главы снабжены логачесй кими задачами преимущественно юридического содержания. Последняя глай ва раскрывает этапы развития логики как науки. Учебное пособие адресован^ также юристам, учителям, слушателям в системе повышения квалификаций и всем интересующимся проблемами логики и юриспруденции. i
А.Д. Гетманова в течение тридцати лет преподает логику в Москоф ском городском педагогическом университете (МГПУ), является авторе* нескольких учебников по логике.
Материал учебного пособия имеет семилетнюю апробацию преподавание логики на юридическом факультете Московского городского педагогической университета (МГПУ) и двухлетнюю практику преподавания логики в Акадй мическом правовом университете при Институте государства и права России^ ской академии наук и Государственном университете гуманитарных наук.
ВВЕДЕНИЕ
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, — горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
Но добыть истинное знание, пусть даже неполное, неокончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавшим истину для блага че- -ловечества. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Мария Склодовская-Кюри во время Первой мировой войны направила свой организаторский талант на создание радиологической службы французской армии. Она умерла от лейкемии — следствия лучевой болезни, развившейся за многие годы работы с радиоактивными веществами. Некоторые ученые-микробиологи проводили опасные эксперименты на себе. •
К сожалению, на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
Люди хотят познать не только закономерности природы и общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако тернист путь к истине.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, луноход и искусственные спутники планет, кото-Рые позволили ему глубже и полнее познавать свойства при-Р°Дных и социальных явлений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ
§ 1. Формы познания................................................................... 10
§ 2. Понятие логической формы и логического закона................. 16
§ 3. Логика и язык........................................................................27
Задачи.....................................................................................33
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ
§1. Понятие как форма мышления...............................................43
§2. Содержание и объем понятия.............................г..................47
§3. Виды понятий.......................................................................48
§4. Отношения между понятиями................................................52
§5. Определение понятий...........................................................59
§6. Деление понятий. Классификация.........................................74
§ 7. Ограничение и обобщение понятий.......................................85
Задачи................................................................................л... 87
ГЛАВА III. СУЖДЕНИЕ
§1. Общая характеристика суждения...........!..............................110
§2. Простое суждение................................................................113
§ 3. Сложное суждение и его виды.
Исчисление высказываний...................................................120
§ 4.' Выражение логических связок в естественном
(русском) языке, в том числе в юридических текстах............128
§ 5. Отношения между суждениями по значениям
истинности..........................................................................135
§ 6. Деление суждений по модальности......................................138
§ 7. Логическая структура вопроса..............................................145
Задачи....................................................................................150
413
ГЛАВА IV. ЗАКОНЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВИЛ ЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
. • t
§1. Понятие логического закона.................................................156
§ 2. Законы логики и их роль в познании.....................................157
§ 3. Использование формально-логических законов
в процессе обучения и юридической практике.....................172
Задачи....................................................................................177
ГЛАВА V. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
§1. Общее поня7ие об умозаключении.......................................194
§2. Определение дедуктивных умозаключений............................197
§ 3. Выводы из категорических суждений посредством
их преобразования..............................................................200
§4. Простой категорический силлогизм.....................................206
§ 5. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема)...........212
§ 6. Сложные и сложносокращенные силлогизмы
(полисиллогизмы, сориты, эпихейрема).............................213
§7. Условные умозаключения.....................................................218
§8. Разделительные умозаключения...........................................224
§ 9. Условно-разделительные (лемматические)
умозаключения....................................................................228
§ 10. Сокращенные условные, разделительные
и условно-разделительные умозаключения.......................237
§11. Непрямые (косвенные) выводы...........................................243
Задачи....................................................................................245
ГЛАВА VI. ИНДУКЦИЯ И АНАЛОГИЯ
§1. Индуктивные умозаключения и их виды....................-.............259
§ 2. Виды неполной индукции.....................................................261
§ 3. Индуктивные методы установления причинных связей...........266
§ 4. Умозаключение по аналогии и его виды..................'..............270,
§ 5. Аналогия в юридическом законе и аналогия в праве.............27'Ц
Задачи....................................................................................28(1
ГЛАВА VII. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ
§ 1. Понятие доказательства.......................................................287
§ 2. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства...................291
§3. Понятие опровержения.........................................................294
§4. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки,
встречающиеся в доказательствах и опровержениях...........296
§ 5. Понятие о софизмах и логических парадоксах......................302
§6. Искусство ведения дискуссии...............................................305
Задачи....................................................................................312
ГЛАВА VIII. ГИПОТЕЗА. ПОСТРОЕНИЕ ВЕРСИЙ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
§ 1. Гипотеза как форма развития знаний....................................328
§2. Построение гипотезы (версии) и этапы ее развития.............333
§3. Способы подтверждения гипотез (версий)...........................335
§4. Опровержение гипотез (версий)..........................................337
§5. Примеры гипотез, возникающих в познании.........................339
*
Задачи....................................................................................344
Занимательные задачи...................................................352
Тест Айзенка........................................................................357
ГЛАВАМ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ КАК НАУКИ
§ 1. Краткие сведения из истории традиционной
формальной логики............................ч.................................371
§ 2. Краткие сведения из истории математической
(символической) логики......................................................390
Заключение..........................................................................404
Тесты.......................................................................................407
Рекомендуемая литература..........................................410
Список символов.......................................................:.......412
Логика классов...................................................................412

Hosted by uCoz