Философия истории Гегеля - Каримский А. М М.: Изд-во> МГУ, 1988. — 270 с.
Философия истории Гегеля - Каримский А. М М.: Изд-во> МГУ, 1988. — 270 с.

Каримский А. М.
3 Философия истории Гегеля. — М.: Изд-во> МГУ, 1988. — 270 с.
ISBN 5—211—00003—X.
В книге раскрываются наиболее содержательные аспекты философии истории Гегеля, их значение для подготовки материалистического понимания истории, освещается идейно-теоретическая борьба вокруг этой стороны учения Гегеля.
Для специалистов и всех интересующихся историей философии.
ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕГЕЛЯ
в ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ
Термин «философия истории Гегеля» употребляется а ДВУХ основных смыслах. В привычном, широком пони-
маш"п1_это традиционный круг мировоззренческих и
методологических проблем исторического познания. Им Гегель уделял внимание во все периоды своей деятельности и практически во всех своих главных произведениях, начиная с работ по философии религии и «Феноменологии духа» и кончая последним прижизненным изданием «Энциклопедии философских наук» (1830). Вт-;; он. более узкий смысл воплощен в спекулятивно-плеалпстической теории всемирно-исторического процес-_ са, место которой четко определено в гегелевской системе и которая достаточно систематизирование изложена в «Лекциях по философии истории». Нет нужды доказывать, что резкое разделение двух смыслов невозможно, но само их различение необходимо. Предметом данной работы является прежде всего философия истории Гегеля во втором смысле — ее реконструкция и анализ. Это не исключает рассмотрения и более широких фило-софеко-исторических проблем в творчестве Гегеля, но в качестве подчиненного момента.
Философия истории Гегеля достаточно сложна для оценки. Если логика Гегеля классиками марксизма-ле-пппнзма единодушно характеризуется как гениальное предвосхищение и предпосылка научного диалектического метода, то его философско-историческое учение оценивается неоднозначно. Так, В. И. Ленин свой конспект «Лекций по философии истории» Гегеля завершает выводом: «В общем, философия истории дает очень и очень мало — это понятно, ибо именно здесь, именно в этой области, в этой науке Маркс и Энгельс сделали наибольший шаг вперед. Здесь Гегель наиболее устарел и антиквирован» [4, 29, 289']. Вместе с тем
В книге принята следующая система отсылок. Первое число квадратных скобках соответствует порядковому номеру источ-в прилагаемом списке литературы, последнее — указывает
ОГЛАВЛЕНИЕ
1В в е д е и и е. Философия истории Гегеля в историко-философском контексте ................ 3
Глава I. Философия истории в творчестве Гегеля .... 10
1. Искания.................. Ю
2. Издания ..........'?...... 19
3. Всемирная история в гегелевской системе..... 32
.Глава П. Типы исторического мышления........ 50
1. Предшественники. Два смысла «истории» ...... 50
2. Отношение мысли к объективности в истории ... 59
3. Философская история . . ;.......... 74
.Глава III. Разум в истории............ 85
1. Основание истории............. 85
2. Исторический прогресс и свобода........ 97
.Глава IV. Человек в истории............ 115
1. О страстях человека и «хитрости разума» .... 116
2. Трагедия и фарс, ирония и диалектика...... 128
3. Личность и историческая необходимость...... 138
.Глава V. Начало истории (восточный мир) ...... 156
1. Географическая основа и периодизация всемирной истории.................. 156
2. Первые шаги мирового духа.......... 167
3. Богиня Нейт и бог Аполлон: пробуждение субъективности ................... 175
'.Глава VI. Античная эпоха (Греция и Рим) ...... 184
1. Прекрасная индивидуальность и прекрасная демократия .................. 184
2. Расцвет и упадок греческого духа........ 199
3. Римский дух, несчастное сознание и христианство . 208 Глава VII. Германский мир и проблема конца истории . . 226
1. К понятиям германского мира и христианского принципа ................... 226
2. Реформация, Просвещение, революция ...... 236
3. Действительность и идеалы.......... 248
..Заключение................. 260
Литература.................. 263
^Указатель имен............. 268