Источниковедение и историография истории буддизма.Страны Центральной Азии - СборникНовосибирск: Наука, 1986.стр.122
Источниковедение и историография истории буддизма.Страны Центральной Азии - СборникНовосибирск: Наука, 1986.стр.122

Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1986.
Сборник посвящен характеристике тибетских, монгольских и' китайских источников и памятников историографии средневековой эпохи по истории буддийских сект в странах Центральной Азии. Освещаются философские, психологические и историко-культурологиче-ские аспекты буддизма; впервые в советской литературе представляется наиболее полная картина его эволюции на тибетской почве (таких сект, как карчжудпа, сакьяпа, джонанпа, гэлугпа), исследуются социально-психологические аспекты функционирования буддийских школ и сект.
Для востоковедов, религиеведов, философов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
История различных школ и направлений буддизма, оказавшего в средневековье заметное влияние на идеологию, культуру, общественно-экономические институты и политические традиции народов Центральной Азии, нашла широкое отражение в многочисленных нарративных источниках, а также в историографической тенденции этих народов. Поэтому изучение вопросов историографии и источниковедения истории буддизма в этом регионе является актуальной -задачей отечественной буддологии.
Предлагаемый вниманию читателей сборник посвящен критическому анализу тибетских, монгольских и китайских источников по истории буддизма в странах централъноазиатского региона, а также исследованию памятников средневековой историографии Монголии и Тибета. В нем нашли отражение результаты исследований, проводимых сотрудниками Бурятского института общественных наук по теме "Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии" и затрагивающих преимущественно те аспекты указанной темы, которые носят источниковедческий характер. Вместе с тем, поскольку средневековые источники не ограничивались сугубо историческими вопросами, но освещали самые разнообразные стороны буддизма как сложного и многоаспектного явления, статьи сборника охватывают широкий круг вопросов взаимодействия буддийских школ с различными религиозными, философскими и социокультурными традициями в данном регионе. Большое место в статьях уделяется определению роли традиций в формировании региональных школ (статьи Р.Н. Крапивиной, Е.Д. Огневой, Б.И. Кузнецова, Г.Б. Дагданова, Л.Е. Янгутова) и значению ретроспектив-ности как важного критерия опенки преемственности традиции (Б.З. Базарова, Р.Н. Крапивина, Т.Д. Скрынникова). В статьях Р.Н. Крапивиной и Е.Д. Огневой рассматривается один из труднейших аспектов, с которым сталкиваются исследователи средневековой культуры, - проблемы хронологии. Взаимодействие буддийской традиции с местными добуддийскими формами культа, а также социально-политическая роль буддизма в странах Центральной Азии освещены Д.И. Бураевым, Б.З. Базаровой, Т.Д. Скрынниковой, Н.В. Абаевым, С.Ю. Лепеховым.
Продолжая традицию отечественного востоковедения, авторы основывались на материалах оригинальных источников, тем самым расширяя источ-ннковедческую базу буддологических исследований.
В центре внимания Е.Д. Огневой оказалась личность известного тибетского историка и культурного деятеля Таранатхи. Благодаря тщательному анализу колофонов произведений Таранатхи автору удалось воссоздать картину жизни и деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста средневекового Тибета.
Изучение и исследование сочинения Цзонхавы "Великие этапы пути к бодхи" привели Б.И. Кузнецова к выводу о том, что основным источником для сочинения Цзонхавы послужил текст известного проповедника буддизма Е Тибете Атиши (982-1054).
Сложным и малоизученным проблемам исследования историко-философской литературы Тибета посвящены статья Р.Е. Пубаева. В ней дается описание малоизвестного издания весьма важного и еще недостаточно изученного источника по истории философии буддизма "Дубмта—шэлчжи— мэлон".
В статье Б.З. Базаровой на разнообразном материале монгольских летописей детально и обстоятельно анализируется процесс развития историографических принципов монгольского летописания XVII- XIX вв.: от простого "механического" включения буддийских исторических концепций, разработанных в рамках индийской и тибетской традиции, к созданию довольно стройной и детально разработанной концепции происхождения монгольских ханов, базирующейся на буддийских представлениях.
Т.Д. Скрынникова анализирует халхаскую церковную организацию в период господства маньчжуров и делает вывод, что она управлялась администрацией трех типов: монастырской, состоящей из должностных лиц духовного звания, территориальной и центральной, состоящей из государственных чиновников Лифанъюань и Пекинского ламаистского центра.
Ряд статей сборника посвящен китайскому буддизму. Н.В. Абаев и С. 10. Лепехов, привлекая разнообразные источники, включая письменные свидетельства очевидцев деятельности членов тайных религиозных объединений Китая, исследуют механизмы и методы регуляции социального поведения, зарождавшиеся в этих объединениях. В статье Л.Е. Янгутова дается обстоятельный анализ трактата "Лнхолунь" как источника по ранней истории буддизма. Автор показал важное значение данного памятника как "первой письменной апологии" буддизма в Китае и его роль в полемике буддистов с представителями других традиционных китайских учений. В статье Г.Б Дагданова освещаются малоизученные вопросы формирования школы фасян в Китае, рассматриваются основные положения религиозно-философского учения этой школы.
Работа Б.С. Дугарова вводит в научный оборот неописанные ранее монгольские переводы известной биографии тибетского поэта Миларайбы. В своей статье Б.Д. Бадараев знакомит читателей с уникальным памятником — "Атласом индо—тибетской медицины", подчеркивая, что в нем помимо медицинских сведений содержатся также факты, представляющие интерес для историка культуры Тибета.'
Редколлегия сборника не ставила своей задачей кардинальное исследование вопросов роли буддизма-в истории страны Центральной Азии, однако надеются, что анализ конкретных исторических явлений способствует решению проблем типологии древних и средневековых культур Востока.
ТИБЕТСКАЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В тибетской историографии средневековой эпохи сформировался особый род историко-философской литературы, посвященной истории возникновения и развития различных религиозно-философских учений, школ и сект не только буддизма, но и небуддийских учений, таких как брахманизм, бонпо, даосизм и др. Эта историко-философская литература была широко известна тибетским, монгольским и бурятским буддийским ученым под названием "дуб-мта" ( grub-rnth'a ), а европейским буддологам - как "сиддханта" (санскритский вариант).
В отечественной тибетологии впервые на важность историко-философской литературы типа сиддханты обратил внимание В.П. Васильев еше в 1857 г. Он писал: "В этих философских воззрениях, как мы увидим, буддисты уже оставляют в стороне сутры, которые послужили основанием их религии; они обращаются к обшей оценке мышления, к логическим и метафизическим законам и посредством их уже хотят представить конспект всего учения, дать ему общее безусловное толкование. Теперь мы будем иметь дело не с Ганч-журом, в котором собраны сутры, но с толкованиями 'на него, помешенными в Данчжуре: неизвестные прежде писатели здесь сменяются уже историческими личностями; прежде, можно сказать, мы имели дело с выражениями массы, теперь уже являются пред нами индивидуальные сочинения" •*•.
Под "индивидуальными сочинениями*, авторы которых "обращаются к обшей оценке мышления, к логическим и метафизическим законам" для характеристики буддийского учения в целом и его школ в отдельности, В.П. Васильев прежде всего имел в виду сочинения из Данчжура, переведенные с санскрита на тибетский язык и содержащие описание взглядов различных религиозно-философских школ. Наиболее значительными и известными среди них являются два историко-философских трактата: "Самаявадхопарачаначакра" \ gzhung lugs'-kyi bye-brag bkod-pa'i 'khor-lo) Васуми-тры ( dbyig-gi bshes-gnyen) 2 и "Таркаджвала" ( rtog-ge 'bar-ba) Бхавьи ( legs-Id an) , иначе - Бхавивеки ( legs-. Idan 'byed)3.
В.П. Васильев считал "Самаявадхопарачаначакру" источником для более подробных и ученых исследований постепенного развития буддизма"4, Так как в ней излагается различие взглядов 18 Древнеиндийских буддийских школ. Он перевел это сочинение Васу-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...................... 3
Р.Е. Пубаев. Тибетская историко-философская литература ...................... 5
Р.Н. Крапивина. Традиция в школе сакьяпа (по
материалам "Дубмта-шэлчжи-мэлон")...... 20
Е.Д. Огнева. Таранатха Гунга-Ньинбо (материалы
к биографии).................... 28
Б.И. Кузнецов. Основные идейные принципы трактата
Цзонхавы "Великие этапы пути к бодхи"...... 43
Д.И.. Бураев. К истории изучения религии бон ... 45
Б.З. Базарова. Буддизм и монгольские летописи XVII - XIX веков. (К критике идеи преемственности происхождения монгольских ханов). . 59
Т.Д. Скрынникова. Основные тенденции в развитии
ламаистской церкви Халхи XVIII - начала XX в. 73
Н.В. Абаев. С.Ю. Лепехов, Методы регуляции социального поведения в тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских объединений).............:........ 85
Г.Б. Дагданов. Школа фасян в истории китайского
буддизма....................... 100
Л.Е. Янгутов. Трактат "Лихолунь" как источник по
истории китайского буддизма........... 110
Б.С. Дугаров. Списки монгольских ксилографов "Нам-
тара" Миларайбы.................. 117
Б.Д. Бадараев. Описание "Атласа индо-тибетской
медицины"....................... 120