English for Adults - В.Л скалкин Москва 1067 стр.502
English for Adults - В.Л скалкин Москва 1067 стр.502

ПРЕДИСЛОВИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА УЧЕБНИКА
Настоящий учебник предназначен для слушателей курсов иностранных языков, впервые приступивших к изучению английского языка. Он может быть также использован в кружках английского языка для взрослых, а также для самостоятельного изучения языка.. . • ^
Цель учебника — дать слушателям первого года обучения необходимый минимум знаний равномерно по всем основным аспектам изучаемого языка и выработать у них прочные навыки произношения, устной речи, чтения и перевода в соответствии с действующими программами для курсов.
При этом имелось в виду, чтобы уровень этих знаний и навыков при условии тщательной проработки учебника уже на втором году обучения позволил бы (в зависимости от конкретных целей и структуры учебной программы различного рода курсов иностранных языков для взреслых) перейти как к интенсивному изучению отдельных аспектов (например, разговорной речи, перевода и т. д.), так и к продолжению комплексной работы по типу I курса.
Учебник рассчитан приблизительно на 450 часов аудиторной работы.
Грамматический материал в основном соответствует программе по грамматике для I курса языкового вуза. Он заканчивается группой времен Continuous, Perfect Passive Voice, а также Complex Object.
Лексический материал учебника составляют около 1100 подлежащих активному усвоению слов и выражений. В основе слЪваря — наиболее употребительные лексические единицы, отобранные по данным частотного словаря Торн-дайка и Лорджа и выверенные по Лексическому справочнику М. М. Фаль-кович.
Лексический минимум I курса обеспечивает слушателям* возможность читать и свободно понимать (переводить) незнакомые адаптированные тексты.
Изучив материал данного учебника, слушатель сможет вести несложную беседу на следующие темы:
1. Трудовая деятельность. Рабочий день. Основные профессии и занятия. Учеба. Аудитория. Изучение иностранного языка.
2. Семья. Члены семьи. Родственники.
3. Квартира. Комната. Обстановка. Местожительство.
, 4. Времена года. Погода. Климат. Время.
5. Выходной день. Отпуск. Досуг. Культурные развлечения. Спорт. ние и летние виды спорта и игры. Интересы и увлечения.
6. Город. Описание города. Городской транспорт.
7. Покупки. Продукты питания. Одежда и обувь. Деньги..
8. Еда. В столовой. За столом.
9. Почта.
10. Человек. Части тела. Внешность.
11. Завоевание космоса. У карты мира. . ','
12. Работа и общественная жизнь. Участие в общественной жизни. Праэд- I ники советского народа. ,
Тематика, содержание учебных текстов и упражнений рассчитаны на работу со взрослой аудиторией. Материал для чтения носит по возможности ; занимательный характер. Уже в конце 1-го семестра слушатели переходят к чтению адаптированных отрывков из произведений английских и американ- ' ских авторов.
При составлении учебника была учтена специфика работы на курсах ино- , странных языков для взрослых. В частности, были приняты во внимание следующие моменты:
а) изучение иностранного языка на курсах не является основным занятием слушателей: оно совмещается с работой на предприятиях или учебой в вузах или техникумах;
б) слушателями курсов являются взрослые люди (от 17 лет и старше), ' у которых наблюдается некоторое снижение имитационных способностей, существенно необходимых для обучения языку (особенно произношению), а также абсорбционных качеств памяти и ее способности к непроизвольному запоминанию;
в) на курсах обучаются лица разного возраста, имеющие различный уровень и специализацию образования, а также неодинаковый опыт изучения иностранных языков вообще и английского в частности;
г) обучение проходит в вечернее время, когда у слушателей после рабочего дня наблюдается некоторая усталость.
В основе учебника лежат следующие методические принципы и положения: 1 1. Учебник составлен комплексно и в равной степени охватывает все ое-новные аспекты языка. *
2. Главное направление на первом этапе (1-й семестр)—от чтения к уст-' ной речи, а на втором этапе (2-й семестр) — от устной речи к чтению и письг му и вновь к устной речи.
3. Для более рационального использования учебного времени специальный вводно-фонетический курс не выделяется: соответствующий фонетический материал вводится и закрепляется одновременно с обучением технике чтения, лексике, элементам грамматики и навыкам устной речи.
4. Изучение языка по данному учебнику имеет строго практическую направленность: весь его учебно-методический материал подчинен задаче создания у слушателей готовности к восприятию и продуцированию иноязычной речи (устной и письменной). Все теоретические сведения о языке носят вспо-
огательный характер. Объект изучения —не отдельное слово, а предложе-
ие цмеюшее реальный смысл и коммуникативный адрес.
'б Характер и структура упражнений учебника позволяют широко использовать устный метод, групповые и парные формы работы, наглядные пособия и технические средства обучения.
6. Словарный состав начальных уроков учебника позволяет почти с первых же занятий перейти к ведению урока на иностранном языке.
7. Обучение строится не на изучении текста, а на системе тренировочных и контрольных упражнений, текст не начинает, а завершает урок. Авторы" стремились путем последовательного введения нового лексико-грамматическо-го материала и постепенного устранения трудностей превратить работу над текстом в один из видов речевой деятельности, завершающий -изучение .лекси-ко-грамматических явлений урока.
8. В соответствии с идеями программированного обучения, в работе над учебным материалом каждого урока выделяются три основных этапа:
1) введение и иллюстрации;
2) тренировочные упражнения;
3) контрольные упражнения.
Введение и иллюстрация каждого нового явления соединены со следующими за ними тренировочными упражнениями, а контроль является необходимым звеном обратной связи, позволяющим преподавателю решать вопрос о возможности перехода к следующему этапу урока.
9. Введение нового лексико-грамматического материала рассматривается авторами как один из наиболее важных моментов обучения. Отсюда — широкое использование наглядности и иллюстративности, а также любых иных средств, обеспечивающих понимание слушателями вводимого материала. Наряду с • методом прямого сопоставления с родным языком применяется также и беспереводный метод введения материала (при помощи иллюстраций и схем, на основе ранее изученных явлений).
10. В связи с важностью обоих видов коммуникативной деятельности (устная и письменная речь) большинство упражнений рассчитано как на устную, так и на письменную их проработку. ч.
Учебник состоит из следующих разделов:
Введение. ;
Основной курс — 30 уроков. 20-й и 30-й уроки, завершающие соответственно 1-й и 2-ой семестры, являются повторительными.
Фонетический комментарий.
Грамматический комментарий.
Алфавитный словарь. .
Учебник написан коллективом преподавателей Одесских государственных курсов иностранных языков и представляет собой многолетний опыт работы этого учебного заведения. Первые варианты учебника прошли экспериментальную проверку, что позволило выявить его недостатки и уточнить основное направление его доработки. При работе над учебником были изучены и учтены критические замечания Харьковских, Киевских, Кишиневских и Измаиль-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................... 3
Введение............................11
Lesson 1 Чтение: согласные р, b, f, v, m, k, g [g], г, s [si, [z]; t, d, n, 1, x [ks]; гласные e [el, [i:]; 1 [i], [ai]; буквосочетания: ea, ее [i:]. Грамматика: Повелительное наклонение. 14 Lesson 2 Чтение: согласная г перед гласными; гласная а [к]', [eij; ударение и интонация. Грамматика: глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени; неопределенный артикль; место
подлежащего и прямого дополнения.............23
Lesson 3 Чтение: гласные о [э], [ои[; у [at]; буквосочетания oi, oy, оо. Грамматика: множественное число существительных ............29
Lesson
ные гласные
г перед гласи__, -..,...
инфинитив; глагол во 2-м лице настоящего времени; вопросительные и Отрицательные формы глаголов в 1-м и 2-м лицах
настоящего времени....................36
Lesson 5 Чтение: согласные с [k], [s]; h [h]; буквосочетания sh, ch; th [б], [в]. Грамматика: глагол в 3-м лице настоящего времени; указательные местоимения; определенный артикль;
конверсия. Text: In the Shop...............44
Lesson 6 Чтение: согласная w; буквосочетания wh, wr, wa, qu; гласные при одной и двух согласных перед 1е; интонация (мелодии I и II). Грамматика: специальные вопросы; отрицательная форма повелительного наклонения; конструкция Let us
(me). Text: Ann Helps Us......•..........54
Lesson 7 Чтение: гласная о [л]; согласные g, j; буквосочетания kn, ow [ou], [au]; ew, ng, nk. Грамматика: специальные вопросы к подлежащему и его определению; предложный оборот с of. Text: At an English Lesson.......-.....62
Lesson 8 Чтение: буквосочетания ar, arr, are, air, or, our, ore, oar, orr, war, quar; интонация альтернативных вопросов. Грамматика: глагол to be в настоящем времени; альтернативные вопросы. Text: A Family Portrait............72
Lesson 9 Чтение: буквосочетания er, ir, yr, ur [э:]; ere, eer, ear [ia]; ire, yre [aiaj; ure [jua]; err, irr, urr. Грамматика: объектный падеж личных местоимений; сложноподчиненные предложения с that и what; предложные обороты' с of, to, by, with. Text: Nina Works and Studies.............86
501
Lesson 10 Чтение: буквосочетания our, ower [аиэ]; ch [k], ph [f]. Грамматика: разделительные вопросы; притяжательные местоимения; предлоги в \онце предложения. Text-
Friends Meet.......................' g^.
Lesson II Чтение: гласная а перед ss, sk, st, ns, nd, nt, ft, th, псе; чтение ударных гласных в многосложных словах' Grammar: Numerals; Impersonal sentences. Text: No Time to
See the Town........................JQQ
Lesson 12 Чтение: & [э:] перед 11, It; буквосочетания alk [o:k]; aw, аи [э:]. Grammar: глагол to have в настоящем времени;
местоимения many, much. Text: I Go in for Sports.....щ
Lesson 13 Чтение: гласные о [ou] перед Id; i [aij перед Id, nd; чтение буквосочетаний er, or, ey в безударном положении. Grammar: Possessive Case; Pronouns some, any, no; Prepositions of Place; Suffixes -er, -or, -ist. Text: About Myself . . 129 Lesson 14 Чтение: u [uj после р, b, f; ea [ej. Grammar: Modal Verbs (can, may, must); Plural of Nouns (baby, men,
shelf, etc.). Text: With the Children............141
Lesson 15 Чтение: буквосочетания igh, sion, usu, ture. Grammar: Construction There is (are); Pronouns somebody, something, anybody, etc; Compound Verbs (turn on, etc.) Text:
My Room . . '........................155
Lesson 16 Чтение: буквосочетания st [sj; ft [fj; si [1J; bt [t]; mb; mn; 1m [m]; Ik [k]; su [JuJ. Grammar: Future Indefinite Tense; Present Instead of Future in Adverbial Clauses of Time and Condition; Relative Pronouns who (whom), which. Text:
My Day Off.........................169
Lesson 17 Чтение: буквосочетания gh [f], gu [g]. Grammar: Past Indefinite Tense (of regular verbs); Place of Adverbs of Indefinite Time; Phrase Verbs (to have a rest, etc.). Text: About
Meals (Funny Stories)....................183
Lesson 18 Чтение: буквосочетания aught, ought [D:t]; ough. Grammar: Past Indefinite Tense (of irregular verbs); Impersonal Sentences (it rains, it is cold); Adverbs in -ly. Text: An Absent-
Minded Man........................195
Lesson 19 Reading: Revision. Grammar: Present Participle; Present Continuous Tense; Pronouns both, neither. Text: Two
Sons.................,..........207
Lesson 20 Reading-: Revision. Grammar: Revision. Text: Lenin's
Letter............................223
Lesson 21 Grammar: Degrees of Comparison of Adjectives; Absolute Form of Possessive Pronouns; Pronouns one, each, every, everybody, etc. Text: Who Painted this Picture? Everyday Topic: A Person's Appearance..............236
Lesson 22 Grammar: Past and Future Continuous Tenses; Self-Pronouns; Constructions So do I; Neither do I; Link-verbs: to grow, to turn, to get. Word-building: Adjectives in -y. Text: The Circus Comes to Town (after A. Maltz). Everyday
Topic: Weather and Climate.................257
Lesson 23 Grammar: Past Participle; Present Perfect Tense; While-clause. Word-building: Prefix -un; Compound Nouns (suitcase). Text: Home (after L. Hughes). Everyday Topic: Meeting
a Friend..........................280
Lesson 24 Grammar: Past and Future Perfect Tenses. Text:
Home (continued). Everyday Topic: Recreation......298
Lesson 25 Grammar: Sequence of Tenses; Future in the Past; Indirect Speech. Word-building: Prefix -dis; suffixes -ness, -less.
502
I Text: Letters in the Mail (after E. Caldwell). Everyday Topic:
fy Post-Office. Letter writing .................318
i L e s s о n 26 Grammar: Modal Expressions (to be able to, to have t to, to be to); Word-building: Prefix in (im, ir). Text: The Bus | that Ran Away (after M. Gibson). Everyday Topic: City Traffic. 341 !' Lesson 27 -Grammar: Passive Voice (Indefinite Tenses); Use •Г of Articles with Proper Nouns; Irregular Forms of Degrees of I, Comparison; Construction the.-.., the... Word-building: suffixes f; -ful, -ation; Text: A Man of Habit (after Jerome K,. Jerome).
| Everyday Topic: At the Dining-Room............360
•Lesson 28 Grammar: Complex Object (The Objective with the i Infinitive and with the Participle). Word-building: suffixes ; -ize, -th. Text: The Mexican (after J. London). Everyday To-
'{.: pic: Sport and Games....................384
' . Lesson 29 Grammar: Passive Voice (Perfect and Continuous Ten-> ses); Number of Nouns (advice, news, work, hair, etc.). Texts: ' I. A City for Children; II. Life is More than Meat (after Sean
? O'Casey). Everyday Topic: Shopping .............405
Lesson 30 Grammar: Revision. Text: Space Flights. Everyday
\ Topic: Work and Social Life.................426
?'• Грамматический комментарий..................445
f" Звуки английского языка в фонетической транскрипции.....477
!: Список неправильных глаголов..................479
" Англо-русский словарь .....................482