Турецкий язык. Практический курс- Дудина Л.Н М., 2004. — 320 с
Турецкий язык. Практический курс - Дудина Л.Н М., 2004. — 320 с
Дудина Людмила Николаевна
Турецкий язык. Практический курс. Изд. 2-е, испр. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с. (Языки народов мира.)
ISBN 5-354-00719-4
Вниманию читателей предлагается курс турецкого языка, включающий все основные разделы грамматики и наиболее употребительную лексику бытового и страноведческого характера. Курс состоит из вводно-фонетической и основной частей и предназначен для выработки навыков активного владения устной и письменной речью в пределах тематики, характерной для первой ступени обучения. В книге содержатся упражнения, способствующие более быстрой выработке навыков устной речи на турецком языке.
Рекомендуется студентам языковых вузов, а также всем, кто желает изучать турецкий язык самостоятельно.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий учебник является результатом переработки учебных материалов по турецкому языку для первого и второго курса языкового вуза. Учебник призван выработать навыки активного владения устной и письменной речью в пределах тематики, характерной для первой ступени обучения.
Уроки пособия охватывают девятнадцать бытовых тем. Первые шесть уроков представляют собой вводно-фонетический курс. Каждый урок содержит основной текст, словарь, комментарий к тексту и упражнения. Установочные тексты сопровождаются диалогами. Большинство текстов представляют собой адаптированные оригинальные художественные произведения или отрывки из них, в основном, диалогического характера. Часть текстов составлена автором.
Комплекс упражнений призван способствовать более быстрой выработке навыков устной речи на турецком языке. Некоторые тексты и упражнения написаны с участием В.Г.Щербинина.
В грамматическом разделе учебника содержатся основные положения нормативной грамматики турецкого языка. Последовательность введения определяется, прежде всего, частотностью употребления их в устной речи.
Учебник может быть использован как для групповой, так и для индивидуальной форм работы. В нем предусмотрено выполнение аналитических видов заданий и упражнений, необходимых для сознательного овладения языком. При наличии языковой практики он может послужить основательным подспорьем для изучающих турецкий язык самостоятельно. Сознательно—практический метод, положенный в основу учебника, позволяет использовать его также как «ключ» к продолжительному поддерживанию полученных языковых знаний.
Комплексный подход к организации языкового материала в данном пособии дает возможность обучающимся усваивать этот материал в его органическом единстве, при котором реализуется коммуникативная функция языка как средства общения.
Автор благодарит доцента ГАГорбаткину за участие в подготовке данного учебника.
Доцент Дудина Л.Н. 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
УРОК1 ....................................4
Гласные а, о, i, u. Согласные b, d, p, t, f, v, m, n. Словесное ударение. О редукции гласных. Указательные местоимения. Порядок слов в простом нераспространённом повествовательном предложении. Интонация простого нераспростра-_____немного предложения. Текст.________________
УРОК 2...................................11
Гласные е, i. Согласные k, k1,1,11, s, z. Вопросительные местоимения ne, kirn. Именное сказуемое 3 л. ед. ч. (-dir, -tir). Интонация вопросительного предложения с вопроситель-_____ным словом. Текст.______________________
УРОК 3...................................17
Согласные г, у. Аффикс множественного числа. Личные
местоимения. Аффиксы сказуемости (таблица). О согласо-
_____вании подлежащего и сказуемого в числе. Текст.______
УРОК 4.................................. . 25
Гласные О, ii. Согласные h, g, с. Вопросительная, отрицательная и вопросительно-отрицательная формы именного сказуемого. Интонация вопросительного предложения с частицей mi. Интонация простого предложения с имен-_____ным сказуемым в отрицательной форме. Текст.______
УРОК 5...................................33
Согласные j, j. Местный падеж. Наречия burada, gurada, orada, nerede. Именное сказуемое в местном падеже. Именное сказуемое с «var», «yok». Интонация предложения с _____вопросом альтернативного типа. Текст.___________
УРОК 6...............„...................43
Согласные g, g. Закон гармонии гласных. Дательный падеж. Исходный падеж. Инфинитив. Настоящее время изъявительного наклонения. Аффикс -са/-се. Логическое уда-_____рение. Текст «Derste». Диалог.________________
317
УРОК 7...................................57
Отрицательная, вопросительная и отрицательно-вопросительная формы настоящего времени. Числительные количественные и порядковые. Послелоги «ewel» и «sonra». Инверсия сказуемого. Удвоение согласных. Закон гармонии согласных. Текст 1: «Teneffiiste». Текст 2: «Enstitiide».
_____Konugma.___________________________
УРОК 8...................................72
Притяжательная форма личных местоимений. Способы выражения принадлежности. Аффиксы принадлежности. Винительный падеж. Повелительное наклонение (2л. ед. и мн. ч.). Послелог «ile». Озвончение согласных. Выпадение узкого гласного. Текст 1: «Dostum». Текст 2: «Ailemiz».
______Konu§ma.___________________________
УРОК 9...................................90
Родительный падеж. Склонение имен. Сочетание имен существительных (1-й тип). Прошедшее время именного сказуемого. Прошедшее категорическое время. Послелог
______«igin». Текст 1: «Sabah». Текст 2: «J§ giiniim». Konuyna.____
УРОК 10 ..................................108
Винительный падеж (продолжение). О слове «Ыг». Настоящее-будущее время желательного наклонения (1 лицо ед. и мн. ч.). Степени сравнения (сравнительная и превосходная). Деепричастие на -ip. Прямая речь. Текст 1: «KahvalU».
______Текст 2: «Ogle yemegi». Konuyna._______________
УРОК 11 .*.................................123
Сочетание имен существительных (изафет II типа). Послелоги-имена. Будущее-категорическое время. Обстоятельство времени на -diktan sonra. Слово «kendi» в функции место-
______имений. Послелог «kadar». Текст: «Geanti». Konugma.____
УРОК 12 ..................................146
Страдательный залог. Деепричастие на -(i)ken. Послелог gOre. Неопределенно-количественные числительные. Настоящее-будущее время. Причастие настоящего-прошедшего времени (-an). Имена прилагательные локативные. Послелоги gibi, kadar, dogru (продолжение). Субстантивиро-вание имен. Текст: «Mevsimler».Konusma.__________
УРОК 13..................................169
Повелительное наклонение (3 лицо). Формы возможности и невозможности совершения действия. Деепричастие на -ince. Выражение времени в часах и минутах. ______Текст: «Telefonlanmiz». Konuyna.______________
УТОК 14..................................182
Побудительный залог. Уступительные обороты — digi halde
— masina ragmen — makla berabcr. Неопределенный импер-
______фект. Текст: «Yerli mallardan pazen aldim».__________
УРОК 15 .................................' .196
Деепричастие на -arak. Числительные разделительные.
Аффикс «Id» (продолжение). Форма умения — masim bilmek.
______Текст: «Postanede»._______________________
УРОК 16 ..................................206
Определенный имперфект. Причастия на -пи§. Употребление слова «diye». Будущее- прошедшее время. Настоящее длительное время. Прошедшее длительное время. Текст: ______«Sincmada».__________________________'
УРОК 17..................................220
Развернутое определение. Словообразовательные аффиксы -Ian, -len; -la§, -lej. Условный период. Условная модальность. Условная форма с частицей -da-de. Текст: «Тгеп ______yolculugu».____________________________
УРОК 18 ..................................234
Развернутое обстоятельство времени. Форма быстроты _____действия — ivermek. Возвратный залог. Текст: «Terzide».
УРОК 19 ..................................243
Развернутое дополнение -diguu-acagini. Прошедшее время на -пн§. Развернутое подлежащее. Давнопрошедшее вре-
_____мя. Деепричастие на -dikca. Текст: «Pazar eglencesi»._____
УТОК 20....................................258
Сложная форма -ir...-maz. Двухсоставная определительная конструкция -dami yanan ev. Долженствовательное наклонение. Причастие настоящего-будущего времени. Текст:
_____«Doktorlann hatasini tnczar Orter»._______________
УРОК 21................................. 2122
Развернутое обстоятельство причины. Желательное наклонение (продолжение). Деепричастие -madan. Аффикс -са/се. Конструкция -(y)mcaya kadar. Конструкция типа -_____gclmesi bcklencn vapur. Текст: «Berber salonunda».______
УРОК 22...................................284
Развернутое дополнение с формой на -ma-me. Косвенный
вопрос. Форма -(y)acak ycrde. Взаимный залог. Аффикс -
_____(y)io. Текст: «Giimriikte».__________________
УГОК 23 ..................................293
Причастие на -acak-ecek. Конструкция -mast gerek. Форма -
masi icjn. Конструкция -digj-aca|i fikri. Деепричастие на -
_____(y)ah-(y)eli. Текст «Otelde»._________________
УГОК 24..................................306
Форма длительности. Условные формы с вопросительными словами. Послелог «taranndan». Второй способ передачи пассивных оборотов. Деепричастие на -casino. Текст: «Yilhk _____kongre». __________________________