Производные слова в английском языке-П.В. Царев Москва 1977 стр.130
Производные слова в английском языке-П.В. Царев Москва 1977 стр.130

ПРЕДИСЛОВИЕ ' __
Чтение литературы на иностранном языке, достаток-' но высокая его скорость и глубокое понимание прочитанного, ,а также понимание устной речи обусловливав ются многими факторами как лингвистического,' так и психологического характера. Одним из таких-определяющих факторов является объем словарного запаса читающего и слушающего. Чем больше словарный запас— прв-наличии адекватных знаний грамматики (для понимания устной речи), достаточного опыта, навыков чтения и аудирования, — тем лучше изучающий иностранный язык будет понимать прочитанное и услышанное.
По ряду причин у изучающего иностранный язык не всегда имеются возможности для усвоения такого количества слов, которые давали возможность беспрепятственному пониманию прочитанного и услышанного и, "-в первую очередь, прочитанного, поскольку письменная речь в большинстве случаев насыщена гораздо большим количеством слов, нежели устная. Школьные и вузовские курсы иностранного языка (за исключением специальных курсов) из-за ограниченности времени, отводимого на изучение иностранного языка, большой наполняемости учебных групп и по ряду других причин далеко не во всех случаях предоставляют возможности для глубо-. кого и всестороннего изучения словарного состава ино* странного языка и не всегда обеспечивают учащихся знаниями такого количества слов, которое необходимо для свободного понимания текста и устного высказывания. При чтении литературы, таким образом, приходит» ся часто обращаться к словарю. Но известно, что обра» щение к словарю требует затраты большого количества времени, что крайне нежелательно в условиях острой есо нехватки учащимся школ и вузов. Задача состоит в
том, чтобы по возможности ограничить обращение к словарю.
В языке имеется значительное количество слов, понимание которых не требует обращения к словарю. К тому же последние могут в нем и не оказаться, поскольку* как известно, словаре регистрирует далеко не все имею: щиеся в языке слова. Речь идет о словах, которые незнакомы читающему и слушающему как таковые, но тем не менее их значение оказывается понятным, если исхог дить из а) значения их основ, б) значения словообразовательных элементов, входящих в их состав, и в) словообразовательной модели таких слов. Все это вместе взятое и дает возможность выявить смысл слова, не прибегая к словарю.
Понимание значения подобного типа слов исходит из семантической прозрачности их частей. Изучающему должно быть известно значение основы слова и значение словообразовательного аффикса (суффикса, префикса) плюс знание словообразовательной модели, лежащей в основе такого слова.
Например, в предложении I wonder if she is a smoker слово smoker, хотя и зарегистрировано словарями, семантически прозрачно^ т. е. его значение «куриль-щик(ца)» выводится из'значения основы smoke — «курить», суффикса -ег — «деятель, ^агент» — тот, кто курит—курильщик. Следовательно, здесь нет нужды Обращаться к словарю за выяснением значения этого слова. В предложении Не put her in a small windowless room слово windowless, как правило, не отмечается слова-i рями и оно так же ясно по своему значению—window—] окно, less — лишенный чего-либо — без окон (окна). Следует отметить, что словари во многих случаях не. pe-jj гистрируют подобные слова. Авторы исходят в этом того, что их значения можно определить, исходя из зна чения частей по аналогии с другими словами, пряна; лежащими к той же словообразовательной- модели, (с аналогичные с windowless слова hopeless, lifeless и т. д.|
Безусловно, .значение не 'всякого производного сло1 легко выводимо из значений его частей и* в подобие блучае возникает необходимость прибегать к слов.ар] Тем не менее количество указанных производных сл| довольно велико и изучение их структуры принесет, or
Цель Настоящего пособия — помочь нзучакмцй** ац> глийский язык расширить и углубить их словарный запас путем изучения значений словообразовательных аффиксов и структурных особенностей словообразова* тельных моделей производных слов. Безусловно, работа имеет известные ограничения, исходя из практических потребностей определенного круга изучающих английский язык. Она предназначена в основном для студентов высших учебных заведений, для которых английский язык не является специальностью.
Пособие включает в себя лишь один вид словообразования — словопроизводство; из-за ограниченности объема в нем отсутствуют другие виды словообразования, такие, как словосложение, конверсия и др. Помимо этого не все словообразовательные типы слов отражён ны в пособии. Основное внимание уделяется наиболее продуктивным или широкораспространенным словообразовательным аффиксам и моделям. Знание таких аффиксов и моделей наиболее важно для понимания устной и письменной речи. Пособие не ограничено изучением слов с прозрачной семантической структурой, хотя упор делается на них. Сюда частично включены и слова, непрозрачные по своей семантической структуре (например, такие слова, как outbreak, overcome). Как уже отмечалось выше, при чтении литературы встречается много слов, не зарегистрированных словарями. Это могут быть или слова-неологизмы или слова, характерные только для данного-автора и созданные им на основе продуктивных словообразовательных элементов и моделей. Этим словам также уделяется внимание.
Пособие в основном строится на материале художе^ ственной и общественно-политической литературы, а также на материале английских словарей, как толковых, так и переводных. Помимо изучения словообразовательных моделей производных слов в посрбии отводится значительное место работе над навыками устной речи и переводу. Для этой цели имеются специальные упражнения.
Распределение материала сделано по возможности системно. Так, словообразовательные модели производных слов с суффиксами деятеля объединены в одну группу, слова с качественными суффиксами прилагательных— в другую; слова с абстрактными суффиксами существи-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА Часть I. Суффиксы
/. Суффиксы существительных
1. Существительные с суффиксами деятеля -ег(-ог), -ее, -1st,
-man, -ian(-an, -n), -ant(-ent), .-eer(-ier), -ess ... 7 Повторительные упражнения на существительные с суффиксами деятеля -ег(-ог), -ist, -man, -ее, -eer(-ier), -ian(-an, -n), -ant(-ent), -ess , .,.,,,. 21
2. Производные существительные со значением качества, свой-
ства, состояния, процесса, действия, результата действия. Существительные с суффиксами -ness; -ity(-ty), -ship, -hood, -dom, -ment, -ion(-tion, -ation, -sion), -ing, -age, -ance(-ence), -cy, -ery(-ry), -ism . ...... 23
Повторительные упражнения на существительные с суффиксами -ness, -ity(-ty)..........27
Повторительные упражнения на существительные с суффиксами -ship, -hood, -dom......... 32
Повторительные упражнения на-существительные с суффик-,
сами -ment, -ion, -ing.....»,.-,. 38
3. Существительные с суффиксом -ful ....... 48 :
4. Существительные с суффиксами (полусуффиксами) -ics, " ;
-logy, -graphy.............49
5. Существительные с уменьшительными суффиксами -ie(-y)
-let, -ette.............50
//. Суффиксы, прилагательных -less, -ful, -у, -ed, -ish, -able (-ible), -ary(-ory), -ic, -al(-ical), -ous, -ive, -like, -ly, -an
(-ian, -eon).............51
Повторительные упражнения на прилагательные с суффиксами -ful, -у, -ed ,....,.,.... 60
133
Повтор'йтельные упражнений Йа прилагательные с суффиксами -ic, -al -...,,........
Повторительные упражнения на прилагательные с суффиксами -like, -ly ...,..,,..... 76
///. Суффиксы наречий
Наречия с суффиксом -1у . . . .......77;
IV. Суффиксы глаголов -ize(-ise), -ft/, -ate, -en .... 80 Повторительные упражнения на глаголы с суффиксами
-ize(-ise), -fy, -ate, -en , ' , . . , . ,. . . . 84
Часть П. Префиксы
/. Префиксы с отрицательным значением ип-, in- (il-, im-, ir-), dis-, mis-, поп-, de-, anti-, counter-......
Повторительные упражнения на префиксы un-, in-, (il-, im-,
ir-), dis-, mis-, non-, de-, ahti-, counter-.....104J
I
//. Префиксы, выражающие отношение места, времени, сте- \ пени out-, extra-, ultra-, trans-, over-, super-, under-, sub-, j inter-, pre-, post-...........105
Повторительные упражнения на слова с префиксами out-,
extra-, ultra-, trans- . .........Ill
Повторительные упражнения на слова с префиксами over-,
super- . . . ...........Ни
Повторительные упражнения на слова с префиксами under-,
sub- ....:.......... 121
Повторительные упражнения на слова с префиксами pre-, post- 125
///. ПрефЫсб1 те-, со-,' ex-', pro-........126