Практическая стереофотография - Касс К Мн.: Полымя, 1987.— 128 с.: ил.
Практическая стереофотография - Касс К Мн.: Полымя, 1987.— 128 с.: ил.


Касс К. и Касс А.
!8 Практическая стереофотография.— Мн.: Полымя, 1987.— 128 с.: ил.
В популярной форме изложены принципы стереосъемки, способы получения объемных изображений, даны рекомендации по изготовлению аппаратуры и приспособлений, позволяющих на практике опробовать различные способы получения и воспроизведения стереоизображений.
Для широкого круга читателей.
! •-!ТО ТАКОЕ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЕ
Проделаем простой опыт: расположим вертикально ребром кисть руки на расстоянии нескольких десятков сантиметров от лица так, чтобы она находилась строго между глазами. Затем по направлению линии носа выберем какой-нибудь удаленный предмет, например деталь окна — среднюю раму. Если теперь поочередно открывать и закрывать то один, то другой глаз, то покажется, что рука наша движется относительно окна вправо или влево. Теперь повторим опыт, но при этом будем смотреть не на раму, а на руку. И что же? Рука будет неподвижна, а рама станет перемещаться...
Это — явление параллакса, на чем, собственно, и основывается стереовидение. Но об этом ниже. Главное, в чем мы убедились,— каждый глаз видит свою картину, и картины эти несколько отличны. И только мозг как бы сплавляет их воедино. В этом — главное условие возникновения стереоэффекта.
На рис. 1 перед вами стереоизображение конуса. Держа рисунок неподвижно и ровно, без наклона, попытайтесь вглядеться «сквозь» изображения... Когда увидите уже не два, а три конуса, начните рассматривать средний из них. Только спокойно, без напряжения... Всмотритесь в круг поменьше, в круг побольше, охватите взглядом боковую поверхность. Поначалу изображение вновь может превратиться в две плоские картины, но будьте терпеливы, и вы увидите конус объемным, то есть его стереоизображение.
То, что левый и правый глаз видят один и тот же предмет по-разному, было замечено давно. Как и то, что нарисованными изображениями можно «обмануть» зрение (то, что вы испытали только что на себе при разглядывании конусов). Но поскольку подобным способом оказалось довольно сложно разглядывать стереокартины, а у человека нетерпеливого из этого и вовсе может ничего не получиться, возникла необходимость в специальном приспособлении. Таким приспособлением явился стереоскоп. Он был изобретен задолго до того, как родилась сама фотография.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1
1. Что такое стереоизображение............... 3
2. Линзовый стереоскоп.................. 7
3. Съемка........................ 11
4. Стереосъемка двумя аппаратами. Стереопортреты........ 22
5. Зеркально-линзовый стереоскоп С. П. Иванова и Ю. М. Бутова .... 25
6. Цветные анаглифы.................... 27
7. Возникновение стереоэффекта............... 33
8. Стереограф. Рисованные стереоизображения.......... 37
9. Проецирование диапозитивов с помощью обычных проекторов .... 38
10. Изготовление поляроидов................ 45
11. Уровень на камере................... 50
12. Использование сменных объективов............. 51
Часть 2
13. Проецирование стереопроектором.............. 57
14. Монтаж слайдов для проецирования............ 77
15. Изготовление стереопроектора............... 80
16. Еще раз о съемках для анаглифов............. 87
17. Стереоскоп (переворачивающий перспективу) А. Г. Болтянского и
Н. А. Овсянниковой....................92
18. Насадки.......................94
19. Маленькие хитрости..................100
20. Растровые способы получения стереоизображения.......107
21. Голография......................108
22. Сферы применения стереофотографии............108
Приложение.......................125
Послесловие........................127
Литература.......................127