Из творчиского наследия С. М. Эйзенштейна сборник Москва 1985 стр.117
Из творчиского наследия С. М. Эйзенштейна сборник Москва 1985 стр.117


Настоящее издание включает в себя ряд новых публикаций работ С. М. Эйзенштейна, разысканных в его архиве и представляющих значительный интерес в деле изучения творческого и теоретического наследия выдающегося советского режиссера. В сборник включен также ряд статей и научных сообщений, посвященных актуальным проблемам исследования творчества и теоретических взглядов Эйзенштейна в контексте развития киноискусства и художественной культуры в целом.
ОТ РЕДАКЦИЙ
Творческое и теоретическое наследие Сергея Михайловича Эйзенштейна вызывает чрезвычайно широкий, активный и неослабевающий интерес во всем мире. После выхода в свет шеститомного издания Избранных произведений Эйзенштейна (1964—1971) стали по-новому очевидны и масштаб творческих свершений этого замечательного художника-мыслителя, и непреходящая важность тех проблем, которые он поставил своими фильмами и теоретическими трудами. В настоящее время работы Эйзенштейна опубликованы (и публикуются) на языках многих стран мира, а одновременно множится число исследований, посвященных его творчеству.
Уже полтора десятилетия назад, на международной эйзен-штейновской конференции в Москве (январь 1968 г.) было с полным основанием отмечено, что благодаря усилиям многих ученых, прежде всего советских, в мировой кинонауке сложилась особая область, которая может быть названа эйзен-штейноведением. Этот раздел кинонауки весьма многообразен но своим возможностям и перспективам, он оказывается полем пересечения интересов и проблематики разных научных дисциплин, что естественно связано с характером самого предмета. Творческая биография Эйзенштейна, его опыт, его теоретическое наследие представляют собой средоточие проблем, подчас важнейших, изучение которых побуждает к объединению усилий разных ученых, к обмену мыслями, к диалогу, к совместной работе. Это не раз было подтверждено в дальнейшем: в частности, на эйзенштейновском симпозиуме в Москве в J983 г. и на международной научной конференции, состоявшейся в 1978 г. в Риге.
Исследование эйзенштейновского опыта с необходимостью приводит к осмыслению наиболее принципиальных вопросов развития художественной культуры в нашем веке. Речь идет о коренных принципах социалистического искусства, о путях художественного новаторства, о закономерностях развития эстетической культуры во взаимодействии искусств, о судьбах и перспективах художественного творчества в ре^ альном контексте социального и культурного развития человечества в наш век — век социалистических революций. Один кз важнейших, непреходящих уроков творческого опыта «Эйзен-
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции . ......... 3
С. М. Эйзенштейн. Монтаж кино-аттракционов.
Предисловие.......... 6
Монтаж кино-аттракционов....... 10
По личному вопросу (В связи с книжкой А. Беленсона «Кино сегодня»).......... 30
С М. Эйзенштейн. Монтаж тонфильма.
Предисловие.......... 37
План озвучания «Генеральной линии» (1929) ... 40
л-
Финал сценария «Золото Зуттера> (1930) .... 44 Experience in Sound. January 15th. 1936 .... 46
Монтаж тонфильма (Фрагмент третьей главы книги «Монтаж». 1937) .......... 47
О некоторых проблемах изучения творческого наследия С. М. Эйзенштейна (Научные сообщения)
И. В. Вайсфельд. Об эйзенштейновской трактовке образности в искусстве.......... 88
Л. К. Козлов. «Монтаж аттракционов» и проблема эстетического воздействия кинообраза....... 91
В. С. Листов. От архитектуры — к кино .... 102 Ю. Г. Цивьян. К истории идеи интеллектуального кино . 107
В. И. Михалкович. Эйзенштейн и Базен в контексте развития кинотеории..........П2