Семиотика кино и проблемы киноэстетики Ю. Лотман Таллин 1973 стр.136
Семиотика кино и проблемы киноэстетики Ю. Лотман Таллин 1973 стр.136

ВВЕДЕНИЕ
Лев Толстой, проявлявший большой интерес к первым шагам современного ему дозвукового кинематографа, назвал его «великий немой». Технические условия раавития киноискусства сложились так, что стадии звукового фильма предшествовал длительный период дозвукового, «немого» развития. Однако глубоким заблуждением было бы считать, что кино заговорило, обрело свой язык только с получением звука. Звук и язык не одно и то же. Человеческая культура разговаривает с нами, то есть передает нам информацию, различными языками. Одни из них имеют только звуковую форму. Таков, например, распространенный в Африке «язык тамтамов» — система упорядоченных ударов в барабаны, при помощи которой африканские народы передают сложную и разнообразную информацию. Другие — только зрительную. Такова, например, система уличной сигнализации (светофоры), используемая для такой ответственной в современных условиях, в условиях цивилизации больших городов, цели, как снабжение водителей транспорта и пешеходов необходимой информацией для правильного поведения на улице. Наконец, есть языки, имеющие и ту и другую форму. Таковы естественные языки (понятие естественного языка в семиотике соответствует «языку» в обычном употреблении этого слова; примеры естественных языков — эстонский, русский, чешский, французский и др.). Они, как правило, имеют и звуковую и зрительную (графическую) формы. Мы читаем книги и газеты, получая информацию без помощи звуков, прямо из письменного текста. Да, наконец, и немые разговаривают, используя для обмена информацией язык жестов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................... 3
Глава первая: Иллюзия реальности.......... 16
Глава вторая: Проблема кадра........... 32
Глава третья: Элементы и уровни киноязыка...... 42
Глава четвертая: Природа киноповествования...... 48
Глава пятая: Кинематографическое значение...... 54
Глава шестая: Лексика кино............ 58
Глава седьмая: Монтаж.............. 61
Глава восьмая: Структура киноповествования...... 81
Глава девятая: Сюжет в кино............ 85
Глава десятая: Борьба со временем.......... 100
Глава одиннадцатая: Борьба с пространством...... 105
Глава двенадцатая: Проблема киноактера....... 110
Глава тринадцатая: Кино — синтетическое искусство . . . 123 Глава четырнадцатая: Проблемы семиотики и пути современного кинематографа............ 126
Заключение................... 137