РЕТУШЬ .Фотоснимков -АюИ.Геодаков Москва 1965 стр.125
РЕТУШЬ .Фотоснимков -АюИ.Геодаков Москва 1965 стр.125

ВВЕДЕНИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ РЕТУШИ
Рассматривая любую печатную продукцию, еще не вдаваясь в содержание издания, мы прежде всего обращаем внимание на ее художественное оформление и полиграфическое исполнение. Для зрительного восприятия особенно большое значение имеет качество иллюстраций и, в частности, фотоиллюстраций.
В большинстве книг, журналов, газет и других изданий наряду с текстом помещают фотоснимки. Они либо дополняют текст, либо иллюстрируют его. Портреты, групповые снимки, репродукции картин, фотографии строек, машин и станков, текстов исторических документов, памятников архитектуры, пейзажей с людьми и без людей — вот неполный перечень фотоиллюстраций, помещаемых в печатных изданиях.
Конечно, внешнее качество печатной продукции в основном зависит от полиграфистов, осуществляющих технологический процесс ее изготовления. Однако нужно не забывать, что как бы ни была совершенна технология полиграфического производства, нельзя получить хорошую репродукцию с недоброкачественного оригинала *.
Иллюстрации, как правило, в виде фотоотпечатков представляют в издательства авторы книг и статей вмес-
* В полиграфии под термином оригинал подразумевают текстовой или иллюстрационный материал, соответственно подготовленный и предназначенный для репродуцирования (воспроизведения) средствами полиграфического производства.
те с рукописями. Поэтому подготовку иллюстрационного материала нужно начинать с приема его от автора. Требования к иллюстрации должны быть не ниже требований, предъявляемых к рукописи.
Само собой разумеется, что от автора нельзя требовать готовый для репродуцирования оригинал. И рукопись, и иллюстрационный материал проходят в издательстве стадию подготовки в производство. При этом качество принятых иллюстраций-фотоснимков должно быть таким, чтобы их дефекты можно было исправить обычными приемами ретуши.
В редакцию часто поступают фотоснимки, которые изготовляются фоторепортерами. Если объект для иллюстрации фотографирует специалист, знающий полиграфическую репродукционную технику, фотоснимки в основном не требуют особо сложной подготовки перед репродуцированием. Если же фотографирует фотолюбитель, фотоснимки иногда оказываются невыразительными. Ну, а как быть, если автору рукописи такой фотоснимок обязательно нужен и нет возможности заменить его другим или переснять?
Как исключение такие малопригодные для репродуцирования фотоснимки приходится принимать, хотя они и требуют большой и кропотливой работы. При этом следует заметить, что плохой, имеющий большое количество градационных и технических дефектов фотоснимок может сделать приемлемым для репродуцирования только высококвалифицированный ретушер-художник.
Иногда в процессе подготовки к репродуцированию фотоснимки подвергаются еще и дополнительной пересъемке, особенно, когда они помяты, отпечатаны на фотобумаге с шероховатой или тисненой поверхностью, а также, если автор в качестве иллюстрации представляет взятую из какого-либо печатного издания репродукцию, изготовленную при помощи растра (см. ниже).
Практика показывает, что почти все фотоснимки независимо от их качества требуют исправления тех или иных недостатков. В одном случае это просто технические дефекты, которые имеются почти на каждом фотоотпечатке: светлые или темные линии, полосы, пятнышки, точки и т. д. В другом требуется изменить соотношение полутоновых переходов на изображении, потому что оптическая плотность отдельных деталей снимка получи-
лась большая, или меньшая, чем это необходимо. Бывают случаи когда для иллюстрации на фотоснимке нужно более резко выделить только одну какую-то часть изоб-ражения (например, узел машины или станка), оставив остальное изображение на втором плане.
Обычно для большей выразительности изображения даже на очень хорошем фотоотпечатке приходится уби« рать или ослаблять второстепенные его детали и соответственно усиливать основные.
Следовательно, подготовляя фотоснимок к репродуцированию, его ретушируют —исправляют все технические и градационные дефекты и изменяют оптические плотности в зависимости от требований к изданию, а также способов и технологических условий его репродуцирования.
ВИДЫ ОРИГИНАЛОВ*
Оригиналы-фотоснимки могут быть полутоновыми и штриховыми. В штриховом оригинале любой графический элемент изображения независимо от его размера имеет одинаковую с другими элементами силу тона. Штриховой оригинал может состоять из отдельных линий (штрихов), точек, сплошных заливок и т. д. (чертежи, диаграммы, рисунки, гравюры, текст, написанный художником и т. д.). Как правило, он изготовляется на белой плотной бумаге, а если это чертеж, то нередко и на кальке.
В издательство обычно сдаются не сами оригиналы-подлинники, а фоторепродукции с них, которые после соответствующей подготовки — ретуши — служат для полиграфического производства оригиналами.
В отличие от штриховых на полутоновых оригиналах изображение передается постепенными переходами от насыщенно глубоких тонов к наиболее светлым посредством промежуточных полутонов различной силы. Для полиграфического производства лучшими однокрасочными полутоновыми оригиналами являются такие, на ко-
В данной книге рассматриваются иллюстрационные оригиналы, представляющие собой подготовленные к репродуцированию черно-белые фотоснимки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. . . . . ? . s . s E ;
Назначение ретуши...........
Виды оригиналов............
О способах воспроизведения оригиналов ......
Об особенностях воспроизведения полутоновых оригиналов
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОТООРИГИНАЛАМ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА И ХАРАКТЕРА РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ
Требования к фотоотпечаткам ........
Общие требования к отретушированным оригиналам . Требования к оригиналам, воспроизводимым способом
высокой печати...... . .
Требования к оригиналам, воспроизводимым способом
офсетной печати....... ...
Требования к оригиналам, воспроизводимым способом
глубокой печати ...........
О размерах репродукций ..........
ТЕХНИКА РЕТУШИ И ПОДГОТОВКА ОРИГИНАЛОВ К РЕПРОДУЦИРОВАНИЮ
Возможные дефекты на фотоснимках......
Дефекты, встречающиеся на штриховых фотоснимках Дефекты, встречающиеся на полутоновых фотоснимках
Материалы, применяемые для ретуши . . . . .
Оборудование, инструменты и приспособления ....
Рабочее место ретушера..........
Основные приемы ретуши.........
Химическая ретушь..........