Кинолюбитель путешествинник - В.Шнейдоров Москва 1968стр. 80
Кинолюбитель путешествинник - В.Шнейдоров Москва 1968стр. 80


НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВИДОВОМ ФИЛЬМЕ
Каждый вид кинопроизведения имеет свои, свойственные только ему особенности, задачи, приемы. Первая задача видового фильма — воспроизведение на экране образа того или иного определенного уголка мира, выявление его природных особенностей, показ жизни и трудовой деятельности людей/населяющих это место, преобразующих окружающую их природу и создающих экономические и культурные ценности для общего блага. Видовой фильм может быть маршрутным — показывать всевозможные путешествия и экспедиции, может носить краеведческий уклон, этнографический, археологический, архитектурный и так далее.
Формы видового фильма многообразны. Тут возможен и очерк, и прием дневниковой записи, и, наконец, драматизированный кинорассказ о каком-либо конкретном путешествии, о приключениях и трудностях, о поисках и достижениях. Но во всех случаях основой видового фильма является рассказ о стране, о крае, об их географических природных особенностях. Отдельные события и судьбы действующих лиц, если они находят место в видовом фильме, приемлемы лишь постольку, поскольку они способствуют созданию образа края и не уводят зрителя от прямых задач познания природы страны, жизни и трудовой деятельности населяющих ее людей.
Видовой фильм давно уже сложился и оформился в особый вид киноискусства. Его история начинается на заре кинематографии, и первые видовые короткометражки появились еще в подвале «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже в 1895 году, когда братья Люмьер открыли там свой «синематограф». «Живые картины» сразу ставших всемирно известными изобретателей показывали изумленному зрителю живописные виды природы,
СОДЕРЖАНИЕ
Несколько слов о видовом фильме ........ 3
Авторский замысел .............. 8
Литературный сценарий............ 11
Фильм на бумаге.............. 13
Раскадровка................ 17
Деление на планы............. . 20
Монтажные стыки и переходы......... 23
Метраж кадра............... 27
Форма режиссерско-монтажного сценария..... 28
Выбор места съемки............. 31
Свет ................... 35
Построение кадра............. . 36
Перспектива................ 40
Основные 'ориентиры.......•...... 42
Индустриальные объекты ........... 44
Район и сезон................ 45
Где мы находимся?................ 48
Генеральное направление съемки ........ 59
Монтажная съемка.............. 51
Панорама ................. 56
Человек перед объективом ........... 59
Зверь в кадре................ 65
Съемка в пустынях и горах......... . 66
Окончательный монтаж фильма......... 72
Озвучивание фильма ............. 75
Послесловие .....,.......... 76