Как монтировать любительский фильм -Х.Бэдли Москва 1971 стр.80
Как монтировать любительский фильм -Х.Бэдли Москва 1971 стр.80


ТРИ СТОРОНЫ МОНТАЖА
Отдельные части фильма, кадры или планы, будь фильм любительский или профессиональный, редко снимаются в окончательном порядке. Процесс разрезания снятой пленки на отдельные части и склеивания их в правильной и самой' эффективной последовательности называется монтажом.
Монтаж в простейшем виде — это вырезание бракованного материала и склеивание оставшегося в логическом порядке. Однако он может быть и подлинным искусством, при помощи которого достигают выразительных эффектов.
Есть кинолюбители, для которых монтаж фильма ограничивается склейкой проявленных роликов пленки, только чтобы сделать больший ролик для более длительного непрерывного показа на экране. Так как первая часть этой книги посвящена технической стороне монтажа фильма, она будет полезной даже для тех, кто не желает углубляться в него.
В то же время не подлежит сомнению, что материал заметно улучшается даже при незначительном сокращении отдельных кадров. Несмотря на то, что содержание и фотографическое качество отснятого материала имеют решающее значение, монтаж совершенно необходим для любого готового фильма. При помощи искусного монтажа посредственный материал может быть превращен в нечто ценное, тогда как великолепный материал может быть безнадежно загублен неумелым монтажом. Таким образом, кинолюбителю полезно познакомиться с основными принципами монтажа фильма, которым посвящена вторая часть этой книги.
Третья, последняя часть посвящена краткой истории развития монтажа и беглому обзору его теории. Несмотря на то, что дни самых революционных открытий в области монтажа фильма, вероятно, прошли, его способы даже теперь не являются окончательно стандартизированными или нейз1 менными. Новые возможности все еще можно изыскивать, н кинолюбитель, монтирующий фильм, имеет во многих отношениях большую свободу, чем профессионал, в поисках новых идей, способов выражения и эффектов.
Пожалуй, монтаж — единственная область создания фильма, где кинолюбитель на равных цравах может состязаться с профессионалом в остроте ума и мастерстве. Для этого ему нужна лишь творческая фантазия, ножницы и киноклей.
СОДЕРЖАНИЕ
ТРИ СТОРОНЫ МОНТАЖА........... 5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КАК ДЕЛАТЬ СКЛЕЙКИ........... «
МОНТАЖ КАДРОВ............. 15
ЗАТЕМНЕНИЯ, НАПЛЫВЫ И ВЫТЕСНЕНИЯ...... 20
ОБЩИЕ СОВЕТЫ.............. 23
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРИНЦИПЫ МОНТАЖА............ 27
МОНТАЖ ПРОСТОГО ЭПИЗОДА.......... 32
ДЛИНА КАДРА . ............ 40
ГДЕ ДЕЛАТЬ МОНТАЖНЫЙ ПЕРЕХОД ........ 47
СОЕДИНЕНИЕ СМОНТИРОВАННЫХ ЭПИЗОДОВ...... 58
МОНТАЖ ФИЛЬМОВ О ПУТЕШЕСТВИЯХ ....... 59
ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ МОНТАЖА...... «2
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК........... . 65
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ФИЛЬМЕ........ 70
АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ.......... 75
МОНТАЖ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ..,,..,,. 78