Фотографическая химия и материаловедение -Журба Ю. И М.: Высш. школа, 1981.— 136с., ил
Фотографическая химия и материаловедение -Журба Ю. И М.: Высш. школа, 1981.— 136с., ил.


Журба Ю. И., Шпольский М. Р.
)1 Фотографическая химия и материаловедение: Учеб. пособие для проф.-техн. учеб, заведений. — М.: Высш. школа, 1981.— 136с., ил.
25 к. •
В книге рассматриваются светочувствительные черно-белые и цветные фото материалы, их -фотографические и структурометрические характеристики, способ" сенситометрических испытаний. Описываются процессы образования скрытого и-бражения в микрокристаллах галогенида серебра, химические и физические п. цессы, протекающие при проявлении, фиксировании, отбеливании и на друг стадиях химико-фотографической обработки кинофотоматериалов. Приведена ' цептура растворов для обработки различных светочувствительных материалов.
Книга предназначена в качестве учебного пособия для подготовки квалифи] рованных рабочих для химико-фотографического производства, а также фот" борантов в профессионально-технических учебных заведениях.
ВВЕДЕНИЕ
Прошло уже более 130 лет с тех пор, как французский художник и изобретатель Ж- Дагер открыл способ получения фотографического изображения на фотослоях с галогенидом серебра, названный дагеротипией. Для получения изображения этим способом использовали серебряную пластинку, которую помещали в сосуд, где находился металлический йод. Взаимодействуя с серебром, йод образовывал светочувствительную соль — йодистое серебро — фотографический материал, на котором в специальной камере при 10-минутной выдержке получалось изображение ярко освещенного объекта. Изображение затем усиливалось парами ртути.
Способ этот был очень несовершенным, снимки получали в одном экземпляре, и стоили они дорого. Тем не менее дагеротипия обратила на себя внимание передовых ученых того времени. Немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт писал в 1839 г.: «Это одно из самых радостных и достойных открытий нашего времени... Я уверен, что такое изобретение, коль скоро оно сделано, не останется без развития». Слова А. Гумбольдта оказались пророческими. С тех пор необычайно расширились возможности фотографии и область её применения.
Благодаря использованию новейших научных и технических достижений фотографические материалы непрерывно улучшаются и совершенствуются. В настоящее время имеется большой выбор черно-белых и цветных фотоматериалов, применяемых в любительской и профессиональной фотографии, в кинематографии, промышленности, медицине и т. д.
Современные фотографические материалы различаются по чувствительности от весьма низкочувствительных, используемых для микроэлектроники и голографии, до очень чувствительных, применяемых для высокоскоростной фотографии, в аэрофотосъемке и астрономии.
Существующий в настоящее время ассортимент фотоматериалов позволяет регистрировать практически все виды излучений: заряженные частицы, рентгеновские лучи, ультрафиолетовое, видимое 11 инфракрасное излучения. Фотографические материалы состоят из одного — десяти слоев и более и имеют толщину от 1 до 1000 мкм.
Благодаря разработанным скоростным процессам химико-фотографической обработки можно получать готовое изображение через несколько секунд после фотографической съемки.
В последнее время широкое применение находят диффузионные Р°цессы получения черно-белых и цветных изображений, а также
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение . . . . . ........... 3
Глава I. Схема фотографического процесса и виды фотоматериалов . 5
§ 1. Схема фотографического процесса.......... 5
§ 2. Г алогенидосеребряные и бессеребряные фотоматериалы .... 6
Глава II. Общие сведения о сенситометрии........ 9
§ 3. Сенситометрическая система........... 9
§ 4. Характеристическая кривая............ 10
§ 5. Сенситометрические приборы........... '15
§ 6. Фотографическая обработка сенситограмм....... 19
§ 7. Измерение спектральной чувствительности...... . 21
§ 8. Денситометрия оптических плотностей........ 22
§ 9. Сенситометрия фотографических бумаг ........ 25
§ 10. Сенситометрические испытания цветных фотоматериалов ... 27
§ 11. Структура проявленного изображения........ 29
§ 12. Зарубежные системы сенситометрии......... 31
Глава III. Черно-белые фотоматериалы и их свойства..... 33
§ 13. Фотопластинки............... 33
§ 14. Фотопленки................ 40
§ 15. Фотобумаги................ 44
Глава IV. Цветные фотоматериалы и их свойства...... 47
§ 16. Строение цветных фотоматериалов .......„„ 47
§ 17. Цветные негативные фотопленки......... . 48
§ 18. Цветные позитивные и контратипные кинопленки..... 50
§ 19. Обращаемые цветные фотопленки......... 51
§ 20. Цветные фотобумаги............. 52
Глава V. Отделка и хранение фотоматериалов....... 53
§ 21. Маркировка............... 53
§ 22. Упаковка................. 54
§ 23. Хранение................ 55
Глава VI. Фотографические растворы и сведения о химических веществах................. 56
§ 24. Основные понятия . . . ......... 56
§ 25. Состав проявляющих растворов.......... 59
§ 26. Способы приготовления проявителей......... 62
§ 27. Фиксирующие и вспомогательные растворы...... 63
Глава VII. Действие света на галогенид серебра и образование скрытого изображения........... 65
§ 28. Микрокристаллы галогенидов серебра, их строение и свойства . . 65
§ 29. Спектральная чувствительность фотоматериалов..... 68
Глава VIII. Физико-химические процессы при черно-белом проявлении 72
§ 30. Основы процесса проявления........... 72
§ 31. Химия и строение проявляющих веществ ....... 75
§ 32. Механизм процесса проявления.......... 76
§ 33. Роль компонентов проявляющего раствора ....... 78
, Стр.
,34. Химизм проявления............. 82
35. Кинетика проявления . . . . . . . . .. . . . . 85
•§ 36. Типы проявителей и их рациональная ое",ептура..... 89
•§ 37. Специальные процессы получения фотографического изображения . 94
Глава IX. Физико-химические* процессы при фиксировании,, усилении,
ослаблении и тонировании ......... 101
;§ 38. Химизм фиксирования............. 101
•§ 39. Классификация фиксажей и техника фиксирования..... ДОЗ
•§ 40. Извлечение серебра из отработанных фиксажей...... 107
-§41. Промывка отфиксированного изображения....... 109
•§ 42. Стабилизирующие растворы . . . .. .-...... 110
•§ 43. Усиление фотографического изображения........ 111
•§ 44. Ослабление фотографического изображения . . . . . 113
•§ 45. Химизм отбеливания.............113
•§ 46. Техника усиления и ослабления фотографического изображения . 115
•§ 47. Химические процессы при тонировании........ 117
§ 48. Техника тонирования............. 119
Глава X. Химические процессы в цветной фотографии . . . . . 121
•§ 49. Основные понятия............... 121
•§ 50. Способы получения цветного изображения...... . 123
•§ 51. Химизм цветного проявления и дополнительных стадий процесса
обработки................ 128
•§ 52. Способ обращения............. 133
Литература................. 134